Франсис пуленк. Пуленк, франсис Произведения для голоса и фортепиано

Главная / Бывшие

ПУЛЕНК Франсис

(7 I 1899, Париж - 30 I 1963, там же)

Моя музыка - это мой портрет.

Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза "Шести". В "Шестерке" - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. "Франсис Пуленк - это сама музыки", - писал о нем Д. Мийо, - "я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью".

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской "рапсодией" создает вокальные циклы "Бестиарий" (на ст. Г. Аполлинера), "Кокарды" (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы "Вечные движения, Прогулки"; хореографический концерт для фортепиано с оркестром "Утренняя серенада"; балет с пением "Лани", поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: "Музыка "Ланей" как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность".

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил "ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения".

В 30-е гг. расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, "Литании к черной Рокамадурской богоматери", Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е гг. будут созданы также "Stabat mater, Gloria", Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза. Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата "Лик человеческий" для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру "Лика человеческого" Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом.

Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера "Груди Терезия" (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием. "Диалоги кармелиток" (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. "Человеческий голос" (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ПУЛЕНК Франсис" в других словарях:

    Пуланк (Poulenc) (1899 1963), французский композитор, пианист. Входил в «Шестёрку». Буффонная опера «Груди Тирезия», трагедийная «Диалоги кармелиток», лирико психологическая моноопера (для одного исполнителя) «Человеческий голос» (1958),… … Энциклопедический словарь

    Франсис Пуленк Francis Poulenc Photo by Roge … Википедия

    Франсис Пуленк. Photo by Roger Viollet (1949 год) Франсис Жан Марсель Пуленк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc; 7 января 1899, Париж 30 января 1963, там же) французский композитор, пианист, критик. Биография Происходит из богатой и известной (по… … Википедия

    Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в «Шестёрку» (с 1920). Воспитывался на образцах классической и… … Большая советская энциклопедия

    Пуленк, Франсис - ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899 1963), французский композитор. Участник “Шестерки”. Композитор лирик, Пуленк особое внимание уделял мелодии (Пуленка называли “французским Шубертом”). Высшие достижения связаны с оперой: буффонная “Груди Тирезия”… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Poulenc, Francis) (1899 1963), французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования,… … Энциклопедия Кольера

Франсис Пуленк - одна из наиболее значительных фигур среди французских музыкантов минувшего десятилетия. Он ушел из жизни совсем недавно, в 1963 году, и сейчас еще трудно в полной мере оценить его разностороннее и отмеченное ярко выраженным индивидуальным почерком творчество. В Советском Союзе интерес к вокально-симфоническим и фортепианным сочинениям композитора весьма велик; его музыку играют и приезжающие на гастроли зарубежные исполнители, и наши советские артисты.

Выдающийся советский пианист Э. Гилельс включил в свой репертуар «Сельский концерт» Пуленка. В исполнении ансамбля под управлением Р. Баршая прозвучала «Негритянская рапсодия». Весной 1966 года в Малом зале консерватории Адольф и Михаил Готлибы с успехом исполнили фортепианную сонату в четыре руки; осуществлена грамзапись концерта для двух фортепиано (играют Л. Брук и М. Тайманов); существует запись скрипичной и флейтовой сонат Пуленка. Звучали на советской сцене «Французская сюита» (дирижер Г. Рождественский) и «Утренняя серенада» (дирижер В. Кин, солист Л. Берман). Видное место сочинения Пуленка занимали в программах концертов в период французской выставки в Москве, в парке «Сокольники».

Но, пожалуй, более всего советскому слушателю полюбилась одноактная лирическая опера-трагедия Франсиса Пуленка «Голос человеческий» (В 1967 году московское издательство «Музыка» выпустило клавир оперы, назвав его «Человеческий голос»; под тем же названием опера шла и на сцене. Нам кажется правильнее называть оперу «Голос человеческий», что точнее передает эмоциональную окраску произведения.) прозвучавшая в концертном исполнении в сезоне 1965/66 года со сцен Колонного зала Дома союзов, Большого зала консерватории в исполнении Н. Юреневой и Г. Вишневской. Позднее эта опера была поставлена в Большом театре и продолжала идти в концертном исполнении. Ленинградская академическая капелла познакомила слушателей с кантатой для двойного хора a cappella «Лик человеческий» на слова Полл Элюара (партитура издана в СССР в 1965 году с русским текстом Вс. Рождественского). В сезоне 1967 года заслуженный артист РСФСР А. Лапаури и балетмейстер Большого театра СССР О. Тарасова по созданному ими либретто осуществили постановку одноактного балета «Я имя твое пишу...» в Одесском академическом театре оперы и балета. Основой балета послужила музыка Органного концерта Франсиса Пуленка и стихи Поля Элюара; этот спектакль посвящен борьбе французского народа против фашистских захватчиков. Часто исполняются в СССР и камерные вокальные произведения Пуленка.

Композитор жил и работал в нелегкое время. Пуленк - современник обеих мировых войн. В первой мировой войне он участвовал солдатом. Вторую мировую войну ему пришлось наблюдать глазами жителя оккупированного Парижа, глазами очевидца нацистских зверств. Один из любимых поэтов композитора, его друг Макс Жакоб, на слова которого Пуленк написал свыше пятнадцати песен, погиб в концентрационном лагере. Многие друзья Пуленка и его соавторы встали на бескомпромиссный путь борьбы. Поль Элюар, крупнейший поэт современной Франции, вступил в Коммунистическую партию и примкнул к движению Сопротивления. Пуленк не был столь решительным в своих поступках. Но и он не оставался лишь бездеятельным наблюдателем. Уже через месяц после того, как полковник Роль-Танги от имени борцов Сопротивления и генерал Леклерк от имени Правительства свободной Франции приняли в Париже немецкую капитуляцию, по радио прозвучала волнующая кантата Франсиса Пуленка «Лик человеческий» - торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения. В творчестве Пуленка, как в капле воды, отразились события последнего полувека французской истории: на него наложили свой отпечаток и горести поражений, и радости побед. Творческое наследие композитора во многом неоднородно и противоречиво. Нам, например, трудно принять его религиозные тенденции и устремления, но мы восхищаемся свободолюбием Пуленка, жизнеутверждающим, бьющим через край оптимизмом и галльским искрометным юмором, мастерством мелодиста.

Камерно-вокальное творчество композитора снискало ему славу «французского Шуберта». Поразительно мастерство, с которым Пуленк музыкальными средствами добивается предельной выразительности текста, оттеняет малейшие нюансы человеческой речи. Выбор либретто для крупных оперных произведений Пуленка на первый взгляд кажется парадоксальным; он выбирает настолько, казалось бы, неприемлемые для этой цели, сложные тексты, что порой представляется непостижимым, как их вообще можно положить на музыку. Это относится и к «Диалогам кармелиток», и к «Грудям Тирезия», и к «Голосу человеческому». На деле именно в этих операх яснее всего проявляется своеобразное дарование композитора. Весьма показательными в этом отношении выглядят слова Поля Элюара в стихотворении, посвященном Франсису Пуленку:

Я не умел прислушаться к себе, Франсис,-
Спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос..."

В творческой биографии Пуленка можно выделить несколько отличных друг от друга периодов. В двадцатые годы, во время существования «Шестерки» - группы молодых французских музыкантов, в которую входили Онеггер, Орик, Дюрей, Мийо, Тайфер и Пуленк, - композитор отдал дань модным течениям послевоенного времени. Он увлекается эксцентриадой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Горожанин до мозга костей, Пуленк и музыку свою почти целиком черпает из жизни города: произведения раннего Пуленка корнями уходят в шумную толчею улиц и безмятежную тишину переулков-лабиринтов Парижа. В тридцатые годы в творчестве Пуленка намечается ясно выраженный перелом. У него проявляется склонность к вокальному жанру. Произведения композитора становятся гораздо более серьезными и глубокими. Во второй половине тридцатых годов Пуленк пишет свои первые сочинения религиозного характера. В годы оккупации в его творчестве наиболее ярко выступают патриотические мотивы. Наконец, после второй мировой войны - перед нами вдумчивый серьезный мастер, с широким кругозором, способный передать глубокое человеческое горе и восторженную любовь. Произведения Пуленка приобретают черты критического реализма.

Франсис Пуленк пронес свою музыку через все испытания. Юношей он впитал лучшие традиции французской национальной музыки, зрелым мастером - приумножил и развил их. Пользуясь образным выражением французского поэта XVII века Теофиля де Вио, И. И. Соллертинский сказал однажды, что Гектор Берлиоз родился под «взбесившейся звездой». Трудно сказать, под какой звездой родился Пуленк, но одно можно констатировать с уверенностью: звезда его славы взошла рано и ярко освещала весь жизненный и творческий путь.

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой - редкое мужество, достойное уважения» - эти слова Артура Онеггера могут служить ключом к пониманию творчества Франсиса Пуленка (Письмо Артура Онеггера Франсису Пуленку; цит. по книге: F. Poulenc. Correspondence, 1915-1963. Paris, 1967, p. 221.).

В настоящей работе предпринята попытка осветить основные этапы творческого пути композитора. Главы третья - седьмая посвящены разбору его наиболее значительных произведений. Особое внимание уделяется анализу таких крупных сочинений Пуленка, как вокальный цикл «И день, и ночь», балеты «Лани», «Утренняя серенада», кантаты «Засуха» и «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток» и «Голос человеческий».

Автор пользуется случаем выразить признательность сотрудникам кафедры Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории, советами которых он имел возможность пользоваться на всем протяжении работы над книгой. Глубокую благодарность автор выражает И. В. Нестьеву и М. Д. Сабининой. За возможность ознакомиться с редкими нотами, книгами, фотографиями, неопубликованными материалами, записями некоторых произведений, а также за любезные консультации автор благодарит сестру Ф. Пуленка мадам Ж. Мансо, племянницу композитора мадам Ж. Серанж, президента Международного музыкального совета господина В. М. Федорова, французских музыковедов Р. Гофмана и Ж. Филип. За консультации при подготовке переводов французских текстов и подборе литературы автор признателен зав. кафедрой иностранных языков МОЛГК им. П. И. Чайковского Г. Б. Рабиновичу и зав. читальным залом Научной библиотеки им. Танеева И. А. Адамовой.

Дата рождения: 7 января 1899
Место рождения: Париж
Страна: Франция
Дата смерти: 30 января 1963

Франсис Жан Марсель Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc) - французский композитор, пианист, был членом французской группы композиторов "Шестёрка" (Les Six). Он сочинял музыку во всех основных жанрах, в том числе: камерная музыка, оратория, опера, балетная музыка, оркестровая музыка и авторская песня.

Франсис Пуленк родился в известной и состоятельной семье французских фабрикантов в Париже в 1899 г. Первые уроки музыки и игры на фортепиано он получил от своей матери, которая была пианистом-любителем, музыка являлась частью семейной жизни. И хотя впоследствии (в 1921 г.) он учился у Шарля Кёклена (французский композитор и педагог) и других композиторов, всё равно его считали композитором-самоучкой.

Его называют музыкантом спонтанности. Его яркая творческая личность формируется в годы Первой мировой войны, когда Европа, не смотря на тяготы войны, стремилась к новой эстетике, и Париж являлся центром, где рождались новые идеи. В 1917 г. Пуленк входит в группу молодых композиторов, получившую известность благодаря музыкальному критику Анри Колле под названием "Шестерка". Члены группы объединяют свои поиски в создании нового стиля музыки, используя достижения прошлого и свежесть американского джаза, бразильских танцев и французского водевиля. При значительном влияниии новаторства Эрика Сати и гения Игоря Стравинского Пуленк создал свой индивидуальный художественный стиль, который легко узнаваем своими яркими цветами, ясным и четким ритмом и очень красивой диатонической гармонией. Свои произведения он наполнил мелодией - самая сильная сторона его творчества. Его музыка возможно менее интеллектуальна, чем у Стравинского, но более тонкая и страстная, чем у Сати. В сущности, сочинения Пуленка настолько индивидуальны, что трудно представить, что кто-то может быть его учителем.

Самыми известными его сценическими произведениями являются комическая опера "Груди Тирезия" по тексту Гийома Аполлинера (французский поэт), написанная в последние дни Второй мировой войны и представленная в Париже в 1947 г. и трагическая опера "Диалоги кармелиток" (1957 г.) на либретто Жоржа Бернаноса (французский писатель) по роману "Последняя на эшафоте" немецкой писательницы Гертруды фон Ле Форт, рассказывающая о казни монахини-кармелитки во время Французской революции, вошедшие в репертуар мировой оперы. Одна из интереснейших работ Пуленка - наполненая гуманизмом моноопера "Человеческий голос" (1959 г.) на либретто Жана Кокто, трагическое действие о расставании женщины со своим любимым, эмоциональная вокальная партия, в которой мелодия гибко передает чувства и душевные переживания героини, ее тоску по счастью. Балет Франсиса Пуленка "Les Biches" в русском переводе "Лани" (1923 г.) занял первое место на конкурсе в Монте-Карло в 1924 г.

Кроме оперы и балета многие другие его работы вошли в мировой фонд музыки, он внес значительный вклад в искусство французского сольного и хорового пения, сочинял песни и музыку к кинофильмам. В концертных работах он создал концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929 г.), концерт для 2 фортепиано и оркестра (1932 г.), концерт для органа и струнного оркестра (1938 г.).

Один из немногих композиторов ХХ века, показавший навыки в использовании духовых инструментов. Эта способность ярко выражена в крупной серии произведений для духовых инструментов и фортепиано. Особенно любил деревянные духовые инструменты и планировал создать сонаты для всех них, но успел завершить только для четырёх: флейты, гобоя, кларнета и элегию для валторны и фортепиано, к которым можно добавить и трио для гобоя, фагота и фортепиано.

Пережив несколько трагических смертей своих близких друзей, Пуленк после гибели композитора Пьера Феро (Pierre-Octave Ferroud) в 1935 г. возвращается к католической вере своего детства и создаёт несколько ярких религиозных произведений, начиная с литании "? la vierge noire" (1936 г.) и мессы соль мажор для смешанного хора капеллы (1937 г.), после смерти художника Кристиана Берарда он сочинил гимн «Стояла мать [скорбящая]» ("Stabat Mater") (1950 г.), а также "Слава" ("Gloria") (1950 г.) для соло сопрано, хора и оркестра и последнюю кантату "Семь ответов из тени" ("Sept repons des tenebres") (1961 г.).

Франсис Жан Марсель Пуленк умер от сердечной недостаточности в Париже в 1963 г. и похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Инструменты

Франси́с Жан Марсе́ль Пуле́нк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc ; 7 января , Париж - 30 января , Париж) - французский композитор , пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки ».

Биография

Происходит из богатой и известной (по сегодняшний день) французской буржуазной семьи фабрикантов . Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). В начале 1920-х гг. участник творческого содружества «Шестёрка». Испытал влияние Э. Шабрие, И. Ф. Стравинского , Э. Сати , К. Дебюсси, М. Равеля, Сергея Прокофьева , выступал с докладами о творчестве Мусоргского . Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести», является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:

Композитор и религия

Как вспоминал музыкант, семья Пуленк по отцовской линии отличалась глубокими религиозными взглядами, но «без малейшего догматизма» . Брат прадеда Франсиса, аббат Жозеф Пуленк, был кюре церкви Иври-сюр-Сен, троюродный брат - францисканским монахом . Отец композитора, Эмиль Пуленк, также был человеком набожным, в то время как для его супруги, Женни Руайе, религиозность была лишь частью хорошего воспитания. И когда в возрасте 18 лет Франсис остался сиротой, влияние матери для него оказалось сильнее: юный Пуленк на время забывает о церкви.

Только спустя почти два десятилетия в духовной жизни композитора случился новый перелом. В августе 1936 года , в автокатастрофе трагически погиб один из его коллег - композитор Пьер-Октав Ферру . Имея очень впечатлительный характер, Пуленк буквально впадает в оцепенение: «размышляя о такой бренности нашей физической оболочки, я вновь возвратился к духовной жизни» . Его память воскрешает рассказы отца о знаменитом месте паломничества недалеко от Авейрона. И в поисках душевного успокоения, композитор отправляется туда, в Рокамадур.

Эта маленькая старинная деревушка приютилась на высокой горе Святого Амадура. Рокамадур был издавна известен среди паломников как обитель чудотворной и таинственной Черной Девы - статуи Мадонны, имеющей, в отличие от привычных канонов , черный цвет лица и рук. Исследователи отмечают, что подобные статуи из камня, свинца или черного эбенового дерева получили особое распространение в средневековой Европе XII века. Но в Рокамадурской церкви Нотр-Дам (), в главной из семи древних часовен, встроенных в скалу, деревянная фигура Рокамадурской Богоматери датируется, предположительно, I веком от Рождества Христова.

Что послужило причиной духовного перерождения Пуленка - особая ли энергетика святого места или мистическая загадка Черной Девы, но «так или иначе, в Нотр-Дам де Рок-Амадур Франсис Пуленк увидел нечто, захватившее его» . Как говорил сам композитор, «Рокамадур окончательно вернул мне веру моего детства» . С того времени паломничества в обитель стали важной частью его жизни. Это необыкновенно мирное место помогало отрешиться от внешней суеты, очистить душу, здесь рождались новые творческие замыслы. Отныне Черная Рокамадурская Богоматерь стала неизменной покровительницей композитора, под защиту которой он ставил многие свои произведения.

Сочинения (выборка)

  • Оперы «Груди Терезия » (Париж, 1947), «Диалоги кармелиток» (Милан, 1957), «Человеческий голос » (Париж, 1959).
  • Балеты «Лани» (фр. Les Biches ; Париж, 1924) , «Примерные звери» (фр. Les Animaux modèles ; Париж, 1942).
  • Духовная музыка: Литании Чёрной мадонне (фр. Litanies à la vierge noire , 1936, 2-я ред., 1947), Stabat Mater (1950), 7 тёмных респонсориев (фр. Sept répons des ténèbres , 1962), 4 покаянных мотета, 4 рождественских мотета, 2 мессы и др.
  • Кантаты «Засуха» (фр. Sécheresses , 1939), «Лик человеческий» (фр. Figure humaine , 1943), «Бал-маскарад» (фр. Le Bal masqué ).
  • Негритянская рапсодия для фортепиано, флейты, кларнета, струнного квартета и голоса (1917).
  • Два марша и интермедия для камерного оркестра (1938).
  • Два интермеццо для фортепиано (1934) № 1 (C-dur) № 2 (Des-dur)
  • Концерты: «Утренняя серенада», концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929), «Сельский концерт» для клавесина с оркестром (1928), Концерт для 2 фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938).
  • Французская сюита по Клоду Жервезу для фортепиано (Бургундский бранль, Павана, Маленький военный марш, Жалобная песня, Шампанский бранль, Сицилиана, Перезвон)
  • Вокальные циклы «Бестиарий» на стихи Аполлинера и «Кокарды» на стихи Кокто (1919), Пять романсов на сти­хи Ронсара , «Озорные песни» и др.
  • Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского (1948) для мужского хора a capella
  • Соната для виолончели и фортепиано (1940-48)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1943)
  • Соната для двух фортепиано (1952-53)
  • Соната для флейты и фортепиано (1956)
  • Соната для кларнета и фортепиано (1962)
  • Соната для гобоя и фортепиано (1962)
  • Секстет для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано

Напишите отзыв о статье "Пуленк, Франсис"

Примечания

Литература

  • Медведева И. Франсис Пуленк. М.: Сов. композитор, 1969.-240 с.,ил.-(Зарубежная музыка. Мастера XX века).
  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1970. С.264-284.
  • Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести» Л., 1964. С.96-106.

Источники

  • Пуленк, Франсис. Я и мои друзья. Л. 1977.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пуленк, Франсис

– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?

Франсис Пуленк – французский композитор XX века. Он состоял в творческом объединении «Шесть» и был в нём самым молодым участником. Его талант был живым и непосредственным, что и сделало композитора любимцем публики и коллег. Его также отличали прекрасные человеческие качества: честность, отличное чувство юмора, открытость, умение бескорыстно дружить.

Отец Пуленка был крупным промышленным деятелем, а мама – музыкантом. Она и стала учить маленького Франсиса музыке и зародила в нём любовь к прекрасному. Именно ей он обязан знакомством с творчеством величайших композиторов: , . После пятнадцати лет его обучением занялись испанский пианист Риккардо Виньес и французский композитор Шарль Кеклен. Благодаря двум мастерам Пуленк приобщился к музыкальному творчеству своего времени, произведениям , и . Во время Первой мировой войны Пуленк служил в армии и не смог поступить в консерваторию. Однако сразу же по окончании войны его звезда ярко зажглась на музыкальном небосклоне Парижа. Восемнадцатилетним юношей он покорил сердца слушателей, сыграв на концерте «Негритянскую рапсодию» (1917). Это поспособствовало его творческому подъёму. Вслед за «Негритянской рапсодией» создаются вокальные циклы «Бестиарий» и «Кокарды» (1919), пьесы «Вечные движения» (1918), «Прогулки» (1924), концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада» (1929), балет «Лани» (1924). Постановка последнего встретила невероятное одобрение критиков.

Необходимо отметить, что даже ранние произведения композитора отличались изысканностью музыкального вкуса и тесной связью с парижскими песнями.

В 1930-е годы начинается двадцатилетнее сотрудничество композитора с певцом Пьером Бернаком. Вместе они давали концерты в Европе и Америке, Пуленк аккомпанировал исполнителю, который пел написанные им произведения.

Пуленк также создал хоровые произведения на религиозные тексты: «Литании к Чёрной Рокамадурской богоматери» (1936), «Четыре маленькие молитвы святого Франциска Ассизского» (1948). Спустя несколько лет были созданы Stabat mater (1950), Четыре рождественских мотета, кантата Gloria . В этих произведениях, разных по стилю, прослеживаются традиции и тенденции хоровой музыки разных эпох.

Во время Второй мировой войны композитор не покидает столицу и разделяет с парижанами их участь жить в осажденном городе. В это время он создал кантату «Лик человеческий» (1943) на стихи подпольного поэта Сопротивления Поля Элюара, которая отразила надежду на победу и свободу людей, страдания о судьбе родной земли, горесть об участи родного народа.

Пуленк выразил свой талант и в оперном искусстве. Первая опера «Груди Терезия», написанная в 1944 году на текст Гийома Аполлинера, отличается искромётным юмором в отличие от двух последующих произведений «Диалоги кармелиток» (1953) и « » (1958). Это драмы, наполненные глубоким психологизмом. Во всех трёх операх заглавную партию исполнила французская певица Дениз Дюваль, чей талант восхищал композитора.

Перед своей неожиданной кончиной во время активного гастролирования Пуленк написал Сонату для кларнета и фортепиано и Сонату для гобоя и фортепиано.

В общей сложности композитор создал около ста пятидесяти произведений, среди которых наиболее выделяется вокальная музыка. Она отличается простотой и мелодичностью, глубиной и душевностью. Франсис Пуленк до сих пор знаменит во Франции и во всём мире.

Все права защищены. Копирование запрещено

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры