Скарлатти. Доменико скарлатти Доменико скарлатти

Главная / Любовь

Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шесты...

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провел бо́льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребенком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырех годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где дает уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живет следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо́льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Современная техника игры на фортепиано испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Следующие качества характерны для сочинений Доминико Скарлатти:

1. На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.

2. Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.

3. Прием формообразования, когда каждая из двух частей сонаты подходит к определенному поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик называл этот прием «крестом» («the crux»), иногда этот прием подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - несколько опер, в том числе «Фетида на Скиросе».

Джузеппе Доменико Скарлатти (1685 – 1757) – итальянский композитор, клавесинист, органист. Год рождения Доменико Скарлатти является также годом рождения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.

Первым учителем музыки был его отец, известный в то время композитор. В 16 лет Доменико уже композитор и органист королевской часовни в Неаполе. В 25 ему не будет равных в Европе и в игре на клавесине.

Когда кардинал Оттобино устроил в Риме, быть может первый в истории исполнительский конкурс, то победителем-клавесинистом однозначно был признан Скарлатти. Ему уступил даже Гендель, победивший Доменико в игре на органе.

Именно клавесин, являющийся прямым прародителем фортепиано и станет тем инструментом, который введет имя Доменико Скарлатти в историю.

В возрасте тридцати лет он покидает Италию и перебирается в Мадрид, где и проживет последние двадцать пять лет своей жизни. Кстати, в Мадриде живут его потомки до настоящего времени.

В Испании, помимо других сочинений, композитором будет создано около пятисот сонат для клавесина. При жизни Скарлатти было издано всего тридцать сонат. Остальные постепенно затерялись в архивах и библиотеках на последующие почти двести лет.

Умер композитор в возрасте 71 года в Мадриде, в глубокой нищете, оставив без средств к существованию большую семью.

Им написано более двадцати опер, примерно столько же ораторий и кантат и более пятисот сонат для клавесина.

Двадцатый век стал для Доменико Скарлатти временем второго рождения и теперь уже всемирного признания.

Он жил в эпоху барокко. Эпоху пышности, парадности, подчеркнутого тяготения к красивостям и причудливостям. В своем же клавесинном творчестве он шагнул в эпоху классицизма. Эпоху строгих линий, безупречных классических форм и подчеркнуто духовных приоритетов. Однако его гений потянул Скарлатти дальше.

Сонаты Скарлатти отличает абсолютно не свойственные для того и даже для более позднего времени резкий интенсивный мелодический рисунок, пересекающиеся ритмы и иные ритмические неожиданности, звуковые гроздья-кластеры, небывалая чувственность.

Один из современников композитора записал: «Скарлатти часто говорил, что в его пьесах нарушены все правила композиции, – он сам хорошо знает об этом. И далее он спрашивал: разве его отклонения от нормы оскорбляют ухо? И, получив отрицательный ответ, продолжал: талантливый человек не должен ничего бояться, кроме того, чтобы доставить неудовольствие чувству, ибо чувство – это единственный критерий музыки». Сонаты Скарлатти явно перерастают клавесин и требуют для своего звучания нового инструмента – фортепиано. Не случайно, что сочинения Доменико Скалатти пользуются такой популярностью у современных пианистов-концертантов.

В честь Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.

Клавикорд – клавишный старинный инструмент молоточково-ударного типа, один из предшественников современного фортепиано.

Клавесин – клавишный старинный инструмент щипкового типа, один из предшественников современного фортепиано.

www.classic-online.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.poiskm.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.music.privet.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )

Доме́нико Скарла́тти (итал. Domenico Scarlatti; 26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо́льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 году. В том же году родились двое мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом вице-короля Неаполя в 1701 году. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 году он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доменика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 году он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 году Скарлатти переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 году он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году он снова женится на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти написал более пяти сотен сонат для клавишных. Именно работы испанского периода имеют сегодня наибольшую известность.

Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронатом в Мадриде. Историк и музыковед Ралф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо́льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Современная техника игры на фортепиано испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Следующие качества характерны для сочинений Доменико Скарлатти:

  • На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.
  • Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.
  • Приём формообразования, когда каждая из двух частей сонаты подходит к определённому поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ралф Киркпатрик называл этот приём «крестом» («the crux»), иногда этот приём подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - 15 опер, в том числе «Фетида на Скиросе», 10 ораторий, сонаты для мандолины и клавесина, виоль д’амур и баса, оркестровые произведения. Церковная музыка Скарлатти на широко распространённые католические тексты (Stabat mater, Salve Regina, Miserere и т.п.), возможно, принадлежит раннему периоду творчества композитора и, в отличие от радикальных клавесинных сонат, выдержана в консервативных традициях. Например, Miserere написано в технике alternatim с чётными строфами в преимущественно моноритмической фактуре, Stabat mater - полноценная, развитая 10-голосная имитационная полифония.

Записи музыки

Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты.

Скотт Росс (Scott Ross) записал все 555 сонат на 34 CD-дисках. Большинство из них исполнены на клавесине, но те сонаты, которые считаются музыковедами инструментальными, исполнены на орга́не. Звукозаписывающий лейбл Naxos выпустил все клавишные сонаты, исполненные на фортепиано разными исполнителями. Датский клавесинист Питер-Ян Белдер (дат. Pieter-Jan Belder) недавно завершил запись всех 555 сонат для лейбла Brilliant Classics. Все 555 сонат, исполненные на клавесине, органе и фортепиано музыкантом Ричардом Лейстером, выпущены на лейбле Nimbus Records.

Из клавесинистов сонаты Скарлатти исполняли Ванда Ландовска, Густав Леонхардт, Пьер Антай, Лучано Сгрицци, Ралф Киркпатрик. Киркпатрик также известен как исследователь творчества Скарлатти, опубликовавший собственную редакцию сонат мастера.

Владимир Горовиц записал сонаты ре мажор (К33), ля мажор (K39), ля минор (К54), ре мажор (К96), фа мажор (К525), фа минор (К466), соль мажор (K146), ре мажор (К96), ми мажор (К162), фа-бемоль мажор (К474), ми минор (К198), ре мажор (К491) и фа минор (К481). Они были исполнены не на клавесине, а на современном рояле фирмы Стейнвей. Исполнение Горовица, пианиста, репертуар которого составляли в основном произведения эпохи романтизма, вызвало множество споров и дискуссий. Также на рояле Горовиц сделал запись сонат Клементи. Перед записью Скарлатти он консультировался с Ралфом Киркпатриком.

Из пианистов сонаты Скарлатти записывали также Марта Аргерих, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти, Михаил Плетнёв, Эмиль Гилельс, Клара Хаскил, Мюррей Перайя, Николай Демиденко, Андраш Шифф, Кристиан Захариас и Иво Погорелич. Большую ценность представляют записи некоторых сонат в исполнении Белы Бартока и Энрике Гранадоса (в 1912-1913 годах дважды записал сонату си-бемоль мажор (К190) в своей собственной транскрипции для фортепиано).

Некоторые клавишные сонаты Скарлатти записали бразильские гитаристы-виртуозы братья Ассад (Серджио и Одаир).

Факты

  • Доменико Скарлатти, вместе с Антонио Вивальди и Георгом Фридрихом Генделем, является действующим лицом повести Алехо Карпентьера «Концерт барокко».
  • Доменико Скарлатти появляется как эпизодический персонаж в романе «Воспоминание о монастыре» Жозе Сарамаго.
  • В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии.
  • Портрет Скарлатти работы художника Доминго Антонио Веласко является единственным известным изображением композитора.

И Георг Фридрих Гендель . Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти , также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти , известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в . В году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию . О следующих его четырёх годах ничего не известно. В он приезжает в Рим , служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист , он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С по год он был капельмейстером в соборе Святого Петра , и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

Музыка

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен , Бела Барток , Генрих Шенкер и Владимир Горовиц . Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно .

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Следующие качества характерны для сочинений Доминико Скарлатти:

  1. На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.
  2. Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом .
  3. Знак нотного письма, после которого каждая половина сонаты продходит к поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик называл этот знак «the crux», иногда этот знак подчеркнут паузой или ферматой . Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

Записи музыки

Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты .

Некоторые клавишные сонаты Скарлатти записали бразильские гитаристы-виртуозы братья Ассад (Серджио и Одаир).

  • Доменико Скарлатти появляется как эпизодический персонаж, в романе Балтазар и Блимунда нобелевского лауреата Жозе Сарамаго .
  • В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии .

Музыкальные фрагменты

Доменико Скарлатти, Соната си минор (L236) (info) (информация о файле)

См. также

Список печатных работ о Доменико Скарлатти

  • Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton University Press. 1953.
  • Скарлатти Д. Шестьдесят сонат для фортепиано. Под ред. А. Б. Гольденвейзера . М., 1934-1935.
  • Скарлатти Д. Сонаты для фортепиано / Под ред. А. А. Николаева и И. А. Окраинец. М., 1973-1974.
  • Кузнецов К. Эскизы о Д. Скарлатти // Советская музыка. - 1935. - № 10.
  • Климовицкий А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д.Скарлатти // Вопросы музыкальной формы. Выпуск 1. - М., 1966.
  • Петров Ю. П. О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып.27 - М., 1976.
  • Valabrega С. 11 clavicembalista D. Scarlatti, 2 ed..

Ссылки

  • полное собрание музыки для клавесина, ссылки для скачивания музыки в формате MIDI
  • Piano Society - короткая биография и несколько записей в формате MP3, исполнение Чейза Колмана, Кнута Эрика Йенсена, Роберто Карневале и Грациеллы Конкас (Chase Coleman, Knut Erik Jensen, Roberto Carnevale, Graziella Concas)
  • Доменико Скарлатти: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доменико Скарлатти" в других словарях:

    - (итал. Giuseppe Domenісо Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи… … Википедия

    Имеется три варианта каталогизации сонат Доменико Скарлатти. Наиболее полная нумерация всех 555 сонат предложена Ральфом Киркпатриком в 1953 году. Её обозначение К. Обозначение L относится к изданию сонат Лонго (1909), а обозначение F … Википедия

    Известная фамилия итальянских композиторов и музыкантов эпохи барокко: Алессандро Скарлатти (1660 1725), оперный композитор, основатель Неаполитанской оперной школы. Анна Мария Скарлатти, оперная певица, сестра Алессандро. Джузеппе Доменико… … Википедия

    Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685(16851026), Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский… … Википедия

    Отец и сын, итальянские композиторы эпохи барокко. СКАРЛАТТИ Алессандро (Scarlatti, Alessandro) АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ. (1660 1725), автор вокальных и камерно инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в которой… … Энциклопедия Кольера

...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...
К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья..." 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere", "Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры