Название частей цикла мусоргского детская. Вокальный цикл «Детская

Главная / Любовь

"Всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве", - мысль высказанная
М.П. Мусоргским, не только не потеряла своих значения и актуальности, но с новой
силой и жизнеутверждающе звучит и сегодня.

Мусоргский М.П. "ДЕТСКАЯ"

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ (р. 1839 - 1881) - русский композитор, пианист. Родился в селе Карево, ныне Куньинского района Псковской губернии. С 6 лет начал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. К этому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации, навеянные сказками няни – крепостной крестьянки.

Картины деревенской жизни оставили глубокий след в сознании будущего композитора. По свидетельству его брата Филарета, он уже с отроческих лет «...относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью…»

В 1849 году поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852 -56 годах учился в школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно обучался игре на фортепиано у пианиста А. Герке. В 1852 году издано первое его сочинение для фортепиано полька «Подпрапорщик». В 1856 году, по окончании школы произведён в офицеры. Через два года вышел в отставку и вплотную занялся музыкой.

Решающее воздействие на его музыкальное и общее развитие оказало знакомство с А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, В.В. Стасовым. Мусоргский примкнул к группе молодых композиторов «Могучая кучка», объединившихся под лозунгом борьбы за передовое национальное искусство вокруг Балакирева.

Под его руководством Мусоргский начал заниматься композицией. Во главе его творческих интересов был оперный жанр.(«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»)

Он разделял многие из взглядов русских революционных просветителей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, под влиянием которых сформировались его творческие принципы.

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды».

Оттенки речевой интонации в произведениях Мусоргского очень разнообразны: от простого обыденного говора или интимно доверительной беседы до мелодической декламации, переходящей в песенность.

Лучшими в камерно-вокальном творчестве композитора являются три вокальных цикла. Среди них цикл «Детская» (1868 -72), тексты М.П. Мусоргского. Думаю, прежде, чем писать музыку, Мусоргским были сделаны наброски сцен всех номеров и созданы прозаические «строфы» слов.

А в некоторых номерах текст следовал за музыкальным образом, создаваемым композитором за фортепиано. Возможно, процесс создания музыки и текста шёл параллельно. Поистине трудно заглянуть в творческую лабораторию композитора извне. Об этом мы можем предполагать или судить по внешним признакам произведения. В нескольких номерах композитором сделаны посвящения.

Когда я систематизировала библиотечный фонд в школе, меня заинтересовали ноты 1950 года выпуска. Это был цикл «Детская» М.П. Мусоргского. Я взяла ноты для анализа.

Такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз как находчиво и изобретательно они решены композитором.

В первом номере «С НЯНЕЙ»,- посвящается Александру Сергеевичу Даргомыжскому, – выразительная мелодекламация, множество штрихов, агогика*, постоянно меняющийся метр, атональное развитие музыкального материала. Дитя, волнуясь, просит рассказать няню про «буку страшного»:

Расскажи мне, няня, расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного, как тот бука
По лесам бродил, как тот бука в лес детей носил…

Во втором, - «В УГЛУ», посвящается Виктору Александровичу Гартману, – яркая изобразительность. На фоне вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!» Интонация точно повторяет речевую:

Ах ты, проказник! Клубок размотал,
Прутки растерял! Ах – ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызган чернилами!
В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

После соло няни мелодия у ребёнка звучит капризно, оправдываясь, будто «канючит» у няни прощение:

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.

Дитя верит в свою непогрешимость, ищет недостатки у няни и, в итоге, в сердцах возмущается «несправедливым» наказанием:

А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!

Удивительно точно мелодия следует за текстом и «изломами» в настроении ребёнка.

В третьем номере – «ЖУК», посвящается Владимиру Васильевичу Стасову, -драматургически достоверно передана «встреча» ребенка с жуком: его испуг, затем сбивчивый рассказ. «Сбивчивость» достигается музыкальными средствами выразительности – ритм, скачки в мелодии, штрихи, динамика.

Одновременно в партии фортепиано мы слышим «ползучую» интонацию в пределах терции. В начале номера мелодия поступенно то «взбирается», то, как бы,. переваливаясь через препятствия, «сваливается» и снова поднимается. Мы «видим», как движется жук и развивается «драма» между жуком и ребенком. Тремоло, затем стремительный взлёт по хроматизму к акценту и снова тремоло: мы слышим жужжание жука, видим его взлёт и удар!

И налетел, в височек меня ударил! –
рассказывает дальше малыш… С поразительной точностью музыка «дорисовывает» весь этот незатейливый «конфликт» между жуком и ребёнком. Фактура проста, но так изобретательна.

Четвёртый номер «С КУКЛОЙ», посвящён Танюшке и Гоге Мусоргским, (племянники композитора) – это колыбельная песенка ребенка, полная наивной фантазии:

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, угомон тебя возьми!
Тяпа, спать надо! Тяпа спи, усни! Тяпу бука съест,
Серый волк возьмёт, в тёмный лес снесёт!

Пятый номер - «ПОЕХАЛ НА ПАЛОЧКЕ» - подвижная игра с палочкой разыгравшегося шалуна. Поначалу равномерные синкопы, восьмые, возгласы в вокальной партии создают образ ритмично скачущей лошадки с наездником.

Гей! Гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гей, поди! Гей! Гей!
Гей, поди! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп,
Гей! Гей, гей, гей, гей! Та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та …
Постепенно движение ускоряется: восьмые сменяются триолями, затем ритм «сбивается» - появляются синкопы, дуоли, снова триоли, шестнадцатые, которые, «не удержавшись», - «падают» в сфорцандо:

Ой! Ой, больно! Ой, ногу! Ой, больно! Ой, ногу!

Номер сложный ритмически и интонационно для вокалиста и технически – для концертмейстера.

Номер шесть - «КОТ МАТРОС» - миниатюра – сценка, взволнованный рассказ девочки об увиденных ею хитрых проделках кота. Здесь изобилие штрихов, нюансов, выразительные ходы мелодии, глиссандо, изображающие «поскрёбывания» лапой кота по клетке с птичкой, развитие к кульминации и удар девочки пальцами мимо кота, по клетке.

Заканчивается номер интонационно капризным Moderato-жалобой:

Мама, какая твёрдая клетка! Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут так ноет, ноет так…
Нет, каков кот-то, мама… а? - уже с иронией удивляется девочка.

Заключительной фразой в фортепьянной партии, «взлетающей» из нижнего регистра в верхний от piano - до forte и сфорцандо – кот стремительно исчезает – завершается эта сценка.

Я предложила ноты Ирине Валерьевне для ознакомления. Музыка ей понравилась. Вокальный цикл «Детская» потребовал большой профессиональной и исполнительской работы.

По существу, музыкальный язык цикла явился провозвестником современного модернистского стиля с его сложными ладо-гармоническим языком и тональным планом, чаще – его отсутствием, неожиданными интонационными, мелодическими поворотами.

Работа над циклом, а затем исполнение его в концертах явились для меня и для концертмейстера Одарчук И.В. настоящим испытанием на профессиональную зрелость. Но радость удовлетворения была не меньшей.

Не смотря на сложность музыкального языка, цикл «Детская» был хорошо принят публикой и у нас, в ДШИ в апреле 1989 года, и в ноябре 1991 года - в концертном зале Гатчинского дворца в школьном абонементном концерте, и в Никольской ДМШ - в январе 1993 года.

Этой миниатюрой завершён основной романсовый цикл мемуаров.

Дополнение следует.

В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.

« Вокальные сценки - эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные - и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»

Одно из гениальных свойств великих Художников - умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.

Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».

Цикл «Детская» - одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, - писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров» .



В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая - смешная - о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет - стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

«В углу» - вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка - это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

«Жук» - третья пьеса-сценка из цикла «Детская» - загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит - жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

«С куклой» - четвертая пьеса цикла «Детская» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

«На сон грядущий» - пятая сценка цикла «Детская» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших - сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

«Кот Матрос» - шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

«Поехал на палочке» - седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».

Мир детских чувств, радостей и огорчений раскрыт композитором в созданном им в это время вокальном цикле «Детская» на собственные слова. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение образов детства! Мастерство Мусоргского в передаче тончайших оттенков речевой интонации представлено здесь с поистине импрессионистическим богатством эмоциональных красок. А искренность тона и правдивость повествования отражают отношение композитора к внутреннему миру детей - без слащавости и фальши, но с теплотой и нежностью. Первая пьеса, открывающая цикл,- «Дитя с няней»- была написана раньше, весной 1868 года, еще при жизни Даргомыжского (она посвящена ему). В начале 1870 года Мусоргский написал еще четыре пьески: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий»; две последние пьески - «Кот Матрос» и «Поехал на палочке» - написаны в 1872 году. Их не назовешь песнями, тем более - романсами; это вокальные сценки для одного или двух исполнителей; но театральной сценичности, масштабности в них нет - настолько они тонки, искренни и интимны. Предполагались еще две пьесы - «Сон ребенка» и «Ссора двух детей»; их Мусоргский играл друзьям, но не записал.

Первая пьеска, «С няней», завораживает обаятельнейшей правдивостью передачи речи ребенка: «Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая, про того, про буку страшного....» Главное выразительное средство - мелодическая линия; это настоящая речь, мелодизированный и интонационно гибкий речитатив. Несмотря на множество повторений звука на одной высоте, здесь нет монотонности. Линия воспринимается как необычайно богатая, потому что самые яркие слоги текста - ударные - естественно совпадают с мелодическим скачком, и, кроме того, повторения звука в мелодии приходятся на смену гармонии, игру регистров, динамическую смену в сопровождении. Здесь каждое слово текста как драгоценность; наблюдениями и находками композитора в области музыкального воплощения детской речи можно наслаждаться бесконечно.

Пьеска «В углу» начинается с «высокой» эмоциональной ноты нянюшкиного гнева: бурление безостановочных восьмых служит аккомпанементом ее обвинений: «Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял! Ахти! Все петли спустил! Чулок весь забрызгал чернилами! В угол! В угол! Пошел в угол!» и, утихая,- «Проказник!» А ответ из угла - бесподобен по жалостности; закругленные интонации в миноре с ниспадающим окончанием и «хныкающим» мотивом в аккомпанементе начинаются как оправдание. Но как замечателен психологический переход: убедив самого себя в собственной невиновности, малыш понемногу меняет тон, и интонации из жалобных постепенно переходят в агрессивно-восходящие; конец пьески - это уже вопль «оскорбленного достоинства»: «Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила; Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»

Пьеска «Жук», передающая возбуждение малыша от встречи с жуком (он строил домик из лучиночек и вдруг увидел огромного черного жука; жук взлетел и ударил его в височек, а потом сам свалился), построена на непрерывном движении восьмых в аккомпанементе; взволнованный рассказ приводит к кульминации происшествия на резком аккорде, комично копирующем «взрослые» драматические события.

В песенке «С куклой» девочка убаюкивает куклу Тяпу и, подражая своей нянюшке, поет монотонную колыбельную, прерываемую нетерпеливым криком: «Тяпа, спать надо!» А навевая своей Тяпе приятные сны, она поет про чудный остров, «где не жнут, не сеют, где цветут и зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые»; Здесь мелодическая линия усыпляюще-монотонна; а в гармонии причудливо соединяется минор (обычный для колыбельных песен) и мажор (как подразумеваемая и «просвечивающая» основа). Там, где заходит речь про чудный «экзотический» остров, сопровождение отвечает на текст красивой статичной гармонией.

«На сон грядущий» - это наивная детская молитва во здравие всех родных, близких и дальних, а также приятелей по играм (с ускорением перечисляемых)...

В пьеске «Кот Матрос» история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем, также изложена во взволнованном пульсирующем ритме безостановочных восьмых; замечательны остроумные приемы фортепианной звукоизобразительности - иллюстрация описываемых событий (звук скрежета по клетке, дрожанье снегиря).

«Поехал на палочке» - живая сцена игры в лошадки, прерываемая коротким разговором с приятелем Васей и омраченная падением («Ой, больно! Ой, ногу!»...). Утешение мамы (ласково- умиротворяющие интонации) быстро излечивает боль, и реприза бодра и резва, как в начале.

«Детская» была издана в 1873 году (в оформлении И. Е. Репина) и получила широкое признание у публики; в кружке музыкантов «Детскую» часто пела А. Н. Пургольд.

Этот цикл стал единственным произведением Мусоргского, получившим еще при жизни композитора отзыв его маститого зарубежного коллеги - Ф. Листа, которому издатель В. Бессель послал эти ноты (вместе с произведениями других молодых русских композиторов). Лист восторженно оценил новизну, необычность и непосредственность тона «Детской». Брат Бесселя сообщил Мусоргскому, что «Детская» Листа «до такой степени расшевелила, что он полюбил автора и желает посвятить ему une „bluette"» (безделушку - фр. ). Мусоргский пишет В. В. Стасову: «...Глуп я или нет в музыке, но в „Детской", кажется, не глуп, потому что понимание детей и взгляд на них, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны. ...Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить „Детскую", а главное, восторгнуться ею... Что же скажет Лист или что подумает, когда увидит „Бориса" в фортепианном изложении хотя бы».

Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».

Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»



Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано - сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок. Мусоргский вложил в «Детскую» не только наблюдения над детьми своего брата и детьми брата Стасова, но и собственные впечатления детства. Вечером, когда спадёт полдневная жара, мать Модиньки, Юлия Ивановна садится за фортепиано. Маленький Модест слушает, затаив дыхание. Отец расхаживает по залу, слушая игру жены. Музыку он «любит до страсти», особенно романсы Алябьева и Варламова. Для его удовольствия Юлия Ивановна играет вариации на варламовский напев «На заре ты её не буди» или «Красный сарафан» и ещё алябьевского «Соловья». Эти пьесы слушает Пётр Алексеевич с особым удовольствием. «Главное, что своё, русское», – замечает он. Малыш слезает тихонько с кресла, подходит к фортепиано и трогает клавиши. Тихо и робко звучит жалобный напев. «Умник, Модинька, – радуется мать – хочешь, я буду тебя учить играть?»Занятия музыкой начались с пятилетнего возраста сначала с матерью, а позже – с гувернанткой-немкой. Занятия Модеста шли настолько хорошо, что в девятилетнем возрасте он на семейной вечеринке сыграл большой концерт Фильда. Позже, учась в Школе святого Петра в Петербурге, Модест занимался музыкой с Антоном Августовичем Герке и принимал участие в домашних концертах (Особенно запомнилось ему выступление на благотворительном вечере у статс-дамы Рюминой). О его таланте стало известно генералу Сутгофу – директору школы, который пригласил молодого пианиста к себе домой. У генерала была дочь, которая также училась у Герке. Юный Модест Мусоргский играл с ней в четыре руки. Поддержку и одобрение окружающих вызывали и произведения начинающего композитора, в которых часто появляются мотивы детства. Одно из первых завершённых сочинений – «Воспоминания детства», для фортепиано, которое включает в себя две пьесы: " Няня и я " и «Первое наказание».


Первая из сцен «С няней» была создана весною 1968 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1970 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.

Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».

Цикл «Детская» - одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, - писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».



Существенный интерес представляет музыкальный язык вокальных сценок «Детской». Следуя найденным приёмам создания «зримости» конкретного персонажа, Мусоргский смело обращается с метрической, гармонической и вокальной основой, создавая «мелодию, творимую говором», передавая мельчайшие нюансы эмоций и телодвижений персонажей своего камерного театра.

В первой сценке отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

Вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

Третья пьеса-сценка из цикла «Детская» - загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

Четвертая пьеса цикла «Детская» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.


Пятая сценка цикла «Детская» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

Шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

Седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».


В этой чудесной музыке мы почувствовали тёплое и нежное отношение композитора к миру детства. Как искренне и поэтично М.П.Мусоргский раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов! Всё это потому, что



Инна Астахова

По книге Г.Хубова «Мусоргский»

Москва, издательство «Музыка» 1969

Обсудить у себя 0

Идеи и мысли М. П. Мусоргского (1839-1881), гениального композитора-самоучки, во многом опередили своё время и проложили дорогу музыкальному искусству XX века. В данной статье мы постараемся наиболее полно охарактеризовать список произведений Мусоргского. Всё написанное композитором, который считал себя последователем А. С. Даргомыжского, но пошел дальше, отличается глубоким проникновением в психологию не только отдельно взятого человека, но и масс народа. Как и всех членов «Могучей кучки», Модеста Петровича вдохновляло национальное направление в его деятельности.

Вокальная музыка

Список произведений Мусоргского произведений этого жанра охватывает три вида настроений:

  • Лирические в ранних сочинениях и переходящие в более поздних в лирико-трагические. Вершиной становится созданный в 1874 году цикл «Без солнца».
  • «Народные картинки». Это сценки и зарисовки из жизни крестьян («Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Калистрат», «Сиротка»). Их кульминацией станут «Трепак» и «Забытый» (цикл «Пляски смерти»).
  • Социальная сатира. К ним следует отнести романсы «Козел», «Семинарист», «Классик», созданные в течение 1860-х годов последующего десятилетия. Вершиной становится сюита «Раёк», в которой воплотилась галерея сатир.

В списке отдельно стоят созданный на его собственные слова в 1872 году вокальный цикл «Детская» и «Песни и пляски смерти», в которых всё наполнено трагическими настроениями.

В балладе «Забытый», созданной по впечатлению от картины В. В. Верещагина, впоследствии уничтоженной художником, композитор и автор текста противопоставили образ лежащего на поле брани солдата и ласковую мелодию колыбельной, которую крестьянка поёт сыну, обещая встречу с отцом. Но её ребёнок никогда его не увидит.

«Блоху» из Гёте с блеском и всегда на бис исполнял Федор Шаляпин.

Средства музыкальной выразительности

М. Мусоргский обновил весь музыкальный язык, взяв за основу речитатив и крестьянские песни. Его гармонии совершенно необычны. Они соответствуют новым чувствам. Их диктует развитие переживания и настроения.

Оперы

Нельзя не включить в список произведений Мусоргского его оперное творчество. За 42 года жизни он успел написать всего лишь три оперы, но какие! «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В них он смело соединяет трагические и комические черты, что напоминает о произведениях Шекспира. Образ народа выступает основополагающим началом. При этом каждому персонажу придаются личные черты. Более всего композитора волнует родная страна во время смуты и потрясений.

В «Борисе Годунове» страна стоит на пороге Смуты. В ней отражаются отношения царя и народа как единой личности, которая одушевлена одной идеей. Народную драму «Хованщина» композитор написал по собственному либретто. В ней композитора интересовал стрелецкий бунт и церковный раскол. Но он не успел её оркестровать и скончался. Закончил оркестровку Н. А. Римский-Корсаков. Роль Досифея в Мариинском театре исполнял Ф. Шаляпин. В ней нет привычных главных героев. Общество не противостоит личности. Власть оказывается в руках то одного, то другого персонажа. В ней воссозданы эпизоды борьбы старого реакционного мира против петровских реформ.

«Картинки с выставки»

Творчество для фортепиано представлено у композитора одним циклом, созданным в 1874 году. «Картинки с выставки» являются уникальным произведением. Это сюита из десяти разнохарактерных пьес. Будучи виртуозом-пианистом, М. Мусоргский воспользовался всеми выразительными возможностями инструмента. Эти музыкальные произведения Мусоргского настолько ярки и виртуозны, что поражают своей «оркестровостью» звучания. Шесть пьес под общим названием «Прогулка» написаны в тональности си бемоль мажор. Остальные - в си минор. Кстати, их часто перекладывали для оркестра. М. Равелю это удалось лучше всех. Вокальные мотивы композитора с их речитативностью, песенностью и декламационностью органично вошли в это произведение М. Мусоргского.

Симфоническое творчество

Ряд музыкальных произведений Модест Мусоргский создаёт в этой области. Самым важным является «Иванова ночь на Лысой горе». Продолжая тему Г. Берлиоза, композитор изобразил шабаш ведьм.

Он первый показал России злые фантастические картины. Главным для него была максимальная выразительность при минимуме используемых средств. Современники не поняли новизны, а приняли её за неумелость автора.

В завершение надо назвать самые известные произведения Мусоргского. В принципе мы их почти все перечислили. Это две большие оперы на историческую тему: «Бориса Годунова» и «Хованщину» ставят на лучших мировых сценах. К ним же относятся вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», а также «Картинки с выставки».

Гениальный автор был похоронен в Санкт-Петербурге на Советская власть, делая перепланировку, уничтожила его могилу, залила это место асфальтом и сделала автобусной остановкой. Так у нас относятся к признанным мировым гениям.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры