Кто автор кантаты александр невский. Сюжет, история создания кантаты "александр невский" кратко

Главная / Любовь

С.С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.

В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:

"Русь под игом монгольским"
"Песня об Александре Невском"
"Крестоносцы во Пскове"
"Вставайте, люди русские"
"Ледовое побоище"
"Мертвое поле"
"Въезд Александра во Псков"

1-я часть. "Русь под игом монгольским". Это небольшая вступительная оркестровая картина.

Дикая монгольская тема - словно тяжелая пята, придавившая русскую землю. И безрадостные, протянутые русские напевы.
Замечательна выразительность этой музыки, создающая образ равнинного скупого пейзажа и печали, стоящей над разоренной Русью. Ощущение пустынного пространства. Русскую тему ведут гобой и бас-кларнет.
Знакомые песенные национальные черты лежат в основе русских напевов.

2-я часть - "Песня об Александре Невском" - для мужского хора, дополненного альтами, и оркестра.

Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части.
3-я часть - "Крестоносцы во Пскове"

В оркестровом вступлении "Крестоносцев" устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе.
Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим "святым" пением - хоралом крестоносцев.
При втором проведении хорал звучит уже фанатически-исступленно. В оркестре новые угрожающие темы - военный сигнал крестоносцев.
Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.
Горькой печалью пронизана ответная русская тема.
2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил. Вслед за ними идет гневный призывный хор "Вставайте, люди русские" -

4-я часть. "Вставайте, люди русские".

Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.

Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору. Главная мелодия его содержит чеканные призывные интонации,
и пластичностью своей она воплощает образ Родины: "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу". Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях "Александра Невского".

5-я часть. - "Ледовое побоище".

Она представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы, звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы заключающие в себе огромный драматизм.

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий, зловещие "каркающие" звуки у альтов.
Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме "Скок свиньи" ("Свинья" - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных басов - передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда.
Начинается новый, чисто батальный эпизод. Возникает острая скоморошья тема, отчетливо различимая среди звуков боя:
Затем следует новый раздел: Andante, - более высокая ступень драматического напряжения. Ожесточенной и грозной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной - музыка русских. Появляется новая тема, полная задора и удали.
Вновь слышится героическая русская тема (из хора "Вставайте, люди русские").
Яркая изобразительная картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны, заливающие поле битвы.
Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. Заканчивается картина "Ледового побоища" нежнейшим "рассветным" звучанием темы - "На родной земле не бывать врагу".Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.

6-я часть - "Мертвое поле" - песня для меццо-сопрано и оркестра.

Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. "Мертвое поле" - один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей "славных соколов, женихов своих, добрых молодцев".

7-я часть. "Въезд Александра во Псков".

В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора "Вставайте, люди русские".Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре.Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора ("Веселися, пой, мать родная Русь") и скоморошьи наигрыши из 5-й части.

В "Александре Невском" чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.

Материал из музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa

В нескольких монументальных произведениях Прокофьева нашли отражение важные события отечественной истории. Это музыка к фильмам "Александр Невский" (и кантата того же названия), "Иван Грозный", опера "Война и мир". Написанные в 30-40 годы, в советский период творчества композитора, эти сочинения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия Русской музыкальной классики, идущая от "Руслана" Глинки, "Князя Игоря" Бородина, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Сказания о невидимом граде Китеже" Римского Корсакова. В месте с тем исторические музыкальные картины Прокофьева отличает острое чувство современности.

Кантата "Александр Невский" написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевстонскими рыцырями-крестоносцами.

В кантате семь частей:

1."Русь под игом монгольским"

2."Песня об Александре Невском"

3."Крестоносцы во Пскове"

4."Вставайте, люди Русские"

5."Ледовое побоище"

6."мертвое поле"

7."Въезд Александра во Псков"

Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма-бескрайние равнины Руси, разоренный немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера. "Зримость" образов - характернейшая черта музыки Прокофьева.Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим сам процесс создания музыки к "Александру Невскому" - под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Для композитора очень важно было видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себя характер и ритм каждой сцены. Об этом хорошо рассказал постановщик фильма, С.Эйзенштейн:

"Зал темен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных Прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру... По экрану бежит картина, а по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приемник телеграфа Морзе, движутся беспощадно четкие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо больше. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц. На завтра он пришлет мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы. Мне кажется, что, кроме того, он еще не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое сконцентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговрить с ним в это время."

Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине "Ледовое побоище" (пятая часть)

"Песня об Алекстандре Невском"- вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего Русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе Русских над шведами и дается предостережение: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия ("А и было дело на Неве реке") повествовательная размеренная. Почти каждый слог произносится на одном звуке; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

В "Песне об Александре Невском" воспроизведены особенности характерные для напевов многих древнерусских былин, например таких, как знаменитая были об Илье Муромце с ее неторопливой "рассказывающей" интонацией. В Прокофьевском напеве мы слышим вместе с тем и своеобразные черты, присущие именно стилю данного композитора: особую четкость заключительного октавного оборота в мелодии, чеканность ритма в оркестровом сопровождении.

В средней части песни ("Ух! Как бились мы, как рубились мы!") повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соотвествии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух-, трехдольные размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мячей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни. В реприре возвращается главная "Богатырская" мелодия хора.

"Вставайте, люди русские" - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор "Вставайте, люди русские" часто звучал по радио. Фильм "Александр Невский" показывали на фронтах солдатам Советской Армии. Один из участников обороны Севастополя вспоминает:" Потрясающее впечатление производила песня "Вставайте, люди русские" Усилиненная резонансом подземелья, она властно захватывала душу".

С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и " Песня об Александре Невском" это хор написан в трехчастной форме.) В мелодии, в ее настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки. И здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами. Так, например, для ладовой окраски мелодии характерна переменность, идущая от русской народной песни: мелодия "переливается" из до минора в ми бемоль мажор, но следующую фразу Прокофьев смело начинает в, казалось бы, далекой ("чужой") тональности до-бемоль мажор, которая в свою очередь переходит в ми бемоль минор. Богатсво и смелость гармонических и тональных красок - одна из характерных черт музыки Прокофьева.

Средняя часть хора написана в ре мажоре (после ми бемоль мажора, в котором окончилась первая часть, снова происходит яркая смена тональных красок: ми-бемоль мажор-ре мажор).Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из "Русланы" Глинки. Эту мелодию хор поет на слова "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"

В рссмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.

В шестой части "Мертвое поле" - воплощен образ лирический и скорбный. Здесь поет один только женский голос (меццо-сопрано) в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связанна с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей.

Интонации плача, идущие от русских народных пречетов и от классических оперных "плачей" ("Плач Ярославны" из оперы Бородина), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во встеплении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетание напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение е ровно и строго. Для этой музыки также характерна переменность (до-минор - ми бемоль мажор). В третьем такте в оркестровом сопровождении звучит глубокий минорный аккорд (ля бемоль- минорное трезвучие), подчеркивающий скорбный характер музыки.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлек средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты. Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе церковных католических хоралов. Вместо ясных, красочных диатонических гармоний - устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих"человеческих" тембров струнных - режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты (" Крестоносцы во Пскове"). Затем они проходят в пятой части, которая называется "Ледовое побоище". Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем -пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре холодные "застывшие" звучания, сумрачные минорные гармонии, резкий "каркающий" звук альтов. Из далека доносится военный сигнал крестоносцев. В след за тем слышится дробное равномерное постукивание (играют струнные басы у подставки).

Тяжело мчатся закованные в железотевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отвертсиями. Тевтонское войско построено в форме "клина"."Скок Свиньи" так назван этот эпизод в фильме. Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке прокофьева тевтонские рыцари скачут"с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков" (Так говорил Эйзенштейн, потрясенный музыкой). Эпизод вражеского нашествия приобрел у Прокофьева остро современный характер. Кроме оркестра здесь учавствует еще и хор - рыцари поют фанатический хорал (на латинском языке). Их пение переходит в яростные крики: " Распнем побежденных, уничтожем врага". Нарастающие звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется, что вражеское войско оглушительным лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.

Вступление в бой дружины Александра Невского отмеченно энергичным звучанием у трубы темы хора " Вставайте, люди Русские" Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед слушателем. В одном из них появляется новая русская тема - легко и стремительно летящая, удалая. Это тема Русской атаки. Она слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление кинематографической смены планов: то "крупный кадр" то отдельная перспектива "побоища".

В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, сшибаются друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в свое тональности. Например, тема "русской атаки" в ре мажоре, а сигнал крестоносцев в до диез миноре. Возникает сложное (битональное, тоесть двухтональное) сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, "слабеет".

Удивительна "зримость" музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие полебитвы, и мрачный драматизм происходящего.

Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема. Это знакомая уже мелодия - ее пели альты в середине хора " Вставайте, люди русские" на слова " На Руси Родной, на Руси большой не бывать врагу". Теперь она поручена первым скрипкам в высоком регистре в сопровождении нежного дрожащего тремоло у вторых скрипок. Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле. После "ледового побоища" следует разобранная выше шестая часть "Мертвое поле". Завершается кантата торжественным, величественным финалом " Въезд Александра во Псков" где звучат уже знакомые нам русские темы. В кантате "Александр Невский", посвященной далеким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народу в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

(И.Прохорова, Г.Скудина под редакцией Т.В.Поповой)

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический
оркестр.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу
завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на
мысль написать на материалах музыки к фильму кантату . Зиму
1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень
непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем
придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью
переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была
рассчитана на использование электронных средств, применяемых при
записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и
удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме
того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма,
нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического
цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь
под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы
во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое
поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее,
что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в
Большом зале Московской консерватории.

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества
Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой
воплощать русские героические образы, проникновенную лирику,
жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает
живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами,
близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений
не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог,
вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют
архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко
разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких
инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали,
огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском»
возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и
было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые
сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими
созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим
хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов
противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность
звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и
отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские»,
рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты — грандиозная
картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину
утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно
нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная
бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит
католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им
противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и
глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских
всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной
катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, —
«Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария, которая
имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью
напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический
финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном
колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее.
Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не
бывать врагу» завершает кантату.

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила » М. Глинки и «Князь Игорь » А. Бородина.

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому. В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком. Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.

Интересные факты:

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

Содержание


Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей. Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

«Русь под игом монгольским» - первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» - слушать

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» - четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» - слушать


1.Орг. момент.

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания.

Исполнение песни «Моя Россия».

Какие жанры вокального творчества вы знаете?

Что такое песня? Назовите жанры песни. Приведите пример.

Что такое романс? Приведите пример.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром вокального - инструментального творчества кантатой.

- Вы знаете , что такое кантата?

Кантата - это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Оно исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

Сегодня на уроке мы послушаем фрагменты кантаты «Александр Невский».

- А вы знаете , кто такой Александр Невский? Александр – великий русский князь, родился в ноябре 1220 года В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев , а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне . В честь победы в сражении со шведами на реке Неве ему дали прозвище Невский.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли , Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига , спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев, - от беды на востоке , знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси. Александр невский за свои заслуги был возведен в лики святых.

С.С. Прокофьев, русский композитор, восхищаясь подвигами русского князя написал музыкальное произведение- кантату , которое назвал «Александр Невский».

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему , созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма – бескрайние равнины Руси , разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев , стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь , будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности , характерные для напевов многих древнерусских былин.

В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.

(рассказать о трехчастной форме) При повторном прослушивании работа с карточками.

Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях , а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.

С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи , призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

- Что такое набат? (Сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола. Звуки набата. Бить в набат - 1) звоном колокола оповещать о бедствии, сзывать на помощь ;=2) перен. поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-н. опасность).

Есть ли в этом фрагменте трехчастная форма?

При повторном прослушивании работа с карточками. (дети на слух определяют трехчастную форму музыки и показывают карточки)

Дайте характеристику каждой части музыкального фрагмента.


- В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения , которое славят героев, защитников Родины. Сегодня мы познакомимся с р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Что такое р.н.п.?

При прослушивании песни определите ее жанр и постарайтесь понять, о чем поется в песне?


- Какому жанру отнесем песню? О чем поется в песне?

Разучивание в ансамбле с учителем.
3.Итог урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какая тема нашего урока?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое кантата?

С творчеством , какого композитора, мы сегодня познакомились?

Какое произведение мы слушали сегодня?

Какую песню мы сегодня выучили?

О чем эта песня?

4.Домашнее задание

Выучить определения в тетради.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры