Майя кристалинская биография. Болезнь и трагедия майи кристалинской

Главная / Чувства

Советская эстрадная певица.
Заслуженная артистка РСФСР (15.08.1974).

Во время учёбы в школе занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожника, которым руководил Исаак Дунаевский. После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась в художественной самодеятельности. После окончания института она уехала по распределению в Новосибирск и работала в авиационном конструкторском бюро. После окончания срока распределения вернулась в Москву и стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Ю. Саульского. В том же году она вышла замуж за писателя Аркадия Арканова. Брак был недолгим и вскоре распался.

В 1960 году она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Она много гастролировала по стране, работала с джаз-оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема, тиражи пластинок с исполняемыми ею песнями быстро раскупались. В возрасте 29 лет врачи обнаружили у неё тяжёлую болезнь - лимфогранулематоз. Она прошла тяжёлый курс лечения, но с тех пор ей пришлось выходить на сцену с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни от зрителей. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Многие певцы оказались в опале, в том числе и Майя Кристалинская. С тех пор и до конца жизни ей пришлось гастролировать в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Другими словами, её убрали с радио за «пропаганду грусти».

В последние годы жизни она переводила с немецкого языка книгу Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской. В 1984 году у Майи Кристалинской резко ухудшилось состояние здоровья и летом 1985 года она скончалась. Похоронена на Донском кладбище в Москве.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Во время учёбы в школе занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожника, которым руководил Исаак Дунаевский. После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась в художественной самодеятельности. После окончания института она уехала по распределению в Новосибирск и работала в авиационном конструкторском бюро. После окончания срока распределения вернулась в Москву и стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1955 окончила Московский авиационный институт. В 1957 году стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Ю. Саульского. С начала 1960-х годов выступала самостоятельно. Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега...». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. Сотрудничала со многими известными композиторами - А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня «Нежность» (А. Пахмутова, Н. Добронравов). Певица отличалась очень лиричной, проникновенной манерой исполнения.

"Эхом нашей юности" назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский. Майя Владимировна родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной московской семье. Окончив среднюю школу, она поступила в Московский авиационный институт. Через пять лет молодой инженер была распределена на работу в конструкторское бюро к генеральному конструктору Яковлеву, создателю знаменитых "ЯКов".

Но вскоре Майя Кристалинская уволилась из КБ "в связи с переходом на другую работу" - на эстраду. В 1960 году на экраны страны выходит фильм "Жажда". Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этого фильма. И... на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши "Мы с тобой два берега" на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Что ни песня - сгусток сердечного тепла и нежности. Она пела ставшие шлягерами "А снег идет", "Неужели это мне одной", "Текстильный городок", "Я тебя подожду", которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

Личная жизнь певицы складывалась непросто, еще в 1958 году она вышла замуж за писателя-сатирика Аркадия Арканова, но вместе они прожили всего три года. И расставшись с ним, долгое время Майя была целиком погружена в работу, строила и создавала свой театр песни. Майю Кристалинскую отличала потрясающая суперпрофессиональная музыкальность певицы, никогда не учившейся ни музыке, ни пению, не знавшей даже нотной грамоты, но никогда "мимо нот" не певшей. Кристалинская была человеком трагичной судьбы. В самом расцвете своего таланта, в 29 лет, она тяжело заболела. Диагноз поставили быстро, у опытных специалистов он сомнения не вызывал.

Лимфогранулематоз - злокачественная опухоль лимфатических желез. Скрывать от Майи диагноз врачи не стали. Появление косынки на шее, как ни грустно, повысилo интерес к восходящей звезде советской эстрады. Особая страница в творчестве певицы связана с песнями Александры Пахмутовой, многим из которых она дала путевку в жизнь. В 1966 году по опросу телезрителей Майя Кристалинская становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» - лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» - поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

В 1974 году Майя стала заслуженной артисткой РСФСР. Бывший инженер была вполне официально признана талантливой артисткой. В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин, личный друг Брежнева. Все программы на ТВ стали готовить, ориентируясь на личный вкус Леонида Ильича. Попав в черный список и практически оставшись без работы, из страны были вынуждены уехать многие известные певцы: Лариса Мондрус, Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, Нина Бродская. Путь на телеэкран и в радиоэфир был закрыт и для Майи Кристалинской.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря о Москве, оказалось очень сложно. Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, ее интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как ее знают только специалисты. Любила она и кино. Ее любимой актрисой была Марлен Дитрих. В последние годы она взялась за перевод книги Дитрих "Размышления" с немецкого на русский язык. Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Сама, без посторонней помощи, перевела 220 страниц.

Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство. Полная невостребованность и некоторая изоляция ухудшили течение болезни. За год до смерти Кристалинская записала свою последнюю пластинку. Ей становилось все хуже. Дома ее навещали друзья и поклонники, она дарила каждому недавно вышедшую пластинку, с трудом делая на ней дарственную надпись. Когда в больнице ее навестил Иосиф Кобзон, она очень хотела надписать ему свою пластинку, но ей это было трудно. Он сказал: "Майечка, ну что ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет". Она заплакала и только сказала: "Нет, Иосиф". 19 июня 1985 года Майи Кристалинской не стало. Ее мать, Валентина Яковлевна, пережила свою единственную дочь на 12 лет. Каждый год 24 февраля друзья Майи Кристалинской собирались на квартире ее матери, ставили на стол ее фотографию и слушали ее голос.

Могила Майи на Донском кладбище. Недалеко от нее похоронены Изабелла Юрьева и Фаина Раневская. Через два года после ее смерти на Центральном телевидении появилась передача, посвященная памяти Майи Кристалинской. В ней собрали все, что можно было найти в телеархиве. Этой передачей советское телевидение попросило у Кристалинской прощение за столь долгое молчание. Майя снова улыбалась и грустила на экране...

В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей. Она-то и станет знаменитой певицей.

Ее отец зарабатывал на жизнь тем, что сочинял и создавал головоломки и шарады для различных изданий. Муж его сестры работал режиссером в музыкальном театре, он-то и подарил маленькой Майе гармошку, на которой она самостоятельно выучилась играть. А еще она любила петь.

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И.Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

Отработав после института на авиационном заводе в Новосибирске, Майя вернулась в Москву и стала трудиться в конструкторском бюро Яковлева, продолжая участвовать в самодеятельности на этот раз в эстрадном ансамбле ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступления Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Очень благосклонно коллегами и весьма злобно партийной публицистикой. В статье «Музыкальные стиляги» ансамблю, с которым выступала Майя, сильно досталось. Однако, как говорится, ход истории не остановишь.

В 1957 году певица вышла замуж за одного из своих поклонников молодого медика Аркадия Арканова, ставшего впоследствии известным писателем-сатириком. Но брак их оказался недолгим - уже через год они разошлись. Слишком многое в её и его судьбе в это время резко менялось.

Кристалинская уже получала известность в музыкальных кругах, совмещая работу в конструкторском бюро с выступлениями на эстраде. Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью: Баку, Тбилиси, Ереван. Горячая южная публика приняла певицу с восторгом. Она получает в столице предложение стать профессиональной артисткой и вскоре выступает с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Города и публика сменяли друг друга, одна за другой выходили пластинки. Песни «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро август» и десятки других в исполнении Кристалинской обожала вся страна. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат», звучавшую до этого только в магнитофонных записях. Пластинка с песенкой «Два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в стране, где проигрыватель был далеко не в каждом доме. Огромный успех выпал на долю и своеобразного музыкального сериала о мальчике и девочке с одного двора, который открывался песенкой Кобзона «А у нас во дворе» и заканчивался меланхоличной песней Кристалинской «И все сбылось, и не сбылось». Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. В 1966 телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. Записала несколько песен на английском языке: Подмосковные вечера Соловьева-Седого, Течет Волга М. Фрадкина, на польском Старый клен А. Пахмутовой и Москвичи А. Эшпая. Сотрудничала со многими известными композиторами А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня Нежность (А. Пахмутова, Н. Добронравов). В 1974 певице присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 60-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца известным журналистом. Но самое страшное - это болезнь, которая открылась у Майи в середине 60-х: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечерней Москве», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Появился любящий муж архитектор Эдуард Барклай. И вдруг все резко пошло к концу. Летом 1984 года Барклай скоропостижно скончался. У Майи ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Майя Владимировна Кристалинская умерла в больнице 19 июня 1985 года. На ее могиле есть эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено в пантеон самых ярких звезд нашей эстрады.

Биография М.В. Кристалинской из сборника
"Эстрада России, ХХ век". Энциклопедия
М., "Олма-Пресс", 2004. Стр. 312.

Е.Д. Уварова

Кристалинская Майя Владимировна
(24.02.1932. Москва - 19.06.1985. Москва)

Певица. Заслуженная артистка РСФСР (1974). Окончила Московский авиационный институт, работала на заводе инженером-экономистом, участвовала в заводской самодеятельности. С молодежным эстрадным оркестром Центрального дома работников искусств выступила на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Недолго (1959-1960) работала солисткой в оркестре под управлением О. Лундстрема. С 1961 в Москонцерте. В 1962 стала лауреатом II Всеросского конкурса артистов эстрады. Известность принесли песни "Я тебя подожду" А. Островского (ст. Л. Ошанина), "Письмо на Усть-Илим" А. Пахмутовой (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова), "Мы с тобой два берега" А. Эшпая (ст. Г. Поженяна), "Опять плывут куда-то корабли" А. Колкера (ст. И. Кашежевой) и др.

Исполнение привлекало обезоруживающей простотой и искренностью. Одетая в скромный костюм, почти аскетичная в выборе выразительных средств, она никак не отвечала имиджу эстрадной звезды. Красивый, низкий, хотя и небольшой голос звучал легко, свободно. Каждую песню трактовала по-своему, как ее чувствовала, покоряя глубиной и правдивостью переживания. Примером для Кристалинской оставался М. Бернес, гастролировала с ним в Польше в 1964. В репертуаре многих певиц была "Нежность" Пахмутовой (ст. Добронравова), но, по свидетельству композитора, решила судьбу этой песни Кристалинская (1966). Ее негромкое, задушевное пение передавало верность, ожидание, мужество, нежность без сентиментальности, выспренности. Стремилась исполнять песни, по своему содержанию отвечавшие ее личной теме, так полно выразившейся в "Нежности". Становилась соавтором своих песен. В репертуаре песни "Девчонки танцуют на палубе" Пахмутовой, "Садовое кольцо" М. Таривердиева (обе на ст. Гребенникова и Добронравова). "Ненаглядный мой" Пахмутовой (ст. Р. Казаковой), "Неужели это мне одной" Г. Портнова (ст. Ю. Принцева). В ее исполнении по-новому зазвучали знаменитая "Землянка" А. Листова, "В лесу прифронтовом" М. Блантера, "Колыбельная Светланы" Т. Хренникова. В одной из последних сольных программ "В песне жизнь моя" (по названию одноименной песни Пахмутовой - Добронравова) наряду со своими признанными шедеврами исполняла русские романсы (в том числе "Все, как прежде" И. Дунаевского), читала стихи О.Берггольц, Р. Рождественского, а также "Как хороши, как свежи были розы" И. Тургенева с музыкой А. Аренского. Одна из первых начала широко использовать световые эффекты, помогавшие создать нужное настроение. Непринужденно общалась с публикой, исполняемую песню обычно объявляла сама. Записала на английском языке "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого, "Течет Волга" М. Фрадкина, на польском "Старый клен" Пахмутовой, "Москвичи" Эшпая. Голос Кристалинской звучит за кадром более 20 кинофильмов ("Три тополя на Плющихе", "Тишина", "Когда песня не кончается" и др.). Перевела и подготовила к изданию книгу: Марлен Дитрих. Размышления (М., 1985).

Лит.: Пахмутова А. Нежность // Кругозор. 1976. № 1; Серебренникова Б. Майя Кристалинская // Певцы советской эстрады. М., 1977. Вып. 1; Сибирский В. Майя Кристалинская // Муз. жизнь. 1978. № 22; Драбкин А. Когда душа поет // СЭЦ. 1979. №9.

Биография Майи Кристалинской должна быть знакома всем поклонникам отечественной эстрады. Это знаменитая советская певица, которая в 1974 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она обладала уникальным голосом, который завораживал всех слушателей.

Ранние годы

Рассказывать биографию Майи Кристалинской начнем с 1932 года, когда героиня нашей статьи родилась в Москве в семье редактора Владимира Григорьевича и его супруги Валентины.

Принято считать, что судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, который в то время работал режиссером в музыкальном театре. Он был женат на двоюродной сестре ее отца Лилии, игравшей в театре Станиславского. На один из дней рождений он подарил Майе губную гармошку. Несмотря на юный возраст, героиня нашей статьи достаточно быстро освоила этот музыкальный инструмент, а вскоре начала исполнять перед родными и близкими популярные в то время военные песни, например, «Синий платочек» или «Друзья-однополчане».

Отец Майи, хоть и был весьма загружен на работе, успевал еще вести кружок в Доме пионеров. Его посещала Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой певицы на протяжении многих лет. Их объединяла страсть к творчеству.

Образование

В школе Майя постоянно демонстрировала свой талант. Например, она могла практически без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. На ее способности обратили внимание руководители хора Центрального Дворца детей железнодорожников. В то время им руководил известный композитор Исаак Дунаевский.

Сама певица признавалась, что тогда даже не думала, что ее судьба будет связана с выступлением на сцене. Будучи всесторонне развитым ребенком, она демонстрировала успехи в литературе, математике, иностранных языках.

Казус вышел перед тем, как девочка собралась получать свой первый паспорт. Дело в том, что она была русской по матери, а еврейкой по отцу. Майя решила посоветоваться со своей подругой Котелкиной, какую национальность ей записать в документ. Та ответила, что всегда было принято определять происхождение по отцу. Это мимолетное решение сыграло определенную роль в биографии Майи Кристалинской. Но тогда она не могла себе представить, что из-за одной графы в паспорте в 60-е годы ее не будут допускать на телеэфиры.

Окончив школу, героиня нашей статьи поступила в столичный авиационный институт. Вместе с Валентиной Котелкиной они стали студентками на факультете экономики самолетостроения. Через пять лет получили дипломы инженеров-экономистов. По распределению их отправили на авиационный завод в Новосибирск.

Работа на заводе

Это была не самая светлая полоса в биографии Майи Кристалинской. Она вспоминает, что руководство завода встретило их холодно, даже не предложив места в общежитии.

На этой работе их все отталкивало: матерящиеся женщины, грязные цеха, издевательское и надменное отношение со стороны начальства. Вскоре подруги решили бросить эту работу, и попросту сбежать. Они вернулись в Москву, а с завода пришла жалоба с требованием привлечь к ответственности нерадивых сотрудниц.

Однако девушкам повезло. Начальник главка их хорошо знал, был одним из рецензентов диплома Кристалинской, поэтому им нашли новое место работы в столице - в конструкторском бюро у Яковлева.

Увлечение музыкой

Несмотря на загруженность по работе, героиня нашей статьи не оставляла занятия музыкой, посещая кружок самодеятельности Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году в честь проведения в СССР Всемирного фестиваля молодежи и студентов было разрешено организовать джазовый оркестр, хоть само музыкальное направление было тогда в стране запрещено. Композитор Юрий Саульский пригласил в него Кристалинскую.

Ее выступления покорили зрителей, однако в прессе их оценили негативно. В газете «Советская культура» даже вышла рецензия под названием «Музыкальные стиляги». Работу Саульского подвергли критике, всех, кто принимал участие в работе оркестра, выгнали из Дома работников искусств.

Профессиональная певица

Отработав три положенных года в конструкторском бюро, героиня нашей статьи уволилась, чтобы посвятить себя музыке. Певица Майя Кристалинская к тому времени уже фактически стала профессиональной артисткой. На гастроли она ездила с оркестром Эдди Рознера.

Настоящая популярность к ней пришла в 1960 году, когда на советские экраны вышла военная драма Евгения Тишкова «Жажда». В ней прозвучала песня Майи Кристалинской «Мы с тобой два берега». Буквально на следующее утро после выхода фильма артистка проснулась знаменитой. Альбом Майи Кристалинской с записью песен из фильма разошелся 7-миллионным тиражом. Композицию практически каждый день ставили на радио.

Популярность

В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.

В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.

В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.

Проблемы со здоровьем

Несмотря на популярность, славу и успех, в конце 60-х в жизни Кристалинской наступает непростая полоса. После того как в новогоднем эфире она исполняет романс «В нашем городе дождь», руководство обвиняет ее в «пропаганде грусти», количество эфиров певицы резко сокращается.

В то же время врачи обнаруживают у нее серьезный недуг для ее профессии — опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание, которое может вызывать онемение лимфоузлов на шее человека.

На протяжении долгого времени Кристалинская лечилась, а на концертах выступала с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни. Ведь ее лимфатические узлы были сильно увеличены. Со временем платок стал ее визитной карточкой, присутствующей практически на всех ее изображениях. При этом зрители даже не подозревали, что это не детали стиля, а вынужденная мера. На гастроли ей приходилось брать с собой целые чемоданы лекарств.

С приходом в руководство Гостелерадио Сергея Лапина Кристалинскую практически полностью убирали из телеэфира. Предположительно, виной тому стала ее национальность, указанная в паспорте, так как Лапин, по слухам, был антисемитом.

Со временем героиня нашей статьи начала не только петь, но и пробовать себя в публицистике. Она писала статьи и заметки в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык биографическую книгу Марлен Дитрих «Размышления».

Семья

Личная жизнь Майи Кристалинской сложилась непросто, она дважды была замужем. Ее первый муж — Аркадий Арканов, к тому моменту только окончил медицинский институт. Молодые люди были практически ровесниками — Арканов на год младше.

Они встретились в начале 1958 года и уже летом расписались. Причем родителям молодожены сообщили об этом уже после случившегося. Пораженные родственники были не в восторге, поэтому, по воспоминаниям, праздничный свадебный ужин прошел в полной тишине.

Спустя годы Арканов будет заявлять, что познакомился с певицей на спор, а настоящей любви между ними никогда не было. К тому же, как считают их общие знакомые, муж завидовал успехам жены, так как сам в то время работал обычным участковым врачом, а популярность Кристалинской росла с каждым днем.

Важную роль в биографии, личной жизни Майи Кристалинской сыграл ее второй муж, архитектор и дизайнер Эдуард Барклай. Он заботился о певице, когда у нее обнаружили тяжелый недуг. Именно благодаря ему она смогла так долго прожить. Детей у Майи Кристалинской и ее мужа так и не появилось.

Смерть

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры