Биография уильяма шекспира кратко самое главное. Уильям шекспир биография

Главная / Любовь

Его называют величайшим писателем Англии и символом всей английской драматургии. Лучшие театры мира спустя четыре столетия после его смерти считают за честь поставить спектакль по его пьесах.

Детство и рождения собственной семьи

Как бы там ни было родился будущий драматург в семье состоятельного ремесленника Джона Шекспира, который со временем стал главой городского совета. Кроме того точно известно, что отец часто платил штрафы за то, что не приходил на воскресные богослужения. С этого можно сделать вывод, что семья была тайными католиками.

Мать Уильяма была из старейших саксонской семьи.

Всего в семье было восемь детей, Уильям был третьим.

В 18 лет Уильям Шекспир женился на Энн Хэтауэй, старшей за него на восемь лет. В браке рождаются четверо детей.

Белое пятно в биографии

Следующие восемь лет из жизни Уильяма Шекспира являются лишь предположениями - никаких достоверных фактов о том, где он жил и чем занимался, нет. Исследователи его биографии расходятся во мнениях, что происходило в жизни Шекспира с 1585 по 1592.

По одной из версий, он должен был бежать из Стратфорда из-за разногласий с местным сквайром Томасом Люси. По слухам, Шекспира обвинили в браконьерстве, и тот в отместку написал о Люси несколько не совсем приличных баллад.

Другая версия говорит, что он начал присматривать за лошадьми одного из лондонских театральных покровителей и таким образом очутился в актёрской среде.

Третья версия: Шекспир был учителем в школе.

Театральная карьера в английской столице

Биографы также точно не могут ответить на вопрос, когда Шекспир начал писать свои пьесы. Доподлинно известно, что уже в 1592 году его историческая хроника «Генрих VI» шла на подмостках театра The Rose. Кроме того нет никаких сомнений, что именно к Шекспиру было обращено посмертное послание прозаика и драматурга Роберта Грина, где тот обыгрывает строчки из пьес Уильяма и высмеивает его «жалкие попытки» сравняться с великими драматургами Англии. Намекал он на Томаса Нэша, Кристофера Марло и, конечно же, на себя. То есть, Шекспира к тому времени уже знали как автора в Лондоне.

Поэтому биографы считают, что писать свои пьесы Шекспир мог начать в любое время между 1585 и 1592.

Но как бы там ни было уже с 1594 года все постановки его творений принадлежат труппе «Слуги лорда-камергера», в состав которой входил и он сам, позже став совладельцем.

Труппа активно развивалась и вскоре стала одной из ведущих коллективов Лондона. В 1603 году, после смерти королевы Елизаветы, она получила патент от нового правителя Якова ІІ и сменила название на «Слуги Короля».

В 1599 на берегу Темзы труппа построила свой собственный театр, который получил название The Globe. Строили его в складчину все участниками «Слуг».

Можно с уверенностью сказать, что совместная работа с труппой принесла Шекспиру не только славу, но и деньги. В 1597 он купил New Place – один из самых больших домов в родном Стратфорде, а в 1608 году - лондонский театр Blackfriars.

Уже с 1594 года его имя начало появляться на титульных страницах изданий - его знали не только как хорошего актёра, но и как автора произведений, который ставила труппа.

Но даже имея собственный дом в родном городе, Шекспир зачастую живёт в Лондоне: здесь его театр, его работа. Поэтому он чаще всего снимает даже не квартиры, а комнаты для того, чтобы быть поближе к The Globe.

Последние годы жизни и смерть

Традиционно считается, что свои последние годы Уильям Шекспир провёл в родном Стратфорде. Одной из причин этому были эпидемии. Так, точно известно, что в то время много лондонских театров закрылись из-за эпидемии чумы. Людям было попросту не до спектаклей, поэтому актёры на время остались без работы. Но полностью отказаться от драматургии Шекспир не мог, так что время от времени возвращался в Лондон.

После 1607 года Шекспир написал очень мало пьес, а в 1613 году вообще прекратил их писать. Три свои последние пьесы он написал в соавторстве с ещё одним сочинителем. Историки допускают, что это был Джон Флетчер, поскольку именно он заменил Шекспира на посту главного драматурга «Слуг Короля».

Поскольку в последние годы жизни почерк Шекспира на бумагах сильно меняется, многие учёные считают, что он болел.

Умер Уильям Шекспир 23 апреля 1616 года. Его похоронили в церкви Святой Троицы в родном Стратфорде. Тем не менее во многих городах мира есть погребальные монументы Шекспиру. Например в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.

Мифы вокруг имени Шекспира

В XVIII критики начали сомневаться в том, а был ли Шекспир автором всех тех пьес и сонетов, которые ему приписывают? Называли разные имена великих писателей того времени, от Роджера Меннерса до Фрэнсиса Бэкона. Тогда же возникла теория, что под именем Шекспира на самом деле писала целая группа людей.

Главным аргументом считалось то, что нет никаких доказательств об образовании драматурга. А человек, не получивший нужных знаний, никак не может иметь словарный запас в несколько десятков тысяч слов и знания в области литературы и истории.

А отсутствие любых рукописей работ Шекспира только укрепили критиков в своей правоте.

Современные исследователи творчества Шекспира отбрасывают все догадки, тем не менее те сомнения дожили почти до начала ХХ века.

  • Несмотря на то, что действие пьес Шекспира разворачивается в самых разных уголках Европы, в том числе во Франции и Италии, сам драматург, вероятнее всего, никогда не покидал Англию.
  • Финал знаменитой пьесы Шекспира «Король Лир» в течение 150 лет считался столь печальным, что произведение на протяжении всего этого периода никогда не ставили в оригинале.
  • Шекспир обогатил английский язык на 1 700 новых слов.
  • Словарный запас Шекспира составляет от 15 000 до 29 000 слов.
  • При жизни драматурга его самым популярным сочинением считалось малоизвестное сейчас стихотворение «Венера и Адонис».
  • Как минимум две пьесы Шекспира бесследно исчезли из литературного наследия драматурга: Love’s Labour’s Won («Победоносные усилия любви») и Cardenio («Карденио»).
Антоний и Клеопатра (англ. Antony and Cleopatra) - трагедия Уильяма Шекспира с сюжетом, основанном на переводе Плутарховского жизнеописания Марка Антония, выполненного Томасом Нортом с французского перевода Амио. Действие пьесы происходит в I веке до н. э. (от начала Парфянской войны до самоубийства Клеопатры), в основе которой удивительная и полная драматизма история любви римлянина Марка Антония и царицы египетской Клеопатры.

Пожалуй, ни одна пьеса великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения Уильяма Шекспира, оказавшего огромное влияние на развитие театрального искусства и мировой литературы, не вызывала такой критической разноголосицы, как "Буря". Что она такое?

Комедия "Венецианский купец" - одно из замечательных творений великого английского драматурга, актера театра "Глобус" Уильяма Шекспира, многомерное и глубокое.

При жизни Шекспира эта комедия издавалась в 1602 году под названием "Чрезвычайно занятная и весьма остроумная комедия о сэре Джоне Фальстафе и виндзорских насмешницах. Содержащая разные забавные выходки валлийского рыцаря сэра Хью, судьи Шеллоу и его премудрого племянника мистера Слендера. С пустым хвастовством прапорщика Пистоля и капрала Нима. Сочинение Уильяма Шекспира.

Трагедия "Гамлет" является одной из вершин творчества Шекспира. В основе пьесы лежит трагическая история датского принца Гамлета, притворившегося безумным, чтобы отомстить убийце отца, завладевшего престолом.

"Небесной, идолу моей души, преукрашенной Офелии..." - Это плохое выражение, пошлое выражение; "преукрашенной" - пошлое выражение; но вы послушайте. Вот.

Самая знаменитая трагедия гения английской литературы В. Шекспира "Гамлет, принц Датский" представлена в переводе Бориса Пастернака.

Баран ради корма идет за пастухом, но пастух ради пищи не пойдет за бараном. Ты ради платы идешь за хозяином, но хозяин денег ради не пойдет за тобой. Значит, ты баран.

Леонт, король Сицилии, подозревает свою беременную жену Гермиону в измене с его другом Поликсеном, королем Богемии. Он приказывает своему приближенному Камилло отравить Поликсена, находящегося в это время с визитом на Сицилии...

Комедия была впервые опубликована "in folio" в 1623 г. По всей вероятности, она создавалась на рубеже веков, приблизительно в 1599 г. или в 1600 г. Сюжет этой пьесы Шекспир позаимствовал из пасторального романа своего современника, актера и драматурга Томаса Лоджа "Розалинда". Источником подобного сюжета в английской литературе можно считать английские народные сказания о Гамелине.

Уильям Шекспир - выдающийся драматург, один из самых знаменитых в мире, поэт, - был уроженцем г. Стратфорд-на-Эйвоне. Здесь, в графстве Уорикшир, он появился на свет в 1564 г. Дата рождения его неизвестна. Принято считать, что это 23 апреля, зато день крещения, 26 апреля, установлен достоверно. Его отцом был зажиточный ремесленник, уважаемый в городе человек, а мать – представительницей старинного саксонского семейства.

На протяжении 1569-1571 гг. Шекспир был учащимся младшей школы, позднее – средней школы в Стратфорде. Она отличалась приличным уровнем образования, однако доподлинно неизвестно, закончил ее Уильям или нет, – скорее всего, ему пришлось в связи с семейными финансовыми затруднениями оставить занятия и помогать отцу. 18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которая была на 8 лет старше его; заключив брак , молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у Четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года - пара разнополых близнецов. Шекспир покинул Стратфорд во 2-ой половине 80-ых гг. и переехал в Лондон.

Период биографии Шекспира, затрагивающий последующие годы, принято называть темными, или утраченными, годами, т.к. о его жизни в это время сведения отсутствуют. Принято считать, что переезд в Лондон состоялся ориентировочно в 1587 г., но есть и другие версии. Как бы там ни было, в 1592 г. Шекспир уже являлся автором исторической хроники «Генрих VI».

На протяжении 1592-1594 гг. театры английской столицы были закрыты в связи с эпидемией чумы. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, Шекспир пишет пьесы, в частности, «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», поэмы «Лукреция» и «Венера и Адонис». Также в период с 1594 по 1600 г. Шекспир пишет большое количество сонетов. Все это делает его известным литератором. Когда театры открылись, в 1594 г. Шекспир входит в новый состав - т.н. труппу слуги лорда-камергера, названную в честь ее покровителя. Шекспир являлся не только актером, но и пайщиком.

На протяжении 1595-1596 гг. были написаны знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта», а также «Венецианский купец» - комедия, впоследствии впервые названная «серьезной». Если раньше авторами пьес для театра являлись «университетские умы», то к этому времени их роль оказалась утраченной: кто-то перестал писать, кто-то умер. На смену им пришел Шекспир, ознаменовав этим самым новую эпоху в развитии театрального искусства.

В 1599 г. происходит еще одно значимое событие в биографии Шекспира – открытие театра «Глобус», в котором он был актером, главным драматургом и одним из владельцев. Через год после этого увидел свет знаменитый «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание. В этот же период жизни Шекспир стал дворянином, приобрел в Стратфорде большой, второй по площади в городе, дом.

После смерти в 1603 г. королевы Елизаветы и прихода к власти Якова I король сам становится покровителем труппы лорда камергера. 1606-ой стал точкой отсчета для последнего периода в литературной деятельности Шекспира, ознаменованного, в частности, созданием трагедий на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), а также романтических трагикомедий «Буря», «Зимняя сказка» и др.

Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь. В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для т.н. шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 3 мая 1616 г. один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы.

При жизни сочинения Уильяма Шекспира публиковались лишь в отдельном виде, иногда в виде сборников (сонеты). Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано в 1623 г. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес; при жизни драматурга увидели свет лишь 18 из них. Его творчество ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка и культуры, подвело черту под европейским Возрождением. До нашего дня его пьесы являются неотъемлемой частью, основой репертуара театров всего мира. В век новых технологий почти вся шекспировская драматургия была экранизирована.

Уильям Шекспир (1564-1616) – великий английский поэт и драматург, входит в число лучших писателей мира, национальный поэт Англии. Произведения Шекспира имеют переводы на все основные языки мира и наибольшее количество театральных постановок по сравнению со всеми другими драматургами.

Рождение и семья

Уильям родился в 1564 году в небольшом местечке Стратфорд-апон-Эйвон. Точно неизвестен день его рождения, есть только запись о крещении малыша, которая прошла 26 апреля. Так как в то время младенцев крестили на третий день после рождения, предполагается, что поэт появился на свет 23 апреля.

Отец будущего гения, Джон Шекспир (1530-1601), – зажиточный горожанин, занимался торговлей мясом, шерстью и зерном, имел перчаточное ремесло, позднее увлёкся политикой. Он часто избирался на значимые в обществе должности: в 1565 году олдерменом (членом муниципального собрания), в 1568 году бальи (мэром города). В Стратфорде отец имел много домов, так что семья далеко не бедствовала. Отец никогда не ходил на службу в церковь, за это на него возлагались немалые штрафы, предполагается, что он тайно исповедовал католицизм.

Мама поэта, Мэри Арден (1537-1608), вышла из старейшего дворянского рода Саксонии. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров.

Учёба

Маленький Шекспир посещал местную «грамматическую» школу, где занимался риторикой, латынью и грамматикой. Дети в подлиннике знакомились с произведениями знаменитых древних мыслителей и поэтов: Сенеки, Виргилия, Цицерона, Горация, Овидия. Это раннее изучение лучших умов отложило отпечаток на дальнейшее творчество Уильяма.

Провинциальный городок Стратфорд был маленький, все люди знали там друг друга в лицо, общались независимо от сословия. Шекспир играл с детьми обычных горожан и знакомился с их жизнью. Он познавал фольклор и впоследствии списывал со стратфордских жителей многих героев своих произведений. В его пьесах появятся хитрые слуги, высокомерные вельможи, простые люди, страдающие из-за рамок условностей, все эти образы он черпал в детских воспоминаниях.

Молодые годы

Шекспир был очень трудолюбивым, тем более что жизнь заставила его рано начать работать. Когда Уильяму было 16 лет, отец совсем запутался в своих торговых делах, обанкротился и не мог содержать семью. Будущий поэт пробовал себя в качестве сельского учителя и подмастерья в мясной лавке. Уже тогда проявлялась его творческая натура, перед тем, как забить животное, он произносил торжественную речь.

Когда Шекспиру было 18 лет, он сочетался браком с 26-летней Энн Хатауэй. Отец Энн был местным землевладельцем, на момент бракосочетания девушка ждала ребёнка. В 1583 году Энн родила девочку Сьюзен, в 1585 году в семье появилась двойня – девочка Джудит и мальчик Хемнет (умер в 11 лет).

Спустя три года после женитьбы семья уехала в Лондон, потому что Уильяму пришлось скрываться от местного помещика Томаса Люси. В те времена считалось особой доблестью убить оленя в поместье местного богача. Этим занимался Шекспир, и Томас начал его преследование.

Творчество

В английской столице Шекспир устроился работать в театр. Сначала его работа заключалась в присмотре за лошадьми посетителей театра. Потом ему доверили «штопать пьесы», на современный лад он был рерайтером, то есть переделывал старые произведения для новых спектаклей. Пробовал играть на сцене, но знаменитого актёра из него не вышло.

Со временем Уильяму предложили работу театрального драматурга. Его комедии и трагедии играла труппа «Слуги лорда-камергера», которая занимала одну из ведущих позиций среди театральных лондонских коллективов. В 1594 году Уильям стал совладельцем этой труппы. В 1603 году после кончины королевы Елизаветы коллектив переименовали в «Слуги Короля».

В 1599 году на южном берегу реки Темзы Уильям с партнёрами выстроил новый театр, получивший название «Глобус». К 1608 году относится приобретение закрытого театра «Блэкфрайерс». Шекспир стал довольно состоятельным человеком и приобрёл дом Нью-Плэйс, в родном городке Стратфорде это строение было вторым по величине.

С 1589 по 1613 годы Уильям сочинил основную часть своих произведений. Его раннее творчество состоит в большей степени из хроник и комедий:

  • «Всё хорошо, что хорошо кончается»;
  • «Виндзорские насмешницы»;
  • «Комедия ошибок»;
  • «Много шума из ничего»;
  • «Венецианский купец»;
  • «Двенадцатая ночь»;
  • «Сон в летнюю ночь»;
  • «Укрощение строптивой».

Позднее у драматурга наступил период трагедий:

  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Юлий Цезарь»;
  • «Гамлет»;
  • «Отелло»;
  • «Король Лир»;
  • «Антоний и Клеопатра».

Всего Шекспиром написано 4 поэмы, 3 эпитафии, 154 сонета и 38 пьес.

Смерть и наследие

Начиная с 1613 года, Уильям больше не писал, а три последние его произведения были созданы уже в творческом союзе с другим автором.

Свою недвижимость поэт завещал старшей дочке Сьюзен, а после неё уже прямым наследникам. Сьюзен в 1607 году сочеталась браком с Джоном Холлом, у них родилась девочка Элизабет, которая потом два раза выходила замуж, но оба брака были бездетными.

Младшая дочь Шекспира Джудит вступила в брак с виноделом Томасом Куини вскоре после смерти отца. У них было трое детей, но все они умерли, не успев создать семьи и родить наследников.

Всё творческое наследие великого драматурга досталось благодарным потомкам. В мире установлено огромное количество монументов, памятников и статуй, посвящённых Уильяму. Сам он захоронен в церкви Святой Троицы города Стратфорда.

Жизнь Шекспира мало известна, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Основным научным течением, поддерживаемым большинством исследователей, является сложившаяся на протяжении нескольких столетий биографическая традиция, согласно которой Уильям Шекспир родился в городе Страдфорде-на-Эйвоне в состоятельной, но не благородной семье и был членом актёрской труппы Ричарда Бёрбеджа . Данное направление изучения Шекспира называют «стратфордианством».

Существует также противоположная точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» - это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в верности традиционной точки зрения известны уже начиная с XVIII века . Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.

Традиционные взгляды («Стратфордианство»)

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году , по преданию, 23 апреля . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком) . Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ . «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт , однако школьные журналы не сохранились , и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира

Критика традиционных взглядов («Нестратфордианство»)

Известные сейчас автографы Шекспира из Стратфорда

«Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Стратфорда «шекспировского канона» произведений.

Для чёткости терминологии нестратфордианцы строго различают «Шекспира», автора шекспировских произведений, и «Шакспера», жителя Стратфорда, стремясь доказать, в противовес стратфордианцам, что эти личности не тождественны .

Сторонники этой теории полагают, что известные о Шакспере факты входят в противоречие с содержанием и стилем шекспировских пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона , Кристофера Марло , Роджера Меннерса (графа Рэтленда), королеву Елизавету и других (соответственно «бэконианская» , «рэтлендианская» и т. п. гипотезы).

Аргументы нестратфордианцев

Нестратфордианцы основываются, в том числе, на следующих обстоятельствах:

Представители нестратфордианства

В 2003 году вышла книга «Шекспир. Тайная история» авторов, выступивших под псевдонимом «О. Козминиус» и «О. Мелехций». Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

В книге Игоря Фролова «Уравнение Шекспира, или „Гамлет“, которого мы не читали» , основанной на тексте первых изданий «Гамлета» ( , , гг.), выдвинута гипотеза о том, какие исторические лица скрываются за масками шекспировских героев.

Драматургия

Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира

Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира

Основная статья : Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира

Вопрос периодизации

Исследователи творчества Шекспира (датский литературовед Г. Брандес , издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. А. Венгеров) в конце XIX - начале XX в.в., опираясь на хронологию произведений, представили его духовную эволюцию от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка .

В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была скорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый (1590-1594 г.г.) - ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; второй (1594-1600 г.г.) - ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты; третий (1601-1608 г.г.) - великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый (1609-1613 г.г.) - драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. А. Смирнов объединяли первый и второй периоды в один ранний .

Первый период (1590-1594)

Первый период приблизительно приходится на 1590-1594 годы.

По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда . Тема, объединяющая все шекспировские хроники, - смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров . Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости , которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни - наслаждение . Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек „Двух веронцев“, а тем более Джульетты в ней совсем нет».

В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе - сэра Джона Фальстафа . Успех обеих частей «Генриха IV » не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он - олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V » Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах » . Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха .

Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода - «Двенадцатой ночи » . Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой » .

Третий период (1600-1609)

Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600-1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета . Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию , а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета » , по мнению многих критиков, - самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время - Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского , Гамлет - первый «рефлектирующий » герой мировой литературы.

Корделия. Картина Вильяма Ф. Йеменса (1888)

Герои «великих трагедий» Шекспира - люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор - как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

В это же время Шекспир создаёт драму ». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии , по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии .

  • Сонеты, посвящённые другу: 1 -126
    • Воспевание друга: 1 -26
    • Испытания дружбы: 27 -99
      • Горечь разлуки: 27 -32
      • Первое разочарование в друге: 33 -42
      • Тоска и опасения: 43 -55
      • Растущее отчуждение и меланхолия: 56 -75
      • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 -96
      • «Зима» разлуки: 97 -99
    • Торжество возобновлённой дружбы: 100 -126
  • Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 -152
  • Заключение - радость и красота любви: 153 -154

Проблемы датировок

Первые публикации

Как считается, половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио») , изданное актёрами труппы Шекспира Джоном Хемингом и Генри Конделом. В это издание вошли 36 пьес Шекспира - все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.

Вопросы авторства

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими

  • Комедия ошибок ( г. - первое издание, - вероятный год первой постановки)
  • Тит Андроник ( г. - первое издание, авторство спорно)
  • Ромео и Джульетта
  • Сон в летнюю ночь ( г. - первое издание, - гг. - период написания)
  • Венецианский купец ( г. - первое издание, - вероятный год написания)
  • Король Ричард III ( г. - первое издание)
  • Мера за меру ( г. - первое издание, 26 декабря г. - первая постановка)
  • Король Иоанн ( г. - первое издание подлинного текста)
  • Генрих VI ( г. - первое издание)
  • Генрих IV ( г. - первое издание)
  • Бесплодные усилия любви ( г. - первое издание)
  • Как вам это понравится (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Двенадцатая ночь (написание - не позже , г. - первое издание)
  • Юлий Цезарь (написание - , г. - первое издание)
  • Генрих V ( г. - первое издание)
  • Много шума из ничего ( г. - первое издание)
  • Виндзорские проказницы ( г. - первое издание)
  • Гамлет, принц датский ( г. - первое издание, г. - второе издание)
  • Всё хорошо, что хорошо кончается (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Отелло (создание - не позже г., первое издание - г.)
  • Король Лир (26 декабря
  • Макбет (создание - около г., первое издание - г.)
  • Антоний и Клеопатра (создание - г., первое издание - г.)
  • Кориолан ( г. - год написания)
  • Перикл ( г. - первое издание)
  • Троил и Крессида ( г. - первая публикация)
  • Буря (1 ноября г. - первая постановка, г. - первое издание)
  • Цимбелин (написание - г., г. - первое издание)
  • Зимняя сказка ( г. - единственное сохранившееся издание)
  • Укрощение строптивой ( г. - первая публикация)
  • Два веронца ( г. - первая публикация)
  • Генрих VIII ( г. - первая публикация)
  • Тимон Афинский ( г. - первая публикация)

Апокрифы и утерянные работы

Основная статья : Апокрифы и утерянные работы Уильяма Шекспира

Вознаграждённые усилия любви (1598)

Литературная критика произведений Шекспировского корпуса

Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём критическом очерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторых наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. - подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга.

Музыкальный театр

  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Россини
  • - «Капулетти и Монтекки » (опера), композитор В. Беллини
  • - «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (опера), композитор Р. Вагнер
  • - «Виндзорские проказницы» (опера), композитор О.Николаи
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор А. Тома
  • - «Беатриче и Бенедикт» (опера), композитор Г.Берлиоз
  • - «Ромео и Джульетта» (опера), композитор Ш. Гуно
  • А. Тома
  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Буря» (балет), композитор А. Тома
  • - «Фальстаф» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Влюблённый сэр Джон» (опера), композитор Р.Воан-Уильямс
  • - «Ромео и Джульетта» (балет), композитор С.Прокофьев
  • - «Укрощение строптивой» (опера), композитор В. Шебалин
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор Б.Бриттен
  • - «Гамлет» (опера), композитор А. Д. Мачавариани
  • - «Гамлет» (опера), композитор С.Слонимский
  • - «Король Лир» (опера), композитор С.Слонимский
  • В честь Шекспира назван кратер на Меркурии .
  • Шекспир (в соответствии со стратфордианской позицией) и Сервантес оба умерли в 1616 году
  • Последним прямым потомком Шекспира из Стратфорда была его внучка Элизабет (род. в 1608), дочь Сьюзен Шекспир и доктора Джона Холла. Три сына Джудит Шекспир (в замужестве Куини) умерли молодыми, не оставив потомства.

Примечания

Библиография

  • Аникст А. А. . Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, . - 328 °C. 2-е изд.: М., Издательство Дрофа, . - 287 с. - ISBN 5-358-01292-3
  • Аникст А . Шекспир: Ремесло драматурга. М.: Сов.писатель , . - 607 с.
  • Аникст А . Шекспир. М.: Мол. гвардия , . - 367 с. («Жизнь замечательных людей »)
  • Аникст А . Творчество Шекспира.- М.: Гослитиздат, . - 615 с.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры