Скульптура родина мать история создания. "Родина-мать" в Волгограде

Главная / Любовь

· 25.11.2015

Статуя «Родина-Мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане .

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.


Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич , именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Кто является прообразом скульптуры Родины Матери на Мамаевом Кургане?

По слухам прообразом статуи «Родина Мать зовет!» стали три девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Но данный факт ничем не был подтвержден. Скорее всего, это просто слух. Также существует легенда, что «Родина-мать» смоделирована наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.


Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.


Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров , вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха . Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.


Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.


Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.


С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.


Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде , чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.


По просьбе Александра. Этота публикация об истории создания скульптуры "Родина мать зовет"

Красная Стена - На Мамаевом кургане

Мамаев курган

Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда.

200 ступеней - по числу дней и ночей Сталинградской битвы - отделяют вершину кургана от подножия. Когда поднимаешься по первым ступеням и перед вами открывается вид на Родину-мать - захватывает дух, щемит сердце,слезы наворачиваются на глаза. Все композиции памятника вы проходите с этим чувством, достигая кульминации в пантеоне Славы: безмолвно горит Вечный огонь, освещая своим светом более семи тысяч имён погибших за главную высоту России. От Вечного огня вы выходите уже чистым: без мыслей, без печалей поднимаетесь на вершину - а внизу лежит мирный город.

И только тут осознаешь весь гениальный замысел, заложенный в памятник. Мамаев курган - это связь с историей, осязаемый мост между прошлым и настоящим. Именно здесь всеми порывами своей души вы можете почувствовать момент мира и счастья, ради которого столько десятилетий назад проливалась кровь, совершались бесстрашные подвиги, отвоёвывалась земля пядь за пядью. По величию этих подвигов вряд ли что-то возможно привести в сравнение, их мастаб вполне передает сам памятник и надпись на Площади Героев:

- Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? смертны ли они?



На фото: Победный флаг на вершине Мамаева кургана

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна

История создания памятника-ансамбля.

"... Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы, будут приходить внуки и правнуки Героев, сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом, мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни" - такие пророческие слова высечены у подножия Мамаева кургана.

На самом Мамаевом кургане битва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами - до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом - на его склонах хоронили погибших со всего города.

В начале 1943 г. Сталинград лежал в руинах и был практически мертвым - в городе осталось всего полторы тысячи человек. Но как только фронт отодвинулся от города - туда стали возвращаться жители; и уже к маю количество населения превысило сто тысяч человек.

Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Страна желала видеть Город-герой возрожденным, и не просто городом для жителей, а городом-памятником, в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу, городом вечной памяти павшим его защитникам. Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве был объявлен почти сразу после окончания войны. Обугленный, искалеченный Мамаев курган простоял таким до 1959 г., когда по проекту Евгения Вучетича была начато сооружение грандиозного памятника-ансамбля.

Строительство продолжалось 8 лет, скульптура Родины-матери возводилась 4 года; а всесоюзного значения торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 г. "Этот монумент - дань героическим сыновьям и дочерям советской страны. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни. Человечество помнит их как героев-сталинградцев" - сказал на открытии Леонид Брежнев. В тот же день был зажжен вечный огонь в зале Воинской славы, и выставлен почетный караул.

Скульптура "Родина-мать зовет!" г. Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Общая информация

Строительство

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна,


выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года

(по другим сведениям, Валентина Изотова)


Валентина Изотова

.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.


Технические данные

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).


Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали - а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент — современная интерпретация образа античной Ники — богини победы — призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы.

Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин — будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков — командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом



Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” — 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении


Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы - 60 миллиметров, до 1999 года - 33 миллиметра, с 2000-2008 - 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна — человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России — Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, — вспоминает Изотова, — времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги — все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, — абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, — в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже — напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

Скульптура «Родина Мать зовет!» - скульптурная композиция на Мамаевом кургане в Волгограде. Посвящена героям Сталинградской битвы Великой Отечественной войны.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники.

Триптих

Памятник «Родина-мать зовет» является неотъемлемой частью триптиха - то есть произведением искусства, состоящего из трёх частей.

  1. Первая часть «Тыл-фронту!» находится в Магнитогорске, где Рабочий передаёт Воину меч,
  2. Вторая часть — «Родина-мать» с символично поднятым мечом в Сталинграде,
  3. Третья часть — это «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине уже с опущенным мечом.

История строительства мемориала

Строительство скульптуры «Родина Мать зовет!» было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 и заняло целых 8 лет. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Глубина бетонного фундамента - 16 метров.

Памятник был создан на месте, голова и меч были изготовлены отдельно и устанавливались с помощью вертолетов.

Длина меча Родины Матери равняется 33 метрам, а вес - 14 тоннам. Изначально меч статуи выполнен из стали обшитой листами, позже лезвие было изготовлено из фторированной стали, так как листы деформировались и гремели из-за постоянных ветров.

Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Общая высота грандиозного памятника - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. От подножия Мамаева кургана к постаменту памятника ведут 200 гранитных ступеней. Сам холм - курган, т.е. огромная могила, где похоронены 34 тысячи воинов - защитников Сталинграда. Родина-мать в два раза выше Статуи Свободы - это было одно из основных требований при её строительстве.

Памятник «Родина-мать зовет» занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент постройки в мире.

Прообраз скульптуры «Родина Мать зовет!»

По некоторым данным, прообразом статуи «Родина Мать» стали девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Однако, данный факт никем и ничем не подтвержден. По другой легенде, за основу статуи «Родина-мать» взято подобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже.

Мамаев курган

«Родина Мать зовет!» установлена на Мамаевом кургане - высоком холме, в нескольких ста метрах от которого находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои в Сталинграде во время Великой Отечественной войны.

Также, на Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых в общей сложности захоронены более 35 000 защитников Сталинграда.

Достопримечательности Мамаева кургана

На площадке кургана находятся следующие памятные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте
  • Церковь Всех Святых

Памятник Родина-мать это шикарный монумент расположенный в городе Волгоград, . Памятник представляет собой женщину с поднятым вверх мечом и побуждающей всех восстать против врага. Памятник представляет собой интерпретацию знаменитого образа античной богини победы Ники. Так же статуя является центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы». (11 фото )

1. Постройкой такого грандиозного памятника занимались все лучшие архитекторы того времени, ведь статую должна была отвечать жестким требованиям и в первую очередь должна была стать родной для миллионов человек. Главным инженером-проектировщиком стал Евгений Викторович Вучетич, у которого на тот момент был уже не малый опыт в строительстве хоть и меньших по значению но достояний страны. Вторым создателем статуи являлся Н.В. Никитин, в последствии который стал создателем знаменитой .

2. По окончании строительства оба были награждены ленинской премии, а главному создателю Вучетичу была вручена золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Строительство памятника было начато в мае 1959 года и продолжалось 8 лет до 1967 года. Торжественное открытие состоялась 15 октября 1967 года. На момент окончания строительства памятник являлся самым высоким в мире. В высоту памятник составляет 87 метров, причем высота женщины 52 метра. Скульптура создана из предварительно напряженного железобетона (в то время он широко использовала, впрочем не зря).

3. Вся скульптура стоит лишь на двух метровой плите а та в свою очередь на сравнительно небольшом фундаменте в 16 метров глубиной. Статую стоит подобно фигуре на шахматной доске, и не шатается, нужно отдать должное инженерам того времени, все таки умели они строить на века. Толщина железобетонных стенок статуи составляет всего лишь 25-30 сантиметров, а внутри памятник состоит из небольших окошек, так же жесткость башни поддерживают постоянно напряженные железные канаты. Строение скульптуры можно сравнить со строением костей у птиц.

4. Полный вес конструкции составляет 7 900 тонн. Памятник Родина-мать стала настоящей визитной карточкой Волгограда. Памятник окружает искусственно созданная алея славы, конкретно к памятнику по олее ведут 200 гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. На этом фото вы видите что статуя сделана с открытым ртом, когда у Вучетича спросили почему у памятника открыты рот, ведь это как бы не красиво, то в ответ он сказал следующее: «А она кричит - за Родину… вашу мать! «.

5. Статуя возвышается над городом и символизирует его и днем и ночью, ночью Родина-мать подсвечивается. В темное время суток Родина-мать просматривается на десятки километров вокруг. С 2008 года памятник Родина-мать стала одним из семи чудес России.

6. На данный момент в списке самых высоких строений в мире Родина-Мать занимает почетное 11 место. За время существования статуя стала неотъемлемой частью волгоградцев, да и в целом жителей России. Но к сожалению мы с вами испытываем угрозу потерять такой грандиозный памятник.

7. Дело в том что из-за грунтовых вод под статуей Родина-мать постепенно наклоняется, проведены экспертизы и ученые пришли к выводу что если наклон статуи увеличится еще хотя бы на 3 см, то башня неминуемо обрушится.

8. Вам будет интересно знать, что при разработке флага и герба Волгоградской области силуэт памятника Родина-мать стала основой изображения.

9. Долгое время оставалось загадкой с какой женщины взяли эскиз для создания такого памятника. Сейчас в Волгограде проживает 83 летняя женщина которая когда то в далеком 1958 году позировала великому архитектору. Валентина Ивановна Изотова никогда не любила распространяться на эту тему, да и профессия «натурщица» в советские годы мягко говоря не была в почете.

10. Наша героиня работала официанткой когда к ней подошел скульптор Лев Майстренко и предложил попозировать, так-как Валентина Ивановна воспитывала двух дочерей понятное дело деньги ей нужны были всегда, вот и согласилась. Да и плюс к тому же девушку наградила природа хорошей «советской» внешностью. Валентине Ивановне было тогда 26 лет, сейчас она не то что жалеет о поступке молодости, а даже на оборот гордиться что ее фигура стала так знаменита.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры