Кафедральный собор святого иакова в бильбао. Кафедральный собор святого иакова

Главная / Бывшие

Архитектурный силуэт Старой Риги невозможно представить без шпиля церкви Екаба. Именно так в просторечье называют главный католический храм Латвии – Собор святого Якова.

Главная католическая церковь

В облике этого красивейшего памятника кирпичного искусства гармонично сочетаются готические черты и элементы романтического стиля. 80-метровая башня, возведенная в конце 18 века, является единственной подлинной готической башней в городе. Она никогда не перестраивалась. Уникальным считался также алтарь храма, разобранный и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Он был одним из самых ранних барочных алтарей.

Если снаружи архитектура постройки сравнительно однородна, то внутри налицо смешение стилей, как отголосков разных эпох. Церковь Екаба меньше двух других соборов – и . Те строились для епископа и горожан. А собор св. Якова – для жителей предместья. На входе надпись: «Пою для Вечного и Милосердного Бога».

Храм сильно пострадал в годы Реформации и от прежнего убранства остались только часть росписи на хорах и деревянная скульптура Распятие Триумфа. Кафедра храма выполнена в стиле ампир из дерева редких пород.

История возникновения

Церковь построена в 1225 году за пределами городских фортификаций. В те времена нужно было подняться по ступеням, чтобы попасть внутрь. Сейчас же, наоборот, нужно спуститься. За восемь сотен лет город поднялся над землей на несколько метров. Виной всему – выходящая из берегов Даугава. Склоны укрепили и, таким образом, уровень города стал выше.

Этот храм всегда оставался загадкой, а его Набатный колокол в былые времена считался одним из трех чудес . Его называли колоколом грешников. Ведь именно он созывал горожан на площадь, когда там совершалась казнь над провинившимися. Существует легенда, что он звучал и тогда, когда рядом проходила женщина-блудница. Многие дамы называли его вралем и просили убрать. Когда началась Первая мировая, колокол, как культурную ценность, эвакуировали вглубь России.

Где расположена достопримечательность?

Находится Собор на улице Клостера. Всего в нескольких минутах ходьбы расположены церковь , здание Сейма Латвии и

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Главный храм Бильбао, Кафедральный собор Сантьяго посвящён апостолу Иакову и считается одним из главных храмов на знаменитом Пути Святого Иакова, заканчивающемся в Сантьяго-де-Компостела . Почти восемь столетий он взирает на город с высоты своей единственной колокольни, а его классический готический облик - со стрельчатыми арками, «колючими» шпилями и непременной витражной розеткой над входом - немало добавляет красоте старого квартала Каско-Вьехо. Внутри - несколько исторических реликвий и ценных средневековых статуй святых, целых 15 капелл, а также старинный орган французской работы. А ещё здесь очень уютный внутренний двор, где растут фруктовые деревья.

Святой Иаков - покровитель города Бильбао с 1643 года.

Немного истории

Мнения архитекторов и историков о времени строительства собор разделились - некоторые датируют первоначальную конструкцию 12-ым веком, другие - столетием позже. Определённо одно - Кафедральному собору Бильбао никак не меньше семи веков. Конечно, от оригинального сооружения сегодня осталось исключительно мало - лишь элементы фундамента. На протяжении своей долгой истории собор неоднократно страдал от пожара и был разрушен наводнением. Последние повреждения он получил в ходе бомбардировок Второй мировой. В 1950-х годах и позже, в 2000-х, он был реставрирован - и сегодня взирает на туристов и жителей Бильбао во всей мощи своей торжественной готической архитектуры.

Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Что посмотреть

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао занимает достаточно компактные размеры - в плане это прямоугольник со сторонами 51 и 22 метра, а его общая площадь составляет около 1100 кв. метров.

Начать знакомство с храмом стоит с его фасада - это великолепный образец готического и нео-готического стилей с центральным входом-порталом, оформленным перекрестьями стрельчатых арок, витражной розеткой над ним и устремлённой ввысь колокольней высотой 64 метра с массой готических украшений и механическими часами. Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Любопытная деталь центрального нефа собора - впечатанные в несущие колонны элементы каменной резьбы с указанием имён знатных горожан - дарителей и донаторов собора.

Подобно всем сооружениям готики, собор представляет собой базилику - алтарь и хоры - на меньшей стороне прямоугольника, вход - с его противоположной стороны, пространство поделено тремя проходами-нефами: высоким центральным (где установлены скамьи для паствы) и двумя боковыми. По периметру собора расположены 15 капелл, посвящённых различным святым: Сан-Антон, Санта-Лусия, Сан-Серафим, Девы Кармен и так далее. В каждой капелле стоит увидеть средневековую деревянную скульптуру святого.

Непременно стоит увидеть старинный орган - он был доставлен в храм в конце 19 века из Франции. Пространство храма расцвечивается цветными бликами от многочисленных витражей - они расположились по всему периметру собора.

Практическая информация

Адрес: Plaza Santiago, 1. Ближайшая станция метро - Casco Viejo.

Город испанской провинции Галисия Сантьяго-де-Компостела наряду с Римом и Иерусалимом считается одним из самых известных центров паломничества христиан.

Город возник вокруг собора Сантьяго-де-Компостела (собор Святого Иакова) – выдающегося образца испанской романской архитектуры.

На примере строительства собора можно изучить историю испанского зодчества нескольких столетий.

Известна следующая предыстория храма. На месте найденной в 9 веке могиле святого Иакова, при короле Альфонсе II, была построена небольшая капелла. Позднее в связи с ростом потока паломников к могиле святого, Альфонс III приказал построить базилику, которая была освящена в 899 году. В 997 году правитель Кордобского халифата Аль-Мансур разрушил церковь Святого Иакова.

Новую римскую постройку начали сооружать в 1075 году при епископе Диего Пелаэсе во время правления Альфонса VI. Сооружение собора продолжалось несколько столетий и в основном было завершено к 1521 году. В начале в строительстве принимали участие архитекторы Бернардо Старший (Bernardo el Viejo) и Роберто. Затем сын Бернардо Старшего Эстебан и Матео. Интерьер собора сохранил романский стиль, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680 году архитектором Доминго Андраде была сооружена Часовая башня. Снаружи собор впечатляет своим вычурным западным фасадом «Обрадорио», сооруженным в 1738-1750 гг. Фернандо Касас-и-Нова. Фасад выполнен в стиле чурригелеско, названного так по имени своего создателя Хосе Чурригера. Этот стиль отличается богатой орнаментальными украшениями позднего барокко, где причудливо переплетаются готические и барочные элементы. Фасад отличается скульптурными украшениями, среди которых необходимо отметить скульптуру святого Иакова.

За помпезным входом расположен «Портик Славы» (Portico de Gloria), созданный гениальным мастером Матео за 20 лет (1168-1188), с великолепными скульптурами пророков и апостолов. Романский портал считается непревзойденным в Испании и ему нет аналогов во всей Европе.

Наиболее древние рельефы на южных вратах Пуэрта-лас-Платериас (Porta-das-Platerias) – уникальный памятник зодчества XI века, созданный Эстебаном, украшенный барельефами на библейские темы. Главная святыня собора – гробница Святого Иакова – располагается в подземном этаже храма – крипте.

Поразительны размеры храма. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м.

Над алтарем расположено ботафумейро – самое большое в мире кадило, которое во время служб приводится в действие восьмью служителями.

Фотографии:

PorticodeGloria. XII век

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места – «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании – мощи святого Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города – Сантьяго – связано с именем святого Иакова (по-испански – Сант Яго). Апостол Иаков Старший – «сын грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, апостол Иоанн, простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Не смотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896 – 899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела – от латинского Campus Stellae – «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять – Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «¡Santiago y cierra España!» обращал в бегство многочисленные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де- Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который проегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности – с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела – один из самых красивых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78 – 1088 гг.; 1100 – 1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела – наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII – XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676 – 1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738 – 1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора – он носит название «Обрадорио» — и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля барокко в его испанском варианте – чурригереско. Восточный фасад, известный под именем «Асабаче» (завершен в 1770 г.), — работа архитектора Луиса Монтеагудо.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI – XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах – Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» — Портико де ля Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168 – 1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Бога Отца, держащего на коленях распятого Сына, посланного Им в мир во имя любви к людям. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений – их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора – Святые ворота («Пуэтра Санта») – открываются только в «Святой год» — т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней – гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора – крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX – XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей – от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Пвыла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо гласного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский – этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке – в Сантьяго-де-Компастела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек – как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старая испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Статья из книги «Величайшие храмы мира». А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 576 с.

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

В 834 году король Альфонс II Астурийский построил первый храм в честь Святого Иакова. К концу IX века был возведен целый ансамбль церковных зданий.

В 997 году Альманзор, визирь халифа Кордовы, занял Сантьяго и уничтожил его до основания, пощадив только гробницу апостола. В 1075 году епископ Диего Пелаес начал строительство нового романского собора, который был закончен в 1120 году.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов.

В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось). Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

В течение всего периода Средневековья кафедральный собор оставался третьим по величине христианским святилищем после храмов в Иерусалиме и Риме. В 1161 году был даже создан испанский рыцарский орден Сантьяго-де-Компостела, который должен был заниматься храмом и паломниками.

Базилика Святого Иакова - это старинный, местами поросший мхом, прекрасный храм. Он хранит бесценные реликвии - мощи святого апостола.

Большое кадило.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка.

Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. (см.фото ниже) Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Кадило движется от свода с одной стороны храма до свода с другой стороны. Паломники, сидящие в первых рядах, часто не в состоянии удержаться от криков ужаса, когда “ботафумеро” приближается к ним.

Путь Святого Иакова

Путь Святого Иакова - это название паломнической дороги к собору в Сантьяго-де-Компостела. Существует много маршрутов, ведущих в этот город. Один из самых известных - путь , обозначенный морской раковиной.

В качестве доказательства совершенного путешествия древние паломники, дойдя до Финистерры ("Края Земли") - Сантьяго де Компостела находится в нескольких километрах от океана - подбирали раковины, которыми изобилует побережье.

Эта раковина Святого Иакова стала символом паломничества по Пути Сантьяго. В Испании её называют vieira ("гребешок") или concha ("ракушка").

Дорога, обозначенная этим знаком, насчитывает более тысячи лет. В городах и деревнях вокруг дороги сохранились многочисленные памятники средневекового искусства. В октябре 1987 года Путь Святого Иакова был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Почитаемый во всей Испании апостол Иаков Старший был рыбаком и жил на Тивериадском озере, скорее всего, в Вифсаиде. В апокрифах говорится, что после сошествия Святого Духа апостол Иаков совершил паломничество в Испанию, чтобы провозгласить Благую Весть.

Он первым из апостолов стал мучеником Церкви - в 44 году Ирод Агриппа I велел обезглавить Иакова. Согласно легенде, святой поцеловал своего палача, который был так поражен, что обратился в христианство и тоже претерпел за это мученическую смерть.

Останки апостола-мученика чудесным образом были перенесены в испанскую землю, в Сантьяго-де-Компостела. Так Святой Иаков стал покровителем Испании и всех паломников.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.


Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!

Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.

Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления - внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.

Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры