Спектакль тартюф актеры и роли. Тартюф

Главная / Любовь

Действующие лица и исполнители:
Тартюф, святоша - Виктор Сухоруков
Оргон - Александр Самойленко
Г-жа Пернель, его мать - Анна Антоненко-Луконина
Эльмира, его жена - Ольга Ломоносова, Ольга Вяземская
Дамис, его сын - Дмитрий Гурьянов
Мариана, его дочь - Екатерина Дубакина
Валер, молодой человек, влюбленный в Мариану - Дмитрий Сердюк, Александр Бобров
Клеант, брат Эльмиры - Владимир Яворский
Дорина, горничная Марианы - Агриппина Стеклова
Г-н Лояль, судебный пристав - Илья Ждаников
Офицер - Илья Ждаников

«Тартюф» - новый спектакль в репертуаре Театра на Малой Бронной, его премьера состоялась 5 ноября 2011 года. В качестве режиссера постановки выступил Павел Сафонов. Для спектакля он подобрал исключительно талантливых актеров, составивших сильный и гармоничный ансамбль. Выбор Виктора Сухорукова на роль Тартюфа закономерен. Поскольку обаятельный актер является любимцем публики, его работа в роли отрицательного персонажа добавила спектаклю остроты и дополнительных красок. Впрочем, главным героем постановки выбран не . В центр повествования Павел Сафонов решил поместить главу гостеприимного семейства и хозяина уютного большого дома, Оргона, в исполнении Александра Самойленко. «Тартюф» в Театре на Малой Бронной - это история о том, как неплохой, в общем-то, человек, неосторожно попадает под влияние невыносимого святоши.

По словам режиссера, люди постоянно находятся в поиске идеала, им жизненно необходимо кого-то любить, кому-то верить и поклоняться. Эта вера дает надежду на лучшее, позволяет почувствовать себя в безопасности, под защитой. Но в результате этим «кем-то» все равно оказываются близкие, поскольку именно в них скрыта вечность, именно они способны сделать нас сильнее. Оргон мечтал осчастливить мир, и помыслы его были чисты, но присутствовал в них и расчет. Наш герой надеялся породниться со святым, стать братом святого, да еще и сделать это демонстративно, напоказ, чтобы все видели, как он святого приютил, обогрел и накормил. И, несмотря на все чистые помыслы Оргона, в этих мечтах скрывалось его тщеславие и самолюбование. Итог был плачевен: ссора с семьей, расставание с сыном, загубленная судьба дочери и разлад в отношениях с женой. И только в самом финале, после предательства Тартюфа, Оргон сумел другими глазами посмотреть на близких людей, и вернулись к нему и любовь, и вера, и надежда - истинные, искренние, а не поддельные.

Спектакль Тартюф - видео

Театр сегодня учится удивлять. В современном мире сложно соревноваться с телевидением и кинопрокатом, но сцена может и делает это. давно заслужил признание искушенных зрителей и просто зевак, которые решили разнообразить свой досуг. Так, например, спектакль «Тартюф» Театра на Малой Бронной вот уже более 6 лет собирает полные залы.

История Театра на Малой Бронной

Первое упоминание о театре на Малой Бронной появляется в важном для нас 1945 году. Тогда в Москве образовался талантливый под руководством Сергея Майорова. Они занимали здание неподалеку от станции метро «Бауманская», ожидая, когда закончится ремонт и можно будет принимать зрителя. В это время шел активный репетиционный процесс.

Первая премьера состоялась 9 марта 1946 года, театр открыл свои двери и показал свою собственную премьеру - «Золотой обруч». Творческий коллектив не переставал привлекать и удивлять, выдавая новые постановки. Всего за первые 11 лет было показано около 45 спектаклей, преимущественно в постановках руководителя театра.

С того периода прошло немало времени, сменялись поколения актеров, менялось руководство, театр переехал в новое, более просторное здание на улицу Малая Бронная, дом 4. Одно осталось неизменным - спектакли театра до сих под привлекают внимание критиков и простых ценителей искусства.

Сегодня театр возглавляет Сергей Голомазов.

«Тартюф» в постановке Павла Сафонова

5 ноября 2011 года на суд зрителя была представлена премьера. Постановку «Тартюф» Театра на Малой Бронной нельзя назвать классической, режиссер выплеснул на сцену собственный взгляд на пьесу Мольера. Это комедия в виде фарса, которая наполнена гениальной игрой заслуженных актеров.

Если в данной постановке режиссер не пытался изобрести чего-то инновационного, то собрать уникальный актерский состав ему удалось. Мэтры сцены и театрального мастерства держат внимание зрителя на протяжении всех 3 часов действа.

Отличительной особенностью спектакля «Тартюф» Театра на Малой Бронной является то, что основное внимание приковано не к Тартюфу, не он главный герой. На первый план выведен персонаж главы дома, хозяина, который неосмотрительно поддался опасному обаянию Тартюфа.

Спектакль является номинантом и обладателем театральных премий.

Актерский состав

Упоминание о гениальном составе, исполняющем роли в спектакле, ни в коем случае не было преувеличением. Следует отметить, что актерский состав Театра на Малой Бронной сам по себе отличается подбором уникальных личностей, заслуженных и народных артистов, которые хорошо знакомы публике как по игре на сцене, так и по ролям в кино и телесериалах.

В спектакле «Тартюф» Театра на Малой Бронной актеры заняты следующие:

  1. Роль Тартюфа отведена Народному артисту РФ Виктору Сухорукову. Уже один этот факт делает постановку невероятно привлекательной. Знатоки сцены хорошо знают, насколько этому неординарному актеру удается перевоплощаться, принимая облик сложных характеров.
  2. Роль главы семейства Оргона исполняет Александр Самойленко.
  3. Жену Оргона Эльмиру представляет известная артистка Ольга Ломоносова.
  4. Роль матери Оргона исполняет народная артистка РФ Анна Антоненко-Луконина.
  5. Отдельное внимание нужно уделить исполнительнице роли второго плана (горничная Дорина) Агриппине Стекловой. Заслуженная артистка РФ получила за эту роль престижную награду.

Такой состав спектакля «Тартюф» Театра на Малой Бронной не может оставить никого равнодушным. Вот уже 6 сезонов в зале аншлаг, зритель уходит с самыми разнообразными спектрами эмоций. Это говорит лишь о том, что цель достигнута, равнодушных можно пересчитать по пальцам, значит, это успех.

Н а сцене МХАТа Анатолий Эфрос поставил один из самых вахтанговских своих спектаклей. Он обратился к самой популярной комедии Жан-Батиста Мольера, «Тартюфу», и поставил невероятно смешной, но одновременно «умный» спектакль, где в заглавной роли дебютировал на мхатовской сцене Станислав Любшин.

Многим тогда работа актера показалась спорной, но одно несомненно — именно в расчете на личность этого артиста, на диалог, а то и спор с ним, и была рассчитана постановка. Не случайно же Эфрос еще до начала репетиций писал: «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Я вижу артиста, который сумел бы хорошо все это сыграть, — Смоктуновского. А может быть, еще Любшин? У них, мне кажется, есть эти страшноватые краски. Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать».

Когда вышла премьера, многим казалось, что отнюдь не Тартюф занимает здесь первое место — настолько блеклой на первый взгляд казалась работа Любшина в сравнении с блеском красок, явленных Александром Калягиным (Оргон) и Анастасией Вертинской (Эльмира). Но это был очередной эфрософский «перевертыш». Подобно тому, как обитатели дома Оргона не сразу замечают, как в их дом вползает «змея», точно так же далеко не сразу принимается в расчет Тартюф - Любшин.

На фоне задрапированного роскошными золотистыми тканями пространства, на фоне неправдоподобно огромной люстры с мерцающими под колпачками свечами, что поднималась в начале каждого акта и опускалась по его окончании (сценограф — Дмитрий Крымов), на фоне красочных и прихотливых камзолов и платьев, ненавязчиво стилизованных под эпоху «короля-солнца» (художник по костюмам — Валентина Комолова), первым своим появлением в сером бархатном костюме Тартюф Любшина вызывал ассоциации с серой мышью. К такому моложавому, сухощавому, сдержанно-самоуверенному Тартюфу привыкаешь не сразу, но постепенно, от сцены к сцене, актер и герой, следуя воле режиссера, раскрываются в устрашающий и крайне современный образ. Грубый, наглый циник с кривой усмешкой и откровенно бесстыдным взглядом, он идет напролом. Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость, но самое страшное в нем — его пугающая обыденность. Станислав Любшин играет человека, который всегда рядом, которым вполне (при определенных обстоятельствах) может обернуться каждый из нас.

А еще он (Тартюф) — этот заведомый лицемер, а значит, и актер — единственный не комедиант в этом праздничном мольеровском театре, где первая актриса — красавица Эльмира. Анастасия Вертинская играет блистательную молодую женщину, которая прибирает к рукам все нити интриги, а для этого ей приходится проявить весь артистизм своей натуры, пустить в ход все свое очарование и усыпить подозрения недоверчивого Тартюфа. Кто-то назвал ее «смелой обольстительницей с испуганными глазами», и, действительно, такой образ в сцене обольщения срабатывает лучше всего. Вертинская очень точно и изящно проводит эту сцену — каждый жест неподражаем и грациозен, каждый взгляд чарует — вот уж правда, говоря словами Мольера, «стыдливость с нежностью ведут жестокий бой».

И если в игре Анастасии Вертинской присутствует комедия высокая: изящный мариводаж, соседствующий с блеском образов Бомарше, то Александр Калягин в образе своего Оргона дает зрителю пример комедии простодушия. Комедии, граничащей с подлинным драматизмом. Ведь Оргон, каким представляет его Калягин, под маской обаятельнейшего добродушия играет драму обманутого доверия, если не сказать больше — веры. Его Оргон отчаянно верит в добродетель человека, которого приютил, и держится за эту веру до последнего, а когда веры его лишают, ломается. Правда оказывается убийственной. И вот уже финальная сцена: Тартюфа связали по рукам и ногам, вот-вот его отправят на суд — казалось бы, враг повержен. И здесь из мягкого, добродушного человека, каким мы весь спектакль наблюдали Оргона, вдруг прорываются устрашающие черты: он беснуется, сдерживаемый Валером и Клеантом, молотит в бессильной ярости ногами и плюет в того, кого совсем недавно возносил так высоко...

И этот финал, пожалуй, перекрывает по своему воздействию даже кульминационную сцену с разоблачением Тартюфа — знаменитую сцену между Тартюфом, Эльмирой и Оргоном. И подобная драматическая, жестокая нота как нельзя лучше подходит в качестве финальной коды озорной и непринужденной комедии, разыгрываемой мхатовскими актерами. На протяжении двух часов действие увлекает зрителя стремительными ритмами, сверкающими, словно клинки, репликами и безудержной театральностью. Буффонная искрометность выплескивается со сцены в партер, который отдается безудержной режиссерской фантазии и платит за нее почти несмолкаемым смехом. Но заканчивается спектакль, проходит совсем немного времени, и веселье начинает отступать, уступая место совсем не радужным мыслям о человеческой природе. Вот такое вот послевкусие остается после «шампанского бутылки», предложенной зрителю Анатолием Эфросом и мхатовскими актерами.

Для «Тартюфа» театра на Малой Бронной режиссер Павел Сафонов собрал целое созвездие хороших артистов. Для проекта действительно важно, что в заглавной роли занят Виктор Сухоруков: «Мы работаем в жанре фарса. Я преданно иду за режиссером, но мы много спорим про меру откровенности лицемерия героя. Я хочу показать завуалированность афериста. Это будет скабрезно, развратно, отвратительно – на фоне прекрасных медоточивых обещаний. Внешне Тартюф благопристоен, говорит правильные вещи. Но сказав, пообещав, он садится в машину с мигалкой и уезжает», – пояснял он в своем предпремьерном интервью «Новой газете». Личность артиста важна для спектакля не только с точки зрения его «медийности». Дело еще и в том, что Сухоруков – любимец публики, то есть сам факт того, что обаятельный артист играет заведомо отрицательного персонажа, привносит в постановку дополнительную остроту. Впрочем, не Тартюф станет главным героем этого спектакля. Внимание зрителя постановщик перенес на Оргона – Александра Самойленко – хозяина гостеприимного дома и главу семейства, так неосторожно попавшего под влияние и обаяние несносного святоши.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры