Чем занимаются современные потомки льва толстого. Лев толстой Генеалогическое древо толстых таблица

Главная / Развод

100 лет назад умер Лев Николаевич Толстой, русский граф, философ, публицист и классик литературы. 10 ноября (по новому стилю) он втайне от семьи покинул свое имение Ясная Поляна и в сопровождении домашнего врача Душана Петровича Маковицкого отправился на близлежащую железнодорожную станцию Козлова Засека, чтобы начать новую жизнь. По дороге Толстой заболел воспалением легких. Он вынужден был остановиться на маленькой станции Астапово, где и скончался 20 ноября. Обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова побеседовала с наиболее популярными в России потомками Льва Николаевича Толстого - праправнуками Феклой, Петром и Владимиром.

Фекла (Анна) Никитична Толстая (на генеалогическом древе N 112), пра-правнучка Льва Толстого, родилась 27 февраля 1971 года, окончила филологический факультет МГУ и режиссерский факультет ГИТИСа. Теле- и радиоведущая. В настоящее время работает на радиостанции "Серебряный дождь" и готовит ряд документальных проектов

Петр Олегович Толстой (на генеалогическом древе N 114), пра-правнук Льва Толстого, родился 20 июня 1969 года, окончил международное отделение факультета журналистики МГУ и Высшую школу подготовки журналистских кадров в Париже. Ведущий программы "Воскресное "Время" ("Первый канал")

Владимир Ильич Толстой (на генеалогическом древе N 116), праправнук Льва Толстого, родился 28 сентября 1962 года, окончил факультет журналистики МГУ. С 1994 года - директор музея "Ясная Поляна"

Фекла Толстая: Разговоры о Толстом вызывали у меня панику

известия: Чего вы ждете от торжеств, связанных со столетием со дня смерти вашего знаменитого предка?

фекла толстая: Ничего. Я же не чиновник Министерства культуры. И думаю, что Лев Николаевич тоже ничего не ожидал ни от празднования своего дня рождения, ни тем паче от таких юбилеев. Ожидать можно только того, что столетие ухода и смерти Толстого послужит поводом обратиться к его идеям, подумать, что изменилось за прошедший век. Если говорить о делах семейных, то мы в этом году собирались на очередной большой Толстовский съезд в Ясной Поляне...

и: Это куда собирается порядка сотни потомков Льва Николаевича?

толстая : Больше сотни. Вообще нас больше, но кто может, тот и приезжает. Мы все, конечно, понимали, что этот год особый. Особое внимание было к тому, что происходило 100 лет назад. Мы съездили на станцию Астапово, где умер Толстой, посмотрели еще до российской премьеры "Последнее воскресение", голливудскую картину про последний год жизни Толстого и его отношения в семье. Там жену Льва Николаевича Софью Андреевну прекрасно играет Хелен Миррен.

и : И что, вы все отдаете себе отчет в том, что вы в какой-то степени хранители некоего культурного наследия?

толстая: Я не ощущаю себя хранителем культурного наследия. Я благодарный и счастливый человек, которому повезло родиться в большой дружной семье. Мои родные - люди небанальные, остроумные, яркие, страстные, увлекающиеся. Мне просто повезло в жизни.

и: Принято говорить о любви к Толстому, но как можно испытывать чувство к человеку, которого никто из ныне живущих Толстых не застал?

толстая: Наверное, мы все по-разному к нему относимся. Я получила стандартное школьное советское образование и "проходила" Толстого в школе, в университете. Но это не мешает другому отношению к Льву Николаевичу, которое сложилось по семейным рассказам, воспоминаниям, не мешает относиться к нему как к дедушке.

Я еще застала внуков Толстого, некоторых из них я хорошо знала. То, что происходило тогда в Ясной Поляне: уход Толстого, раскол в толстовской семье, дети, которые поддерживали маму, младшая дочь, которая поддерживала отца в его идейных исканиях, в его уходе в 1910 году, - это все было событиями и их жизней, все это прямо повлияло на них, на то, где они оказались, что они делали, как они жили, о чем думали. Почти все они оказались в эмиграции после революции. И их детей, наших родителей, это тоже затронуло. Мы, наверное, первое поколение, которое может относиться к событиям столетней давности как к истории.

и: А когда вы "проходили" Толстого в школе, вы читали его как классика отечественной литературы или как прапрадедушку?

толстая : Повзрослев, я поняла, что мое родство с Толстым как-то глупо закрывало от меня Льва Николаевича, я всегда стеснялась и избегала этой темы. Если я могла не писать сочинение про Льва Николаевича, я, конечно, старалась этого не делать. Я считала, что с меня как праправнучки будет особый спрос. Еще учась в университете, я должна была сдавать русскую литературу второй половины XIX века. Необходимость говорить о Толстом вызывала у меня панику, мне казалось, что я ничего не знаю. Кризис дошел до того, что моя подруга, которая блестяще знает русскую литературу XIX века, пересказывала мне содержание "Войны и мира" ночью перед экзаменом. Сейчас мне это вспоминать смешно и неловко. Жалко нервов и времени, которое упущено. Когда же я стала читать Льва Николаевича без всяких обязательств перед экзаменатором и без необходимости держать ответ за свое родство, я стала это делать с огромной радостью, уважением и осознанием того, какой он блестящий и великолепный мастер. Просто ценить и получать удовольствие.

и: Когда наступило это время?

толстая: Да уже чуть ли не после университета. Я вспоминаю прекрасное время, когда я однажды в августе приехала в Ясную Поляну и читала "Войну и мир". Когда доходишь до описаний Лысых гор, которые списаны с Ясной Поляны, когда ты читаешь и при этом видишь все, что описано, и дышишь тем же самым воздухом и поднимаешься с книжкой по тому же самому Прешпекту, по которому князь Андрей поднимался в свое имение, это производит гораздо большее впечатление.

и: Как вы стали его воспринимать? Каков ваш Толстой?

толстая: Я довольно обычный читатель, отношусь к Льву Николаевичу с огромным уважением, интересом и желанием его понять. Я думаю, что, несмотря на некоторую категоричность Толстого (которая, впрочем, оправдана, потому что он так же был требователен к себе), он прежде всего оставил нам неотвеченные вопросы: как жить? в чем счастье? как строить семейную жизнь? Я не думаю, что он во время своих исканий нашел очевидные ответы. Он все подвергал сомнению и не мог бы сказать: да я знаю, как надо. И каждый человек по-своему отвечает на эти вопросы. Их надо просто себе задавать.

Петр Толстой: Как же так: ты Толстой, а на землю плюнул - несерьезно

известия: Говорят, у вас хранится перстень Толстых - фамильная реликвия, которая передается от отца к сыну...

петр толстой : Действительно, есть такой перстень, на котором изображен герб Толстых. В роде Толстых он передавался старшему по мужской линии. Ко мне он перешел от отца Феклы, Никиты Ильича. Красивый такой перстень. Но история его довольно темная: таких перстней было несколько. Этот, насколько мне известно, принадлежал дедушке Льва Николаевича, потом отцу, потом старшему брату, потом перешел к нашей части семьи. Получается, его история прослеживается где-то до XVIII века.

и: Каково его предназначение?

толстой: Это печатка - золотой перстень с агатом, на котором вырезан герб семьи. На гербе дворянский щит, две борзые собаки, константинопольская башня, которая напоминает о том моменте, когда Петру Андреевичу Толстому был пожалован графский титул (он был послом в Константинополе), масса всяких символов, которые специалисты по геральдике наверняка с легкостью опишут. В те времена в любой дворянской семье был перстень-печатка с родовым гербом. Им скрепляли сургучные печати. Выражаясь современным языком, это была такая электронная подпись.

и: Если говорить об исканиях Льва Толстого, то насколько его потомки "толстовцы"?

толстой: Толстой и "толстовцы" - это вообще разные вещи. То, о чем думал Толстой как личность, как великий писатель и выдающийся философ, "толстовцы" превратили в секту. К сожалению, следы этого сектантства мы еще наблюдаем до сих пор. Я к этому отношусь крайне отрицательно, считаю балаганом. К сожалению, балаганом с достаточно трагической историей, потому что именно все эти "толстовцы" во главе с Владимиром Чертковым (близкий друг Толстого, редактор и издатель его произведений. - "Известия") спровоцировали уход Толстого из Ясной Поляны и способствовали глубокому разрыву между его семьей и его последователями, которые были людьми в значительной степени поверхностными, менее культурными и воспринявшими все, о чем говорил Толстой, буквально, как руководство к действию.

Известна история, когда, сидя на веранде в Ясной Поляне, Лев Николаевич убил комара, а Чертков возопил: "Что вы делаете? Это же убийство!"

и : Толстого трактовали в разные времена по-разному: при жизни, в советское время, постсоветское...

толстой: А постсоветского Толстого не было. Я вам так скажу: было отношение к Толстому при жизни как к гуру, к которому приходили ходоки со всей России. В советское время он был "зеркалом русской революции", но всех его потомков революция стерла в порошок, не погнушавшись ничем, чтобы выдавить за границу. А постсоветского осмысления нет никакого по той простой причине, что современное общество даже отчасти не готово говорить на этом языке. Это общество думает о том, как купить автомобиль в кредит, обновить холодильник и съездить в выходные в мегамолл. А задуматься о каких-то философских идеях Толстого - и в мыслях нет. Хорошо бы начать приближаться к Толстому не с философии, а с литературы, "Войну и мир" перечитать...

и: Вот сейчас к 100-летию со дня смерти Толстого вышла книга Павла Басинского...

толстой: Да, очень хорошая книжка. Но если сравнить, например, 100-летие со дня смерти Толстого с 200-летием со дня рождения Пушкина, то вспомните, сколько там всего про Пушкина вышло и что происходило. Диспропорция вопиющая.

и: На днях вышел в прокат голливудский фильм "Последнее воскресение" с Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны - чем не масштаб?

толстой: Вас не удивляет, что к 100-летию со дня смерти Толстого единственный фильм о Толстом выходит в Голливуде? Делает его немецкий продюсер, а в России ничего не происходит? Позиция сегодняшнего Министерства культуры такая: "мы смерти не празднуем". Это нормально? По-моему, нет. Так что сегодня какой-то серьезный разговор о Толстом не с кем вести.

Кроме того, я видел этот голливудский фильм. Это не просто клюква - это бессмысленная клюква. Актеры прекрасные, а сам фильм не имеет никакого отношения ни к Толстому, ни к его семье, ни к Ясной Поляне, ни к пониманию русского человека.

и: Празднование 200-летия со дня рождения Пушкина вылилось в результате во что-то не очень осмысленное: Пушкин был на каждой конфеткой коробке. Вы хотите, чтобы то же самое случилось с Толстым?

толстой: Я за то, чтобы было чувство меры. Понимаете, Льву Николаевичу все равно, как будет отмечаться 100-летие его смерти. Это важно для людей, которые живут сегодня. Но если сегодняшним людям это не важно, это жалко. Но я не говорю, что он должен смотреть с каждой конфетной коробки, я с вами согласен. Когда Пушкина превращают в предмет масскульта, китч, от этого ничего, кроме "наше все", не остается. Даст Бог, с Толстым такого не произойдет. Хотя если вы сейчас спросите у француза, американца или итальянца про русских писателей, они вам назовут две-три фамилии, не больше, - и Толстой будет среди них.

и: Получается, что Толстой в России несвоевременен, неактуален сейчас...

толстой: Невостребован. Актуален - безотносительное понятие. Невостребован точнее. Не нужен сегодня людям, потому что у них другие проблемы. Им навязывается другой образ жизни, другой образ мысли. Вот почему про Толстого говорят, что он классик? Не потому, что он написал толстые книжки, как некоторые думают. А потому, что, читая эти книжки, можно найти ответы на вопросы, которые мучают каждого: зачем жить? Почему так, а не иначе? Про отношения мужчины и женщины. Есть вечные темы, на которые Толстой размышлял в своих художественных произведениях.

и: Вы для себя ответы на вопросы "зачем жить и каковы отношения мужчины и женщины" у Толстого получили?

толстой: Я ищу.

и: С какого момента начали искать? Ведь классику читать в школе почти бесполезно - она для взрослых людей написана.

толстой: Сложный вопрос. Я Толстого воспринимаю в первую очередь не как великого писателя земли русской, а как прапрадедушку. По крайней мере, когда был маленький, я его так воспринимал. Потом уже как писателя, потом как философа. Читать его "для себя" я начал, наверное, ближе к 30. Поэтому и жалко, что общение с Толстым у большинства заканчивается в 9-м классе средней школы.

и: Что именно вас затронуло в толстовских текстах?

толстой: Я иначе прочитал "Хаджи-Мурата", по-другому стал понимать, о чем писал Лев Николаевич в "Крейцеровой сонате"...

и: И как же стали это понимать? Это один из самых непринимаемых большинством читателей текстов.

толстой: Это личный вопрос для каждого. Просто нужно этот текст перечитать и получить новые впечатления. Каждого это задевает по-своему.

и: Вас как задело?

толстой : За живое.

и: А что касается его религиозных воззрений?..

толстой: Отношения человека с Богом, религией, церковью у каждого человека свое. Это то, за что каждый человек, проживая жизнь, отвечает лично. Поэтому судить Льва Николаевича я не вправе, а религиозных его взглядов я не разделяю.

и: Как вам живется с фамилией Толстой? Это ноша, гордость, ответственность?

толстой: Даже безотносительно Льва Толстого носить эту фамилию - ответственность. Все мы пытаемся по мере сил ее нести. "Как же так: ты Толстой, а на землю плюнул - несерьезно". Это же в мелочах все выражается. Меня спрашивают: "Вы родственник, не родственник?" Гаишники особенно любят...

и: Уточняют, какому Толстому?

толстой: Да им все равно.

Владимир Толстой: Когда я в первый раз вошел в дом Толстого, подумал, что меня обманули

известия: Насколько мне известно, до того, как вы стали директором Ясной Поляны, потомки Толстого были в напряженных отношениях с музеем...

владимир толстой : Это в большей степени касалось Никиты Ильича Толстого, отца Феклы. У моего отца с музеем тоже были непростые отношения, но в открытые конфронтации он все-таки не вступал, и я в детстве, отрочестве и юности с родителями в Ясную Поляну все-таки приезжал. Но это были более официальные приезды, чем то, что происходит сейчас.

Дело в том, что среди людей, которые профессионально занимаются Толстым, есть два направления. Первые - те, кто относится к Толстому с позиций Черткова. Вторые - те, кто придерживается взглядов, близких семье Толстого. Эта конфронтация возникла в последние годы жизни Льва Николаевича и в какой-то степени существует и по сей день.

"Чертковцы" всячески унижали и оскорбляли Софью Андреевну, пытались принизить ее роль в жизни Льва Николаевича, в создании Яснополянского музея, качества и достоинства детей Льва Николаевича. А была позиция семьи, которая пыталась защитить свои честь и достоинство. Но это был не только личностный конфликт между Чертковым как ближайшим другом и последователем Толстого и Софьей Андреевной. Это еще был идеологический конфликт. "Чертковцы" больше любят мертвого великого Льва, а для нас важнее живой Толстой, молодой, разный. На этой основе и происходили размолвки между членами семьи и теми людьми, которые официально возглавляли Яснополянский музей.

и: Каким образом вам удалось сделать Ясную Поляну более толстовской, чем чертковской?

толстой: Музей действительно менялся за последние 16 лет. Кроме того такого рода разногласия были и внутри музейного коллектива. Мне показалось, что мне удалось их снять, но глубинные противоречия у некоторых людей, поработавших в музее более 20 лет, все равно остались.

Внешне эти перемены наиболее ярко проявились в наружности дома Толстого. В начале 1990-х годов он представлял собой довольно сумрачное пространство: окна затянуты плотными гардинами, сквозь которые не проникает свет. В общем-то это делалось из музейных соображений - чтобы свет не портил висящие на стенах фотографии, книги, предметы интерьера. Мебель была затянута чехлами - опять же с целью подольше все это сохранить. Деревянные поверхности, начиная с послевоенного времени, были закрашены темно-коричневой краской (раньше такой парты в школах красили). Очень мрачное все.

Я помню свои первые детские ощущения. Я приехал в Ясную после того, как прочитал воспоминания моего прадеда Ильи Львовича Толстого и сестры Софьи Андреевны - Татьяны Андреевны Кузьминской. В одной и в другой книге Ясная Поляна предстает волшебным радостным местом - солнечным, наполненным светом. И когда в первый раз вошел в дом Толстого, я подумал, что что-то не то. Что меня обманули: то ли в этих воспоминаниях что-то не так, то ли с самим домом что-то произошло. И от этого несоответствия ожиданиям было страшное разочарование.

Поэтому первое, что мы начали делать в середине 1990-х, - раскрыли окна, заменив гардины специальной пленкой, которая пропускает свет, но защищает от инфракрасных лучей, сняли чехлы с мебели и на протяжении нескольких лет реставраторы кропотливо снимали слой за слоем коричневой краски с окон, перил, пола, лестницы. И случилось преображение: дом стал оживать.

И еще мне было важно привнести в Ясную постоянную бурлящую живую жизнь - чтобы это было не официальное пространство поклонения Толстому, а место, куда с радостью едут творческие люди, музыканты, писатели, художники, актеры, режиссеры. В-третьих - это природа усадьбы: сады, леса, парки, пчелы, лошади. Важно, чтобы это было не театрально-бутафорским, а усадебно-хозяйственным.

И четвертое, важно не сосредотачивать все только на центральной части Ясной Поляны - дом, могила, хозяйственные постройки, а расширить толстовскую вселенную за счет других имений и усадеб, принадлежавших Толстым. За эти годы были присоединены к Ясной Поляне Никольско-Вяземское - родовая усадьба Толстых, Пирогово, Покровское, принадлежавшие Сергею Николаевичу и Марье Николаевне Толстым - брату и сестре Льва Николаевича, - станция Козлова Засека, город Крапивна, Мансурово, усадьба, принадлежавшая моему прадеду Илье Львовичу в Калужской губернии. Возник детский сад в деревне Ясная Поляна...

и: У вас еще, кажется, школа есть?

толстой: Школа всегда существовала, и у меня было огромное желание, чтобы она вошла в этот Яснополянский комплекс. К сожалению, это не получилось пока.

29 июля на телеканале «Россия К» стартовала премьера авторской программы Фёклы Толстой «Толстые».

Несколько лет назад журналист и телеведущая Фекла Толстая сняла документальный цикл «Великие династии» о потомках известных дворянских фамилий. Тогда резонно возник вопрос: почему Фекла, праправнучка Льва Толстого, не рассказала о своем прославленном роде. И вот теперь она все-таки решилась исследовать свои корни и сделала авторскую программу о Толстых.

За семь веков русской истории в роду Толстых были писатели и министры, мореплаватели и художники, академики и композиторы, губернаторы и журналисты. По истории рода Толстых можно проследить всю историю России. Сегодняшние Толстые - одна из самых разветвленных, самых дружных, самых счастливых семей. Премьерная восьмисерийная программа «Толстые» знакомит с историей рода Толстых, овеянной удивительными преданиями и легендами.

Фекла Толстая рассказала о кропотливой и интересной работе над программой.

Я снимала этот цикл о своей семье и для меня это была более эмоциональная работа, чем какая - либо другая. Мне хотелось показать не столько биографии людей, сколько то, как в них отражалась история страны, как они действовали в тех или иных обстоятельствах. Интереснее говорить не об истории масс, классов, сословий, а об истории на примере конкретной судьбы. Все Толстые были неравнодушны к судьбе Отечества и в меру сил пытались способствовать его процветанию. События, о которых мы расскажем, могут быть как вполне историческими: сражения, государственные перевороты, дипломатические переговоры, строительство знаменитых дворцов; так и вполне частными, ведь иногда краткое описание семейной драмы может рассказать нам о давних временах много больше, чем многотомные энциклопедии.

Фекла, а какие главные семейные черты Толстых?

У меня было большое желание найти общие семейные черты. Я думаю, что Толстые прямолинейны и довольно натуральны (в том отношении, что не любят делать вид). И натуральны еще потому, что любят жить на природе. А как Лев Николаевич говорил еще про Толстых, что они немного дикие.

А чья судьба вас лично потрясла сильнее остальных?

Отмечу особо младшую дочь Льва Николаевича Александру, которая в последние годы жизни писателя была единственной на стороне отца. Я происхожу от рода брата Ильи, который был на другой стороне. Но мне она всегда казалась фигурой необычной. Она воевала в Первую мировую войну. Дослужилась до полковника медицинской службы, потом успела посидеть в подвалах Лубянки, затем стала комиссаром Ясной Поляны. Позже уехала за границу, где спасала беженцев от смерти. Удивительная личность. Мне бы хотелось, чтобы больше людей о ней знали, такой крепкой, яркой женщине.

Где проходили съемки программы?

Сейчас потомков писателя, его правнуков и праправнуков, около трехсот человек. Они живут в разных странах мира. Мы были в Америке, в Европе и по России поездили, конечно. Посещали заброшенные имения, куда даже машина не могла проехать, шли через поля пешком. Например, есть такое имение Покровское (оно принадлежало сестре Льва Николаевича) в Тульской области на границе с Орловской областью.

По нашей задумке в каждой серии, кроме меня будет еще кто-либо из семьи, кто расскажет о герое фильма. Также зрители услышат комментарии историков, а мемуары и письма прочтут актеры Виктор Раков и Ирина Розанова.

Фекла, остались ли семейные реликвии рода Толстых?

Реликвий сохранилось очень много и наша семья может считать себя очень счастливой в этом отношении. Многое сохранилось благодаря тому, что Лев Николаевич был выдающейся личностью и его жена понимала еще при его при жизни, что из его домов в Ясной Поляне и в Москве нужно сделать музеи. Остались и более старые вещи, например, принадлежащие первому графу Петру Андреевичу Толстому, это человек петровского времени. И мы продолжаем семейную традицию бережного отношения к истории. Мы будем открывать выставку посвященную моему отцу, правнуку Льва Толстого, Никите Толстому. Мой отец родился в эмиграции, а потом семья вернулась в Россию, они стали одними из первых репатриантов. Так вот можно будет увидеть даже билет «Аэрофлота», по которому мой отец впервые прилетел в Россию в 1945 году. Выставка пройдет в здание Государственного музея Льва Толстого на Пятницкой, 12.

Знаю, что раз в два года вся большая семья собирается в Ясной Поляне. А существуют еще какие-либо традиции?

Да, это самая яркая семейная традиция последнего времени. После того, как один из Толстых (мой троюродный брат Владимир Ильич)стал директором музея усадьбы «Ясная поляна», мы получили возможность собираться в своем родном гнезде. Несмотря на то, что род Толстых огромен, мы относимся к друг другу как к близким людям, и эта «сеть» своего рода, потому что в какую страну мира ты не приезжаешь, у тебя везде есть родственники и даже если ты только знакомишься с ними, ты ощущаешь родство душ, близость интересов, единство характеров.

Цитата сообщения 190 лет со дня рождения одного из величайших писателей мира Льва Николаевича Толстого



Музей-усадьба «Ясная Поляна»



Л. Н. Толстой. Кинохроника 1910 г. (составленная из съемок 1908-1910 гг.).

Музыка: П. И. Чайковский - Большая соната соль мажор, соч. 37, 1-ая часть.

Содержание:

I. ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ МОСКВЫ. Сентябрь 1909 г. (00:00) 1. Лев Николаевич Толстой уезжает в Москву из имения Черткова (00:03)

2. Графиня Софья Андреевна Толстая (00:17)

3. Л. Н. Толстой, Чертков и семья великого писателя (00:29)

4. Приезд в Москву (01:34)

5. На станции Брянск (01:43)

6. Лев Толстой прибывает в дом свой в Хамовниках; дом этот будет превращен в толстовский музей (01:51)

7. Отъезд Льва Николаевича в Ясную Поляну (02:16)

II. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ. 1908-1910 гг. (02:49)

8. Семья Л. Н. Толстого (02:51)

9. Лев Николаевич раздает милостыню бедным крестьянам (03:02)

10. Прогулка Толстого верхом в сопровождении доктора Маковецкого (04:05)

11. Л. Н. на прогулке в пять часов утра (04:57)

12. Лев Николаевич и его супруга графиня Софья Андреевна (05:05)

13. Внуки Льва Николаевича (05:56)

14. Лев Николаевич Толстой за работой (06:34)

15. Граф Толстой на балконе с семьей (06:47)

16. Больной гр. Л. Н. Толстой у себя на балконе в день юбилея. 28 августа 1908 г. (07:13)

III. СМЕРТЬ В АСТАПОВЕ И ПОХОРОНЫ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ. 7-9 ноября 1910 г.

17. Л. Н. Толстой на смертном одре (07:22)


Интересные факты:

За эпическим четырёхтомником «Война и мир» (который сам автор называл «многословной дребеденью»), и особенно за его интерпретацией в исполнении школьной программы, затерялась истинная, мистическая личность Льва Толстого.

Кем же он был — философом-вольнодумцем, или через его мессианские озарения сквозила шизофрения? Если бы такой человек жил в Средневековой Европе, его бы непременно сожгли как еретика, как сожгли в 1314 году магистра ордена тамплиеров Жака де Моле.

А Лев Толстой был не так далёк от тамплиеров, как можно подумать.
Лев Толстой — потомок крестоносца-тамплиера

Род матери Льва Толстого, М. Н. Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому. А основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс, также именуемый Индрис, в 1352-м году убежавший на Русь от террора, развязанного в адрес его соратников. После разгрома Ордена и казни его Магистра часть рыцарей скрылась в неизвестном направлении, увезя с собой часть орденских сокровищ и важнейшие документы, где рассказывалось об истоках христианства. Основная версия — что беглецы скрылись в Шотландии, осталась неподтверждённой.
По сообщению Черниговской летописи, приехал на Русь дворянин Индрис в двумя сыновьями Литвонисом и Зигмонтеном, и с ними пришло 3000 человек дружины. При крещении Индрис был наречён Леонтием, а сыновья — Константином и Фёдором. Впоследствии потомки Леонтия поступили на службу Великому князю Московскому Василию Тёмному.

Другим известным потомком Индриса является маршал Тухачевский.

Толстой — «двоечник»

Начальное образование Толстой получил дома. Сначала его гувернёром был немец Ресельман, затем — француз Сен-Тома. В 1844 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет на разряд арабско-турецкой словесности. Несмотря на первоначально отличные результаты, студент попросту ничего не делал, и был оставлен первокурсником на второй год.

Тогда он перевёлся на юридический факультет, но и там проучился всего два года. Молодому дворянину претила любая информация, навязываемая извне, и учиться по общей программе он не мог, хотя при самостоятельном обучении всегда добивался высоких результатов. В 1847 году Толстой покинул университет, так и не сдав экзаменов на степень. Зато молодой студент начал вести дневник, увлёкся этим занятием, и впоследствии именно из него черпал многие сюжеты для своих произведений.

Будущий писатель — герой Севастопольской войны

Старший брат Толстого, Николай, служил в армии и убедил брата также поступить в армию в качестве юнкера. Братья вместе попали на службу на Кавказ и принимали участие во многих стычках с горцами. Лев Николаевич заслужил Георгиевский крест, однако великодушно уступил его простому солдату, которому эта награда давала права на существенные льготы. В ноябре 1854 года Лев был переведён в Севастополь, где в течение десяти месяцев участвовал в Крымской войне. Он командовал артиллерийской батареей, присутствовал при штурме Малахова Кургана. Молодой солдат во время активных сражений написал биографическое произведение «Отрочество», а также трилогию «Севастопольские рассказы», где размышлял о суровых и неожиданных путях войны. Книги оказались удачными, и их охотно взяли в печать для журнала «Современник», редактором которого был А. Н. Некрасов.
За участие в обороне Севастополя Толстой получил несколько наград, в том числе Орден Святой Анны 4-й степени и медаль «За защиту Севастополя».

«Бунтарская» система ценностей

Молодой писатель критично воспринимал существующие порядки общественной жизни. Его интеллект находился выше этих установок. Толстой видел несправедливое распределение благ и старался его компенсировать.
Уже в 1849 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных, преподавал там Фока Демидович — крепостной крестьянин. Нередко и сам Толстой проводил там занятия.
Лев Николаевич не был духовно зависим от чьего-либо одобрения. Он выступал против церковных злоупотреблений, а ритуалы называл колдовством. В результате его отлучили от Церкви, и до сих пор его имя подвергается яростному осуждению в качестве «грешника», «богохульника», «бесноватого» и «духовного самоубийцы». Однако по своим поступкам и высказываниям русский писатель был гуманистом, и не зря его сравнивают с Махатмой Ганди. Безусловно, заблуждения у Толстого тоже имелись, главным образом по причине пробела в знании истории, но этот человек находился в искреннем поиске верного пути и всегда был честен с собой и с другими.

Существует версия, что Толстой не только требовал религиозных реформ: он ещё и замахивался на создание собственной религии. Он хорошо знал сущность масонства и всевозможных сект, а также Талмуд и Коран. Эта информированность также была поводом для обвинений в богохульстве.
В 1889 году Толстой писал в своём дневнике: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие — провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, — сделан колоколом». «Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира… Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».
Толстой написал письмо-обращение царю Николаю II, где называл его братом. В письме он требовал изменения существующего порядка и предупреждал, что иначе последуют великие несчастья для страны и общества. Указывал, что в результате религиозных и политических гонений тюрьмы переполнены, народ голодает, и правительством недовольны буквально все слои населения. Пророчески привёл фразу короля Людовика XV «После нас хоть потоп». Да, во Франции в результате его бездумного правления произошла революция, Людовик XVI и Мария Антуанетта погибли на гильотине, были пролиты реки крови.
«Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им». Единственное средство… дать народу возможность высказать свои желания и нужды … исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его».
При всех своих моральных качествах, Николай II был слишком безволен и зависим от своего окружения, и не последовал советам писателя, который впоследствии оказался провидцем.

Могила без креста

Толстой завещал похоронить его без отпевания и в простой могиле без креста: просто «зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Эта фраза русского писателя перекликается с аналогичным высказыванием древнегреческого мудреца Демонакта, который на вопрос, какие распоряжения он отдаст о своём погребении, ответил: «Не хлопочите. О моём погребении позаботится запах»
На могиле Толстого вскоре после его смерти произошёл случай, который послужил поводом для нового всплеска рассуждений о его демонической сущности. Сюда постоянно приезжали ученики, последователи и почитатели таланта великого писателя. К большой досаде ортодоксальных верующих, которые констатировали, что могила приобрела все признаки религиозного почитания. 28 августа 1911 года группа учеников Толстого возложила на могилу цветы. Десятилетний сын одного из них, Бирюкова, нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребёнка обвита крупной гадюкой, укусившей мальчика.
Этот случай опять-таки был расценен как мистически-злобный отзвук души писателя. Однако гадюки нередко селятся на могилах: их там меньше трогают, и, естественно, защищают своё потомство от возможных посягательств.



Потомки писателя

К числу потомков писателя принадлежит несколько талантливых и выдающихся современников. В России проживает

Владимир Ильич Толстой

— советник президента России по вопросам культуры. Именно он является организатором сохранения наследия своего предка.

Фёкла Толстая


— известная российская журналистка. Окончила МГУ, владеет пятью языками.
Пётр Толстой — также журналист, его отец с семьёй вернулся в Россию из эмиграции в 1944-м году.


Дмитрий Толстой живёт в Париже и владеет фотостудией. Он является автором серии фоторабот усадьбы Ясная Поляна.


В Ясной Поляне - потомки Толстого

Шведскую ветвь Толстых основал сын Льва Николаевича — Лев Львови ч: он был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору и женился на ней.

Их потомки: Андрей Толстой, один из самых известных оленеводов Скандинавии. Виктория Толстой (именно так, не склоняя) — джазовая певица, сказала: «Когда несколько лет назад я была в Москве, побывала в Доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас связывает и объединяет на самом глубоком генетическом уровне!»
Илария Штилер-Тимон живёт в Израиле и преподаёт итальянский язык. Она является правнучкой старшей дочери Льва Толстого — Татьяны Сухотиной-Толстой.

Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/o ther/38837363/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Министерство образования Российской Федерации

Тульский государственный университет

Кафедра истории и культурологии

РЕФЕРАТ по дисциплине

«Культурное наследие Тульского края»

Генеалогическое дерево л.Н.Толстого – великого писателя земли тульской

Выполнил: студент гр. 220691я

Акимов А.С

Проверил:

Шеков А.В.

1. Ясная поляна – родовое поместье Л.Н.Толстого 3

2. Князья Волконские 7

3. Графы Толстые 13

4. Родители Льва Толстого 19

Список использованных источников 22

ПРИЛОЖЕНИЕ. Генеалогическое дерево Л.Н.Толстого 23

1. Ясная поляна – родовое поместье л.Н.Толстого

«Ясная Поляна! Кто тебе дал твое красивое имя? Кто первый облюбовал этот дивный уголок и кто первый любовно освятил его своим трудом? И когда это было? Да, ты действительно ясная - лучезарная. Окаймленная с востока, севера, запада дремучими лесами Козловой засеки, ты целыми днями смотришься на солнце и упиваешься им.

В

Герб графов Толстых

от оно восходит на самом краю засеки, летом немного левее, зимой ближе к опушке, и целый день, до вечера, бродит оно над своей излюбленной Поляной, пока не дойдет опять до другого угла засеки и не закатится. Пусть бывали дни, когда солнца не было видно, пусть бывали туманы, грозы и бури, но в моем представлении ты останешься всегда ясной, солнечной и даже сказочной».

Так писал о Ясной Поляне сын Л. Н. Толстого Илья Львович Толстой.

Когда-то Ясная Поляна была одним из сторожевых пунктов, охранявших Тулу от нашествия татар. Ясная Поляна находится у самой дороги, которая с далеких времен была главной и даже единственной, связывающей юг и север Руси. Это так называемый Муравский (Моравский) шлях, шедший от самого Перекопа до Тулы, не пересекая на своем протяжении ни одной большой реки. По этой дороге когда-то переселялись с юга на север славянские племена, теснимые татарами. По этой же дороге совершали свои набеги степные кочевники: печенеги, половцы и татары - грабили и жгли деревни и укрепленные сторожевые посты-города, уводили в плен жителей. «Воеваху те места и разоряху, - пишет летописец XVI века, - и многих людей побиша и села и деревни многие пожогша, дворян и детей боярских с женами и детьми и многих православных крестьян в полон поимаша и сведоша; а полону многое множество, яко и старые люди не помнят такой войны от поганых».

Ясную Поляну окружают вековые леса - Засека, или засечные леса. Это любимые места охоты и прогулок Толстого. Название «засека» восходит к XVI веку. Именно тогда московские правительства Василия III (Темного) и особенно Ивана IV (Грозного) создали оборонительный рубеж так называемой засечной черты. Первоначально для обороны от татар использовались естественные труднопроходимые леса и болота - «крепости великие», граничащие со степным югом. Эти леса тянулись по будущим Тамбовской, Тульской, Рязанской и Калужской губерниям. Засечными они назывались потому, что в них русские подрубали вековые деревья и валили макушками на юг, причем ствол не отрубали от корня, а только «засекали», чтобы кочевникам труднее было разбирать завалы.

Эти леса охранялись государевыми людьми от порубки и пожаров, о чем свидетельствуют специальные царевы указы: «А близко государевых украиных городов, лесов и лесных засек, и всяких крепостей, которые учинены от приходу воинских людей, однолично беречи их от огня накрепко». А земли вдоль засек заселялись служилыми людьми, на которых лежала обязанность охранять рубежи центральной России. Воеводой при Иване Грозном в Крапивне был Иван Иванович Толстой. Издавна эти земли западнее Ясной Поляны защищали Волконские.

Там, где теперь находится железнодорожная станция Ясная Поляна, в древности проходила Козлова засека. Она располагалась между двумя полянами - Малиновой на юге и Ясной на севере. Иногда лесные завалы укреплялись частоколами, земляными валами и рвами. Такие рвы находились недалеко от Ясной Поляны, отсюда и название одной из соседних деревень - Рвы. Следы древних валов и рвов можно обнаружить и у деревни Новое Басове, прямо в поле. Место это раньше называлось Завитай.

Со временем надобность в защите от татар исчезла и засеки стали казенными лесами. До сих пор сохранилась часть этого заповедного леса вокруг Ясной Поляны. Правда, лес этот за последние сто лет сильно поредел, стал чище и потерял свою первозданность. Теперь, к сожалению, его уже нельзя назвать девственным, каким помнил его Лев Николаевич Толстой.

За Воронкой, на север от Ясной Поляны, появлялись заводы для изготовления из железной руды чугуна и железа, из которого отливали оружие, производили хозяйственные изделия. Место, на котором со временем вырос большой чугунолитейный завод, называлось Косой Горой. Неподалеку отсюда, в Судакове, жили друзья родителей Льва Николаевича - Арсеньевы, завещавшие перед своей смертью молодому Толстому опеку над их малолетним сыном. Лев Николаевич в 1856-1857 годах бывал частым гостем «судаковских барышень» – старших сестер своего подопечного - и даже имел намерение жениться на одной из них – Валерии.

Деревня Ясная Поляна выглядела в петровские времена не так, как при жизни Толстого. Лев Николаевич рисует нам следующую картину сельца Ясного начала XVIII столетия: На юге, в двух верстах от сельца Ясного, на открытом высоком месте стоит одноглавая церковь с погостом, обнесенным невысокой каменной стеной; по углам поставлены башенки, увенчанные луковичными куполами. С того места, где теперь усадьба, кладбище виднелось среди равнинных полей Подстепья зеленым островком, над которым высилась колокольня. Николо-Кочаковская церковь построена не позже середины XVII столетия в том архитектурном стиле, который был характерен для церковного зодчества в конце XVI - начале XVII веков на территории Московского государства.

За оградой с северо-восточной стороны церкви находится фамильный склеп Толстых, где похоронены родители Льва Николаевича и брат Дмитрий. В «Романе русского помещика» мы находим описание этого склепа и посещение его молодым Толстым.

«Помолившись над прахом отца и матери, вместе похороненных в часовне, Митя вышел из нее и задумчиво направился к дому; но, не пройдя еще кладбища, он столкнулся с семейством телятинского помещика.

А мы вот отдавали визит дорогим могилкам, - с приветливой улыбкой сказал ему Александр Сергеевич. - Вы, верно, тоже были у своих, Князь?

Но на Князя, находившегося еще под влиянием искреннего чувства, испытанного в часовне, по-видимому, неприятно подействовала шуточка соседа; он, не отвечая, сухо взглянул на него...»

С восточной стороны, между склепом и оградой, находится могила деда Толстого по материнской линии Николая Сергеевича Волконского. Прах Волконского и памятник были перевезены на Кочаковское кладбище в 1928 году, когда ликвидировали кладбище Спасо-Андроньевского монастыря в Москве. На памятнике из красного мрамора высечена надпись:

«Генерал от инфантерии и кавалер князь Николай Сергеевич Волконской родился 1763 года марта 30 дня, скончался 1821 года февраля 3-го дня».

Рядом с памятником Н. С. Волконского находится перевезенный из Оптиной Пустыни памятник А. И. Остен-Сакен, сестры отца писателя, опекунши малолетних Толстых с 1837 по 1841 год. Высеченная на темном мраморе стихотворная эпитафия написана скорее всего тринадцатилетним Львом Толстым:

Уснувшая для жизни земной,

Ты путь перешла неизвестный,

В обителях жизни небесной

Твой сладок заведен покой.

В надежде сладкого свиданья –

И с верою за гробом жить,

Племянники сей знак воспоминанья –

Воздвигнули: чтоб прах усопшей чтить.

С

северной стороны склепа расположены могилы двух сыновей, умерших в раннем детстве, и могила одного из самых близких Толстому людей - Татьяны Александровны Ергольской, его воспитательницы и друга на протяжении долгих лет их жизни в Ясной Поляне.

Исследователь Кочаковского некрополя - Николай Павлович Пузин - пишет о смерти сыновей Петра и Николая и тетеньки Татьяны Александровны следующее: «Эти утраты близких к Толстому лиц падают на период писания и печатания «Анны Карениной», когда его семью не раз навещало горе». «У нас горе, - писал Толстой А. А. Фету. - Петя меньшой заболел крупом и в два дня умер. Это первая смерть за одиннадцать лет в нашей семье, - и для жены очень тяжелая. Утешаться можно, что, если бы выбирать одного из нас восьмерых, эта смерть легче всех и для всех». Смерть сына Петра нашла отражение в «Анне Карениной», где Долли Облонская вспоминает о смерти своего ребенка.

В одной ограде с могилами сыновей Захоронена любимая тетенька Татьяна Александровна. Это была тяжелая утрата для Льва Николаевича: «Я с ней жил всю жизнь. И мне жутко без нее», - пишет он в одном из писем. А рядом надгробие Пелагеи Ильиничны Юшковой, второй сестры Николая Ильича Толстого.

На семейном кладбище в Кочаках покоятся почти все члены семьи Л.Н.Толстого: Софья Андреевна Толстая, ее сестра Татьяна Андреевна Кузминская, дочь Мария Львовна, в замужестве Оболенская, сыновья - Алексей, Ванечка, а также внуки - Анна, Илья и Владимир Ильичи Толстые.

История каждой семьи, рода, родного села или города всегда интересна сама по себе: через нее мы узнаем ближайшую и более отдаленную историю своего народа, своей страны.

Когда же мы обращаемся к изучению истории предков великих писателей, например Пушкина или Льва Толстого, мы не только удовлетворяем свой интерес к тому, какую роль играли в истории русского государства их пращуры, но лучше начинаем понимать многое написанное ими, нам ближе становятся герои произведений и личность автора. Графы Ростовы в «Войне и мире» - в особенности Илья Андреевич и Николай, князья Болконские - старый князь, княжна Марья, князь Андрей не могли бы быть такими, какими мы знаем и любим их, если бы Толстой не воплотил в них многие черты характеров и даже некоторые эпизоды из жизни своих предков: графов Толстых и князей Волконских.

Если бы Толстой не знал Толстого-Американца, другим бы был облик Долохова; не будь Сони и Тани Берс, которых Лев Николаевич знал с самого их детства, мы не познакомились бы с обаятельной Наташей Ростовой.

А сколько неосуществленных замыслов, сколько неоконченных произведений, с отрывками, а иногда и с целыми главами из которых мы можем познакомиться в 90-томном Собрании сочинений Л.Н.Толстого, основывались на фактах из жизни князей Горчаковых или Петра и Ивана Толстых - современников и сподвижников Петра Великого!

Лев Николаевич Толстой много лет отдал изучению русской истории, особенно глубоко интересовался он периодом, начиная от Петра I и кончая декабрьским восстанием 1825 года. Он читает имеющиеся у него в библиотеке книги Соловьева, Устрялова, Голикова, Гордона, Пекарского, Посошкова, Бантыш-Каменского. Просит друзей и знакомых присылать ему все, что есть об эпохе Петра I, о городском и деревенском быте того времени, дневники и путевые заметки современников Петра, описание баталий и географические сведения.

Интерес Л.Н.Толстого к истории Ясной Поляны, своей семьи, своего рода несомненен. Это интерес, помогающий понять историю народа, историю государства Российского через историю отдельных лиц, их взаимоотношений и характеров, через отношение помещиков к крепостным и подневольных крестьян к господам.

Он тщательно исследует родословную своих предков - Толстых, князей Волконских, и Горчаковых, и Трубецких - по так называемой бархатной книге, родословной книге П.Долгорукова и другим источникам, потому что предполагает ввести в будущий роман некоторых своих предков. Это не значит, что он хотел в своем историческом романе воспеть своих предков. Вот что записывает Лев Николаевич 4 апреля 1870 года: «Читаю историю Соловьева. Все по истории этой было безобразно в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать. Правительство стало исправлять. И правительство это такое же безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвел великое и единое государство?! Уж это одно доказывает, что не правительство производило историю».

И в письме к А.А.Толстой в 1873 году Лев Николаевич спрашивает: не знает ли Александра Андреевна или ее брат «чего-нибудь о наших предках Толстых, чего я не знаю. Мне помнится, граф Илья Андреевич собирал сведения. Если есть что написанное, не пришлет ли он мне. Самый темный для меня эпизод из жизни наших предков - это изгнание в Соловецком, где и умерли Петр и Иван. Кто жена Ивана? (Прасковья Ивановна, рожд. Троекурова)? Когда и куда они вернулись? - Если бог даст, я нынешнее лето хочу съездить в Соловки. Там надеюсь узнать что-нибудь. Трогательно и важно то, что Иван не захотел вернуться, когда ему было возвращено это право. Вы говорите: время Петра не интересно, жестоко. Какое бы оно ни было, в нем начало всего. Распутывая моток, я невольно дошел до петрова времени, - и в нем конец».

Толстой - художник, и поэтому он создает свою историю, историю-искусство. «На что ни взглянешь, - пишет он Н. Н. Страхову 17 декабря 1872 года, - все задача, загадка, разгадка которой только и возможна поэзией».

Родители Льва Николаевича Толстого, граф Николай Ильич Толстой и княжна Мария Николаевна Волконская, поженились в 1822. У них родились четыре сына и дочь: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Родные писателя стали прототипами многих героев романа «Война и мир»: отец – Николая Ростова, мама – княжны Марьи Болконской, дед по отцу Илья Андреевич Толстой – старого графа Ростова, дед по матери Николай Сергеевич Волконский – старого князя Болконского. У Л. Н. Толстого двоюродных братьев и сестер не было, так как его родители были единственными детьми в семьях.

По отцу Л. Н. Толстой находился в родстве с художником Ф. П. Толстым, Ф. И. Толстым («Американцем»), поэтами А. К. Толстым, Ф. И. Тютчевым и Н. А. Некрасовым, философом П. Я. Чаадаевым, канцлером Российской империи А. М. Горчаковым.

Род Толстых возвысил получивший титул графа сподвижник Петра I Петр Андреевич Толстой (1645-1729). От его внука, Андрея Ивановича Толстого (1721-1803), прозванного за многочисленное потомство «Большое гнездо», и пошли многие знаменитые Толстые. А. И. Толстой являлся дедом Ф. И. Толстого и Ф. П. Толстого, прадедом Л. Н. Толстого и А. К. Толстого. Л. Н. Толстой и поэт Алексей Константинович Толстой приходились друг другу троюродными братьями. Художник Федор Петрович Толстой и Федор Иванович Толстой-Американец были двоюродными дядями Льва Николаевича. Родная сестра Ф. И. Толстого-Американца Мария Ивановна Толстая-Лопухина (т.е. двоюродная тетя Л. Н. Толстого) известна по «Портрету М. И. Лопухиной» художника В. Л. Боровиковского. Поэт Федор Иванович Тютчев приходился шестиюродным братом Льву Николаевичу (мама Тютчева – Екатерина Львовна – была из рода Толстых). Сестра Андрея Ивановича Толстого (прадеда Л. Н. Толстого) – Мария – вышла замуж П. В. Чаадаева. Ее внук, философ Петр Яковлевич Чаадаев, следовательно, являлся троюродным дядей Льву Николаевичу.

Имеется информация, что прапрадедом (отцом прадеда) поэта Николая Алексеевича Некрасова был Иван Петрович Толстой (1685-1728), который был и прапрадедом Льва Николаевича. Если это действительно так, то получается, что Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой – четвероюродные братья. Троюродным дядей Л. Н Толстому приходился канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков. Бабушка писателя по отцу, Пелагея Николаевна, была из рода Горчаковых.

У прадеда Л. Н. Толстого, А. И. Толстого, был младший брат Федор, потомком которого стал писатель Алексей Николаевич Толстой, запечатлевший своего предка Петра Андреевича Толстого в романе «Петр I». Дед А. Н. Толстого, Александр Петрович Толстой, приходился четвероюродным братом Льву Николаевичу. Следовательно, А. Н. Толстой, прозванный «красным графом», был четвероюродным внучатым племянником Льва Николаевича. Внучкой А. Н. Толстого является писательница Татьяна Никитична Толстая.

По материнской линии Л. Н. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным, с декабристами , С. П. Трубецким, А. И. Одоевским.

А. С. Пушкин был четвероюродным дядей Л. Н. Толстого. Мама Льва Николаевича приходилась четвероюродной сестрой поэту. Общим их предком был адмирал, сподвижник Петра I Иван Михайлович Головин. В 1868 Л. Н. Толстой познакомился со своей пятиюродной сестрой Марией Александровной Пушкиной-Гартунг, некоторые черты которой он впоследствии придал наружности Анны Карениной. Декабрист, князь Сергей Григорьевич Волконский был троюродным дядей писателя. Прадед Льва Николаевича, князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой, женился на княжне Варваре Ивановне Одоевской. Их дочь – Екатерина Дмитриевна Трубецкая – вышла замуж за Николая Сергеевича Волконского. Брат Д. Ю. Трубецкого – генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой – был прадедом декабриста Сергея Петровича Трубецкого, который, следовательно, Льву Николаевичу приходился четвероюродным братом. Родной брат В. И. Одоевской-Трубецкой, Александр Иванович Одоевский, являлся дедом поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского, который, получается, был троюродным дядей Л. Н. Толстого.

В 1862 Л. Н. Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У них родились 9 сыновей и 4 дочери (из 13 детей 5 умерли в детстве): Сергей, Татьяна, Илья, Лев, Мария, Петр, Николай, Варвара, Андрей, Михаил, Алексей, Александра, Иван. Внучка Л. Н. Толстого, Софья Андреевна Толстая, стала последней женой поэта Сергея Александровича Есенина. Праправнуками Льва Николаевича (правнуками его сына – Ильи Львовича) являются телеведущие Петр Толстой и Фекла Толстая.

Жена Л. Н. Толстого, Софья Андреевна, была дочерью врача Андрея Евстафьевича Берса, который в молодости служил у Варвары Петровны Тургеневой – матери писателя Ивана Сергеевича Тургенева. А. Е. Берс и В. П. Тургенева имели роман, в результате которого появилась внебрачная дочь Варвара. Таким образом, у С. А. Берс-Толстой и И. С. Тургенева была общая сродная сестра.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры