Роль журналистской информации. Общая характеристика источников журналистской информации

Главная / Чувства

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Общая характеристика


В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс «Техника журналистской работы» входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).

Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.

Курс «Техника журналистской работы» является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как «журналистская информация, ее виды, «методы сбора и проверки информации», «источники информации и их классификация» должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.

Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.


Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.

Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.


Тезисный план лекций


Понятие журналистской информации

Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.

Информация обладает определенными свойствами.

Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.

В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.

Требования, предъявляемые к журналистской информации.

Оригинальность, не банальность сведений.

Доступность или декодируемость сообщения.

Релевантность или уместность сообщения.

Виды журналистской информации:

Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.

Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.

Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.

Репортерская работа в системе журналистской деятельности

Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.

Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.

Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.

В основе новостной журналистики лежит факт.

Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.

У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.

Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.

Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация.

Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости?

Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость.

Новость должна быть:

Ранее неизвестной

Близкой к аудитории

Необычной

Персонифицированной

Вызывать общий интерес

Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора.

3. Источники информации

Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.

В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:

брифинги

презентации

пресс-конференции

пресс-релизы

сообщения информационных агентств.

Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.

Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.

Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть

открытыми

анонимными

источниками «не для печати».

Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:

переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.

сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами

спросить дополнительных свидетелей и очевидцев

дать прочесть текст редакционному юристу.

Наблюдение как метод сбора информации

Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события.

К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент.

Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное.

Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр.

Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная.

Существует разовое и длительное наблюдение.

Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью.

Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично.

Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно.

Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия.

Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр.

Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное.

Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей.

Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации.

Интервью как метод сбора информации.

Подготовка и проведение интервью

Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других.

С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:

Фактические данные

Объяснения

Предположения и прогнозы

Речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.

Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы.

Классификация вопросов по форме:

Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению.

Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания.

Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.

Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.

Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора.

При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.

Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.

Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.

Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».

Вопросы должны быть нейтральными.

Вопросы должны быть простыми.

Прислушивайтесь к ответам.

Документальный метод сбора информации

Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.

Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала…

Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:

По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.

По статусу документа: официальные и неофициальные

По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные

По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.

В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).

Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.

Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:

нет ли в документе каких-либо ошибок;

компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;

существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;

соответствует ли содержание документа его форме;

не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;

если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.

четко ли виден штамп или печать.

Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц.

Желательно установить дату появления документа и его номер.

Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.

Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.

Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:

Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.


Темы и задания лабораторных работ

журналистский информация репортерский интервью

Способы фиксирования и накопления сведений для будущих информационных сообщений.

Деловая игра «От факта - к слуху».

Приемы и способы получения первичной информации (работа на объекте) и ее фиксирование.

Сбор оперативной информации вне аудитории.

Этические нормы поведения репортера в общении с людьми.

Способы проверки и перепроверки сведений, записей и фактов; сбор дополнительных сведений при подготовке текста информационного сообщения.

Выбор жанра выступления в связи с характером события.

Проведение в аудитории пресс-конференции по определенной теме.

Организация и постановка репортерской службы в газетах разных типов.

Решение творческих задач репортера.

Описание как способ фиксирования информации.


Вопросы к зачету


Понятие журналистской информации

Виды журналистской информации

Требования, предъявляемые к журналистской информации

Специфика репортерской работы

Факт и требования, предъявляемые к новости

Основные типы источников информации

Наблюдение как метод сбора информации

Виды наблюдения

Интервью как метод сбора информации

Правила ведения интервью

Классификация вопросов

Документальный метод сбора информации

Классификация документов

Установление подлинности и достоверности документа

Эксперимент как метод сбора информации


Контрольный тест


К какому виду информации относится заявление Президента России:

событийной

интерпретирующей

базисной

Вся информация, циркулирующая в обществе, это:

реальная информация

потенциальная информация

Сообщение о предстоящей годовщине чего-либо можно отнести к категории:

горячих новостей

календарных

организованных

Каковы приоритетные качества репортера:

личное обаяние

оперативность

Короткие совещания, на которых происходит ознакомление журналистов с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу, это:

презентации

брифинги

Каким методом сбора информации вы будете пользоваться при описании открытия художественной выставки:

интервью

наблюдением

Введение

Все мы каждый день испытываем огромную потребность в поиске новой дополнительной информации. Журналистика взяла на себя ответственность регулярно доносить эту информацию до аудитории и, по-моему, неплохо справляется с взятой на себя задачей. Теперь, услышав слово «информация» - мы понимаем «журналистика», и уже два этих понятия почти неотделимы друг от друга, в связи с этим возник один общий термин «журналистская информация».

Объектом нашего исследования является журналистская информация, предметом - функции журналистской информации.

Цель - выявление функций журналистской информации.

1. Дать определение понятию журналистской информации.

2. Выявить функции журналистской информации.

3. Проанализировать функции журналистской информации.

Структура курсового исследования: состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложений.

В ходе нашего исследования мы проанализировали журналы «Эксперт», потому что это серьезное и деловое издание и «Огонек» - как одно из самых популярных и общенациональных журналов. В течение 2007 полугодия в каждом номере обоих журналов мы отслеживали рубрику «культура»: «Эксперт» с января - июнь и «Огонёк» с июля - декабрь.

Основными авторами, на чьи труды и мнения мы опиралась на протяжении всей курсовой работы, выступают: учебное пособие профессора МГУ Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», В.Л Цвика «Введение в журналистику».

Роль журналистской информации

Способы функционирования журналистики

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание - все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вступая в новую, современную, информационную эру увеличился интерес и потребность в овладении дополнительных знаний, отсюда рост значения СМИ. С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества - агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего - личности - ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Учитывая то, какую роль изначально несет с собой журналистская информация, необходимо рассмотреть подробнее все «пространство функций». Исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В.И. Ленина: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции - информационную и воспитательную.

В.Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационну ю, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую , отдельно выделяет функцию социального управления , непосредственно-огранизаторскую , вытекающую из организаторской, за развлекательную функцию выявляет - рекреативную , культурно-просветительскую , перетекающую из рекреативной и интегративную , как важнейшую функцию, которую выделяют многие исследователи.

Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».

Т. о. мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора Е.П. Прохорова, потому что у него дано наиболее понятное и точное толкование понятий каждой из функций. Он исходит из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: идеологическая, культурно-образовательная, рекреативная, непосредственно-организаторская, рекламно-справочная и коммуникативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Общая характеристика

В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс Техника журналистской работы входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).

Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.

Курс Техника журналистской работы является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как журналистская информация, ее виды, методы сбора и проверки информации, источники информации и их классификация должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.

Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.

Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.

Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.

Тезисный план лекций

Понятие журналистской информации

Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.

Информация обладает определенными свойствами.

Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.

В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.

Требования, предъявляемые к журналистской информации.

Оригинальность, не банальность сведений.

Доступность или декодируемость сообщения.

Релевантность или уместность сообщения.

Виды журналистской информации:

Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.

Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.

Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.

Репортерская работа в системе журналистской деятельности

Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.

Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.

Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.

В основе новостной журналистики лежит факт.

Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.

У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.

Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.

Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизм

– вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и является инструментом социального управления. Журналистика - это одно из важнейших орудий общественного прогресса, потому что без развития журналистики невозможно всестороннее развитие общества.

Информация и её виды.

Информация – потребности в информации определяются социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потребностей формируются информационные интересы – стремление получать именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач.

Выделяется три термина «информация» в журналистике.

    В узком смысле этим термином обозначается событийная информация (новости)

    В широком понимании информация – это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории (любые опубликованный в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации, размер шрифта, интонация диктора и другое). Таким образом, к событийной информации добавляется комментирование, а к содержательному уровню – формальный.

    Специальное: информация рассматривается ка новое знание.

Журналистика имеет дело с массовой информацией. Массовая информация, в отличие от специализированной, общезначима и общедоступна. Она удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Массовое сознание – это совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых, массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов: бульварной, нигилистической, экстремисткой журналистики.

2. Потенциальная, принятая и реальная информация.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе. Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими, передается в аудиторию. Но этот текст может рассматриваться только в качестве носителя потенциальной информации . Поскольку до встречи с аудиторией неизвестно, будет ли он работать. Неполучение аудиторией содержащихся в тексте сведений нарушает результативное функционирование всей системы. Если текст не понят аудиторией, то информационный процесс нарушается или прерывается. То, что аудитория воспринимает, называется принятой информацией.

Третий акт – это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под её влиянием. Перестроение в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация. Поэтому собственной информацией в тексте оказывается только то, что и как принято и освоено аудиторией.

Виды информации.

    По способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая.

    По форме представления: текстовая, числовая, графическая, звуковая.

    По общественному значению: массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая), специальная (соответствующая профессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям), индивидуально-личностная (включающая в себя знания, умения, неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы).

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • различную типологию видов информации;
  • специфику информации по видам человеческой деятельности;
  • специфику информации в зависимости от способа передачи и восприятия;
  • специфику восприятия визуальной информации;
  • специфику восприятия вербальной информации;

уметь

  • использовать в журналистской практике различные свойства информации;
  • использовать в журналистской практике преимущества одного вида информации перед другими;
  • учитывать в журналистской практике различия в восприятии аудиторией различных видов информации;
  • соединять вместе коммуникационные преимущества различных видов информации в процессе коммуникации;

владеть

  • навыками использования различных видов информации в зависимости от ее свойств и потребностей аудитории;
  • приемами, подчеркивающими преимущества одного вида информации перед другими.

Ключевые слова: виды информации: вербальная, визуальная; канал передачи; аудиовизуальная информация; СМИ; аудитория; каналы восприятия.

Перейдем к рассмотрению существующих видов информации. В теории и практике журналистского творчества сегодня приняты следующие варианты классификации информации.

Первый вариант: по способам восприятия. Соответственно информация может быть визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной, вкусовой. Что соответствует пяти органам чувств любого полноценного человеческого индивидуума. Однако заметим, что современная система СМИ использует по преимуществу только визуальный и аудиальный каналы распространения информации. Эксперименты с глянцевыми изданиями, повышающими качество бумаги и снабжающие отдельные выпуски модных журналов минифлаконами с пробными духами, не в счет.

Второй вариант: по формам представления. Информация может выпускаться вовне в виде текстов, чисел, графических изображений (рисунков, схем, карт), звучащей музыки. Кроме того, для коммуникации может быть использована комбинированная информация.

Третий вариант: по общественному значению. Тогда можно характеризовать информацию по устойчивым понятиям: «массовая», «обыденная», «общественно-политическая», «эстетическая», «специальная» (научная, техническая, управленческая, производственная).

Рассмотрим первый вариант классификации информации. Обратим внимание на особенности, характеризующие те самые два вида информации (аудиальный и визуальный), которые являются основными в деятельности СМИ и журналистской практике. Они связаны со способом восприятия и соответственно адекватными способами сбора, обработки и подготовки первичной информации. Заметим сразу же, что есть и третий, гибридный вид информации по способу восприятия. В теории его принято именовать «аудиовизуальный». Исторически именно он стал первым видом информации, потому что даже при чтении газетной или журнальной полосы читатель так или иначе аудирует тот текст (вслух или про себя), который он видит своими глазами. Здесь можно говорить о скрытом аудиовизуальном характере представляемой в печатных СМИ информации. Однако доминирующим, конечно, является визуальный характер восприятия текстовой, графической и фотоиллюстративной информации.

Читатель воспринимает печатные СМИ, а также то, что он видит на дисплее компьютера, мобильника, иного гаджета, исключительно с помощью собственного зрения. Стало быть, все те визуальные характеристики, которые присущи любому предмету или явлению, могут быть использованы журналистом (или фотокорреспондентом, или бильд-редактором, оформляющим газеты и журналы) для усиления воздействия на потенциальную аудиторию, привлечения внимания как к самому текстовому материалу, так и к сопровождающим его фото, рисункам, схемам, иным видам инфографики. Опытные сотрудники редакций печатных СМИ знают, что воздействует на публику даже иная гарнитура шрифта, которым набирают заголовок статьи и ее лид.

Точно так же они укажут любому начинающему журналисту на то, каким образом лучше располагать материал на газетной или журнальной полосе конкретного формата, т.е. важно не только содержание журналистского материала, но и его оформление. В данном случае - композиция газетной полосы. Она тоже несет в себе визуальную информацию. Читатель видит, какой материал находится в «подвале», т.е. внизу полосы, какой - вынесен на «чердак», т.е. открывает полосу. Тем самым фактически указывается на предлагаемую публике приоритетность чтения того или иного текста.

Точно так же, понятно, что если вы берете в руки номер журнала, то прежде всего обратите внимание на те анонсы материалов, которые вынесены на обложку, т.е. вы снова подвергаетесь целенаправленному воздействию визуальной информации, которая «провоцирует» интерес потенциального потребителя информации к будущему тексту, расположенному «внутри» издания.

Огромную роль в визуализации информации играют фотографии, которые в современных печатных СМИ из выразительного средства, иллюстрирующего тот или иной текст, стали вполне осознанными элементами комплексного воздействия на аудиторию всей полосы печатного издания, или конкретного материала в частности. Достаточно вспомнить то, какие фотографии в течение нескольких лет на рубеже XX-XXI вв. публиковала редакция газеты «КоммерсантЪ». Обычно это были портретные фото крупных и известных бизнесменов, «захваченных» объективом в некий интимный момент отправления бытовых человеческих функций, что придавало таким фото едва ли не характер насмешки. Тем более что подобные фотографии размещались традиционно на первой полосе газеты и сопровождались вполне серьезными аналитическими материалами, посвященными бизнесу «героя» опубликованного фото. Так на практике реализовывалась концепция информационных стандартов данного издания, сформулированная еще в 1990-х гг. кинокритиком Александром Тимофеевским: «Нас ничто не волнует, но все интересует». Проще говоря, фотографии конкурентов становились своеобразным фактором дискредитации тех, кто соперничал с хозяевами газеты в тех или иных сферах получения доходов. Лишь с приходом Алишера Усманова в качестве нового хозяина ИД «КоммерсантЪ» подобная практика была отменена.

Те же самые функции реализуют в печатных СМИ и графические иллюстрации (схемы, чертежи, диаграммы и т.п.), которые в прежней журналистской отечественной практике XX в. встречались крайне редко. Чаще всего подобные графические элементы были характерны для специальных технических изданий. В общественно-политических медиа они практически не использовались, так как считались носителями информации, которую в избытке не требовалось сообщать аудитории. Однако увеличение количества, качества и скорости информационных потоков на рубеже двух столетий привело к необходимости активизировать и ресурс графических иллюстраций, который в ряде случаев экономит печатные площади, усиливает наглядность иллюстративности, повышает градус эмоционального воздействия на того читателя, который берет в руки газету или журнал. Например, долгий рассказ о том, как менялся курс рубля по отношению к доллару или евро в течение прошедшего года, гораздо выгоднее заменить диаграммой изменений валютных колебаний в графической схеме, где горизонтальная ось х будет иллюстрировать хронологическую характеристику, а вертикальная ось у отражать количественные колебания курса рубля по отношению к выбранной для иллюстрации иностранной валюте.

Подобные графические схемы активно используют деловые печатные издания (например, газета «Ведомости»), а также субъекты электронного вещания, которые специализируются на бизнес-информации (например, канал РБК). Понятно, что подобный иллюстративный ресурс не может быть востребован в практике радиожурналистов. Однако если учесть, что в настоящее время радиовещатели активно осваивают сетевое пространство, в котором создают собственные поддерживающие сайты, то можно утверждать, что у такого аудиомедиа, как радио, появилась теоретическая возможность визуализировать собственную звуковую информацию. Чем многие радиостанции с радостью пользуются (например, «Эхо Москвы»), подключая к воздействию на свою целевую аудиторию не только статическую инфографику, но видеофайлы с записью выступлений в эфире собственных ведущих и приходящих в эфир гостей станции.

До сих пор мы вели разговор исключительно о статической визуальной информации, которую используют в своей профессиональной деятельности журналисты. Это, так сказать, первая подгруппа данного типа информации, которая характерна, как мы убедились, для печатных медиа и сетевых ресурсов. Второй (условно) подгруппой визуальной информации, использование которой особенно актуально в нынешних технологически- организационных условиях, является динамическая визуальная информация. К ней могут быть отнесены: кадры теле- и видеосъемок любых событий, персон, происшествий, массовых мероприятий или акций и т.п.; кинокадры, фиксирующие аналогичный эвентуальный ряд; анимационное схематичное изображение того события, факта, происшествия, акции, которые не смогли или не успели зафиксировать.

Стоит отметить и в то же время предостеречь начинающих журналистов от слишком частого обращения к динамическим видеоматериалам, которые заимствуются нынче из неофициальных источников - различных сетевых ресурсов, home video , записей видеорегистраторов и камер наружного и внутреннего видеонаблюдения. Столь популярные источники невольного журналистского видеообогащения таят в себе несколько серьезных для профессиональной и деловой репутации СМИ, их работников, «подводных камней». Ниже о них и пойдет речь.

Ситуация конвергенции различных средств массовой коммуникации в современной медийной практике в начале нынешнего века из проблемной превратилась в прагмагически-операционную. Если на первоначальном этапе проникновения и распространения интернета в нашей стране в 1990-х гг. речь шла о его использовании как некоего вспомогательного источника коммуникации и информации, то со сменой десятилетия и столетия стала очевидной возрастающую роль Всемирной сети в функционировании СМИ. Наиболее наглядные примеры негативного влияния мы видим в отношениях телевидения и интернета.

Телевидение - это средство массовой информации, тогда как интернет есть коммуникационная информационная среда, выступающая периодически в качестве средства массовой коммуникации. В поле нашего теоретического интереса оказались лишь наиболее очевидные примеры из эфирной практики, которые указывают на обозначаемую проблематику.

Важно понимать, что интернет-видео может иметь совершенно разное техническое, технологическое и ситуативное происхождение. Одно дело, когда нам показывают записи с видеокамер наружного наблюдения, как это было в случае со взрывом на железнодорожном вокзале Волгограда в декабре 2013 г. И совсем другое дело - многочисленные кадры, полученные с мобильных телефонов во время падения метеорита в Челябинске в марте 2013 г. Разнообразие подобных источников интернет-видео порождает и вариативность в их использовании путем комбинирования, перемонтажа, соответствующего вмешательства непосредственно в наглядный «текст» видеоизображения. Очевидно также и то, что классифицировать данный вид видеоиллюстраций можно по следующим параметрам: продолжительность съемки, место съемки (плейер или внутри помещения), наличие или отсутствие людей в кадре, четкость изображения, освещенность объекта съемки. Словом, с помощью всех тех параметров, которые характеризуют сами телевизионные кадры.

По мере экспоненциального роста, как числа пользователей Всемирной сети, так и количества используемых с ее помощью новостных и информационных ресурсов, стала очевидна проблема, которую можно лапидарно сформулировать следующим образом: важен не конкретный механизм конвергенции интернета с определенным медиумом (или каналом коммуникации), а содержание той коммуникации, которая становится возможной благодаря процессу взаимодействия, т.е. приоритетным становится не вопрос о том, как взаимодействуют субъекты подобного процесса, а анализ ситуации взаимодействия с позиции рассмотрения того, что «транслируют» традиционным СМИ интернет-источники. В этом смысле медиа отказываются от собственной природной информационной функции, переключаясь на репродукцию уже полученных сведений, фактов, цифр, комментариев и прочих видов и типов сообщений. Они выступают, таким образом, в виде пользователей Сети. Как не однажды отмечалось исследователями: «Всех пользователей Всемирной сети можно условно разделить на два лагеря: создающие, поглощающие» . Очевидно, что телевидение в интересующей нас ситуации является поглощающим видеоинформацию субъектом с тем, чтобы трансформировать ее в те эфирные формы доставки, которые привычны для его аудитории. Однако такой подход чреват вторичностью выдаваемых в эфир видсоиллюстраций.

Происходит двойная виртуализация эмпирической действительности. Первоначально ее видеоотражение попадает в интернет, а далее оно же воспроизводится в эфирном телеконтенте. При этом нет никакой гарантии, что видеоролик или элементарные фрагменты home video , выложенные в Сети, окажутся востребованными в массовом порядке. Тогда как сюжет, снятый на камеру телеоператором для выпуска новостей, практически гарантированно будет выпущен в эфир. Причем велика вероятность его повторения в различных выпусках (например, вечерний и утренний). Например, видео с хулиганствующими выходками некоего представителя «Правого сектора» (организация запрещена на территориии РФ), известного под кличкой «Сашко Билый», имеющее явно непрофессиональное происхождение и снятое с помощью подручных средств видеофиксации. Эти кадры, как минимум, более двух десятков раз демонстрировались в эфире телеканалов, входящих в медиахолдииг ВГТРК, в течение нескольких дней февраля 2014 г. Причем использовалось данное видео исключительно в информационных программах. Тогда как последующая активная демонстрация «хулиганского видео» на других каналах происходила исключительно в аналитических и публицистических программах.

Телевидение как сфера массовой коммуникации сегодня предоставляет возможность в силу собственных технологических возможностей обсчитывать то возможное количество зрителей, которые могли видеть данный сюжет.

В современных компьютерных технологиях возможность учета количественных показателей также существует. Например, в виде регистрации на сайте или подсчета видеопросмотров выложенного видеофрагмента. Но в отличие от телевидения Сеть не гарантирует того, что эти просмотры совершались одновременно. Характерно, что единицей измерения служит термин «просмотр», семантически указывающий на скоротечность процесса ознакомления с интересующим пользователя видеоматериалом. Можно сказать, что телевидение смотрят, а материалы в Сети просматривают.

В нынешней ситуации шоу-цивилизации, когда доминирующим является визуальный канал распространения информации, особенно заметно почти поголовное увлечение различными субъектами телевещания видеоконтентом, извлекаемым из недр Сети. Характерно, что используются не только видеоматериалы, но и фотографии, которые выкладываются в интернете. Результативность их воздействия известна. Причем фото могут касаться не только личной жизни публичных персон (например, Анастасии Волочковой), но и серьезных политических ситуаций. Достаточно сослаться на мнение Ваэля Гонима, одного из тех интернет-пользователей, который успешно воспользовался воздействующими возможностями WWW, чтобы организовать массовые движения протеста в Египте в 2010- 2011 гг., известные нынче как «арабская весна» (при этом сам В. Гоним находился в другой стране, вне Египта). «Между текстом с настоятельной просьбой сделать что-то, - анализирует В. Гоним коммуникативные возможности слова и изображения, и картинкой, которая доказывает, что это сделать возможно, большая разница. Тот, кто сказал, что “картинка стоит тысячи слов”, знал о чем говорит... Все, что документировано визуально есть свидетельство, предъявленное всему миру» .

То же самое можно сказать и о видеокадрах, которые выкладываются в Сети, а затем воспроизводятся (разумеется, с потерей качества изображения) в телеэфире, становясь частью легализованного и распространяемого в одностороннем порядке контента. Известен афоризм американского историка Даниэля Бурстина: «Ничто не существует реально, пока это не покажут по телевизору». В условиях нынешнего острого социального запроса на зрелищность всех без исключения медиа он приобретает характер лозунга текущего момента развития медийной системы и, прежде всего, тех СМИ, которые по своей онтологии опираются на визуальный канал распространения творимого ими контента.

Интернет был изобретен еще тогда, когда телевидение явно доминировало в семействе традиционных СМИ. Функциональность же Сети была конституирована относительно недавно. Как отмечают исследователи, «всемирная паутина является интерактивной, персонально ориентированной, ипфоцептричиой, мгновенной, масштабируемой, гибкой, взаимосвязанной, экономичной» . Нас в этом перечне интересуют два свойства - инфоцентричность и мгновенность.

В первом случае ясно, что интернет является инструментом доступа к информации, которая существует в world wide web на момент обращения пользователя с соответствующим запросом. И если какой-либо информации поисковые системы не обнаружили в Сети, то очевидно, что подобная информация либо не выложена в нее, либо она не идентифицируется как востребованная под определенным углом рассмотрения. Поэтому гарантий наличия требуемых сведений или видеосвидетельств каких-либо конкретных событий для журналистов (как и для пользователей в широком смысле этого слова) не было и быть не может.

Что же касается скорости поиска, обнаружения и, главное, воспроизведения найденной информации, в том числе и в формате фотографий и видеороликов, то она явно уступает привычным журналистским способам работы с источниками новостей и сведений. Быстро - не значит хорошо, качественно и точно. Точность-то как раз Сеть в части размещенных в ней видеоматериалов гарантировать не может. Прежде всего, в силу традиционной анонимности как пользователей («поглощающие»), так и тех, кто фиксирует события окружающей его действительности на видео, аранжирует и размещает данные материалы в Сети («создающие»). В подавляющем числе случаев в информационных программах при использовании видео, заимствованного из Сети, автор не указывается. Определение времени и даты демонстрируемой съемки возможно только в том случае, если они автоматически фиксировались на дисплее видеокамеры (хотя эти цифры при современных технологиях достаточно легко можно «убрать» с экрана).

Нельзя не учитывать и фактор возможной неумышленной ошибки, элементарной дезинформации, заведомой лжи, когда при существующем доверии к источнику последний явно предпочитает скорость размещения информации, чем ее проверку на точность соответствия случившемуся и произошедшему.

Дезавуировать выпущенные на просторы Всемирной паутины сведения или материалы теоретически и технически возможно. Один из последних случаев связан с телеканалом «Дождь», затеявшим оскорбительный для многих опрос на тему блокады Ленинграда 27 января 2014 г. Един- ственнный вопрос был вывешен на сайте канала, но был убран с сайта буквально через несколько минут ввиду поднявшегося в Сети возмущения. Однако и этого времени хватило для того, чтобы в российском обществе развернулась яростная полемика по данному поводу.

Но на практике подобные ситуации, если и случались, то носили исключительно разовый характер. Они инициировались в подавляющем большинстве случаев исключительно теми, кто становился объектом подобной иифодеятелыюсти. Отсутствие точности в таких ситуациях оказывается оборотной, негативной стороной оперативности, с которой в интернете размещают видеоролики, фото или текстовые сообщения. Понятно также и то, что видеоролик не может длиться более нескольких минут. Дискретность восприятия, которая воспитывается общей глобализацией информационных процессов в мире, приучает пользователя знакомиться с новостями, или просматривать видеоматериалы в режиме «in brief» (англ. - «вкратце», «в двух словах»).

Краткость, идущая от первоначального источника информации в интернете, оказывается главным препятствием к адекватному восприятию новости или факта, а также визуализированного восприятия происходящего в реальности. Как афористично заметил французский коммуникативист Доминик Вольтон, «Время - главный враг Интернета» . Неслучайно в рекламных проспектах, продвигающих услуги различных провайдеров, практически всегда рядом со словом «интернет» используют прилагательное «скоростной». Принцип функционирования Сети в таком случае можно было сформулировать очень просто: «быстро, быстрее, еще быстрее». Краткость хронометража и объема размещаемых в Сети видеоматериалов тому в немалой степени способствует.

Их использование в практике работы каналов всех видов, типов и уровней стало настолько обыденнным и привычным, что воспринимается как некая профессиональная данность. Чаще всего такие видеоматериалы практически не подвергаются никакой обработке, редактуре. Можно сказать, что их воспроизведение носит фактически аутентичный характер. А некачественное изображение лишь усиливает эффект присутствия зрительской аудитории при событии, снятом либо на камеру мобильного телефона, либо па камеру наблюдения, либо на видеорегистратор. В последних двух случаях мы имеем дело с переориентированием функций используемых материалов. Вместо того, чтобы с их помощью осуществлять контроль, они становятся «исходным материалом» для создания сюжета, репортажа. Показателен в этом смысле трагический инцидент в связи со взрывом в московском аэропорту Домодедово, когда видеозапись с камер наблюдения в зале прилета оказалась в руках журналистов одного из федеральных телеканалов, и они поспешили выдать ее в эфир. Далее эта же запись фигурировала во всех без исключения выпусках новостей на других телеканалах. Иной видеоинформации документального характера о теракте никому получить не удалось. Показательно, что журналисты тщательно скрывали источник получения записи, но проговорились о том, что она была приобретена ими за деньги.

Краткость подобных видеозаписей, полученных порою нелегальным путем, также формирует парадоксальность их многократного использования. Ведь в телеэфире надо показывать «картинку», даже если она длится всего несколько секунд. Профессиональная журналистская ситуация в подобной ситуации обостряется тем, что такой краткий видеоряд зачастую оказывается единственным, который имеется в распоряжении редакции новостей. И более видеоматериалами журналисты того или иного телеканала не располагают. Вот тогда и начинается эфирная эксплуатация одного и того же видеоматериала, полученного из Сети. На большинстве телеканалов выпуски новостей выходят несколько раз в течение суток. Стоит учесть и традиционные видеоанонсы самых важных новостей, в которых также задействованы «краткие» видеокадры. В результате многократного повторения в эфире происходит их новостная амортизация, психологическое обесценивание. Чем больше их показывают на телеэкране, тем все больше нивелируется их смысловое и эмоциональное значение. Видеофакт не воспринимается как свидетельство, а трансформируется в некую визуальную эмблему, знак того или иного события. Из свежих российских примеров можно напомнить о видеокадрах, полученных с помощью камер наружного наблюдения, зафиксировавших момент взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде.

Аналогичный принцип воспроизведения видеоматериалов из Сети активно использовался и используется при освещении событий на Украине в связи с организацией протестного движения на Майдане Неза- лежности в Киеве в ноябре - декабре 2013 г., а также в январе 2014 г. При тщательном наблюдении за тем, какие материалы из интернета воспроизводились в эфире, нетрудно было заметить, что часто повторяются одни и те же планы, ракурсы съемки. Бросалась в глаза их кратковременность присутствия в эфире. Например, репортаж о первом разгоне Евромайдана изобиловал «нарезкой» коротких планов. А скандально известная беседа В. Кличко с полицейскими, заснятая на мобильный телефон и выложенная на ресурсе YouTube , вообще длилась несколько секунд. В подобной ситуации сложно не только идентифицировать те персоны, которые оказались в «поле зрения» камеры «мобильника», но и точно расслышать то, что они говорят, т.е. вместо четкого и однозначного видеосвидетельства о характере и содержании происходящего сначала пользователь интернета, а затем телезрители получают лишь некий мгновенный «образ» события с туманными символическими визуальными портретами их фигурантов. Чувствуя недостаточную доказательность подобных кратких видеозаписей представители украинской оппозиции для Мюнхенской международной конференции в начале февраля 2014 г. поспешили издать буклет на немецком (!) языке, в котором были подобраны соответствующие фотографии, якобы свидетельствующие о жестокости сил правопорядка, проявленной при разгоне протестующих.

Ясно, что подобная практика использования видеоматериалов из Сети, порождает серьезный соблазн для манипулирования массовым сознанием, для формирования общественного мнения, для возбуждения критического отношения к той или иной личности или событию. Не успев ничего толком рассмотреть на телеэкране, телезрители зачастую уже готовы рассуждать об увиденном и выносить свой жесткий вердикт относительно сути происходящего в реальности, трансформируемой дважды - в Сети и в телеэфире.

Факты о росте повсеместного использования профессионалами телевидения интернет-видеоматериалов должны насторожить начинающих практиков журналистики. Тем более, что в ряде западных стран подобные видеоматериалы из WWW приобрели уже статус документальных визуальных свидетельств. В нашей стране, несмотря на тотальное увлечение подобным источником видеоинформации, все еще сохраняется настороженное отношение к подобным материалам. И как здесь не вспомнить одну русскую пословицу, которую гак любил приводить к месту и не к месту президент США Рональд Рейган: «Доверяй, но проверяй».

Вернемся, тем не менее, к рассмотрению реальных свойств динамической визуальной информации, с которой приходится иметь дело современному журналисту. Если с теоретического языка перевести подобное определение на более прагматический уровень, то мы поймем, что речь идет о движущемся изображении. Однако оно может быть транслируемое массовой аудитории с помощью самых разных приспособлений: от сетевых коммуникаций до телевидения и кинематографа. Подобная динамическая визуальная информация может воспроизводится с больших плазменных экранах в мегаполисе, а может транслироваться с миниэкранов, установленных в общественном пространстве. Чаще всего подобные каналы распространения визуальной информации связаны с рекламой, агитацией и пропагандой, и к журналистской профессии они имеют лишь опосредованное отношение.

Кинематограф в отличие от первоначального этапа собственного развития сегодня может быть отнесен к разряду средства массовой информации весьма условно. Если раньше эту функцию экранного искусства реализовывали различные киножурналы и выпуски кинохроники, то с появлением телевидения, а следом - и интернета, деятельность данного аудиовизуального канала распространения информации практически сведена к нулю. Таким образом, когда мы рассматриваем динамическую визуальную информацию, то но умолчанию очевидно, что речь идет о такой сфере приложения профессиональных журналистских усилий, как телевидение.

  • Баранов А. Е. Интернет-психология. М., 2012. С. 45.
  • Гоним В. Революция 2.0: Документальный роман. СПб., 2012. С. 106.
  • Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учебное пособие. Мм 2005.С. 16.
  • Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М., 2011. С. 14.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры