Новгородский академический театр драмы афиша. Новгородский театр драмы

Главная / Чувства

Первый стационарный театр в Новгороде открылся в 1825, его содержателем был некто Лотоцкий, при котором играли русские и польские пьесы. С 1853, когда в город приехала антреприза Николая Иванова, театральное дело ведется постоянно. В 1918 открылся Новгородский театр Октябрьской революции, в 1934 реорганизованный в Ленинградский областной Малый драматический театр. После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр, 1 сентября 1944 реорганизованный в Новгородский областной театр драмы. В 1977 событием стал спектакль "Вадим Новгородский" по пьесе Я.Б.Княжнина (постановка – В.Л.Кошелев). В 1987 получил новое здание. С 1997 - им. Ф.М.Достоевского, с 1999 - академический. Отмечен премиями Всероссийского театрального фестиваля "Голоса истории" в Вологде ("Марфа Посадница, 1993). Участник фестиваля "Русская классика" в Орле, Авиньонского международного театрального фестиваля ("Шерше ля Фам", режиссер - Е.Рожков, 1998), V Всероссийского фестиваля "Островский в Доме Островского" в Москве (2002), "Звезды Победы" в Рязани (2005), Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского (2006), фестиваля "Арбатские встречи" в Москве (2007), "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны" в Ярославле, фестиваля сказки в Суздале. Гастролировал в Польше (1998), Англии (1991), Москве (1994), Санкт-Петербурге (1995).

Одной из самых интересных построек позднего советского периода истории Великого Новгорода можно по праву назвать здание Новгородского Академического Театра Драмы им. Ф.М. Достоевского . Построено оно было в 1987 г. Спроектировано под руководством главного архитектора Владимира Сомова .

Здание театра - яркий пример архитектуры советского модернизма. Постройка «коммунистическо-космической» архитектуры резко контрастирует с окружающей застройкой, выделяется среди других зданий города. Фасад театра выходит на пристань к реке Волхов. Наиболее интересный вид на здание открывается с противоположного берега, с набережной Александра Невского.

Среди новгородцев существует мнение, что здание театра было спроектировано лидером рок-группы «Машина Времени» Андреем Макаревичем . По слухам, это дипломная работа музыканта. Макаревич, архитектор по образованию, действительно после завершения учебы в МАРХИ какое-то время работал в проектной организации, занимавшейся зданием театра. Он принимал участие в проектировании форм окон новгородского Драмтеатра.

Архитектурный ансамбль театра помимо самого здания изначально включал в себя также фонтаны с собственными водонапорными башнями (две цилиндрические башни по сторонам здания). Фонтаны, к сожалению, так ни разу и не были запущены, а сегодня на их месте обустроены клумбы.

Вокруг театра была расчищена большая площадь, на которой, по замыслу архитекторов, должны были проходить праздники, фестивали и другие культурные и политические события. Для этих же целей рядом с театром была построена летняя эстрада. Однако местоположение площадки чуть в стороне от основных городских маршрутов сделало ее не самой привлекательной для проведения массовых городских мероприятий.

В архитектурный ансамбль театра входила также 42-метровая колонна из бетонных блоков. Она не носила никакого практического смысла, а среди новгородцев именовалась «колонной Макаревича» или «колонной самоубийц». По стеле было очень легко взобраться, и самоубийцы использовали ее, чтобы покончить с жизнью. В 2009 году в рамках подготовки к празднованию 1150-летия Великого Новгорода колонну демонтировали.

В апреле 2014 года в Великом Новгороде фильма «Пионеры-герои ». Режиссер фильма со своей командой по всей стране искали площадки, подходящие для съемок сцен об СССР конца 80-х годов. Решающую роль в выборе места сыграло здание новгородского театра драмы.

— В конце 70-80-х годов был уникальный период в советской архитектуре, когда стали появляться уникальные здания, в которых было много идей, стремлений и надежд. Таких зданий не много, но они есть, они разбросаны по всему бывшему Советскому Союзу. Одно из немногих было в Новгороде, я в него безумно влюбилась по фотографиям, и я сказала, что хочу снимать в Новгороде. Мне очень важно показать не бытовой Советский Союз, а то, что делало тех детей такими, какими они были, — рассказывает режиссер фильма.

Мы посетили Великий Новгород ещё в августе и вплоть до этого момента фотографии пылились у нас на жёстком диске. Пора рассказать об одном из самых неоднозначных зданий, увиденных нами на просторах России, - о новгородском театре Драмы.

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского
Архитектор: Владимир Сомов
Проектная организация: Гипротеатр
Адрес: Великий Новгород, улица Великая, 14
Годы проектирования и строительства: 1977 - 1987

1. Первое, что бросается в глаза, - это явное несоответствие масштаба театра масштабу самого города. Театру такой величину впору находится в городе-миллионнике, но никак в небольшом по российским меркам историческом городе. От театра до Кремля - менее километра, что вызывало и до сих пор вызывает огромное негодование у градозащитников и им сочувствующих. Однако, театр уже давно построен, так что стоит воспринимать его как полноценного архитектурного игрока, формирующего современный образ Великого Новгорода.

2. Театр был запроектирован такой величины благодаря вездесущей советской плановой экономике и плановому развитию, так сказать "на вырост". По расчётам, к дате постройки (1987) постоянное население Новгорода должно было достигнуть 300 тыс. человек без учёта многочисленных прибывающе-убывающих туристов. Однако, с момента постройки прошло уже 28 лет, но население города достигло лишь (согласно вики) ~220 тыс. человек, а многочисленные туристы до театра не доходят, так как о его существовании (опять же, если верить источникам в интернете) стараются не упоминать. Хотя, на наш взгляд, осмотр этого здания стоит включать в список обязательных туристических мероприятий наравне с посещением Кремля и поездкой в Витославлицы.

Главный фасад театра обращён к реке.

3. Это здание - каноничный пример самого что ни на есть совмода, сошедшего со страниц фотоальбома Фредерика Шобена, обязательный фигурант списков "коммунистическо-космической архитектуры" на всевозможных интернет-порталах.

Театр проектировался не только как сугубо театр, но как и главный культурно-общественный центр города для проведения праздников, фестивалей и даже партийных съездов. Поэтому для строительства был выделен огромный участок с полноценной городской площадью, выходящей на речную пристань; в комплексе со зданием также была возведена летняя эстрада. Сам театр окружен фонтанами, снабжёнными собственными водонапорными башнями (!), которые так и ни разу не были введены в строй. О самой архитектуре театра сказать ничего не получится, так как словами такое необузданное формотворчество описать тяжело.

4. Интересный факт. Для строительства были разработаны уникальные типовые элементы, самым популярным из которых стал полукруглый элемент с отверстиями. Этих элементов наштамповали такое огромное количество, что в итоге было принято решение замостить ими часть площади (выходящей в город). В итоге та стала не самой удобной для передвижения, зато в отверстиях в/между элементами проросла растительность и площадь стала зелёной.

5. Рядом со зданием стояла возведённая из тех же самых элементов 42-метровая ажурная стелла, которая получила в народе название "Колонна Макаревича", по слухам, спроектированная тогда ещё архитектором Андреем Макаревичем (проверить легенду не удалось). Особую популярность эта стелла получила у новгородских суицидников, из-за чего в 2008-ом году она была демонтирована.

Справа на фотографии - архитектор Владимир Сомов.

Взято отсюда

6. В наши дни состояние здания удручает. Главной причиной упадка является размер здания и стоимость его обслуживания, что усугубляется не самыми продуманными технологическими решениями. Большой для города зал редко бывает заполнен, а выходящая на Волхов площадь стала любимым местом для дрифтинга. Часть покрытия площади разрушена и представляет из себя месиво из бетона и грунта с проросшей растительностью. Фонтаны так и ни разу не запустились. Благодаря своей сложносочиненной конфигурации и обилию укромных уголков здание облюбовала молодёжь.

"Контрфорс" слева и есть водонапорная башня, созданная для функционирования фонтана. С другой стороны такая же.

7. Составленные из сборных элементов полусферы поддерживают пандусы.

8. Вблизи они выглядят несколько нелепо.

9. Недействующая летняя эстрада. По ней очень здорово бегать.

11. Так выглядит плита перекрытия, нависающая над центральным входом.

13. К водонапорным башням ведут платформы в стиле Марио.

18. Городской фасад.

В целом, здание производит впечатление необычного и брутального артефакта, очень лихо вклинившегося в городское пространство. И, несмотря на все свои качества, театр драмы уже успел стать неотъемлемой частью Великого Новгорода. Главной проблемой остаётся вопрос возвращения театра и площади обратно в общественную среду, придание ему новых качеств посредством серьёзной реновации и сохранение всех его архитектурных особенностей.

Отдельного упоминания стоит мнение бывшего главного архитектора Великого Новгорода Евгения Андреева. Взято отсюда.

"Евгений Андреев даже затрудняется назвать стиль, в котором выполнен театр-монстр:

Я обычно говорю, что это модерн, но я в этом сам не уверен. Знаете, архитекторы, между нами, такие чокнутые люди - они придумывают совершенно сдвинутые проекты. Это я вам говорю как бывший главный архитектор Новгорода и бывший мэр города. Не о том думают, чтобы здание было красивым, вписывалось в окружающую застройку, было удобным в эксплуатации - нет, они выпендриться хотят. Случай с нашим театром - из этого же ряда. Хотели гипротеатровцы, чтобы их имя в века вошло. Вот и вошло - только с крайне негативным оттенком. К сожалению, ждать, как надеется Назаров, что здание само рухнет и избавит нас всех от проблем, с ним связанных, не приходится - запас прочности каркаса здесь как у бомбоубежища. А все бетонные детали просто будут осыпаться на наши головы еще много лет. По-моему, надо этот несчастный театр ободрать от наружного слоя, убрать все лишнее, а чтобы глаза не мозолил - обсадить елками. И показывать туристам как памятник эпохи умирающего социализма.
И это - почти самое дешевое решение вопроса. Самое дешевое - делать вид, что этого здания вообще не существует и уводить туристов подальше. Так что ничего не светит директору театра и его подчиненным, которые мечтают о небольшом театре мест на триста, где было бы уютно всем, где спектакли проходили бы в наполненном зале. Такой зал был у них в Кремле, где нынче располагается областная филармония, и откуда их насильно переселили в огромное, холодное, страхолюдное здание между улицей Великой и набережной Волхова. А пока театр впору переименовывать - имя Достоевского ну никак не ассоциируется с этим бетонным ужасом. Может, Франц Кафка лучше подойдет?"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры