Народная армия освобождения судана. Суверенная динкакратия

Главная / Чувства

К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане не существовало государственных образований в современном понимании. Арабы за многовековую историю также не смогли интегрировать этот регион. Некоторый прогресс произошёл при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 гг. зависимый от Порты режим Мухаммеда Али начал активную колонизацию региона.

В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а в 1922 г. даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 г. было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.

Подписание в 1972 г. Аддис-абебского соглашения привело к прекращению 17-летней Первой гражданской войны (1955-1972 гг.) между арабским Севером и негритянским Югом и предоставлению Югу определённого внутреннего самоуправления.

После примерно десятилетнего затишья захвативший власть в результате военного переворота 1969 г. Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн. мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн. южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны – Кению, Уганду, ЦАР, Эфиопию, а также в Египет и Израиль. Беженцы были лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдали от недоедания и неправильного питания, были лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.

Переговоры между повстанцами и правительством, проходившие в 2003-2004 гг. формально завершили 22-летнюю Вторую гражданскую войну (1983-2005 гг.), хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже.

9 января 2005 г. в Кении между Народной армией освобождения Судана и Суданом было подписано Найвашское соглашение. Соглашение положило конец гражданской войне в Судане. Кроме того, согласно Найвашскому соглашению, была установлена дата проведения референдума о независимости Южного Судана.


Между сторонами конфликта были подписаны следующие соглашения (также известные как протоколы):

Мачакоский протокол (Глава I), подписан в Мачакосе, Кения, 20 июля 2002 г. Соглашение о разделе государственного управления между сторонами.

Протокол по урегулированию конфликта в районе Абьей (Глава IV), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Протокол по урегулированию конфликта в Южном Кордофане и Голубом Ниле (Глава V), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Соглашение о мероприятиях по обеспечению безопасности (Глава VI), подписано в Найваше 25 сентября 2003 г.

Соглашение о прекращении огня и мероприятиях по обеспечению безопасности в регионе (Приложение I), подписано в Найваше 30 октября 2004 г.

Таким образом, Навашское соглашение предоставило региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана. Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 г. Джон Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.

Для урегулирования конфликта в сентябре 2007 г. Южный Судан посетил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение 6-летнего периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения.

22 декабря 2009 г. парламент Судана одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума 2011 г. 27 мая 2010 г. президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 г., референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН и других международных организаций, оказав, в том числе, финансовую помощь.

В июне 2010 г. США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума. Накануне референдума, 4 января 2011 г. президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость. Кроме того, он обещал свободу перемещения между двумя странами, предложил помочь южанам создать безопасное и стабильное государство, а также организовать равноправный союз двух государств наподобие Евросоюза, если Юг обретёт независимость.

С 9 по 15 января 2011 г. в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. Кроме того, должен был пройти референдум в районах у города Абьей по вопросу вхождения в состав Южного Судана, однако он был отложен.

Официальные результаты референдума были объявлены 7 февраля 2011 г., согласно им, за отделение Южного Судана было подано 98,83 % от общего числа признанных действительными бюллетеней. Официальное провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 г., до этой даты Судан продолжал существовать как единое государство.

В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 г. Вслед за этим последовали массовое признание независимости страны, начиная с Судана, и вступление 14 июля 2011 г. Республики Южный Судан в ООН в качестве его 193-го члена. Вскоре была введена национальная денежная единица – южносуданский фунт.

Ряд государств объявили о том, что намерены признать независимость Южного Судана задолго до 9 июля 2011 г. Правительство Судана приветствовало итоги референдума и заявило, что планирует открыть посольство в Джубе после разделения государства на две части, соседние страны, кроме Чада и, первоначально, Эритреи, также приветствовали независимость региона. Уже в первые дни несколько десятков стран признали Южный Судан. Россия установила дипломатические отношения с Южным Суданом 22 августа 2011 г.

С другой стороны, крайне напряжёнными, вплоть до вооружённых конфликтов, остаются отношения с Суданом, с которым имеются территориальные и экономические споры.

Между Южным Суданом и Суданом произошли вооружённые конфликты в спорной зоне Южного Кордофана в мае – августе 2011 г. и в Хеглиге в марте – апреле 2012 г.

Южный Судан имеет спорные территории с Суданом (Район Абьей и Район Кафия-Кинги) и Кенией (Треугольник Илеми).

В стране, унаследовавшей от гражданских войн не менее 7 вооружённых групп и имеющей несколько этносов, продолжают происходить конфликты на межэтническом почве.

В результате, в настоящее время период независимости Южного Судана характеризуется политической нестабильностью, вооружёнными конфликтами, в том числе и межэтническими и межрелигиозными. В последнее время ситуация в Южном Судане настолько обострилась, что стали появляться признаки начала гражданской войны.

Фактически, конфликт в Южном Судане – это вооруженный межэтнический конфликт между нуэр и динка, начавшийся в декабре 2013 г.

16 декабря 2013 г. президент Южного Судана Салва Киир заявил о предотвращении военного переворота. По его словам, попытка насильственной смены власти, предпринятая его политическим оппонентом, не удалась, ситуация в стране и её столице – Джубе – находится под полным контролем правительства.

Политическая ситуация резко обострилась в июле 2013 г., когда президент Салва Киир уволил вице-президента Риека Мачара и провёл радикальные изменения в кабинете министров. После этих перестановок в руководстве страны практически не осталось представителей второго по численности племени страны – нуера. Сам президент Южного Судана и большинство людей из его окружения принадлежит к другому племени – динка, которое является самым многочисленным в стране.

Координатор гуманитарной помощи ООН в Южном Судане Тоби Ланцер заявил, что за время вооруженных восстаний в стране погибли тысячи человек. Ранее ООН сообщала о 500 погибших в конфликте. Десятки тысяч человек бежали из зоны конфликта в Южном Судане.

31 декабря 2013 г. власти Южного Судана и повстанцы договорились о прекращении огня. Боевые действия были приостановлены на время, пока стороны не выработают план примирения. Встреча, в которой участвовали представители президента Салва Киира и бывшего вице-президента Риека Мачара, лидера повстанцев, проходила в Эфиопии.

4 января 2014 г. представители властей и повстанцев собрались на переговоры в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Полноценные переговоры сторон должны были начаться 5 января 2014 г., но позднее стало известно, что переговоры отложили. Встречи представителей враждующих сторон были отменены и дата их возобновления не объявлена.

7 января 2014 г. прямые переговоры между правительством и повстанцами возобновились. Министр иностранных дел Эфиопии Тедрос Адханом пояснил, что предыдущая попытка прямых переговоров сорвалась, потому, что стороны оказались недостаточно к ним подготовленными.

10 января 2014 г. правительство Южного Судана сообщило о завершении операции по возвращению контроля над городом Бентиу – столицы штата Юнити, также известного как Эль-Вахда. Представитель командования вооруженных сил заявил, что операция завершилась полным успехом. По его словам, контроль над Бентиу означает контроль над всеми нефтепромыслами штата.

23 января 2014 г. правительство Южного Судана и повстанцы подписали соглашение о перемирии, закончив тем самым, переговоры шедшие в Аддис-Абебе. Соглашение дополнено договором об 11 сторонниках Риека Мачара, задержанных и обвинённых в подготовке переворота. Предполагается, что они в итоге примут участие в мирном урегулировании, однако прежде должен состояться суд. По соглашению, все иностранные вооруженные силы, приглашенные сторонами конфликта, должны покинуть страну (речь идет об армии Уганды, которая поддерживала Салву Киира и воевала на стороне правительственных войск). Ожидается, что соглашение о перемирии начнет действовать в течение ближайших 24 часов. Между тем, жители Южного Судана скептически оценивают результаты переговоров, полагая, что перемирие решит лишь часть проблем молодого государства.

11 февраля 2014 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе начались новые переговоры по разрешению кризиса, через две недели после подписания соглашения о прекращении огня. Мятежники согласились продолжить диалог, несмотря на отказ правительства страны выпустить на свободу четверых высокопоставленных заключенных-оппозиционеров. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренности о прекращении огня с целью окончания вооруженного конфликта.

18 февраля 2014 г. повстанцы атаковали город Малакаль – столицу региона Верхний Нил. Это нападение стало первым после заключения перемирия 23 января 2014 г.

22 февраля 2014 г. был опубликован отчёт ООН, в котором утверждается, что, как правительственные войска, так и повстанцы в Южном Судане несут ответственность за нарушения прав человека и насилие над гражданским населением, в частности, разделенные по этническому принципу противники занимались пытками, насилием и убийствами.

Как сообщает Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, в результате конфликта в Южном Судане, более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, а более 250 тысяч человек из них бежали в соседние страны. Другие остались в Южном Судане, десятки тысяч человек нашли приют на базах ООН.

Вторая гражданская война в Судане (1983-2005)

Часть 1. Начало

1.1. Причины и поводы войны

По условиям Аддис-Абебского соглашения 1972 года, прекратившего 1-ю Гражданскую войну в Судане, на юге страны создавалась автономия. Многие бывшие повстанцы из организации Анья-нья заняли высокие посты в военной и гражданской администрации этого автономного региона. Однако полностью устранить разногласия между арабо-мусульманским севером и негритяно-христианским югом это не могло.

Главной претензией элиты южан к хартумским властям оставалась так называемая «маргинализация» - крайне популярный в африканских странах термин, обозначающий несправедливое распределение власти и доходов в отношении населения (элиты) определенного региона. Рамки данного понятия расплывчаты: под него попадает и ситуация, когда ресурсы региона действительно хищнически расхищаются центральной властью; и небольшое отчисление доходов региона на общегосударственные нужды; и даже недостаточное (по мнению местной элиты) вливание средств в регион за счет доходов от других провинций страны. Наличие во властных структурах автономии Южного Судана сколь угодно малого количества арабских чиновников тоже могло служить основанием для обвинений в маргинализации, причем одновременно с недовольством недостаточным представительством южан в центральном правительстве. Таким образом, само восприятие «маргинализации» зачастую носит субъективный характер.

Причем в случае с Южным Суданом начала 80-х годов мы встречаемся с весьма интересным случаем. Открытие здесь месторождений нефти и подготовка к их разработке вызвала среди южан сильнейшие опасения, что их обделят в будущем. То есть, на данный момент еще не наблюдалась активная эксплуатация ресурсов региона в интересах центрального правительства – но южане уже опасались, что так оно и случится. И, по всей видимости, хартумское правительство действительно не собиралось удовлетвориться малой долей…

Второй по значимости причиной для беспокойства южан (преимущественно христиан или анимистов) служила политика северосуданских арабов по построению исламского государства. Хоть правительство Нимейри и заявляло, что внесение в конституцию и повседневную жизнь страны положений об исламском государстве не затронет права населения Южного Судана, но верили в это не все (и я не назову это излишней перестраховкой).

Указав главные причины войны, стоит сказать несколько слов о непосредственных поводах. Во-первых, хартумским правительством активно реализовывался проект Джонглей-канала. Дело в том, что поступающий через Белый Нил и его притоки в болотистую местность в центре Южного Судана («судд») сток водообильной экваториальной Африки преимущественно расходовался на сумасшедшее испарение из-за медленного течения реки, нередко полностью перегораживаемой плавучими островами растительности. Из более чем 20 кубических километров входящего стока далее в путь к Хартуму и Египту отправлялось 6-7. Поэтому возник проект переброски вод Белого Нила мимо судда по кратчайшему пути, обещавший высвободить объем около 5 кубических километров пресной воды в год – огромная цифра, учитывая, что по соглашению о распределении уже имевшихся водных ресурсов густозаселенный Египет мог претендовать на 55 кубокилометров, а Судан – на 20. Однако данный проект вызвал сильное беспокойство среди местных племен судда, опасавшихся серьезного изменения среды обитания и разрушения их традиционного экономического уклада. В процессе написания данной статьи, уже через 29 лет после начала описываемых событий, я так и не встретил однозначного вывода экологов о возможном воздействии Джонглей-канала на экосистему и хозяйство южан, так что их беспокойство в 1983 году было тем более обоснованно.

Вторым, и самым непосредственным, поводом к восстанию послужило решение центрального правительства о переводе нескольких частей суданской армии с юга на север страны. В рамках декларируемого единства Судана данный шаг не выглядел странным и/или несправедливым. Однако стоит учитывать, что части вооруженных сил в автономном регионе были укомплектованы зачастую из бывших повстанцев. Многие из них и так проявляли недовольство Аддис-Абебским соглашением 1972 года, сохранившим единство столь разноплеменной страны и, хоть и редуцированное, но все же влияние арабов на юге. Это уже привело в 1975 к новому восстанию и созданию Анья-нья-2, впрочем, недостаточно обширному движению, действия которого не заслужили на наименование «2-я Гражданская война в Судане». Однако планируемая хартумским правительством переброска значительной части подразделений южан на север (где они, находясь в чуждом регионе, точно не могли бы представлять угрозу арабскому правительству в эксплуатации ресурсов юга), создала идеальный повод для восстания.

Таким образом, оценивая в совокупности и причины и поводы 2-й Гражданской, нельзя сделать вывод о полной виновности в этом арабов севера страны. Как и нельзя назвать необоснованными опасения и претензии южан. Однако думаю, что действия хартумского правительства после начала войны (в значительной мере описываемые терминами «средневековье» и «геноцид») вполне оправдывают лидеров южан, инициировавших эту кровопролитную борьбу. И, безотносительно к исходным деяниям и намерениям сторон, несомненно, что попытка объединения в одном государстве Судан столь разных по этническому происхождению и вероисповеданию народов была изначально преступной.

1.2. Начало восстания

Теперь наконец пора сказать хотя бы пару слов о самом восстании, приведшем к Гражданской войне. Началось оно ранним утром 16 мая 1983 года в лагере 105-го батальона Суданских вооруженных сил (далее SAF) в нескольких километрах от города Бор. Инициировал и возглавил мятеж командир батальона майор Керубино Кваньин Бол, убедивший своих подчиненных не подчиняться приказу о переводе на север страны. Восставшие открыли огонь по присутствовавшим в лагере немногочисленным арабским военнослужащим, взяв на время под свой контроль окрестности Бора. В тот же день, получив известие о борском мятеже, в нескольких десятках километров к северо-востоку восстал 104-й батальон SAF в районе Айода, также охранявший трассу Джонглей-канала. В последнем случае командовал восставшими майор Вильям Нуйон Бани.

Суданское правительство направило против мятежников существенные силы, заставив их бежать в восточном направлении в Эфиопию, уже не один год поддерживавшую южносуданских повстанцев из Анья-нья-2. Однако новое восстание не просто добавило некоторое количество недовольных к имевшимся в эфиопских лагерях беженцам. Во-первых, туда прибыли организованные и тренированные бойцы со своими командирами. Во-вторых, в числе направленных на подавление борского мятежа военнослужащих находился происходивший из нилотского племени динка полковник Джон Гаранг де Мабиор. Не будучи инициатором восстания, последний все же присоединился к нему, улучив момент для дезертирства из прибывших в район Бора подразделений SAF.

Именно с деятельностью Джона Гаранга неразрывно связана основная борьба южносуданцев в ходе 2-й Гражданской войны – кто-то включился в нее раньше, кто-то позже; кто-то проявил на поле боя свой героизм больше, кто-то меньше – но без Джона Гаранга это вряд ли привело бы к тому результату, который мы видим ныне. Я конечно забегаю вперед в повествовании о 2-й Гражданской в Судане, однако не случайно. Джон Гаранг не участвовал лично в штурмах городов. Силы Джона Гаранга терпели поражения. Джон Гаранг совершал ошибки. Силы Джона Гаранга совершали неподобающие действия. Джон Гаранг привел южан к победе.

1.3. Создание SPLA

А теперь вернемся к событиям 1983. Борский мятеж вызвал активный приток в Эфиопию недовольных хартумским правительством. В тот момент повстанческие настроения буквально бродили в воздухе Южного Судана, так что при известии о мятеже началось бегство и политиков автономии, и просто жителей. Первые, разумеется, сразу же попытались оформить свое участие в восстании, развернув в лагерях беженцев бурную деятельность. Еще до прибытия туда инициаторов мятежа, потративших некоторое время на бои с правительственными силами, группа политиков объявила о создании Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Сразу отмечу, что я все же предпочту использовать в рассказе англоязычные аббревиатуры (вместо НОАС – SPLA), раз уж вся информация для написания статьи извлечена из англоязычных источников, и именно по ним заинтересовавшиеся данным вопросом лица могут осуществить самостоятельный поиск.

На приведшей к созданию SPLA встрече политиков первоначально обсуждался вопрос о создании движения, стремившегося к освобождению только Южного Судана (SSPLA). Однако решающим оказалось влияние присутствовавшего на конференции полковника эфиопских вооруженных сил, передавшего пожелания, от которых невозможно было отказаться - ведь дело то происходило в Эфиопии:

  • движение должно носить социалистический характер (сам эфиопский режим Менгисту Хайле Мариама баловался в то время марксистскими экспериментами с колхозами, продразверсткой и «красным террором»);
  • движение должно взять цель на «освобождение» всего Судана, а не только юга.

Не исключено, что данные требования были согласованы с Советским Союзом, активно поддерживавшим эфиопский режим.

Также на упомянутой конференции определили, кто будет руководить новым движением. Главой политической ветви (SPLM) стал ветеран южносуданской политики Акуот Атем. Командующим военной ветвью (SPLA) назначили Гая Тута – отличившего в 1-й Гражданской войне полевого командира Анья-нья, подполковника SAF (после Аддис-Абебского соглашения 1972), ушедшего с военной службы в 1974 и с тех пор занимавшего ряд видных постов в гражданской администрации автономного региона. Действующим военным, дезертировавшим из состава SAF, политики определили в качестве награды пост начальника Генштаба SPLA, отданный Джону Гарангу, обладавшему наибольшим среди них чином полковника.

По прибытии принявших участие в мятеже военных в Эфиопию между ними и создавшими SPLA политиками возникли разногласия. Уже на первом совещании Джон Гаранг выдвинул претензии к Акуоту Атему, мотивируя это его почтенным возрастом. Да и Гай Тут, некогда прославленный командир, в качестве командующего армией не вызывал у гарангистов энтузиазма, ибо уступал последнему в воинском звании и последние 9 лет занимался политической деятельностью. Джон Гаранг отправился в Аддис-Абебу и добился приема у Менгисту Хайле Мариама. По результатам личной встречи Менгисту принял решение поддержать именно его, впечатленный деятельным характером и готовностью в полной мере поддерживать социалистический характер движения. Из Аддис-Абебы в лагерь Итанг (где сосредотачивались беженцы после борского мятежа) поступил приказ арестовать Акуота Атема и Гая Тута, однако последние, предупрежденные одним из эфиопских офицеров, бежали в лагерь Буктенг на территории Судана.

Сам Джон Гаранг вернулся вместе с наделенным широкими полномочиями эфиопским генералом. Хоть Итанг оказался к этому моменту целиком в руках сторонников Гаранга (военных, принявших участие в борском мятеже), однако возник вопрос относительно лагеря Билпам, где уже 8 лет базировались бойцы Анья-нья-2 под командованием Гордона Конга Чуола. Эфиопы желали создания объединенного социалистического повстанческого движения в Судане, поэтому последнему отвели недельный срок явиться в Итанг для решения вопроса о его месте в SPLA. Гордон Конг отказался, то ли опасаясь ареста (прецеденты уже были), то ли несогласный с обменом поста лидера Анья-нья-2 на не столь высокое место в иерархии SPLA. По истечении недельного срока эфиопский генерал назначил полковнику Джону Гарангу, как лидеру SPLA/SPLM, заместителя в лице майора Керубино Кваньина, утвердил в качестве начальника Генштаба майора Вильяма Нуйона и как заместителя начальника Генштаба капитана Салву Киира (кстати, нынешнего Президента Южного Судана). Одновременно эфиоп предоставил Гарангу право назначения других членов командования и, что гораздо более важно, санкционировал военную акцию против сил Анья-нья-2. Так что в конце июля 1983 года SPLA атаковала и после непродолжительных боев захватила Билпам, вытеснив силы Гордона Конга в уже упоминавшийся лагерь Буктенг. На этом оформление нового повстанческого движения (SPLA) можно считать завершенным.

Что же касается вытесненных в Буктенг диссидентов из SPLA и членов Анья-нья-2, то их пути вскоре разошлись. Гордон Конг со своими сторонниками, не видя далее возможности опереться на какие-либо базы за пределами Судана, перешел на сторону хартумского правительства, борьбу с которым Анья-нья-2 начала за 8 лет до появления SPLA. Гая Тута в начале 1984 убил его заместитель, который вскоре тоже погиб в очередной междоусобице. Акуот Атем, выходец из племени динка, вскоре после гибели Гая Тута пал от рук нуэров, получивших импульс ненависти к динка после неудач их лидеров Гордона Конга и Гая Тута.

1.4. Население Южного Судана

Здесь самое время обратить внимание на этнический состав повстанцев и этническую карту Южного Судана в целом. Последний представляет из себя пестрый конгломерат народов и племен, что не могло не отразиться на ходе описываемых событий.

Наибольшим народом в данном регионе являются динка, весьма воинственные люди, разделенные, как здесь полагается, на несколько племен, однако вполне способные при определенных условиях собраться под знаменами единого лидера. Вторые по численности нуэры – представители этого племени необычайно воинственны, возможно даже более чем динка, однако явно уступают последним в способностях действовать под единым командованием. Чересполосица земель динка и нуэров составляет большую часть севера Южного Судана, где также проживают родственные двум предыдущим племенам шиллуки, а равно не столь родственные берта (на северо-восточной границе Южного Судана и Эфиопии). Южную часть региона (так называемую Экваториальную область) заполняет множество племен, наиболее значимыми среди которых, при перечислении с востока на запад, являются дидинга, топоза, ачоли (сородичи которых в Уганде известны созданием одного из самых жутких формирований конца 20/начала 21 века – Армии освобождения господней, LRA), мади, лотуко и локоя, бари и мундари, азанде. Отметились во 2-й Гражданской войне и мурле, и ануаки (на востоке у границы с Эфиопией), и корпорация фертит (разнообразные мелкие племена на западе региона в полосе от Вау до Раги).

Именно динка и нуэры составили первоначально костяк восставших. Именно соперничество их лидеров привело в ходе войны к наиболее тяжелым последствиям для SPLA. В рамках цикла статей, озаглавленных «2-я Гражданская война в Судане», автор по мере возможности будет избегать рассказа о связанных с нуэрами событиях, ибо история участия представителей этого племени в данной войне настолько интересна, что ей планируется посвятить отдельную статью – причем качество обозрения прочих событий 2-й Гражданской не должно пострадать. Это вполне возможно, поскольку исход противоборства решился преимущественно в ходе боевых действий против хартумского правительства динка и союзных им отрядов, организованных руководством SPLA из представителей разнообразнейших племен Южного Судана.

Однако стоит наконец указать этническую принадлежность ранее упомянутых героев нашего повествования:

  • инициатор борского мятежа, первоначально заместитель командующего SPLA, Керубино Кваньин Бол – динка;
  • инициатор восстания в Айоде, первоначально начальник Генштаба, Вильям Нуйон Бани – нуэр;
  • обладатель наивысшего воинского звания на момент мятежа и потом неизменный лидер SPLA (и SPLM), Джон Гаранг – динка;
  • самый первый руководитель SPLM, Акуот Атем – динка;
  • самый первый руководитель SPLА, Гай Тут – нуэр.

Таким образом, летняя борьба 1983 года в лагерях беженцев в Эфиопии за руководство SPLА происходила не между представителями динка и нуэров, а между военными и политиками. В среде победившей партии оказались представители обех племен (Гаранг/Керубино и Нуйон), в среде проигравших также (Атем и Тут).

Несколько сложнее оказалась ситуация в отношении соперничества «новых» повстанцев и Анья-нья-2: отвергший объединение со SPLA лидер данной организации Гордон Конг принадлежал к племени нуэров, зато присоединившиеся к новому движению отделы возглавляли динка Джон Коанг и мурле Нгачигак Нгачилук. Таким образом, среди отрядов Гордона Конга остались только нуэры и вступившая в союз с хартумским правительством Анья-нья-2 представляла уже исключительно племенную организацию. Это было для SPLA не очень хорошим признаком – «подобрать» под себя повстанческую структуру, сыграв на социальных или личностных мотивах (длительность которых исчисляется максимум годами), несомненно легче, чем «переманить» этнических оппонентов, причины недовольства которых кроются в столетних спорах народов.

Прежде чем обратиться к описанию боевых действий, скажу еще пару слов о «картографическом обеспечении» повествования. Я считаю, что полноценное понимание хода любого конфликта без изучения его развития в пространстве невозможно. Поэтому только в редких случаях упоминаемое в тексте название нельзя будет найти на сопровождающих статью картах, причем это будет специально отмечаться признаком «(н/к)». В частности, отследить изложенные в данной статье перипетии боевых действий можно будет по фрагментам карты Судана, подготовленной Производственным картосоставительским объединением «Картография» Главного управления геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1980г.

Отмечу лишь одну особенность – уже после издания данной карты в Судане произошло завершение дробления больших провинций, в результате которого Бахр-эль-Газаль оказался разделен на Западный Бахр-эль-Газаль, Северный Бахр-эль-Газаль, Варрап и Озерную провинцию; из Верхнего Нила выделили Джонглей и Юнити; а Экваториальная провинция разделилась на Западную, Центральную и Восточную экваториальные.

1.5. Боевые действия в 1983-1984 годах

А теперь наконец к борьбе повстанцев с правительством, а не только между собой. 7 ноября 1983 года SPLA захватила поселок Малвал (н/к) в нескольких десятках километров к югу от города Малукал. Поселок представлял собой соломенные хижины с менее чем тысячей жителей, так что его захват (сопровождаемый максимум «боями» с местной полицией) послужил разве что заявкой на серьезность нового движения. Конечно, малозначимые события следует исключать из повествования, но все же я решил Малвал отметить – как первый населенный пункт, попавший в жернова 2-й Гражданской войны в Судане. К тому же SPLA атаковала его почти одновременно с городом Насир, в котором повстанцы захватили все, кроме базы гарнизона SAF. В течении нескольких последующих дней выдвинувшиеся из соседних районов воинские части хартумского правительства вели бои с повстанцами, и по прошествии недели смогли вытеснить противника из Насира, а затем и из Малвала.

Ноябрьская вылазка 1983 года SPLA в Судан была лишь пробой сил, а руководство повстанцев готовилось к совершенно естественной в тех условиях битве на путях снабжения, которая вовсе не была исключительно «битвой на дорогах». В бедном на дорожную инфраструктуру Южном Судане основные пути сообщения пролегали вдоль рек – прежде всего Нила (дающего прямой доступ к столице южного региона Джубе), а также по Собату (притоку Нила, ведущему к Насиру), и системе Бахр-эль-Газаля (дающей доступ из Нила к обширной территории на запад, в том числе и в нефтеносную провинцию Юнити). Поэтому первоначально основными объектами нападений повстанцев стали нильские пароходы.

В феврале 1984 атаке подверглось судно, буксировавшее несколько барж. Правительственные источники утверждали, что погибло лишь 14 пассажиров, тогда как по другим данным – более трех сотен. Следует уточнить, что пассажирами подобных «конвоев» были в равной степени и гражданские, и военные (суданская армия первоначально использовала для перемещения по рекам обычные гражданские транспортные средства). Вторая подтвержденная обеими сторонами атака повстанцев на речной пароход относится лишь к декабрю этого года, но стоит учитывать, что данный конфликт характеризуется особенно противоречивыми сообщениями сторон, так что подтверждение правительством факта инцидента зачастую происходило лишь при происшествии значительного масштаба.

В связи с проблемами на речных путях особое значение для правительства приобретала транспортная авиация. Но и ей пришлось учиться работать в непростых условиях конфликта – в конце июня суданцы подтвердили потерю одного транспортника и одного боевого F-5. Причем правительственная сторона подозревала, что летательные аппараты поразили при помощи ПЗРК «Стрела», полученных СПЛА из Эфиопии.

Впрочем, не только на воде и в воздухе шла «битва на дорогах». Снабжение правительственных сил в западной части Южного Судана в значительной мере осуществлялось по железной дороге, шедшей с севера страны в столицу штата Западный Бахр-эль-Газаль Вау. В марте 1984 СПЛА взорвала здесь железнодорожный мост через реку Лол, перебив охранявший его гарнизон.

Наконец, происходили нападения и на двигавшиеся по суше конвои. В августе попал в засаду и понес большие потери правительственный отряд, направлявшийся из Джубы в Бор. А в начале октября была разгромлена колонна между Дук и Айод, на трассе Джонглей-канала. Кстати, сооружение последнего остановили еще в феврале - тогда повстанцы напали на упомянутый ранее Айод и ряд других пунктов, так что генподрядчик данного гидротехнического объекта французская компания отказалась от дальнейших работ в связи с гибелью нескольких сотрудников. Равным образом ряд нефтяных компаний приостановили свою работу на уже почти готовых к освоению месторождениях в штате Юнити.

1.6. Боевые действия в 1985 году

В начале 1985 года из Джубы в заблокированный повстанцами Бор вышел новый конвой, насчитывавший несколько тысяч военнослужащих с большим количеством техники. В 70 километрах от своей цели он подвергся мощной атаке СПЛА и понес большие потери. Однако размер конвоя сказался на итоге сражения – уничтожить его полностью не удалось. Через некоторое время, приведя себя в порядок, колонна возобновила движение. На пути следования она еще несколько раз попадала в засады, несла потери и надолго останавливалась. Однако, хоть и через три месяца, правительственный отряд все же достиг Бора. Отметим, что для суданской войны стали весьма характерными такие «долгоидущие» конвои. В связи с полным превосходством армии в тяжелом вооружении уничтожить их было непросто, но и правительственным силам приходилось передвигаться очень осторожно, учитывая риск в любой момент попасть в засаду на хорошо знакомой противнику местности.

Пока шла борьба на дорогах, а бойцы инициировавших восстание бывших 104-го и 105-го батальонов Суданских вооруженных сил (SAF) беспокоили армейские гарнизоны в прилегающих к Эфиопии Почалле и Акобо, руководство СПЛА готовило новые подразделения, которые могли бы достойно выступить на арене борьбы с SAF. Титулование при этом рассматривалось как немаловажное – первые два батальона СПЛА несли имя «Носороги» и «Крокодилы». Последние в 1984 предприняли операцию по захвату горного плато Бома к югу от Почаллы, удобного для создания базового района уже на суданской территории. После первоначального успеха повстанцы были вынуждены отступить, отведав действие принципа «удача на стороне больших батальонов».

Тем временем в эфиопских лагерях готовились новые силы – «дивизия» со звучным названием «Саранча», насчитывавшая до 12 тысяч бойцов. И, разумеется, новые ее батальоны носили не менее гордые имена, чем предыдущие – «Скорпионы», «Железный», «Молния». В самом начале 1985 горный район Бома опять захватили, теперь батальоном «Скорпионы» под командованием Нгачигака Нгачилука. И, несмотря на дальнейшие перипетии длительной гражданской войны, Бома так никогда и не была отбита правительственными силами, став надежной базой для операций повстанцев.

Из Бомы силы СПЛА двинулись на запад, нанесли поражение правительственным отрядам к северу от провинциального центра Восточной экваториальной Торита, и начали занимать его окрестности. Их действия в этом районе облегчало содействие народа лотуко (и родственных последним локоя, проживающим в районе Лирии и Нгангалы), представитель которых и видный политический деятель юга Судана Джозеф Одунхо вошел в руководство SPLM.

Продвигаясь на юго-запад, передовые отряды СПЛА достигли поселка Овни-ки-Бул (н/к) в 20 километрах от Магви. Это уже была территория народа мади, не проявившего особого энтузиазма вступить в борьбу против северян-арабов. Поэтому неудивительно, что отряд СПЛА сжег поселок, а прибывшие вскоре подразделения SAF при поддержке местной милиции разбили и отбросили противника.

Вторым направлением продвижения из области лотука для СПЛА было западное, где они захватили расположенный на берегу Нила городок Монгалла. Однако и здесь возникли определенные нюансы – повстанцы вступали в область племени мандари. Последние же на протяжении столетий являлись непосредственными соседями динка из подразделения бор, а потому «имели счеты» с основной ударной силой СПЛА. Старые конфликты между мандари и динка не раз «прорывались» в пост-колониальную эпоху. В частности, вскоре после начала восстания в 1983 мандари устроили резню торговцев-динка в Джубе в ходе борьбы за право торговли на местном рынке. А хартумские власти, умело пользовавшиеся политикой «разделяй и властвуй», этому не препятствовали. В свою очередь, динка в том же 1983 изгнали соперников из городка Тали-пост к юго-западу от Бора. Так что милиция мандари оказалась хорошо мотивирована и пользовалась полной поддержкой правительственных сил. Вскоре она нанесла поражение повстанцам возле Гур-Макур (н/к) вблизи Монгаллы, заставив СПЛА отступить и из этого населенного пункта.

Здесь отмечу очередную особенность данного конфликта. В условиях, когда только хартумское правительство не имело недостатка в тяжелом вооружении, наличие на поле боя даже нескольких танков могло стать решающим фактором. Таким образом, во многих боях со СПЛА правительственная сторона оказывалась представленной преимущественно некоей племенной милицией, которая вряд ли могла одержать победу, не будучи поддержанной «броне-» или «артмастерами» из состава армии. А такая поддержка, в свою очередь, была крайне вероятна – лишь попроси.

В сентябре того же года отряды Южного командования СПЛА, руководил которыми бывший майор SAF Арок Тон Арок, напали на другой важный город племени мандари – Терекеку, теперь на западном берегу Нила несколько севернее Монгаллы. В захваченной Терекеке произошли серьезные эксцессы в отношении мандари. Причем источники отмечают их направленность прежде всего против «восточного крыла» племени, что возможно было местью за недавнее поражение на другой стороне Нила. Впрочем, и Терекеку отряды СПЛА были вынуждены вскоре оставить.

Разумеется, повстанцы проявляли активность и в других районах юга Судана. Однако пока отмечу лишь захват 3 марта 1985 года поселка Джеку (н/к), восточнее Насира у границы с Эфиопией. Хоть это событие и не повлекло дальнейших серьезных последствий, но по крайней мере SAF потеряли здесь весь гарнизон во главе с полковником.

Гораздо труднее было овладеть провинциальными центрами, хоть повстанцы и пытались. В ноябре 1985 только что прибывший после обучения в Эфиопии батальон попытался взять Бор. Однако для составлявших его динка из северных кланов местность судда оказалась совершенно незнакомой и непривычной, что и сыграло немалую роль в итоговом сокрушительном поражении.

По видимому, именно это поражение переполнило «чашу терпения» командования СПЛА в отношении Южного командования. Арок Тон Арока заменили на некоего Куола Маньянг Джуука. Эпитет «некий» впрочем не стоит рассматривать слишком уничижительно – как показали дальнейшие события, наибольшую известность во 2-й Гражданской приобретали не руководители успешных операций, а раскольники и изменники.

Завершим же данный раздел парой эпизодов из «борьбы на дорогах» 1985 года. О продолжавшихся проблемах с нильским пароходством свидетельствовал факт освобождения в феврале 86-го плененного повстанцами несколькими месяцами ранее капитана парохода, гражданина ФРГ (почему собственно этот случай и стал известен). Опасность же полетов на снабжение гарнизонов была подтверждена потерей двух транспортников Buffalo – 14 марта у Акобо и 4 апреля возле Бора. Наконец, в конце года СПЛА несколько раз обстреливала аэропорт Джубы из орудий и минометов, хоть и без особых результатов.

Тем временем приближались более серьезные события…

Павел Нечай,

Вопрос № 31

Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало 1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в новейшей истории страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом , которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны - на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.

Главными причинами нового вооруженного восстания, таким образом, стали:

· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;

· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х - начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;

· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;

· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.

· внешний фактор - заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.

В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРК и др.), США, Великобритания и, в меньшей степени, Франция как наиболее заинтересованные представители стран Запада, Европейский Союз, Китай, а также Саудовская Аравия и Иран как ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.

Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны . Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм. Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.

В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг. позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной. Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой - поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.

Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.

В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.

Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительств а, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.

В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения» , который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата , включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана . Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.

В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите .

Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани ), а в феврале 1993 года третьей (во главе с Керубино Боли ). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции .


Похожая информация.


«Конфликт в Южном Судане является прямым следствием затяжной борьбы за власть и контроль за природными ресурсами в стране», - сказал представитель ООН . Он подчеркнул, что отдельные политики Южного Судана «держат в заложниках всю страну».

Жан-Пьер Лакруа отметил, что обстановка в плане безопасности в Южном Судане остается крайне нестабильной. В последние несколько месяцев в штате Большой Верхний Нил участились вооруженные столкновения между Народно-освободительной армией Судана (НОАС) и сторонниками лидера оппозиции Машара. При этом многие лидеры оппозиции руководят отрядами из-за границы и отказываются участвовать в национальном диалоге.

Тем временем страна все глубже погружается в пучину гуманитарного кризиса и разрухи. С 2013 года более двух миллионов человек бежали в соседние страны. Еще 1,9 миллиона жителей Южного Судана стали внутренне перемещенными лицами. Сотрудники гуманитарных учреждений системы ООН по-прежнему сталкиваются с преградами в попытках добраться до жителей, нуждающихся в помощи. Многие из них подвергаются нападениям. Только в августе было зарегистрировано 100 инцидентов, связанных с нападениями на гуманитарный персонал. По всей стране по-прежнему совершаются грубейшие нарушения прав человека. Жители Южного Судана становятся жертвами незаконных арестов, пыток и даже внесудебных казней. В Южном Судане безнаказанно преследуют политических оппонентов и притесняют правозащитников.

« Я хотел бы еще раз заявить, что конфликт в Южном Судане является рукотворным и прямую ответственность за него несут руководители этой страны. Тяжелая экономическая ситуация и продолжающийся конфликт привели к тому, что граждане Южного Судана оказались в опасной и нестабильной ситуации. Они заслуживают лучшего», - подчеркнул представитель ООН. Он добавил, что только лидеры Южного Судана могут отвести страну от края бездны.

«Для этого необходимо проявить подлинную политическую волю и добиться прекращения военных операций, приступить к переговорам и проявить готовность к компромиссу во имя достижения стабильного мира в стране», - заявил заместитель Генерального секретаря ООН. Представитель ООН рассказал, что процесс развертывания Региональных сил в Южном Судане продолжается.

Конфликт в Южном Судане возник в декабре 2013 в результате противостояния между президентом страны Сальвой Кииром и бывшим вице-президентом Риекой Машаром. Со временем он вылился в межэтнические столкновения, которые привели к гибели тысяч людей. В августе 2015 года президент и лидер оппозиции подписали соглашение о мире, однако в стране продолжаются вооруженные действия.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры