Когда была написана картина после дождя. «Описание по картине А

Главная / Бывшие

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

Сочинение по картине «После дождя» входит в школьную программу. Обычно с этим заданием сталкиваются учащиеся шестого или седьмого класса. Нежный пейзаж и освеженная после дождя терраса вызывают у зрителя самые различные эмоции.

Автор полотна

Это изображение оставил для нас Картина «После дождя», сочинение по которой вам предстоит писать, запечатлела самое обычное состояние природы.

Но прежде чем приступить к работе над самим полотном, стоит пару слов сказать о самом творце.

Александр Михайлович Герасимов получил известность в первой половине прошлого века. Мало того, что он был очень талантлив от природы, он к тому же имел профессиональное художественное образование. Помимо этого, он окончил также архитектурный факультет и всецело отдался любимому делу - творчеству.

Сам он считал себя мастером портрета, но не раз обращался и к пейзажу.

Широкую известность он получил после того, как написал портреты известных русских вождей - Ленина и Сталина.

Александр Михайлович занимал довольно крупные посты в сфере искусства и имел большое влияние. В течение жизни был награжден многими наградами.

Сюжет

После краткой биографии художника стоит приступить к анализу сюжета полотна. Сочинение-описание картины (Герасимов) «После дождя» обязательно должно включить этот пункт.

Что же необычного мы видим на этом изображении? Ответ прост: ничего особенного. Художник запечатлел зеленый сад и веранду после только что прошедшего дождя. Возможно, это терраса его собственного загородного дома. Впечатленный увиденным, художник решил немедля описать красоту и в то же время простоту природы.

Вокруг все зелено и свежо. Чувствуется даже, насколько приятен и влажен воздух после летнего ливня. Цветовая гамма также будет включена в сочинение по картине «После дождя».

Она очень насыщенная и сочная. В какой-то момент зрителю может показаться, что перед ним не картина, а качественная фотография, настолько все правдоподобно и чудесно изображено. Скамейка и пол, словно лакированные, блестят от воды. Видно, что дождь прошел совсем недавно, и влага еще не успела испариться. Вероятно, он был очень сильный, поскольку вся терраса залита водой.

Задний план

Сочинение-описание картины А.М. Герасимова «После дождя» начнем с анализа дальних объектов. Первое, что бросается в глаза, - зеленый сад. Наверное, на полотне изображен май или июнь, поскольку деревья в полном цвету. В самой гуще зеленой листвы виднеется какое-то небольшое строение. Можно предположить, что это на которой загородные жители завтракают или обедают на свежем воздухе. Или это сарай, в котором хранятся необходимые для ухода за садом инструменты. А может быть, это банька? Мы точно не знаем. Но этот объект очень удачно вписан в общую атмосферу картины.

Трава очень яркая, сочная, нежно-зеленая. По такой приятно пробежаться даже после того, как прошел дождь.

На полотне виднеется фрагмент неба. Оно еще серое, но уже начинает светлеть. Кажется, что солнечные лучи во что бы то ни стало хотят пробиться из-за туч.

Вся природа будто воспряла ото сна, разбуженная теплым ливнем.

Передний план

Что сначала должно содержать сочинение-описание картины? Герасимов «После дождя» писал, скорее всего, с натуры, настолько детально очерчены предметы первого плана.

Здесь речь пойдет о самой террасе. Возникает ощущение, что ее начисто намыли. Все блестит настолько, что в отражении пола можно увидеть перила и ножки стола. На скамье мы видим отражение солнечных лучей, что создает эффект блеска. Слева от нее столик на красивых резных ножках. Несомненно, этот предмет мебели - качественная ручная работа. Он тоже весь в бликах.

Художнику удалось настолько мастерски изобразить состояние природы после дождя, что зрителю может показаться, что он находится совсем рядом с местом событий и наблюдает за происходящим.

Сочинение по картине «После дождя» включает в себя информацию о том, что оттенки цветов на переднем плане использованы более темные, чем на заднем. Вероятно, свой мольберт Александр Михайлович расположил в центре веранды, чтобы целиком охватить прекрасный вид. Таким образом, на полотне переплетаются элементы природы и человеческого быта.

Удивительно, как художник смог передать не только красоту самого момента, но свое настроение: радостное, удивленное.

Центральные образы

Самым главным объектом этой картины является стол и то, что находится на нем.

Сочинение-описание картины «После дождя» обязательно должно отразить, насколько точно автору удалось передать момент после природной стихии. Мы видим, что стоявший на столе стакан упал. Возможно, совсем недавно кто-то пил из него воду. Но сейчас под воздействием ветра и ливня он упал. Стол залит водой, и неясно точно: разлилась ли она из стакана или же это произошло из-за дождя. Слева от стакана ваза с цветами. Красные, розовые, белые, они ярким пятном выделяются на картине. Вероятно, ливень был настолько сильным, что лепесткипионов осыпались на стол.

Разумеется, после такой стихии не присядешь на мокрую скамейку и за такой влажный стол. Но, тем не менее, нет неприятного ощущения сырости. Воздух пропитан приятной и свежей влагой. Так и хочется поглубже вдохнуть, чтобы почувствовать тот же аромат, который чувствовал в тот момент сам Герасимов. Картина «После дождя», сочинение по которой необходимо написать, передает легкое и чудное состояние природы.

Итог

Это полотно вряд ли оставит кого-то равнодушным. На данный момент оно хранится в Третьяковской галерее, поэтому всякий желающий может посмотреть его оригинал.

Кажется, что художник, увидев такую изумительную картину природы, незамедлительно схватил свой мольберт и краски, чтобы не упустить ни единой детали. Сам творец считал это произведение искусства одной из своих самых лучших работ. И с этим нельзя поспорить.

После внимательного изучения этого пейзажа вы без труда справитесь с задачей и напишете сочинение по картине «После дождя», поскольку она производит неизгладимое впечатление на каждого зрителя.

История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А. М. Герасимова.

Автор картины, описание которой здесь представлено, Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Считается одним из выдающихся советских художников. Являлся Первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957), Академиком АХ СССР. В 1943 году ему было присуждено почётное звание Народного художника СССР. Стал Лауреатом четырёх Сталинских премий. Написал немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. Его работы находятся в таких крупных музеях, как Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Одной из работ художника, которая заслуживает особого внимания, является картина «После дождя».

Картина «После дождя» была написана в 1935 году. Также имеет название «Мокрая терраса». Холст, масло. Размеры: 78 х 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

К моменту создания картины Александр Герасимов уже считался одним из ярчайших представителей соцреализма. Он писал портреты советских руководителей, среди которых были Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Картина, которая несколько отличается от соцреализма, была написана во время отдыха художника в родном городе Козлове. О том, как происходило создание картины, позже рассказала сестра живописца. По её словам, Александр Михайлович был потрясён видом их беседки и сада после обильного дождя. Вода была буквально везде, она сверкала «создавая необычайный живописный аккорд», а природа благоухала свежестью. Художник просто не мог пройти мимо такого зрелища, и создал картину, которая впоследствии поразила всех любителей и ценителей живописи.

Задумав написать данную картину, Александр закричал своему помощнику: «Митя, скорее палитру!». В итоге картина была написана за три часа. Работа, которая была написана на одном дыхании, буквально дышит свежестью, радует глаз своей натуральностью и простотой. Многие из нас неоднократно видели нечто подобное после дождя, но за массой дел и мыслей зачастую просто не обращали внимания, насколько красива бывает обновлённая природа после обычного дождя. Глядя на картину этого художника, понимаешь, как много прекрасного в таком обычном явлении, которое талантливый живописец передал при помощи быстрой зарисовки небольшого уголка беседки и окружающего его сада.

Солнце, которое пробивается сквозь тучи, делает лужи на досках террасы по-настоящему чарующими. Они блестят и переливаются разными оттенками. На столике мы можем увидеть вазу с цветами, стакан, который был опрокинут ливнем или ветром, который ещё больше создаёт ощущение прошедшей непогоды, прилипшие к столу лепестки. На заднем плане видны деревья сада. Ветви деревьев прогнулись от влаги, которая скопилась на листьях. За деревьями можно увидеть часть дома или хозяйственной постройки. Благодаря тому, что А. М. Герасимов создал картину очень быстро, на одном дыхании, будучи поражённым и вдохновлённым неожиданным преображением природы, в картине он смог запечатлеть не просто внешний вид окружения после дождя, но и свои ощущения и эмоции от увиденной красоты.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов руководителей первых лиц государства, в том числе Ленина и Сталина, представителей большевистской, коммунистической интеллигенции. Запечатлел он и важнейшие события в жизни страны - запуск станции метрополитена, круглую дату празднования Октябрьской революции. Многократный лауреат награжденный медалями и орденами, в том числе заслуженный деятель искусств, Первый президент Академии художеств, Александр Михайлович в то же время главными в своем творчестве считал не эти работы. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

«Мокрая терраса»

Это картина Герасимова «После дождя», второе название которой - «Мокрая терраса». Она известна каждому школьнику вот уже которого поколения, включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Репродукции с полотна помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов (разной редакции). Сама же картина Герасимова «После дождя» находится в одном из выставочных Написана она маслом на холсте, размер произведения небольшой - 78 на 85 см. Перед полотном неизменно толпятся зрители, внимательно вглядываются в детали, изучают, любуются, впитывают в себя.

Лучшее творение

В советской живописи, особенно первой половины 20 века, насчитывается совсем немного работ такого типа, как картина Герасимова «После дождя». Тонкий лиризм, удивительно точная передача поэтически чистой, свежей атмосферы летней природы, омытой дождем, сочный колорит, особая энергетика - все это делает работу художника совершенно особенной. Недаром мастер ее и только ее считал лучшим своим творением. Время подтвердило расстановку приоритетов. Конечно, яркий талант автора наглядно демонстрируется и в других его работах. Но именно картина Герасимова «После дождя» пережила идеологические бури и споры и оказалась вне времени, вне политизации искусства, доказав свою настоящую эстетическую ценность.

Создание шедевра

Давайте перенесемся в далекий 1935 год. Что происходит в это время в СССР? Во-первых, 7 Съезд Советов, знаменательный важными государственными решениями. Съезд ударников-колхозников, на котором трудовое крестьянство рапортует правительству о верности выбранному курсу. Начинается движение ткачей-многостаночников. Осуществляется запуск первой линии московского метро. Находясь в самой гуще событий, Герасимов откликается на них ярким, самобытным творчеством. К 1935 году он выдвигается в первые ряды лучших мастеров социалистической живописи. Однако все явственнее чувствует художник некий душевный надлом, усталость и желание забросить все и уехать на родину, в далекий провинциальный городок Козлов, что на Тамбовщине - отдохнуть.

Там и была написана картина Герасимова «После дождя». История создания шедевра дошла до нас в воспоминаниях его сестры. Художник был восхищен совершенно преображенным после сильнейшего ливня садом, мокрой террасой, сверкающей, словно зеркало, необыкновенной свежестью и благоуханием воздуха, самой необычной атмосферой, царящей в природе. В лихорадочном нетерпении взявшись за палитру, Александр Михайлович на одном дыхании, всего лишь за 3 часа написал полотно, которое вошло в золотой фонд русской и советской пейзажной живописи.

Приступая к анализу произведения (элемент урока)

Как уже говорилось, в школьном курсе разбирается картина Герасимова «После дождя». Сочинение по ней помогает развить навыки связной письменной речи, творческие способности учащихся, способствует формированию эстетического вкуса, тонкого восприятия природы. Давайте и мы приобщимся к замечательному полотну. В каком году была написана картина Герасимова «После дождя», мы уже знаем, - в 1935-м, летом. На переднем плане мы видим террасы. Она ослепительно блестит, словно тщательно отполирована и покрыта лаком. Только-только закончился сильнейший летний ливень. Природа еще не успела прийти в себя, вся встревожена и взъерошена, и последние капли еще нет-нет да и срываются с гулким стуком на деревянные половицы. Темно-коричневые, со стоящими лужами, они отражают как зеркало каждый предмет. Пробивающееся солнышко оставляет на полу свои теплые золотистые отблески.

Передний план

Чем Герасимова «После дождя»? Описание полотна сложно делать по частям, фрагментам. Потрясающее впечатление оказывает оно на зрителя целиком. Каждая деталь работы Герасимова значима и гармонична. Вот перила и скамейка. Ближе к внутренней части веранды они темнее, так как эта часть террасы освещена меньше. А вот там, куда попадает еще редкое солнышко, все больше золотистых бликов, и сам цвет дерева теплых, желто-коричневых оттенков.

Слева от зрителя на террасе стоит стол на изящных резных ножках. Фигурная столешница, темная сама по себе, кажется совсем черной оттого, что древесина мокрая. Как и все вокруг, она зеркально сверкает, отражая и перевернутый стакан, и кувшин с букетом, и все больше светлеющее после грозы небо. Зачем понадобился художнику этот предмет мебели? Он органично вписывается в окружающую обстановку, без него терраса была бы пустой, создавала впечатление необжитой, неуютной. Стол вносит в картину намек на дружную семью, гостеприимные чаепития, радостную, сердечную атмосферу. Стеклянный стакан, перевернутый вихрем и чудом не упавший, говорит о том, какими сильными были ветер и ливень. Об этом же намекают растрепанные цветы в букете, рассыпанные лепестки. Белые, красные и розовые розы выглядят особенно трогательно и беззащитно. Зато мы можем представить себе, как сладко и нежно пахнут они сейчас, омытые дождем. Необыкновенно поэтично выглядит этот кувшин и розы в нем.

Задний план картины

А за пределами террасы шумит и буйствует сад. С мокрой листвы еще крупными бусинами скатываются дождевые капли. Она чистая, темно-зеленая, яркая, свежая, какой бывает только после освежающего ливня. Глядя на картину, начинаешь очень отчетливо ощущать пьянящий запах мокрой зелени и нагретой солнцем земли, цветов из сада и еще чего-то очень родного, близкого, дорогого, за что мы и любим природу. За деревьями видна крыша сарая, в просветах ветвей - белеющее, светлеющее после грозовья небо. Легкость, просветление, радость бытия чувствуем мы, любуясь замечательным произведением Герасимова. И учимся быть внимательными к природе, любить ее, замечать удивительную прелесть.

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Цветы, стоящие в вазе на столе, слегка наклонены. Видимо ливень был сильный и побил букет, на столе лежат опавшие лепестки. Стакан, возможно, опрокинуло силой поднявшегося ветра.

На заднем плане зеленый, летний фон красивого сада. А сквозь деревья уже светит яркое солнце. Листья деревьев блестят от капель дождевой воды. Вообще, глядя на картину, идёт ощущение свежести и прохлады.

На первом фоне темный резной стол, который придает картине контраст. Всё сделано из натурального дерева: прям чувствуется запах мокрой древесины. Дождь смыл всю пыль и грязь, которая скопилась за знойные летние деньки. Чистота и красота.

Также можно задуматься о том, что до ливня здесь тихо и мирно сидели родственники. Они не спеша попивали чай, что-то обсуждали, кто-то читал интересную книгу. И вот, резко, начался проливной дождь, поднялся ветер, и им пришлось быстро забежать в дом. Терраса защищена крышей, но видимо непогода была настолько сильной, что её всю залило водой.

Картина «После дождя» сильно впечатляет. Здесь идет сочетание пейзажа и натюрморта. Такое сочетания не часто используют художники. Герасимов прекрасно справился с этой задачей. Ему удалось передать до мельчайших деталей весь прекрасный пейзаж, открывшийся его взору после дождя. Он точно передал на картине эффект воды, её отблесков и отражений. Автору удалось передать и своё настроение при написании картины: восторг, от увиденной красоты, и вдохновление. Прям представляешь как он схватил холст, мольберт, краски, уселся в глубине террасы и принялся писать картину. Говорят, что написал он её очень быстро и больше не подправлял и не переделывал.

Да, картина очень воодушевляет, ведь взгляд первым делом падает на свет от солнца. И только потом перемещается на передний фон. От неё веет чистотой, свежестью, прохладой. Как будто ощущаешь жару, которая была до ливня. И вот оно облегчение от очищенного, увлажненного воздуха, который набираешь полной грудью.

Художник написал большое количество картин, но именно эта всегда оставалась его самой любимой, и, как он считал, лучшей.

Сочинение по картине После дождя Герасимова

На написание полотна «После дождя» Александра Михайловича, натолкнуло, скорее всего, его детство, которое он провел в маленьком городке со степным климатом. Родная природа была словно муза для творца полотен. А данная картина автобиографическая, ведь были времена, когда Герасимов действительно отдыхал на данной террасе, возможно, пил ароматный чай, укутавшись в теплый плед. И вот все свои воспоминания и впечатления он решил перенести на холст, показать многим как бывает, красива природа, показать то, что неважно какая погода на улице, главное то, как ты на нее смотришь.

Глядя на полотно можно увидеть, что дождь вот только что закончился. Тучи с неба уплыли, и небо посветлело, сквозь зеленые ветви начинают пробиваться яркие лучи солнышка. Эти лучи словно пытаются безмолвно сказать зрителю о том, что после любой непогоды наступает тепло и свет. Но, не смотря на это, зритель еще может увидеть последствия дождя. Терраса, сделанная из дерева, вся покрыта прозрачным слоем дождевой воды, который после себя оставило небо.

Влага, она везде: на стуле, столе, деревьях, с веток которых спадают капельки словно бриллиант. Создается впечатление, что природа во время дождя разыгралась серьезно, ведь стакан, стоявший возле вазы, с прекрасными цветами не устоял, он одиноко лежит на массивном столе. В голове невольно возникает мысль, что все это похоже на жизнь: кто-то сильнее и уверенно держится, а кто-то сдается при первой же проблеме.

Солнышко на полотне выигрывает у серости. Его лучики нежно щекочут листья деревьев, скачут по крышам соседних домов и пробиваются на саму террасу. Воздух словно пропитан возрождением и скорыми переменами. На полотне мы видим, что это был лишь сильный дождь – ливень. Но художник смог это передать так роскошно, с такой тонкостью и идеальностью, что невозможно оторвать взгляд от данного полотна, кажется, что не мог человек создать такую красоту!

Насколько четко и красиво художник передал насыщенность красок, как красиво написано отражение.

При виде данного полотна, кажется, чувствуется легкое свежее дуновение летнего ветерка, слышишь, как падают капли с деревьев и крыш домов, чувствуешь, как благоухают цветы в вазе и трава во дворе. Полотно словно кричит о красоте, которую мы порой не замечаем!

Описание 3

Произведение открывает перед нами картину удивительную и в то же время обычную. Кто не видел природы после дождя, кто не видел мокрых панелей, мокрого дерева и луж? Автор картины не только это увидел, но смог передать всю прелесть и манящую красоту этого природного явления.

Мы видим мокрую от дождя террасу, но самого дождя уже нет. Появляется солнышко сквозь затянутое тучами небо, отчего все предметы вокруг начинают светиться серебром и теплом. Видно, что терраса уже не новая, - доски на полу неровные, их цвет говорит о том, что этому дереву уже много лет. Тем не менее под каплями дождя терраса выглядит обновленной, чистой, свежей и мокрой. Под лучами солнца на мокрых поверхностях отражаются перила, скамейка, стройные ножки стола.

Черный лакированный стол тоже не выглядит новым, но капли дождя придали ему блеска. На столе стоит прозрачный графин с цветами, на них тоже попал дождь, он сбил несколько лепестков, которые теперь лежат на поверхности стола, придавая картине естественность. Рядом с графином лежит прозрачный стакан, который, возможно, опрокинул ветер перед начинающейся бурей и грозой.

За пределами террасы расположен сад, по листве деревьев можно определить, что это яблони. На них еще не видно яблок, но и цветов уже нет, а потому можно сказать, что это раннее лето или поздняя весна, - время, когда грозы и дожди особенно частые, быстрые и сильные. Листья деревьев напитались влагой, набухли и потяжелели, с них свисают капельки оставшейся воды. По тому, как расположены листочки мы можем определить, что ветра на улице нет.

Вдали виднеются мокрые крыши небольших строений, листва скрывает их отчасти, поэтому сложно определить, - дома это или сарайчики, или, быть может, деревенские баньки. Картина выглядит очень гармонично и притягательно, смотря на нее, чувствуешь свежий чистый воздух, запах мокрых деревьев и листьев, аромат пропитавшихся дождем старых досок террасы.

Описание настроения картины После дождя мокрая терраса


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода для 4 класса

    Знаменитый художник Исаак Ильич Левитан родом из Литвы. Совсем в юношеском возрасте он лишился матери. И, к большому сожалению,спустя время, болезнь одолевает и отца Левитана. Семья жила очень бедно. В 1877 году умер отец

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры