Биография михаила зощенко кратко. Михаил зощенко

Главная / Любовь

Советская литература

Михаил Михайлович Зощенко

Биография

ЗОЩЕНКО, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1894−1958), русский писатель. Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. Впечатления детства - в том числе о сложных отношениях между родителями - отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902-1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ Пальто.

В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы - Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г. Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.

В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К. И. Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек». Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А. Блока, В. Маяковского, Н. Тэффи и др. В Студии познакомился с писателями В. Кавериным, Вс. Ивановым, Л. Лунцем, К. Фединым, Е. Полонской и др., которые в 1921 объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О. Форш в романе Сумасшедший корабль.

В 1920-1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921−1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но - сволочь» и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928−1932).

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А. М. Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях.

В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя - советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством». Рефлексия такого героя производила поразительно смешное впечатление. То, что рассказ велся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую». Академик В. В. Виноградов в исследовании Язык Зощенко подробно разобрал повествовательные приемы писателя, отметил художественное преображение различных речевых пластов в его лексиконе. Чуковский заметил, что Зощенко ввел в литературу «новую, еще не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью». Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники - А. Толстой, Ю. Олеша, С. Маршак, Ю. Тынянов и др. В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома», Зощенко издал книгу Письма к писателю - своеобразное социологическое исследование. Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. После ее выхода режиссеру В. Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко Уважаемый товарищ (1930). Античеловечная советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование - повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И. Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды». Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом - в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов. После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж». В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, покольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном. Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печатание Перед восходом солнца было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой «либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками». Ответом стал очередной поток ругани в печати, книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины» (журнал «Большевик»). В 1946, после выхода постановления ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», партийный руководитель Ленинграда А. Жданов вспомнил в своем докладе о книге Перед восходом солнца, назвав ее «омерзительной вещью». Постановление 1946, с присущим советской идеологии хамством «критиковавшее» Зощенко и А. Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу. Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953) и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.

Зощенко Михаил Михайлович - русский писатель. Родился 29 июля (9 августа) 1894 в городе Санкт-Петербург. У его родителей были сложные отношения. В детстве Зощенко очень переживал по этому поводу. Свои переживания отразились в его произведениях. Литературную деятельность Зощенко начал рано. В 1907 написал свой первый рассказ "Пальто".

В 1913 писатель поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Учебу он прерывает из-за того, что началась Первая мировая война.

В 1915 Зощенко уходит на фронт, а в 1917 демобилизуется из-за болезни сердца. Эту болезнь он получает после отравления газами. В это время его литературная деятельность продолжалась. В 1918, несмотря на проблемы со здоровьем, Зощенко уходит в Красную Армию. До 1919 он воюет в рядах армии на Гражданской войне.

После возвращения в Петербург Михаил Михайлович зарабатывает себе на жизнь разными профессиями: сапожником, милиционером, плотником, актером и др. Литературу он не бросает, пишет юмористические рассказы.

В 1920-1921 Зощенко написал рассказы, которые были опубликованы: "Любовь", "Война", "Старуха Врангель". Эти публикации очень быстро сделали писателя знаменитым. С тех пор его творческая деятельность приобретает профессиональный характер.

В 1929 Зощенко публикует книгу "Письма к писателю". Эта книга вызвала неоднозначную реакцию у его читателей. Ведь они ждали от автора юмористических рассказов, а это произведение было серьезным.

В 1933 Михаил Михайлович публикует повесть "Возвращенная молодость". Академик И. Павлов заинтересовался этим произведением автора и приглашал его на свои семинары. Как продолжение повести "Возвращение молодости", Зощенко пишет сборник рассказов "Голубая книга". Эти рассказы стали причиной того, что писателю разрешили писать только сатирические произведения, где бы высмеивались отдельные недостатки людей.

Когда началась Отечественная война Зощенко эвакуировался из Москвы в Алма-Ату. Там он работал над самым главным произведением своей жизни - "Перед восходом солнца". В 1943 он опубликовал первые главы своего произведения в журнале "Октябрь". Эта работа вызвала бурю отрицательных отзывов и комментариев со стороны критиков. Зощенко долго боролся за право существования "Перед восходом солнца", но все обернулась так, что в 1946 его произведения запретили публиковать.

Все это очень сильно подорвало психологическое здоровье автора. Он не мог полноценно работать. После смерти Сталина, в 1953 Зощенко опубликовал свою последнюю книгу и был восстановлен в Союзе писателей.

Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля (9 августа) 1894 года в Санкт-Петербурге. Отец был художником, мать сочиняла рассказы, играла в любительском театре. В 1907 году глава семейства скончался, для семьи начались сложные в финансовом плане времена, что не помешало будущему писателю поступить в гимназию. Завершив обучение там, Зощенко стал студентом юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, откуда был отчислен за неуплату.

В сентябре 1914 года его зачислили в Павловское военное училище. Окончив ускоренные курсы военного времени, длившиеся четыре месяца, Зощенко ушел на фронт. Он получил несколько наград, в том числе и орден Святой Анны четвертой степени с надписью «За храбрость». В 1917 году вернулся к мирной жизни из-за обострившейся болезни. За пару лет успел сменить несколько профессий. Несмотря на освобождение от военной службы, в 1919 году поступил добровольцем в действующую часть Красной армии. В апреле его признали негодным и демобилизовали, но он поступил телефонистом в пограничную стражу. После возвращения в Петроград Зощенко вновь стал постоянно менять профессии. Кроме того, он начал посещать литературную студию Корнея Чуковского, которая впоследствии превратилась в клуб современных писателей.

1 февраля 1921 года в Петрограде появилось новое литературное объединение, получившее название «Серапионовы братья». Среди его членов был и Зощенко. Вскоре писатель дебютировал в печати. Рассказы, опубликованные в 1920-х годах, принесли ему огромную популярность. Он начал работать с сатирическими изданиями, разъезжать по стране, выступая перед публикой с чтением небольших произведений. В 1930-е годы Зощенко обратился к крупной форме. Среди прочего в это время были написаны повесть «Возвращенная молодость», сборник бытовых новелл и исторических анекдотов «Голубая книга».

В самом начале Великой Отечественной войны Зощенко пытался уйти на фронт, но его признали негодным к военной службе. Тогда он вступил в группу противопожарной обороны. В сентябре 1941 года его эвакуировали из Ленинграда − сперва в Москву, потом в Алма-Ату. Там Зощенко прожил до 1943 года, после чего вернулся в столицу. Во время войны он сочинял для театра, писал сценарии, рассказы, фельетоны, работал над книгой «Перед восходом солнца». Публикация последней началась в августе 1943 года. Тогда в журнале «Октябрь» вышла только первая часть. Затем из Агитпропа ЦК редакция «Октября» получила распоряжение остановить публикацию. Повесть печатать прекратили, началась масштабная антизощенковская кампания.

Писатель вернулся из Москвы в Ленинград, дела его постепенно стали налаживаться, но в 1946 году последовал новый и еще более страшный удар. Началось все с того, что журнал «Звезда» без ведома Зощенко опубликовал его рассказ «Приключения обезьяны». 14 августа вышло постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Зощенко исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек. Начались тяжелые времена, ему и семье пришлось буквально выживать. С 1946 по 1953 год Зощенко зарабатывал переводами, а также занимался сапожным ремеслом, которое освоил еще в молодости. В июне 1953 года его заново приняли в Союз писателей. Ненадолго бойкот прекратился. Весной 1954 года Зощенко пригласили на встречу с английскими студентами. Отвечая на вопрос одного из них, касающийся постановления 1946 года, Зощенко сказал, что не может согласиться с оскорблениями в свой адрес. Это привело к новому витку травли.

Последние годы жизни писателя прошли на даче в Сестрорецке. 22 июля 1958 года Зощенко скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Писателя похоронили на кладбище в Сестрорецке.

Краткий анализ творчества

Наибольшую известность Зощенко принесли сатирические произведения – главным образом рассказы. У писателя был богатый жизненный опыт – он побывал на войне, успел сменить множество профессий. В окопах, в общественном транспорте, на кухнях коммунальных квартир, в пивных Зощенко подслушал живую обиходную речь, ставшую речью его литературы. Что касается героя произведений писателя, то о нем он говорил следующее: «В каждом из нас имеются те или иные черты и мещанина, и собственника, и стяжателя. Я соединяю эти характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда этот герой становится нам знакомым и где-то виденным...». Как отмечал литературовед Юрий Томашевский, в творчестве Зощенко высмеивается не сам человек, а «печальные черты» человеческого характера.

Во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов Зощенко обратился к детской литературе. Так появились циклы «Леля и Минька» и «Рассказы о Ленине». В них вошли короткие тексты, в основу которых был положен жанр нравоучительного рассказа.

Важнейшую роль в литературном наследии Зощенко играет автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца», которую сам писатель считал главным делом своей жизни. Материал для нее он начал собирать еще в середине 1930-х годов. В письме к Сталину Зощенко отмечал, что книга «написана в защиту разума и его прав», что в ней «заключена научная тема об условных рефлексах Павлова» и, «видимо», доказана «полезная применимость ее и к человеческой жизни», что при этом были «обнаружены грубейшие идеалистические ошибки Фрейда». При жизни писателя повесть так и не была опубликована полностью. Это впервые произошло лишь в 1973 году, причем в США. В России «Перед восходом солнца» напечатали полностью только в 1987 году.

Жизнь и творчество Михаила Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не завершив учебы, ушел в 1915 году добровольцем в действующую армию, чтобы, как вспоминал он впоследствии, “с достоинством умереть за свою страну, за свою родину”. В канун Февральской революции он был уже командиром батальона, кавалером четырех боевых орденов, штабс-капитаном. После Октябрьской революции он стал пограничником в Стрельне, затем был переведен в Кроншдат. Был демобилизован по болезни (во время боевых действий Зощенко был отравлен газами, в результате чего у него появился порок сердца). Вот как он сам об этом пишет: “Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце...”. После демобилизации Зощенко принимался за самые различные профессии. Он был: агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице - сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту...

Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь прежде, чем он сел за писательский стол.

Это список необходим. Эти скучные, сухие строчки нудного перечисления дают возможность понять, откуда Зощенко брал материал для всех своих рассказов, повестей, фельетонов.

Опубликованные в 1922 году “Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова” привлекли всеобщее внимание. На фоне новеллистики тех лет (а новелла тогда была доминирующим видом литературного произведения) резко выделилась фигура героя-сказочника, тертого, бывалого человека Назара Ильича Синебрюхова, прошедшего фронт и немало повидавшего на свете. Это так напоминает биографию самого Зощенко...

Произведения, написанные писателем в 20-ые годы, были основаны на конкретных и весьма злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из читательских писем. А их приходило великое множество. “Он не ходил по людям с карандашом. Сами люди, расталкивая друг друга, наперебой рвались к нему на карандаш.” Приходили письма о беспорядках на транспорте и в общежитиях, о НЭП’е и забавных случаях в быту, о мещанах и обывателях. Часто его рассказы строились в форме непринужденной беседы с самим собой, с читателем.

В своем цикле сатирических произведений Зощенко зло высмеивал тех, кто любыми методами пытался добиться индивидуального счастья, наплевав на все человеческое (“Матерщинница”, “Гримаса непа”, “Дама с цветами”, “Няня”, “Брак по расчету”).

Сатира, как и вся советская художественная проза, значительно изменилась в 30-ые годы. В этот период Зощенко охвачен идеей слить воедино сатиру и героику. Теоретически этот тезис был провозглашен им еще в самом начале 30-ых годов, а практически реализован в “Возвращенной молодости” (1933), “Истории одной жизни” (1934), повести “Голубая книга” (1935) и ряде других рассказов второй половины 30-ых годов. В этот же период Зощенко пишет еще два больших цикла рассказов: рассказы для детей и рассказы о Ленине.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Зощенко жил в Алма-Ате. Трагедия блокированного Ленинграда, грозные удары под Москвой, великая битва на Волге, сражение на Курской дуге - все это им глубоко переживалось. Стремясь внести свою лепту в общее дело разгрома врага, Зощенко много пишет на фронтовые темы. Тут и киносценарии короткометражных фильмов, и небольшие сатирические пьесы (“Кукушка и вороны”, Трубка фрица”), и ряд новелл “Из рассказов бойца”, и юморески, печатавшиеся в “Огоньке”, “Крокодиле”, “Красноармейце”, и киноповесть “Солдатское счастье”.

В 50-ые годы Михаил Зощенко создал ряд рассказов и фельетонов, цикл “Литературных анекдотов”, много времени и энергии посвятил переводам. Особенным мастерством выделяется перевод книги финского писателя М. Лассила “За спичками”.

Семья оказалась на грани нищеты.

В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год был отчислен из-за неуплаты за обучение.

Сначала он работал контролером на Кавказской железной дороге. Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем поступил на военную службу. Был зачислен юнкером рядового состава в Павловское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда; окончив ускоренные курсы, ушел на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Награжден за боевые заслуги четырьмя орденами и отчислен в резерв по состоянию здоровья.

В августе , ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.

Михаил Зощенко был женат на Вере Кербиц-Кербицкой — дочери отставного полковника. У него остался сын Валерий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Семья оказалась на грани нищеты.

В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год был отчислен из-за неуплаты за обучение.

Сначала он работал контролером на Кавказской железной дороге. Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем поступил на военную службу. Был зачислен юнкером рядового состава в Павловское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда; окончив ускоренные курсы, ушел на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Награжден за боевые заслуги четырьмя орденами и отчислен в резерв по состоянию здоровья.

В августе , ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.

Михаил Зощенко был женат на Вере Кербиц-Кербицкой — дочери отставного полковника. У него остался сын Валерий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры