В г короленко сообщение. Биографии писателей и поэтов

Главная / Любовь

Русская литература XIX века

Владимир Галактионович Короленко

Биография

Короленко, Владимир Галактионович - выдающийся писатель. Родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника». Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Все это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями - Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью. В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств. Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц. В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии. Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении». Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893). Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки. В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, No 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто - диккенсовским юмором. С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли». В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук, Короленко был в числе первых, избранных в почетные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почетные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте. С 1900 года Короленко поселился в Полтаве. - Короленко начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть «Эпизоды из жизни искателя» появилась в «Слове» 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них «Эпизодов». А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов. Герой рассказа - «искатель» - как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своем личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нем нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении - источник всей дальнейшей деятельности Короленко. С течением времени отпала нетерпимость сектантства, исчезло презрение к чужому мнению и миросозерцанию, и остались только глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человеке то, что, в pendant гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в «Сне Макара», которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в «Русской Мысли» 1885 года. Что может быть серее, неинтереснее той обстановки и той жизни, изобразить которую задался автор. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоенной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать. Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемуся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И все же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул ее и осветил ею темную душу дикаря, так что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Успех «Сна Макара» был огромный. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко) - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего на долю как «Сна Макара», так и других произведений Короленко - всеобщность этого успеха; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко написал критик «Московских Ведомостей», Говоруха-Отрок, известный своей ненавистью ко всему «либеральному». Вслед за «Сном Макара» появился рассказ «В дурном обществе» - тоже одно из коронных произведений Короленко. Рассказ написан в совершенно романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из романтического склада души автора, и потому блеск рассказа не мишурный, а отливает настоящим литературным золотом. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно «дурное»; автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, «униженными и оскорбленными», хотя сделать это он мог очень легко, имея в своем творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа «из замка» преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют и развратничают - и, однако, сын «пана судьи», случайно сблизившись с «дурным обществом», ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что все дурное в жизни «дурного общества» отскакивает от мальчика, ему передается только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой «серый камень», то есть подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу «В дурном обществе» близко примыкает полесская легенда «Лес шумит». Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Зорким глазом подсмотрел он не только общую физиономию леса, но и индивидуальность каждого отдельного дерева. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. Он воскресил совсем-было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева, пейзаж. Чисто романтический пейзаж Короленко имеет, однако, мало общего с меланхолическим пейзажем автора «Бежина Луга». При всей поэтичности темперамента Короленко меланхолия ему чужда, и из созерцания природы он пантеистически извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще «Слепой музыкант» (1887), «Ночью» (1888) и рассказ из еврейской жизни: «Иом-Кинур». «Слепой музыкант» написан с большим искусством, в нем много отдельных хороших страниц, но, в общем, задача автора - дать психологический очерк развития у слепородженного представлений о внешним мире - ему не удалась. Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки - слишком много художества. Поистине благоухающим можно назвать рассказ «Ночью». Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами, они кажутся простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же «простом» физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень «просто». И автор этого не думает; и для него смерть и рождение, как и все человеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца. В ряду сибирских рассказов Короленко, кроме «Сна Макара», заслуженной известностью пользуются «Из записок сибирского туриста», с центральной фигурой «убивца». Всепроникающая гуманность автора выразилась здесь с особенной глубиной. Всякий другой повествователь, рассказав историю, с обычной точки зрения, «справедливого» убийства, в котором невольный «убивец» явился мстителем за ряд злодейств и избавителем от смерти матери с 3 детьми, наверное, на этом бы и успокоился. Но «убивец» - человек необычного душевного склада; он правдоискатель по преимуществу и не удовлетворяет его справедливость, достигнутая путем пролития крови. Мечется в страшной тоске «убивец» и не может примириться с страшной коллизией двух одинаково священных принципов. Та же коллизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа «В пасхальную ночь». Автор вовсе не имеет намерения осуждать тот порядок, по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он только констатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что в ночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имя закона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя не заявившего. Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менее бесстрастным художником является Короленко и в превосходном рассказе о сибирских тюрьмах - «В подследственном отделении». В яркой фигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор, с одной стороны, с полной объективностью отнесся к той «народной правде», пред которой так безусловно преклоняются многие из ближайших автору по общему строю миросозерцания людей. Но, вместе с тем, Короленко любит свою собственную, свободно родившуюся в его чуткой душе, правду слишком живой любовью, чтобы преклониться пред всем, что исходит из народа, только потому, что оно народное. Он благоговеет пред нравственной силой Яшки, но весь душевный облик искателя какого-то «прав закона», прототип мрачных фигур раскола, фанатиков, сжигавших себя во имя защиты обрядности - ему нимало не симпатично. - Переселившись на Волгу, Короленко побывал в Ветлужском крае, где на Святом озере, у невидимого Китеж-града, собираются правдоискатели из народа - раскольники разных толков - и ведут страстные дебаты о вере. И что же вынес он из этого посещения? (рассказ: «Река играет»). «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскуемого народом града… Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью». Короленко всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшей навеки. Другой рассказ из волжской жизни - «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так враждебно отнеслись к «остроумам», приехавшим наблюдать затмение, прониклись удивлением пред наукой, столь мудрой, что даже пути Господни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: «когда же окончательно рассеется тьма народного невежества?» слышится не уныние, а желание скорейшего осуществления заветных стремлений. Вера в лучшее будущее составляет вообще основную черту духовного существа Короленко, чуждого разъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного. Это его резко отличает от двух ближайших сверстников по писательскому рангу, который он занимает в истории новейшей русской литературы - Гаршина и Чехова. В первом из них обилие зла на земле убило веру в возможность счастья, во втором - серость жизни посеяла невыносимую скуку. Короленко, несмотря на множество личных тяжелых испытаний, а, может быть, как раз благодаря им, и не отчаивается, и не скучает. Для него жизнь таит множество высоких наслаждений, потому что в победу добра он верит не из банального оптимизма, а в силу органического проникновения лучшими началами человеческого духа. К середине 1890-х годов чисто художественная деятельность Короленко достигла своего кульминационного пункта. Среди написанных им с тех пор произведений есть прекрасные очерки и этюды, в ряду которых особенно нужно отметить «Государевых ямщиков» и «Мороз» (из сибирской жизни), но нового для характеристики литературного облика автора они не дают. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника». По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет»; но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ее красивыми или яркими чертами правды художественной». В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие пока 2 части «Истории моего современника», главным образом, посвященные начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трех национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины. Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском, Михайловском, Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку. Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность его - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью. Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению народных нужд и бедствий. Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга. В общем, высокое положение, которое занимает в современной литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете». И искренность гуманизма Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он гуманист в прямом и непосредственном смысле слова. Сочинения Короленко пользовались всегда большим успехом на книжном рынке. Вышедшая в 1886 году 1-я книга его «Очерков и рассказов» выдержала 13, 2-ая книга (1893) - 9, 3-я книга (1903) - 5, «Слепой музыкант» (1887) - 12, «В голодный год» - 6, «Без языка» (1905) - 5, «История моего современника» (1910) - 2 издания. - В десятках тысяч экземпляров разошлись выпущенные разными книгоиздательствами мелкие рассказы Короленко. Первым сколько-нибудь «Полным собранием сочинений» Короленко является то, которое приложено к «Ниве» (1914, в 9 томах). Сравнительно полная библиография написанного Короленко дана в обстоятельной книжке княгини Н. Д. Шаховской: «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики» (Москва, 1912). - Ср. Арсеньев, «Критические этюды» (том II); Айхенвальд, «Силуэты» (том I); Богданович, «В годы перелома»; Батюшков, «Критические очерки» (1900); Арсений Введенский («Исторический Вестник», 1892, том II); Венгеров, «Источники» (том III); Владиславлев, «Русские писатели»; Волжский, «Из мира литературных исканий» (1906); Ч. Ветринский («Нижегородский Сборник», 1905); Гольцев, «О художниках и критиках»; Ив. Иванов, «Поэзия и правда мировой любви» (1899); Козловский, «Короленко» (Москва, 1910); Луначарский, «Этюды»; Мережковский («Северный Вестник», 1889, 5); Ю. Николаев (Говоруха-Отрок) («Русское Обозрение», 1893 и отдельно); Овсянико-Куликовский («Вестник Европы», 1910, 9, и «Собрание сочинений», 9); Поктовский, «Идеализм в произведениях Короленко» (Казань, 1901); С. Протонопов («Нижегородский Сборник», 1905); Пругавин («Русские Ведомости», 1910, No 99 - 104); Скабичевский, «История новой русской литературы»; Столяров, «Новые русские беллетристы» (Казань, 1901); Седов («Вестник Воспоминаний», 1898, 3); Треплев, «Молодое Сознание» (1904); Уманьский («Нижегородский листок», 1903, 130); Чуковский, «Критические рассказы» (1910).

Владимир Галактионович Короленко, родился 15 июля 1853 года в Житомире. Отец его был из старинного казацкого рода, а мать, являлась дочкой польского помещика, проживавшего на Волыни. Его отец был чрезвычайно чистым человеком, занимавшим должностные судебные посты в разных городах Украины.

Детство и юность Короленко провёл в небольших городах, где часто встречались три национальности: поляки, евреи, русские и украинцы. Бурно протекающая жизнь оставила свой отпечаток и на творчестве известного писателя. В ней видны лучшие стороны польской колоритности и украинской задушевности. Большое влияние на писателя оказало течение русской общественной мысли в 70-х годах 19 века.

В 1870 году Короленко окончил учёбу в Ровенском реальном училище. Незадолго до этого, скончался его отец, оставив многочисленное семейство без копейки денег. И когда Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический университет, ему приходилось сводить концы с концами из-за нехватки средств.

Благодаря связям матери, ему всё-таки удаётся переехать в Москву, в 1872 году, и поступить в академию. Через два года, он был исключен из стипендиатов академии, после подачи коллективного заявления от товарищей.

Перебравшись снова в Петербург, он начинает тяжёлую трудовую жизнь вместе со своими братьями. А в конце 70-х годов его арестовывают по подозрению в ряде совершённых административных преступлений. За эти деяния, Короленко был сослан в Сибирь, где жил до 1885 года. В этом году, за его примерное поведение и ряд заслуг перед государством, писателю разрешают поселиться в Нижнем Новгороде. За годы своей жизни автор создал немало прекрасных произведений. Нужно сказать, что в разные периоды, были написаны соответствующие произведения.

К числу самых ярких эпизодов жизни Короленко в Нижнем Новгороде, можно причислить "Мулатское дело", благодаря которому он спас от каторги, обвинявшихся в ритуальном убийстве вотяков.

Короленко имел прогрессирующую болезнь сердца. Но, несмотря на это, он до последних дней своей жизни, занимался благотворительной деятельностью и помогал детям сиротам. Умер писатель от воспаления мозга в 1922 году.

Литературная карьера

Отношение к революции

Псевдонимы

Библиография

Повести и рассказы

Публицистика

Рецензии

Издание произведений

Экранизации произведений

(15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902).

Детство и юность

Короленко родился в Житомире (Украина) в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810—1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе ». Мать писателя была полячкой и польский язык Короленко знал с детства.

Короленко начал учиться в Житомирской гимназии, а после смерти отца завершил среднее образование в Ровенском реальном училище. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной — редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен исправником в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был отправлен сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко был отправлен в ссылку в Сибирь (он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе). Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885—1895) — период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы », в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886—1887 годах его лучших произведений — «В дурном обществе » (1885) и «Слепой музыкант » (1886). В этих повестях Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала философско-аллегорическая повесть «Без языка » (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895—1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство ». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка » (1899), «Мгновение » (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В последние годы жизни (1906—1921) Короленко работал над большим автобиографическим романом «История моего современника », который должен был обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Роман остался незавершённым. Писатель умер, работая над четвертым томом своего произведения. Скончался от воспаления легких.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891—1892 годов (цикл эссе «В голодный год »), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия », 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление », 1910). В 1911—1913 годах Короленко активно выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым, Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым, Петром Боборыкиным и Максимом Горьким был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 покинул её в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького.

Отношение к революции

В 1917 году многие на вопрос, кому быть первым президентом Российской Республики, отвечали: Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко-гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому » (1920) и «Письмах из Полтавы » (1921).

В. Ленин писал Максиму Горькому в 1919 году: «… „Интеллектуальные силы“ народа смешались с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко… Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. … Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками!.. Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки три в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч…»

Псевдонимы

  • Архивариус;
  • В.К.;
  • Вл. К.;
  • Гм-гм;
  • Журналист;
  • Зритель;
  • Зырянов, Парфён;
  • И.С.;
  • К-енко, В.;
  • К-ко, Вл.;
  • Кор., В.;
  • Кор., Вл.;
  • Кор-о;
  • Кор-о, Вл.;
  • Корол., Вл.;
  • Кор-ский, В.Н.;
  • Король, Вл.;
  • Летописец;
  • Маленький человек;
  • Н.А.;
  • Н.О.;
  • Незваный, Андрей;
  • Не-статистик;
  • Нижегородец;
  • Нижегородский сотрудник «Волжского вестника»;
  • О.Б.А. (с Н. Ф. Анненским);
  • Обыватель;
  • Пассажир;
  • Полтавец;
  • Провинц. наблюдатель;
  • Провинциальный наблюдатель;
  • Простодушный читатель;
  • Прохожий;
  • Старожил;
  • Старый читатель;
  • Тентетников;
  • П.Л.;

Семья

  • Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской.
  • Двое детей: Наталья и Софья.
  • Сестра жены П. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский — были революционерами-народовольцами.

Библиография

Повести и рассказы

Публицистика

  • 1884 — Адъютант его превосходительства (Комментарий к недавнему событию)
  • 1886 — Омоллон
  • 1890 — Павловские очерки
  • 1890 — В пустынных местах (Из поездки по Ветлуге и Керженцу)
  • 1891 — К истории отживших учреждений
  • 1894 — "Божий городок"
  • 1895 — Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века
  • 1895 — Мултанское жертвоприношение
  • 1895 — К отчету о мултанском жертвоприношении
  • 1896 — Приносятся ли вотяками человеческие жертвы?
  • 1896 — Толки печати о мултанском деле
  • 1896 — Фабрика смерти (Эскиз)
  • 1896 — Колечко (Из архивных дел)
  • 1898 — Знаменитость конца века
  • 1901 — Пугачевская легенда на Урале
  • 1903 — Дом № 13 (Очерк)
  • 1904 — Соня Мармеладова на лекции г-жи Лухмановой
  • 1904 — Новые возражатели
  • 1905 — Морской штаб "на мирном положении"
  • 1905 — Хроника внутренней жизни (9 января в Петербурге)
  • 1906 — Единство кабинета или тайны министерства внутренних дел
  • 1906 — Возвращение генерала Куропаткина
  • 1906 — Заботы доброго пастыря о грешной пастве
  • 1907 — Генерал Думбадзе, ялтинский генерал-губернатор
  • 1907 — Из записок Павла Андреевича Тентетникова
  • 1907 — Сорочинская трагедия (По данным судебного расследования)
  • 1907 — В голодный год (Наблюдения и заметки из дневника)
  • 1908 — О латинской благонадежности
  • 1909 — "Декларация" В.С.Соловьева (К истории еврейского вопроса в русской печати)
  • 1909 — Полтавские празднества
  • 1909 — Наши на Дунае
  • 1910 — Черты военного правосудия
  • 1910 — Бытовое явление (Заметки публициста о смертной казни)
  • 1911 — Истязательская оргия
  • 1911 — О "России" и о революции
  • 1911 — В успокоенной деревне (Картинки подлинной действительности)
  • 1912 — Процесс редактора "Русского богатства"
  • 1913 — О суде, о защите и о печати
  • 1913 — "Они судили мултанцев..."
  • 1913 — Дело Бейлиса (Четыре статьи, написанные в 1913 году, во время процесса Бейлиса)
  • 1913 — Третий элемент (Памяти Николая Федоровича Анненского)
  • 1913 — Нирвана. Из поездки на пепелища Дунайской сечи (Отрывок)
  • 1916 — Котляревский и Мазепа

Воспоминания и литературные заметки

  • 1887 — Две картины (Размышления литератора)
  • 1889 — О Щедрине
  • 1890 — Воспоминания о Чернышевском
  • 1898 — Памяти Белинского
  • 1902 — О Глебе Ивановиче Успенском
  • 1904 — "Гражданская казнь Чернышевского" (По рассказу очевидца)
  • 1904 — Антон Павлович Чехов
  • 1908 — Лев Николаевич Толстой (Статья первая)
  • 1908 — Л. Н. Толстой (Статья вторая)
  • 1908 — Ангел Иванович Богданович (Черты из личных воспоминаний)
  • 1909 — Стереотипное в жизни русского писателя (К некрологу гр. Е. А. Салиаса)
  • 1909 — Трагедия великого юмориста (Несколько мыслей о Гоголе)
  • 1910 — Великий пилигрим (Три встречи с Л. Н. Толстым)
  • 1910 — Умер
  • 1910 — Всеволод Михайлович Гаршин (Литературный портрет)
  • 1911 — Памяти замечательного русского человека
  • 1912 — Мое первое знакомство с Диккенсом
  • 1912 — И. А. Гончаров и "молодое поколение" (К 100-летней годовщине рождения)
  • 1912 — Старец Федор Кузьмич (Герой повести Л. Н. Толстого)
  • 1916 — Суммистские ребусы
  • 1920 — К десятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого
  • 1922 — Разговор с Толстым (Максимализм и государственность)

Рецензии

  • 1896 — Я. Канторович - Средневековые процессы о ведьмах
  • 1897 — Житейский задачник для детей - Мандрыки
  • 1901 — А. Серафимович. - Очерки и рассказы
  • 1904 — В. П. Буренин - Театр (Том первый. Спб. 1904)
  • 1904 — Станислав Пшибышевский - Homo sapiens
  • 1907 — Георгий Чулков - "Тайга" (Драма. Издательство "Оры". С.-Петербург. 1907)
  • 1908 — Северные сборники

Издание произведений

  • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. СПб, 1907—1912.
  • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. Петроград, Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
  • Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1953—1956.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1960—1961.
  • Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1971.
  • Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1989—1991.
  • История моего современника в 4-х томах. Л., 1976.
  • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917—1921 гг. — М., 2002.

Экранизации произведений

  • Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
  • Среди серых камней (СССР, 1983, режиссер Кира Муратова).
  • Полесская легенда (СССР).

Цитаты

  • «Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него » («Парадокс»).
  • «Насилие питается покорностью, как огонь соломой » («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды»).

Музеи

  • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
  • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
  • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
  • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
  • В городе Полтаве существует Музей-усадьба В. Г. Короленко — дом, в которой писатель прожил последние 18 лет жизни.

Память

  • В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
  • В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
  • Имя Короленко присвоено Полтавскому педагогическому институту, Харьковской государственной научной библиотеке, Черниговской областной библиотеке, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.
  • В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.
  • Ряд улиц во многих городах бывшего СССР назван в честь Короленко. Также улица Короленко есть в Тель-Авиве.

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Биография Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в г. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г. за подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 гг. был несколько раз арестован. В 1881 г. за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г. поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 г. женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г. совершил путешествие в Америку.

С 1896 г. — один из руководителей, а в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала «Русское богатство». С 1896 г. жил в Петербурге. В 1900 г. избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 г. вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 г. восстановлен в Академии).

В сентябре 1900 г. переехал с семьей в Полтаву. «Переезд в Полтаву, — вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна, — был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу … Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром «.

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г. — в доме доктора Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко.

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (побывал в Короленко в 1903 г.), М. Горького, приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественную жизнь Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры — Панасом Мирным, М. Коцюбинского, И. Тобилевичем, X. Алчевской, Г. Хоткевичем и др.. В 1901 послал в журнал «Русское богатство» новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко, в 1902 г. участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в прессе расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 г. (поместил в газете «Полтавщина» за 12 января 1906 открытое письмо, в котором обличил беззакония и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководил подавлением крестьянского выступления). В 1911 г. выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки «У казаков», писал второй цикл сибирских рассказов («Мороз», «Феодалы» и др.), Рассказы «МиГ» и «Не страшно». В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала «Русское богатство», публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г. писатель начал работу над «Историей моего современника». В 1910 г. Короленко напряженно работал над циклом статей «Бытовое явление», направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г. почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г. побывал в Финляндии, в 1914 г. лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915 г.

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, вступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

Прозаик, публицист

Родился 15 июля 1853 в Житомире в семье уездного судьи. Мать – дочь польского помещика. Детство провел в Житомире, затем в Ровно, где в 1871 году закончил гимназию.

1871 – 74 – учеба в Петербургском технологическом институте.

1874 – 76 – учеба в Петровской сельскохозяйственной академии.

1876 – за участие в студенческих волнениях исключен из академии, сослан в Вологодскую губернию, но в пути возвращен и поселен под надзором полиции в Кронштадте.

1877 – поступление в Петербургский горный институт.

1879 – Короленко арестован по подозрению в связях в революционными деятелями. До 1881 находится в тюрьмах и ссылках.

Короленко начинает свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой он не замечен. Его первая повесть "Эпизоды из жизни искателя" опубликована в 1879 году. После 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютирует в "Русской Мысли" 1885 года с рассказом "Сон Макара".

1881-1884 – за отказ от присяги Александру III сослан в Якутскую область.

1885-96 - живет под надзором полиции в Нижнем Новгороде, где активно участвует в либеральной оппозиции, сотрудничает в либеральных периодических изданиях "Русские Ведомости", "Северный Вестник", "Нижегородские Ведомости". Одновременно Короленко пишет художественные произведения: "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888), "В дурном обществе", "Река играет" (1891) и др.

1886 – выходит 1-я книга Короленко "Очерки и рассказы".

1893 – выходит 2-ая книга Короленко.

1894 – Короленко посещает Англию и Америку. Часть своих впечатлений он выразил в повести "Без языка"

1896 – переезжает в Петербург.

1895-1904 – Короленко – один из официальных издателей народнического журнала "Русское Богатство".

1900 – Академия наук избирает Короленко почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1902 году вместе с А.П.Чеховым Короленко отказывается от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М.Горького в Академию.

С 1900 года Короленко живет в Полтаве.

1903 – выходит 3-я книга Короленко.

1904-1917 – Короленко возглавляет журнал "Русское богатство". Здесь опубликованы его очерки "В голодный год" (1892), "Павловские очерки" (1890), статьи "Сорочинская трагедия" (1907), "Бытовое явление" (1910) и мн. др. В общей сложности Короленко является автором около 700 статей, корреспонденций, очерков, заметок.

1906 – Короленко начинает печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую "Историю моего современника".

1914 – Первая Мировая война застает Короленко во Франции. Отношение к ней отражается в рассказе "Пленные" (1917). В статье "Война, отечество и человечество" (1917) Короленко высказывается за продолжение войны.

На Февральскую революцию 1917 года Короленко откликается статьей "Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)". В ней Короленко указывает, что "царской власти уже нет места" в будущей России, и Учредительное Собрание, как некогда Земский собор, "установит будущую форму правления русским государством", подчёркивает, что "нужно много мудрости, чтобы прекратить внутри страны разногласия, опасные споры о власти и междоусобия", "пока родине грозит нашествие и гибель его молодой свободы"

Называя себя беспартийным социалистом, Короленко не разделяет идей большевиков и принципов пролетарской диктатуры. Он призывает "поставить интересы всего населения выше партийной борьбы". В статье "Торжество победителей" Короленко, обращаясь к А.В.Луначарскому, пишет: "Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом", поскольку "власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола" ("Русские Ведомости", 1917, 3 декабря).

1917 – депутаты от Народно-социалистической партии на проходившем в Полтаве 17 апреля съезде крестьян предлагают Короленко выдвинуть его депутатом в Учредительное Собрание, он отказывается, ссылаясь на нездоровье. 22 ноября Короленко избирают почётным председателем Полтавского комитета политического Красного Креста.

В период занятия Полтавы войсками украинской Центральной Рады и А.И.Деникина Короленко выступает против террора и мести.

В 1919-21, не имея возможности выступать в печати, Короленко обращается с серией писем к Луначарскому, Х.Г.Раковскому, основное содержание которых – протест против бессудных расправ ЧК.

Основные произведения:

Рассказы из «сибирского» цикла:

«Чудная» (1880, распространялся в списках, опубл. 1905)

«Убивец», «Сон Ма­кара», «Соколинец» (все - 1885), «По пути» (1888, 2-я ред. 1914)

«Ат-Даван» (1885, 2-я ред. 1892)

«Марусина заимка» (1889, опубл. 1899)

«Огоньки» (1901)

Рассказы:

«В дурном обществе» (1885)

«Лес шумит» (1886)

«Река играет» (1892)

«Без языка» (1894)

«Не страшное» (1903) и др.

Повесть «Слепой музыкант» (1886, 2-я ред. 1898).

Очерки, в т.ч.:

«В пустынных местах» (1890, 2-я ред. 1914)

«Павловские очерки» (1890)

«В голодный год» (1892-93)

«У ка­заков» (1901)

«Наши на Дунае» (1909)

Пуб­лицистика, в т.ч.:

«Мултанское жертво­приношение» (цикл очерков, статей и заметок, 1895-98)

«Знаменитость конца века» (1898, дело Дрейфуса)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры