Писатели деревенщики и их произведения. Деревенская проза: общая характеристика и писатели деревенской прозы

Главная / Бывшие

Как есть у нас писатели деревенщики, так однажды появились и деревенщики рокеры. А первой ласточкой был ВОДОПАД ИМЕНИ ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ из поселка Верхотурье Свердловской области. Жили были три друга. Юрий Демин местный дискотетчик.… … Русский рок. Малая энциклопедия

Лихоносов, Виктор Иванович - Виктор Лихоносов Дата рождения: 30 апреля 1936(1936 04 30) … Википедия

Воронежский съезд - съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Г.… … Большая советская энциклопедия

Белов Василий Иванович - (р. 1932), русский писатель. Деревенская проза: повесть «Привычное дело» (1966) об исконной красоте и целомудрии обыкновенного крестьянского мира; в повести «Плотницкие рассказы» (1968) мучительные «узлы» истории советской деревни запечатлены в… … Энциклопедический словарь

Воронежский съезд - членов «Земли и воли» (19 участников; 18 21 июня 1879), принял решение о включении в программу организации пункта о политической борьбе и терроре. Временный компромисс между «политиками» и «деревенщиками» не предотвратил раскола, который… … Энциклопедический словарь

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ - ШЕСТИДЕСЯТНИКИ, поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС (см. ДВАДЦАТЫЙ СЪЕЗД КПСС) в основном в 1960 е гг. (отсюда название). Понятие «шестидесятники» появилось еще в 19 в., но относилось преимущественно к… … Энциклопедический словарь

Шукшин, Василий Макарович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шукшин (фамилия). Василий Шукшин … Википедия

Бабаевский, Семён Петрович - У этого термина существуют и другие значения, см. Бабаевский. Семён Бабаевский Имя при рождении: Бабаевский Семён Петрович Дата рождения: 24 мая (6 июня) 1909(1909 06 06) … Википедия

Астафьев, Виктор Петрович - Виктор Петрович Астафьев Дата рождения: 1 мая 1924(1924 05 01) Место рождения: Овсянка, Красноярский уезд … Википедия

Книги

  • Писатели- деревенщики. Литература и консервативная идеология 1970-х годов , Разувалова Анна Ивановна , Исследование посвящено особенностям `деревенской прозы` 1960-1980-х годов - произведениям и идеям, своеобразно выразившим консервативные культурные и социальные ценности. Творчество Ф.… Категория: Фольклор Серия: Научная библиотека Издатель: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ , Производитель: НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ , Купить за 1029 грн (только Украина)
  • Писатели- "деревенщики" . Литература и консервативная идеология 1970-х годов , Разувалова Анна Ивановна , Исследование посвящено особенностям "деревенской прозы" 1960-1980-х го­дов - произведениям и идеям, своеобразно выразившим консервативные куль­турные и социальные ценности. Творчество Ф.… Категория: Литературоведение и критика Серия: Научная библиотека Издатель:
Список литературы

Первый роман из тетралогии с общим названием «Братья и сёстры». В центре событий история крестьянской семьи Пряслиных, жителей северной русской деревни. Время Великой Отечественной войны.

  1. Абрамов, Ф. А. Две зимы и три лета: роман / Ф. А. Абрамов. - Ижевск: Удмуртия, 1982. - 296 с. // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 5-252.

Второй роман из тетралогии «Братья и сёстры». Послевоенное время в деревне.

  1. Абрамов, Ф. А. Дом: роман / Ф. А. Абрамов. - М. : Современник, 1984. - 239 с.

Последний роман тетралогии «Братья и сёстры». События 1970-ых годов. Многое изменилось в Пекашине.

  1. Абрамов, Ф. А. Пути-перепутья: роман / Ф. А. Абрамов // Абрамов, Ф. А. Пряслины: трилогия / Ф. А. Абрамов. - Л. о. : Сов. писатель, 1977. - С. 557-814.

Третий роман из тетралогии «Братья и сёстры». Шесть лет после окончания войны.

Военное время в деревне. Трудная женская доля растить детей без мужа. Судьба мудрой Толгонай.

  1. Айтматов, Ч. Т. Ранние журавли: повести / Ч. Т. Айтматов. - М. : Мол. гвардия, 1978. - 528 с.

Военное время в деревне. Герои повести работают в колхозе и заменяют ушедших на фронт отцов.

Хроника жизни небольшого зауральского села, 1928 год, сталинский «год великого перелома», коллективизации.

  1. Акулов, И. И. Скорая развязка: повести / И. И. Акулов. - М. : Сов. писатель, 1989. - 384 с.

Любовь и деревня.

Деревня в 1930-х годах.

  1. Алексеев, М. Н. Ивушка неплакучая: роман / М. Н. Алексеев. - М. : Сов. Россия, 1988. - 528 с. - (Б-ка советского романа).

Деревня в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В центре романа - жизнь молодой женщины Фени Угрюмовой.

  1. Алексеев, М. Н. Карюха: повесть / М. Н. Алексеев // Деревенская проза. В 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 615-674.
  2. Алексеев, C . Т. Рой: роман / Алексеев Сергей Трофимович. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 384 с.

Сибирское село Стремянка. Дети и внуки потомственных крестьян осваивают новые земли. История семьи Заварзиных.

Повесть «Овраги» охватывает период коллективизации в глухой саратовской деревеньке.

  1. Антонов С. П. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 2: Поддубенские частушки; Первая должность; Дело было в Пенькове; Алёнка; Петрович; Разорванный рубль: повести / С. П. Антонов. - М. : Худож. лит, 1984. - 591 с.

Из жизни деревни 1960-х гг. Многие повести экранизированы.

Т. 1: По Уссурийскому краю; Дерсу Узала: романы. - 576 с.

Т. 2: В горах Сихотэ-Алиня; Сквозь тайгу: романы. - 416 с.

Жизнь таёжного мира. Герой Дерсу Узала - стал классическим образом таёжного следопыта и охотника. Знаменитый японский режиссёр Акира Куросава снял кинофильм по роману «Дерсу Узала».

Тема сельского труда.

  1. Астафьев, В. П. Последний поклон: повесть: в 2 т. / В. П. Астафьев. - М. : Мол. гвардия, 1989.

Автобиографическая повесть о деревенском детстве.

Ставропольская станица после Великой Отечественной войны.

  1. Бабаевский, С. П. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 5: Станица: роман / С. П. Бабаевский. - М. : Худож. лит., 1981. - 567 с.

Жизнь кубанской станицы, радикальные перемены на селе, переезд многих колхозников в город.

Татарстан, жизнь колхозной деревни 1970-х гг., проблемы защиты природы.

Жизнь и быт северной деревни на кануне коллективизации и в период ее проведения.

  1. Белов, В. И. Привычное дело: повесть / В. И. Белов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 347-474.

Послевоенная деревня, семейные отношения.

Роман о подвиге колхозного крестьянства в первый год Великой Отечественной войны.

  1. Бунин, И. А. Митина любовь: повести, рассказы, роман / Бунин Иван Алексеевич. - М. : Эксмо, 2010. - 704 с. - (Библиотека для чтения).

Повести и рассказы об оскудении дворянских усадеб, нравах русской деревни, психологии русского человека, любви.

  1. Воробьев, В. Г. После разлуки: повести и рассказы / Воробьев Владимир Георгиевич. - Л. : Лениздат, 1988. - 336 с.

О деревне 1970-1980-х годов, о сложности становления человека на земле. История села, людские судьбы.

  1. Гаврилов, И. Г. Корни твои: роман-трилогия: пер. с удм. / Гаврилов Игнатий Гаврилович; предисл. А. Г. Шкляева. - Ижевск: Удмуртия, 1990. - 576 с. - (Библиотека удмуртского романа «Италмас»).

Лучшее произведение удмуртского писателя ((1912-1973), роман-трилогия «В родных краях» (1958-63)). Действие романа развёртывается в маленькой деревушке Быдзымшур, в Ижевске, Москве и на фронтах Отечественной войны.

  1. Гладков, Ф. В. Повесть о детстве / Гладков Фёдор Васильевич; вступ. ст. М. Кузнецова. - М. : Худож. лит, 1980. - 415 с. - (Классики и современники. Советская литература).

Автобиографическая книга. Рассказ о жизни крестьянского мальчика, об окружающих его людях, о быте дореволюционной русской деревни.

Гладков (1883-1958), русский писатель. В романе «Цемент» (1925) - тема восстановления промышленности после Гражданской войны. Роман «Энергия» (1932-38) о социалистической стройке. Автобиографическая трилогия «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954). Государственная премия СССР (1950, 1951).

  1. Голубков, М. Д. Ветровал: рассказы и повести / Голубков Михаил Дмитриевич. - Пермь: Кн. изд-во, 1984. - 318 с.

Рассказы о людях современного села, о бережном отношении людей к друг другу и природе.

  1. Голубков, М. Д. У речки, у студёной: рассказы / М. Д. Голубков. - Пермь: Кн. изд-во, 1981. - 122 с.
  2. Екимов, Б. П. Холюшино подворье / Борис Петрович Екимов // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 555-592.

Быт и нравы казачества. Название перекликается с рассказом А. Солженицына «Матрёнин двор». Полемика с Солженицыным.

  1. Жуков, А. Н. Дом для внука; Судить Адама: роман, повесть / Жуков Анатолий Николаевич. - М. : Известия, 1987. - 587 с.

Деревня Хмелёвка, жизнь колхозников. Революция, гражданская война, коллективизация.

  1. Жуков, А. Н. Необходимо для счастья: рассказы / А. Н. Жуков. - М. : Сов. Россия, 1986. - 347 с.
  2. Жуков, А. Н. Судить Адама: роман / А. Н. Жуков. - М. : Современник, 1989. - 541 с.

Продолжение романа «Дом для внука». 1970-ые годы. Возрождение деревни. В основе сюжета комический случай: товарищеский суд над котом.

Колхозная деревня 1970-1980 гг.. Борьба против бюрократов, формалистов, анонимщиков.

  1. Зазубрин, В. Я. Два мира / Зазубрин Владимир Яковлевич. - М. : Мол. гвардия, 1984. - 352 с.

Гражданская война в Сибири.

  1. Закруткин, В. А. Сотворение мира: роман: в 3 т. / Закруткин Виталий Александрович. - М. Сов. писатель, 1984. - 479 с.

Три книги охватывают период с 1921 по 1945 года. Тема коллективизации. Жизнь русской деревни Огнищанки и её обитателей, в т. ч. семьи сельского фельдшера Ставрова.

  1. Залыгин, С. П. На Иртыше / Залыгин Сергей Павлович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 239-346.

Деревня 1930-х годов. Тема коллективизации. Главный герой - Степан Чаузов - признан врагом и выслан с семьёй «за болото».

  1. Залыгин, С. П. После бури / С. П. Залыгин. - М. : Современник, 1986. - 703 с.

Таежный сибирский край, 1921-30 гг.

  1. Замойский, П. И. Лапти: роман / П. И. Замойский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 719 с.

Замойский (Зевалкин) (1896-1958), русский писатель. Роман «Лапти» (книги 1-4, 1929-36) о деревне в годы нэпа и коллективизации, рассказы. Автобиографическая трилогия.

  1. Зубенко, И. А. На краю осени: рассказы / Зубенко Иван Афанасьевич. - М. : Современник, 1984. - 240 с.

Жизнь кубанских сельчан: механизаторов, пастухов, плотников.

Роман-эпопея о жизни сибирской деревни, охватывающий события всего ХХ века - от Октябрьской революции до 1970-х годов. Главные герои - семья Савельевых. По роману снят многосерийный телефильм.

  1. Иванов, А. С. Тени исчезают в полдень: роман / Анатолий Степанович Иванов. - М. : Сов. писатель, 1986. - 605 с.

Роман-эпопея о жизни сибирской деревни. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. Роман экранизирован.

  1. Иванов, А. С. Печаль полей: повесть / А. С. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1983. - 352 с.
  2. Иванов, Л. И. Избранное: очерки, воспоминания, статьи / Л. И. Иванов. - М. : Сов. писатель, 1984. - 512 с.

В центре внимания писателя - проблемы развития сельского хозяйства Сибири и Нечерноземья.

  1. Исаковский, М. В. На Ельнинской земле: автобиографические страницы / Исаковский Михаил Васильевич. - М. : Известия, 1978. - 592 с. - (Библиотека «Дружбы народов»).

Рассказ о детстве и юности известного поэта. Описание жизни русской деревни начала ХХ века, канун революции и гражданской войны.

Исаковский (1900-1973), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) о современной деревне. Многие из его стихотворений стали народными песнями: «Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета». Поэма «Сказка о правде» (1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

  1. Каинчин, Дибаш. У родного очага: повести, рассказы: пер. с алт. / Каинчин Дибаш (Семён Борукович). - М. : Известия, 1988. - 544 с.

Жизнь алтайской деревни от первых колхозов до 1970-х годов.

  1. Калинин, А. В. Собрание сочинений: в 4-х т. / Калинин Анатолий Вениаминович; предисл. Б. Примерова. - М. : Сов. Россия, 1982.

Т. 1: Очерки и рассказы; Суровое поле: роман; Эхо войны: повесть. - 368 с.: портр.

Т. 2: Цыган: роман; Возврата нет: повесть. - 384 с.

В центре всех произведений тема послевоенной сельской жизни. Роман «Цыган» о судьбе Будулая экранизирован.

Калинин (р. 1916), русский писатель. Сельские очерки «На среднем уровне» (1954). О Великой Отечественной войне и ее последствиях роман «Суровое поле» (1958), повести «Эхо войны» (1963), «Возврата нет» (1971), «Цыган» (1960-89).

  1. Козько, В. А. Колесом дорога: роман / Козько Виктор Афанасьевич. - М. : Мол. гвардия, 1983. - 350 с.

Белорусская деревня 1970-х гг. Герои - мелиораторы Полесья.

Козько (р. 1940), белорусский писатель. Повести «Високосный год» (1972), «Здравствуй и прощай» (1974), роман «Хроника детдомовского сада» (1986) о судьбах подростков-сирот послевоенного поколения.

  1. Колыхалов, В. А. Избранное: Дикие побеги: роман; Крапивное семя; Промоина: повести / В. А. Колыхалов; предисл. В. Свининникова. - М. : Худож. лит., 1985. - 559 с.: портр.

В центре внимания писателя - Сибирь, военных и послевоенных лет. Герой романа Максим Сараев житель небольшого сибирского селения.

  1. Коновалов, Г. И. Воля: роман / Коновалов Григорий Иванович. - М. : Современник, 1989. - 491 с.

Истории жителей поволжского села Боголюбовки: конец 19 века - первые десятилетия 20 века. Главные герои - Алексей и Анисим Беловы.

  1. Крутилин, С. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Липяги: из записок сельского учителя / С. А. Крутилин; вступ. ст. Е. И. Осетрова. - М. : Современник, 1984. - 718 с.: портр.

История родного села писателя . Междуречье Оки и Дона. От организации первых колхозов до 1970 гг.

Крутилин (1921-1985), русский писатель. Рассказы, очерки, повести: «Липяги. Из записок сельского учителя» (1963-65), «За косогором», (1971), «Пустошель» (1973) о деревенской жизни. Романы «Апраксин бор» (кн. 1-3, 1968-76), «Половодье», «Грехи наши тяжкие» (1982).

  1. Куранов, Ю. Н. Заозёрные Звоны: роман / Куранов Юрий Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1980. - 398 с.

Жизнь нечернозёмной деревни . Председатель колхоза Евгений Кадымов решает проблему возрождения деревни.

Куранов (р. 1931), русский писатель. В книгах «Белки на дороге» (1962), «Колыбельные руки» (1966), «Голос ветра» (1976), «Дорога над озером» (1977), «Озарение радугой» (1984) и др. обращается к теме природы, быту северной деревни. Романы «Поживем-увидим» (1978).

  1. Лисицкий, С. Ф. Этажи села Починки: повесть, рассказы / Лисицкий Сергей Фёдорович. - М. : Современник, 1977. - 286 с. - (Новинки «Современника»).

Проблемы современного села, облик и уклад сельской жизни 1960-1970-х гг.

Возвращение человека в родную деревню .

История и современность поморских сёл и деревень: Вазица, Кучема, Слобода и их округи.

  1. Личутин, В. В. Фармазон: повести, роман: Белая горница; Вдова Нюра; Крылатая Серафима; Фармазон: из хроники поморской деревни / В. В. Личутин. - М. : Сов. Россия, 1991. - 560 с.

С «Белой горницы» начинается «хроника поморской деревни» Вазица.

Т. 1: От всего сердца: роман / вступ. ст. В. Климова. - 463 с.: портр.

Т. 2: Горячие ключи: роман; Последнее свидание: повесть. - 527 с.

Т. 3: Войди в каждый дом: роман. - 702 с.

Жизнь деревни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время, в 1960-1970-е гг.

Исторические судьбы деревни в эпоху революции .

  1. Марков, Г. М. Соль земли: роман / Г. М. Марков. - М. : Сов. Россия, 1981. - 591 с.

Возрождение сибирской деревни .

  1. Марков, Г. М. Строговы: роман / Г. М. Марков. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.

Жизнь сибирских крестьян в дореволюционное время, в период Октябрьской революции и гражданской войны. История трёх поколений крестьянской семьи.

  1. Медынский, Г. А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1: Марья: роман / Медынский Григорий Александрович. - М. : Худож. лит, 1981. - 542 с.

Широко известный роман о жизни колхозной деревни в военные и первые послевоенные годы.

Медынский (Покровский) (1899-1984), русский писатель. В повестях и романах («Честь», 1959) и в публицистике («Трудная книга», 1964) — острая постановка проблем воспитания. Роман «Марья» (1946-1949; Государственная премия СССР, 1950) о послевоенном колхозе. Автобиографическая книга «Ступени жизни» (1981).

  1. Меньков, А. Т. Две рябины при дороге: рассказы / Меньков Алексей Титович. - М. : Худож. лит, 1986. - 573 с.

Судьбы тружеников полей, хлеборобов. Деревня 1970-х годов.

  1. Можаев, Б. А. Живой: повесть / Б. А. Можаев. - М. : Современник, 1988. - 781 с.

Коллективизация в деревне.

  1. Наседкин, Ф. И. Избранные произведения: в 2-х т. / Наседкин Филипп Иванович. - М. : Худож. лит, 1984.

Т. 1: Так начиналась жизнь; Великие голодранцы:

повести. - 560 с.: портр.

Т. 2: Испытание чувств: роман; Дорога к сердцу:

повесть. - 575 с.

Повести «Великие голодранцы» и «Дорога к дому» рассказывают о жизни деревни в 1920-е и 1960-е гг.

  1. Неверов, А. С. Я хочу жить: Рассказы; Андрон непутёвый: повесть; Гуси-лебеди: роман / Неверов Александр Сергеевич; предисл. Н. И. Страхова. - М. : Сов. Россия, 1984. - 304 с. - (Сел. б-ка Нечерноземья).

Послереволюционная деревня. Непримиримая классовая война. Разлом деревни.

Неверов (Скобелев) (1886-1923), русский писатель. Повести «Ташкент — город хлебный», «Андрон Непутевый», «Гуси-лебеди» (все 1923) о деревне в первые годы после революции, рассказы, пьесы.

  1. Непоменко, Ф. И. Во всей своей полынной горечи: рассказы и повесть / Непоменко Фёдор Иванович. - М. : Мол. гвардия, 1980. - 223 с.

Украинская деревня 1960-х гг. В центре повести трагическая судьба колхозного объездчика Прокопа Багния.

  1. Нефёдов, Н. Н. Вчера и сегодня: Завалинка: рассказы; Бандиткин хутор: повесть / Нефёдов Николай Николаевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 240 с.

Жизнь деревни 1960-1980-х гг..

  1. Николаева, Г. Е. Собрание сочинений: в 3-х т. : Т. 1: Рассказы; Жатва: роман / Николаева Галина Евгеньевна; вступ. ст. В. Юсовой. - М. : Худож. лит., 1987. - 622 с.: портр.

Трудная жизнь в послевоенной деревне.

Николаева (Волянская) (1911-63), русская писательница. Роман «Жатва» (1950; Государственная премия СССР, 1951) о послевоенном восстановлении колхоза; «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954); роман «Битва в пути» (1957) о жизни общества середины 1950-х гг.

  1. Никулин, М. А. Повести наших дней: Полая вода; Малые огни; А журавли кликали весну! ; Погожая осень / Никулин Михаил Андреевич. - М. : Сов. писатель, 1986. - 576 с.

Коллективизация на Дону. Донское крестьянство в Великой Отечественной войне.

  1. Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы / Носов Евгений Иванович // Деревенская проза: в 2 т. Т. 2 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 399-554.

В повести соединена военная и деревенская проза. Наша Победа - это победа всего народа.

  1. Овсиенко, А. М. Материнский кров: повесть / Овсиенко Александр Матвеевич. - М. : Современник, 1982. - 223 с. - (Новинки «Современника»).

Жизнь закубанской станицы во время Великой Отечественной войны.

  1. Пальман, В. И. Лица в сельском пейзаже; Девять хат: повести / Пальман Вячеслав Иванович; послесл. Ю. Кузнецова. - М. : Сов. писатель, 1990. - 544 с.

История одной деревни и её жителей в 1980-е гг.

  1. Панфёров, Ф. И. Бруски: роман / Панфёров Фёдор Иванович. - М. : Сов. Россия, 1984. - 560 с.

О коллективизации в волжских сёлах. Столкновение вожаков колхозного движения Степана Огнёва и Кирилла Ждаркина с кулаками Ильёй Плакущевым и Егором Чухляевым.

  1. Первенцев А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6: Чёрная буря: роман / Первенцев Аркадий Алексеевич. - М. : Худож. лит, 1980. - 391 с.

Сельские труженики Кубани в борьбе с чёрной бурей, обрушившейся на Краснодарский край в 1969 г.

Первенцев (1905-1981), русский писатель. Романы, в т. ч. «Кочубей» (1937) — о Гражданской войне, «Честь смолоду» (1948), «Секретный фронт» (кн. 1-2, 1971-78) — о Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1949, дважды).

  1. Потанин, В. Ф. Пристань: Тихая вода; Над зыбкой; Ожидание моря; Пристань: повести; Рассказы / Потанин Виктор Фёдорович; послесл. Н. Кузина. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 416 с.: портр.

Непростые судьбы сельских тружеников деревни 1960-1970-х гг.

Настоящее и прошлое российской деревни.

  1. Проскурин, П. Л. Горькие травы: роман, повести / Проскурин. - М. : Сов. писатель, 1989. - 608 с.

1940-1950-ые года, тяжёлый быт послевоенной деревни. Вернувшиеся с фронта приступают к восстановлению разрушенного хозяйства.

  1. Распутин, В. Г. Век живи - век люби: рассказы / Распутин Валентин Григорьевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 380 с.
  2. Распутин, В. Г. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар: повести / В. Г. Распутин. - М. : Современник, 1991. - 397 с.

Канонические произведения русской «деревенской» прозы. Современная деревня, архетипическая история утраты, распада родовых связей, привычного мира русского крестьянства.

  1. Ревунов, В. С. Не одна во поле дороженька: избранное: рассказы и повести / Ревунов Виктор Сергеевич. - М. : Мол. гвардия, 1988. - 463 с.

О послевоенном возрождении смоленской деревни.

  1. Ревунов, В. С. Холмы России: роман: в 2 т. / В. С. Ревунов. - М. : Современник, 1983-1987.

Зарождение колхозов на смоленской земле. Годы коллективизации. Великая Отечественная война, 1941 год, бои на Смоленщине.

  1. Росляков, В. П. Мы вышли рано, до зари: сельская хроника: повесть / Росляков Василий Петрович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 400 с.

Жизнь большого сельского района Ставрополья.

Росляков (1921-1991), русский писатель, критик. Наиболее известна автобиографическая повесть «Один из нас» (1962). В романах «Последняя война» (кн. 1-2, 1972-73), «Утро» (1985) обращается к теме войны. Роман «Витенька» (1981) о взаимоотношениях поколений, семейных проблемах. Исследование: «Советский послевоенный очерк» (1956). Книга очерков «О жизни на земле» (1979).

  1. Росляков, В. П. Сцены деревенской жизни / В. П. Росляков // Росляков В. П. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1 / В. П. Росляков; вступ. ст. А. Кондратовича. - М. : Современник, 1983. - С. 430-605.
  1. Сагитов, Т. Б. Сабантуй: роман: пер. с башк. / Сагитов Тайфур Бареевич. - М. : Современник, 1984. - 303 с. - (Новинки «Современника»).

История башкирского села на протяжении полувека. Описание праздника хлеборобов - Сабантуя.

  1. Самсонов, С. А. Пусть течёт река: повести, рассказы: пер. с удм. / Самсонов Семён Александрович. - М. : Сов. писатель, 1988. - 336 с.

Герои большинства произведений - крестьяне,

жители деревень Удмуртии.

  1. Сартаков, С. В. Хребты Саянские: роман: в 3 т. / Сартаков Сергей Венедиктович. - М. : Известия, 1981. - 577 с.

Гражданская война в Сибири .

  1. Седых, К. Ф. Даурия: роман / Седых Константин Фёдорович. - М. : Эксмо, 1988. - 592 с.

Жизнь забайкальского казачества на фоне от 1854 г. до Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны.

  1. Смирнов, В. А. Открытие мира: роман / Смирнов Василий Алексеевич. - М. : Сов. писатель, 1974. - 264 с.

Верхневолжская деревня начала ХХ века. Октябрьская революция, колхозное строительство.

Смирнов (1904/05-79), русский писатель. Романы «Сыновья» (1940), «Открытие мира» (кн. 1-4, 1947-73) о русской деревне.

Жизнь крестьян на Смоленщине, после Октябрьской революции до коллективизации.

  1. Солоухин, В. А. Владимирские просёлки: повесть / Солоухин Владимир Алексеевич // Деревенская проза: в 2 т. Т. 1 / сост. П. В. Басинский. - М. : Слово, 2000. - С. 13-204.

Деревня 1960-х годов.

Тема совести и внутреннего суда, проблема соц. утопизма и слепая вера людей в авторитеты .

  1. Тимофеев, Б. А. Пелагеюшка - раб Христов: рассказ / Тимофеев Борис Александрович // За горами: повести, рассказы, очерки писателей старого Урала / сост. и послесл. Дергачева И. А., Щенникова Г. К. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. - С. 427-440.

Судьба деревенской Пелагеи, её драма и уход из села .

  1. Титов, В. А. Полые воды: Ковыль - трава степная: повесть; Полые воды: рассказ; Раздел: повесть / Титов Владислав Андреевич. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 252 с.

Жизнь деревни 1970-1980-х гг. Герои произведений - сельские труженики, хлеборобы.

Титов (1934-1987), русский писатель. Работал горным мастером. Рискуя жизнью, он предотвратил катастрофу в шахте, лишился обеих рук. О своей жизни он рассказал в повести «Всем смертям назло...» (1967). Позднее были опубликованы повесть «Раздел» (1973), роман «Проходчики» (1982), повесть «Ковыль — трава степная».

  1. Фоменко, В. Д. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2: Память земли: роман / Фоменко Владимир Дмитриевич. - М. : Худож. лит, 1984. - 503 с.

1950-е годы. Переселение донских станиц и хуторов на новые земли из-за строительства Волго-Донского канала.

Фоменко (1911-1990), русский писатель. Роман «Память земли» (кн. 1-2, 1961-70) о переменах в жизни донских станичников в связи со строительством Волго-Донского канала; рассказы «Охотничья жилка».

Вторая книга трилогии рассказывает о событиях, происходящих во время гражданской войны в Красноярске и Енисейской губернии.

  1. Черкасов, А. Т. Хмель: сказания о людях тайги: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 768 с.

Первая книга цикла романов об истории Сибирского края описывает события от восстания декабристов до начала ХХ века.

  1. Черкасов, А. Т. Черный тополь: роман / А. Т. Черкасов, П. Д. Москвина. - М. : Дрофа, 1993. - 592 с.

Заключительная часть трилогии повествует о сибирской деревне с 1920-х годов до первых послевоенных лет.

Жизнь деревни 1960-1980-х годов с описанием исторического прошлого и национальной культуры.

  1. Шишков, В. Я. Угрюм - река: роман: в 2 т. / Шишков Вячеслав Яковлевич. - М. : Дрофа, 1994.

Сибирь конца 19 - начала 20 веков. Судьба трёх поколений купеческой династии Громовых.

Тема коллективизации в деревне .

Классовая борьба в послереволюционной Сибири.

  1. Шуртаков, С. И. Возвратная любовь: рассказы, повести / Шуртаков Семён Иванович. - М. : Сов. писатель, 1989. - 554 с.

Герои рассказов и повестей - люди колхозной деревни.

  1. Шуртаков, С. И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1: Трудное лето; Подгон: повести; Рассказы / С. И. Шуртаков; вступ. ст. М. Алексеева. - М. : Сов. Россия, 1985. - 528 с.: портр.

Герои повестей - люди колхозной деревни.

Деревня в 1960-х годах. Её быт, традиционные народные обряды. Деревенская свадьба.

Алексеев Михаил Николаевич (р. 1918) на стр. 6

Родился в селе Монастырское Саратовской губернии в крестьянской семье. Рано лишился родителей: мать умерла от голода, отец — в тюрьме, куда попал за то, что, будучи секретарем сельского совета, выдавал людям справки, чтобы они могли уехать и спастись от голода. Алексеев начинал как автор военной прозы. В 1957 году окончил Высшие литературные курсы при СП СССР. В 1965 году стал секретарем правления Союза писателей РСФСР, с 1968 по 1990-й занимал пост главного редактора журнала «Москва». С начала 60-х годов обратился к деревенской теме, за основу взяв воспоминания о жизни в родном селе Монастырском. В повести «Карюха» (1967) отразились впечатления деревенского детства автора. В романе «Драчуны» (1981) рассказал об одном из страшных эпизодов в истории России XX века — голоде в деревне в 30-е годы, причиной которому была продразверстка — насильственное изымание хлеба у крестьян, отразив трагические противоречия коллективизации. Стремление к фотографической точности сочетается с поэтичностью в воссоздании крестьянского мира. Удостоен Государственной премии СССР (1976).

Борщаговский Александр Михайлович (1913-2006) на стр. 8

русский писатель, критик, театровед, сценарист. Родился в семье журналиста. Литературную деятельность начал в 1933 году. В 1935 году окончил Киевский театральный институт, по окончании аспирантуры ушёл на фронт. После войны заведовал литературной частью Театра Советской Армии (1945-1949); в этот период опубликовал ряд работ по истории украинского классического театра и драматургии («Драматические произведения Ивана Франко», 1946), «А. М. Бучма», 1947), «Драматургия Тобилевича» (1948). В 1949 году в рамках идеологической кампании против «безродных космополитов» был уволен с работы, исключен из ВКП(б), лишен возможности печататься. В дальнейшем Борщаговский выступал преимущественно как прозаик. В 1953 году вышел его исторический роман «Русский флаг», повествующий об обороне Петропавловска-Камчатского в 1854, о победе русских воинов над английской эскадрой. Два года спустя выходит книга «Пропали без вести» о подвиге советских моряков в Тихом океане. В повести «Тревожные облака» (1958) рассказывается о знаменитом матче смерти между футболистами киевского «Динамо» и немецкой Люфтваффе. Повести «Седая чайка» (1958), «Остров всех надежд» (1960), «Стеклянные бусы» (1963) посвящены Дальнему Востоку, роман «Млечный путь» (1968) повествует о героических событиях времен Великой Отечественной войны. Наибольшую известность принесла Борщаговскому повесть «Три тополя», переработанная им затем в сценарий для кинофильма «Три тополя на Плющихе» (режиссер Т. Лиознова, 1967). Основой киносценария фильма «Третий тайм» (1962, режиссер Е. Карелов) стала повесть «Тревожные облака». Трагической судьбе киевских евреев, расстрелянных в Бабьем яру посвящена пьеса Борщаговского «Дамский портной» (1980), по которой в 1990 году режиссер Л. Горовиц поставил фильм с И. Смоктуновским в главной роли. В 1991 году писатель напечатал свои воспоминания «Записки баловня судьбы».

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) на стр. 19

Родился в деревне Олепино Владимирской области в крестьянской семье. Во время Отечественной войны служил в войсках специального назначения, охранявших Кремль. Летом 1956 года совершил пешеходное путешествие по Владимирской области, результатом которого стали две лирико-исповедальные книги: «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (I960). В начале 60-х годов пережил серьезный мировоззренческий перелом, стал иначе оце-нивать историю России XX века, понимая ее теперь как трагедию революцион-ного насилия над крестьянской страной. В 90-е годы выступал как историчес-кий публицист: разоблачительная книга о Ленине «При свете дня», повесть «Со-леное озеро» о молодом Гайдаре.

Тендряков Владимир Федорович (1923-1984) на стр. 19

Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт, служил радистом стрелкового полка, был тяжело ранен. Печататься начал с 1948 года, работал корреспондентом журналов «Смена» и «Огонек». В 1948 году вступил в ВКП (б), в 1951 — окончил Литературный институт. Первые публикации вполне соответствовали бесконфликтному характеру литературы и публицистики того времени, но уже с начала 50-х годов в творчестве Тендрякова проявляются новые черты. Широкую известность принесли очерки, повести, рассказы о жизни деревни, в которых он поднимал острые социально-экономические и нравственные проблемы: повесть «Падение Ивана Чупрова» (1953), в которой был изображен председатель колхоза, обманывающий государство ради блага самих же колхозников; «Ненастье» (1954); «Не ко двору» (1954; фильм «Чужая родня», 1956); «Кончина» (1968). В дальнейшем проза Тендрякова часто строилась по такому принципу: он как бы приглашал читателей решать сложные этические головоломки вместе с героем, в этом случае художественное действие становилось своего рода публицистическим приемом. Тендряков сформировался преимущественно как мастер короткой повести, построенной на чрезвычайном происшествии или трагическом осложнении в жизни героев. Тема совести и внутреннего суда была разработана в романе «Тугой узел» (1956; фильм «Саша вступает в жизнь», 1957) и повестях «Ухабы» (1956), «Суд» (I960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), «Подёнка - век короткий» (1966). Тендрякова остро волновали проблемы социального утопизма и слепой веры людей в авторитетов. Этому во многом посвящены повесть «Три мешка сорной пшеницы» (1972; инсценировка Ленинградского Большого драматического театра, 1975), роман «Покушение на миражи» ((1979-1982) был опубликован в 1987 году) и беспощадно издевательское мемуарное эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987). Роман «За бегущим днем» (1959), повести «Чудотворная» (1958; одноименный фильм, 1960), «Весенние перевертыши» (1973), «Ночь после выпуска» (1974) посвящены вопросам воспитания. Роман «Свидание с Нефертити» (1964) рассказал о нравственно-эстетических исканиях молодого художника, вчерашнего фронтовика, в послевоенные годы. Повесть «Путешествие длиной в век» (1964) написана в жанре научной фантастики. В.Ф. Тендряков обращался и к драматургическому жанру, написал пьесы «Белый флаг» (1962, совместно с К. Икрамовым), «Совет да любовь» (1973). Одними из постедних произведений писателя стали повести «Затмение» (1977) и «Расплата» (1979). Произведения Тендрякова неоднократно вызывали дискуссии в критике и педагогических кругах. Писатель обращался к трагическим страницам советской истории в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» — о раскулачивании крестьян, «Донна Анна» — о Великой Отечественной войне, «Охота» — о компании борьбы с космополитизмом. Эти произведения были опубликованы уже после его смерти в 1988 году.

Черкасов Алексей Тимофеевич (р. 1915) на стр. 20

Родился в июне 1915 года в деревне Потапово, Даурской волости, бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье. Побывал в детдомах Минусинска и Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем уехал в Балахтинский район — проводить коллективизацию. На селе задержался на добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского края и северного Казахстана... В северном Казахстане в 1937 году был в первый раз арестован по ложному обвинению. Три года провел в тюрьмах, лагерях. Освобожден был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти драматические годы были утрачены рукописи двух первых романов Черкасова "Ледяной покров" и "Мир, как он есть". После Минусинской и Абаканской тюрем Черкасов оказался в Красноярске. Работал в редакции газеты «Советская Хакасия». Был уволен, прошёл через психиатрическую больницу. Откуда его вызволила будущая жена Полина Дмитриевна Москвина, соавтор большинства его книг. "В стороне сибирской" - так называлась первая книга повестей и рассказов Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести "День начинается на Востоке", "Синь-тайга", "Лика", "Ласточка" и другие. Однако прославила и ввела его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы "Хмель", "Черный тополь" и "Конь рыжий" с общим подзаголовком "Сказание о людях тайги". Популярность у трилогии была невероятной, вскоре она уже перешагнула пределы страны. Романы были переведены на многие языки, издавались в Югославии, ГДР, Бразилии. В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьей в Крым, а 13 апреля 1973 года умер в Симферополе от сердечного приступа.

Черниченко Юрий Дмитриевич (р. 1929) на стр. 20

российский государственный, общественный деятель, писатель.

В 1953 окончил филологический факультет Кишиневского университета. В 1950-е гг. сотрудник газет «Советская Молдавия», «Алтайская правда». В 1959-74 специальный корреспондент газеты «Советская Россия» и «Правда». В 1975-91 комментатор Центрального телевидения, ведущий популярной передачи «Сельский час». В 1989-91 народный депутат СССР. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 1991 председатель Крестьянской партии России. Автор книг, основной темой которых являются социальные проблемы деревни: «Антей и Бобошко» (1963), «Уравнение с неизвестными» (1974), «Умение вести дом» (1984) и другие, в том числе автобиографическая повесть «Целина».

Шишков Вячеслав Яковлевич (1873-1945) на стр. 20

Родился в городе Бежецке Тверской губернии в купеческой семье. После окончания Вышневолоцкого технического училища с 1984 по 1915 живёт в Сибири, служит в Управлении Томского округа путей сообщения. Работает геодезистом, инженером-устроителем водных путей на Лене, Енисее, Чулыме. Возглавлявшиеся им экспедиции внесли большой вклад в изучение сибирского края. Впечатления от жизни и работы в Сибири стали первоосновой его творчества. Первые его произведения печатаются в томских изданиях - газете «Сибирская жизнь» и журнале «Молодая Сибирь». Летом 1912 года он приезжает в Петербург. В новом журнале «Заветы» публикуется его рассказ «Помолились». В 1915 году окончательно переезжает в Петроград. В 1916 году выходит первая книга «Сибирский сказ», в журнале «Летопись» публикуется повесть «Тайга». С 1917 года полностью посвящает себя литературному творчеству. Много ездит по стране. С 1920 по 1932 год работает над романом-эпопеей «Угрюм-река». В 1934-1945 гг. создаёт исторический роман «Емельян Пугачёв». В 1941-1942 гг. работает в осаждённом немцами Ленинграде. В 1942 году переезжает в Москву. Выступает по радио, в госпиталях с чтением своих произведений. Умер за два месяца до Победы.

Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) на стр. 20

русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Книга «Донские рассказы» (1926). В романе «Тихий Дон» (кн. 1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941) — драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн. В романе «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960). Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман «Они сражались за Родину» (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. «Судьба человека» (1956-57). Публицистика. Нобелевская премия (1965).

Шукшин Василий Макарович (1929-1974) на стр. 21

русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-1987) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки-лавочки», 1972, «Калина красная», 1974) — многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой лев» Венеции), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Ленинская премия (1976).

Яшин Александр Яковлевич (Попов)(1913-1968) на стр. 21

Родился в деревне Блудново Северо-Двинской (ныне Вологодской) губер-нии в крестьянской семье. Дед был бурлаком на Волге, стал кузнецом, своими силами организовал в Блуднове школу для детей. Отец погиб в мировую войну, семья бедствовала. Еще школьником стал писать стихи, за что его прозвали «ры-жим Пушкиным». Писательская карьера Яшина на первых порах складывалась

весьма успешно. В 1934 году он был премирован за лучшую комсомольско-походную песню и назначен делегатом на I съезд советских писателей, где было объявлено о создании Союза писателей СССР. Во время Отечественной войны работал военным корреспондентом. В 1949 году напечатал поэму «Алена Фомина» о передовой колхозной свинарке. Новый этап в творчестве связан с прозой. В 1956 году в альманахе «Литературная Москва» (второй выпуск) появился его рассказ «Рычаги», который, как и следующая повесть «Вологодская свадьба» (1962), был раскритикован в советской печати.

Рассказы Кочергина прямолинейны, строчки его прозы стройны, а вот жизненный путь писателя, наоборот, весьма извилист. Родился и учился он в столице, следом отправился в Сибирь, где и написал свои «Алтайские рассказы», получившие сразу несколько литературных премий - в том числе и Премию правительства Москвы.

- Гордость советской литературы: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Кто из так называемых писателей-деревенщиков вам ближе?

Думаю, что Астафьев - возможно, как раз именно потому, что он был несколько шире своих собратьев по перу.

В 15–16 лет я буквально зачитывался его «Царь-рыбой» и именно из-за этой книги стал мечтать попасть когда-нибудь на Енисей.

- В детстве мы все романтики. Но, кажется, у писателей-деревенщиков была вполне четкая взрослая цель - спасти деревню от умирания. И им это, увы, не удалось...

А мне кажется, что они уже понимали, что спасти ничего невозможно. Их литература была литературой прощания и попыткой прожить это прощание: достаточно взглянуть на названия - «Прощание с Матерой», «Последний поклон», «Последняя страда». В России ведь такое бывает очень часто: происходит что-то грандиозное, что осмысляется не на уровне государственном, а на уровне именно литературном.

- Есть ощущение, что это осмысление было довольно идеалистическим.

Белов, Распутин, Астафьев, Шукшин - все они и были идеалистами. Именно поэтому благодаря им и возник миф о деревне, как о мощном идеальном мире, на который можно опереться и в который хорошо бы вернуться, чтобы припасть к корням. Хотя и в то уже время припадать там было особо не к чему.

- Почему же этот мир был так интересен городским читателям?

Потому что был им совершенно незнаком - так же, как, скажем, миры братьев Стругацких или Александра Дюма. Неизведанное же всегда манит.

Однако мир Дюма и Стругацких волнует множество поколений, тогда как мир деревенщиков сегодня мало кому интересен.

На него прошла мода, да. Но отчасти тут оказались виноваты и сами писатели-деревенщики, во время перестройки скомпрометировавшие свой мир едва ли не черносотенными высказываниями. Да и, кроме того, все же знают, что происходит с деревней.

- Она, по-вашему, умирает?

Да. Хотя в деревне попрежнему живут замечательные люди. В селе в Рязанской области, где я построил дом, есть фермер Витя Назаров.

Крепкая семья, замечательные дети и внуки, которые ему уже помогают. Он пашет огороды всему селу, не отказывается помочь ни в чем, я не знаю, когда он умудряется спать. Доходы у него невысоки, однако он из принципа не обрабатывает свои поля ядохимикатами: «Не хочу травить, это наша земля». На таких упрямых людях многое в деревне держится.

Деревенская проза давным-давно, увы, осталась в истории. Ее нет. Есть авторы, пишущие на тему деревни - Борис Екимов, Роман Сенчин, Дмитрий Новиков из Петрозаводска, создающий замечательную «северную» прозу. Но это все произведения совсем другого жанра. Я и сам человек, родившийся в центре Москвы, деревенщик с очень большой натяжкой.

- Ну а кто вы?

Я - человек, поселившийся в деревне на месте, где когда-то жили финно-угры, а до этого представители какой-то неизученной культуры средне-окских могильников.

Я пишу прозу, учу своего сына, стараюсь побольше ездить по стране, если есть время и возможность. Что еще? Я работал дворником, уборщиком, почтальоном, сторожем. В свое время отправился в Сибирь, где был лесником в заповеднике.

- Зачем?

Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам и стал химиком-технологом, а я пытался найти свой путь. И я не один такой! В 1990 году, когда я разослал письма во все заповедники Союза с просьбой о приеме на работу, нигде не было свободных мест. Только с Горного Алтая мне пришел ответ, что есть ставка. Все штаты были забиты романтиками из крупных городов. В таежных избушках валялись сборники французской поэзии, литературные «толстые» журналы...

Видимо, постоянно идет не только приток в города, но и обратное движение. Посмотрите на яркого представителя - замечательный писатель Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, живет уже тридцать с лишним лет в селе Бахта на Енисее и работает охотником-промысловиком.

- Ну и как вам, москвичу, показалось там, в Сибири?

Там была таежная романтика, новые прекрасные пространства. Жизнь в «медвежьем углу», на кордоне, где нет электричества, куда все продукты доставляются на вьючных лошадях. Хотя теперь я думаю, что самым интересным было вовсе не это, а возможность соприкоснуться с абсолютно другой жизнью, с другой культурой, взглянуть на Москву с другой точки зрения.

- Научились там многому?

Еще бы! И коров доить, и хлеб печь - продукты-то нам завозили всего два раза в год. И еще - писать длинные письма жене, благодаря чему и стал в итоге писателем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Шайтанов, критик, литературный секретарь премии «Русский Букер»:

Если в 1960–1970 годы произведения деревенщиков выходили огромным тиражом и вызывали большой резонанс, сегодня они тихо публикуются в журналах типа «Наш современник». Их авторам не дают премий. Но, что интересно, в то же время писатели, не имеющие к деревенщикам никакого отношения, а просто пишущие о деревне - например, Андрей Дмитриев с его романом «Крестьянин и тинейджер» или Роман Сенчин с «Зоной затопления», - эти премии получают. Почему? Все просто: в советское время деревенская литература была прозой высочайшего уровня.

А сегодня... Ну, вы понимаете.

СПРАВКА

Илья Кочергин родился в Москве 30 мая 1970 года. Учился в МХТИ им. Менделеева, на геологическом факультете МГУ. Четыре года отработал лесником в Алтайском заповеднике. После возвращения в Москву поступает в Литинститут им. А. М. Горького.

Обладатель Премии правительства Москвы в области литературы за «Алтайские рассказы».

В 1960-е годы появился термин: писатели-деревенщики. Вообще-то о деревне немало писали Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Иван Тургенев… Но слишком уж очевидно - они не имеют к этому явлению совершенно никакого отношения.

Деревенщики - это совершенно конкретные имена людей, работавших тоже в очень конкретную эпоху. До Второй мировой войны такое явление не могло бы сформироваться: вряд ли можно было писать о деревне искренне, с сыновними чувствами, и одновременно воспевать «революционные преобразования». Воспевать получалось у М. Шолохова в «Поднятой целине» - но в его книгах не было и не могло быть теплого отношения к крестьянскому быту. Шолохов - советский казак, которого в его родной станице Вешенской звали «барин», - так он отличался от односельчан.

Деревенщики ощущали кровную, утробную связь со старой деревней, с сельским бытом и укладом. Они откровенно противопоставляли его городскому, интеллигентскому, и последовательно считали деревню лучше, благороднее, душевно чище и выше, чем город.

Часть русских европейцев - и дворян, и интеллигентов - тоже считали народ хранителем неких высших ценностей, а крестьян - стихийно добродетельными людьми. Но у писателей-деревенщиков эта идея выражена с предельной обнаженностью, поднимаясь до уровня войны двух разных цивилизаций.

Не всякий народоволец так рьяно доказывал бы, что в горожанине мертвый перетягивает живого, а вот деревенские люди инстинктивно знают некие высшие истины, и потому очень высоконравственны, честны, порядочны, духовно совершенны.

Город для деревенщиков выступал своего рода коллективным дьяволом, растлителем чистой деревни. Решительно все, шедшее из города - даже медикаменты или орудия труда - казалось им какими-то хитрыми ухищрениями, чтобы разрушить изначальную благодать сельской жизни. Лучше всех выразил эту идею «просвещенный почвенник» Солоухин, которого только по чистому недоразумению можно зачислить в «деревенщики». Но лучше всего сказал именно он, порождение тлетворного европеизма: «Нетрудно заметить, что каждое из благ цивилизации и прогресса существует лишь для того, чтобы «погасить» какую-нибудь неприятность, цивилизацией же порожденную. Великие блага - пенициллин, валокордин, валидол. Но для того, чтобы они воспринимались как благо, увы, нужна болезнь. Здоровому человеку они не нужны. Точно так же и блага цивилизации» .

Такая позиция в 1920-1930-е годы никак не могла быть выражена вслух: одной из главных идей большевиков было как раз превращение России из страны аграрной в индустриальную. И в 1920-е годы наверняка были люди из русских туземцев, которые так думали, - но их слова не дошли (и не могли дойти) до нас.

Если бы деревенщики писали в эти десятилетия - они или лгали бы, или погибли. Но говорить о царившем в деревне «ладе» им бы никто не позволил. А сами они сгинули бы в Нарымских болотах или на Колыме за «идеализацию патриархальщины», «пропаганду чуждых взглядов» и «поддержку кулацких мятежей». В те годы расстреливали и ссылали куда за меньшее.

Деревенщики появились, когда коммунистическая идеология была еще сильна - но уже прошла свой высший пик и начала клониться к упадку. Уже многое разрешалось или молчаливо допускалось, уже стало «можно» хоть в чем-то быть самим собой, не так услужливо изгибаться вместе с линией партии.

Старшие из деревенщиков помнили коллективизацию, были свидетелями кошмара, который творился в стране: массовые депортации, раскулачивание, ревтройки, страшный голод начала тридцатых, бегство народа на стройки «городов-садов». Но они были тогда детьми, они если и хотели, то не могли сказать своего «нет».

Рассказы Кочергина прямолинейны, строчки его прозы стройны, а вот жизненный путь писателя, наоборот, весьма извилист. Родился и учился он в столице, следом отправился в Сибирь, где и написал свои «Алтайские рассказы», получившие сразу несколько литературных премий - в том числе и Премию правительства Москвы.

- Гордость советской литературы: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Кто из так называемых писателей-деревенщиков вам ближе?

Думаю, что Астафьев - возможно, как раз именно потому, что он был несколько шире своих собратьев по перу.

В 15–16 лет я буквально зачитывался его «Царь-рыбой» и именно из-за этой книги стал мечтать попасть когда-нибудь на Енисей.

- В детстве мы все романтики. Но, кажется, у писателей-деревенщиков была вполне четкая взрослая цель - спасти деревню от умирания. И им это, увы, не удалось...

А мне кажется, что они уже понимали, что спасти ничего невозможно. Их литература была литературой прощания и попыткой прожить это прощание: достаточно взглянуть на названия - «Прощание с Матерой», «Последний поклон», «Последняя страда». В России ведь такое бывает очень часто: происходит что-то грандиозное, что осмысляется не на уровне государственном, а на уровне именно литературном.

- Есть ощущение, что это осмысление было довольно идеалистическим.

Белов, Распутин, Астафьев, Шукшин - все они и были идеалистами. Именно поэтому благодаря им и возник миф о деревне, как о мощном идеальном мире, на который можно опереться и в который хорошо бы вернуться, чтобы припасть к корням. Хотя и в то уже время припадать там было особо не к чему.

- Почему же этот мир был так интересен городским читателям?

Потому что был им совершенно незнаком - так же, как, скажем, миры братьев Стругацких или Александра Дюма. Неизведанное же всегда манит.

Однако мир Дюма и Стругацких волнует множество поколений, тогда как мир деревенщиков сегодня мало кому интересен.

На него прошла мода, да. Но отчасти тут оказались виноваты и сами писатели-деревенщики, во время перестройки скомпрометировавшие свой мир едва ли не черносотенными высказываниями. Да и, кроме того, все же знают, что происходит с деревней.

- Она, по-вашему, умирает?

Да. Хотя в деревне попрежнему живут замечательные люди. В селе в Рязанской области, где я построил дом, есть фермер Витя Назаров.

Крепкая семья, замечательные дети и внуки, которые ему уже помогают. Он пашет огороды всему селу, не отказывается помочь ни в чем, я не знаю, когда он умудряется спать. Доходы у него невысоки, однако он из принципа не обрабатывает свои поля ядохимикатами: «Не хочу травить, это наша земля». На таких упрямых людях многое в деревне держится.

Деревенская проза давным-давно, увы, осталась в истории. Ее нет. Есть авторы, пишущие на тему деревни - Борис Екимов, Роман Сенчин, Дмитрий Новиков из Петрозаводска, создающий замечательную «северную» прозу. Но это все произведения совсем другого жанра. Я и сам человек, родившийся в центре Москвы, деревенщик с очень большой натяжкой.

- Ну а кто вы?

Я - человек, поселившийся в деревне на месте, где когда-то жили финно-угры, а до этого представители какой-то неизученной культуры средне-окских могильников.

Я пишу прозу, учу своего сына, стараюсь побольше ездить по стране, если есть время и возможность. Что еще? Я работал дворником, уборщиком, почтальоном, сторожем. В свое время отправился в Сибирь, где был лесником в заповеднике.

- Зачем?

Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам и стал химиком-технологом, а я пытался найти свой путь. И я не один такой! В 1990 году, когда я разослал письма во все заповедники Союза с просьбой о приеме на работу, нигде не было свободных мест. Только с Горного Алтая мне пришел ответ, что есть ставка. Все штаты были забиты романтиками из крупных городов. В таежных избушках валялись сборники французской поэзии, литературные «толстые» журналы...

Видимо, постоянно идет не только приток в города, но и обратное движение. Посмотрите на яркого представителя - замечательный писатель Михаил Тарковский, племянник Андрея Тарковского, живет уже тридцать с лишним лет в селе Бахта на Енисее и работает охотником-промысловиком.

- Ну и как вам, москвичу, показалось там, в Сибири?

Там была таежная романтика, новые прекрасные пространства. Жизнь в «медвежьем углу», на кордоне, где нет электричества, куда все продукты доставляются на вьючных лошадях. Хотя теперь я думаю, что самым интересным было вовсе не это, а возможность соприкоснуться с абсолютно другой жизнью, с другой культурой, взглянуть на Москву с другой точки зрения.

- Научились там многому?

Еще бы! И коров доить, и хлеб печь - продукты-то нам завозили всего два раза в год. И еще - писать длинные письма жене, благодаря чему и стал в итоге писателем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Шайтанов, критик, литературный секретарь премии «Русский Букер»:

Если в 1960–1970 годы произведения деревенщиков выходили огромным тиражом и вызывали большой резонанс, сегодня они тихо публикуются в журналах типа «Наш современник». Их авторам не дают премий. Но, что интересно, в то же время писатели, не имеющие к деревенщикам никакого отношения, а просто пишущие о деревне - например, Андрей Дмитриев с его романом «Крестьянин и тинейджер» или Роман Сенчин с «Зоной затопления», - эти премии получают. Почему? Все просто: в советское время деревенская литература была прозой высочайшего уровня.

А сегодня... Ну, вы понимаете.

СПРАВКА

Илья Кочергин родился в Москве 30 мая 1970 года. Учился в МХТИ им. Менделеева, на геологическом факультете МГУ. Четыре года отработал лесником в Алтайском заповеднике. После возвращения в Москву поступает в Литинститут им. А. М. Горького.

Обладатель Премии правительства Москвы в области литературы за «Алтайские рассказы».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры