Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела

Главная / Психология

Собор Святого Иакова - католическая святыня Сантьяго Матамороса в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его мощи.

Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Историческая часть города, сложившегося вокруг собора, включена в список объектов Всемирного наследия.

История

Мощи Святого Иакова были обретены в Галисии отшельником Пелайо в 814 году, в правление астурийского короля Альфонса II. На месте открытия была воздвигнута временная часовня, которую в IX веке сменили друг за другом два каменных собора.

В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур. Ворота и колокола церкви он увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Ныне существующий собор заложил в 1075 году кастильский король Альфонсо VI. Он строился из гранита по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. В 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста, приписываемая перу одноимённого понтифика.

Она содержит ценные сведения о строительстве храма. В 1128 году романский собор - один из самых вместительных в Европе - был освящён.

Достопримечательности

Сами мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской «анти-Армады», да так тщательно, что потом отыскать их не удалось.

Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII.

Достопримечательностью собора является подвешенное с потолка кадило, самое большое в мире - размером в человеческий рост. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачивания восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. На наполнение этого кадила (известного как ботафумейро) уходит 40 кг угля и ладана.


Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Город испанской провинции Галисия Сантьяго-де-Компостела наряду с Римом и Иерусалимом считается одним из самых известных центров паломничества христиан.

Город возник вокруг собора Сантьяго-де-Компостела (собор Святого Иакова) – выдающегося образца испанской романской архитектуры.

На примере строительства собора можно изучить историю испанского зодчества нескольких столетий.

Известна следующая предыстория храма. На месте найденной в 9 веке могиле святого Иакова, при короле Альфонсе II, была построена небольшая капелла. Позднее в связи с ростом потока паломников к могиле святого, Альфонс III приказал построить базилику, которая была освящена в 899 году. В 997 году правитель Кордобского халифата Аль-Мансур разрушил церковь Святого Иакова.

Новую римскую постройку начали сооружать в 1075 году при епископе Диего Пелаэсе во время правления Альфонса VI. Сооружение собора продолжалось несколько столетий и в основном было завершено к 1521 году. В начале в строительстве принимали участие архитекторы Бернардо Старший (Bernardo el Viejo) и Роберто. Затем сын Бернардо Старшего Эстебан и Матео. Интерьер собора сохранил романский стиль, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680 году архитектором Доминго Андраде была сооружена Часовая башня. Снаружи собор впечатляет своим вычурным западным фасадом «Обрадорио», сооруженным в 1738-1750 гг. Фернандо Касас-и-Нова. Фасад выполнен в стиле чурригелеско, названного так по имени своего создателя Хосе Чурригера. Этот стиль отличается богатой орнаментальными украшениями позднего барокко, где причудливо переплетаются готические и барочные элементы. Фасад отличается скульптурными украшениями, среди которых необходимо отметить скульптуру святого Иакова.

За помпезным входом расположен «Портик Славы» (Portico de Gloria), созданный гениальным мастером Матео за 20 лет (1168-1188), с великолепными скульптурами пророков и апостолов. Романский портал считается непревзойденным в Испании и ему нет аналогов во всей Европе.

Наиболее древние рельефы на южных вратах Пуэрта-лас-Платериас (Porta-das-Platerias) – уникальный памятник зодчества XI века, созданный Эстебаном, украшенный барельефами на библейские темы. Главная святыня собора – гробница Святого Иакова – располагается в подземном этаже храма – крипте.

Поразительны размеры храма. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м.

Над алтарем расположено ботафумейро – самое большое в мире кадило, которое во время служб приводится в действие восьмью служителями.

Фотографии:

PorticodeGloria. XII век

Jakobskirche 56°57′03″ с. ш. 24°06′17″ в. д. H G Я O L

Начальный период

С точки зрения архитектурной принадлежности здание представляет собой образец переходного периода от романики к готике . Впервые церковь на этом участке, находившемся за пределами средневекового города, упоминается в 1225 году. Этот год выгравирован на центральном западном фасаде церкви как предположительный год постройки Яковлевской церкви. Вход ранее располагался с северной стороны, о чём сегодня косвенно свидетельствует характерная стрельчатая арка. Через тридцать лет, в 1255 году, в непосредственной близости от главной церкви рижских пригородов (каковой изначально и являлась церковь святого Иакова) был отстроен монастырь для монахинь цистерцианского ордена .

Для проведения служб помещение церкви в первую очередь используют монахи-рыцари Ливонского ордена , военно-религиозной организации, которая на протяжении более чем двух с половиной веков в соответствии с системой средневековых иерархических отношений являлась феодальным сеньором Риги. Параллельно с членами Ливонского ордена в церкви устраиваются богослужения для монахинь-цистерцианок из соседнего монастыря Пресвятой Девы Марии, которых в народе именовали «поющими девами».

Изначально церковь располагалась за пределами крепостных укреплений, на территории рижского пригорода, поэтому её активно посещали жители городских окрестностей. Благодаря этому в более поздний период церковь святого Якова стяжала прозвище «самой знаменитой сельской церкви Латвии». Лишь к 1262 году, когда площадь Риги по указу членов магистрата была существенно расширена, Яковлевский храм вместе с пригородными участками был официально включен в состав города-крепости. Эта метаморфоза повлияла на уровень привилегированности жителей этого «деревенского» района средневековой Риги, которые выиграли в статусе благодаря присоединению к центру. Кстати, с вхождением в состав Риги предместий-посадов церковь Святого Якова также автоматически получила более высокий статус городского храма.

Приблизительно с 1430 года контроль над церковью Святого Иакова начал осуществлять город Рига.

Период Реформации

В 1522 году, в условиях гегемонии католических догматов, когда ещё не было точно известно, одержит ли Реформация победу в Риге, или католическая аристократическая немецкая верхушка всё же возьмёт верх, рижане осмелились провести в этой церкви первое в истории города богослужение по лютеранскому образцу. Тем не менее в 1524 году, в разгар антикатолических волнений церковь подверглась беспощадному разгрому, результатом которого было полномасштабное уничтожение интерьера. Такая незавидная участь была абсолютно у всех католических церквей Риги.

Уже вскоре, в 1525 году стало понятно, что в контексте скорее социополитической, чем конфессиональной борьбы между выходцами из разных сословий, представители лютеранского учения одержали волевую победу над католиками, В этом же году, в ознаменовании конфессиональной победы протестантского населения, Яковлевская церковь обрела статус главной церкви первой лютеранской общины Ливонии . Во многом на окончательную победу лютеранства оказал влияние радикальный проповедник из Северной Германии Мельхиор Гофман, который был изгнан гораздо менее революционно настроенными соотечественниками из родного края, поскольку активно ратовал за разрушение старого «закоснелого» мира и за строительство нового на руинах прежнего.

Центр иезуитов

Вскоре в 1582 году церковь была выкуплена у горожан польским королём Стефаном Баторием , чья власть была установлена над Ригой примерно в это же время, и передана обществу иезуитов (обществу Святого Иисуса). Однако в ходе продолжительных Календарных беспорядков , причинивших немало вреда интерьерам нескольких рижских церквей, прямо во время богослужения иезуитов в 1584 году в храм ворвалась толпа разгневанных горожан (представителей так называемой бюргерской оппозиции, поднявшей спонтанное восстание против рижского патрициата), которые занялись разгромом церковной утвари и предметов культуры, а также избиением священнослужителей. Такими несколько «преувеличенными» методами они выразили свой протест против введения в Риге Григорианского календаря .

Сразу после «чистки», оказавшей непосредственное влияние на сохранность церковного интерьера, церковь перешла под управление городских властей, настроенных на тот момент откровенно антииезуитски. Тем не менее уже с 1591 года город утратил власть над храмом (что было связано с поражением восставшей бюргерской оппозиции в десятилетнем противостоянии прокатолического патрициата) и перешёл в управление Общества Иисуса теперь уже надолго, пока Рига в качестве столицы Ливонии не была присоединена к Швеции.

История колоколов

Несколько позже, в ходе очередного витка борьбы между горожанами и рыцарями Ливонского ордена воины последнего обстреляли башню Яковлевской церкви горящими стрелами, нанеся ей ряд повреждений. В 1596 году башня церкви в очередной раз страдает от удара молнии. Далее, в 1621 году, когда в город входят шведские войска и через восемь лет (по Альтмаркскому мирному договору) она должна была подпасть под власть шведского короля-завоевателя Густава II Адольфа , последний снимает с башни храма главный городской набатный колокол, который звонил при наводнениях, вторжениях врага, пожарах и при транспортировке «бедного грешника» от печально известных тюремных застенок на Известковой улице (ныне улица Калькю) до Ратушной площади , где его по обыкновению дожидался палач либо кто-то из его адъюнктов (помощников). Впервые в истории Яковлевской церкви часовой колокол был приобретён в 1480 году - тогда же для того, чтобы усилить звучание и сделать мелодию главного городского «будильника» более «доступной» для публики, его поместили в маленький кивер. После победы шведов в войне за стратегически выгодные земли Прибалтики 1600-1629 годов этот первый колокол был доставлен по приказу шведского короля в Стокгольм в качестве военного трофея, где был помещён в церковь Марии-Магдалины. Следующий колокол, отлитый в 1509 году специально для нужд рижской церкви Святого Петра , вскоре пришёл на смену эвакуированному и перенесён на Яковлевский храм. Уже в начале XX века он был снят с башни рижской Яковлевской церкви в годы Первой мировой войны, отправлен в эвакуацию вместе со многими другими культурно-историческими ценностями, после чего был безвозвратно утерян в пучине революций.

Кстати, когда «бродячий» подмастерье выполнял свой долг, путешествуя из своего родного города в чужой, он должен был выведывать сведения о «чудесах», которые отличали этот город от другого. В Риге роль одного из трёх чудес выполнял вышеупомянутый набатный колокол, украшавший шпиль церкви Екаба - если испытуемый подмастерье упоминал яковлевский колокол, это служило лучшим доказательством его пребывания в Риге.

Шведский период

По условиям Альтмаркского мирного договора между католическим Польско-литовским государством и лютеранской Швецией, Рига официально вошла в состав шведского королевства на правах столицы Шведской Ливонии . Легендарный король-завоеватель Густав II Адольф первым делом распорядился снять с башни храма эксклюзивный рижский колокол. Можно сказать, что это был акт своеобразного возмездия: в начале шведско-польской войны (лето-осень 1605 года) этот колокол «разбудил» рижский оборонительный гарнизон и представителей различных цехов для того, чтобы те могли оказать достойный отпор захватчикам под командованием прежнего шведского короля Карла IX , который не смог взять Ригу с ходу и из-за быстрой реакции колокола вынужден был расположиться лагерем под Саласпилсом , довольствуясь невыгодной для своей армии позиционной борьбой, которая в сентябре вылилась в крайне неудачную для шведов Саласпилсскую битву . Таким образом, Густав II Адольф эффектно отыгрался за неудачи предшественника. Помимо колокола Яковлевской церкви новый сюзерен Ливонии забрал четыре иконы из церкви святого Николая на территории рижской Русской деревни , которые до сегодняшнего дня хранятся в музее при библиотеке Упсальского университета. В это же время церковь стала королевской лютеранской, в очередной раз поменяв свою конфессиональную принадлежность; проповеди во время служб читались также на шведском, финском и эстонском языках.

Осада города русским войском

В 1656 году, когда к Риге со стороны Коброншанца подступает русское войско царя Алексея Михайловича , начинается обстрел города , в результате которого в Яковлевскую церковь попадает несколько снарядов, два из которых в память об осаде Риги были вмурованы в центральный фасад, а ещё два - в алтарную часть церкви. Позже осадившие город отступили, поскольку идея взятия города измором провалилась по причине подоспевшей со стороны Рижского залива военной помощи, вовремя обеспеченной королём Карлом X Густавом , а также из-за плохой погоды и мародёрства пригородных крестьян, систематически грабивших русские подводы.

Изменения

В 1756 году к основному зданию храма был добавлен остроконечный восьмигранный пирамидальной формы шпиль, опирающийся на барочную основу. В 1782 году был пристроен новый центральный портал с характерным посвящением Misericordias domini in aeternum cantabo, что в переводе означает «Пою во славу вечного и милосердного Господа». С 1675 по 1785 годы в притворе церкви располагался игравший важную роль для образования в Риге Королевский лицей , открытый по указанию Карла XI - его целью было создать благоприятную почву для «выращивания» чиновников шведской администрации; Лицей был построен на фундаментальных принципах гуманитарного образования. После 1785 года для Лицея, который получил имя российского императора Петра Первого , по проекту Маттео Шона было отстроено новое, более вместительное здание на Замковой площади , куда он и переселился.

Указ об отмене крепостничества

Первая независимая республика

С 1918 по 1923 год велись непрекращающиеся споры о том, как же следует использовать помещение церкви и, в конце концов, кому она должна принадлежать в новых условиях. Тогда же церковные власти новопровозглашённой республики никак не могли определить, какой из крупнейших средневековых храмов Риги следует передать латвийским католикам, которые остались «без крова». В итоге, после долгих горячих дискуссий было решено передать Яковлевскую церковь в ведение католического архиепископа. Новое освящение церкви состоялось 3 мая 1924 года, а на следующий день в ней была отслужена Святая Месса по католическому образцу. Таким образом, 4 мая 1924 года архиепископ католической церкви Латвии Антоний Спрингович официально вступил в должность.

Именно после судьбоносных майских событий 1924 года, когда церковь уже в четвёртый (и пока в последний) раз поменяла своё вероисповедание, было решено перестроить храм изнутри для того, чтобы приспособить его для католической сакральной концепции. Тогда были снесены боковые церковные хоры, зато были построены из дерева четыре исповедальни, появился центральный алтарь и три дополнительных боковых, выполненных в неоготическом стиле.

Вторая независимая республика

Знаменательное событие, вошедшее не только в историю рижского храма святого Якова, но и всей католической Латвии, состоялось 8 сентября 1993 года: церковь посетил папа римский Иоанн Павел II , совершив тем самым важный поступок для латвийской католической церкви. Он возобновил культ епископа Мейнарда , католического апостола Ливонии, посланного Евгением III на земли балтов и вендов в конце XII века с целью их насильственного крещения в латинскую веру. Тогда монах-августинец , Мейнард активно, правда, не всегда успешно, пытался обратить в христианство угро-финские племена ливов , проживавшие на побережье Западной Двины недалеко от её устья. В настоящее время слева от входа в главный зал (сразу после вестибюля) церкви висит памятная плита, которая доносит до нас информацию об этом событии. Вскоре после сентябрьского визита понтифика, косвенно связанного с необходимостью политического признания республик Прибалтики , два года назад друг за другом провозгласивших свою независимость (он также посетил Гору крестов в Литве), латвийский живописец Алфей Бромултс создал религиозную картину «Святой Мейнард», которая расположена справа от триумфальной арки в храме святого Якова.

Характеристика интерьера

Высота башни церкви вместе со шпилем достигает 80 метров. В интерьере можно обнаружить редкий для церковного канона готического скульптурного оформления растительный орнамент, украшающий капители на хорах церкви. В свою очередь, капители венчают небольшие колонны, а в общем подобные компоненты интерьера необычны для рижской средневековой церковной скульптуры.

Сначала церковь была зального типа, в настоящее время она представляет собой трёхнефовую базилику, которая в плане достигает 27 на 50 метров. Башня расположена над центральной западной травеей (ячейкой бокового нефа), там, где находится прямоугольный алтарный придел. С северной стороны церкви расположена сакристия (ризница). Главный церковный зал (имеется в виду центральный неф храма) разделён крестообразными сводами плафона (и соответствующими им колоннами также крестообразной формы) на шесть одинаковых травей. В остальном же интерьер церкви довольно прост и скромен, что в целом соответствует концепции оформления убранства католических культовых зданий.

2 июня 1736 года на шпиль башни был возведён традиционный петух-флюгер, который в общем благополучно дожил до наших дней.

Алтарь

В 1680 году, когда церковь являлась главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь (существовал ли до этого алтаря другой, истории доподлинно неизвестно); считается, что он является самым ранним барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неизвестны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в исполнение - сразу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: скульптор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые успешно справились с возложенными на них обязанностями. Однако от старого алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства , на одном из участков экспозиции можно обнаружить барочные по исполнению резные фигуры ангелов, которые некогда украшали старый алтарь, а теперь пополняют коллекцию деревянной скульптуры одного из крупнейших современных европейских музеев.

После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот второй алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился следующий, уже третий по счёту. Через некоторое время старый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству буквально напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины . Затем, уже в новейший период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго до этого католическую церковь в Огре , где он украшает её интерьер и поныне.

Кафедра

Одним из самых примечательных элементов интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир , её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообще, интерьер церкви Якова отличается причудливым смешением различных архитектурных стилей, господствовавших в разные эпохи, в то время как снаружи церковь сравнительно однородна. Что касается кафедры, то она была выполнена из редкой породы красного дерева, по площади кафедры размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками.

Орган

В 1761 году органный мастер и одновременно автор проспектов из Халле , пользовавшийся хорошей репутацией на родине, Генрих Андрей Конциус (которому в 1773 году суждено будет отремонтировать древний органный проспект рижской Домской церкви, выполненный Якобом Раабом, и так хорошо, что ему удалось фактически в первозданном виде сохраниться до наших дней) приступает к работам по созданию органа для рижской Яковлевской церкви. Орган очень скоро был готов, мастеру Конциусу щедрая лютеранская община заплатила 3400 талеров за проделанный труд. Опять-таки на сегодняшний день от первого органа остались лишь приятные воспоминания (аналогично обстоят дела с раабовским органом Домской церкви, который был заменен на известнейший в мировом масштабе валькеровский к 1883 году): сохранился лишь проспект, яркий образец стиля рококо в обрамлении церквей в Риге. Этот проспект выполнен в дереве, затем покрашен и позолочен. Новый, современный орган был изготовлен мастером Э. Мартином в 1913 году.

В 1886 году были проведены внеплановые реставрационные работы, результатом которых стало обнаружение редкой декоративной росписи (под слоем более поздней побелки), которая восходит к XV веку (при этом более точную датировку, хотя бы с точностью до половины столетия, установить не удалось). В настоящий момент «открытая» роспись служит композиционным оформлением интерьера здания церкви. В левом боковом нефе Яковлевского храма можно осмотреть фрагмент оригинального слоя окраски сводов, которому посчастливилось сохраниться до наших дней вопреки историческим перипетиям, неоднократно видоизменявшим церковь изнутри.

Несмотря на то, что церковь существенно пострадала в ходе продолжительных церковных погромов, состоявшихся в 1524 году (в ходе межконфессиональной борьбы погибла большая часть художественных ценностей), в начале XX века удалось обнаружить некоторые образы раннего оформления интерьера. В частности, речь идёт об удачной находке - Распятии Триумфа, которое было обнаружено в 1922 году в чердачных помещениях церкви. Трудно установить точное время возникновения эксклюзивного образца католического культа, однако исследователи сошлись на протяжённом периоде с 1380 по 1420 год - в промежутке между этими годами было создано Распятие Триумфа. Данное распятие по праву считается одной из древнейших скульптурных работ на территории современной Латвии.

На историю внутрицерковных захоронений существенно повлияло решение городских властей, принятое в 1773 году не без участие государыни-императрицы Екатерины II . Согласно этому решению во избежание суровых эпидемий необходимо было наложить запрет на захоронения внутри церквей в черте города. Существовавшие захоронения следовало вывезти за пределы города-крепости. Многие фамильные склепы в церкви святого Якова, в рижской Домской церкви, а также Петровской и Иоанновской церквах были закрыты и замурованы, надгробные камни и могильные плиты были подвергнуты тщательной ревизии. Уже существующие надгробия впредь стали покрывать деревянными досками, тем самым начало формироваться покрытие пола в церкви. Что касается наиболее ценных и примечательных камней, то их решено было вмуровать в церковные стены - подобную картину мы можем наблюдать во многих готических рижских церквах. В числе таковых, находящихся в Яковлевском храме, следовало бы отметить надгробную плиту Х. Фету, которая датируется 1464 года (камень), надгробную плиту Д. Руммелу 1474 года (также из камня), и надгробную плиту М. Фишеру 1490 года, тоже каменную.

Уже значительно позже, в ходе ремонтных работ, которые проводились в Яковлевской церкви в 1983 году, под полом был обнаружен уникальный в пределах Латвии ансамбль надгробий. После того, как учёные провели исследование этого ансамбля, пол был засыпан песком, а сверху уложен керамическими плитками, которые служат покрытием церковного пола до наших дней.

Витражи

Окна рижской церкви Святого Иакова покрыты витражами, которые были созданы в прошлом веке. В частности, три красочных витража, украшающих окна восточной стены хора, были выполнены в 1902 году в стиле модерн. В этом же году был разобран старый барочный алтарь, что повлекло за собой «освобождение» центрального оконного проёма, который и был украшен витражами. При создании витражей художник использовал сакральный мотив виноградной лозы, которая в совокупности со вьющимися листьями и густыми свисающими гроздьями традиционно символизирует Святое Причастие, 1989. - С. 314. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго - это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

Внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган.

Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.

Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.

Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

Также два входа в собор - Порта-Реал и Порта-Санта - есть в восточном фасаде, который выходит на площадь Куинтана. Через первый в собор входили короли Испании.

Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них - Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).

Кадило собора - самое большое в мире. Оно весит 80 кг и достигает 160 см в высоту. Его спускают с потолка с помощью специального блочного механизма только по большим праздникам.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной - но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.

Одна из самых священных реликвий находится в Капела-до-Реликарио, часовне Мощей: это золотое распятие 874 г., которое содержит частицу Истинного креста.

Конечная точка паломнического пути св. Якова - это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.

Практическая информация

Адрес: Praza do Obradoiro.

Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.

Кафедральный собор Святого Иакова (Dom zu St. Jakob) - главный храм Инсбрука. Нынешнее здание собора было воздвигнуто в 1717–1724 годах, но церковь в позднем романском стиле существовала на этом месте еще в 12 веке. Название собора напоминает, что здесь пролегал путь средневековых паломников «путь Святого Иакова».

Здание построено в барочном стиле и дополнено двумя колокольнями. Колокольни собора видны практически из любой точки города. На вершинах расположен ансамбль из 48 колоколов с общим диапазоном звучания в четыре октавы, это крупнейший подобный ансамбль в Австрии. Колокольный перезвон храма Святого Иакова во славу мира во всем мире можно услышать ежедневно в полдень. На фасадах башен установлены механические часы возрастом более 300 лет.

С площади перед собором открывается великолепный вид на его торжественный барочный фасад.

Интерьер собора роскошен. Изумительной красоты фрески занимают всю внутреннюю поверхность стен и потолка. Пространство разделено колоннами из розового мрамора.

В соборе хранится множество шедевров мирового масштаба. Свою лепту в интерьер церкви внес в том числе Альбрехт Дюрер.

В кафедральном соборе Инсбрука находится живописное полотно 16 века «Мадонна с младенцем- помощница христиан» (Мариахильф) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Мадонна находится в центре алтаря, богато украшенного резьбой по дереву с позолотой. В 1689 году храм был разрушен землетрясением, но чудодейственную картину по счастливому стечению обстоятельств удалось спасти.

После землетрясения собор был восстановлен лишь в середине 18 века.

Во время Второй Мировой войны собор Святого Иакова вновь серьезно пострадал. В 1960-х годах были произведены реставрационные работы, после которых храм выглядит, как новый.

Внутри храма хранятся помпезные надгробия эрцгерцога Максимилиана III и Ойгена Австрийского.

Барочный орган собора украшен резной деревянной отделкой с позолотой.

Собор Святого Иакова — действующий храм, следует помнить, что вход для туристов закрыт во время месс.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры