Главные герои евгений онегин список. Евгений Онегин: герои и их характеристики

Главная / Чувства

Образ Автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в особую сюжетную линию.
Уже из 1 главы читатель понимает, что А. гоним и, возможно, сослан. О родном Петербурге А. рассказывает сквозь грустную дымку разлуки. Мы узнаем, что молодость автора пронеслась, как и у Онегина, в вихре света. Теперь об этом ему приходиться лишь вспоминать.
Знакомство А. с Онегиным происходит, когда обоих настигает хандра. Это сближает героев. Но А., в отличие от Онегина, по-другому справляется с тоской. Он уходит в политическую оппозицию, о чем мы узнаем по его намекам на свое изгнанничество.
А. живет вдали от столиц: сначала где-то на юге, затем – в своем имении. Здесь он занимается творчеством: пишет стихи и читает их «старой няне да уткам».
Постоянно вторгаясь в повествование, ироничный А. создает иллюзию свободного течения романной жизни. Рассуждение о поэтической славе, о неприступных красавицах, о русской речи, о любви к самому себе, об альбомах уездных барышень и светских дам, о достоинствах разных вин, литературоведческая полемика, - все это вводит в роман пласты русской действительности и делает его «энциклопедией» русской жизни. Благодаря этому А. становится посредником между романной жизнью и действительностью. От главы к главе А. меняется. В своих симпатиях он постепенно перемещается от Онегина к Татьяне, его идеалы становятся более патриархальными, национальными. В конце 6 главы А. заглядывает в свое будущее: «Ужель мне скоро тридцать лет?» Близится перелом в душе А., вместе с тем меняются и его жизненные обстоятельства: изгнание окончилось, он снова в свете. 8 глава дает совершенно новый образ А. Как и у Онегина, у А. в конце романа начинается новый виток судьбы. На его пороге он вспоминает свои истоки – Лицей, первое появление Музы и т.д. Именно глазами своей Музы А. смотрит на Татьяну и Онегина в конце романа. В финале произведения А. уподобляет роману саму жизнь, где реальность и вымысел перепутаны и тесно переплетены.


Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя.
Л. приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником философа Канта и романтическим поэтом.
Л. довольно близко сходится с Онегиным, вводит его в дом Лариных, знакомит с Татьяной и своей невестой Ольгой. Раздраженный Онегин начинает притворно ухаживать за Ольгой за две недели до их свадьбы с Л. Из-за этого герой вызывает Онегина на дуэль, на которой погибает.
В романе Л. 18 лет, он богат и хорош собою. Все поведение Л., его речь, облик («кудри черные до плеч») указывают на свободомыслие, на новомодный романтизм героя. Большим романтизмом отличается и поэзия Л.: он поет «нечто и туману даль», пишет «темно и вяло».
Л. влюбляется в Ольгу, видит в ней романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. Но герой жестоко ошибается в своей возлюбленной и платит за это жизнью.
Несмотря на все модные веяния, которые Л. привез из Германии, в душе он остается милым, простым, не слишком утонченным и не слишком глубоким русским помещиком.
Такая раздвоенность личности героя привела к трагическому финалу: Л. умирает на дуэли, т.к. совместить противоположности его характера невозможно. Если бы Л. стал поэтом или героем, он все равно бы не утратил худших помещичьих черт; если бы он стал уездным помещиком, то все равно бы пописывал стишки. Но в любом случае, не был бы счастлив.


Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что О. любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную О., а придуманный им романтический образ.
О. – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у О. не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
О. не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского О. оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.


Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.
О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.


Татьяна Ларина – главная героиня романа.
Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни.
В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила. В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться «в кого-нибудь», лишь бы он походил на романтического героя. Т. пишет о своей любви к О. в письме, нарушая все нормы поведения ее времени. Но Онегин отказывает девушке, а позже совсем уезжает из деревни. Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Рассматривая обстановку, пометы на полях книг, ей открывается истина: «Уж не пародия ли он». Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал». В конце романа мы видим совсем другую Т. – светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня сумела сохранить все лучшие внутренние качества: душевную тонкость, глубину, благородство и т. д. О. влюбляется в Т., но та не отвечает на его письмо и при встрече «делает отповедь» герою: «Тогда …Я вам не нравилась…Что ж ныне Меня преследуете вы?» В ее монологе чувствуется тайная любовь к Онегину, но в то же время достоинство и смирение пред жизненным долгом («Но я другому отдана И буду век ему верна»).

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из самых значимых произведений Пушкина, жемчужина классической русской литературы. Несмотря на то, что в центре поэмы находятся непростые взаимоотношения Татьяны Лариной и Онегина, писатель уделил много внимания и второстепенным персонажам. Примечательно, что в книге «Евгений Онегин» герои не делятся на отрицательных или положительных, поскольку все образы весьма неоднозначны и не поддаются жесткой критике. Это произведение вне времени: оно было невероятно популярным в XIX столетии, остается актуальным и в наши дни.

Характеристика героев «Евгений Онегин»

Главные герои

Евгений Онегин

Одним из главных героев «Евгения Онегина» является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга. На момент рассказа Евгению около 26 лет, и все свое время он привык проводить в праздности: в театрах, на балах и приемах. Несмотря на увлекательную светскую жизнь, молодой человек не чувствует себя удовлетворенным: он постоянно скучает, хандрит, его трудно чем-либо удивить или восхитить. Онегин имеет славу опытного сердцееда, обладающего внушительным списком покоренных женских сердец.

Татьяна Ларина

Сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании. Девушка не отличается яркой внешностью, не стремится к обольщению и соблазнению мужчин. Душевное равновесие Татьяны нарушается при встрече с Онегиным, а неразделенные чувства к молодому повесе становятся для нее тяжелым испытанием. Но, обладая внутренним стержнем, девушка открывает новую главу своей жизни и выходит замуж за достойного человека.

Автор-рассказчик

Несмотря на то, что в романе не фигурирует имя рассказчика, в ходе повествования становится понятно, что эта роль принадлежит самому Александру Сергеевичу Пушкину. Он часто напоминает о себе, вмешивается в ход событий, в лирических отступлениях делится с читателями своими взглядами на жизнь. Это добрый приятель Онегина, который не скрывает свою искреннюю симпатию к главному герою, ни в чем не упрекает его и прощает ему любые ошибки.

Второстепенные персонажи

Владимир Ленский

Близкий друг Онегина и яркая его противоположность. Это пылкий, восторженный молодой человек, не знавший жизни и не ведавший предательства. Однолюб и домосед, который искренне верит в дружбу, любовь, справедливость. Страстно влюблен в Ольгу Ларину, которой посвящает свои стихи. Погибает от руки Онегина на дуэли.

Ольга Ларина

Младшая сестра Татьяны. Невероятно жизнерадостная, беззаботная, веселая девушка, образ которой, впрочем, не отличается глубиной. Светло-синие глаза и льняные волосы юной кокетки пленяют сердце Ленского. Ветреное поведение Ольги становится причиной дуэли между Онегиным и Ленским. Она недолго горюет после трагической смерти возлюбленного и вскоре удачно выходит замуж за богатого офицера.

Мать Татьяны и Ольги

Добрая, заботливая женщина, все свои силы направляющая на воспитание детей и ведение хозяйства. В молодости она мечтала о возвышенной любви, и ее прекрасная головка была полна романтических иллюзий. Однако с рождением дочерей восторженные фантазии и мечтательность молодой женщины сошли на нет. Она смогла приспособиться к реалиям замужней жизни и научилась ловко управлять супругом.

Зарецкий

Сосед и близкий приятель Онегина и Ленского. Молодость его была весьма бурной и веселой. Несмотря на положение холостяка, у Зарецкого есть незаконнорожденные дети от крепостных крестьянок. Это неглупый, острый на язык человек, но вместе с тем жестокий, холодный и безразличный. Во время дуэли выступает в роли секунданта Владимира Ленского.

Князь N

Супруг Татьяны Лариной, богатый и знатный генерал, уважаемый дворянин. Вся его жизнь связана со служением Отечеству. Во время войны он был сильно ранен, но это не стало для него поводом уйти на заслуженный покой. Он очень трепетно относится к Татьяне, и ради ее счастья готов на многое. И, хотя Ларина не любит мужа, она остается ему верна и не поддается на соблазны Онегина.

Княжна Алина

Кузина старшей Лариной, то есть двоюродная тетка Татьяны и Ольги. Княжна Алина проживает в Москве, в одиночестве - у нее нет своих детей, она никогда не была замужем. Когда Татьяна с матерью приезжаю в столицу на «ярмарку невест», они останавливаются в доме своей родственницы.

Няня Татьяны Лариной

Филипьевна - добрая старушка с чутким сердцем, долгое время служившая в доме Лариных. Она часто рассказывает своей воспитаннице увлекательные истории из жизни, всячески опекает и мягко наставляет ее.

В таблице характеристик героев «Евгения Онегина» дается краткое описание главных и второстепенных персонажей. Данный материал будет полезен при написании сочинения на данную тему, а также при детальном анализе романа в стихах.

Тест по произведению

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал прорывом в литературе того времени. В тот период русский язык находился в стадии активного развития и пополнения новыми фразовыми единицами. По словам того же Пушкина, каждый человек, пишущий на русском, уже априори был писателем – для того, чтобы изъясниться нужно было придумать определенный речевой оборот, ведь в языковом запасе таких вариантов не существовало. Поэтому появление произведения значимого объема привлекло внимание читателей.

Определение жанра

«Евгений Онегин» – это роман. На это указывают несколько факторов.

Широкая система действующих персонажей

Всех героев можно разделить на главных и второстепенных. Некоторые из них единожды появляются в тексте и то на несколько мгновений. Основной массив событий приходится на 12 персонажей. Не все они активно принимают участие в возникшем конфликте, некоторые из них представлены косвенным действием.

Изображение множества жизненных аспектов

Жизнь главных героев описывается с разных сторон, многогранно. Читатель может увидеть действие персонажа в разных жизненных ситуациях, узнать, как он проявляет себя в других социальных ролях. Например, как член семьи – другими словами, как он относится к своим родственникам, как социальный субъект – так персонаж действует в обществе, как работник – как человек, выполняющий определенные должностные требования и прочее.

Временной промежуток

События романа охватывают временной промежуток в несколько лет. Такая продолжительность действия также является характеристикой романа как жанра.

Количество сюжетных линий

В романе всегда несколько сюжетных линий. Максимально допустимого значения для сюжетных линий нет. В «Евгении Онегине» главная сюжетная линия заключена во взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Также существуют две побочных – первая касается дружбы Ленского и Онегина; вторая – любовного чувства между Ольгой Лариной и Владимиром Ленским.

Лирические отступления и пояснения автора

Характерной чертой романа также является и наличие лирических отступлений или дополнительной информации в самом тексте, позволяющей глубже понять суть происходящего. Самыми яркими проявлениями «Евгения Онегина» в этом плане является сон Татьяны, песни девушек, поэзия Владимира Ленского.

Особенности жанра

Роман Пушкина «Евгений Онегин» носит элементы социально-психологического романа. Александр Сергеевич активно изображает внутреннее состояние героев, их душевные сомнения и поиски.

Неожиданные, порой экстремальные, события в жизни персонажей позволяют полнее понять их особенности характера. Обличение снов, мечтаний, скрытых желаний – способствуют анализу подсознательной части личности.

Еще одной особенностью является то, что роман написан в стихотворной форме, другими словами – это роман в стихах.

Особенности строфики

Так как роман имеет поэтическую форму, то следует рассмотреть и основные особенности поэзии.
Произведение было написано особенной строфой. Ее рифменная схема изображается таким образом: AbAb CCdd EffE gg. Расшифруем ее.

Четыре первых строки связаны перекрестной рифмой. При этом первая и третья строки представлены женской рифмой, а вторая и четверная – мужской.

Следующие четыре строки объединены смежной рифмой, то есть рифмуются по две строки. Первые две из них – женская рифма, последующие две – мужская.

Следующие четыре строки связаны кольцевой рифмой – первая строка (она же 9 в общем списке строк стиха романа) рифмуется с 4-ой (12 в общем списке), и являет собой женскую рифму, а 2-я с 3-ей (10 и 11 соответственно), и представлена мужской рифмой. Последние две строки рифмуются между собой мужской рифмой.

Такой вид строфы был назван Онегинская строфа, так как первоначальное ее выявление было произведено именно в этом романе.

Структура романа

Первоначально Пушкин очертил объем романа в 9 глав, но позднее изменил свое намерение, сократив их количество до восьми. Дело в том, что восьмая глава должна была описывать поездку Онегина в Одессу, но объекты, изображенные Пушкиным в этой главе, могли бы навлечь гнев властей, поэтому Александр Сергеевич не только отказывается от идеи публиковать ее, но и уничтожает частично текст главы.

Характерной особенностью глав было то, что каждая из них по своей сути является законченным произведением и позволяет оборвать повествование на любой из них. Таким образом было подчеркнуто сходство с манерой фрагментарного изложения Байрона.

Герои романа

Система героев романа довольно проста – в центре событий находится пара, объединенная влечением друг к дружке. К ним примыкают несколько групп второстепенных персонажей, которые способствуют развитию конфликта, возникшего между двумя главными героями. В тексте также присутствуют эпизодические персонажи – их влияние на развития сюжета сведено к минимуму, они созданы автором для создания определенного настроя общества.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина являются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин – дворянин по происхождению, состоятельный молодой человек, по стечению обстоятельств приехавший к своему умирающему дяде. Его жизнь типична для молодых людей того периода – балы, званые обеды, театры. Он весьма популярен в петербуржском обществе.

Татьяна Ларина также дворянка, но ее семья не столь богата и известна. На момент начала развития событий ей 17 лет. Татьяна, на момент развития основных событий, была лишена возможности активно бывать в светском обществе, вела тихую и уединенную жизнь в деревне вместе со своими родителями и сестрой.

Второстепенные герои романа

Список второстепенных героев романа Пушкина более объемный.

  • Владимир Ленский – друг Евгения Онегина, дворянин. Он поэт и романтик. Ленский погибает от рук Онегина на дуэли;
  • Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. Милая и добрая женщина преклонного возраста;
  • Дмитрий Ларин – помещик, отец Татьяны и Ольги. Он умер его до начала повествования;
  • Ольга Ларина – младшая дочь Прасковьи Лариной и сестра Татьяны. Легкомысленная и кокетливая девушка. Ее поведение становится предпосылкой к развитию конфликта между Ленским и Онегиным и, как следствие, дуэли;
  • Фильпьевна – крепостная крестьянка, няня Татьяны Лариной. Добродушная и ласковая старушка;
  • Князь N – помещик, муж Татьяны Лариной, родственник Евгения Онегина;
  • Зарецкий – помещик, секундант Ленского на дуэли, его друг и товарищ Евгения Онегина;
  • Княжна Алина – кузина Прасковьи Лариной. В ее доме останавливаются Прасковья и Татьяна Ларины, по приезду в Москву.

История написания и публикации

Роман «Евгений Онегин» не относится к произведениям, написанным на одном дыхании. Для создания повествования Пушкину потребовалось больше семи лет. По подсчетам самого автора, точный период написания составляет 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

Работу над текстом романа Пушкин начал в Кишиневе 9 мая 1823 года. На ее написание ушло больше 5 месяцев – закончена глава была 22 октября. Этот текст не был окончательным вариантом и впоследствии подвергся множеству доработок и изменений. Впервые эта глава увидела свет в 1825 году.

Написание второй главы не было таким длительным процессом. К 8 декабря того же 1823 года она была уже готова, правда, как и в случае с первой главой, это не стало окончательным вариантом – текст поддался коррекции и впервые был опубликован в 1826.

К написанию третей главы Пушкин приступил незамедлительно. Процесс ее написания был довольно долгим – около 8 месяцев и 2 октября 1824 она была написана полностью. С публикацией главы Пушкин не торопился, читатели увидели ее только в 1827.


Написание четверной главы время от времени прерывалось. Пушкин отвлекался на написание других произведений, поэтому весь процесс занял год и три месяца. Текст был закончен в январе 1826. Опубликована она была в 1828 одновременно с пятой главой.

Пятая глава романа также писалась с перерывами. Пушкин начал работу над ней за два дня до окончательного варианта четвертой главы. По длительности написание заняло 10 месяцев. В ноябре 1826 – глава уже была готова.

Рукопись шестой главы не сохранилась, поэтому достоверных дат, свидетельствующих о периоде ее написания, нет. Скорее всего, работу над ней Пушкин начал сразу же после окончания работы над пятой, а закончил в августе 1827. Напечатана она была в марте 1828.

Даты написания седьмой главы также приблизительны. Известно, что Пушкин начал написание в августе – сентябре 1827, а закончил в ноябре 1828.В марте 1830 она была напечатана.

Восьмая глава рассказывала о путешествии Онегина, окончание работ ее припало на сентябрь 1830, но в свете политических событий Пушкин отказался от идеи размещения ее в составе романа. К нам дошли только незначительные фрагменты главы, опубликованные по ходу написания. Полный текст рукописи был Пушкиным уничтожен.


Место удаленной главы заняла новая. На ее создание понадобилось 9 месяцев. Готова она была в сентябре 1830, а опубликована в 1832 с пометкой «Последняя глава «Евгения Онегина»».

Кроме фрагментов 8 главы, до нас дошел еще черновой вариант 10-ой главы. Предположительно, эта глава должна была рассказывать о поездке Онегина на Кавказ и его смерти, но абсолютной уверенности в такой позиции нет.

Отдельной книгой «Евгений Онегин» был выдан в 1833, следующая его публикация состоялась в 1837 году.

Прототипы «Евгения Онегина»

Роман «Евгений Онегин» лишен точных посылок на реально существующих людей. Многие предполагаемые прототипы были обнаружены литераторами и литературными исследователями спустя некоторое время и базируются на схожести тех или иных событий или качеств характера.

Прототипом Онегина вполне вероятно мог стать Чаадаев. Он имеет некую биографическую схожесть с Онегиным. Также, может быть и то, что этот образ возник под впечатлениями от Чайлд Гарольда и Дон Жуана – героев произведений Байрона.

В образе Ленского легко прочитывается сходство с Кюхельбекером.

Другие персонажи лишены прототипов (либо же их прототипы не были обнаружены или оглашены автором) и являются собирательными образами.

Байронизм и понятие «лишнего человека»

Александр Сергеевич Пушкин восхищался работами Дж. Байрона, поэтому не удивительно, что некоторые элементы, характерные творчеству Байрона, Пушкин перебрал себе.

Александр Сергеевич планировал написать роман в рамках реализма, но полностью осуществить намеренное у него не получилось – первые главы романа обозначены вкраплениями романтизма, а главный герой подобен классическому Байроническому герою.

Евгений Онегин находится в поисках себя и своего смысла жизни. Он не может найти утешение в общепринятых занятиях и, в результате прожигает свою жизнь.

Байронизм Пушкина умело воссоединился с уникальным явлением русской литературы – понятием “Лишнего человека”. Черты такого явления воплощены в образе Евгения Онегина.

Герой, подобно общепринятым традициям, ведет свою жизнь. Он получил приличное образование, обладает талантом красноречия, вполне востребован в обществе. Он ведет праздный способ жизни – для того времени – это не новшество, а норма, но вскоре такое положение вещей его начинает тяготить. Так как образ Онегина лишен усердия к трудолюбию – он занимается чем-то только в период увлечение новым процессом. Как только новизна отступает на второй план, Онегин утрачивает интерес к занятию. Такое положение вещей не позволяет ему достичь значительных результатов в каком-либо виде деятельности, что усиливает состоянии тоски и сплина.

В конце повествования Лишний человек умирает (в большинстве случаев это происходит по причине болезни). Планировал ли Пушкин убивать своего героя, сказать точно невозможно. Сохраненные обрывки 10 главы дают возможность допустить такую вероятность.

Темы и проблемы романа

Как и любой роман, «Евгений Онегин» имеет разноплановую проблематику и тематику.

Возможность реализовать себя в обществе

Как найти свое место в жизни и обществе, организовать себя и свой досуг? В чем смысл человеческой жизни? «Евгений Онегин» не лишен философской основы. Пушкин рассматривает и анализирует жизнь и принципы современной ему аристократии, пытается определить путь развития человека.

Толерантность по отношению к другим

Человек – социален. Его деятельность неприметно связана с взаимодействиями других людей. В романе ярко показано, как игнорирование такого принципа как толерантность и умение деликатно высказать свою позицию может стать причиной необратимых трагических последствий.

Дружба

Общение людей нередко переходит границы знакомства. Время от времени, под влиянием общих интересов, взглядов, или наоборот несхожести героев, при активном интересе одно из них к другим видам деятельности, не известных или малоизвестных ему.

Любовь

Романтические чувства нередко становятся причиной душевных переживаний и личных трагедий. Что происходит, когда один персонаж играет чувствами другого и возможно ли полноценно жить после разочарования первой любви? – на эти вопросы Пушкин активно ищет ответы.

Долг, гордость и честь

Жизнь аристократа неотъемлема от таких понятий как долг, гордость и честь. Поступки и слова представителя высшего общества не должны выходить за рамки приличия, он должен поддерживать должный уровень чести и не опускаться до постыдных поступков.

Привязанность к общественному мнению

Многие поступки люди совершают под воздействием общественного мнения. Плачевный результат такой деятельности продемонстрирован в эпизоде с дуэлью Ленского и Онегина. У молодых людей еще есть время объясниться, помириться и избежать дуэли, но они не делают этого, так как это противоречит общественному мнению.

Таким образом, роман Александра Сергеевича Пушкина написан в реалистичной манере, но не лишен элементов, характерных для романтизма. Широкая структура образов позволяет в полной мере раскрыть проблемы и темы, интересующие автора.

Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений

5 (100%) 1 vote

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры