Фурри фэндом. Фурри (субкультура) в России

Главная / Бывшие

0 Сегодня достаточно большую популярность в России получила японская анимация. Очень много подростков увлеклись этим заморским явлением. Связи с этим у них возникают некоторые вопросы, по непонятным выражениям и терминам, которые они встречают в аниме. На сайте сайт мы раскроем вам глаза на значение многих слов, поэтому не забывайте добавлять нас в закладки. Ведь у нас будет ещё много полезной инфы . Сегодня мы коснёмся такого словечка, как Фурри , что значит вы сможете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё парочку толковых публикаций на тематику сленга анимешников . Например, что значит Итадакимас , перевод Конбанва , что такое Оясуми , что означает Ваташи и т. п.
Итак, продолжим, что значит Фурри перевод?

Фурри - это характерная субкультура , в которую входят люди, увлекающиеся антропоморфными (похожими на человека) животными в мультипликации, изобразительном искусстве, дизайне и даже художественной литературе


Нет единого определения того, что такое Фурри . Даже внутри этого фандома люди не всегда могут договориться о том, что делает человека Фурри.

Некоторые утверждают, что быть Фурри, это значит говорить и даже думать пушистыми, кавайными , милыми словечками и выражениями. Когда вы встречаетесь с единомышленниками, носите соответствующий прикид , рисуете няшных животных, пишите о них удивительные истории, но не используете в своей речи "пушистый" жаргон - вы не Фурри .

Некоторые утверждают, что только симпатии к антропоморфным существам делают вас поклонником Фурри. Вы можете не иметь понятия, что существуют фандом Фурри, и слыхом не слыхивали о "furry convention ", не говоря уже об одном из множества веб-сайтов. На самом деле симпатизировавшие любым антропоморфным существам делает вас Фурри.

На мой взгляд, если вы считаете себя Фурри , то это лишь ваше личное мнение.












Как и в любом хобби, большинство фурри - нормальные люди, как и все остальные, кого вы во множестве встречаете на работе, в школе, в парке, да где угодно. Хотя существует небольшой процент, основное ядро, которые взяли это хобби на "вооружение", и полностью извратили его смысл, порой в буквальном смысле.
Это явление возникло, как слияние научной фантастики, комиксов и анимационных фандомов в 1980-х годах. Оно процветало, росло, и развилось в свою собственную ветвь фандомов . Через некоторое время это хобби нашло приверженцев по всему миру. Такого количества вполне достаточно, чтобы их можно было рассматривать, как отдельную сформированную субкультуру . Furry fandom весьма сильно представлен в интернете. Кроме того, каждый год проводятся встречи поклонников Фурри в Северной Америке и Европе, самым крупным из которых является "Anthrocon" в Филадельфии в июле, с посещаемостью около 2500 человек. Ещё один конгресс, проводится каждый январь в Сан-Хосе, штат Калифорния, он по численности практически не уступает филадельфийскому. В 2004 году 19 таких конвенций имели место во всем мире.

Некоторые Фурри фанаты создают пушистые персонажи (воображаемые персонажи, основанные на их собственных личностях), благодаря которым они становятся широко известными в фандоме . Среди этих фанатов распространено стремление исследовать свою самоидентификацию. Они могут писать истории, посвященные их персонажам, организовывать свидания, чтобы они могли «оживать» их характер, или участвовать в ролевых играх на одном из множества "furry-themed MUDs" в интернете, старейших из которых FurryMUCK. Когда такие Фурри фанаты встречаются друг с другом лично, они могут быть более знакомы с онлайн-прототипами друг друга, чем с их реальными личностями.
Сегодня существует множество художников, которые заняты исключительно рисованием фурри персонажей, поскольку это приносит неплохие деньги.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Фурри фото, и больше не попадёте впросак , если снова обнаружите это словечко.

«Антропоморфизм» фурри понимают как слияние лучших качеств, взятых от человека и от зверя и предпочитают милые и мультяшные образы . Они имеют альтер-эго волков, хищных или иных крупных животных , (преимущественно, кошачьих и псовых), демонстрируют уход от реальности и поиск могущества воображаемого покровителя через отождествление с ним .

Большая часть фурри — это белые мужчины студенческого возраста гомо- или бисексуальной ориентации . Их сообщество неоднородно , включает в себя культурные подгруппы разных направлений. Произведения сексуальной («йифф») тематики с участием персонажей альтер-эго создают субкультуре репутацию помешанных на сексе извращенцев . Однако, кроме йиффа, у фурри есть и другие аспекты , большая часть участников коллекционирует не только эротическое творчество . За пределами круга своих фурри часто высмеиваются .

История


Диснеевский лис Робин Гуд

Фурри полагают, что зарождение и популяризация фурри-жанра произошли под влиянием анимационных фильмов студии Disney. Они отмечают мультфильм «Робин Гуд», в котором зооморфные персонажи заменили собой всех людей. Идея фурри, по их мнению, образовалась при переносе мультипликационных персонажей в реальность взрослеющего зрителя .

Субкультура начиналась с тусовок в гостиничных номерах во время проведения научно-фантастических конвентов в 1980-х . Интернет позволил объединиться людям, которые предпочитали «антропоморфность» в фурри-понимании. Поскольку звери покрыты мехом, англоязычные участники использовали слово furry для обозначения персонажей и для выделения себя в особое сообщество, которое получило такое название .

Фурри в России

Субкультура была заимствована российской молодёжью от западных фурри (в частности, жителей США) и распространилась не только на традиционные места расположения субкультур в России (Москва, Санкт-Петербург и окрестности), но и в регионы . Она малоизвестна , её распространение невелико . Исследование в среде крымских старшеклассников показало, что фурри — наименее известная из молодёжных субкультур . Молодёжный опрос, осуществлённый в Иркутском государственном университете, показал, что из 413 опрошенных только 10 указали на существование субкультуры фурри .

Тем не менее, по утверждению А. А. Чубура, на 2009 год субкультура фурри набирала популярность, о чём говорила посещаемость портала FurNation.ru и возникновение Ассоциации русскоязычного фурри-искусства, с 2003 года выпускающей ежегодные тематические альманахи в печатном и электронном виде .

Фурсона



Типичный персонаж одной из категорий участников

Отождествление себя с зооморфным персонажем является одной из важнейших характеристик субкультуры фурри . Самими фурри оно называется «духовностью» или «чувством внутреннего зверя». Участники говорят об ином типе сознания, который основывается на чувстве внутреннего родства конкретной личности с каким-либо животным . Именно это приводит к увлечению художественным произведением зооморфной тематики, провоцирует творчество (фурри-арт, фанфикшен, фурсьютинг) . Практически у каждого фурри есть свой любимый персонаж из известного произведения или собственный авторский (фурсона ) . Авторский персонаж используется для выражения идентичности в обычном мире и в Интернете . Он именуется, под этим именем и от лица персонажа участник субкультуры общается на фурри-форумах в Интернете. Фурсоне посвящается большая часть творчества, оригинального или фанфикшена. Даже перестав интересоваться субкультурой по причине взросления, бывшие юные участники сохраняют симпатию к своей фурсоне. Некоторые люди продолжают заниматься зооморфным творчеством, прекратив взаимодействие с субкультурой .

Такой подход не является изобретением фурри; отождествление с антропоморфным животным сходно с тотемистическими языческими воззрениями. Появление субкультуры фурри довольно типично для XXI века с его всплеском интереса к язычеству и персонажам, являющимися в той или иной мере животными. По мнению А. В. Агасяна, фурри — «пример архаичности сознания, возвращения к „старым“ верованиям, существующий в наше время в рамках молодёжной субкультуры» . При этом многие фурри не могут точно сказать, почему связывают себя с животными .

Под «антропоморфным животным» здесь понимается вымышленное существо, соединяющее лучшие характеристики человека и животного в анатомическом и поведенческом плане. Фурри мысленно добавляют к своим человеческим чертам способности зооморфов: когти, красивую шерсть, быстрый бег, повышенную регенерацию — в физическом плане; терпимость, приоритет духовности над материальностью, восприятие гармонии природы — в духовном плане . Для своих носителей фурсоны считаются истинным выражением личности, в отличие от персоны публичного характера .

Фурри могут ассоциировать себя с одним или несколькими нечеловеческими биовидами . Для фурсон особенно используются милые и мультяшные образы животных . В целом для фурсон обычны драконы, кошачьи (кошка, лев, тигр), собачьи (волк, лисица, собака). Могут использоваться гибриды, такие как лисоволки (англ. folf) или котокролики (англ. cabbit). Исчезающе мало используются приматы, кроме собственно человека .

В опросе Гербаси на фурри-конвенте (2007) самыми распространёнными биовидами были (с учётом гибридов) лисы (20,6 %), волки (17,6 %), драконы (10 %) и тигры (6 %). В целом кошачьи и псовые заняли три четверти фурсон .

Среди русскоязычных фурри персонажи представлены в основном хищными млекопитающими (~52 % кошачьих, ~39 % псовых и ~9 % прочих хищных). Встречаются также копытные (до 6 %) и другие млекопитающие (носорог, слон, ёж, заяц, панголин, мышь и пр.), птицы и, незначительно, пресмыкающиеся и земноводные (до 20 % совокупно). Кошачьи персонажи представлены львами, реже тиграми, гепардами, леопардами, ягуарами, пантерами, котами и рысями. Собачьи персонажи — это преимущественно лисы и волки .

А. А. Чубур полагает, что преобладание хищников в фурри-арте — следствие поиска могущества через самоидентификацию с воображаемым покровителем (хищным зверем) подобно тому, как это происходило у людей эпохи палеолита .

Создание собственного персонажа основывается на нормах, установленных внутри фурри-сообщества, и, наряду с онлайн-взаимодействиями, даёт контекст взаимодействия и с самим персонажем, и с другими членами сообщества .

В опросе Гербаси (2007) на вопрос «Считаете ли вы себя человеком менее, чем на 100 %?» ответили положительно 46,3 %, а на вопрос «Если бы вы могли стать человеком на 0 %, вы бы хотели этого?» — 40,8 %. У фурри имеются разные воззрения на то, как именно осуществляется их связь с фурсоной. Чаще всего (80,9 %) опрошенные заявляли о разделении особенности нечеловеческого биовида. Кроме того, 43,1 % указали, что родились с этим, а 47,6 % заявили о мистической связи с биовидом. Менее популярными оказались ответы о «нечеловеческом биовиде, запертом в теле человека» (29,2 %), о реинкарнации (27,8 %) и о постоянном чувстве дискомфорта от человеческого тела (23,9 %) .



Типичный персонаж другой категории участников

Фурри-арт

Многие фурри являются талантливыми художниками, создающими арт и собственные фурсьюты , через которые может быть выражена их фурсона. Ей посвящена большая часть фурри-арта. Рисунки могут быть небольшими и выполненными в любительском стиле или полноценными картинами. Большая часть текстов представляет собой разновидность фанфикшена, произведения могут быть короткими рассказами объёмом меньше страницы или большими по объёму и количеству персонажей романами. Они размещаются авторами на специфических интернет-сайтах и больше практически нигде не распространяются. Фурри нередко подчёркивают, что это творчество создаётся исключительно для участников субкультуры .

Участники субкультуры заявляют, что что фурри — это «художественный и литературный жанр, который практикуют и которым наслаждаются десятки тысяч людей по всему миру» . Этот жанр описывается как искусство, создающее гибридных «антропоморфных», человеко-звериных существ. На этом основании фурри относят к нему как собственное творчество, так и другие произведения, к субкультуре отношения не имеющие (например, диснеевский мультфильм «Король Лев», цикл романов Брайена Джейкса «Рэдволл», повесть Яна Экхольма «Тутта Карлссон и Людвиг XIV», книгу «Маугли» Редьярда Киплинга и пр.) .

Мировоззрение и деятельность

Согласно опросу Гербаси (2007), в среднем американские фурри, участники конвента, осознавали себя как фурри в возрасте около 17 лет, а приходили в субкультуру в 19 лет .

Фурри подчёркивают своё отличие от других людей и одновременно — свою близость к природе. Среди качеств, которые они приписывают себе, — понимание психологии животных, любовь к природе и более сильная, чем у других, взаимосвязь с ней , а также вера в важность искусства и умение видеть красоту там, где другие её не замечают. Также фурри считают, что поступают иначе, чем принято, делают странные вещи, знают, как удивить людей, и в целом обладают ярким воображением .

По мнению Л. М. Эрреры, внешнее проявление фурри отражают такие личностные качества, как недостаток чувства реальности, задержка в развитии, самобытность и перенесение душевных травм . С другой стороны, Л. Б. Шнейдер полагает субкультурную фурри-идентификацию поведенческим нарушением, деформацией личности, которая возникает у подростка в качестве защитной реакции на неблагоприятные социальные условия . К. Гербаси в результате опроса на фурри-конвенте в 2007 году заявила о сходстве части фуррей с людьми, имеющими изменённую гендерную идентичность , хотя такая постановка вопроса спорна .

Подчёркивание своего отождествления с очеловеченным животным нередко выражается как демонстративный отказ от использования изделий из меха и натуральной кожи. Он показывает отказ от причинения вреда каким-либо животным. Это напоминает табу на поедание своего тотема или ношение одежды, сделанной из его меха, и не связано с зоозащитными организациями .

Субкультура фурри относится к интернет-субкультурам. Такие вебсайты, как FurNation и FurAffinity, позволяют фуррям выражать себя через творчество, форумные посты и написание историй. Для фуррей действует вики под названием «Викифур» (WikiFur) .

Движение против социальных норм в субкультуре фурри выражается в идентичности (человек объединяет себя со своей фурсоной), сексуальной тематике и общественном использовании фурсьютов (на конвентах) . Многие фурри считают, что только в такой форме раскрывают свою личность, потому что плохо стыкуются с основной частью общества, имея отличия вроде синдрома Аспергера или лицевого тика. Субкультура фурри же позволяет им выразить себя .

Фурри больше любят мультфильмы, чем люди в среднем, и склонны к научной фантастике .

Идеология субкультуры

Внутри субкультуры нет общепринятого определения слова «фурри» . Оно может использоваться для называния совершенно разных явлений: художественного жанра этой субкультуры или предпочитаемого фуррями; сообщества фуррей; искомых зооморфных персонажей; самих фуррей; идеи соединения человеческих и звериных черт в одном персонаже. Поэтому фурри считают, что вопрос «что такое фурри» является непростым и ответы на него значительно разнятся . Большинство фуррей соглашается, что фурри — это тот, кто принадлежит к культуре «фурри-фэндома». Под «фурри-фэндомом» понимается общность людей с ярким интересом к зооморфным персонажам; при этом почти все фурри имеют нечеловеческую идентичность .

Участники презентуют свою субкультуру как разнородное сообщество, которое включает в себя как людей технических специальностей, так и профессиональных спортивных маскотов, кукольников, аниматоров и других ремесленников, происходящих из самых разных сфер и выражающих свою культуру различными способами. Также они рассматривают фурри-жанр как часть фурри-фэндома . Специфично фуррёвой, отсутствующей в других культурах, идеей некоторые из них считают саму идею формирования идеализированных человеко-звериных персонажей .

Что типично, общие идеи фурри-субкультуры становятся базой для локальных культур подгрупп, диапазон которых широк. Внешнее давление на фуррей (из-за стереотипных представлений) только усиливает различия между частями сообщества . Находящиеся в фурри-сообществе художники и любители зооморфных персонажей не принимают серьёзности, с которой фурри относятся к своему отождествлению с фурсоной, считая это игрой .

Одни люди приходят в субкультуру ради йифф-арта (сексуальной тематики), другие — ради тусовки на конвентах. Есть также подгруппа спортивной направленности, соединяющая идеи спортивных фанатов и фурри. В неё входят такие проекты, как виртуальная баскетбольная лига FBA (Furry Basketball Association), проекты, посвящённые хоккею или гонкам NASCAR. Эта деятельность — по сути ролевая игра с использованием фурсон, основанная на случайных бросках кубика и имитирующая разные стороны реальной спортивной жизни, включая спортивные медиа. Для воплощения вымышленного мира FBA объединяются участники с разными талантами. Однако с учётом того, что фурри предпочитают милые образы для фурсон, проект FBA подрывает маскулинные идеалы спорта, создавая угрозу для нормативных взглядов на атлетизм .

Фурри разделяют свой мир и «человеческий», полагая, что в мире фуррей (конкретном ролевом мире) отсутствуют такие проблемы, как расизм. Однако одновременно подразумевается, что оба мира сосуществуют, и во внутриигровой активности проявляются события реальности, такие, например, как убийство Трейвона Мартина. Это политизирует отыгрыш персонажей в сообществе . Некоторые жёстко противопоставляют оба мира, говоря, что хуманы (все остальные люди) слишком отошли от природной естественности и ненавидят фуррей . Согласно опросу Гербаси (2007), 29 % американских фуррей, опрошенных на конвенте, скрывают от родственников свою причастность к субкультуре .

Демография фуррей

Большая часть фуррей — молодые мужчины . В опросе Гербаси (2007) доля мужского пола в субкультуре составила 86 % (при 49 % для всего населения США в 2006 году). Также Гербаси показала, что фурри мужского пола (~26 лет) в среднем старше фуррей женского (~23 года) .

Сексуальность фуррей значительно отличается от социальных норм. Опрос Гербаси (2007) показал, что фуррь мужского пола с большей вероятностью окажется гомосексуальным (31,5 %) или бисексуальным (40,5 %), чем обычный мужчина. Гомосексуальность мужчин была представлена в основном в тех случаях, когда фурри считали себя не полностью людьми и хотели бы при возможности полностью стать существами иного биовида. Гетеросексуальность, наоборот, сочеталась с признанием 100 % человечности и отсутствием желания полностью утратить эту человечность. Сексуальная ориентация фуррей женского пола, выявленная в опросе, была гетеросексуальной (58,3 %) или бисексуальной (41,7 %), но не гомосексуальной .

Подавляющее большинство русскоязычных фурри называет себя язычниками, некоторые — агностиками или атеистами или демонстрируют положительное отношение к буддизму или индуизму. Крайне редко встречаются фурри-христиане .

Атрибутика и фурсьюты


Фуррь в фурсьюте на Furry Weekend Atlanta 2015

Фурри носят одежду и ювелирные украшения с изображением фурсоны, подчёркивая этим внутреннюю связь между собой и своим персонажем. В то же время мистического значения этой символике не придаётся . Одежда большинства участников канадского фурри-конвента Furnal Equinox-2015 относилась к стилю ботаника или вдохновлённому рэйверами .

Малая часть участников субкультуры занимается фурсьютингом — изготовлением костюмов зооморфных персонажей , которые являются полноразмерным отображением фурсон и нужны для конвентов и тусовок. Наряду с созданием арта, фурсьюты дают фуррям чувство принадлежности к сообществу и идентичности со своим персонажем за пределами интернет-сообщества . Фурсьюты шьются не из меха или шкур животных, а из фабричных материалов . Они очень индивидуальны внешне и не повторяются. Многие сопровождаются аксессуарами (зонтиками, подтяжками, очками и пр.) . Поверх костюма может быть надета обычная одежда, дополняющая образ .

Во время ношения фурсьютов на конвенте многие фурри общаются только жестами, чтобы не разрушать образ своей фурсоны .

Однако полный фурсьют дорог, поэтому большая часть фуррей его не имеет. В опросе Гербаси только 26,4 % опрошенных указали, что владеют фурсьютом. Альтернативой служит частичный фурсьют (например, уши и хвост) .

Сленг

В английском языке субкультура фуррей называется furry fandom ; в русском — феррдом .

В русском языке слово фурри применяется к лицам обоих полов, иногда склоняясь (в этом случае может использоваться форма фуррь ) . Во множественном числе фуррь снова превращается в фурри (например, во фразе «сайт фуррей») . Кроме этого, представитель субкультуры может также называться пуш , пушистик , фёр , фуррик , фурфаг .

Субкультура фурри является лингворепродуцирующей. Отождествление себя с животным значительно влияет на естественный язык её представителей, которые воспроизводят звуки различных животных («гав», «мур», «мяу» и др.) . Смягчённая манера говорить усиливается такими звуками в соответствии с фурсоной. Фурри-кошачьи говорят о себе мя , мяу , мяф вместо местоимения «я». Также они трансформируют другие слова («не понимаю» → «не понимяу», «двумя» → «двумяу», «Мурманск» → «Мурр-манск» или «Москва» → «Мяусква»). Фурри-собаки адаптируют слова иначе, с применением звуков «гав», «гам», фурри-волки — с применением звука воя . Т. Г. Никитина приводит следующий сборный пример фурри-лексики (формы обращения, приветствия и оценочная лексика): «Хрю-хрю, как дела? Пуфысто! Мяфф! Муррно! МЯФФФНО! Прям мррррлыкать хочецо. Фырк, Аня, ты либо фуррь, либо не фуррь! Главное — ФФОСТ!» .

Слово хуман используется как замена слову «человек» , в том числе в качестве противопоставления фуррей хуманам (всему остальному человечеству). Эротика фуррей носит название фурротика .

Йифф

Слегка цензурированный yiff-арт лесбийской (наиболее редкой) н

Возврат к природе, постулируемый идеологией фурри, подразумевает также снятие табу с темы секса, который на сленге называется «йифф» (как считается, в подражание звукам спаривающихся животных). Поэтому секс становится закономерным компонентом субкультуры фурри . «Йиффливые» работы изображают личные фурсоны в эротических ситуациях. Они публикуются на сайтах DeviantArt, FurAffinity и FurNatoin. Наличие такого творчества наряду с личными фурсьютами ославило субкультуру как помешанных на сексе извращенцев. Как и в случае жанра слэш, отношение к подобному творчеству индивидуально и нечасто может распространяться на группу в целом . Большая часть фуррей собирает и эротический, и неэротический арт . Секс и фурри-порнография является лишь одним из аспектов их образа жизни .

Йифф-арт изображает зооморфных персонажей с человеческими гениталиями; они также участвуют в обычных половых актах. По мнению фуррей, именно человеческие, а не анатомически правильные гениталии животных, изображаются потому, что это помогает зрителям поставить себя на место нарисованных персонажей . Для непосвящённого йифф-арт выглядит как низкокачественная продукция для массового потребителя (хотя есть и мастерски выполненные работы) .

Принадлежность к фурри влияет и на сексуальное поведение: некоторые фурри используют фурсьюты или грим в своих занятиях сексом, подражают звукам, которые издают при спаривании соответствующие биовиды .

Большинство сексологов Северной Америки хочет знать, действительно ли у фурри проявляется подлинная парафилия или это лишь преувеличение СМИ . Представители российской школы Бухановского рассматривают фурри как частный случай болезни зависимого поведения, а именно расстройство сексуального предпочтения. По их данным, развитие ситуации происходит следующим образом: вначале человек рассматривает изображения людей с деталями животных (фурри-персонажей), затем появляется потребность мастурбировать именно на такие образы, формируется зависимость, исчезает нормативная сексуальность и человек дезадаптируется .

Конвенты

Субкультура фурри имеет ряд собственных специализированных конвентов, крупнейшим из которых является Anthrocon (с 1997 года), ежегодно проходящий в Питтсбурге, штат Пенсильвания (США). Есть также Confurence . В Канаде крупнейший конвент Furnal Equinox в 2015 году посетило 910 участников .

В пространстве конвентов отсутствуют публичные занятия сексом в фурсьютах; могут присутствовать маленькие дети участников. Фурсьюты также встречаются не у каждого участника; многие носят частичные костюмы (например, уши и хвост), а персонал, обсуживающий место проведения конвента, одет в обычную одежду. Центральное помещение занято «Логовом дилеров», где продаются чучела животных, фурсьютная атрибутика (уши, лапы, звериные ошейники и хвосты с имитацией естественного движения), футболки с надписями (например, fur fag), а также реалистичное оружие и ювелирные изделия. Там же расположены стенды разных художников и демонстрируются их портфолио. В рамках конвента проходит парад фурсьютов, участники которого обожают сниматься на фото и видео. В одном из залов конвента фурри играют в различные видеоигры. Конвенты открыты для не-фуррей, в то время как сами фурри заняты знакомствами и развлечениями .

Фурри и общество

Образ фурри в обществе известен по Vanity Fair (2001) и серии CSI «Fur and Loathing» (2003) , а также, более доброжелательно, отображён в книге Caudron (2006). Программа HBO в эпизоде «Entourage» (2007) содержала сексуальный сюжет о фуррях. СМИ создают фуррям репутацию людей с психологическими проблемами .

Alex Hatchett - "Furry"

Фэндом.

ФЭНДОМ

В 1980м году, на Второй Всемирной Конференции по Научной Фантастике в Бостоне, некто Стив Галлачи выложил на конкурс изобразительного искусства свою работу, "Эрма Фелна".

Знаете, здесь я бы сделал паузу. Просто встал, сходил бы покурить на балкон, и подумал - сколько фурревых произведений есть на свете, и одна картинка, один персонаж, стали тем катализатором, который был нужен фанатам. И Эрма Фелна из Группы Защиты Земли, девушка-кошка с автоматом в руках, героиня того, что станет известно как одно из наиболее жестоких, кровавых и бескомпромиссных фурри-произведений, "Albedo", послужила началом "фурри" как субкультуры.

Это были славные времена.

Тогда любители антропоморфных животных не имели собственной организации, а вышеупомянутый Фронт Освобождения был, пожалуй, единственной организованной группировкой, который все равно уходил корнями глубоко в комиксную подпольную индустрию. Поэтому фуррийщики en masse были просто еще одними фанатами научной фантастики, что неудивительно, учитывая, что там чаще всего возникали образы полу-зверей полу-людей, от "Зверофермы" Орвелла до "Чародея с гитарой" Фостера. В этом контексте мы можем вспомнить и всю серию "Планеты Обезьян", сеттинг которой (постапокалиптический мир без людей) используется до сих пор во многих фурревых произведениях.

А к какому жанру можно отнести "Редвол" Джаквеса и "Корабельный холм" Ричарда Адамса? Эти и многие другие работы тоже оказывали заметное влияние на аудиторию и способствовали как росту интереса к антропоморфным животным, так и осознанию, что "смешные говорящие твари" могут вполне быть использованы в серьезной литературе.

Посему появление одного антропоморфного рисунка на том конкурсе не было большой неожиданностью или чем-то сверхъестественным, однако группа фанатов обратила внимание на записи и наработки Стива по комикс-сериалу про искусственных солдат-животных, созданных для межгалактических войн. Обсуждение этой темы и прочих вариантов использования живности и привело к образованию небольшой группы фанатов, "Группы Галлачи", встречавшихся с 1980 по 85 годы на всевозможных научно-фантастических конференциях и обсуждающих новейшие антропоморфные произведения в литературе и изобразительном искусстве. А после начала публикации самого комикса Стива "Albedo" была создана и ролевая игра по его миру, вслед за которой появилась на UseNet и дискуссионная группа alt. fan. albedo, в 1990 году переименованная в alt. fan. furry, откуда в 1996 отделились "лайфстайлеры" (о них чуть позже).

"Аlbedo" не была единственной ролевой игрой, и восьмидесятые ознаменовались появлением различных ролевых систем по различным мирам, но нас интересует "Other Suns" от Fantasy Games Unlimited, в частности потому, что там впервые появляется раса скилтайров, придуманных Марком Мерлино, который потом сыграет не последнюю роль в фэндоме. Игра разрабатывалась в течении 5 лет Ниаллом (?Николаем?) Шапиро, инженером и ученым в области компьютерных технологий, с привлечением к процессу разработки и тестирования многих из тогдашней антропоморфной общины. Удалось продать около 12000 экземпляров игры, прежде чем FGU разорилось, что, впрочем, не мешает Шапиро готовить адд-оны, доступные сегодня по Интернету.

В 1984 году был издан первый номер "Rowrbrazzle", организатор которого, Марк Ширмейстер, подбил многих из образующейся тусовки присылать свои работы в новый журнал. "Rowrbrazzle", в отличие от того же "Vootie", почившего годом ранее, делал акцент больше на изначальных "смешных животных", нежели на персонажах-супергероях. Важно отметить и еще одно различие - журнал принимал работы всех желающих, а не только известных карикатуристов и комиксистов.

В 1985 году на Westencon в Сакраменто состоялась первая полуофициальная сходка любителей антропоморфной тематики из Prancing Skiltaire, группировки вышеупомянутого Марка Мерлино. Сходка удалась на славу, что привело ее организаторов к мысли о необходимости полномасштабного слета.

В следующем 1986 году там же, в Сакраменто, в рамках 39ого Westernconа, была организована "Пушистая Вечеринка", первый официальный слет любителей антропоморфной тематики. Там же о ней было официально объявлено на всем Westernconе, всюду расклеивались листовки, объявляющие о "пушистой вечеринке" ("furry party"). Именно это название закрепилось за фэндомом, превратив его в "пушистый фэндом", что дает нам возможность назвать точный год официального признания термина "furry" как жизнеспособного.

В январе 1989 года проводится "нулевая" Конфуренция в Коста Месса, штат Калифорния. В ней приняли участие около 90 человек, приехавшие со всей Северной Америки, а продажи работ с аукциона принесли около 1100 долларов.

В том же году в Сан-Франциско выходит первый выпуск журнала "Фурнография" Роберта и Бренды Даверин, и я возьму на себя смелость предположить, что именно тогда было положено начало "йиффа" как самостоятельного массового явления. Журнал продержался до 1991 года, но свое дело он сделал - были предприняты первые шаги в сторону фурревой эротики и порнографии не как протеста против устоявшихся шаблонов, а именно ради самой порнографии. Но пока на дворе конец восьмидесятых, и шквал порнухи не успел до конца захлестнуть фэндом.

И первая Кофуренция в 90м году, проведенная там же, привлекла около 145 человек, причем в программу входили награды, конкурсы, были и приглашенные звезды. На ней был распространен первый выпуск журнала YARF!, ставшим в последствии одним из самых популярных фуррийных журналов. Говорят, что сам журнал обязан своим существованием конфликту внутри порнографического журнала "FurVersion". Художница Моника Ливингстон покинула его, хлопнув дверью, из-за крайне… гмм… фривольной публикации, которая шокировала даже многих видавших виды порнографов, и организовала свой собственный проект.

В том же 90м была создана первая фанатская игровая база FurryMUCK (кстати, называвшаяся ранее DisneyMUCK), которая к 1996 году могла похвастаться более чем 2000 пользователями (сейчас их количество выросло до 3000). Система мгновенно переросла дозволенные рамки в 64 одновременных игрока, и до сих пор она держится исключительно на университетских компьютерах, так как только они могут справиться с требуемыми мощностями, и, соответственно, на студентах, которые поддерживают ее в рабочем состоянии.

К началу 2000 года в США было уже шесть постоянно проводимых ежегодных съездов фуррийщиков - ConFurence в Южной Калифонии, FurtherConfusion в Сан-Франциско, Anthrocon в Филадельфии, Mephit Fur Meet в Мемфисе, ConiFur NorthWest в Сиэтле, Midwest FurFest в Чикаго.

"Пушистость" начала распространяться и по другу сторону Атлантического океана. В 1994 состоялся первый ФурКон в Великобритании, в частном доме в городе Колчестер, графство Эссекс. На нем присутствовало всего 15 человек, в основном участники британской ветки MUCK. В это же время состоялся и аналогичный ФурКону Хаускон 4, слет "фуррийщиков по старинке", не связанных в ту пору с MUCK системами. Взаимные обвинения в перетягивании каната привели к созданию в Великобритании двух фурревых группировок, которые не общаются между собой до сих пор. В Великобритании существуют поныне три крупных слета, это UK FurCon, Yateley Housecon (проводимые 4 раза в год "на дому") и собрание неких London Furs.

В 1995 в пригородах Гамбурга состоялась первая Еврофуренция, практически аналогичная британской. Опять это был дом одного из членов фэндома, активиста de.alt.fan.furry, и опять участников было меньше 20. Вторая состоялась в Швеции, в Линкёпинге, третья опять в Германии, в Бодстетде, и на ней уже присутствовало около 60 человек, и на эти цели был арендован дом отдыха. Четвертая еврофурренция 1998 года проходила в Нидерландах, и после уже практически не проводилась за пределами Германии (исключение - 2003 год, Чехия). Уже на седьмой было около 240 человек, и количество участников с тех пор не уменьшалось. Последняя 11 Еврофурренция состоялась в Нюремберге в Германии.

У НАС

Итак, теперь о России. Изначально я планировал написать совсем маленькую заметку, так, пару абзацев, но материала накопилось на отдельную часть статьи. Поразмыслив, я решил все-таки не растекаться мыслью по древам, кроме того, во второй части там будет еще много подобной текучки, и просто выделить одну главу на рассмотрение истории отечественного фэндома в наиболее общих чертах. Здесь, кстати, могут быть неувязки, возможно, не так понятые мной события и неправильно зафиксированные факты. Если я допустил существенный промах, то скажите мне, и я исправлю. Если по мелочи, то хватит. Я итак уже до фига времени убил на эту статью.

Уфф… Начали.

Собственной фурревой базы у нас в СССР не то чтобы не было (тот же "Ну, погоди!"), просто никто не задумывался над этим, а если бы задумывался, то и ее бы, пожалуй, не стало. Не из-за цензуры, а просто из-за изрядной дикости идеи. Впрочем, как уже говорилось, антропоморфные животные образы присутствовали практически везде, а новогодние переодевания в зайчиков и лисичек можно при желании отнести к вариации фурсьюта (переодевание в животных, об этом позже). Мультики были мультиками, сериалов практически не было, персонажи не успевали собрать "фанатской базы", за исключением того же "Ну, Погоди" и "Спокойной Ночи, Малыши". Эти два брэнда успешно существуют и до сих пор, в виде все того же "Спокойной Ночи" все на том же канале, журнала "Ну, Погоди" и новых серий от "Кристмас филмз". Однако, само собой, к современной "фурри"-субкультуре все это имеет отношение весьма косвенное.

А вот прямое и непосредственное отношение к этому имеют события 1991ого года… Да нет, не путч, а то, что именно в этом году у нас впервые стали показывать "Утиные Истории" и "Чип и Дэйл спешат на помощь". Появление первых постоянно транслирующихся анимационных сериалов было, конечно, как взрыв бомбы. Это, в частности, обеспечило огромный отрыв Диснеевской анимационной продукции перед всеми остальными, который был в дальнейшем закреплен "Мишками Гамми", "Чудесами на виражах", "Черным плащом", "Гуффи" и проч.

Первое значимое сообщество любителей анимации собралось в FIDO, на ru. toon, в 1995 году, когда поколение, воспитанное на этих мультфильмах, успело слегка подрасти. Здесь будет уместно отметить, на какой почве зародилась сама тусовка. В то время доступ к Интернету у большинства населения был, в общем-то, ограничен, а домашний выход в сеть был вообще у редких единиц. Поэтому первыми оформившимися в сети фанатами были, естественно, программисты, системные администраторы, и прочие люди, кто имел более-менее постоянный доступ к ней. Отсюда, в общем-то, и сугубо фанатская направленность фэндома - он не был основан на массовом криэйтиве, и творческих личностей там было немного.

Нужно отметить, что отечественной фурревой базы в то время еще не существовало, так как не существовало и доступа к зарубежным ресурсам. Как уже говорилось, основное проникновение антропоморфных животных произошло через мультфильмы, отчего и первые прародители фурревого движения были тунстерами (любителями мультяшных персонажей, от слова "toon", сокращения от "cartoon", "мультик"). Как утверждают тунстеры, "краеугольный камень различия фурри и туна - туна нельзя убить".

Резюмируя сказанное, можно отметить, что фурри-движение в США и Европе развивалось в основном по системе второго пути, а вот в России доминировал и продолжает доминировать первый путь.

В данном контексте можно выделить четырех человек, которые так или иначе повлияли на становление движения. Это oWk, сисадмин из Нижневартовска, специализировавшийся "на зайцах" - от "Tiny Toon Adventures" до "Space Jam"; Кабби (по имени самого младшего из мишек Гамми), создатель единственного в России сайта по данным медведям и также единственного в России сайта по мультфильму "Последний Единорог", модератор и основатель ru. toon; Koyot, специалист по "Чипу и Дейлу", первый человек, предоставивший фанатам возможность бесплатного хостинга, что вызвало бум в тусовке, организатор русского CDRR проекта, участвовавшего в зарубежном "кольце" подобных сайтов; и Ukiwa - ТЛКшник, то есть фанат "The Lion King".

Эхо ru. toonа не было популярным, однако именно оно дало зарождение ru. furry. tlk и в общем-то послужила отправной точкой для создания поздних туновских объединений. Собственно, сами тунстеры разделились на фанатов по "ТЛК" и "Чип и Дейлу".

Здесь надо отметить, что "тун", пожалуй, самый непопулярный из всех жанров. Тунстеров по стране в общем менее 50ти человек. В основном это связано с отсутствием в эфире фурревых сериалов - так, например, фанаты "Ниньзя-Черепашек" ушли в геймерство, "SWATcats" и "Biker Mice from Mars" не прижились, множество туновцев влилось в более развитую анимешную диаспору.

Первое отечественное фурри-объединение было образовано в 1998 году фанатами мультфильма "Король-Лев", познакомившихся в сети как раз в период ожидания выхода второй части фильма, а после выхода начавшие общение в реале.

Здесь стоит отметить несколько особенностей российского фэндома, которые отличают его от, допустим, того же американского на аналогичном зародышевом состоянии.

Во-первых, не фурри привели многих из этих людей к Королю Льву, а наоборот, в поисках информации по ТЛК эти люди наткнулись и на прочие антропоморфные изображения, то есть четко выражен первый путь развития.

Во-вторых, большинство из основателей фэндома не имели никакого опыта в рисовании (см. выше), и посему фэндом изначально оформился в основном как собрание фанатов по интересам, а не собрание авторов по теме. Именно поэтому отечественный фэндом очень слабо представлен художниками с неплохим уровнем работ, хотя, несомненно, такие есть, как-то WindiCatOr, Rex, Sarafina и другие, которых я, может, и не знаю. Это предопределило в основном потребительский характер фэндома, хотя он начинает понемногу создавать и свою творческую базу.

UPD и исправление от Skar
"Центром сплочения была гостевая книга на сайте Горева (мифической личности, которую действительно никто не видел), который долгое время кочевал с хостинга на хостинг и в конце (в самом конце!) оформился как форум на хостинге lionking.ru и соответственно поимел домен forum.lionking.ru, где в настояшее время и проживает. Часть истории можно видеть в оригинальных текстах гостевой книги по адресу http://forum.lionking.ru/ipclub_1.html "

Так или иначе, именно активисты ТЛК создали основную часть значимых фурревых ресурсов в стране (что, впрочем, не обязательно должно означать приверженность этих ресурсов к ТЛК-тематике… в теории), и позиции прочих фурревых сообществ в нашей стране значительно слабее, нежели позиции фэндома ТЛК. Изначально в сферах интересов основной массы фуррийщиков не стояло порнографической продукции, и основной темой, занимающей тогда умы, был "Король-Лев", но вскоре йифф незаметно подкрался и в это сообщество. Тогда это казалось новым и весьма оригинальным подходом как к антропоморфной тематике, так и вообще к порнографии, и оно приобрело довольно большую популярность. Функционерами ТЛК был создан и поддерживается упомянутый выше http://www.yiff.ru, а также сайт по плюшевому фетишизму. Справедливости ради, надо отметить, что плюшефилия не встретила особого одобрения среди основной массы тлкшников, однако, их позицию в данном вопросе можно охарактеризовать как нейтральную.

Первый неофициальный "нулевой" съезд фуррийщиков, в будущем известный как "Конфурренция", произошел в 2000 году на съемной квартире уже упоминавшегося Ukiwa , где присутствовало восемь человек. Пожалуй, в отличие от подобных первых опытов британцев и немцев, наши фанаты не поскупились и пригласили дрессировщика с ручным львенком, с которым фотографировались.

Первая официальная "Конфурренция" собралась через год в арендованном на деньги фуррийщиков помещении на Арбате. На этот раз гостей было намного больше, около 30-40 человек, многие из которых приехали из других городов. Опять же это были посетители http://forum.lionking.ru/ . Участники "Конфурренции" обменивались рисунками, смотрели мультфильмы и видео-материалы, снятые на иностранных фурри-конвеншенах.

UPD от меня:
Каюсь. Насчет цен я напутал и напутал серьезно, за что приношу свои извинения. О причинах сей фигни распространяться не буду, но впредь постараюсь, чтобы такое не повторялось.
"Конфуренция 2002" в общих чертах напоминала предыдущую, только количество участников возросло до 56. Входная плата была около 450 рублей с носа и бесплатный вход для девушек.

Но в 2003 по инициативе нескольких участников фэндома (Blacklion, Ukiwa, JAR, Dimonius, MartinWolf) для проведения очередной русфурренции был снят пансионат возле Звенигорода. Стоимость проживания в течение недели - 3000 рублей, 300 рублей гостевой вход на день, что вызвало довольно резкую критику со стороны некоторых фуррийщиков, считавших подобные расценки чересчур высокими и ничем не оправданными (по сравнению с прошлыми конфурренциями), и несогласных с рядом особенностей проведения мероприятия. Организаторы отвечали в духе, что, мол, если захотите - деньги найдете. С другой стороны денег за присутствие требовали даже с некоторых специально приглашенных художников, что вызывало у них недоумение.

Тем не менее, абсолютное большинство фуррийщиков поддержало эту инициативу, и дальнейшие Конфуренции в общих чертах можно охарактеризовать как успешные. Как бы то ни было, следующие две "Конфуренции" в 2004 и 2005 году проходили там же, и некоторые участники сравнивают уровень проведения и проживания с Еврофурренциями (я не был ни там, ни там, посему не могу дать точную оценку). В 2005 году количество посетителей достигло отметки 60 человек.

Однако интересно отметить то, что в художественном конкурсе из этих 60ти в 2005ом участвовало всего лишь шесть человек, что показывает степень вовлеченности криэйтивных личностей в данном мероприятии, при том, что количество художников в аналогичных европейских сходках на порядок выше.

Кроме фуррийщиков и ТЛКшников есть еще сообщества териантропов, организовавшееся на базе alt.horror.werewolves . По их же словам, "териантропия никак не связана с субкультурой "фурри", или чем либо подобным. Главное отличие в том - что териантропом нельзя "стать" по желанию, им просто становятся от рождения… хотя осознание своей звериной личности иногда приходит и не сразу...". Териантропы не отыгрывают персонажа за маской - они верят (по крайней мере, утверждают) что они и есть сам этот персонаж, и на этой почве крайне резко и неодобрительно относятся к "отыгрышевым" фуррийщикам (есть и другие причины для неприязни, и не все они столь необоснованны). Правда, особо ничего они не производят, собственной художественной базы у них тоже фактически нет, и, насколько я понимаю, создание таковой не слишком приветствуется.

Существует также довольно большое сообщество "драконов", которые предпочитают не ассоциировать себя с "фурри", как и териантропы, однако сами "фуррийщики" предпочитают не обращать на это особого внимания, и приводят их в качестве примера именно "фурревых" проявлений. В общем-то, так оно и есть - и те, и другие устанавливают свой стандарт серединных форм, просто на разном уровне.

С 2003 года выходит в свет журнал АРФИ от Ассоциации Русскоязычного Фурри-Искусства, в основном представленный в электронном виде (так как его тираж 40 экземпляров за 2003 и 20 за 2004 год). Там выкладываются стихи, рассказы и рисунки участников фэндома. В общих чертах, там можно проследить соотношение, допустим, графики и печатных материалов в отечественной субкультуре. Это связано во многом с тем, что некоторые авторы, которые ранее специализировались на фурри, переросли этот этап и ушли дальше, и, как следствие, практически покинули фэндом. ТЛК тусовка не слишком располагает к криэйтиву, так как ставит в эталон конкретные графемы и тематику, как хорошо было сказано, "давит львиностью".

Как вариант развития "фурри" в сторону иллюстраций была также предпринята попытка расшевелить фурревую и совсем не фурревую общественность путем создания аналога "Albedo" и "Furlough" - художественной тематической галереи "Furrevolt ", или же "Фурревого Ополчения" на http://www.furrevolt.ru/ . Инициатором проекта явился ваш покорный слуга, позже к проекту активно подключился известный комиксист и иллюстратор Даниил Кузьмичев. Однако фуррийщики приняли идею собственной "рисованной армии" в большинстве своем довольно холодно, если не откровенно враждебно, рассуждая о милитаризации искусства, недостаточности пушистости и экстремизме. Кое-кто назвал ополчение "незаконным вооруженным бандформированием фуррей", допустив как минимум три (а то и все четыре) смысловых ошибки в четырех словах. Так что первыми из тех, кто принял участие в проекте, были уже устоявшиеся художники-комиксисты, никак не связанные с фурревой общественностью, а многие из них впервые слышали о такой вещи, как фурри. Тем не менее, не смотря ни на что, проект продолжает жить и процветать, являясь на сегодняшний день, по признанию самих фуррийщиков, одним из "наиболее наполненных сайтов пушистого рунета" . О нем я расскажу подробнее в отдельной статье.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Я практически ни слова не сказал о Японии. Это связано с несколькими факторами.

Во-первых, в Японии слово "фурри" не прижилось. Потому что у них еще со времен монаха Тоба и его "Звериных свитков" в этой стране существовала традиция изображать антропоморфных персонажей. Называются они "дзюдзин", из двух иероглифов "зверь" и "человек". Первый в этой связке иероглиф "кемоно" обозначает собой все направление. Если составлять список того, сколько в Японии фурревых произведений, мультфильмов и игр, а точнее, в скольких из них присутствуют фурревые персонажи, можно очень быстро и бесповоротно рехнуться. Фуррями из классиков "грешил" и Миядзаки ("Sherlock Hound"), и Такахаши, а про Тедзуку я уже упоминал - помимо "Короля-Ль-...", тьфу, то есть "Императора Джунглей", у него был еще и "Buggi, the Monster of Mighty Nature" ("Баги, Чудовище Всемогущей Природы") и "Doggy March" ("Собачий марш"). В особенности интересно первое, эдакий остров Доктора Моро с романтическим уклоном.

Отличительной особенностью японский фуррей является отсутствие единого стиля и единых канонов рисования, а также отсутствие зацикленности на "приятных" животных, например, известный художник Trump помимо пушистиков рисует антропоморфных свиней и быков, и тащится с этого. Интересно, что при всем при этом, я не слышал о сильных позициях "кемоно"-фэндома в самой Японии, по крайней мере, аналогичных западному. Впрочем, я не занимался этим вопросом.

А не занимался я им потому, что мне лень. Потому что наиболее известна и всеобще распространена именно американская модель фэндома, на которую японские фурревые работы оказывали влияние только задолго до рождения и уже позже, в 90е. На становление фурревой субкультуры повлияло скорее аниме, а не кемоно.

КРАХ И ПАДЕНИЕ

США были колыбелью фурри-движения, они же, в общем-то, стали его если не могилою, то лепрозорием.

Распространение фурревых идей привлекло в фэндом, изначально состоявший из молодых писателей и художников, своих фанатов, а те в свою очередь привнесли в него новые идеи. Практически все те нововведения, что не относятся к восприятию фурри как литературе и изобразительному искусству или в крайнем случае ролевой системы, повторяют одну и ту же схему. Они относятся к фурри не как к результату труда, а как к системе ценностей, будь то моральных, эстетических или жизненных.

Собственно, началось всё, как обычно, с ролевых игр. И "Другие Солнца", и прочие игровые системы и вариации создавали прелестную атмосферу для того, чтобы забыть о мире насущном и полностью погрузиться в вымышленную среду. Постепенно именно отыгрыш персонажей стал важной составляющей фэндома, и в этом фуррийщики мало чем отличаются от "эльфятника" толкиенистов. Это по сути своей одно и то же явление.

Но здесь есть одно большое "но!". Дело в том, что со временем самих ролевых систем, которые могли бы поддержать игру, становилось все меньше. Связано это было с приходом большой части новичков, не задействованных в первоначальной научно-фантастической общине. Не всех вообще интересовал вопрос, как именно и почему живут фуррики в их мире. Живут, и всё тут. Гораздо более интересным казалось чем именно эти фуррики занимаются в этом мире. А это означало развитие "жизненных" игр и обыгрывание жизненных ситуаций. Прибавьте к этому стремительно набирающие обороты эротическую и откровенно порнографическую тематику, и мы заметно отходим от корней "фурри". Но это еще не всё.

Как и во многих подобных субкультурах или клубах-по-увлечениям, появляются люди, которые не хотят терять своего персонажа даже после того, как они выключили компьютер/закрыли рулбук. Они хотят отыгрывать его и дальше, по жизни (в основном, конечно, в присутствии других людей, которые могут понять, кого именно отыгрывает этот человек, и оценить это, а не сдать его на поруки психиатрам). Эти люди, считавшие необходимым отыгрывать своего зверя не только в ролевых играх, но и в межличностном общении между членами тусовки, а также в жизни, стали называться "lifestylers".

Всё бы ничего, и лайфстайлеры не мешали бы никому, если бы только не одно вышеупомянутое "но". Йифф. То есть фурревая порнография (о ней позже). Порнуха тараном разбила всё то, чего успели построить за 80е, в частности, с помощью той же порнухи. Вполне себе нормальные авторы/фантасты/комиксисты вдруг обнаружили, что они порой находятся в окружении людей, которые мяукают, странно одеваются, поглаживают друг друга и проповедуют нестандартные сексуальные отношения с лицами своего пола, животными и неживыми предметами. Нет, конечно, далеко не все были такими вот типами, но и парочки было достаточно, чтобы народ вдруг понял - в их песочницу пришли несколько не за тем, чтобы строить миры и насаждать в них забавных персонажей. Те, кто пришел в движение в поисках чистого криэйтива, внезапно столкнулся с навязываемыми ему не только нормами поведения, но еще и половыми отклонениями. Это, конечно, не могло долго оставаться без внимания.

Всё это безобразие привело к созданию внутри фурревой тусовки двух лагерей, ярче всего представленных группировками "погорельцев" ("The Burnt Furs") и "отморозков" ("The Frozen Furs"). Первые ратовали за жесткую регламентацию порнографической продукции в рамках фэндома, за регламентацию проявлений сексуальных пристрастий и извращений вживую в рамках фэндома; к ним, в частности, присоединились и некие "Христианские Фурри". "Погорельцы" обвиняли своих оппонентов в том, что те являются сексуально неудовлетворенными личностями с комплексом неполноценности и вообще извращенцами.

Вторые настаивали на том, что подобная цензура ущемляет свободу участников фэндома, и указывали на то, что "погорельцы" сами дураки, и что "лайфстайлеры" представляют собой минимальную угрозу для имиджа фурри. И, судя по обсуждениям в сети, длившихся почти 5 лет, и получивших название "Флэймовые войны", "погорельцев" просто задавили числом. К 2000ому году "Погорельцы" сложили оружие, многие из которых просто ушли из фэндома.

Но угроза все-таки была и есть. Тенденция отхода от самого термина "фурри" стала практически всеобщей среди американских художников, не принадлежащих фэндому. Многие отказываются называть свою продукцию "фурревой", предпочитая старый термин "антропоморфизм" или, возвращаясь в лохматые 60е-70е, "смешные зверята". Связано это с тем, что фэндом получил самую нелестную характеристику в прессе, в общественном мнении, и даже дурную славу среди комиксных и научно-фантастических кругов. Многим художникам и творческим людям просто неприятно находиться в одном ряду с теми, кто официально гордо высказывает свои явно патологические сексуальные наклонности. Этим, кстати, можно объяснить поражение "погорельцев" - все те, кто мог их поддержать, ушли из фэндома задолго до них.

Недавно в общественный доступ был выложен российский сайт по плюшефилии. Запалили его, в общем-то. Плюшевый фетишизм никогда не был новым веянием, однако увидеть его представительство у нас было для меня несколько странным. Однако все мои знакомые, не обладающие принятой в отечественном фуррево-тлкшном кругу снисходительностью, развлекались как могли - не каждый день натыкаешься на такое. Самой лучшей рецензией на представленный там материал было "феерически унылое зрелище".

Реакция нашей "пушистой" общественности была, мягко говоря, странновата. Все, конечно, осудили представленный материал, но было предложено его просто игнорировать. То есть нет его, и всё тут.

Проблема в том, что это лежит в сети. На частном сайте, с паролем, но ведь кто-то ж взломал его. И теперь фотографии садомазохистски связанных игрушек и плюшевых зайцев с дырками в соответствующих местах и со следами, кхм, совокупления лежат практически в свободном доступе. Вместе с высказываниями об особом статусе и менталитете свободомыслящих ненасильственных высокоморальных фуррей.

Проблема в том, что отечественный фэндом представлен от силы десятком художников, уровень которых пока оставляет желать лучшего, а некоторые открыто говорят, что не хотят его повышать, ибо рисуют для себя. Это их право, согласен. И вот наряду с несуществующей арт-базой под грифом фурри появляются и такие изображения.

И проблема в том, что некому встать и отмежеваться от таких проявлений. Некому. Потому что, как выясняется, все отлично знают, кто изображен на тех фотографиях. А тусовка-то небольшая….

Я не собираюсь спускать собак на этих людей за то, что они делают в свое свободное время. Это меня не касается, это действительно их личное дело. Но если бы это и дальше находилось под грифом "личное дело" и хранилось в личных фотоархивах на винтах, без доступа в сеть в любом виде, чтобы не создавать подобные "клубы по интересам", никому из фэндома не пришлось бы краснеть за них.

Хорошо еще, что никто не додумался пустить эту "сенсацию" в люди, ограничиваясь вместо этого масштабами фэндома. Потому что иначе ни ТЛК, ни тем, кто подписываются словом "фуррийщик", не удастся потом отмыться от титула извращенцев.

В мире множество различных субкультур. В них входят люди, которые отличаются по своему поведению и внешнему виду от большинства. Стремясь выделиться из общей массы, они ищут единомышленников. Так создаются подкультуры.

Примеры субкультур

  • Музыкальные - эти движения связаны с отдельными направлениями музыки. Например, хиппи были поклонниками рок-музыки и отличались длинными волосами и пацифистскими взглядами.
  • Интернет-сообщества - связаны с появлением новых технологий. Их количество постоянно увеличивается.
  • Спортивные - привлекают в свои ряды фанатов различных спортивных состязаний, например футбола.
  • Арт-субкультыры - происходят от увлечения каким-либо видом искусства помимо музыки. Ярким примером служит ролевое движение, которое тесно связано с фантастикой и фэнтези. Анимация Японии породила отаку, представители которой увлечены поп-музыкой, мангой, аниме, дорамами и прочим.

В России, как и во всем мире, в последнее время распространилось движение фурри. Кто это? Узнаем из статьи.

Сообщество фурри

В переводе с английского «фурри» означает «пушистый». Такое название связано с тем, что представители этой подкультуры увлекаются антропоморфными зверями. В основном человеческие повадки приписывают хищникам и грызунам, тело которых покрыто пушистым мехом. Например, лисы, крысы, гепарды, львы, волки. Из-за этого их и стали называть в англоязычных странах «пушистыми».

Особенностью сообщества является то, что люди стремятся воплотить образ антропоморфного зверя в себе или своем творчестве. Многие идентифицируют себя с выбранным персонажем.

Антропоморфные животные являются представителями сказочных персонажей, которые сочетают в себе яркие качества зверя и человека. Они ведут себя как люди.

Кого относят к фурри

Субкультура объединяет тех, кто идентифицирует себя с антропоморфными существами, и тех, кто создает изображения любимых персонажей. Среди них могут возникать противоречия относительно принадлежности к одной субкультуре. Иногда они и вовсе не признают друг друга. Однако стоит рассмотреть подробней, кого же объединяет рассматриваемое сообщество.

К фурри (субкультура) относятся:

  • Почитатели художественных и анимационных произведений, в которых участвуют антропоморфные животные. Например, «Черепашки ниндзя», «Король-лев», «Мишки Гамми», роман «Рэдволл» Б. Джейкса.
  • Художники, которые любят рисовать вымышленных героев. Они же и производят фурри-арт.
  • Люди, которые воспринимают себя в качестве персонажей анимационных и художественных произведений.

Представитель подкультуры может обладать одним или всеми качествами, перечисленными выше. В любом случае его можно относить к «пушистым».

История возникновения

Считается, что сообщество зародилось в США в 80-х годах ХХ века. Сегодня фурри (субкультура) существует во многих странах мира, включая Англию, Канаду, Германию, Японию, Австралию, Россию. В разных странах количество представителей «пушистых» отличается. Например, в США их более 100 тысяч человек.

Появление субкультуры связывают с увлечением анимационными фильмами, в которых герои представлены в виде антропоморфных животных. Например, диснеевский Робин Гуд создан в образе хитрого лиса.

Широкое распространение сообщество получило благодаря всемирной сети Интернет. Поклонники и единомышленники могут общаться, делится творчеством, назначать встречи, создавать тематические сайты.

Творчество фурри

Поклонники этого направления увлекаются различными видами творчества, с помощью которого они воплощают идею единения с природой и любимым персонажем. Среди них много художников, авторов сценариев, иллюстраторов, скульпторов, музыкантов, писателей.

Не все имеют одинаковый уровень мастерства, поэтому начинающие стремятся приобрести как можно больше подобной продукции. Большой популярностью пользуются фурри-комиксы, куклы, картинки.

Среди произведений этого направления встречаются и работы военной направленности. Очень популярны среди них фурри-милитаризм, которые живут в мире войн и апокалипсиса.

Свои произведения представители данной субкультуры распространяют на специальных сайтах. Очень часто они не уступают профессиональным изданиям.

Костюмы для фурри

Чтобы достичь совершенства, необходимо полностью перевоплотится в любимого антропоморфного животного. Для этого шьются специальные костюмы, которые называют фурсьюти.

Во многих странах фурри пользуются своими костюмами в обычной жизни. Они ходят в них на прогулки, катаются на мотоциклах, играют в баскетбол. Многие из них выступают на детских мероприятиях, развлекая всех присутствующих.

В разных городах проводятся собрания представителей одного сообщества, они называются фурренции. На них все веселятся, знакомятся, участвуют в конкурсах костюмов и рисунков.

Как фурри поддерживают образ без костюма

Большинство «пушистых» не стремятся выделяться из толпы в повседневной жизни. Они не носят костюм на работу или учебу. Однако и без него многие поддерживают свой образ. Для этого достаточно применить один из способов:

  • изменить прическу - при обесцвечивании кончиков волос образ станет напоминать лису;
  • грим - позволит подчеркнуть нужные детали в виде больших глаз, звериного носа, кошачьих усов;
  • детали одежды в виде хвоста, ушей, лап добавят образу реалистичности.

Для большего реализма хвост можно не просто приколоть к одежде, а продеть его сквозь небольшую дырку в штанах или юбке. Хотя чаще всего его вешают на ремень. Что использовать для того, чтобы соответствовать своему антропоморфному герою, решает отдельно каждый фурри.

Субкультура в России

В нашей стране это направление пока не очень популярно. Направление фурри (субкультура) только начинает набирать обороты в России. Тех, кто считает себя частью сообщества, всего несколько тысяч. Ну а тех из них, кто ходит в специальных костюмах, единицы.

В отличие от США, движение фурри в России зародилось от внутреннего мироощущения. Его приверженцы считают, что путь к совершенству лежит через объединение лучших качеств животного и человека. Соединение должно пройти как в душе, так и в теле.

Свои стремления они проявляют в творчестве (фурри-арт). Многие из них сочиняют стихи, поют песни, рисуют идеальных персонажей.

Встречи русскоговорящих фурри начали проводиться в России с 2001 года. Часто можно услышать, как их называют «русфурренциями».

Что представители фурри думают о себе

Все фурри по разному относятся к своему увлечению. Для одних это образ жизни, для других - игра.

Вот некоторые основные постулаты:

  • Фурри является смыслом жизни, в которой чувствуется неразрывная связь с природой. В образе зверя (реального или мифического) существует ощущение гармонии с природой.
  • Это обычная игра. Такая же, как пейнтбол. Для военных игр люди переодеваются в камуфляж, берут оружие и прячутся с ним в кустах и зданиях. Однако они не солдаты, так и фурри - не звери. Они играют во что-то необычное, чтобы узнать себя с неизвестной стороны.
  • Фурри - это состояние души, при котором срываются кандалы обыденности. Человек имеет возможность показать все свои положительные качества, дополняя их особенностями зверя. Воплощается все это в художественных произведениях и в арте.
  • Многих привлекает природа и то чувство умиротворенности, которое она дает. Лучше сидеть в одиночестве в образе любимой кошки, чем толпиться среди массы людей на дискотеке.

[ ] , как стиль жизни . Её приверженцы называются фурфаги (от фурри-фагготы (furry-faggots ); сами себя они называют фурями (ед. число - фурь , мн. собир. - фурьё ).

Распространение феномена

Количество фурфагов постоянно увеличивается. Это связано с тем, что люди, желающие отказаться от реального мира в пользу фантазий, всегда находят то, что считают для себя полезным. Как и все субкультуры, фурфагготрия склонна к распространению и поиску новых адептов, так как фурфагу удобнее общаться с таким же фурфагом, нежели с нормальным человеком. Так как общее число фурфагов постоянно увеличивается, они распространяются по интернету, где всегда подчёркивают свою принадлежность к фурри , при этом, всегда занимаясь агитацией с целью привлечения новых сторонников.

Как правило, новый человек завлекается сравнительно безобидными картинками человекоподобных животных на тенденциозные форумы и чаты, где ему последовательно навязываются более экстремальные - йифф и плюшефилия [ ] . Таким образом, человек вовлекается в среду психически неадекватных людей, затем и сам становится таковым. Дальнейшее пребывания адепта в среде секты приводит к неминуемой интеллектуальной, психологической и моральной деградации, усиливающейся девиации, а болезненные запечатления превращают среднестатистического фурфага в педераста, плюшефила, а иногда даже зоо- или педофила [ ] .

Распространение в интернете

На сайтах и форумах фурфагов любые высказывания, отражающие фурри в негативном свете, немедленно удаляются, а их авторы - блокируются. Фурри крайне активно и негативно относятся к любой критике, требуя удалить неугодный им материал, фурфаги многократно устраивали войны правок, стучали хостерам сайтов с анти-фурфагготрической направленностью и угрожали расправой их авторам. Один из администраторов википедии является фурфагом и бдительно следит за тем, чтобы в её русскоязычной части не появилось ничего, что содержало бы критику фурфагготрии. К примеру, на http://iichan.ru/fr/ за любую критику фурри-териантропии наступает незамедлительный бан, а сама критика удаляется.

Фурри-рисунки

Рисунки с изображением фурей являются обычным для фурфагов предметом коллекционирования. Подавляющая их часть - йифф и лишь небольшая часть несёт какой-либо иной смысл. По этой причине, фурри-рисунки не несут для психически здорового человека никакой ценности.

Отдельно стоящим жанром являются фурфагготрические комиксы, наиболее известный из них - «Associated student bodies» , который является неким аналогом крамольного гомоэротического фильма «Горбатая гора».

Сексуальные аспекты фурри-фэндома

Разные взгляды на сексуальный аспект стали причиной многих противоречий и конфликтов внутри фурри-фэндома. Например эротическое творчество - стиль, известный как йифф -арт - и фурри киберсекс . . Сам термин «йифф» чаще всего используется для обозначения сексуальной активности или творчества. Это относится к сексуальной активности в пределах субкультуры, независимо от того, имеет ли оно место в реальном мире или в виртуальном. Термин так же используется для описания сексуального возбуждения и материалов, вызывающих его. В самой субкультуре существует пояснение этимологии этого термина, а именно что он это ономатопея звука, который издают лисицы при спаривании

Опрос фэндома

«Социология фурри фэндома», опрос , проведённый Дэвидом Джей Растом (David J. Rust), целью которого было выяснение характера социальных и сексуальных отношений, имеющих место в фэндоме, включил в себя 360 респондентов (325 лично, и 35 по Интернету). Опрос показал что:

  • Фурри-поклонники демонстрируют «толерантное» отношение к некоторым аспектам сексуальности .
  • В фэндом входит большое количество гомосексуалистов , бисексуалистов , людей, поддерживающих полигамные отношения и другие нетрадиционные формы отношений.
  • 48 % опрошенных сообщили о своей бисексуальности, 25 % гетеросексуальности, 19 % гомосексуальности и 8 % были не уверены в ответе. Из этих же опрошенных 2 % выказали интерес к зоофилии , и менее 1 % в «плюшефилии».
  • У фурри-поклонников «более высокий уровень толерантности к нетрадиционным сексуальным предпочтениям и активностям».
  • Гетеросексуальные фурри нередко проявляют телесные жесты, присущие обоим полам, при общении с фуррями своего пола, не опасаясь за свою сексуальную ориентацию [ ] .

Раст объясняет неправильное восприятие субкультуры фуррей именно этими наблюдениями. Однако точность этих наблюдений ставится под вопрос по двум причинам: в опросе Раста респонденты должны были указать свое настоящее имя, и 90 % респондентов отвечали лично, из-за чего они не обязательно говорили правду, и это могло повлиять на результаты опроса, ведь часть гомосексуалистов, и почти все зоофилы , хранят в тайне свою сексуальную ориентацию. Также, из-за того, что фэндом постоянно увеличивается, опрос, проведенный Растом, может оказаться устаревшим (опрос был опубликован в 2002 году , а сам он был основан на данных, полученных в 1997-1998 годы).

Опрос, проведённый Калифорнийским университетом (2007):

Таким образом, жертвами, а вернее адептами фурфагготрии, становятся либо психически ненормальные, либо склонные к психическим отклонениям люди, либо лица, не достигшие психологической зрелости. То есть люди, которые не в состоянии адекватно воспринимать окружающий мир или находить возможности к здоровому общению с другими людьми.

Такому человеку предлагается универсальная возможность отказа от «нехорошего» реального мира, в пользу более подходящего, иллюзорного и идеального. Также ему предлагается круг общения, наделённый некими общими интересами. Проецирование собственной личности на животное, не имеющее ни моральных, ни физических ограничений, а также стремление к получению стороннего или внутреннего защитника от внешних воздействий в форме красивого и сильного животного. Подавляющая часть фурфагов выбирают для себя образ наиболее физически сильных, в тоже время с относительно сложным поведенческим фактором, животных, таких как кошачьи (лев, тигр, леопард, гепард), псовые (волк, лис) или даже драконы. Также на синтетический образ животного не распространяются правила и условия реального мира, прежде всего - морально-нравственные нормы, что играет свою роль в стремлении фурфагов к реализации интроверсий.

Фурри и религия

Идеология фурри и то, в чём она проявляется, является нарушением норм основных религий мира, которые, в той или иной степени, отделяют человека от прочих животных, как существа, наделённого особым разумом (и душой) и возможностью познания Бога. По этой причине, причисление человека к другим животным, это ниспровержение данного Богом человеку дара к познанию Бога и является грехом. Гомосексуализм и зоофилия категорически отвергаются христианством.

Ссылки

  • Закрытая социальная сеть фурфагов с жёсткой модерацией
  • Сайт «поклонников мультфильма „Король лев“» (по сути - явных или латентных фурфагов)
  • Форум «поклонников мультфильма „Король лев“» (фурфаг на фурфаге)
  • «CSI - Место преступления»: «Fur and Loathing» (та самая серия)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры