Никому не досаждать и почтение.  "Жить - не тужить"

Главная / Чувства

Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.

Купить – все равно
что вошь убить,
А продать – все равно
что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно
и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно,
а иначе выйдет скверно.

Жить – не тужить,
никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим,
тогда увидим, что творим.

БАТЮШКА, МЫ ЗНАЕМ,
ЧТО ВЫ МОЛИТЕСЬ ЗА НАС
КАЖДЫЙ ВЕЧЕР

Да, когда не устаю,
а то и свинья забудет
своих поросят,
когда ее палят.

Ты не тужи,
у тебя не ременные гужи.
Лыко да мочало
оборвалось -
связала и опять помчала.

Скука – унынию внука,
а лени – дочь.
Чтобы прогнать ее прочь,
в деле потрудись,
в молитве не ленись;
тогда и скука пройдет,
и усердие придет.
А если к сему терпение
и смирение прибавишь,
то от многих зол
себя избавишь.

Мать!
Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси,
он и ласкает их:
"Те-жа, те-жа!"
А они все те же.

ВСЕМ БЫ Я БЫЛА ДОВОЛЬНА,
БАТЮШКА, ДА ВЫ ОТ МЕНЯ ДАЛЕКО
Ближние мои далече
от меня стали.
Близко – да склизко,
далеко – да глубоко.

Терпел Елисей,
терпел Моисей,
терпел Илия,
потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие,
многозаботливость
и многозабвение,
и многие бесполезные толки
не дают мне и опомниться.
Один толкует, что у него
слабы голова и ноги,
другой жалуется, что у него
скорби многи,
а иной объясняет, что он
находится в постоянной
тревоге.
А ты все это слушай,
да еще ответ давай,
а молчанием
не отделаешься -
обижаются и оскорбляются.
Недаром повторяется
иногда поговорка:
"Толкуй больной
с подлекарем".
Больному желается
объяснить свое положение,
а подлекарю скучно
слушать,
а делать нечего – слушаешь,
не желая еще более
раздражить и растревожить
больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы
куда уйти или уехать,
но болезненное положение
не выпускает из келии,
в двери которой с двух
сторон стучат и докучают
принять и потолковать
о нужном и ненужном,
а слабость моя преклоняет
принять.
Вот и не знаешь,
как дело это понять.

Ты ведь молодой князь,
через такие поступки
не ударяй себя
лицом в грязь.

Чтобы идти в монастырь,
надо терпения не воз,
а целый обоз.

Кто хочет себе внимать,
тот должен книгу сию
внимательнее читать,
побольше дома сидеть,
поменьше по сторонам
глядеть,
по келиям не ходить
и к себе гостей не водить;
других не осуждать,
а о своих грехах
к Господу Богу воздыхать,
дабы получить
милость Божию.

НАДПИСЬ НА КНИГЕ
"ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ ВАРСОНОФИЯ
ВЕЛИКОГО И ИОАННА РУКОВОДСТВО
К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В ОТВЕТАХ
НА ВОПРОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ"
Кроме властей земных,
на земле есть еще
и Царь Небесный,
Дух Святый,
всем управляющий
и к пользе нашей полезное
устрояющий,
неполезное отстраняющий.

О немощах своих и не знаю,
как и сказать вам.
По утрам бывает тяжело,
а потом опять как бы
размаешься, только всегда
толкую до усталости
с приходящими чадами
и чадцами.
Но как-то плохо вяжется
у нас Слово Божие;
толкуем, толкуем,
а плохо понимаем,
подобно слепому, которому
толковали о белом цвете.
Слыша о нем, слепой
спрашивал:
"Какой это белый цвет,
на что он похож?"
Слепому отвечали:
"Белый цвет как белый
заяц".
Слепой спрашивал:
"Что ж? Он такой же
пушистый?" -
"Нет! – отвечали. -
Белый цвет как белая
мука".
А слепой говорит:
"Что ж? Он такой же
мягкий и рассыпчатый?" -
"Нет! – говорят слепому:
Белый цвет как снег
белый". -
"Что ж? Он такой же
холодный?" -
"Нет! – возражали слепому. -
Белый цвет как чистый
белый творог". -
"Что ж? Он такой же сырой?"
Толковали, толковали
со слепым,
а до настоящего толка
не дотолковались.
Так часто бывает и с нами.
Толкуем, толкуем,
а до настоящего смысла
не доберешься;
или плохо понимаем,
или нетвердо принимаем,
или судим о делах духовных
по земному и житейскому,
а не по евангельскому
учению.
Царствие Небесное желаем
наследовать и с Христом
быти,
а потрудитися и пострадати
о Христе не произволяем.
От них же первый есмь аз.
В вещах великих и высоких
всем толкую и всех учу,
сам же и перстом двинуть
не хочу,
горе мне, грешному!
Помолись о мне, сестра
и мати,
да не в суд и не в тяготу
будет мне
бездельное сие учение мое
других.
Тесно мне отвсюду.
Уклонился бы, да не знаю
и недоумеваю как.
Приезжающие
и приходящие
не прекращаются
и со скорбию докучают.
А с другой стороны
угрожает и опасность
неключимого раба,
скрывшего талант слова
в землю нерадения.

Да ты ведь не фарисей!
Как же осуждать-то
можешь?
У фарисея было много
добродетелей: и то… и то…
а у тебя, кроме грехов,
ничего…
Как же тебе можно
осуждать?
Никого!
Никогда не осуждай!
Как можно старайся
не осуждать.

Как жить?
Прежде всего – не тужить,
потом – никого не осуждать,
никому не досаждать,
хуже всех себя считать,
заповеди Божии исполнять,
Закон Божий возлюбить
и хранить,
как говорит святой Давид:
"Коль возлюбих закон Твой,
Господи:
весь день поучение мое есть".

«Как жить?» - слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» . Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку у легкомысленных слушателей. Но есть в этом изречении глубокий смысл.

« Жить - не тужить ». Значит, принимать все события , чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Богу («все от Бога, сам выбирал »); через что человек мирится со скорбями или «смиряется», и этим успокаивается. Если закладываем хорошие мысли, позитив, они материализуются в нормальные события, а если боимся чего, так оно и придет . Тужить – от слова «туго», т.е. делать все по силам , как можешь.

« Н икого не осуждать, никому не досаждать ». «Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости . Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово; а внешне они большей частью и за грех не считаются ». Это тема кармы – мы в ответе за то, что творим. Но у людей еще души незрелые, не развиты, «не ведают, что творят». Я сам имею множество недостатков, что за другими смотреть? Ничего мне не покажут такого, чего во мне нет. Надо помнить, что почему-то Господь попустил этим людям родиться и развиваться. Мы не знаем замыслов Божьих, почему такие события происходят. Никому не досаждать : Саи Баба говорит, что жить надо скромно, себя обслуживать, помогать, если попросят. Заниматься тем, что тебя касается.

«Всем мое почтение » - старец указывает на заповедь Апостола: «в почтительности друг друга предупреждайте». «Он – Иисус, и тот — Иисус»

П роповедовалось Старцем главным образом смирение , - эта основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого невозможно спастись.

О смирении

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!

Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно, а иначе будет скверно.

Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо .

«Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».

«Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой». Старец пояснял это так: «Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».

«Если кто тебя обидит , - говорил старец одной монахине в назидание, - не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми . Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим ».

В психологии: если взять и брызнуть на стену чернилами появится несколько темных пятен на белой стене. Но все видят именно их, а не 99% чистой стены. Таков процесс эволюции, когда я до определенного момента учусь видеть эти пятна, как способ различения – плохое-хорошее, чтобы выжить. А потом – чтобы научиться быть хорошим, отдаю это на суд божий, понимая, что не всегда хорошее для человека хорошо для Бога и людей.

Говоря о том, что без смирения нельзя спастись , старец приводил такой пример.

Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном .

Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет ».

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?» - «Нет», - ответила она. «Ну, талантлива?» - «Нет». - «Так, стало быть, богата?» - «Нет». - «Гм! В таком случае можешь гордиться», - сказал напоследок духовник».

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут, по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец. Потому, - прибавлял он, - спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно ».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной?

Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари ».

Или еще рассказывал старец, как иногда обстоятельства смиряют человека :

«Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» На это посланный отвечал: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня к вашей милости».

«Лишь только смирится человек, - говаривал старец, - как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

«Царствие Божие, - говорил еще старец, - не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение».

О терпении

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

О раздражительности

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии , старец сказал:
«Нужно заставлять себя, хоть и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их».
Старец много этому смеялся и сказал:
«У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?»

О любви

«Любовь, - говорил старец словами апостола, - все прощает, долго терпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует».

«Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим».

«Трудящемуся бог посылает милость, а любящему утешение».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце.

Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню.

Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит.

Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

Жить не тужить

В популярной кинокартине С. Говорухина «Благословите женщину» мать героини фильма, уже смертельно больная, на вопрос близких , как жить, отвечает: «Один добрый человек говорил: «Жить не тужить , никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». Этот добрый человек – преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891). 10 июля исполнится 10 лет со дня обретения мощей старца.

На первый взгляд, в ни к чему не обязывающей присказке святого содержатся многие еван гельские заповеди. Не тужить зна чит, при самых тяжелых обстоятельствах не скорбеть, не отчаиваться, терзая себя тоской и унынием. Это ведь смер тный грех! Не тужить – значит, что чер ная полоса жизни все равно кончится, все плохое пройдет, поэтому нельзя жить былыми обидами и неудачами. «За то, что мы оглядываемся назад, – говорил старец, – и подгоняют нас роз гами, то есть скорбями и неприятнос тями».

Идем дальше: «Никого не осуж дать, никому не досаждать». Разве не об этом говорится в Нагорной пропо веди Иисуса Христа? Разве можем мы осуждать ближнего своего, если сами в грехах, как в репьях? Но если хочешь, чтобы на «страшном судище » Господь был милосерден к тебе, чтобы не судил строго, не суди строго и сам других. А лучше вообще не осуждай – не судим будешь. А главное – на душе покойно будет.

Ну а уж «не досаждать» – здесь и пояснять не нужно. Хотя... Иной в жиз ни другим столько хлопот и неприятно стей доставляет, не замечая и не сознавая этого. Это от себялюбия, гор дыни, когда других уже просто не заме чаешь – это ведь тоже тяжкий грех, за который придется отвечать. А как иначе, ведь пролитая кем-то по твоей вине слеза не падает зря...

«И всем мое почтение» – вот мы и дошли до главной христианской заповеди о любви – «по чтение», «почитание». И не только к род ному, близкому. Ко всякому.

Присказка Амвросия Оптинского – это и отзвук Нагорной проповеди, и ду ховная лестница. Вначале научись не тужить , не осуждать и не досаждать, а после, даст Бог, научишься и любить. Ведь эгоист, себялюбец – любить не может, он в слепоте духовной.

Что же касается самого старца, то он сам жил , как учил.

Не тужил , хотя с молодых лет и до самой блаженной кончины страдал тяжелейшим и неиз лечимым недугом внутренних органов. Уже в 34 года иеромонаха Амвросия признали неспособным к каким-либо физическим работам и вывели за штат монастыря. Врачи откровенно признавали: если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенно стью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Однако, выйдя за штат, старец прожил, по сути, в полу живом состоянии еще 45 лет!

Что же давало ему силы? Молитва, помощь Господа в благодатных Таин ствах и, конечно же, Дух Святый . Мы часто говорим: «Только Духом Святым и живем». Но ведь так оно и есть. Как ча сто физически крепкие сильные люди во время испытаний проявляют мало душие и трусость. И наоборот: немощ ные в физическом плане проявляют чудеса храбрости и силы духа.

«Сила Божия в немощи совершается» – это о преподобном Амвросии. По причине своей весьма редкой хронической бо лезни он буквально истекал потом, по этому всегда носил за плечами мешо чек с сухой одеждой. Через 2 – 3 часа ему приходилось переодеваться, но при всем этом батюшка удивлял приходящих к нему людей благодушием и ти хим веселым нравом. Каково бы ни было его состояние, каких бы мук он ни претерпевал, он всегда отвечал на пись ма, принимал посетителей – в день десятки людей! И вот что он говорил по этому поводу: «В монастырях болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь при несет им настоящую пользу...» И еще: «Господь долготерпив . Он тог да только прекращает жизнь чело века, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его ис правление».

Глубочайший смысл и в другом его изречении: «Праведных ведет в Цар ствие Божие апостол Петр, а греш ных – Сама Царица Небесная». Иными словами, кающийся грешник – это тот самый младший, блудный сын, который своим смирением превзошел старшего сына. Чем больше глубина падения, тем сложнее выбраться че ловеку из пропасти грехов. Но, конечно же, здесь имеются в виду истинное по каяние и исправление жизни по еван гельским заповедям, а не просто пе речисление грехов на исповеди.

А вот как преподобный Амвросий пояснил суть Христовой заповеди о том, что, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую. «Если кто будет на тебя клеветать или безвин но чем-нибудь досаждать, это оз начает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси этот удар тер пеливо, подставь при этом левую щеку, т. е. вспомни свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания». Кроме упомянутой присказки о том, как жить, батюшка отвечал: «Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается зем ли, а остальными непременно стремиться вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Для смирения себялюбивых и горде ливых он любил рассказывать такой случай: «Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных спрашивает посланного к нему неопрятного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать за мной?» А тот от вечает: «Хороших-то по хорошим ра зослали, а меня – к вашей милос ти».

Встреча со старцем – большая радость. Но только для того, кто сам готов исправлять свою жизнь, трудиться духовно. В одном из монастырей Мордо вии один прозорливый старец уже в наше время перестал принимать людей, пояснив причину: «Люди выслушивают мои наставления, предостережения, обещают исправиться, но уезжают от меня и живут, как жили». Именно по этой причине в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не тра тить свою жизнь в поисках старцев, ко торых никогда не бывало много, а руко водствоваться творениями святых от цов.

В противном случае велика опас ность нарваться на лжестарца – вот таковых всегда в избытке было на Руси. Неискушенному в вере человеку трудно отличить такого лжесвятого от истин ного подвижника веры, и в этом смысле образ преподобного Амвросия по может отличить нам истинное от ложного.

Старец никогда ничего не совето вал, пока не спросят, не налагал тяжких епитимий (церковное наказание), обла дая всеми дарами Духа Святаго (про зорливость, рассудительность, целительство и т. д.), он тщательно скрывал их. Истинный старец служит всем людям и не создает каких-то особых «общин», где, как и в тоталитарных сектах, существует строжайшая дисциплина и нужно слепо выполнять приказы старших. Такие «общины» всегда окружают лжестарцев , и надо обходить их десятой дорогой. Все, что нам нужно, есть в Церкви Христовой, в Евангелии, в кни гах святых отцов. Нередко, о чем свидетельствуют многие верующие, на обычной исповеди обычный батюшка, сам того не ведая, промыслом Божиим находит для исповедника самые необ ходимые и спасительные слова, дает верный совет.

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!». Эти добрые слова нам известны в основном по фильму «Благословите женщину». На самом деле - это были любимые слова одного из самых известных старцев - батюшки Амвросия Оптинского. Старенький, больной, ему трудно было даже ходить. И к нему со всей России стремились сотни людей: спросить совета, получить благословение, попросить его молитв. Деятельность третьего оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия, ознаменовала собой расцвет Оптиной пустыни и наиболее славную и светлую пору русского старчества.

Родился Александр Гренков в семье пономаря села Большая Липовица Тамбовской губернии, и был шестым ребенком. 23 ноября 1812 года, когда будущему преподобному пришло время появиться на свет, в доме его деда, сельского священника, собралось так много гостей, что роженицу пришлось перенести в баню. Позже батюшка Амвросий шутил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Наделенный большими способностями и любознательностью, Александр блестяще закончил Тамбовское Духовное училище, а затем и семинарию. Его товарищ по семинарии вспоминал: «Бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, а он и занимается мало, а придет в класс - станет наставнику отвечать точно как по-писанному, лучше всех».

Перед одаренным юношей открыты были двери Духовной академии. Но иной путь был уготован Александру: в последнем классе семинарии он тяжело заболел и, прося в молитвах Богородицу об исцелении, дал обет стать монахом.

Юноша выздоровел, но веселый и озорной нрав удерживали его от исполнения обета 4 года. Александр чувствовал угрызения совести, но не находил в себе сил оставить мир, «жался», по его же словам. Но однажды, отправившись в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье, он заехал в Троекурово к известному затворнику о. Иллариону, который дал ему указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». У мощей преподобного Сергия Александр укрепился в решении исполнить, наконец, свой обет. Приехав домой и опасаясь, что уговоры родных и друзей поколеблют его намерение, он тайно бежал в Оптину пустынь . Ласково принятый старцем Львом, вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, затем рукоположен в иеродьякона и, позднее, в иеромонаха.

Путь старца Амвросия был свободен от скорбных внешних обстоятельств: ему не приходилось, как его предшественникам и духовным руководителям старцам Льву и Макарию, бороться с косностью монахов и их представлениями о старчестве как о ереси. Но делание отца Амвросия было сопряжено с тяжкими и непрерывными болезнями из-за крайней слабости его здоровья.

Несмотря на это, старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в четыре - пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец предавался молитве и готовился к своему дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. На нем сбывались слова: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления.

Старец Амвросий принимал у себя цвет русской интеллигенции того времени: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, К.Н.Леонтьев, А.К.Толстой, М.Н.Погодин, Н.М.Страхов и многие другие искали в скиту смысл жизни. Литературным воплощением отца Амвросия стал старец Зосима из «Братьев Карамазовых». Л. Н. Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога ». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Изречения и афористические советы отца Амвросия разошлись в пословицы и поговорки и любовь к ним не становится меньше - в нескольких простых словах батюшка умел выразить всю сущность христианской жизни.

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь - Казанскую Шамординскую пустынь.

Как-то молясь Божией Матери о помощи монахиням и заступничестве, отец Амвросий увидел в небе Саму Богородицу. Образ врезался в память старца, и по его эскизу монах-иконописец Даниил написал икону «Спорительница хлебов»: над хлебными полями Шамордино на облаке сидит Пречистая Дева с распростертыми в стороны руками. Празднование иконы установлено на 15 октября, когда заканчивается уборочная страда и люди могут посвятить время молитве.

Именно в Шамордино старцу суждено было встретить свою кончину. 10 (23) октября 1891 года старец отошел ко Господу. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. Он был погребен возле монастырской церкви рядом с наставником, отцом Макарием. Сейчас же мощи святого Амвросия почивают во Введенском соборе, а над ракой помещена икона святого. С этой иконой связано удивительное событие: когда после канонизации старца к его мощам приехала съемочная группа, готовившая программу для фестиваля киноискусств в Амстердаме, и оператор навел камеру на лик преподобного, икона замироточила. Это был первый случай, когда мироточение было заснято на кинопленку. Фильм имел большой успех: старец и после смерти заговорил с людьми.
На надгробии преподобного выгравированы слова апостола Павла, которые очень точно отражают подвиг великого старца: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

Страница других публикаций о преподобном Амвросии и старцах Оптинских

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

·
Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем в Святом Евангелии.

· Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: "друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов". Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть "так исполните Закон Христов". Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

А главные заповеди Господни: "не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам" . Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.

· Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцев: "дай кровь и приими дух". Это значит — потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о плохоте своей сожалеть и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить — значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?

· Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: "От грошевой свечи Москва сгорела".

· Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: "Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь".

· Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

· "Отчего люди грешат?" — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: "Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение ,— от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления".

· "Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно".

· Батюшка говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем".

· На вопрос: "Как жить?", батюшка отвечал:"Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение".

· "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".

· Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

· Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи". И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила".

· Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

· После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть в прежние грехи.

· Когда батюшку спросили: "Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?", он ответил: "У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать".

· Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

· "Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, —если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром".

· На вопрос "Как стяжать страх Божий?", батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну".

· Батюшка говаривал: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я".

· Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры