Как развить коммуникабельность и уверенное общение. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны

Главная / Любовь

Доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы»

Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы». Данный материал будет полезен как практикующим педагогам дошкольных организаций, так и студентам, подготавливающим себя к столь сложному пути. В нём представлено теоретическое основание развития коммуникативных навыков, раскрыты и проанализированы такие понятия как «коммуникация», «общение», «умение», «навык».

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации . Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный , то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Сенситивность при этом предполагает «развитие качественной составляющей способностей детей». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.
Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном образовании нормативных документов, свидетельствующих о значимости развития коммуникативной сферы дошкольников и, главное, возможности этого развития. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития».
Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи.
Выпускник детского сада способен различить условную и реальную ситуации, он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения.
Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, тем не менее, показывают «возможные достижения» старшего дошкольника, способные стать реальностью.
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение» как на теоретическом уровне, так и в реальной практике, что становится причиной неполноценного планирования педагогической деятельности в области коммуникативного развития дошкольников, а, следовательно, отсутствия своевременной коррекции пробелов данного развития в конкретном детском коллективе.
Вникая в суть понятий, мы отмечаем большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией». Так, общение представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов. В жизни человека общение выполняет ряд «важных» функций. С точки зрения социального подхода, «общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамичное взаимодействие общества и личности. Общение понимается и как важнейший способ связи элементов общества в систему». Данный аспект представляет общение как незыблемую ценность для каждого человека, превращающую его в подлинно социальное существо. При этом общение, при соблюдении ряда условий, может выступать как сторона совместной деятельности и тогда оно преобразуется в коммуникацию.
Коммуникация – это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств». . Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так: не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении . Сторонники данной позиции, в частности практикующий психолог Н.С. Козлов, говорят о том, что «бытовое – это чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация; бесцельное и без правил – чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников».
В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия» , и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения . Как и в общении, в процессе коммуникации люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, но «этот обмен представляет собой не простое движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. И главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга». Другими словами, коммуникация – это взаимодействие в общении.
Понимая разницу между коммуникацией и общением, педагог задаёт логичный вопрос: каким образом непринуждённое общение детей превратить в коммуникацию? И, более того, как научить ребят самостоятельно выходить из общения на уровень коммуникации? Ответ кроется в понимании того, что обмен знаниями, идеями, чувствами говорит об организации деятельности. При этом коммуникация выступает, с одной стороны, как средство организации общения, с другой, как продукт этой организации.
Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Если умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)» , то под коммуникативными умениями, вслед за
А.А. Максимовой, можно понимать «осознанные коммуникативные действия субъектов (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить своё поведение и управлять им в соответствии с задачами общения». Следовательно, педагог, задавшийся целью научить детей выводить собственное общение на уровень коммуникации, или, другими словами, придавать смысл своему общению, должен сформировать в детях определённые коммуникативные умения.
Коммуникативные умения, по мнению А.А. Максимовой, являются сложными умениями высокого уровня, которые включают в себя три группы умений:
информационно-коммуникативные (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнёрах и ситуациях, соотносить средства вербального и невербального общения),
регуляционно-коммуникативные (умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнёров по общению; умение доверять, помогать и поддерживать их; применять индивидуальные умения при решении совместных задач, а также оценивать результаты совместного общения),
аффективно-коммуникативные (умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Данная позиция созвучна с мнением А.А. Когут , которая в рамках коммуникативной деятельности выделяет две группы умений:
умение сотрудничать (умение видеть действия партнёра, согласовывать свои действия с ним, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь, иметь адекватное отношение к взаимодействию),
умение вести партнёрский диалог (умение слушать партнёра, договариваться с ним, способность к эмпатии).
Развитие данных умений приводит, по мнению А.А. Когут,
к «правильным» отношениям в группе: как со стороны общества к ребёнку
(он становится принимаемым в детском коллективе), так и со стороны ребёнка к обществу (он приобщает себя к этому коллективу). Но, главное, они позволяют детям встать на путь развития собственной коммуникации.
Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля» , другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. И в этой связи коммуникативные навыки следует понимать, как доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Именно автоматизм, или «отсутствие поэлементарной сознательной регуляции» и отличает коммуникативные навыки от коммуникативных умений. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность («индивидуально-психологическую особенность личности» - А.М. Никонова ), которая, в свою очередь, при постоянном обновлении и модификации в конкретных условиях, переходит в стадию коммуникативной компетенции – одной из основных компетенций современного человека.
Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это элементарные единицы коммуникативного развития, основание заявленной компетенции. Понимая весь груз ответственности, педагог встаёт перед проблемой поиска цельной системы развития коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы развития коммуникативных умений широко рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов и исследователей (А.А. Максимовой, Е.Е. Дмитриевой, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, К. Фопель и других), но развитие навыков коммуникации у дошкольников, казалось бы, не имеет смысла, ведь навык, как уже говорилось, - это «автоматизированное умение», умение, о котором никто не задумывается, а просто применяет в своей повседневной жизни. Существуют упражнения, закрепляющие навыки коммуникативной практики, а развитие , как известно, предполагает «переход из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому…». И если говорить о развитии навыков, то следует помнить, что навык – это не точка после длительного процесса, сложенного из повторений и закреплений, а многоточие, за которым последует новая цель. Это динамичная категория, разворачивание которой в педагогической деятельности должно осуществляться постепенно, целенаправленно и, чтобы не потерять верный курс, на основании общепризнанной теории развития. Именно теоретическое обоснование позволяет обыкновенный план педагогической деятельности, как тематический набор мероприятий, к которому мы так привыкли в повседневной практике, превратить в инструмент развития не только умений, но и навыков, в данном случае, - коммуникативных.
Среди множества теорий развития наиболее приемлемой, и с точки зрения понимания, и с точки зрения применения, является теория Л.С. Выготского. Напомним, что Л.С. Выготский представлял процесс развития в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого). Данное движение не аморфно, оно направлено к зоне «возможного развития» - тому потенциалу, который способен накопить ребёнок благодаря целенаправленному и постоянному движению по спирали развития.
Спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста также представляет собой движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. И если актуальное развитие – это начало, отправная точка, навык коммуникации, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого, то зона возможного развития – это те самые «целевые ориентиры», которые ребёнок при правильном педагогическом сопровождении и создании оптимальных условий способен продемонстрировать на выходе из детского сада. Следовательно, основная работа педагога строится в зоне ближайшего развития коммуникации.
Необходимо отметить, что зона ближайшего развития коммуникации также динамична, как и развитие в целом. Она представляет собой множество «кругов на воде» от центра по радиусу расширения – от имеющегося навыка через усвоение очередного умения – к закреплению данного умения и превращению его в очередной навык. Затем движение повторяет свою динамику только в отношении следующего умения и, соответственно, закрепления очередного навыка. Данная схема позволяет не только системно представить сам механизм развития коммуникативных навыков, но и увидеть необходимость целевой зависимости и тематической взаимосвязи проводимых с детьми мероприятий, направленных на развитие этих навыков.
При этом системный подход предполагает особое распределение педагогического взаимодействия таким образом, чтобы произошёл переход от умения к навыку, от осознания к автоматизации. Опять же, опираясь на теорию Л.С. Выготского, вслед за М.В. Телегиным , мы считаем, что основное обучение и ознакомление дошкольников с некоторыми вопросами коммуникации (правилами, понятиями морали и нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи) должно происходить в специально организованной деятельности (непосредственно-образовательной, беседах, решении проблемных ситуаций), которая выступает в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же и отработка навыка – в режимных моментах, повседневном общении, самостоятельной деятельности детей, то есть в «зоне актуального развития».
Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая принципу Л.С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
На какие бы индивидуально-личностные и возрастные характеристики детей не была рассчитана педагогическая работа, её выстраивание должно соответствовать ряду общих принципов . Так, С.К. Каравасилиади предложила следующие принципы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
принцип интеграции (взаимосвязь с другими видами деятельности),
принцип разнообразия тематики и методов работы,
принцип максимальной активности детей,
принцип сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого),
принцип возрастания компетентности педагога в вопросах развития коммуникации,
принцип индивидуального подхода к детям,
принцип игровой подачи материала.
В практике существуют разные методы , применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические (по материалу С.К. Каравасилиади ).
Наглядные методы : метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
Словесные методы : чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития. Не малую роль в этом процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат.

Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей

Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.

Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.

Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.

Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

Самый первый наглядный опыт общения дети приобретают в семье. Ребенок учится понимать, как можно и нельзя поступать.

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

  1. Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
  2. К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.



Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения :

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников


С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Чтобы не лишить ребенка желания общаться с другими детьми, нужно учитывать его темперамент. При этом нужно организовать общение таким образом, чтобы ребенок и окружающие чувствовали себя максимально комфортно.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного


Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Как научить ребенка умению организовать общение?

Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:

  1. Уметь слышать собеседника
  2. Сочувствовать, поддерживать, помогать
  3. Уметь решать конфликты

Поддерживайте желание ребенка общаться и дружить с детьми, учитывая его темперамент. Направляйте его, объясняйте правила игры и ситуации. Чаще играйте сами со своими детьми дома.



Совместная игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения

Игра — это основное средство формирования у ребенка представлений о жизни и взаимоотношениях.

Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»

Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.

  • Как Маша плачет?
  • Как Маша смеется?
  • Как Маша сердится?
  • Как Маша улыбается?

Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:

  1. Развитие доброжелательности к людям
  2. Негатив по отношению к жадности и злу
  3. Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»


Общение и игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Подари улыбку»

Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.

Игра «У птички болит крылышко»

Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.



Дети водят хоровод

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Видео: Как воспитать общительного ребенка?

Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Научная статья

«Коммуникативные навыки у детей

дошкольного возраста »

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым :

Ситуативно-личностное;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно-личностное.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей , в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали , углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой , в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка , развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств . Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативной сферы у каждого ребенка по следующим параметрам : сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков . Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) . Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей , в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников », служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.

При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого …. Основные задачи работы :

Обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой» ;

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;

Формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

Выработка у детей черт характера , являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

Развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности ;

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

Коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями , знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения , используются следующие :

Наблюдения;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Свободное и тематическое рисование;

Упражнения подражательно-исполнительного характера;

Импровизация;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

-игры с правилами : сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

-творческие игры : сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;

Сочинение историй;

Дискуссии;

Мини-конкурсы;

В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например :

Пиктограммы

Пантомимические фигуры

«Снежинки»

«Кляксы»

«Создай настроение»

«Угадай настроение»

«Хорошо – плохо»

«Люблю – не люблю»

«Веселая смесь»

«Цветик – семицветик»

«Дерево Радости и Печали»

«Дразнилки»

«Домашний фотоальбом»

Кубик эмоций

Кукла «Бобо»

«Оживи камешки»

«Расскажи сказку с помощью кружков»

Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные , речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Публикации по теме:

2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.

В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей. Для качественной работы по физическому воспитанию.

Коммуникативные игры для детей среднего возраста Задачи: формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, регулировать свое поведение, формировать.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога

В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.

Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.

Но что это такое - коммуникативные навыки и умения?Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем:

  • установить контакт с незнакомым человеком;
  • заинтересовать собеседника в последующем общении;
  • поддерживать теплые отношения с окружением;
  • отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;
  • сводить к минимуму последствия конфликтов;
  • осознанно использовать невербальные способы общения;
  • распознавать и предотвращать попытки манипуляции;
  • понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника.

Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы не можем полностью перекроить себя и в мгновение превратиться из замкнутого и застенчивого человека в душу компании. Для разрешения особенно трудных ситуаций существуют специальные тренинги. На этих занятиях рассматриваются типичные ситуации, участники в игровой форме примеряют на себя различные модели поведения, обсуждают ошибки и удачные решения. Польза таких тренингов в том, что человек не несет ответственность за промахи, поэтому не боится экспериментировать и искать новые пути.

Но далеко не все нуждаются в подобных тренингах. Коммуникативные умения и навыки – настолько обширная сфера человеческой деятельности, что иногда нам всего лишь недостает теоретической базы для дальнейшего развития и совершенствования своей личности в плане общения.

Например, мы можем быть прекрасными собеседниками, открытыми и интересными для других людей, но при этом не умеем противостоять эмоциональной агрессии или психологическому давлению. Чтобы манипуляторы и наглецы не могли выбить нас из колеи, будет полезно освоить способы и приемы психологической защиты .

Отдельная и довольно серьезная тема – деловое общение. Не каждый обладает врожденным талантом ведения переговоров, поэтому для бизнесменов существует множество литературы о том, как выстраивать контакты с партнерами и клиентами.

Существуют правила делового этикета , о которых обязательно нужно знать и помнить. Этикет есть не только в личном общении, но и в письменном: изучите особенности деловой переписки . Грамотное применение этого искусства добавит вам бонусов.

Важным этапом в усовершенствовании мастерства заключения сделок станет устранение типичных ошибок в переговорах . Не помешает ознакомиться также с правилами ведения жестких переговоров – не только для того, чтобы пользоваться ими, но и чтобы оппонент не мог применять эти уловки против вас самих.

Выйдя на международный уровень, каждый бизнесмен сталкивается с тонкостями культур разных стран. Чтобы наладить контакты с зарубежными партнерами, недостаточно знания языка или присутствия переводчика. Нужно знать, как приветствовать собеседника, какие привычные в нашей стране жесты или темы неприемлемы у иностранцев. Так, изучая особенности переговоров с китайскими партнерами , вы узнаете, что жители Поднебесной никогда не ругают начальство, не выражают эмоций и всегда отказывают потенциальному компаньону при первой встрече.

Коммуникации – это не только инициирование общения, но и реакции на поведение других людей. Если мы знаем, как отвечать на некорректные вопросы или как ответить на оскорбление , то вооружены против подобных нападок в будущем. Получив достойный отпор, противник в следующий раз хорошо подумает прежде, чем попытается задеть вас.

Огромный пласт межличностных коммуникаций приходится на невербальные средства общения - с их помощью мы передаем до 60% всей информации. Это наши жесты, взгляды, интонации.

Как видите, развитие коммуникативных навыков включает много различных приемов и методов. Но главный вопрос, интересующий людей – как стать общительнее ? Вы найдете полезные советы в статье с одноименным названием. Сегодня же мы поделимся с вами рекомендациями, которых в ней нет.

Секреты коммуникабельного человека:

  1. Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
  2. Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
  3. Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
  4. Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
  5. Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.

Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком . Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.

Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.

Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.

Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.

Осознавая и меняя привычные реакции, человек учится смотреть на ситуацию под другим углом , дает себе свободу выбора ответного действия. Со временем отточенные практикой, доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут вам желаемые результаты успешного общения.

Цель коммуникативного тренинга — постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

  • Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
  • Производить нужное впечатление на собеседников;
  • Освоить психотехники работы с аудиторией;
  • Научиться убедительно аргументировать свою позицию;
  • Успешно отстаивать свои интересы;
  • Безболезненно преодолевать конфликты;
  • Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
  • Эффективно слушать и активно задавать вопросы;
  • Осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
  • Диагностировать психологическое состояние оппонента;
  • Выделять и нейтрализовать манипуляции;
  • Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких.

Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков — результаты не заставят вас долго ждать! Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с друзьями и коллегами. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом — владеет ситуацией!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры