Сообщение о де сент экзюпери. Антуан де сент-экзюпери, краткая биография

Главная / Любовь

Антуан де Сент-Экзюпери – известный французский писатель, поэт и эссеист, профессиональный лётчик. В Сент-Экзюпери было много разных интересных событий, поскольку большую часть жизни он посвятил авиации.

Самым известным произведением Экзюпери является аллегорическая повесть-сказка «Маленький принц».

Итак, перед вами краткая биография Антуана де Сент-Экзюпери .

Биография Экзюпери

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе. Он рос в интеллигентной семье, происходящей из дворянского рода.

Кроме Антуана в семье Экзюпери родилось еще четверо детей.

Когда Антуану едва исполнилось 4 года, умер его отец, в связи с чем материальное положение семейства значительно ухудшилось.

В результате мать с детьми была вынуждена переехать к тете, дом которой находился на площади Белькур.

Детство и юность

Ранние годы в биографии Экзюпери сопровождались различными трудностями. Мать не могла себе позволить покупать сыну игрушки или какие-либо дорогие вещи.

Сент-Экзюпери в молодости

Тем не менее, ей удалось привить сыну любовь к чтению и .

В скором времени Антуана отправили в христианскую школу. После этого он продолжил учиться в иезуитском колледже Сент-Круа.

Когда Экзюпери исполнилось 14 лет, он был определен в католический пансион, расположенный в Швейцарии.

В 1917 г. юноша успешно сдал экзамены в парижскую Школу изящных искусств. Получив диплом, он хотел поступить в военно-морской лицей, однако не смог сдать экзамены.

В данный период биографии у Антуана Экзюпери умер его любимый брат Франсуа, с которым у него были очень доверительные отношения.

Смерть брата стала для будущего писателя настоящим шоком, от которого он не мог оправиться еще долгое время.

Летчик Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери с детства мечтал стать летчиком. Когда ему было 12 лет, он впервые оказался в небе.

Самолетом управлял известный пилот Габриэль Вроблевски, который очень расположился к мальчику и решил взять его в полет.

После этого Антуан начал буквально грезить авиацией.

В 1921 г. в биографии Экзюпери произошло знаковое событие. Он был призван на службу, после чего прошел курсы пилотажа. Вскоре его определили в авиационный полк в Страсбурге.

Изначально он летал на гражданских самолетах, и только со временем ему доверили управлять военными машинами.

Вскоре Антуан де Сент-Экзюпери дослужился до звания младшего лейтенанта. В 1923 г. он попал в авиакатастрофу, в результате чего получил серьезную травму головы. Комиссия признала летчика непригодным для дальнейшей службы, в связи с чем он был вынужден оставить авиацию.

После этого Экзюпери отправился в Париж. Интересно, что именно в этот период биографии у него проявился особенный интерес к и писательской деятельности.

Однако в первое время ему приходилось зарабатывать на жизнь самыми разнообразными способами. Писатель занимался продажей автомобилей, трудился на черепичном заводе, а также торговал книгами.

В 1926 г. Антуану удалось устроиться механиком в авиакомпанию «Аэропосталь». Позже он стал пилотом почтового самолета. В это время из-под его пера вышел роман «Южный почтовый».

В 1929 г. Сент-Экзюпери утвердили на должность руководителя филиала «Аэропосталь», расположенного в столице Аргентины. Спустя пару лет компания разорилась, в результате чего он начал работать летчиком-испытателем, а также трудиться на почтовых авиалиниях.

В биографии Экзюпери было немало случаев, когда его жизнь висела на волоске от смерти. Во время одного из испытаний, его самолет потерпел крушение и упал в воду.

Писатель остался жив лишь благодаря оперативной работе водолазов. После этого он потерпел авиакрушение в пустыне и не погиб только благодаря удачному стечению обстоятельств. Умирая от жажды, писатель был замечен бедуинами, которые и спасли ему жизнь.

В 1938 г. в биографии Экзюпери произошла новая беда: он полетел из Нью-Йорка на Огненную Землю, но потерпел крушение в Гватемале. При этом он чудом остался жив, хотя несколько дней находился в коме. В этот раз он снова получил серьезную травму головы.

Через некоторое время писатель устроился работать журналистом в здании «Пари Суар».

В период Второй мировой войны (1939-1945) Антуан де Сент-Экзюпери работал военным журналистом, а также участвовал в воздушных боях с гитлеровскими летчиками.

Произведения Экзюпери

Первым произведением в творческой биографии Сент-Экзюпери стала сказка «Одиссея цилиндра», с которой он занял первое место на литературном конкурсе. На тот момент писателю было всего 14 лет.

В 1925 г. Экзюпери удалось познакомиться с разными современными писателями. Интересен факт, что многие из них по достоинству оценили талант начинающего литератора и даже начали ему помогать с публикацией произведений.

Благодаря этому, через год Экзюпери издал рассказ «Летчик», вызвавший большой интерес у читателей.

В своих рассказах Сент-Экзюпери особое внимание уделял воздушной тематике. Поскольку за свою биографию ему неоднократно приходилось быть свидетелем самых разных авиационных ситуацией, он мог в красках их описывать.

Таким образом, ему удавалось приковывать читателей к своим произведениям, наполненных глубоким смыслом, интересными фактами и философскими размышлениями.

В 1931 г. Антуан де Сент-Экзюпери был удостоен премии «Фемина» за роман «Ночной полет». Затем он опубликовал книгу «Земля людей», в которой мастерски описал странствия по Ливийской пустыне после своего авиакрушения.

В 1963 г. из-под пера Экзюпери вышел автобиографический роман «Военный летчик». В нем он поделился с читателями ужасами Второй мировой войны, с которыми ему пришлось столкнуться лично.

Интересен факт, что данное произведение было запрещено на родине писателя, в то время как в Америке оно получило огромную популярность.

За год до смерти Сент-Экзюпери в США был опубликован его философский рассказ «Маленький принц», принесший писателю мировую славу. Интересно, что в книге было множество иллюстраций, нарисованных лично автором.

Личная жизнь

Когда Антуану де Сент-Экзюпери исполнилось 18 лет, он влюбился в Луизу Вильморн, которая происходила из богатой семьи. Однако как ни пытался юноша расположить к себе девушку, он каждый раз получал от нее отказ.

Даже когда в будущем он станет успешным писателем, ему так и не удастся покорить сердце Луизы.

Во время работы в Буэнос-Айресе, Сент-Экзюпери познакомился с Консуэло Сунсин, с которой у него начались серьезные отношения. В 1931 г. они решили пожениться, сыграв пышную свадьбу в кругу близких людей.


Антуан де Сент-Экзюпери и его жена Консуэло Сунсин

Стоит заметить, что для Экзюпери семейная жизнь оказалась нелегкой, поскольку супруга имела очень вспыльчивый характер. Она часто устраивала мужу скандалы и сцены.

Однако, несмотря на это, Антуан Экзюпери обожал жену и терпел ее тяжелый характер.

Смерть

Гибель Сент-Экзюпери до сих пор вызывает интерес у его биографов и почитателей. В разгар Второй мировой войны писатель добровольно вызвался на фронт в качестве военного летчика.

Благодаря своим связям он оказался в разведывательном отряде.

31 июля 1944 года Антуан отправился на очередное задание, однако обратно уже не вернулся. В связи с этим он оказался в списках, пропавших без вести.

В 1988 г. неподалеку от Марселя был обнаружен браслет писателя, который он носил на руке. В 2000 г. были найдены части его самолета.

После этого группа экспертов установила, что Сент-Экзюпери погиб во время воздушной схватки с немецким летчиком. Интересен факт, что позже немецкий пилот публично признался в том, что именно он сбил военный самолет, в котором находился Экзюпери.

Фото Экзюпери

Фотографий с Антуаном Экзюпери существует не так уж и много. Однако то, что нам удалось найти, вы можете посмотреть ниже.

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, мыслитель, поэт, летчик.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе и был третьим ребенком графа Жана де Сент-Экзюпери и Марии де Фонсколомб. Мать Антуана из старинной провансальской семьи. Еще древнее род Сент-Экзюпери - это имя носил один из рыцарей святого Грааля. В 1904 году после смерти мужа госпожа де Сент-Экзюпери с пятью детьми: Мари-Мадлен семи лет, Симоной - шести, Антуаном - четырех, Франсуа - двух и Габриэль, которой не исполнилось еще и года, перебирается из Лиона сначала к своей матери в замок Ла Молль подле Коголена в Массиве Мор, а затем в замок Сен-Морис де Реманс, принадлежащем ее тетке госпоже де Трико. Здесь маленький Антуан провел детство, необычайно счастливую пору своей жизни. Маленький Антуан, порывистый, импульсивный, страстно привязан к матери. Именно от нее Тонио унаследовал дар воображения, поэтические и художественные способности, музыкальный слух - он хорошо играл на скрипке. Очень рано в Антуане проснулся вкус к изобретательству. Однажды он сконструировал «велосипедолет», приделав к велосипеду экран из ивовых прутьев и старой простыни. Попытка подняться в воздух, конечно, не удалась, но это событие уже предвещает большие приключения с самолетами.

В 1909 года Антуан с братом Франсуа поступает учиться в иезуитский коллеж Сен-Круа в Ле Мансе. Коллеж не оставил заметного отпечатка в жизни Тонио. У него даже не появилось новых друзей, он общается только с братом. Товарищи быстро дают Антуану прозвище «Лунатик» за его задумчивый вид и привычку смотреть в небо. Однако дразнить Антуана опасно: он приходит в ярость, и обидчикам достается по заслугам.

В архиве коллежа сохранилось первое серьезное сочинение Антуана в прозе - школьная работа на довольно забавную тему: приключения цилиндра. Сама тема была сказочной, и Антуан, чувствовавший себя тем более свободно, чем фантастичнее был предложенный сюжет, написал изящную сказочку. Цилиндр в ней рассказывал о себе сам: как его сделали на фабрике и как он после путешествовал, побывав и у достопочтенного господина, и у кучера, и у старьевщика и даже у ужасного короля Нигера – Бам-Бума.

Когда Антуану исполнилось двенадцать, ему довелось впервые полетать на самолете. Так Антуан получил «воздушное крещение». Летчика, который его «прокатил», звали Жюль Ведрин. До Первой мировой войны он был едва ли не самым известным авиатором мира. Но «воздушное крещение» не произвело на Антуана сильного впечатления, такого, какое подчас определяет дальнейшую судьбу человека. Тонио сочинил стихи по поводу этого события, да и забыл его ради новых забав.

Началась Первая мировая война. Госпожа де Сент-Экзюпери, будучи дипломированной сестрой милосердия, отправляется в военный лазарет, а мальчиков отправляют в коллеж Монгре в Вильфранш-на-Соне на полный пансион, и тут только выясняется, насколько дети не приспособлены к жизни в закрытом учебном заведении: мальчики привыкли к дому, слугам, к довольству, и их пугает скромный образ жизни. И тогда мать отправляет их в нейтральную Швейцарию, во Фрибур, где устраивает их в маристский коллеж «Вилла-Сен-Жан». Здесь детям хорошо: отсутствует строгая дисциплина, хотя конечно есть правила и распорядок, в распоряжении воспитанников теннисные корты, зал для фехтования, плавательный бассейн, они могут кататься на лыжах по заснеженным горам... У некоторых учеников - в их числе у Антуана - имеются отдельные комнаты.

1917 год останется в памяти Антуана омраченным печальным событием: от ревматизма сердца умирает его пятнадцатилетний брат Франсуа. Смерть брата ошеломила Антуана. Его смерть писатель Сент-Экзюпери опишет в «Военном летчике». О смерти ребенка будет размышлять и в «Цитадели».

Получив в коллеже гуманитарное образование и основательную подготовку в точных и естественных науках, Антуан едет в Париж, где слушает курс математики сначала в школе Боссюэ, затем в лицее Сен-Луи, готовясь поступать в Высшее военно-морское училище.

В Париже он живет в привычной среде: друзья из аристократических семей, светские знакомства, обеды, музыка - таков круг занятий и впечатлений восемнадцатилетнего Экзюпери. Но его главная страсть – сочинительство. Уже с шестилетнего возраста Антуан сочиняет стихи и сказки. В Париже он прочел друзьям целую драму в стихах. В ней действовали благородные разбойники, наводившие ужас на всевозможных носителей зла.

Эта любовь к писательству, принесенная Антуаном из детства, становится теперь грузом в его душе, лишает равновесия. Избавиться от него можно единственным способом - писать. Разумеется, Антуан не помышляет о профессиональном писательстве, он сознает, что оно ему недоступно с любой точки зрения: еще ничего не пережито, не найден способ приложения сил в жизни.

В 1919 году Антуан сдает экзамены в Высшее военно-морское училище. Письменная по математике признана лучшей работой всего конкурса. Тема сочинения – «Расскажите о впечатлениях эльзасца, возвратившегося в родную деревню, снова ставшую французской» – приводит Антуана в бешенство, и вместо того, что написать псевдопатриотическую белиберду, чтобы получить хорошую оценку, Сент-Экзюпери пишет всего несколько строк. Он получает самый низкий балл, но его все же допускают к устным экзаменам, на которых он также проваливается.

Антуан растерян, он сомневается относительно правильности выбранного пути. Решая совместить любовь к искусству и влечение к технике Антуан поступает на архитектурное отделение Академии искусств. И вот пятнадцать месяцев в Академии искусств в Париже. Еще пятнадцать месяцев, в которые Антуан ищет и не находит себя. В этот период он читает Достоевского, Ницше, Платона. Он восстает против той жизни, которую он и его друзья ведут в Париже. Так, воюя со своим окружением, а на самом деле борясь с самим собой, со своими привычками, с внешними обстоятельствами, толкающими его по гладкому пути, Антуан одерживает свою первую внутреннюю победу: в 1921 году, прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, он бросает занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем в 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Нельзя сказать, что его привлекает авиация. Пока это прыжок в неизвестность.

Антуан начинает брать частные уроки пилотирования. Сент-Экзюпери быстро овладел пилотажем. Закончив курс подготовки гражданского летчика, Экзюпери просит направить его в Марокко, там он намеревается получить права военного летчика: гражданская школа этих прав не давала. В феврале 1922 года Антуан получает диплом военного летчика и чин капрала. А осенью того же года он в чине младшего лейтенанта получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем.

В этот период Антуан испытывает свое первое сильное чувство влюбленности. Это была девушка из богатой аристократической семьи. Они помолвлены. Но планам молодого человека не суждено сбыться: во время одного из тренировочных полетов самолет Сент-Экзюпери, едва оторвавшись от земли, теряет скорость и падает на землю. Антуан получает тяжелые ранения. Родители невесты, узнав об этом, ставят его перед выбором: семейное счастье или опасная профессия. Антуан отказывается принимать предложенный выбор. Ни семья, ни самолет. Любовь принесла только раны, профессия - тоже. Он отказывается от военной карьеры, но отказывается и от девушки. И снова, как несколько лет назад, он не знает, что делать, кем быть?

В марте 1923 года он поступает в контору черепичного завода Буарона в Париже, в 1924 - в фирму «Сорер» рабочим на завод грузовых автомобилей Сорера, затем коммивояжером от этого же завода в Монтлюсон. Но есть и другое занятие, то, которым он занимается по ночам в своей комнатке: он пишет.

В апреле 1926 в журнале «Ле навир д"Аржан» опубликован первый рассказ Сент-Экзюпери – «Летчик», а точнее, это отрывок из повести (впоследствии утерянной), которую сам Антуан назвал «Бегство Жака Берниса». Почему бегство? В этом названии - нравственный смысл повести: молодой пилот бежит от пустой и никчемной жизни салонов к простому и прекрасному делу, которое приносит ему новую жизнь, новую и крепкую связь с землей.

11 октября 1926 Анутан представляется директору авиалинии в Тулузе Дидье Дора. Больше всего он хочет летать, но здесь, на аэродроме Монтодран, надев голубую блузу механика, Антуан работает в ангаре, разбирает моторы, чистит цилиндры и свечи, работает смазчиком. Сент-Экзюпери безропотно несет свою службу. Именно в этот период зарождаются первые ростки настоящей дружбы с Гийоме и Мермозом, основанной на общности дела и полном доверии. Несколько недель спустя Дора доверяет Антуану почтовый рейс на Касабланку. Антуан возит почту на линии Тулуза - Касабланка (Марокко), затем Касабланка - Дакар (Сенегал).

В 1927 году Сент-Экзюпери назначают начальником аэродрома в Кап-Джуби.

В тот период побережье Африки было небезопасно из-за кочевых племен, промышлявший грабежом и насилием. Не редкостью была и гибель летчиков. Новому начальнику аэродрома было поручено установить дружеские отношения с кочевниками. В октябре Сент-Экзюпери прибыл в Кап-Джуби (Западная Сахара). Пренебрегая всякой осторожностью, наперекор окружающей враждебности он добился согласованности действий от летчиков-спасателей, обязанных выручать экипажи потерпевших аварию самолетов, а главное, установил добрососедские отношения с кочевниками. А ночами Сент-Экзюпери пишет «Южный почтовый».

Возвращаясь во Францию в марте 1929 года, он с замиранием сердца несет свою первую книгу в издательство Гастона Галлимара. По прочтении рукописи издательство подписывает с автором договор на семь книг.

После публикации «Южного почтового молодого писателя очень волнуют отзывы, а они весьма лестны. Знатоки литературы снисходительны к слабостям романа и, наоборот, обнаруживают в нем истинные достоинства: новый круг проблем, новый, индивидуальный взгляд на мир, своеобразное видение, свой, ни с чем не сравнимый голос. Сознание того, что твои достоинства не прошли незамеченными, что их оценили, весьма воодушевляет писателя.

В сентябре 1929 по приказу Дора Сент-Экзюпери направляется в распоряжение компании «Аэропоста-Аргентина» и отплывает в Буэнос-Айрес. Будучи техническим директором, он отвечает за полеты над огромным Южно-Американским континентом. Сент-Экс много летает сам, осваивает новые трудные маршруты, проверяет новые машины. Он очень хорошо понимает, что чувствует и переживает летчик, нахо¬дясь один в безбрежном просторе неба и зная, что под ним бездна океана. Несмотря на все опасности, летчики бесстрашно вылетают на единоборство со стихией. Об этом писатель Сент-Экзюпери расскажет в своей следующей книге «Ночной полет». Книга, которая выйдет в 1931 году, получит во Франции премию «Фемина» и принесет Сент-Экзюпери литературную известность и славу.

Но это будет не скоро, а сейчас Антуану одиноко. Желание жениться становилось у него все острее, все настойчивее. И не черствостью сердца, не неспособностью любить, а высокими требованиями в любви - и к себе и к женщине, которую он полюбит, - объясняются его любовные неудачи. В ноябре 1930 Бенжамэн Кремье, известный критик, член редколлегии журнала «Нувель ревю франсэз», знакомит его с Консуэло Сунцин – маленькой, изящной женщиной с огромными выразительными глазами. Весной 1931 года, по возвращении во Францию, они женятся.

Молодой человек, опасавшийся брака с женщиной, которая создаст ему мещанский уклад и спокойную, уравновешенную жизнь, получил больше того, что искал. Эксцентричная, вздорная, импульсивная Консуэло создавала для Антуана ту атмосферу внутренней тревоги и беспокойства, которая была ему так необходима, чтобы творить.

В 1931 году после увольнения из Линий Сент-Экзюпери решает посвятить себя целиком литературному труду, но очень скоро выясняет для себя, что «если он не летает, то и не пишет».

С февраля 1932 он снова работает в авиакомпании, но на этот раз на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир, в качестве второго пилота. В мае 1933 все французские авиакомпании объединяются в одну – «Эр-Франс». Недоброжелатели Дора в «Эр-Франс» отказываются принять Сент-Экзюпери на службу. Дора устраивает Сент-Экса летчиком-испытателем в конструкторское бюро Латекоэра. Погруженный в свои заботы, в подавленном состоянии Сент-Экс приступает к этой опасной работе, требующей от летчика особенной собранности. Характерен один случай. Однажды Сент-Экзюпери должен был испытать новую модель трехмоторного самолета. Он поднимается в воздух. В полете мотор забарахлил, и из него пошел дым. Сделав разворот, Сент-Экс пошел на посадку. Наблюдавшие за ним с земли с ужасом заметили, что от самолета что-то отделилось - не то часть крыла, не то оторвавшийся от фюзеляжа лист обшивки. Между тем самолет продолжал спуск вполне нормально. На земле выяснилось: оторвавшийся предмет был дверцей кабины, которую Сент-Экс забыл закрыть при взлете.

В ноябре при испытании гидроплана Сент-Экзюпери чуть не гибнет в бухте Сен-Рафаэля. Своим спасением Сент-Экс поистине обязан чуду. Это чудо - «купание в Сен-Рафаэле» - он описал в «Земле людей». Следствием этой аварии явился временный вынужденный отдых. Сент-Экзюпери заканчивает сценарий фильма «Анн-Мари», начатый еще в Буэнос-Айресе, и пишет либретто сценария фильма «Игорь». Но ни к каким практическим результатам попытки Сент-Экзюпери писать специально для кино не привели: продюсеры и режиссеры расправляются с творением писателя по своему усмотрению, корежат его произведения, как им заблагорассудится в угоду вкусам широкой публики. Сент-Экзюпери не по душе это, и он отказывается от дальнейших попыток в этой области.

Сент-Экзюпери возвращается на работу у Латекоэра. У него появляется некоторый досуг, и в это время он пишет предисловие к книге Мориса Бурде «Величие и кабала авиации».

Ища заработка, он пробует себя и на поприще журналистики. В апреле 1935 газета «Пари-суар» отправляет его на месяц корреспондентом в Москву. В мае разбивается советский агитсамолет-гигант «Максим Горький» - Сент-Экзюпери откликается на это трагическое событие сочувственной заметкой в «Известиях». Затем следует серия очерков об СССР в «Пари-суар» - бытовые зарисовки в мягких юмористический тонах. Но лекции и журналистика не удовлетворяют Сент-Экса, ему необходимо летать.

Он решается побить рекорд, установленный французским летчиком Андре Жапи, который связал Париж с Сайгоном за 47 часов. После двухнедельной подготовки 29 декабря 1935 года Сент-Экс с Прево вылетают из Бурже и через 4 часа 15 минут самолет терпит аварию в Ливийской пустыне. С большими трудностями, без капли воды, они добираются до караванного пути, где их подбирает караван. Антуан возвращается в Париж. В этот период Сент-Экзюпери делает первые заметки для «Цитадели».

В августе 1936 газета «Энтрансижан» командирует его в Испанию, где бушует гражданская война. Наряду с передовыми людьми своего времени Сент-Экс выступает на стороне испанских республиканцев, отстаивающих свою свободу в борьбе с фашизмом. В испанских корреспонденциях и очерках звучит искренняя тревога за судьбы Европы, над которой уже нависла мрачная тень фашизма. В результате вторичного посещения Испании в 1937 году появляется очерк «Мадрид».

В январе 1938 года Сент-Экзюпери в Нью-Йорке. На следующий день портовый кран выгрузил на пристань огромный ящик, в котором находился его «Симун». На этом самолете Сент-Экс хотел попытаться установить прямую связь Нью-Йорк - Огненная Земля. 15 февраля в сопровождении Прево Сент-Экс вылетает из Нью-Йорка и после короткой посадки в Броунсвиле берет курс на Веракрус, а оттуда летит в Гватемалу. Но сразу после взлета с аэродрома в Гватемале самолет теряет скорость, заваливается и врезается в землю.

Сент-Экс спасается чудом: он весь изранен, сломана нижняя челюсть, несколько проломов черепа, поломана левая ключица. К тому же у него сотрясение мозга, и ему угрожает заражение крови. Несколько дней он находится в коматозном состоянии. Но крепкий организм превозмогает недуг. Как память о случившемся, у него остался анкилоз левого плеча. Это лишало его возможности выпрыгнуть с парашютом в случае необходимости. Не исключено, что это обстоятельство и сыграло не последнюю роль в его преждевременной смерти.

Сент-Экса доставляют в Нью-Йорк. Гватемальская катастрофа, чуть не окончившаяся трагически, благодаря счастливой развязке вернула Сент-Эксу бодрость духа, веру в свою звезду. Он начинает приводить в порядок свои черновые наброски, заметки, статьи, очерки, опубликованные в разное время. Жан Прево знакомит его с директором издательства «Рейнал Хичкок» Кёртисом Хичкоком. Между издателем и Сент-Экзюпери заключается соглашение, по которому писатель обязуется сдать в кратчайший срок новую книгу. Придумано уже и название будущего произведения, или, вернее, название, под которым оно появится в Америке: «Ветер, песок и звезды».

25 мая 1939 года Французская академия присудила «Большую премию романа» Антуану де Сент-Экзюпери за его книгу «Земля людей», вышедшую за три месяца до этого, в феврале. Почетная награда снова привлекла внимание общественности к писателю-летчику.

Началась Вторая мировая война. Здоровье Сент-Экзюпери после многочисленных аварий в таком состоянии, что врачи не допускают его как летчика в военную авиацию. Ему опять приходится проявить необычайную настойчивость, чтобы отстоять свое право летать, свое право вступить в борьбу с фашистами, с врагами Франции и всего человечества. В составе авиагруппы 2/33 он ведет разведку и аэрофотосъемку положения противника. Однако из-за позорного перемирия, заключенного в ноябре 1940, проводится демобилизация французских войск, и Сент-Экзюпери эмигрирует из Франции.

Теперь для Сент-Экзюпери оружием является только слово. В 1942 выходит в свет «Военный летчик». Любопытно, что эту книгу сразу запрещают как нацисты, так и сторонники де Голля. Причем первые - за пропаганду непокорности и сопротивления, а вторые - за якобы «пораженческие настроения».

В феврале 1943 выходит в свет «Письмо заложнику», написанное в виде монолога, обращения к другу писателя коммунисту Леону Верту, где писатель стремится выразить свое отношение к войне, к фашизму. Леону Верту Сент-Экзюпери посвящает и свою поэтическую сказку «Маленький принц».

Весной 1943 года летчик Антуан де Сент-Экзюпери с американским военно-транспортным конвоем отплывает в Северную Африку, в Алжир. Ему 42, здоровье подорвано, но он не может остаться в стороне, когда другие воюют. Здесь он снова среди товарищей по эскадрилье 2/33. Он снова летает, но после аварии его увольняют в запас. Но Сент-Экс не может бездействовать: если летчик Сент-Экзюпери не может летать – перо берет писатель Сент-Экзюпери и продолжает работать над своей последней книгой «Цитадель», которая так и осталась не законченной. Это книга раздумий, размышлений, книга-притча. Однако весной 1944 года летчик Сент-Экзюпери благодаря друзьям вновь получает разрешение на боевые разведывательные вылеты.

31 июля 1944 года в 8 часов 30 минут самолет поднимается в воздух с аэродрома на Корсике. Курс – на Южную Францию. В баках горючего на 6 часов. Его возвращения ждали до 14 часов 30 минут, но уже после 15 часов было ясно, что Сент-Экзюпери вернуться не может.

В сентябре 1998 года в Средиземном море, близ о. Риу в акватории Марселя, на палубу судна «Горизонт», принадлежащего Ж.-К. Бьянко, был поднят браслет-цепочка с металлической пластинкой. После очистки на ней проступили слова «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc. - 386 4th Ave N.Y. City - USA».

В октябре 2003 года группа исследователей смогла поднять на поверхность обнаруженные части самолета. На деталях был заводской номер – 2734. Проверка номера по заводской технической документации подтвердила версию о том, что это был самолет Сент-Экзюпери. Тело так и не было найдено.

Красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжает жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...

В последний период жизни Сент-Экзюпери в своем творчестве оторвался от суровой реальности жизни и обратился к языку иносказаний. Так появилась символичная сказка-притча «Маленький принц». «Прообразом» этой сказки можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам. Маленький принц, пришелец с астероида-«планеты детства», в поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь и познать мир отправляется в свое путешествие по чужим мирам-планетам.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с человеческими пороками в их обнаженной, доведенной до абсурда, гротесковой форме: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Так и не найдя на предыдущих планетах того, что искал Маленький принц отправляется на планету Земля.

Первое встреченное здесь существо – мифологическая змея. Змее отведена особая роль в сказке: она символизирует чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой. Змея показывает принцу дорогу к людям, а в конце повествования она, дав своего яда, помогает ему вернуться на родную планету. Но если змея здесь - некий метафизический элемент, то персонаж Лис не имеет ничего общего с древней мифологией. Он - фигура из народных сказов, олицетворение жизненной мудрости. Он знакомит Маленького принца с человеческим сердцем, с тем, чем оно руководствуется, учит его ритуалам любви и дружбы, о чем люди забыли, а потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Третья наряду со змеей и Лисом символическая фигура - роза, которую Маленький принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная роза символизирует, разумеется, женщину. Многие критики полагают, что роза - даже не столько отвлеченное олицетворение женственности, сколько вполне конкретное лицо, жена писателя, Консуэло де Сент-Экзюпери. И, пожалуй, это не расходится с правдой. Неприятности Маленького принца с розой в известной мере отражают и трудности, которые в этом плане довелось испытать самому писателю. Только более глубокое понимание психологии любви, к которому с помощью мудрого Лиса приходит Маленький принц, позволяет разрешить существующий конфликт и пробуждает в нем желание вернуться на покинутую планету.

«Маленький принц» - типичная сказка с моралью, а вернее - со многими нравственными поучениями, сказанными простым языком. Она написана не столько для детей, сколько для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.

Другое произведение, которое часто сравнивают с «Маленьким принцем», «Цитадель» - философская утопия о мудром правителе, который «защищает» свой народ от суетливого и неспокойного мира свободы и ведет его к Богу. Центральное место в повествовании занимает вера в лучшее будущее. Но эта утопия основана не на внешнем регулировании, а на внутреннем - изменении сознания человека, признавая необходимость мудрого царя и духовного наставника. Утопия Сент-Экзюпери - это вера в человека-творца и служителя Высшего.

Антуан де Сент-Экзюпери соединил в жизни и творчестве полет профессионального лётчика с полетом фантазии писателя, отразив в своих книгах художественное повествование о самых обычных романтиках неба. Гуманист и философ, он утверждал, что «летать и писать - это одно и то же» .

Сент-Экзюпери был личностью талантливой и разносторонней. Отпрыск обедневшего графского рода, Антуан Экзюпери родился в самом начале прошлого века – 29. 06. 1900 г. во французском Лионе. С 8 до 14 лет обучался в иезуитском колледже, а продолжил образование в католическом пансионе Швейцарии, где получил диплом отделения архитектуры Академии изящных наук.

В возрасте 21 года Сент-Экзюпери призвали в армию, направив в Страсбург, в расположение истребительного авиационного полка. Там и началась его лётная карьера: сначала Антуан трудился механиком в ремонтной мастерской, позже сдал экзамен на гражданского лётчика. Работа пилотом началась в октябре 1922 г. в авиаполку под Парижем. Но через пару месяцев Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, на несколько лет буквально прервав свой полёт. В этот период начинается карьера Экзюпери-писателя.

С 1925 г. лётная деятельность Сент-Экзюпери продолжается. Он летает на почтовом самолете в Северной Африке, через 2 года становится начальником аэропорта. В это время публикуется и первый рассказ «Лётчик». В 1930 г. за активную деятельность, связанную с воздухоплаванием, получает высшую награду Франции – Орден Почётного легиона. На следующий год его рассказ «Ночной полет» удостоен премии «Фемина».

В период 1935 – 39 г.г. писатель активно работает в журналистике, где описывает события гражданского военного противостояния в Испании, а посетив Советский Союз – сталинскую политику СССР. В 1939 г. Экзюпери награжден премией по литературе от Академии Франции за книгу «Планета людей», получает книжную премию США за сборник «Ветер, песок и звезды», удостоен награды Военный Крест Французской Республики.

Вторая Мировая война – новый и главный этап в жизни Экзюпери. Из оккупированной Франции эмигрирует в США, уходит на фронт военным лётчиком. В 1943 г. служит в Северной Африке, где создаёт философскую притчу «Маленький принц» - творческий апогей писателя. Отправившись в разведывательный полёт в последний день июля 44-го, самолёт Экзюпери потерпел крушение и бесследно исчез. Последней, незаконченной работой писателя, стал сборник «Цитадель». Специалисты составили его из многих отрывков, созданных Экзюпери.

Творчество А. Экзюпери биографично, все его произведения в разной степени связаны с лётчиками, самолётами, небом. Но главная тема любого повествования – философия, проблемы человека, личности, жизни и смерти. Экзюпери пытался осмыслить, понять и передать читателям видение проблемы «человек на жизненном пути».

Многие называют «Маленького принца» сказкой. Действительно, в аллегорической форме подаются основные человеческие законы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (т.е. сострадание, поддержка, сочувствие, помощь), люди - «владыки самих себя» (т.е.человек должен уразуметь, как ему поступать, какой результат принесёт такой поступок). Мысли человека находят выражение в его же поступках.

А поскольку одинаковых людей не существует, то и мысли их, и поступки разнятся; разными являются и жизненные ценности. У Короля из «Маленького принца» есть возможность управлять целым миром, но мир этот сравним с небольшим астероидом, где живет король. «Деловой человек» вечно считает звезды и совершает никчёмные сделки, а у пьяницы смысл жизни – выпивка. Эта картина хорошо знакома миллионам читателей. Но Экзюпери хочется показать аудитории не личные ценности каждого, но главные ценности в жизни каждого из нас. Которые мы очень часто и не замечаем.

Философию жизни и действия, как результат её проявления, и описывает Экзюпери в своих произведениях, пытаясь найти и для себя, в том числе, ответ на вопрос «как жить правильно?» и «что делать?», которые возникают у каждого из людей. Но не каждому из нас известно, где и как искать ответ на такие вопросы.

Так, в «Цитадели» он говорит, что цель - не научить строить корабль, но «разбудить в людях стремление к морю». Тогда, без сомнения, корабли люди построят сами. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери как раз и учит, и показывает «правду жизни» и место в ней человека.

Антуан Де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель первой половины ХХ века. Будучи выходцем из аристократической семьи, он сумел порвать с богемным образом жизни богачей, стал профессиональным летчиком и всегда следовал своим философским убеждениям.

Сент-Экс говорил: «Человек должен сбыться… Действие спасает от смерти… страха, от всех слабостей и болезней». И он сбылся. Сбылся как пилот – профессионал своего дела, как литератор, подаривший миру бессмертные произведения искусства, как человек – носитель высоких моральных качеств.

За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: он возит почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работает в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и экзотичной Сахары, в качестве политического корреспондента посещает Испанию и СССР. Многочасовые перелеты располагают к размышлению. Все надуманное и пережитое Сент-Экс выкладывает на бумагу. Так создавалась его тонкая философская проза – романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель», рассказы «Летчик» и «Военный летчик», многочисленные эссе, статьи, рассуждения и, конечно же, не по-детски глубокая и грустная сказка «Маленький принц».

Детство (1900–1917)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство»

Антуан Де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 года в Лионе в аристократической семье. Его мать – Мария Де Фонколомб – была представительницей старинного провансальского рода, отец – граф Жан Де Сент-Экзюпери – из еще более древнего лимузенского семейства, члены которого были рыцарями Святого Грааля.

Отцовской ласки Антуан не знал – родитель умер, когда юному Экзюпери было всего четыре года. Мать с пятью малолетними детьми (Марией-Мадлен, Симоной, Антуаном, Франсуа и Габриэль) остается со звучным именем, но без средств для существования. Семейство тут же берут под свое покровительство состоятельные бабки, владелицы замков Ла-Моль и Сен-Морис де Реманс. В живописных окрестностях второго проходит счастливое детство Тонио (домашнее прозвище Антуана).

Он с теплотой вспоминает сказочную «верхнюю комнату», где обитали дети. У каждого там был свой уголок, обставленный в соответствии со вкусами маленького хозяина. С самого юного возраста у Тонио две страсти – изобретательство и сочинительство. Так, в колледже Антуан демонстрирует хорошие результаты по французской словесности (до сих пор сохранились его школьное сочинение о жизни Цилиндра и стихотворения).

Юный Экзюпери был склонен к размышлениям, мог задумываться, подолгу глядя куда-то в небо. За эту особенность ему дали шуточное прозвище «Лунатик», но называли так за глаза – Тонио был мальчиком не робкого десятка и мог постоять за себя с кулаками. Это объясняет, что по поведению у Экзюпери всегда был самый низкий балл.

В 12 лет Антуан совершает свой первый полет. За штурвалом прославленный летчик – Габриэль Враблевски. Юный Экзюпери в кабине пилота. Это событие ошибочно считают определяющим в выборе дальнейшей карьеры, якобы с первого полета Антуан «заболел небом». На самом деле в 12 лет представления о будущем у юного Экзюпери были более чем расплывчатыми. К полету он отнесся равнодушно – написал стихотворение и благополучно забыл.

Когда Тонио исполняется 17 лет, умирает его младший брат Франсуа, с которым они были неразлучны. Трагическое событие стало тяжелым потрясением для подростка. Он впервые сталкивается с суровостью жизни, от которой его все эти годы старательно ограждали. Так заканчивается светлое детство. Тонио превращается в Антуана.

Выбор карьеры. Первые шаги в литературе (1919–1929)

«Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Окончив колледж, Антуан Экзюпери сталкивается с первым серьезным выбором. Он мучительно пытается наметить свой путь в жизни. Поступает в Военно-морское училище, но проваливает экзамены. Посещает Академию художеств (архитектурное отделение), но пресытившись бесцельной богемной жизнью, бросает обучение. Наконец, в 1921 году, Антуан записывается в авиационный полк Страсбурга. Он вновь-таки действует наугад, не подозревая, что эта авантюра станет любимым делом жизни.

1927 год. За плечами 27-летнего Антуана Сент-Экзюпери успешно выдержанные экзамены, звание гражданского летчика, десятки полетов, серьезное крушение, знакомство с экзотичными Касабланкой и Дакаром.

Экзюпери всегда чувствовал в себе литературные наклонности, но не брался за перо из-за недостатка опыта. «Прежде чем писать, – говорил Сент-Экс, – нужно жить». Семилетний летный стаж дает ему моральное право представить миру свой первый литературный труд – роман «Южный почтовый», или «Почта–Юг».

В 1929 году независимый издательский дом Гастона Галлимара («Галлимар») публикует «Южного почтового». К удивлению самого автора, критики встретили его труд очень тепло, отметив новый круг проблем, затронутых начинающим писателем, динамичный стиль, емкость повествования, музыкальную ритмику авторского слога.

Получив должность технического директора, дипломированный пилот Экзюпери отправляется за океан в Южную Америку.

Консуэло. Другие публикации. Экзюпери-корреспондент (1930–1939)

«Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – это значит смотреть в одном направлении»

Итогом американского периода в жизни Экзюпери стал роман «Ночной полет» и знакомство с будущей женой Консуэлло Сунсин Сандоваль. Экспрессивная аргентинка стала впоследствии прообразом Розы из «Маленького принца». Жизнь с ней была очень сложной, порой невыносимой, но и без Консуэлло Экзюпери не представлял своего существования. «Никогда не видел, – иронизировал Сент-Экс, – чтобы такое маленькое существо производило столько шума».

Вернувшись во Францию, Экзюпери сдает «Ночной полет» в печать. На этот раз Антуан доволен проделанной работой. Второй роман – это не проба пера начинающего незрелого литератора, а тщательно продуманное художественное произведение. Теперь о писателе Экзюпери заговорили. К нему пришла известность.

Награда и экранизация книги

За роман «Ночной полет» Экзюпери был удостоен престижной литературной премии «Фемина». В 1933 году США выпустили одноименную экранизацию книги. Проект режиссировал Кларенс Браун.

Сент-Экс продолжает летать: он доставляет почту из Марселя в Алжир, обслуживает частные внутренние рейсы, зарабатывает на свой первый самолет «Симун» и едва не разбивается на нем, потерпев крушение в Ливийской пустыне.

Все это время Экзюпери не прекращает писать, проявляя себя как талантливого публициста. В 1935 году, по заданию газеты «Пари-Суар», французский корреспондент посещает СССР. Итогом поездки стала серия любопытных статей о таинственной державе, что находилась за «железным занавесом». Европа традиционно писала о Стране Советов в негативном ключе, однако Экзюпери старательно избегает подобной категоричности и пытается разобраться, как живет этот необычный мир. В следующем году писатель вновь попробует себя на поприще политического корреспондента, отправившись в охваченную гражданской войной Испанию.

В 1938–39 годах Сент-Экс летает в Америку, там он работает над третьим романом «Планета людей», ставшим одним из наиболее биографичных произведений писателя. Все герои романа – реальные лица, а центральный персонаж – сам Экзюпери.

«Маленький принц» (1940–1943)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Мир охвачен войной. Фашисты занимают Париж, все больше стран оказываются втянутыми в кровопролитную войну. В это время, на обломках человечества, создается добрая, до боли щемящая повесть-аллегория «Маленький принц». Она вышла в свет в 1943 году в США, так что сперва главные герои произведения обратились к читателям на английском и только потом на языке-оригинале (французском). Классический русский перевод сделан Норой Галь. Советский читатель познакомился с «Маленьким принцем» в 1959 году на страницах журнала «Москва».

Сегодня это одно из самых читаемых произведений в мире (книга переведена на 180 языков), интерес к которому не ослабевает. Многие цитаты из повести стали афоризмами, а визуальный образ Принца, созданный самим автором, мифологизировался и превратился в наиболее узнаваемого персонажа мировой культуры.

Последний год (1944)

«И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то…»

Друзья и знакомые настоятельно отговаривали Экзюпери от участия в войне. На этот момент его литературный талант уже не вызывает ни у кого сомнений. Все уверены – Сент-Экс принесет стране куда больше пользы, оставшись в тылу. Вполне вероятно, что писатель-Экзюпери принял бы такую позицию, но летчик-Экзюпери, гражданин-Экзюпери, человек-Экзюпери не может сидеть сложа руки. Он с большим трудом выбивает себе место в ВВС Франции. В исключительном порядке Экзюпери разрешают вылететь пять раз. Но он правдами и неправдами выпрашивает новые задания.

Антуан Де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель первой половины ХХ века. Будучи выходцем из аристократической семьи, он сумел порвать с богемным образом жизни богачей, стал профессиональным летчиком и всегда следовал своим философским убеждениям.

Сент-Экс говорил: «Человек должен сбыться… Действие спасает от смерти… страха, от всех слабостей и болезней». И он сбылся. Сбылся как пилот – профессионал своего дела, как литератор, подаривший миру бессмертные произведения искусства, как человек – носитель высоких моральных качеств.

За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: он возит почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работает в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и экзотичной Сахары, в качестве политического корреспондента посещает Испанию и СССР. Многочасовые перелеты располагают к размышлению. Все надуманное и пережитое Сент-Экс выкладывает на бумагу. Так создавалась его тонкая философская проза – романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель», рассказы «Летчик» и «Военный летчик», многочисленные эссе, статьи, рассуждения и, конечно же, не по-детски глубокая и грустная сказка «Маленький принц».

Детство (1900–1917)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство»

Антуан Де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 года в Лионе в аристократической семье. Его мать – Мария Де Фонколомб – была представительницей старинного провансальского рода, отец – граф Жан Де Сент-Экзюпери – из еще более древнего лимузенского семейства, члены которого были рыцарями Святого Грааля.

Отцовской ласки Антуан не знал – родитель умер, когда юному Экзюпери было всего четыре года. Мать с пятью малолетними детьми (Марией-Мадлен, Симоной, Антуаном, Франсуа и Габриэль) остается со звучным именем, но без средств для существования. Семейство тут же берут под свое покровительство состоятельные бабки, владелицы замков Ла-Моль и Сен-Морис де Реманс. В живописных окрестностях второго проходит счастливое детство Тонио (домашнее прозвище Антуана).

Он с теплотой вспоминает сказочную «верхнюю комнату», где обитали дети. У каждого там был свой уголок, обставленный в соответствии со вкусами маленького хозяина. С самого юного возраста у Тонио две страсти – изобретательство и сочинительство. Так, в колледже Антуан демонстрирует хорошие результаты по французской словесности (до сих пор сохранились его школьное сочинение о жизни Цилиндра и стихотворения).

Юный Экзюпери был склонен к размышлениям, мог задумываться, подолгу глядя куда-то в небо. За эту особенность ему дали шуточное прозвище «Лунатик», но называли так за глаза – Тонио был мальчиком не робкого десятка и мог постоять за себя с кулаками. Это объясняет, что по поведению у Экзюпери всегда был самый низкий балл.

В 12 лет Антуан совершает свой первый полет. За штурвалом прославленный летчик – Габриэль Враблевски. Юный Экзюпери в кабине пилота. Это событие ошибочно считают определяющим в выборе дальнейшей карьеры, якобы с первого полета Антуан «заболел небом». На самом деле в 12 лет представления о будущем у юного Экзюпери были более чем расплывчатыми. К полету он отнесся равнодушно – написал стихотворение и благополучно забыл.

Когда Тонио исполняется 17 лет, умирает его младший брат Франсуа, с которым они были неразлучны. Трагическое событие стало тяжелым потрясением для подростка. Он впервые сталкивается с суровостью жизни, от которой его все эти годы старательно ограждали. Так заканчивается светлое детство. Тонио превращается в Антуана.

Выбор карьеры. Первые шаги в литературе (1919–1929)

«Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Окончив колледж, Антуан Экзюпери сталкивается с первым серьезным выбором. Он мучительно пытается наметить свой путь в жизни. Поступает в Военно-морское училище, но проваливает экзамены. Посещает Академию художеств (архитектурное отделение), но пресытившись бесцельной богемной жизнью, бросает обучение. Наконец, в 1921 году, Антуан записывается в авиационный полк Страсбурга. Он вновь-таки действует наугад, не подозревая, что эта авантюра станет любимым делом жизни.

1927 год. За плечами 27-летнего Антуана Сент-Экзюпери успешно выдержанные экзамены, звание гражданского летчика, десятки полетов, серьезное крушение, знакомство с экзотичными Касабланкой и Дакаром.

Экзюпери всегда чувствовал в себе литературные наклонности, но не брался за перо из-за недостатка опыта. «Прежде чем писать, – говорил Сент-Экс, – нужно жить». Семилетний летный стаж дает ему моральное право представить миру свой первый литературный труд – роман «Южный почтовый», или «Почта–Юг».

В 1929 году независимый издательский дом Гастона Галлимара («Галлимар») публикует «Южного почтового». К удивлению самого автора, критики встретили его труд очень тепло, отметив новый круг проблем, затронутых начинающим писателем, динамичный стиль, емкость повествования, музыкальную ритмику авторского слога.

Получив должность технического директора, дипломированный пилот Экзюпери отправляется за океан в Южную Америку.

Консуэло. Другие публикации. Экзюпери-корреспондент (1930–1939)

«Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – это значит смотреть в одном направлении»

Итогом американского периода в жизни Экзюпери стал роман «Ночной полет» и знакомство с будущей женой Консуэлло Сунсин Сандоваль. Экспрессивная аргентинка стала впоследствии прообразом Розы из «Маленького принца». Жизнь с ней была очень сложной, порой невыносимой, но и без Консуэлло Экзюпери не представлял своего существования. «Никогда не видел, – иронизировал Сент-Экс, – чтобы такое маленькое существо производило столько шума».

Вернувшись во Францию, Экзюпери сдает «Ночной полет» в печать. На этот раз Антуан доволен проделанной работой. Второй роман – это не проба пера начинающего незрелого литератора, а тщательно продуманное художественное произведение. Теперь о писателе Экзюпери заговорили. К нему пришла известность.

Награда и экранизация книги

За роман «Ночной полет» Экзюпери был удостоен престижной литературной премии «Фемина». В 1933 году США выпустили одноименную экранизацию книги. Проект режиссировал Кларенс Браун.

Сент-Экс продолжает летать: он доставляет почту из Марселя в Алжир, обслуживает частные внутренние рейсы, зарабатывает на свой первый самолет «Симун» и едва не разбивается на нем, потерпев крушение в Ливийской пустыне.

Все это время Экзюпери не прекращает писать, проявляя себя как талантливого публициста. В 1935 году, по заданию газеты «Пари-Суар», французский корреспондент посещает СССР. Итогом поездки стала серия любопытных статей о таинственной державе, что находилась за «железным занавесом». Европа традиционно писала о Стране Советов в негативном ключе, однако Экзюпери старательно избегает подобной категоричности и пытается разобраться, как живет этот необычный мир. В следующем году писатель вновь попробует себя на поприще политического корреспондента, отправившись в охваченную гражданской войной Испанию.

В 1938–39 годах Сент-Экс летает в Америку, там он работает над третьим романом «Планета людей», ставшим одним из наиболее биографичных произведений писателя. Все герои романа – реальные лица, а центральный персонаж – сам Экзюпери.

«Маленький принц» (1940–1943)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Мир охвачен войной. Фашисты занимают Париж, все больше стран оказываются втянутыми в кровопролитную войну. В это время, на обломках человечества, создается добрая, до боли щемящая повесть-аллегория «Маленький принц». Она вышла в свет в 1943 году в США, так что сперва главные герои произведения обратились к читателям на английском и только потом на языке-оригинале (французском). Классический русский перевод сделан Норой Галь. Советский читатель познакомился с «Маленьким принцем» в 1959 году на страницах журнала «Москва».

Сегодня это одно из самых читаемых произведений в мире (книга переведена на 180 языков), интерес к которому не ослабевает. Многие цитаты из повести стали афоризмами, а визуальный образ Принца, созданный самим автором, мифологизировался и превратился в наиболее узнаваемого персонажа мировой культуры.

Последний год (1944)

«И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то…»

Друзья и знакомые настоятельно отговаривали Экзюпери от участия в войне. На этот момент его литературный талант уже не вызывает ни у кого сомнений. Все уверены – Сент-Экс принесет стране куда больше пользы, оставшись в тылу. Вполне вероятно, что писатель-Экзюпери принял бы такую позицию, но летчик-Экзюпери, гражданин-Экзюпери, человек-Экзюпери не может сидеть сложа руки. Он с большим трудом выбивает себе место в ВВС Франции. В исключительном порядке Экзюпери разрешают вылететь пять раз. Но он правдами и неправдами выпрашивает новые задания.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры