"как преодолеть трудности в обучении чтению". Добрый день

Главная / Бывшие

Обучение чтению. Трудности и проблемы обучения чтению детей. Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

Формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

Формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

Формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

Формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

Что такое навык чтения?

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая . В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения . В смысловую сторону : выразительность и понимание прочитанного.

Способ чтения – Скорость чтения – Динамика скорости

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвёртые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов.

Если ребёнок читает послоговым способом , необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты нужно, но в небольшом объёме. Если ребёнок читает по слогам и целым словом , то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Постепенно ребёнок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т.е довести его до навыка.

На первом этапе ( слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв.

На втором этапе (по слогам и целым словом) ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребёнок в основном читает орфографическим способом (слово читается так, как его надо написать). Но постепенно просить ребёнка произнести слово так, как оно произносится.

На третьем этапе , когда ребёнок читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ребёнку легче будет справиться с этой проблемой, т.к. он уже читает целым словом с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях .

К концу второго класса требуется соблюдение интонации в конце предложения,соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения, выделение при чтении важных по смыслу слов.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию(темп, логическое ударение, паузы, тон) , соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности для осознанного чтения.

Эти требования оцениваются учителем при проверке навыка чтения.

1 класс темп чтения 55 слов в минуту; 2 класс -70 слов; 3 класс – 90 слов. Придяв пятыйкласс , на начало года ребёнок должен читать со скоростью 120 слов в минуту . Это значит, что за время летних каникул ребёнок должен увеличить темп чтения на 30 слов!

Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму , а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. Иногда до 5 -8 лет и более. Школьная программа не даёт нам такой возможности. Определите уровень сформированности навыка чтения у ребёнка, т.е.способ, которым он читает, и организуйте дополнительные занятия, а последующие упражнения помогут вам в этом.

СЛОГОВОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ

1. Для того чтобы ребёнок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и называть звук, который соответствует этой букве.

2. При чтении слога ребёнок выполняет следующие операции: узнаёт букву, произносит соответствующий ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который как и первый, был «перекодирован» из буквы.

3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвёрдым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.

4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и т.д.

ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ И ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

Этот период является началом перехода от послоговогоспособа чтения к синтетическому (чтению целым словом).

Мы приучаем ребёнка «видеть» не только слово, на которое он смотрит, но и то, которое следует за этим словом, обеспечиваю тем самым плавность перехода от слова к слову. Для расширения поля зрения попросите ребёнка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом не переводя взора, прочитать второе.

Следует предъявлять ребёнку те требования, которые он сможет выполнять, наращивая объём и скорость постепенно. Если ребёнок читает с ошибками необходимо снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать ещё раз правильно и обсудить вместе с ребёнком, почему это место читается именно так. Необходимо научить ребёнка самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться.


  1. Если ребёнок читает одни слова целиком, а другие целым словом, то он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

  2. Темп чтения очень не ровный, то быстрый, то медленный, так как ребёнок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознаёт значение слов, читает слова арфоэпическим способом.

  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов и словосочетаний к чтению предложений.

  4. Основные ошибки возникают от того, что к ребёнку слишком рано предъявляют требования увеличить скорость или читать целым словом.

  5. Необходимо учить ребёнка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.
Чтение Целым словом и по слогам

1. Существуют различные причины, из-за которых ребёнок умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника,

Недостаточно полное понимание значения слова.

Наличие четырёх и более слогов в этом слове.

Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

2. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.

3. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны на карточках, отдельно.

4. Проблемные слова отмечайте в тексте сначала сами, а потом научите это делать ребёнка. Благодаря этому он начнёт осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.

5. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребёнком. Технику чтения трудных слов ребёнок может тренировать самостоятельно.

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения:

Природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

Каждая из перечисленных причин оказывать влияние на темп чтения.


  1. Природный темп деятельности
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Если ребёнок оказался медлительным, вы можете ему помочь. Во-первых

Поговорите с учителем и объясните им психологическую особенность вашего ребёнка. И используя определённые упражнения. Можно увеличить темп чтения:


  1. Многократное прочтение .
Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  1. Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту.

Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.


  1. Регрессия
Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причины регрессий в следующем:


  1. Сила привычки.

  2. Кажущиеся трудности текста.

  3. Отсутствие внимания
Использование специального упражнения «Чтение с окошечком».

  1. Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Антиципация т.е.смысловая догадка.

Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок приёмом антиципации и использует ли её при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…

4. Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорости чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.

5. Малое поле зрения

Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).

Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации можно увеличить с помощью специального обучения.


  1. Уровень организации внимания
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально не привлекательным.

Если ребёнок недостаточно внимателен, то ему необходима ваша помощь. Работу вести в двух направлениях:

Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,

Использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

7. Память

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный, смешанный.

Как установить тип памяти вашего ребёнка? Допустим, работая с книгой, ребёнок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает, молча, про себя. Значит, у него лучше развита зрительная память. У таких людей, как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хотя порой они не могут вспомнить грамматическое правило. Зрительный анализатор позволяет им на непроизвольном уровне грамотно писать, т.к.они запоминают слова в виде целостных образов – кодов.

Если же ребёнок легче запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространён.


  1. Развитие речи
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи.

Детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию. Будут полезны такие занятия и ребёнку без речевых недостатков, т.к.высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребёнок.

Мотивация. Кнут или пряник?

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг, или, говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. И мы со своей стороны всячески поощряем, стимулируем это желание.

Вот несколько стимулирующих правил при организации занятий чтением.


  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.

  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.

  3. В конце занятий работа должна быть оценена.

  4. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.

  5. Занятия должны проводиться регулярно.

  6. Регулярность должна войти в привычку.

  7. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.

  8. Иногда говорите «надо».

ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

Работа над развитием зрительной памяти

В процессе обучения чтению ребёнок должен запоминать буквы, слоги,слова и их последовательность, чтобы произвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

*Сравнение парных картинок (отличающиеся по нескольким признакам).

*Что означают эти знаки? (Во время прогулки обратить внимание на знаки, символы, и т.п. ,домапопросите ребёнка нарисовать увиденные знаки).

*Упражнение «фотографирование» (предметные картинки, буквы, слоги, слова), по типу- что изменилось?; перечислить те предметы, которые запомнил, или буквы, слова.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову

*Стихи – путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребёнка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым. (Землю роет старый кот, под землёю он живёт …).

*Чтение слов по карточке за короткое время

Детям предлагается карточка с написанным словом и даётся одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова простые (вода, вата, море, лето и т.п затем – кран, утро, тигр; лодка, пирамидка, бабочка, портфель). Показываем слово и быстро убираем.

*Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи

Дело в том, что неопытные чтецы часто « теряют» окончания при чтении. Этот приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДЯНОЙ, ВОДОПАД, ВОДОПРОВОД, ВОДЯНИСТЫЙ, НАВОДНЕНИЕ.

РОДИНА, РОДНОЙ, РОДИМЫЙ, РОДИТЕЛЬ, РОДИТЬ.

СПРОСИТЬ, СПРАШИВАЛИ, СПРОСЯТ, СПРОШУ, СПРОСИМ, СПРОСИЛИ, СПРОСИЛ, ПОСПРАШИВАЮ, ПЕРЕСПРОШУ, ВЫСПРОСИТЬ.

Первый раз читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз – вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребёнком необходимо выяснить значение слов.

Развитие смысловой догадки

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на значении логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения.

*Буквоед

Напишите слово так, будто части букв объедены жучком. Ребёнок должен догадаться какое слово написано.

*Чтение слов с пропущенными буквами (из определённой лексической темы).

(К_Ш_А; С_Б_КА)

*Чтение слов с перепутанными буквами

В начале с перепутанными буквами с опорой на цифры, далее без опоры (по лексической теме). ФИТЛУ-35142

*Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях (Гроза надвига… (ется).

*Чтение текстов с пропущенными словами (Над городом повисли снеговые … (тучи)).

Анаграммы для увеличения скорости чтения

Возьмите не очень сложный короткий текст и перепутайте в каждом слове слоги местами. Например: Русалки живут в воде. – саРулки вужит в дево. и т.п.

Зрительные диктанты

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие зрительной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Непременное условие проведения зрительных диктантов – это проводить их ежедневно.

Ежедневный самозамер скорости чтения

Данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребёнка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.

Сначала взрослые могут сами прочесть два-три предложения, показав ребёнку, как это следует делать, затем прочесть эти же предложения вместе, после чего попросить ребёнка самостоятельно прочесть.

Похвала необходима ребёнку, поскольку дети очень ранимы и не совсем уверены в себе.

Таким образом, обучая детей через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьёте ему интерес к этому замечательному занятию.

«Как преодолеть трудности в обучении чтению»

Проблема овладения навыком чтения детей интересовала меня давно.

Начну с работы с обучающимися первых классов. Ведь именно в этот период нашим детям преодолевать сразу несколько трудностей. Это и привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого ребятишки овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.

Итак, остановимся на этапе, который доставляет немало волнений маленьким читателям- проверка техники чтения. Сформированность техники чтения оцениваю по следующим показателям:

1) объем прочитанного (…слов)

2) скорость(беглость) чтения (кол-во …)

3) правильность (ошиб.)

4) осмысление (пересказ, вопросы)

По моим наблюдениям на протяжении 1 и 2 четверти показатели техники чтения у детей неодинаковы (от 50-60 слоа в минуту до очень низких- 10-20 слов в минуту). Почти в каждом классе есть несколько учеников, которые не укладываются в нормативы. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках. В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Как же преодолеть трудности в обучении чтению? Прежде всего нужно определить трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует множество причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных:

    Природный темп деятельности

    регрессия

    отсутствие антиципации

    артикуляция

    малое поле зрения

    уровень организации внимания

    уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Рассмотрим причины, их определения, после чего я предложу вам упражнения для работы над проблемой, если она существует.

Природный темп деятельности.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, думает и, конечно читает. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираясь на наблюдения. Используя определенные упражнения, я увеличиваю темп чтения. Провожу такие упражнения:

1) Многократное прочтение

2) Молния: чередование чтения в нормальном и быстром темпе по команде «Молния».

3) Буксир: я читаю вслух со скоростью 80 слов в минуту и более, дети читают про себя, стараясь поспеть за мной.

Эти упражнения можно проводить ка индивидуально, так и со всем классом или дать советы родителям заниматься с детьми дома.

Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить, присутствует ли регрессия в чтении можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, в чтении отсутствует плавность, это значит, что в этом способе чтения, который использует ребенок, присутствует регрессия. Причины: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания. Чтобы преодолеть силу привычки к регрессии необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо.

Антиципация- смысловая догадка.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это слово по содержанию. Этот процесс основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Можно использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях, в других частях слова, с пропущенными целыми словами, можно использовать тексты с ошибками в содержании.

Артикуляция.

Следующая причина- артикулярный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

Малое поле зрения. Эта причина заключается в малом объеме фиксации взора и размера оперативного поля, с которого происходит восприятие информации. Упражнения для развития периферического зрения: числовые и буквенные пирамиды; цифровые таблицы.

Уровень организации внимания

Если ваши дети недостаточно внимательны, не могут долго выполнять задания, удерживать внимание на трудоемком процессе, как чтение, им нужна ваша помощь. Для устранения подобных недостатков веду в двух направлениях:

1) Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания.

2) Использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания:

1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв- запомнить и написать по памяти.2) Знаковые слова родного языка- от 4 до 16 букв запомнить и написать по памяти.3) Запомнить предложения, содержащие от 5 до 16 букв.4) Упражнение-игра «Найди спрятанное слово» и др.

Уровень развития памяти

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный.

1) Упражнение-игра «Вспомни картинки».

2) Игра «Послушай и опиши».

3) Упражнение «Сочини сказку про эти слова»

4) Заучивание стихов наизусть

5) Зрительные диктанты

6) Упражнение «Как запомнить текст», «Как запомнить числа»

7) Учитель читает текст, дети иллюстрируют услышанное

Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения трудностей и пути их преодоления, выделили упражнения, которые нам помогут преодолеть проблемы чтения.

Кроме того, надо отметить, что развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом уроке необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку, выслушивать ответы обучающихся с большим вниманием и заинтересованностью.

Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтаксическим способом чтения, т.е читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит? Существует много причин, тормозящих скорость чтения и о них эта статья.В этой статье дан алгоритм помощи детям только начавшим читать и для тех кто обучается в первом классе и испытывает определённые трудности в обучении. Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. И когда вы замечаете, что Ваш ребёнок испытывает трудности при чтении какого-либо слова, то необходимо ему помочь, но этот процесс должен проходить постепенно.

Просмотр содержимого документа
«Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.»

Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир, »- писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, не успевающий детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Родители, конечно, хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать быстро, правильно, осознанно. Но, выучив с ребенком буквы, научив складывать их в слоги и слова, обучающие часто считают, что все остальное зависит от ученика - чем больше он сидит за книжкой, тем лучше и быстрее будет читать. У большинства детей так и получается, а вот у 12-20% учеников 7-8 летнего возраста наблюдается нарушение чтения (дислексия). Ведь чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

Можно выделить такие основные условия успешного владения навыком чтения:

    Сформированность устной речи;

    Фонетико-фонематической её сторонах (правильного произношения всех звуков, звукового анализа слов);

    Сформированность лексико-грамматического строя;

    Достаточного развития пространственных представлений.

Чтобы помочь ребенку, надо определить причину нарушения чтения.

1. Плохое знание всех букв алфавита (при чтении долго вспоминает название буквы).
Можно предложить ребенку такие упражнения:

    Слепи буквы из пластилина, согни из проволоки.

    Назови букву (нарисовать ее пальцем на спине ребенка, в воздухе).

    Зачеркни данную букву на страничке старой книги, газетной вырезки.

    Угадай заштрихованную букву

    Назови недописанную букву

    Узнай наложенные на друг друга буквы

    Зачеркни не правильно написанную букву

    Найди буквы на чертеже

    Определи буквы на ощупь (завязать ребенку глаза, предложить буквы из картона или пластмассовые)

    Какой буквы не стало? Какая появилась? (набор из 3-5 букв)

    Назови все буквы алфавита быстро (Дается карточка с буквами в произвольном порядке, засекается время)

    Назови еще раз, быстрее.

В коррекционной работе ни в коем случае нельзя торопиться или начинать работу со сложного материала. Если ребенок с трудом называет буквы, путает их, нет смысла тренировать его в чтение текстов. Чем тщательней, интересней, разнообразней будет проведена эта предварительная работа, тем легче будет ребенку освоить более сложные виды работ.

2. Одной из причин нарушения чтения является недоразвитие фонематических процессов, несформированность навыка звукового анализа слова.
Выражается заменой звуков, сходных акустических или артикуляционно, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова: пропуск согласных при стечении: «маара» (марта), вставка гласных между согласными при их стечении: «кинига» (книга), перестановка звуков: «унмый» (умный), пропуск и перестановка слогов «скоровода» (сковорода).

Возможное упражнения:

    Определение места звука в слове;

    Определение последующего, предыдущего звука;

    Определение количества звуков в слове

    Выкладывание звуковых схем слов;

    Звуковой буквенный разбор слов различного звукового состава (должен быть доведен до автоматизма);

    Подбор слов на заданное количество звуков и др.

3. Дислексия может проявляться в искаженном чтении концов слов.
Это проявление нарушения согласования («сказка интересное»), управления («из –под листьях»). Это нарушения чаще встречается у детей, читающих целыми словами.

    Для таких детей важны задания, направленные на усвоение сочетаемости слов, обозначенное построение предложений.

    Полезно чтение текстов с пропущенными окончаниями у прилагательных, существительных.

    Чтение только второй половины слов: «На болоте жила цапля».

4. Ещё одно нарушение чтения - механическое чтение, проявляющееся в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Эти нарушения могут встречаться при послоговом чтении (после прочтения по слогам ребенок не может сказать слово целиком, показать соответствующую картинку, ответить на вопрос). Нарушения понимания может наблюдаться и при чтении целыми словами.

Обусловлено ограниченностью словарного запаса, нечеткостью представлений о синтаксических связях в нутрии предложений.

Полезные упражнения (на уровне слова):

    Собери слово из звуков: «к,о,н,к,и» (коньки)

    Скажи целыми словами сказанная по слогам: «На-та-ша ло-вит ба-боч-ку».

    Расшифруй слова (даны слоги в беспорядке): «шакок» (кошка).

    Раздели буквы на слова: ножфлагдроздберегзаказ

Прочитай слово, подбери к нему картинку

5. Преодолению дислексии способствует развитие психологических процессов восприятие, памяти, внимания.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

6. Тормозить скорость чтения может природный темп деятельности, если он не высок.
Он является врожденным (медлительные дети).Специально подобранные упражнения такие, как «Молния», «Буксир» и др., помогут постепенно увеличить темп чтения. (С.Н.Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении чтения»)

7. Одним из распространенных недостатков, снижающих скорость чтения, является регрессии – возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Определить это можно с помощью наблюдения за ребенком во время чтения.

    сила привычки

    кажущиеся трудности текста

    отсутствие внимания

Преодолеть данный недостаток чтения может помочь использование при чтении «окошечка»: «Окошечка» процессе чтения ведется ребенком по строке, закрывая уже прочитанный текст.

В ряде случаев дети во время чтения теряют строку , пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

8. Снижать скорость чтения может недостаточное артикуляторное подвижность речевого аппарата.

Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух уже прочитанные глазами слова. У таких детей велик разрыв между чтение про себя и вслух.

Для работы над артикуляцией полезные упражнения:

    Произношения сочетаний гласных, согласных: «аоуыиэ», « аыоуэи», « зсжш»

    Проговаривание сочетаний слогов: « фе-фэ-фё»

    Чтение чистого ворок: «жа-жа-жа-есть иголки у ежа»

    Заучивание скороговорок

Следовательно, нарушения чтения является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразные и сложные причины. И только после выявления и устранения этих причин у конкретного ребенка можно работать над развитием скорости чтения.

Литература.

    Юделевич Я.Г, Юделевич А.Я. « Как научить ребенка говорить правильно и красиво».

    ОмороковаМ. И «Преодоления трудностей. Из опыта обучения чтению»

    Дмитриева Т.И « Речевая мозаика»

    Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное»

    Костромина С.Н. « как преодолеть трудности в обучении чтению».

Преодоление трудности в обучении чтению.

Вопрос, как научит детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подхо дов в обучении. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалось группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Прежде всего, необходимо выяснить исходные причины трудностей . И только выяснив это, можно определить, какую помощь ему необходимо оказать.

Основные причины, тормозящие развитие навыка чтения:

    Природный темп чтения.

Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течении длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психологические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения, у этих ребят. К таким упражнениям относятся:

    1. Многократное чтение.

Взрослый читает текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в тече ние одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которо го он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

    1. Молния.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренный режим осущест вляется по команде «Молния».

    1. Буксир.

Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановившись на каком-либо слове можно попросить ребенка показать в тексте место остановки.

    Регрессии.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Некоторые дети незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него потребуется лист плотной бумаги, в котором нужно вырезать небольшое окошечко.

С правого края прямоугольника вырезать небольшое отверстие – «окошеч ко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно 3-4 буквы.

10 см


5 см

При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

    Уровень организации внимания.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человече ской деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяют эффективность, результативность выполняемой работы. Свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассевается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания уча щихся и развития умения сосредотачиваться. Степень сосредоточенности внима ния – это показатель, влияющий не технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.

Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной деятельности, для активного мышления. Внимание в большой мере опре деляет ход и результаты учебных действий. Оно содействует быстрому включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Именно поэтому в каждый урок я включаю упражнения на развитие внимания.

    Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ СТПЦГВДК

КПТНСД ДПВ БМДРКЛФ

По сигналу «Внимание» показать карточку не более 2 секунд. Ребенок должен прочесть ее и записать.

    Упражнение для развития внимания и зрительной памяти. Нарисовать на листке бумаги картинку, которую показывать в течение 3 секунд. Дети зарисовы вают увиденное.

    «Муха» – игра, позволяющая долго держать внимание сосредоточенным. Лист бумаги разлинован на 9 клеток.

Ведущий, начинает «передвигать муху», то есть он говорит «вверх» или «влево вниз». В какой-то момент ведущий выводит муху за поле. Как только муха вышла за поле, игроки хлопают в ладоши. В конце игры дети показывают точкой, в какой клетке оказалась муха.

    «Найти слова». Закрасить клетки с теми буквами, из которых состоят спрятанные слова.

    «Найти спрятанное слово». Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

    БСОЛНЦЕТИРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА

    1. Самооценка.

    Все более очевидным становиться тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успе ваемость. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умст венной или физической неполноценности, а скорее результатом и представления ми о себе как о неспособных к серьезному учению. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в себе, своих способностях, в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным – далеко не одно и тоже, самосознание учащихся становиться настолько определяющим для их бы тия, что это различие теряет смысл. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведении учителей.

    Низкая самооценка характерна для детей с плохо развитым навыком чтения. Нелюбовь к чтению обычно порождена теми трудностями, которые приходятся преодолевать ребенку, овладевая техникой чтения. Неудачи подвигают ребенка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности.

    Такие дети убедили себя в том, что неспособны к чтению. Они избегают за дания, связанные с чтением. С их точки зрения лучше не читать вообще, чем читать плохо; лучше отказаться от попыток улучшить навыки чтения, тем стать предметом насмешек и критики.

    Чтобы преодолеть эти трудности, я руководствовалась следующими принципами:

      Уделять внимание всем учащимся. Это необходимо в большой степени тем детям, у которых занижена самооценка.

      Личный контакт с каждым учащимся: прямой контакт глаз, физическое прикосновение Психологи утверждают, что дети лишенные ласковых прикосновений от значимых для них взрослых, растут неуверенными в себе, часто терпят неудачи. Для ученика младших классов учитель является значимым взрослым.

      Хвалить учащегося «один на один», если результаты средние или слабые;

      Похвалить перед другими, если явные хорошие результаты явились следствием упорных занятий.

    В результате применения этих принципов концентрируется внимание учителя на эмоциональном состоянии ребенка, в частности, на его представлении о себе.

    Кроме описанных выше, я провожу следующие упражнения, направленные на улучшения качественных показателей чтения учащихся.

    1. Какая буква, слог, слово лишнее?

    а, у, р, о, ы

    ма, ра, ла, ны, са

    река, речка, ручей, ручка, ручеек.

      Что общего в словах, чем они отличаются?

    ЛОМ – ТОМ – ДОМ – ДЫМ

    МЕЛ – МЕЛЬ

      Собери слово из букв:

    БЕЛХ

    НИКЙЧА

      Артикуляционная гимнастика

      спортсмен бежит по стадиону (рот закрыт, 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 секунд против часовой стрелки);

      уколы (рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек);

      гусенок (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе влево, впра во);

      часы (12 часов – язычок высунут, поднят кверху; 6 часов – язычок высу нут, опущен вниз и т.д.).

      упражнения по постановке дыхания. Вдох и на выдохе: каша – Маша – Саша – Паша – Даша – наша. Задача упражнения – удерживать дыхание до тех пор, пока не кончится строка.

      1. Проговаривание скороговорок.

    При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

      сжимать пальцы в кулачки;

      загибать поочередно пальцы;

      стучать ладонью по столу.

      1. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать:

      назови одним словом: чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

      раздели слова на группы: заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец;

      к выделенному слову подобрать нужные по смыслу:

    ТРАВЫ: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница;

    НАСЕКОМЫЕ: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

      пятый лишний: шляпа, волосы, глаза, нос, уши;

      к слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: ПЕНИЕ (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

      «Хлоп – хлоп». Цель – обучение звуковому анализу. Если в слове есть звук [г], хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове есть звук [к] – хлопнуть 2 раза: КОРОВА, ГОРА, НОРКА, СУК, РУКА, ДОГНАЛ, ДОГОРА

      «Играем в слова».

      1. придумать слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

        какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» ) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

      «Длиннее – короче». Нужно сравнить слова, а не вещи. Слова для сравнения: СТОЛ – СТОЛИК, УСИКИ – УСЫ; ПЕС – СОБАКА; ХВОСТ – ХВОСТИК.

      «Слова – приятели». Упражнение на синонимы. Какое слово лишнее, не подходит к другим сло вам? Почему?

    ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;

    ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ;

    СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ;

    КРЕПКИЙ, ДАЛЕКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ.

      «Слова – неприятели». Упражнение на антонимы. Задание: скажи наоборот:

    ХОЛОДНЫЙ ЧИСТЫЙ ТВЕРДЫЙ ПОДНЯТЬ

    ВРАГ РАДОСТНО ВЕРХ ПРОИГРАТЬ

    Результативность проводимой работы высока:

      В среднем скорость чтения увеличивается в 1,2-2 раза.

      Дети начинают замечать свои ошибки при написании слов, становится меньше ошибок при чтении .

      Дети стали более самостоятельными .

    Литература

      Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Прометей,1999г.

      Бурименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: 1993г.

      Джежелей О.В. Помогайка. М: 1994г.

      Костролина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: 1999г.

      Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Знание, 1974г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры