Смерть озе. Смерть озе Эдвард григ пер гюнт история

Главная / Чувства






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок разработан для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ по программе С.Б. Беценко (Беларусь, 2007). Может быть проведен на I году обучения по предмету “музыкальная литература” в IV четверти. Направлен на расширение знаний детей о произведении Э. Грига “Пер Гюнт”, воспитание интереса к классической музыке.

Введение

Темы I года обучения по предмету “музыкальная литература” посвящены ознакомлению с основной терминологией и понятиями курса: музыкальный язык, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка в театре. Урок рассчитан на проведение его в IV четверти. К этому времени учащиеся уже овладели основными навыками, необходимыми для восприятия музыкального произведения: слушание музыки, наблюдение музыки по нотам, анализ музыкального произведения.

На протяжении трех четвертей учащиеся знакомились с отдельными пьесами из сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” при разговоре о средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах. Эти пьесы звучат и на уроках музыки в общеобразовательной школе. Практика показала, что дети сразу запоминают композитора, название пьес.

Это урок-повторение, обобщение знаний, полученных на протяжении всего учебного года. Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.

Чтобы ответить на вопросы учителя могли все ученики, а не один, во время прослушивания произведения или после окончания звучания, после беседы дети в течение всего урока выполняют письменное задание по каждой пьесе. Поэтому в презентации неоднократно появляется таблица с элементами музыкальной выразительности, что позволяет сосредоточиться на выполнении задания. В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности. В группе находятся дети разного возраста, уровня развития, подготовленности, воспитания. Поэтому сочетание устных и письменных заданий позволит чувствовать себя комфортно на уроке, найти и выполнить задание по силам.

Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично. Несомненно, 2-3 произведения по выбору педагога (возможно, наименее знакомые), звучат целиком.

Домашнее задание творческое, рассчитано на эмоциональный отклик учащихся на полюбившуюся музыку. Сочинение мелодии позволит на практике применить знания по сольфеджио, и здесь, несомненно, прослеживаются межпредметные связи.

Цель: углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

  • расширение знаний о творчестве Э. Грига;
  • совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
  • формирование устойчивого интереса к классической музыке.

Оборудование и музыкальный материал: диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный;наглядно-слуховой;стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций;обобщение;анализ.

Ход урока

[Слайд № 1]. У.: В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

[Слайд № 2].Сегодня мы познакомимся с вами с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

[Слайд № 3].

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

[Слайд № 4].

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга?Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

4. Что такое сюита?Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.

5. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами.

[Слайд № 5]

1.Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

[Слайд № 6]. У.: Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты?

[Слайд №8]. “Утро”.

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает?

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”?Образ-пейзаж.

[Слайд № 11]. 8. Заполни таблицу (Приложение 1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1). “Утро”. Проставьте цифру 1, соответствующую пьесе “Утро”, рядом с определениями.

[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.

1. Посмотрите внимательно в нотный текст. Вспомните название этой пьесы из музыки к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”:

а) “Утро”.

б) “Смерть Озе”.

в) “Песня Сольвейг”.

г) “В пещере горного короля”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.

У.: В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали?

[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”?Образ-сцена.

Дети показывают свои работы.

5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?

а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.

5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.

Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

[Слайд № 34].

Подведение итогов.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Нам сегодня было немного легче воспринимать произведения, так как мы говорили о программной музыке, то есть о музыке, которая по замыслу автора, уже имела название и содержание. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?

2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.

[Слайд № 37].

Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”).

Критерии оценивания: активность учащихся на уроке; качество выполнения творческих заданий; количество правильных ответов в письменной работе.

Литература

  1. Акимова Л. Ю. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Выпуск 1. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 79 с.
  2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М.: Музыка. 1992. – 159 с.
  3. Мировая музыкальная литература: Часть первая. Музыка, ее формы и жанры/авт.-сост. Казак И. И. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ: Ровно, “Каллиграф”, 2008. – 152 с.
  4. Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
  5. Музыка. 4 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
  7. Ротачкова Н. М., Казанцева Е. С. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. – Издательский дом В. Катанского, 2003. – 96 с.
  8. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).
  9. Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
  10. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.
  11. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.
  12. http://yandex.by/yandsearch?text
  13. http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php
  14. http://www.solnet.ee/sol/004/rr_034.html

Заключение

“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

О его роли в мировом культурном наследии говорят неоднократные экранизации и театральные постановки на протяжении последних полутора столетий. Музыка к драме Г.Ибсена явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора. Она вошла за рамки прикладного жанра и обрела самостоятельную жизнь.

Произведение Э.Грига слушают и учат в общеобразовательной и музыкальной школах с первых классов. Это произведение популярно и в наши дни. Количество обработок достигает нескольких десятков, включая танцевальные версии, рок-обработки. Но, считаю, задача музыкальной школы – привить любовь к произведению в его изначальном варианте, учить общению с музыкой, запоминать музыкальное произведение, где бы учащиеся с ним не встречались – на концерте, уроках по музыкальному инструменту, при звучании на радио, по телевидению, во всей своей дальнейшей жизни.

Цель и задачи, поставленные при формировании темы урока, решены через различные виды деятельности учащихся. Методы обучения, предложенные задания заставляют детей постоянно на протяжении всего урока находиться в поиске ответов на поставленные вопросы. И результатом данного урока должен стать еще один шаг в деле воспитания активных любителей музыки, открывающих для себя богатство не только современной, но и музыки прошлых веков, расширение кругозора учащихся.

Пер - это имя, Гюнт - фамилия одного норвежского крестьянского паренька .

Драма - литературное произведение для постановки на сцене.

Гюнт ».
Гюнт . Однажды,наслаждаясь Сольвейг Краткое содержание драмы «Пер Гюнт ».

Герой драмы- крестьянский паренек Пер Гюнт . Однажды,наслаждаясь красотой утра, он долго бродил в горах, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. И сам горный король сделал Перу предложение- вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг . Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! В поисках счастья и богатства главный герой отправляется в дальние страны.

Прошло сорок лет. Все эти годы Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем.. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг , его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Она ждала Пера все сорок лет, и возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. И встретив обессиленного, умирающего Пера на пороге избушки, ослепшая Сольвейг поет ему песню. И он впервые ясно понял всю пустоту и никчемность своей долгой жизни. И вот Генрик Ибсен попросил своего друга композитора Эдварда Грига сочинить музыку к этой драме. И Григ сочинил. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Сюита № 1, соч. 46

1. Утреннее настроение

2. Смерть Озе

3. Танец Анитры

4. В пещере горного короля

Сюита № 2, соч. 55

1. Плач Ингрид

2. Арабский танец

3. Возвращение Пер Гюнта

4. Песня Сольвейг

Музыка и театр

Музыка к драматическому спектаклю

Театр на протяжении нескольких тысячелетий был для человека зеркалом, отражающим прекрасные и дурные стороны жизни. Иногда - волшебной сказкой, мечтой, за которой мчишься всю жизнь, а иногда - «увеличительным стеклом», глядя через которое видишь вдруг смешные стороны жизни, глупость и мелочность людских поступков. Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.

Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.

Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника - - пьеса о жизни и приключениях пария из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей. Мы обратимся сейчас к музыке Грига и подробнее расскажем о ней.

Эдвард Григ. «Пер Гюнт»

Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка - песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», - говорил он.

В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.

Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт» с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора.

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...

Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

Познакомимся с музыкой первой сюиты и «Песней Сольвейг» из второй. Все пять пьес контрастны. Наша задача - услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы, каково значение музыкальных номеров в драматическом спектакле.

«Утро»

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». «Пасторальными» называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни. Тембры духовых инструментов - флейт и гобоев, солирующих в пьесе, - напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.

Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».

Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции - кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр fortissimo. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.

Пьеса «Утро» - не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.

«Смерть Озе»

Норвежские газеты писали после премьеры «Пера Гюнта»: «Смерть Озе» - «это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью».

Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!

Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает...

Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,
С поклоном тебя пригласит он туда...
...Нельзя ли впустить мою мать поскорее?
Что скажешь на это, отец пресвятой?
... А я поручусь - в целом мире добрее,
Честнее не сыщешь души ни одной!

По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.

Пьеса «Смерть Озе» звучит так проникновенно благодаря оркестровке. Композитор избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные - самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.

«Танец Анитры»

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, то есть смычком, а аккомпанемент - виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание струнных украшено тембром треугольника. В ажурном кружеве струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.

Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.

Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.

«В пещере Горного короля»

Это музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей - фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

«Песня Сольвейг»

Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.

Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней...

Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».

Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.

Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.

Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.

Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

Кроме , музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», к драме Альфонса Доде «Арлезианка», к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

Вопросы и задания:

  1. Какую роль играет музыка в театре? Какие жанры театральной музыки вам известны?
  2. Изложите содержание пьесы Ибсена «Пер Гюнт».
  3. Расскажите о музыкальном языке пьесы «Утро».
  4. Что значит «пасторальность» и как она отражена в оркестровке пьесы?
  5. Расскажите о развитии музыкального образа пьесы «Смерть Озе». Какими выразительными средствами пользуется композитор для его создания?
  6. С помощью каких музыкальных средств создан музыкальный портрет Анитры? Назовите контрастные разделы пьесы «Танец Анитры», контрастные средства музыкальной выразительности.
  7. Расскажите о характере и музыкальном языке пьесы «В пещере Горного короля». Почему тема троллей звучит фантастично? Как влияет изменение темпа в этой пьесе на характер музыки?
  8. В скандинавских сказках, легендах действуют добрые и злые фантастические существа. Послушайте пьесы Грига «Кобольд», «Шествие гномов» и расскажите о характере и музыкальном языке этих пьес.
  9. Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев?
  10. Почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Григ. Сюита «Пер Гюнт». В пещере горного короля, mp3;
Григ. Сюита «Пер Гюнт». Песня Сольвейг, mp3;
Григ. Сюита «Пер Гюнт». Смерть Озе, mp3;
Григ. Сюита «Пер Гюнт». Танец Анитры, mp3;
Григ. Сюита «Пер Гюнт». Утро, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Когда я садилась за пианино, разбирать сюиту Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», никто не возражал до определённого момента. Можно было играть песню Сольвейг, пытаться разобрать «Танец Анитры», но… ни в коем случае я не должна была играть похоронный марш - «Смерть Озе». А это была наиболее лёгкая вещь для разбора.
- Прекрати, сейчас же! – мама кричала и в голосе её я чувствовала слёзы. Закрой инструмент!
Точно так же она требовала выключить радио, когда звучал этот похоронный марш. Если вспомнить пьесу Ибсена, умерла Озе, мать Пера Гюнта, не дождавшись сына... «Смерть Озе» Грига - красивая и трагичная музыка, без надрыва, но полная скорби. Постепенно, по словечку, я вытягивала из мамы историю её нелюбви к этой музыке.
Оказалось, что 24 августа 1936 года был вынесен смертный приговор партийным деятелям советской страны Зиновьеву (Радомысльский) Григорию Евсеевичу и Каменеву (Розенфельд) Льву Самойловичу, 25 августа того же 1936 года эти оппозиционеры, противники Сталина, были расстреляны. И зря некоторые думают, что репрессии, набиравшие обороты в то время, не были замечены народом. Как оказалось, не без подтасовки, разумеется, по всем радиостанциям Советского Союза прозвучали похоронные марши… Естественно, многие работники радиокомитетов страны были немедленно арестованы и сосланы на каторжные работы на Колыму, в Магадан…
А мама была главным редактором музыкального радиовещания. Маленькому сынишке исполнилось ровно 5 месяцев 25 августа. Не только мама, но и отец мой были уволены с работы, отец, чтобы не тревожить мать, брал с собой пакетики - «завтраки», как будто идёт работать, а сам ходил по улицам. Мама же, оставив сына на няню, поехала в Москву, у неё были все программы вещания, любая передача готовится заранее, за месяц до выхода в эфир. В Москве мама вместе с документами, неопровержимо доказывающими её непричастность к выходу сюиты Грига вместе с похоронным маршем в эфир именно в эти дни, попадает на приём к киевлянке Розалии Самойловне Землячке, которая тогда возглавляла комиссию советского контроля.
И тут, как не вспомнить знаменитую басню «Волк и ягнёнок» - «И делу дать хотя законный вид и толк…» Да, видимо тогда была ещё щёлочка, приоткрывшаяся для спасения тех, кто сумел доказать свою невиновность. Как же! В стране действует контроль, значит, существует закон! Землячка распорядилась восстановить маму на работе (в то же время был восстановлен и отец) да ещё и выплатить ей компенсацию за вынужденный прогул.
Тогда мама заказала себе пальто и крепдешиновое платье. Я почему-то помню это платье - лиловое, с малиновым оттенком. Видно, носилось оно очень долго, ведь я родилась на два года позже описанных событий. Это потом кто-то сказал, что мама была в списке уничтоженных в 1936году. А пока могло показаться, что закон есть, что те, которые будут посажены потом, наверное, что-то противозаконное сделали…
Хитрость и коварство вождей отражалось на жизнях миллионов. Да ещё как!
Разумеется, работники сектора выпуска Киевского радиокомитета загремели надолго в далёкие края. А маховик уничтожения лучших людей страны набирал обороты...
У мамы был ещё и 1952год. Этот период я хорошо помню. Вышвырнули с работы с волчьим билетом вдову с двумя детьми и старухой-матерью на иждивении, выбросили из партии с криками «у вас - явочная квартира» и прочее… Но я время от времени теперь думаю, пускай дрожали руки, пускай сдали нервы, пускай целый год пришлось работать машинисткой в артели инвалидов (больше никуда не брали), пусть платили самую минимальную пенсию впоследствии…
И вот я думаю теперь: КАК ЖЕ ПОВЕЗЛО МОЕЙ МАМЕ, как ей посчастливилось выжить, сохранить детей, дать им образование и самой дожить до 92 лет!

В народе говорят, что судьбу обойти невозможно, каждый испытает то, что ему предначертано. Главное - не предавать самого себя, верить в любовь. К такой тематике обратился знаменитый норвежский драматург и поэт Генрик Ибсен в произведении "Пер Гюнт". Оно было создано в годы стыка реалистичного с романтичным. Автор боялся, что поэма "Пер Гюнт" не будет понята за пределами Норвегии, так как она очень насыщена присущими данной стране чертами и особенностями. Но произведение приобрело всемирную славу, его перевели на многие европейские языки. Позже композитором была написана великолепная музыка, что придало произведению ещё большую популярность. Ибсеновская драма экранизировалась уже несколько раз, многие режиссёры осуществляли её постановки на сцене.

Немного об авторе

Популярность пьес известного норвежского драматурга в европейских странах выросла сравнительно недавно. Если говорить о мастерах современной литературы, то его имя можно поставить рядом с такими талантами, как Золя и Толстой. Всемирная слава Ибсена связана с проповедуемыми им в своих произведениях идеями. Его творчество - это достижение реалистической западноевропейской драматургии, оказавшее огромное влияние на мировое искусство.

Зрителя Ибсен заставил быть своим соавтором и мыслить вместе с героями. Самым главным в драмах писатель считал присутствие авторской идеи. Он изображал людей в столкновениях, житейских конфликтах, оставляя финал для фантазий читателя. Чаще всего драматург изображал представителей состоятельных норвежских семей, для которых были важны денежные проблемы. При этом каждый его сюжет рассматривается с точки зрения человечности, чтобы читатели могли подискуссировать.

Главные герои Ибсена - это люди, понимающие свой долг, аналитики, которые сами выбирают себе тип поведения, стремятся к правде любыми путями. Благодаря этому Генрик Ибсен стал символом реалистического искусства. Его творчество направлено на обновление и внутреннюю свободу человека. Более ранними его пьесами были "Борьба за престол", "Комедия любви", "Воители в Хенгеланде". Полюбилась читателям его поэма "На высотах", пьеса "Бранд". Актуальные темы действительности были затронуты автором в пьесах "Привидения", "Женщина с моря", "Дикая утка", "Кукольный дом" и др. Последним, очень трагическим и пронизывающим произведением Ибсена, стала пьеса "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся". На мировоззрение драматурга значительно повлияла перенесённая им ещё в детстве психологическая травма. Ему пришлось после разорения зажиточного отца перейти в самые социальные низы и зарабатывать себе на кусок хлеба.

История создания пьесы "Пер Гюнт"

Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров - пьес "Бранд" и "Пер Гюнт". Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи - самоопределение и становление личности человека.

Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы "Пер Гюнт" тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.

Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.

Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.

Основные персонажи поэмы

Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи "Пер Гюнт":

  • овдовевшая крестьянка Озе (мать Пера);
  • Пер Гюнт - главный герой;
  • кузнец Аслак;
  • старейшина свадебного пира, его гости и музыканты;
  • семья переселенцев;
  • дочки переселенцев - Хельга и Сольвейг (вторая является возлюбленной Пера);
  • господин на хуторке - Хэгстад;
  • его дочка Ингрид;
  • пастушки;
  • Доврский мудрец;
  • главные и второстепенные тролли, их дети;
  • ведьмы;
  • свора гномов, леших, кобольдов;
  • уродливое создание (якобы сын Пера);
  • крики птиц;
  • общество путешественников;
  • воришка;
  • дочка вождя бедуинов Анитра;
  • группы танцовщиц, рабынь, арабов;
  • заведующий сумасшедшего дома в Каире;
  • министр Хуссейн;
  • пациенты и сторожа сумасшедшего дома и др.

Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания - сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.

Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта - Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.

Дальше сюжет "Пера Гюнта" переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие - стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.

Казалось бы, всё идет к счастью, но вдруг дочка Доврского старца приносит Перу маленького урода и говорит, что это его сынок, который готов убить отца топором. Она требует от Пера бросить Сольвейг. Тот бросается в бега. Перед отъездом он успевает посетить свою больную мать.

Так прошло 50 лет. Пер Гюнт стал преуспевающим мужчиной и торговцем оружием. Однажды он попадает в компанию обезьян, к которой тоже смог приспособиться. Дальше судьба заводит его в пустыню Сахару, он встречается с арабами.

После этого читателей краткое содержание "Пера Гюнта" переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание "Пера Гюнта" - пьесы, где герой - фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.

Основные проблемы и темы пьесы

Многие литературоведы считают, что в образе Пера Гюнта автор показал типичного героя XIX века. Пер - безответственный приспособленец, ненадёжный человек. Главной проблемой можно назвать безличие современников Ибсена, что было присуще буржуазному обществу. У многих молодых людей того времени не было особого волевого стержня. Ибсен очень ярко поднимает проблему серого существования середнячков. Пер вырос на сказках матери, поэтому и стал такой одиозной фигурой. Грёзы и реальность смешались в его сознании. Тема "Пера Гюнта" актуальна и по сей день.

Значение образа Пера Гюнта

Главный персонаж поэмы известного драматурга - олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, - он общается с троллями, работорговцами, обезьянами... Главное, чтобы всё было обратимо.

Всепобеждающая сила любви

Пер Гюнт не выполнил своего человеческого предназначения: он похоронил свой талант поэта, даже грешить он толком не умеет. Его созданием стал безобразный урод-тролль. Герой видит, насколько сильно его любит Сольвейг, его терзают Чего же хотел добиться Гюнт? Ему так хотелось слить воедино творчество и жизнь... Сольвейг всю жизнь ждала своего любимого. В конце поэмы герой избегает наказания за свою беспутную жизнь, потому что основным его созданием была любовь.

Постановки пьесы на сцене

Каждый год летом в Норвегии (г. Винстра) проходит фестиваль, который посвящён поэме. Это просто невероятное действие под открытым небом, которое точно передаёт колорит и таинственность легенд норвежского народа.

В 1993 году российская артистка Антонина Кузнецова выступила с моноспектаклем "Пер Гюнт". В 2011 году сыграл главную роль в спектакле "Пер Гюнт", режиссёром которого был Марк Захаров. В России спектакли с одноимённым названием ещё поставили в Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Музыка к мотивам поэмы

Известный композитор Эдвард Григ, современник Ибсена, написал прекрасную музыку к пьесе "Пер Гюнт". Уже в XX веке композитор Вернер Эгк выпустил одноименную оперу. В 1986 году был поставлен балет из трёх актов с эпилогом Альфреда Шнитке.

Экранизация поэмы

Начиная с 1915 года произведение Ибсена было экранизировано 12 раз. Это делали в США, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии, Норвегии. В 2006 году режиссёр Уве Янсон выпустил новейшую версию фильма "Пер Гюнт".

Значение произведения в мировой культуре

Только любовь делает человека цельным и придаёт смысл его жизни - эта ибсеновская идея прочно прошла в мировую культуру. В норвежском городе Осло создан парк скульптур Пера Гюнта. Известный художник Н. Рерих изготовил прекрасные декорации к постановке пьесы в Московском художественном театре. Астрономы в честь одной из героинь поэмы назвали астероид Аас. Образ Пера Гюнта в мировой культуре такой же вечный, как Фауста, князя Мышкина, Одиссея... Он увлекает многих творческих людей, благодаря чему Ибсен приобрёл мировую славу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры