Легенды о происхождении человечества. обзор

Главная / Бывшие

Животные с древних времен считались спутниками человека: они давали пищу, защищали, были друзьями или, наоборот, наводили своим видом ужас. У каждого...

В некоторых древних племенах существовал тотем - животное, от которого велось происхождение племени. Считалось, например, что родоначальником данного племени был крокодил или медведь. Подобные тотемы существовали среди индейских племен и в африканских родовых общинах. До наших дней сохранились некоторые предания, связанные с происхождением первого человека от какого-нибудь животного.

Так, в Китае были уверены, что предком человека является обезьяна - это так близко к теории происхождения человека, обоснованной Дарвином. На Тибете сохранилась древняя легенда, в которой рассказывается об обезьяне, сидящей на вершине горы и занимающейся самосозерцанием. В эту обезьяну влюбилась ведьма гор. Она превратилась в прекрасное существо и спустилась к обезьяне. Но обезьяна не заметила красоты ведьмы и осталась к ней равнодушна. Долго плакала ведьма, стоя у хижины обезьяны, и наконец они поженились. У них появилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками шести племен, расселившихся по Тибету.

Индейцы и австралийцы называли свои племена по имени тотема: род Волка или род Ящерицы и даже род Улитки. Все они почитали это животное своим богом. Охота на него была конечно же запрещена, и того, кто осмеливался нарушить этот запрет, подвергали жестоким пыткам или изгоняли с позором из племени.

У многих восточных народов бык и корова - священные животные. В современной Индии до сих пор поклоняются этому существу, и неудивительно:

корова дает молоко, сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты.

Особенно почитали корову и быка в Древнем Египте: ее молоко было не просто жидкостью, заменяющей воду, но нектаром, посланным людям богами. Быков и коров оберегали и чтили, а убийство это-

го священного животного приравнивалось к самому страшному преступлению.

В Древнем Египте казнили и за убийство кошки, даже если это произошло случайно. До сих пор сохранилась пословица: "Кто кошку убил, тому семь лет счастья не будет". Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.

И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся.

В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими.

Черные кошки, по мнению отцов церкви, были напрямую связаны с дьяволом, с колдунами и ведьмами. Несчастных животных судили и приговаривали к смертной казни только за то, что те могли стать невольными свидетелями какого-то происшествия. Бедных кошек сжигали на кострах вместе с их хозяевами, которых обвиняли в колдовстве и других еретических действиях.

Судили не только кошек, но и собак, лошадей, тараканов, муравьев и даже мух. Так, один средневековый священник отлучил муху от церкви и наложил на нее проклятие за то, что та не желала вылетать из церкви и назойливо жужжала у него над ухом. Но, к счастью, вся эта средневековая травля кошек да и некоторых других животных осталась в прошлом.

Много примет было связано с черной кошкой. Если черная кошка перебежит человеку дорогу, с ним обязательно случится что-то неприятное. Конечно же, сохранились и в наше время некоторые приметы, связанные с недобрым влиянием на человека какого-нибудь существа, но в основном люди убеждены, что животные все-таки скорее помощники и приносят удачу, чем наоборот.

У многих народов существуют поверья, что не только живое животное способно принести удачу, но и его останки. Так, англичане полагали, что зуб барсука гарантирует везение в карточной игре, поэтому барсучий зуб был талисманом многих картежников, виновных в гибели тысяч этих милых существ. Славянские народности также приписывали барсуку свойство приносить удачу, но для талисмана использовали не зуб, а барсучью шерсть. Считалось, что все начальственные особы будут к тебе благо-

склонны, если носить при себе барсучью шерсть. У норвежцев бытует мнение, что коготь выпи, продетый в петлицу костюма, сделает любого ловким стрелком и удачливым охотником.

Змеи во многих странах и по сей день занимают особое положение в поверьях. Влияние змеиных зубов и кожи зависит от вида змеи - ядовитая она или нет, а также от того, какой змее поклоняется именно этот род, племя или народ.

Англичане полагают, что змеиная кожа, подвешенная над камином, приносит удачу всей семье, является залогом ее благополучия и процветания. Талисман из кожи гадюки надо делать собственноручно - только тогда он будет приносить удачу.

В некоторых африканских племенах юноша, увидев змею сразу после посвящения в мужчины, должен изготовить из ее кожи талисман, который сделает его удачливым и непобедимым в схватке с любым врагом, даже если тот будет намного превосходить его в ловкости и силе.

Славянские народности по-разному относятся к разным змеям: убийство гадюки может принести много несчастий, поэтому человек не должен посягать на ее жизнь. А вот если увидеть голубую змейку, она укажет место клада.

Ирландцы верят, что паучок, спрятанный в кармане, поможет человеку приобрести богатство. На английском языке этот паучок так и называется - "денежный паучок".

Древние греки и римляне любили носить при себе талисманы в виде фигурок животных, полагая, что так они склоняют богов к себе, поскольку каждого бога символизировало определенное животное. Например, Зевс олицетворялся с быком. Юпитер - с орлом, Гера - с павлином, Нептун - с лошадьми, а Афродита - с голубем. В христианской религии голубь является Божьим вестником на земле.

У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Эти животные как раз и оберегали человека от нечисти. Из всего этого можно заключить, что во все времена у всех народов были свои животные-талисманы.


Появление первых верований в существование сверхъестественных сил было обусловлено наличием у человека страха перед силами живой и неживой природы. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами.

Изучая религии древних народов, можно убедиться, что практически все первобытные люди так или иначе отождествляли сверхъестественные силы с животными, и даже в можно увидеть отголоски культа животных. К примеру, всем христианам известны такие выражения, как "голубь мира" и "коварный змей-искуситель", а единственными животными, которые могут беспрепятственно не только входить в мечети, но и даже спать там во время молитвы, являются кошки.

Роль животных в различных религиях и верованиях

Существует два основных толкования слова "культ", и если первое значение этого слова звучит как "включающее в себя обряды религиозное служение божеству", то второе толкование понятия культа в религии гораздо шире - оно обозначает поклонение, почитание и обожествление чего-либо или кого-либо. И если рассматривать культ животных именно с точки зрения второго толкования понятия "культ", то становится очевидным, что во всех верованиях племен и народов, проживающих во всех уголках земного шара, присутствовало поклонение либо почитание различных животных.

Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

1. Тотемизм - вера в , племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

2. Космогонические верования , в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

Культы различных животных в разных уголках мира

Наверное, нет такого вида животного, которого хотя бы один раз не отождествляли с каким-либо божеством или со сверхъестественными силами (к примеру, в Египте священными считались навозные жуки, а ранние христиане представляли одного из демонов, Вельзевула, в образе огромной мухи), однако культы некоторых животных одновременно встречаются в верованиях сразу нескольких племен и народов, которые не имели между собой никаких связей. Поэтому можно выделить наиболее значимые культы животных, которые присутствовали в верованиях сразу нескольких народов и в свое время оказали влияние на формирование более поздних религий. Этими наиболее значимыми культами являются:

Издавна люди приписывали животным семейства кошачьих сверхспособности, и в частности - способность видеть мир теней, поэтому этих животных считали священными и поклонялись им. Наиболее известным является культ кошки , так как египтяне отождествляли кошек с богиней Баст, которая считалась богиней семьи, радости и плодородия. В Египетском царстве кошки жили при храмах, а богатые египтяне могли содержать в своем доме сразу несколько животных, так как считали, что благодаря кошкам в семье будет много детей. Культ кошек в древнем Египте расцвел в период Нового царства, и в это время у египтян была традиция мумифицировать тела кошек, живших и умерших при храме, причем некоторые из таких мумий сохранились и по сей день.

Однако почитание кошек имело место не только в древнем Египте - многие древние народы, жившие на территории современной центральной и западной Европы, считали, что кошки могут видеть духов, домовых и призраков, поэтому, к примеру, практически в каждом доме древних славян жила кошка. С этого верования и берет начало традиция в новый дом первой запускать кошку, а также мнение о том, что "энергетически" наилучшее место в доме именно там, где . Японцы также во все времена уважали этих животных, и в городе Кагосима есть даже Храм Кошек.

Культ медведя присутствовал в верованиях древних греков, финнов, а также в верованиях народов Сибири и народов древней Японии. Истоки этого культа можно увидеть еще в истории древних людей, живших в период палеолита. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что неандертальцы, жившие на территории современной Швейцарии и Словении, поклонялись медведям, как божествам, и считали остатки медведей священными, поэтому сохраняли их, разложив особым образом, в тех пещерах, которые служили местом для проведения культовых ритуалов.

Народы Сибири считали медведей своими покровителями и тотемными животными, поэтому в некоторых этносов, проживавших на Алтае и в средней Сибири, был даже такой праздник - День Медведя, в который шаманы проводили определенные ритуалы, пытаясь задобрить этого грозного жителя тайги и получить у него покровительство и помощь в охоте. А в мифологии некоторых народов, в частности, в мифах нивхов, во многих сюжетах указывается, что медведи являются живыми воплощениями предков. Древние японцы (народность айны) считали, что их главное божество выглядит как огромный медведь, поэтому на некоторых островах японского архипелага на протяжении многих столетий из года в год проводили церемонию Иёмантэ - жертвоприношение медведя (окончательно эта церемония была запрещена только в 2007 году).

Культ волка.

Культ волка был одним из самых распространенных культов животных в первобытно-общинном обществе. Именно волка считали своим тотемом некоторые племена древних кельтов, германцев, греков, индусов и народов Сибири и Поволжья. Особо следует отметить отношение к волкам - представители этого народа боготворили волков и считали этих животных своими покровителями и защитниками. Ярким свидетельством культа волка в древнем Риме является миф об основателях вечного города - Роме и Ремуле, братьях, выкормленных волчицей. В древнем Египте также с почетом относились к волкам и верили в их божественную суть, поэтому во времена Среднего и Нового царства Анубиса, одного из верховных египетских богов, изображали с головой волка.

В культуре и веровании тюрков культ волка был одним из ключевых, так как многие тюркские мифы основаны на том, что все люди произошли от Небесного Волка, а также волки являются покровителями людей. Тюрки были уверены, что многие черты человеческой натуры, такие как эмоциональность, агрессивность, мобильность и , были унаследованы людьми от волков. Именно наличием культа волка у тюрков объясняется и большое количество распространенных на территории современной Европы и Азии легенд об оборотнях и воинах, умеющих перекидываться волками.

Культ змеи .

Во все времена, начиная с древности и заканчивая современностью, люди по-особому относились к пресмыкающимся, и в частности - к змеям. Некоторые племена и народы считали змей священными животными и были уверены, что змеи олицетворяют божественную мудрость, а в других культурах змеи были практически живым воплощением зла на земле. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии - эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Во многих индусских мифах змеям отведена ключевая роль, ведь согласно сказаниям, именно на головах огромного змея Шеши держится вся земля. Также каждый человек хотя бы раз слышал индусскую легенду о нагах - наделенных магической силой бессмертных существах, которые являются наполовину людьми и наполовину змеями. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор.

Культ змеи был распространен не только в Индии - в древней Греции, в древнем Риме, в и в некоторых других государствах древнего мира также было принято почитать змей. Практически во всех архаичных культурах змей отождествлялся с круговоротом явлений, плодородием и с божественной мудростью. Позже люди стали считать змей олицетворением тьмы, зла и мира мертвых, поэтому нередко чудовищ изображали именно в виде змей. В христианской традиции змей - символ Сатаны, так как именно в виде змея Дьявол, согласно легенде, ввел в искушение Еву.

Айны (в Японии) верят, что они произошли от смеси человека с собакой. То же думают кара-киргизы, папуасы у порта Моресби и жители острова Хайнана. Короли Дании и Швеции, по преданию, произошли от девушки и медведя, монгольские князья - от девушки и волка.

Характерная особенность среднеазиатских преданий, говорит Михельсон, заключается в том, что они производят различные человеческие племена от животных. По словам Брука, приморские дайяки суеверно страшатся есть некоторых животных, в том предположении, что животные эти состоят в родстве с некоторыми из их предков, которые или были «порождены ими» или «сами породили их».

Алеуты, по словам Банкрофта, рассказывают, что мать их племени была сука, Магах. Однажды к ней явился с севера некий старец, по имени Иракдадах; результатом этого посещения было рождение на свет двух существ, одного мужского, а другого женского пола, представлявших необыкновенную смесь различных элементов природы, ибо каждое из них было полу-человек, полу-лисица.

По другому варианту, первые люди произошли от каких-то двух существ, видом похожих на человека, но с длинной шерстью на теле - что-то вроде обезьян или медведя. Вот почему является невольное предположение, что культ медведя, распространенный у алеутов, айнов и гиляков, вероятно, заменил здесь культ обезьян.

С алеутской легендой о происхождении человека сродна легенда квичесов, думающих, что человеческий род произошел от пещерной женщины и собаки, способной превращаться в красивого юношу, а также легенда дикокаменных киргизов, которые ведут свое происхождение «от красного борзого кобеля и одной царицы с ее сорока прислужницами».

У полинезийцев грехопадению людей соответствует период общего упадка и ослабления богов. При этом обращение главного бога в животное играет такую важную роль, что в этом можно видеть оправдание бессмысленного поклонения животным. На Фиджи рассказывают о боге Денге: когда он однажды смотрелся в чистый ручей, он был поражен своим безобразием. Вследствие того он принял вид змеи: «Если я останусь безобразным человеком», - говорил он себе, - меня все будут презирать, а если я сделаюсь змеей, каждый будет меня бояться и повиноваться мне».

Даже о том факте, о котором было говорено выше, что от смешения белого человека с питекантропами родилось вначале много разных уродцев, сохранилось воспоминание у древних греков. Его передает Лукреций Кар в следующем рассказе о первобытных временах: «В усилиях своих земля произвела множество уродов, странных и чудовищных форм: таковы были андрогины, двуполые и ни к одному полу не принадлежащие существа, также уроды, скрюченные так, что не в состоянии переходить по желанию. Земля создала подобных уродов, но тщетно. Природа пресекла их разрастание, и они не могли достичь цветущего возраста, находить пропитание, соединяться союзом Венеры. Множество пород исчезло, как неспособные дать потомство».

В мире издревле существовало множество народностей, почитавших и воспевавших животных как тотемных хранителей рода. Многие древние племена уверены, что ведут свое начало от стремительного орла, благородного волка, грациозной косули и других зверей. Однако существуют народы, которые, по их древним верованиям, произошли от брака человека с животным. Правильнее будет сказать - оборотнем, так как в мифических сказаниях животное, как правило, после определенных испытаний получает право стать человеком.

С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима

Медвежьи потомки

Корейцы, пожалуй, являются самой многочисленной и известной нацией, произошедшей от брака человеческого первопредка с животным. С самого детства любой кореец знает, что генеалогическое древо его семьи начинается с человека по имени Тангун.

В Корее существует миф о Тангуне, который для самих корейцев и не сказка вовсе, а вполне реальная история, доказывающая очень древнее происхождение корейской нации. Согласно мифу, бог Хванун, который жил в небесном государстве, всегда очень хотел на землю, посмотреть что там и как. Однажды, спустившись вместе с огромной свитой, он встретил тигра и медведя, которые стали уговаривать его сделать их людьми, подобно ему самому. Согласился Хванун при условии, что будут они сидеть сто дней в пещере и питаться только чесноком и полынью.

Не выдержал тигр такого испытания и вырвался из пещеры, а стойкая медведица продержалась до конца. В награду превратил ее Хванун в прекрасную девушку и женился на ней. Стали жить на горе Пэктусан и родили сына по имени Тангун, который основал корейскую нацию, став правителем в 2333 году до н.э.

Почему корейцам медведь понравился больше тигра остается загадкой.

Однако, интересен и тот факт, что в алхимии символ медведя олицетворяет первозданный хаос, который должен быть упорядочен. А корейский национальный флаг "Тхэгыкки" (флаг Великих Начал) несет в себе тот самый символ гармонии упорядоченности и хаоса «инь» и «ян». Возможно, что выбор именно медведя в качестве матери первого правителя Кореи на самом деле не случаен.

Как Тенгри и Умай создали тюрков

Современные тюрки уже давно расселились по миру и встречаются даже на разных континентах, но когда-то в глубокой древности это была более общая группа народностей, кочующих по Центральной Азии. Ныне к тюркским относятся такие народы, как азербайджанцы, казахи, узбеки, татары, турки, чуваши и многие другие.

Верховным божеством древних тюрков был Тенгри, который обладал недюженной силой, мудростью и был человеком огромного роста. Для большинства тюрков Тенгри ассоциировался со всем небом и небесными явлениями. Была у тюркских народов в почтении и богиня Умай - лебедь, которая в образе птицы поднималась в небо и общалась с Тенгри. Умай стала супругой Тенгри.

Во времена Великого океана и хаоса лебедь Умай плавала по его поверхности и ныряла глубоко, доставая со дна землю. На этой земле Умай снесла яйцо, из которого вылупился весь мир, растения, животные и люди.

В браке Тенгри и Умай снова прослеживается некая гармония мироздания. Тенгри покровительствовал небесной бесконечности, а Умай олицетворяла земную жизнь, имеющую свое начало и конец.

Волк также высоко почитался тюркскими народами. Один из мифов рассказывает о происхождении некоторых тюркских племен от сыновей, рожденных волчицей и человеческим первопредком. Легенда гласит, что в одном селении жил мальчик, род которого был истреблен врагами. Мальчик чудом остался жив и был сильно покалечен. Полуживого ребенка нашла добрая волчица, которая выходила его и вскормила своим молоком. Они убежали далеко в алтайские горы, где мальчик вырос, возмужал и в знак благодарности взял волчицу в жены. У них родились 10 сыновей, которые стали родоначальниками разных тюркских племен.

Потомки разноцветного пса в Китае

Китайские народы группы языков мяо-яо по религиозным верованиям также являются анимистами. Среди этих народов часто встречается легенда об отважном псе Паньху. В далекие времена один древнекитайский император вступил в войну с наступающим врагом.

Враг был настолько силен, что в течение долгого времени император не мог его победить и его войско несло большие потери, а народ стал голодать. Отчаявшись, император стал искать помощь везде, где только можно, пообещав за победу над врагом отдать свою дочь во владение победителю. Через некоторое время войска врага стали сами отступать, а во дворце вновь появилась придворная пропавшая собака Паньху с головой врага в зубах.

Император сдержал свое обещание и отдал свою дочь псу-победителю. Доблестный пес унес принцессу в горы на юге Китая, где в браке у них появились потомки - племена яо и мяо.

Интересно, что у этих племен до сих пор в моде украшение для головы, напоминающее уши собаки.

Считается, что шерсть собаки была пятицветной.

Еще одно медвежье племя

Медведь в фольклоре северо-американских индейцев фигура заметная и почитаемая. Еще с древних времен люди подметили схожесть медвежьих повадок с движениями человека. Таким народам, как индейцы квакиутл, проживающие на севере Канады, медведь не просто напоминал человека, а являлся для них матерью рода. Отдельные племена квакиутл верят в свое происхождение от медведицы и первопредка-мужчины.

Верования индейцев также наполнены существами, способными надевать и снимать свою "маску", становясь по своему желанию человеком, или, наоборот, животным.

Легенда о сорока девушках и собаке у древних кыргызов

По одной исторической версии термин «кыргыз» ведет свое начало из древнетюркского «кырк-кыз», что означает «сорок девушек».

Существует древняя легенда о сорока дочерях одного влиятельного хана, которые однажды отправились на прогулку. По возвращению домой, девушки обнаружили, что враги перебили всех жителей деревни, сожгли дома и разорили амбары. В живых осталась только одна красная собака. Через некоторое время пес обернулся прекрасным мужчиной, а у девушек стали рождаться дети. Так, по архаичной легенде, и появилась кыргызская нация.

Схожая легенда гласит о сорока девушках-воительницах, доблестно защищавших родной город от врагов.

В завершение хочется добавить, что отдельные племена каждого народа могли хранить свой вариант происхождения рода. С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима.

  • Вопрос 7. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия. См тетрадь
  • Вопрос 8. Потребности человека и их категории. См тетрадь
  • Вопрос 9. Понятие о среде и экологических факторах. См тетрадь
  • Вопрос 10. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • Вопрос 11. Состав и свойства биосферы. Учение Вернадского о биосфере. См тетрадь
  • Вопрос 12. Социально-экологическое взаимодействие.
  • Вопрос 13. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
  • Вопрос 14. Эпоха аграрной культуры.
  • Вопрос 15. Эпоха индустриального общества. Особенности масштабного влияния общества на природу. Развитие научных представлений.
  • Вопрос 16. Постиндустриальная эпоха. Особенности взаимодействия с природой. Экологический кризис.
  • Вопрос 17. Концепция ноосферы Вернадского. Оптимизация взаимодействия общества и природы.
  • Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.
  • Ноосфера и развитие общества.
  • Вопрос 18. Глобальные социально-экологические проблемы. Парниковый эффект.
  • Отрицательные экологические последствия парникового эффекта
  • Положительные экологические последствия парникового эффекта
  • Вопрос 19.Проблема сохранения озонового слоя планеты.
  • Вопрос 21. Агрессивность окружающей среды и факторы, ее определяющие.
  • Вопрос 22. Проблема сохранения генофонда живых организмов и человека.
  • Вопрос 23. Нтр и глобальный экологический кризис.
  • Вопрос 24. Современные экологические катастрофы и их причины. Чернобыльская авария.
  • Вопрос 25. Реальные и потенциальные экологические последствия взаимодействия общества и природы. Региональные экологические проблемы стран снг.
  • Реальные экологически негативные последствия
  • Вопрос 26. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность. Поведение человека. Уровни регуляции поведения
  • Вопрос 28. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
  • Вопрос 29. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • Вопрос 30. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • Вопрос 31. Элементы жизненной среды человека. Социально-бытовая среда.
  • Социально-бытовая среда
  • Вопрос 32. Трудовая и рекреационная среда. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Трудовая среда
  • Рекреационная среда
  • Вопрос 33. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
  • Вопрос 34. Природа как ценность. Антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.
  • Вопрос 35. Экологический гуманизм и его принципы.
  • Вопрос 36. Экологическая идеология. Гармонизация отношений человека, общества и природы
  • Вопрос 37. Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры.
  • Вопрос 38. Экологическое образование и воспитание. Экологизация образования.
  • Экологизация образования
  • Вопрос 39.Социально-природный прогресс.
  • Вопрос 40. Экологическое общество как тип общественного устройства.
  • Вопрос 41. Устойчивое развитие природы и общества.
  • Вопрос 42. Национальная стратегия устойчивого развития рб.
  • Вопрос 43. Экологические движения на современном этапе.
  • Вопрос 44. Взаимодействие социальной экологии и социальной работы.
  • Вопрос 45. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе.
  • Вопрос 1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.

    История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

    Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри­годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до­бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо­вание природных источников огня для приготовления пищи, по­требительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

    Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

    начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

    Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и спо­собов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в каче­стве своеобразного посредника между человеком и реальным ми­ром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые пер­вобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носи­телей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделя­лись чертами человеческого характера, им приписывались осо­бенности человеческого поведения. Это давало основания для пе­реживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

    Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некото­рых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйст­венного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демон­стрировать способность «управлять» неведомыми и непредска­зуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

    Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

    древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос.

    Древнегреческий философ и врач Эмпедокл большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

    Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

    Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

    Знаменитый философ-идеалист Платон обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

    Римский поэт и философ Лукреций Кар вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром , утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой ми­ровоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со време­нем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими части­цами отторгаются вовне.

    Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи . Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи.

    Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­ватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516 г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

    В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем.

    Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

    Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

    Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

    В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

    В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры