В чем заключается истинное милосердие. Милосердие находится в сердце

Главная / Бывшие

Милосердие как качество личности – способность делиться чем-то с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, воздаяния.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе, бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому». Улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Милосердно поступил этот человек? Как найти ту меру, по которой безошибочно определяется милосердие? В рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки» есть такой эпизод. Шел 1933-й год. Голодный мальчик заприметил чудом уцелевшую собаку. « Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла. Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали. Наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки. Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности. Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это не означает милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба. В сведениях 1849 о нравах помещичьих крестьян отмечалось их гостеприимство: «Ни у кого не повернется язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему». Милосердие – это и есть слезовый кус.

«Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах», — писал Генри Лонгфелло. Основа милосердия – жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас важно, значит, совершаем акт милосердия. Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Другое дело пожертвовать тем, к чему прикипел душой. В этом истинное милосердие. Например, в детстве родители подарили мне копилку. Я экономил на деньгах для завтраков в буфете и в течение нескольких месяцев бросал монетки в копилку. «Когда она заполнится, — думал я, — куплю аквариум и рыбок». Но все произошло иначе. Я разбил копилку, пошел с младшей сестрой в универмаг и купил ей платье. Я не ждал благодарности, похвал родителей. Просто это было мило моему маленькому сердцу. По-моему это и было милосердие.

Значимым для нас может быть и время. Олигарху проще всего перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детдому. Это только можно приветствовать, как благое дело. Поэтому оно и называется благотворительностью. Но милосердием это назвать нельзя. Для олигарха значимо время. Допустим, он приезжает в детдом и видит расстроенное старенькое пианино, черно- белый телевизор и туалет, в который страшно входить. В следующий раз он привозит белый рояль, плазменный телевизор и бригаду строителей для ремонта помещений. При этом все это делается без пиара, журналистов и телевидения. Дела милосердия нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить.

Нельзя сводить милосердие только к материальной сфере. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, доброжелательность, забота, любовное отношение к другому человеку — тоже являются проявлениями милосердия. Примером милосердия служит молитва за грешника.

Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему. Психологи пару лет назад провели эксперимент. Студента Духовной семинарии отправили в другой район города читать проповедь о милосердии. На его пути психологи поместили актера, который в момент, когда мимо проходил испытуемый, падал, начинал стонать и задыхаться от кашля. Этот эксперимент продолжали многократно с разными семинаристами. И только 10% останавливались, чтобы помочь реально страдающему. Результаты эксперимента были обнародованы и вызвали настоящий шок в научном и религиозном мире… Живого отклика на реальную ситуацию не случилось. А милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать за тридевять земель. Помоги ближнему. Экзюпери говорил: «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно». У нас человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо.

Милосердие – часть любви. Любовь более широкое понятие. В милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только благостные люди, но и люди в страсти, в невежестве. Пример невежественного милосердия – дать наркоману дозу, чтобы не мучился от ломки. С позиций невежественного человека он творит добро, но на самом деле совершает зло. Любящий человек откажет наркоману в просьбе. Будет сам терпеть боль, страдать, но не даст яд.

Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку». Милосердие должно быть мудрым, основываться не только на чувствах, но и разуме. Что это значит? Всегда нужно просчитывать последствия своего милосердия. Разовая помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Сегодня мы удовлетворили свою потребность «быть милосердным, а что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему зло своими подаяниями? Человек проходит урок. Он стал нищим, потому что как-то нарушил законы жизни. Мы, подавая ему милостыню, тем самым вмешиваемся в действие равновесных сил мироздания. Своими подаяниями мы заявляем миру, что он не справедливо устроен. Мы не согласны с таким устройством. Возникает примерно такая ситуация: учитель объясняет ученику, как исправить допущенные в жизни ошибки и тут в класс вламываемся мы, предлагая ученику конфетку. Он забывает про все ошибки и удирает с урока. Конфетка съедена, а ошибки так и остались не усвоенными. Задача милосердия – обеспечить рост человека, а не потворствовать злу.

Для подтверждения этой истины послушайте притчу: Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. «Эй, помоги!» — принялось кричать воровство, что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. «Освободи меня!» — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!» — «Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!» — «Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!» — «Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть». – «Но ведь он же прибьет меня!» — «Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!» И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию…

Мы можем быть порядочными, но не милосердными людьми, если вся наша порядочность нами и исчерпывается. Милосердие – это всегда то, что мы выносим из своего сердца другому человеку. Иными словами, милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что произошло не в прошлом или в будущем, а здесь и сейчас.

Многие, желая проявить милосердие, бросаются заниматься не своим делом. Хороший инженер-строитель идет в санитары, а прекрасный врач бросает свою клинику и начинает строить школу в деревне. Если человек хочет быть милосердным, лучшее поле деятельности для этого – его любимое дело, талант и призвание. Разумное милосердие не должно зарывать талант в землю, а, наоборот, способствовать реализации потенциала личности.

Милосердие должно быть рассудительным, потому что на нем нечистоплотные люди пытаются обстряпать свои грязные делишки. Всем приходилось сталкиваться с «липовыми» нищими, профессиональными попрошайками и благотворительными фондами, которые манипулируют на милосердии, пытаясь вытянуть из нас деньги. Когда мы считаем не разумным помогать, надо твердо сказать «нет». Вспомните позицию профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова: «Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука». - «Нет, не возьму», - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы. Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.- «Почему же вы отказываетесь?» - «Не хочу». - «Вы не сочувствуете детям Германии?» - «Сочувствую». -«Жалеете по полтиннику?» - «Нет». - «Так почему же?» -«Не хочу»».

Петр Ковалев

Приветствую новых и постоянных читателей! Чтобы соответствовать высокому званию Человек, надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Есть два понимания слова «человек»:

  1. Человек — как биологический вид, представитель отряда млекопитающих.
  2. Человек — существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами и словесною речью. Именно наши чувства делают нас людьми.

Что такое милосердие

Милосердие напрямую связано с понятием сострадание. Это готовность человека оказать помощь из сострадания к какому-либо существу и при этом не просить ничего взамен.

Что такое сострадание? Ответ в самом слове «со-страдание»- совместное страдание, принятие чужого горя к сердцу и последующее желание помочь. Это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. Это гуманность, жалость, сочувствие.

Как видите, разницы между этими двумя понятиями почти нет. Одно слово является синонимом другого.

Императрица и княжны Романовы

Сестры милосердия

На фото сестры милосердия Романовы. Великая Княжна Татьяна Николаевна и Императрица Александра Федоровна — сидят, Великая Княжна Ольга Николаевна — стоит.

В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину милосердия. Поль впервые предложил словосочетание «сестра милосердия». Он указал, что община должна состоять из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов.

К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тысяч сестер милосердия.

Ярким примером может служить Всю свою жизнь она посвятила бедным и больным, добивалась строительства школ и поликлиник. В 2016 году Мать Тереза Калькуттская была причислена к лику святых римско-католической церкви

Люди без сострадания

В современном мире все больше людей живут как эгоисты, делают только те вещи, которые выгодны им. Они забывают о беспомощных стариках и беззащитных животных. Отсутствие сострадания порождает равнодушие и жестокость.

Фотография, на которую страшно смотреть, но это делает человек! За что?

Растет число издевательств над меньшими братьями, истребления бездомных животных. Поставлен на поток меховой бизнес — выращивание на убой милых пушных зверьков. Животные невиновны в том, что Бог дал им шубки в защиту от холода.

Идет разгул обмана, мошенничества, наживы, коррупции, насилия и жестокости. Женщины делают , оставляют рожденных детей в роддомах или контейнерах для мусора. Не находя сострадания окружающих и выхода из проблемной жизненной ситуации, люди приходятк самоубийству.

Как развить в себе милосердие

  • Чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим.
  • Благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, каждый из нас воспитывает в себе умение сочувствовать.
  • Волонтерство. Люди по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам, беззащитным животным.
  • Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям.
  • Военные действия. Умение видеть в солдатах неприятеля не только врагов, но и людей.
  • Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, люди учатся милосердию.

Дорогой читатель, конечно, весь мир не изменить. Увы, будут существовать бесчеловечие и эгоизм. Но каждый может изменить себя. Оставайтесь Человеком в любой ситуации. Проявляйте гуманность, сочувствие и не просите ничего взамен.

Друзья, оставляйте ваши отзывы

способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сироте, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИЛОСЕРДИЕ

сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

Милосердие - это прощающая любовь абсолютного Господа, сущности всех ценностей, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили. Оно ярче всего проявляется в отношении к грешному человеку. Ни одна притча не дает такого отчетливого представления о милосердии, как притча о блудном сыне. Поведение отца, который спешит навстречу своему раскаявшемуся сыну и даже жертвует ради него своим лучшим тельцом, говорит нам о собственно милосердной любви. Да и все Евангелие в целом дышит милосердием. Божье милосердие составляет основу христианского Откровения. Оно отменяет античную картину мира, в которой является противоречием Бог, снисходящий к нам в Своей любви; оно раздражает фарисеев, которые надеются только на справедливость закона. Милосердие Божье - это ключевое слово Евангелия: о милосердии нам говорит трогательная притча о самаритянине; о нем напоминает нам притча о хозяине, простившем долги своему работнику; оно потрясает нас в рассказе о крестной смерти Господа, который, умирая, молится за своих мучителей.

Но Евангелие - это не только манифестация Божьего милосердия, но и требование быть милосердным. Преображение во Христе требует, чтобы мы приобщились и к этой божественной добродетели. Иисус говорит на пиру в доме Левия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13); милосердные люди особо угодны Богу, более того, наше милосердие является условием того, что и к нам Бог отнесется милосердно: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Первый вопрос, возникающий при рассмотрении милосердия, - это вопрос о различии милосердия и любви. Очевидно, милосердие является также и любовью, но оно не просто любовь, а особый вид любви. Своеобразие милосердной любви проявится ярче всего в том случае, если мы примем во внимание, что такая любовь всегда предполагает miseria, какую-нибудь тяжелую нужду у того, на кого она направлена. В общем случае это не свойственно любви. Не такова любовь между лицами Святой Троицы; также и любовь супругов или двух друзей не связана с милосердием.

Милосердие предполагает miseria у того, кого человек объемлет своей любовью; кроме того, оно имеет характер чувства, на которое другой человек не вправе претендовать: это жест совершенно особого снисхождения. Можно предположить, что милосердие - это то же самое, что сострадание. Однако это не так. Во-первых, сострадание всегда имеет отношение к какому-то конкретному человеческому несчастью. Мы сострадаем больному, бедному, подвергшемуся тяжелым испытаниям. А милость, милосердие всегда имеет отношение к конкретно проявляющейся miseria всего человеческого существа. Подлинным объектом милосердия является общая беспомощность и немощность падшего человека: страдание здесь понимается только как выражение общей miseria, свойственной метафизическому положению падшего человека. Милосердию открывается та бездна, в которой находится человек, и благородство его богоподобной личности особенно ярко сияет ему на этом фоне. Взгляд милосердного проникает глубже, чем взгляд сострадающего, он видит творение в свете его метафизического положения, он рассматривает ту или иную ситуацию in conspectu Dei. Это придает милосердию торжественные, героические черты, несвойственные состраданию.

Во-вторых, истинное сострадание всегда полно боли - сострадающий нам всегда страдает вместе с нами. Он входит в положение страдающего. А милосердие само по себе не является страданием, иначе бы Бог, пребывающий в Своем безграничном блаженстве, в котором нет и тени страдания, не мог быть милосердным. Милосердный не втянут в ситуацию страдающего, он особым образом господствует «над ней».

Это автоматически приводит нас к третьему признаку, отличающему милосердие от сострадания. Сострадание всегда предполагает ситуацию, общую для всех людей, оно имеет место inter pares, между равными. Милосердие же всегда предполагает превосходство милосердного. Хотя он интенционально и объемлет страдание другого человека, но сам занимает позицию вне этого страдания - выше его. Поэтому в любом милосердии заключен акт снисхождения: милосердный, любя, склоняется к несчастью. В сострадании отсутствует такое снисхождение; если оно вкрадывается, это означает фальсификацию сострадания: истинное сострадание превращается в то высокомерное отношение, которое воспринимается человеком, которому сострадают, как оскорбительное. Ибо сострадание - это специфическое выражение солидарности всех людей в беде, специфическое уравнивание себя со страдающим человеком. Оно, как мы видели, всегда формально связано с каким-либо частным человеческим горем, но при этом исходит из ситуации, общей для всех людей. Напротив, милость по своей сути возможна только исходя из Бога - она является своеобразным приобщением к первоначально присущей лишь Богу способности снисходить в своей любви. Поэтому она представляет собой именно сверхъестественную добродетель, которую можно реализовать только исходя из христианского этоса; любая попытка осуществить ее на чисто естественном уровне - в смысле снисходительного сострадания - приведет к чему-то негативному, недостойному.

Далее, сострадание как собственно человеческая позиция предполагает ранимое человеческое сердце. В сострадании заключено специфическое понимание страдающего, оно подразумевает наличие у занимающего равную позицию человека особого «органа понимания». Милосердие же представляет собой гораздо более духовный ответ. Хотя в нем также заключено окончательное «понимание», но это понимание присуще только тому, кто объемлет нечто как бы сверху, кто понимает его еще лучше оттого, что стоит над ним: так и Бог ближе к нам, чем мы сами, именно потому, что бесконечно превосходит нас. Поэтому вначале мы и сказали, что милосердный господствует над ситуацией в целом, поскольку рассматривает ее в Божественной перспективе и, приобщаясь к Богу, объемлет ее сверху.

Наконец, милосердие предполагает ситуацию, в которой мы благодаря своему вмешательству можем что-то изменить. Прежде всего это можно сказать в отношении Бога; у нас, людей, это имеет место в очень ограниченных рамках. Напротив, сострадание не связано с данным условием. Если, например, человек тяжело переживает смерть близкого, то мы можем глубоко ему сострадать, а для реализации милосердия основания здесь отсутствуют. Этот момент тесно связан с тем, что милосердный всегда должен иметь «превосходство». Милосердие предполагает возможность как-то помочь, управлять ситуацией «сверху». Милосердным может быть только тот, кто имеет возможность простить долги, кто в состоянии, как здоровый, помочь больному, кто в силу своего священнического сана способен лечить душевные раны, кто может отказаться от каких-то прав и справедливых требований в угоду другому человеку. Тем самым милосердие четко отличается от сострадания.

Милосердие представляет собой специфическую антитезу строгой справедливости. Противоположностью справедливости является не просто любовь, как часто думают, а милосердная любовь. Последняя никогда не задается вопросом, что именно заслужил человек. Преизбыток любви выходит за эти рамки. Мы хорошо знаем, какова была бы наша судьба, если бы Бог поступал только по справедливости: «Если ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?» (Пс. 129, 3). И тем не менее этот «выход за пределы справедливости» не имеет ничего общего с несправедливостью. Милосердие является антитезой справедливости не в том смысле, что пропадает ценность последней. Оно содержит в себе ценность справедливости per eminentiam, на более высоком уровне. Все то, что составляет ценность справедливости, в еще большей мере содержится и в милосердии. Бог не прекращает быть справедливейшим, будучи при этом милосерднейшим: «Царь грозного величия, бескорыстно спасающий тех, кого хочешь спасти, спаси меня, источник милосердной любви!» (Dies irae). То, что так обстоит дело в Боге, в абсолютно простом Боге, который объемлет собой все богатство бытия и в котором имеет место coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей), увидеть нетрудно. Однако как соотносится со справедливостью наше милосердие? Как выглядят ситуации, в которых мы сами обязаны проявлять милосердие?

Милосердие проявляется двояко. Во-первых, оно обращено к тем людям, к которым у нас есть претензии: это может быть связано с денежными или какими-нибудь другими долгами, или с тем, что они несправедливо с нами поступили.

Кроме того, оно может быть направлено на людей, которые находятся в беде и перед которыми мы при этом не имеем никаких особых обязательств, вытекающих, например, из нашего служебного положения или из «логоса» определенных отношений. Скажем, милосердие может быть обращено на чужого человека, который тяжело заболел, или терпит большую нужду, или всеми гоним, презираем.

Сначала мы рассмотрим первый вид милосердия. В этом случае милосердие предполагает отказ от какого-либо собственного права. Человек выходит за рамки справедливости, если речь идет о его собственной персоне. Но если мы, например, выступаем в качестве посредника в деле других людей, то не можем выходить за рамки справедливости. Мы не можем просто простить находящему в нужде то, что он задолжал тому, кто в нужде не находится. Мы можем принять во внимание особые обстоятельства, мы можем убеждать заимодавца быть милосердным, но это не та ситуация, когда мы можем просто сменить гнев на милость. Если же, напротив, заимодавцем являемся мы сами, то милосердие может иметь место. Но даже и тогда это не означает, что прощение долгов является милосердием или что такое прощение всегда правильно. Во-первых, речь должна идти о долгах бедного; мы должны иметь преимущество не только в правовом смысле, но и во всем остальном. Очевидно, прощение долгов богатому человеку не имеет ничего общего с милосердием. Здесь miseria (бедственность) должна заключаться не только в слабости позиции, которую по отношению ко мне занимает человек в результате того, что задолжал мне, - она должна быть присущей всему его положению. Во-вторых, другому не должно пойти во вред мое великодушие. Случается, что люди спекулируют на великодушии. Тогда наша услуга только укрепит их неблаговидные умонастроения. Наша твердость в этом случае может послужить им благотворным уроком. А прощение долгов было бы неуместным мягкосердечием и слабоволием. Необходимо четко отличать милосердие от многих установок, которые, не имея с ним никакой внутренней связи, тем не менее смешиваются с ним поверхностным наблюдателем.

Есть люди, которые слишком слабы, чтобы защищать свои права. Они боятся споров, любой формы противостояния, они не чувствуют себя настолько сильными, чтобы вступать в конфликт. Будь то в результате страха, беспомощности, инертности - в любом случае отказ от своих прав является у таких людей следствием не любви, а слабости. Они боятся защитить свои права не из сострадания к другому человеку, а из желания избежать неприятностей, которые могут потребовать энергичных действий. Такие люди скорее откажутся от многого, возьмут на себя большие материальные и моральные издержки, чем вступят в борьбу. Пугаясь любого конфликта, они сразу же считают свою позицию более слабой, если вынуждены чего-то требовать. Отличие от милосердия очевидно.

Но никак не милосердны также и люди, которые ни в чем не отказывают из так называемого «мягкосердечия», не любят причинять неприятности другим. Они не стоят над ситуацией, они не исходят из настоящей любви, стремящейся прежде всего к спасению ближнего, а уступают из жалости; они неспособны оценить общую ситуацию, проявляют жалость только в данный момент и не думают о человеке в целом. Это неупорядоченная жалость, проистекающая не из конфронтации с Богом и Его святой волей; в противоположность специфически исходящему из Бога и Его любви милосердию, она подчиняет нас сиюминутному и делает жертвой чистой случайности. Это жалость медсестры, тайно подсовывающей шприц морфинисту, которого следует отучать от наркотика.

Наконец, встречаются люди, которые стесняются настаивать на своих правах из благородства, из прирожденного великодушия. Они чувствуют неловкость, если им приходится использовать свое положение начальника, кредитора, оскорбленного. Они пренебрегают своей обязанностью сделать выговор человеку, что-то потребовать от него, даже если это пошло бы ему на пользу. Это тоже никакое не милосердие. Ибо последнее проистекает только из подлинной любви, для которой на первом плане стоит спасение ближнего, а не трудности, связанные с защитой собственных прав. Милосердный именно своим приобщением к Божественной любви выходит из собственной природы; узкий взгляд на ситуацию, когда мы на все смотрим лишь собственными глазами, исчезает, и естественная тенденция, какова бы она ни была, больше не играет никакой роли.

Поэтому милосердный отказывается от своих прав только тогда, когда не причиняет этим морального ущерба должнику. И отец в притче о блудном сыне устремляется навстречу сыну только тогда, когда тот, раскаявшись, возвращается к нему, следовательно, после того как несчастья, выпавшие на долю сына, заставили его образумиться и возвратиться домой. Но если бы он поддержал сына, когда тот растратил свое состояние, то сын не образумился бы, а только еще больше укрепился в своей греховной распущенности. Милосердный никогда не поступает, как жалостливый, который, так сказать, наносит «удар в спину» руководству Бога тем, что сменяет гнев на милость, не принимая во внимание состояние души ближнего.

Теперь мы обратимся ко второму основному проявлению милосердия. Оно направлено на находящегося в беде человека, по отношению к которому у нас нет никаких особых обязательств. Само собой разумеется, нас впрямую касается несчастье, случившееся с нашим супругом, ребенком или подопечным. В этом случае другой человек рассчитывает на нашу деятельную помощь, на наше участие. Там, где наша посильная помощь входит в круг наших обязанностей, не может идти речи о милосердии, по крайней мере пока мы остаемся в рамках наших обязанностей. Но если речь идет о чужой беде, которая в формальном смысле не касается меня, - если я, как самаритянин, нахожу на дороге раненого, встречаю отчаявшегося, нищего, который обращается ко мне за помощью, то тогда есть повод для актуализации милосердия - для того излияния снисходящей любви, преодоления рамок строгой справедливости, прорыва доброты, которая поднимает находящегося в беде и привлекает к себе.

Существуют различные антитезы милосердию.

Самой радикальной является жестокосердие, явно выраженное равнодушие к горю ближнего, позиция человека, ожесточенного в своей алчности и гордыне. Жестокосердного ничто не трогает, он не знает жалости, не говоря уже о милосердии. Он холоден, черств; он враждебно встречает каждого, кто взывает к его милосердию.

Другой антитезой является тип человека, который настолько погряз в своей алчности, что совершенно равнодушен к чужому горю. Он скорее бесчувствен, чем холоден и черств. Полное отсутствие чуткости, способности к ценностному ответу, полная подчиненность собственным интересам делают его непроницаемым для чужой беды. Это евангельский богач, оставляющий бедного Лазаря в нужде, а сам живущий в изобилии.

Наконец, существует тип человека, наслаждающегося своим превосходством, которое ему обеспечивают долги окружающих. Его меньше волнует содержание собственных требований, ему нетрудно отказаться от материальной выгоды, но он желает держать в зависимости других людей. Поэтому он будет настаивать не столько на выполнении своих требований, сколько на сохранении их в силе; более того, он будет стремиться к тому, чтобы поставить в зависимость от себя как можно большее число людей. Ибо ему приятно видеть их в своей власти, он наслаждается тем, что они просят его, ему доставляет удовольствие оставлять их под дамокловым мечом. Также и здесь проявляется особый вид противоположности милосердию, которое не только прощает долги находящемуся в бедственном положении, чтобы не усугублять его положение, но и стремится снять с него гнет вины. Невеликодушный человек, никогда не прощающий несправедливости, никогда «не списывающий» чужой вины таким образом, чтобы другой человек не чувствовал своего подчиненного положения, наоборот, наслаждается своим более высоким положением и постоянно пользуется собственным превосходством над подчиненным. Он постоянно дает ему понять, что выше его. Даже когда речь идет о моральном, интеллектуальном, хозяйственном или социальном превосходстве, он постоянно дает почувствовать свое преимущество и наслаждается, когда окружающие страдают от сознания собственной неполноценности. Такая позиция является специфической противоположностью великодушию, но вместе с тем a fortiori (тем более) - и милосердию.

Быть милосердным - это значит быть и великодушным и никогда не злоупотреблять своим преимуществом, даже ради объективной ценности. Несмотря на все наше превосходство, будь то в нравственном, интеллектуальном, физическом или денежном отношении, мы должны не только не пользоваться своим превосходством, но и всячески избегать того, чтобы человек почувствовал свою неполноценность; мы должны настолько привлечь его своей любовью, чтобы у него пропала всякая скованность и сознание собственной ущербности. Это не означает, что мы должны забыть об обязанностях, вытекающих из нашего превосходства; мы не имеем права нивелировать иерархию, созданную не нами, а Богом. В противном случае мы упустим предоставленную нам в этой ситуации Богом возможность помочь другому человеку. Но мы должны дать ему почувствовать его слабые стороны только тогда, когда этого требует забота о его душе.

Наконец, специфическую противоположность милосердию представляет собой позиция того, кто признает все нравственные обязанности лишь настолько, насколько они могут быть юридически сформулированы. Он, возможно, будет с величайшим усердием заботиться о человеке, который формально доверен ему, а человек, не являющийся его подопечным, не существует для него. Это тип корректного человека, который хочет быть безупречным перед своей совестью, который наслаждается сознанием того, что он выполняет все находящееся в рамках строгих требований законной справедливости. И этого ему хватает вполне. Вот до этой черты, и ни шагу дальше. У него нет никакого действительного интереса к реализации чего-либо ценного, никакой настоящей любви к ближнему, а только высокомерная по существу заинтересованность в том, чтобы исполнить свой долг, быть справедливым перед самим собой. Встретив нуждающегося человека, он может сказать себе, что это его не касается, что он не принимал на себя никаких обязательств в отношении его. Он может спокойно смотреть, как рядом с ним гибнет человек, и не вмешиваться, поскольку этот человек не был отдан на его попечение. Он никогда не простит долга: ведь он вправе потребовать его вернуть, так кто же вынудит его отказаться от своего права?

Наряду с этим типом человека-фарисея, который по существу интересуется только своей безупречностью, а не ценностью как таковой или благом другого человека, встречаются и люди, которые, хотя и без самодовольства, но настолько влюблены в юридические категории, что не имеют понятия о том, что такое выйти за пределы юридически запрещенного. Это тип трезвого человека-бюрократа, который с величайшим тщанием выполняет все то, что является юридически обязательным, но никогда не выходит за эти рамки. Он заранее задает себе вопрос: относится ли это к его формальным обязанностям? - и он никогда не пренебрегает законом ради находящегося в бедственном положении, поскольку не чувствует себя юридически ему обязанным. Такая позиция выражается в поговорке: summum ius, summa iniuria - высочайшая законность влечет за собой величайшую несправедливость.

Милосердный не преувеличивает различия между тем, что является строго обязательным, и тем, что таковым не является. Это не означает, что он не относится серьезно к понятию обязательного, - однако оно ни в коем случае не препятствует его любви.

Милосердие свойственно только тому, кто все рассматривает in conspectu Dei, в масштабе сверхъестественного. Кроме того, оно предполагает внутреннюю мягкость, отсутствие в сердце ожесточения. Любой рубец, травма, оставленная переживанием, которое мы не привели в порядок перед Богом, затрудняет излияние милосердия. Да и все формы внутренней несвободы - страх, отвращение, обидчивость, предубеждения - мешают милосердию. Ибо любая несвобода сковывает нас и не позволяет «встать над ситуацией», что является условием милосердия. Приобщиться к этой специфически божественной добродетели может лишь тот, кто достиг сверхъестественной независимости, проистекающей из истинной свободы, характерной для человека, ищущего только Царства Божьего и его правды и во всем надеющегося не на собственные силы, а на Бога. А эта святая независимость с необходимостью предполагает смирение. Только смиренный по-настоящему мягок и свободен от всякого ожесточения. Здесь мы с особой отчетливостью видим то общее значение, которое имеет смирение в качестве условия приобщения к божественной жизни. Эта самая высокая тварная добродетель является необходимым основанием нашего приобщения к специфически божественной добродетели. Мы должны отказаться от себя, прежде чем нас наполнит Христово милосердие. Мы можем повторить вслед за св. Иоанном Крестителем: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).

Милосердие - это специфически сверхъестественная добродетель, которая может расцвести только в человеке, живущем Христом. Поэтому она, как никакая другая добродетель, с непреложностью свидетельствует о жизни во Христе. Отсюда вопрос о том, милосердны ли мы, должен играть решающую роль при исследовании собственной совести. Как часто мы упускаем возможность проявить милосердие, как часто мы проходим, словно фарисеи, мимо страждущих, не помогая им, поглощенные своими делами, ограниченные в своей несвободе! А мы должны были бы чаще всего вспоминать именно об этой добродетели, благодаря которой мы ежеминутно существуем. Мы живем милосердием Божьим, им преисполнена вся наша жизнь, оно есть та первичная истина, на которой покоится все существо христианина: «Славьте Господа... ибо вовек милость Его» (Пс. 135, 1).

В нынешнем обществе мы все больше можем наблюдать жестокость, несправедливость и зло. Многие перестают помнить о таких важных вещах, как милосердие и доброта. Необходимо остановиться хотя бы на секунду и вспомнить, что мы прежде всего люди, и нужно относиться друг к другу по-человечески. Важно понять и осознать, что же такое милосердие, сострадание и справедливость. А также узнать, для чего эти качества нужны человеку.

Определение милосердия

Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие - это что?» Ответ приходит не сразу. А все потому, что люди думают о разнообразных проблемах и путях их решения, а вот о главном забывают.

Милосердие - это проявление любви к ближнему. Так пишут во многих книгах. Но ближние - это не только родственники и друзья, это абсолютно все люди, которые вас окружают. Необязательно проявлять «любовные» чувства, достаточно элементарного уважения к окружающим. И тогда мир для вас преобразится. И вы поймете, что бабушка-соседка не такая уж и противная, и с продавцами на рынке можно нормально разговаривать. Несите добро в мир. Еще можно сказать, что милосердие - это своего рода доброжелательность, желание помочь, ничего не требуя взамен. Эти качества присущи каждому человеку, просто нужно найти их в себе.

Некоторые люди уверены, что это совсем неуместные характеристики, и сегодня они никому не нужны. Но стоит попробовать быть чуточку добрее, уважать людей и помогать им, если они в этом нуждаются. И тогда вы заметите, что окружающие отвечают вам тем же, мир вокруг вас преобразится. Милосердие - это путь к вершинам.

Для чего нужно милосердие

Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.

Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, - это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи. Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых. Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя.

Что общего у сострадания и милосердия?

Нередко люди задаются вопросом: «Милосердие и сострадание - это одно и то же?» В какой-то степени эти человеческие характеристики схожи, но различия все-таки есть. Милосердие, как общее чувство, включает в себя сострадание, хотя это немного другое понятие. Так как же связано милосердие и сострадание? На самом деле, они не могут существовать друг без друга.

Что такое сострадание

Для начала стоит понять, что сострадание - это не жалость, которая представляет собой минутное чувство. Может быть жалко брошенного щенка или котенка, раненую птичку. Сострадать же означает проживать вместе с человеком его горе, разделять его с ним. Например, человек, который ухаживает за своим близким родственником, вместе с ним переживает улучшения состояния и новые приступы болезни. Его плохое состояние в прямом смысле отражается на самочувствии того, кто сострадает. Это чувство не требует никакой платы, благодарности, оно безвозмездное. Это своеобразный свет, который исходит изнутри человека и согревает того, кого поглотило горе. Чувство сострадания должно быть абсолютно бескорыстным. И только тогда оно станет истинным и искренним.

Для чего нужно сострадание

Сострадание необходимо нам в той же степени, что и милосердие. Разве вы не хотите жить в мире, полном улыбок, счастья, хорошего настроения? Человек, пораженный горем, неспособен улыбаться. Верните ему веру в жизнь - разделите с ним его горе. Те силы, которые уйдут на оказание помощи, борьбу за счастье другого человека, вернутся к вам в двойном размере. Делая добро, человек чувствует прилив бодрости и теплоту. Начать преображение серого, унылого, бесчувственного мира можно прямо сегодня, не откладывая.

Что такое справедливость

Есть еще одно качество, которое необходимо человеку и миру, в котором мы живем, - это справедливость. Во многих учебниках и статьях можно прочитать о том, что справедливость и милосердие - это абсолютно противоположные понятия. И вы можете согласиться с этим. Ведь как можно быть справедливым, но милосердным? Оказывается, можно.

Справедливость и милосердие прекрасно дополняют друг друга, но не все люди это помнят. Тем, кто считают такое сочетание качеств невозможным, будет полезно ознакомиться с примерами, доказывающими обратное. Продавцы отпускали товар людям, у которых не хватало денег, взамен на оказание небольших услуг: помыть пол или расставить продукты. Таких ситуаций может быть огромное множество, но вывод один - справедливость и милосердие могут сосуществовать вместе.

Для чего нужна справедливость

Справедливость необходима для того, чтобы избежать хаоса в мире. Каждый человек должен получать то, чего он добился и что заслужил. Люди, которые живут по справедливости, знают, что нужно бороться и идти к поставленной цели в жизни, а не ждать счастливого поворота судьбы, пока желаемое само придет к нему. Справедливо следует относиться ко всем окружающим. Тогда и мир ответит тем же - таковы естественные законы жизни. Справедливость предполагает честность: не следует обманывать и лгать людям. Стоит помнить, что, прежде всего, в эти моменты вы лжете самому себе. Будьте честными в первую очередь с собой, а потом и с окружающими.

Справедливость к себе

Это качество подразумевает адекватное восприятие действительности. Человек должен понимать, что он получит столько, сколько вложит. Не нужно ждать манны небесной или надеяться на помощь других людей. Только прилагая усилия, человек сможет взойти на вершину и добиться успеха.

Люди, которые несправедливы по отношению к себе, вряд ли смогут хорошо и правильно относиться к окружающим. Поэтому все изменения нужно начинать с себя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры