Астафьев биография кратко самое важное для детей. Виктор астафьев краткая биография

Главная / Психология

Виктор Петрович Астафьев - прозаик (1.5.1924 деревня Овсянка Красноярского края - 29.11.2001 Красноярск). Писатель появился на свет в крестьянской семье. Виктор Петрович - участник второй мировой войны, получил тяжелое ранение. С 1945 года он был подсобным рабочим и слесарем в Чусово Пермской области, где и печатались в местной газете «Чусовский рабочий» в 1951-55 годах его первые рассказы; в 1953 году в Перми выходит его первая книга, там же с 1955 выходят и многие другие книги Астафьева.

С осени 1959 до 1961 Виктор Петрович учится на Высших литературных курсах при Литературном институте. Начиная с этого времени его рассказы, регулярно публикующиеся в журналах, почти каждый год печатаются не только в периферийных издательствах Урала (Пермь, Свердловск), но также и в центральных московских издательствах. В 1967 году А. Твардовский в первый раз печатает рассказ Виктора Астафьева в «Новом мире» (№7). С 1969 года Виктор Петрович жил в Вологде, но каждый год ездил на родину, в Сибирь. Его повесть "Царь-рыба " (1976) — глубоко эстетическое, связанное с природой, произведение — была в 1978 году отмечена Государственной премией СССР.

В 70-е гг. Виктор Астафьев написал свои первые пьесы. С 1975 г. он был членом правления, а с 1990 г. секретарем правления Союза писателей РСФСР. В начале перестройки его роман под названием "Печальный детектив " (1986) принес Астафьеву международное признание. В группировках конца 80-х гг. Виктор Петрович занял связанную с традицией, христианско-религиозную и русско-национальную позицию.

Центральное место в творчестве Астафьева занимают короткие прозаические произведения, которые он со временем объединяет в более крупные циклы; он пишет рассказы и повести, связанные тематически с русской деревней и обращенные не только ко взрослому читателю, но и к молодежи. Всю прозу Виктора Петровича отличает огромная душевная чистота, искреннее, свободное от полемики и навязчивости стремление писать о скромных, незаметных людях. Внимание Астафьева привлекают простые люди и их нелегкая судьба, подвергающиеся моральному испытанию. Число персонажей в его прозе, как правило, не велико, это люди самых различных возрастов, самых различных профессий, часто в центре повествования — короткие встречи людей, добровольно или недобровольно путешествующих по огромной России.

Действие его повести "Кража " (1966), вызвавшей особенно много похвал, происходит в детском доме в конце 30-х гг. прошлого века; в повести "Стародуб " (1959) показана жизнь староверов в Сибири до большевистского переворота. Здесь и в других произведениях Астафьев рисует страдания и смерть, угрожающие людям и выявляющие для них подлинные ценности человеческой жизни. Обширный цикл повестей "Последний поклон " (1968-75) — произведения, создававшиеся на протяжении двадцати лет, рассказывает о тяжелом сиротском детстве и юности автора, и отражает его благодарность по отношению к тем людям, которые воспитали и вырастили его в сибирской деревне перед войной. В повести "Пастух и пастушка " (1971) глубоко и проникновенно разработана тема любви и смерти на войне. За последние три произведения Виктор Астафьев в 1975 году получил Государственную премию РСФСР им. Горького. "Царь-рыба " (1976) — это «повествование в прозе», объединяющее множество рассказов, порою похожих на притчи. Этим произведением Виктор Петрович внес существенный вклад в этическую деревенскую прозу 70-х гг. На примере родных енисейских мест он рассказывает о вторжении цивилизации, обвиняя ее не только в том, что она разрушает тысячелетнее равновесие природы, но и в моральном разложении человека. В драме "Прости меня " (1980) Виктор Астафьев возвращается к своим военным переживаниям, делая темой пьесы любовь и смерть в лазарете. Автор отдает предпочтение повествованию лирическому, побуждающему читателя к размышлениям; в манере изложения ощущается человеческая и писательская сдержанность. Роман "Печальный детектив " впервые в советской литературе дает картину будничной преступности и душевного огрубления при советской системе.

Советская литература

Виктор Петрович Астафьев

Биография

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924−2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959-1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968−1975) - лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960−1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел - например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что недалеко от Красноярска, в крестьянской семье Петра и Лидии Астафьевых родился сын Витя. В семилетнем возрасте в жизни мальчика случилось непоправимое - не стало матери (она утонула в реке), и до конца жизни, по признанию писателя, он не привык к этой потере. Самым близким человеком после случившегося стала для маленького Вити бабушка.

После раскулачивания и выселения деда Павла семья переезжает в Игарку, отсюда из-за материальных трудностей у отца и очень плохих отношений с мачехой парень попадает в детский дом.

Именно здесь простой учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский увидел в Викторе литературное дарование и помог его развивать. Так сочинение о местном озере напечатают в школьном журнале. Позднее оно развернется в рассказ «Васюткино озеро».

После школы – интерната Виктор уезжает в Красноярск в ФЗО. А осенью 1942 года - добровольцем уходит в армию, откуда весной 1943 года прямиком на фронт. На войне он получает несколько ранений и наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Уже в 1945 году Виктор Петрович демобилизуется и до 1959 года живет с семьей в городе Чусовой на западном Урале, родине его жены Марии Семеновны Корякиной. Работает чернорабочим, слесарем, грузчиком, чтобы прокормить семью. В 1953 году выходит его первая книга «До будущей весны».

Вообще это были годы творчества, рождения детей - дочери Ирины и сына Андрея. Не минуло эту семью и горе - первенец, дочь Ольга, умерла в младенчестве. р>

В 1957 году Виктор Петрович - спецкор Пермского областного радио. А в 1958 году после издания романа «Тают снега» Астафьев уже член Союза писателей РСФСР.

Писатель, орденоносец и детдомовец – хронологическая таблица Астафьева расскажет обо всех этих ипостасях автора множества военно-патриотических и деревенских произведений. Романы, повести и сборники рассказов писателя отличаются свежестью литературного языка и яркостью изображения действительности глазами “простого человека”. Будучи человеком нелегкой судьбы, Виктор Астафьев умел рассказать о таких же работягах, как он сам.

История его жизни невероятно интересна, необыкновенна и во многом очень трагична. Это подтвердит биография, в которой можно найти все основные даты жизни Астафьева. Подобный материал интересен как школьникам, так и всем, кому не чужда русская литература. Чтобы узнать о писателе много нового, достаточно зайти в соответствующий раздел нашего сайта и изучить его хронологическую таблицу.

1924 год, 1 мая – Родился в селе Овсянка, Красноярского края. Отец – Астафьев Петр Павлович (1901 г.рожд.). Мать – Потылицина Лидия Ильинична (1901 г.рожд.).Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Астафьеву было 7 лет. Окончил 6 классов в городе Игарка, где жил с отцом и мачехой.

1936-1937 – Беспризорник, потом детдомовец.

1941-1942 – Учится в Железнодорожной школе.

1942-1943 – Обучается в пехотном училище в Новосибирске.

1943 – Отправлен на передовую и до конца войны служит рядовым в пехотных частях;
получает тяжелое ранение, контузию;
награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За отвагу".

1945 – После госпиталя женится на М.С.Корякиной (участница Великой Отечественной войны, литератор, автор 12 книг, в том числе "Отец", "Пешком с войны", "Липа вековая") и вместе с семьей живет на Урале (г. Чусовой, с 1963 - Пермь), где работает подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком.

1951 – Публикация первого рассказа Астафьева – «Гражданский человек» – в газете «Чусовской рабочий».

1951-1955 – Астафьев – литературный сотрудник газеты «Чусовской рабочий». За четыре года работы в газете опубликовал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов.

1950-е – Издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953,«Огоньки», 1955; итоговый сборник «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958).

1958 – Становится членом Союза писателей СССР.

1959-1961 – Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького в Москве.

1968 – Автобиографическая книга «Последний поклон» (над ней Астафьев работает с конца 1950-х гг. до начала 1990-х гг).

1971 – Повесть "Пастух и пастушка. Современная пастораль».

1976 – Роман «Царь-рыба» (Государственная премия, 1978)

1980 – Возвращается с Вологды в родные места, живет в Красноярске и селе Овсянка.

1979-1981 – В издательстве "Молодая гвардия" выходит собрание сочинений Астафьева в 4-х томах.

1989 – За выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву присвоено звание Герой Социалистического Труда.

1989-1991 – Народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР (1991г.), вице-президент ассоциации писателей "Европейский форум";
почетный гражданин городов Игарка и Красноярск;
действительный член Международной Академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета.

1991 – За повесть "Зрячий посох" (1981) Астафьеву присуждена Государственная премия.

1992-1994 – Роман «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000
писатель заявил о прекращении работы над романом.

1998 – Повесть «Веселый солдат».

1999 – Астафьев награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Самые популярные материалы апреля для класса.

Виктор Астафьев (1924-2001) - известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. В своем творчестве он не раз будет возвращаться к этим темам. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность и хлесткость повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком.

Детство и юность

Виктор Астафьев коренной сибиряк. Он родился 1 мая 1924 года в маленьком селе Овсянка Красноярского края. Когда Витя был еще совсем юным, началась волна репрессий, под которую попал его отец. Мать во время одной из поездок к нему погибла, и семилетнего мальчика взяли на воспитание бабушка и дедушка. Несмотря на трагический ход событий, этот период жизни оставил в душе будущего писателя светлые воспоминания, которые были изложены в первой части автобиографии.

После возвращения из заключения Петр Афанасьев создает новую семью, решается поехать на заработки в северную Игарку. К тому времени у Вити уже появился сводный брат Николай.

Вскоре случился неприятный эпизод, заставивший быстро повзрослеть будущего писателя. Возвращаясь после очередной путины, отец попал в больницу, и мальчик остался на попечении мачехи. Но она не желала о нем заботиться, поэтому Виктор несколько месяцев проведет в заброшенной парикмахерской. Такая жизнь сказалась и на поведении в школе, и Астафьева отправляют в интернат. Вспоминая об этом времени, он напишет: «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки» .

Одним из его преподавателей в интернате оказался местный поэт И. Рождественский, разглядевший в Викторе способности к литературному творчеству и постаравшийся их развить. В итоге одно из школьных сочинений позднее превратится в рассказ «Васюткино озеро».

Война и трудовые будни

После выпуска из интерната Астафьев переезжает в Красноярск, где поступает в ФЗО. По окончании учебы он работает на станции составителем поездов. После начала войны Виктор Петрович отправляется добровольцем на фронт и участвует в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. Пройдя весь боевой путь в звании рядового, он несколько раз был ранен и награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши».

Первые шаги

В 1945 году будущий писатель заключил брак с Марией Корякиной. Демобилизовавшись уже женатым человеком, Виктор Петрович переезжает на малую родину супруги в небольшой уральский городок Чусовой. Здесь он проходит обучение в школе рабочей молодежи и трудится на производстве чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком и даже мойщиком мясных туш. В 1951 году он устраивается в местную газету, где был напечатан его дебютный рассказ «Гражданский человек». На протяжении 4-х лет Виктор трудится литсотрудником в этом издании, параллельно занимаясь писательством.

В 1953 году в Перми издается сборник рассказов Виктора Петровича «До будущей весны», а спустя два года выходит детская книга «Огоньки». Детская тематика будет продолжена и в следующих произведениях - «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». В 1957 году писатель поступает специальным корреспондентом в штат областного радио, а на следующий год был опубликован его роман «Тают снега», посвященный колхозной тематике. Эти работы нашли своего читателя и по достоинству были отмечены критиками, что позволило по праву войти в союз писателей РСФСР.

Творческий расцвет

В конце 50-х годов Виктор Петрович создает серию лирических повестей, сделавших ему настоящее имя - «Перевал», «Звездопад», «Стародуб». В это время его направили учиться в столицу на Высшие литературные курсы, по возвращении с которых семья Астафьевых переезжает в Пермь. Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества.

В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха». В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя - сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой. Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году.

Сибирский период

В 1980 году Виктор Астафьев возвращается на свою малую родину, где будет жить до своих последних дней. Вдохновленный родной Сибирью писатель написал немало рассказов - «Слепой рыбак», «Мною рожденный», «Медвежья кровь» и многие другие. В 1985 году увидел свет роман «Печальный детектив». После безвременной смерти дочери Виктор Петрович возвращается к рассказам о детстве, изданных в сборнике «Последний поклон».

Здесь, на малой родине была написана, пожалуй, главная книга, посвященная войне - «Прокляты и убиты», отнявшая немало сил и здоровья. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Кроме этого романа, отмеченного Государственной премией России, в 90-е годы создаются повести «Так хочется жить» и «Обертон», было завершено написание произведения «Веселый солдат».

Певец русской деревни

Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой - простой солдат (каким был он сам), на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.

Виктор Петрович был мастером живого литературного языка, поэтому его произведения любили издавать за рубежом. Свыше сотни книг прославленного мастера слова были переведены на 22 языка и нашли своего читателя в 28 странах мира. В 1998 году в Красноярске вышло 15-ти томное полное собрание сочинений, которое позволило осмыслить весь огромный творческий путь писателя.

Личная жизнь

Со своей супругой Марией Корякиной Виктор Петрович познакомился под конец войны. С разницей в два года у пары рождаются дети - сначала дочь Лидия, которая умерла во младенчестве, затем еще одна дочь Ирина и, наконец, младший сын Андрей. После скоропостижной кончины средней дочери супруги забрали себе на воспитание двоих внуков.

Со временем Мария Семеновна увлеклась литературой и стала писать рассказы. Супруг относился к этому с определенной иронией: «Время есть, так пусть пишет свои книги» . Тем не менее ее повести и рассказы, состоявшие из личных воспоминаний, стали активно публиковаться и пользовались определенной популярностью. В 1978 году писательницу приняли в союз писателей. Написав в общей сложности 16 книг, она все годы совместной жизни продолжит оставаться секретарем и нянькой своего мужа.

В 2001 году писатель перенес два тяжелых инсульта. Ему потребовалась медикаментозная помощь за границей, и друзья семьи обратились за содействием к красноярским парламентариям. Они не стали выделять средства, мотивировав отказ неким шовинизмом автора. В итоге Астафьева отправили из больницы домой, где он умер 29 ноября 2001 года. Великий писатель похоронен на кладбище недалеко от родного села.

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР - 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Член Союза писателей СССР.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева (1899-1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900-1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом.

Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения (контузия) в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).Астафьев воспитывал также двух приёмных дочерей - Анастасию и Викторию.

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину - в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (участников конф. «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?»).

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.

Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

Творчество

Важные темы творчества Астафьева - военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина - обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал».

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал» (1958)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960-1973)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995-1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»
  • «Фотография, на которой меня нет»(1968)
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967-1971-1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Экранизации

  • 1977 - «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров
  • 1979 - «Таёжная повесть», реж. Владимир Фетин
  • 1981 - «Звездопад», реж. Игорь Таланкин

Автор сценария

  • 1983 - «Дважды рождённый», реж. Аркадий Сиренко
  • 1986 - «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
  • До будущей весны: [Рассказы]. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1953. - 152 с.: ил.
  • Огоньки. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1955. - 98 с.
  • Васюткино озеро. - Молотов, 1956. - 48 с.
  • Дядя Кузя, куры, лиса и кот. - Пермь, 1957. - 32 с.
  • Тают снега: Роман. - Пермь: Кн. изд-во, 1958. - 307 с.: ил.
  • Тёплый дождь. - М.: Детгиз, 1958. - 96 с.
  • Перевал: Повесть / Ил. В. Жабский. - Свердловск: Кн. изд-во, 1959. - 135 с.: ил.
  • Сибиряк. - Пермь: Кн. изд-во, 1959 −1960. - 26 с.
  • Стародуб: Повесть и рассказы / Ил. А. Н. Тумбасова. - Пермь: Кн. изд-во, 1960. - 178 с., 1 л. ил.
  • Зорькина песня: Рассказы. - Пермь, 1960. - 116 с.
  • Кровь человеческая.- Свердловск, 1960. - 24 с.
  • Теплый дождь. - М.: Детгиз, 1960. - 96 с.
  • Дикий лук. - Пермь, 1961. - 40 с.
  • Рассказ о любви.- Пермь: Кн. изд-во, 1961. - 58 с.
  • Солдат и мать: Повесть и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1961. - 104 с.: ил. - (Корот. повести и рассказы).
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детгиз, 1961. - 64 с.
  • Васюткино озеро. - М.: Детгиз, 1962. - 96 с.
  • Звездопад: Повести. - М.: Мол. гвардия, 1962. - 336 с.
  • След человека. - Свердловск: Кн. изд-во, 1962. - 208 с.
  • Тают снега. - Пермь: Кн. изд-во, 1962. - 326 с.
  • Гуси в полынье. - Пермь, 1963. - 16 с.
  • Помню тебя, Любовь. - Пермь: Кн. изд-во, 1963. - 150 с.
  • Весенний остров: Рассказы. - Пермь: Кн. изд-во, 1964. - 264 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М.: Правда, 1964. - 48 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Свердловск, 1965. - 184 с.
  • Поросли окопы травой. - М.: Сов. Россия, 1965. - 174 с.:
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1965.- 16 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд., 1968. - 200 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с
  • Кража. Где-то гремит война. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 368 с.
  • Последний поклон. - Пермь: Кн. изд-во, 1968. - 260 с.
  • Синие сумерки. - М.: Сов. писатель, 1968. - 416 с.
  • Ясным ли днем. - М.: Правда, 1972. - 64 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - Пермь, 1969. - 52 с.
  • Повести. - М.: Сов. Россия, 1969. - 528 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1970. - 192 с.
  • Затеси: Книга коротких рассказов / Ил. Ю. В. Петрова. - М.: Сов. писатель, 1972. - 238 с.
  • Излучина: Рассказы / Ил. Б. Алимов. - М.: Современник, 1972. - 368 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.-669 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.- 669 с.: ил.
  • Ясным ли днём: Повести и рассказы / Вступ. ст. А. Михайлова. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. - 256 с., 1 л. портр.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1972. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1972. - 192 с.
  • Тревожный сон. - М., 1972. - 92 с. (Б-чка журнала «Пограничник»)
  • Пастух и пастушка: Современная пастораль / Ил. В. Кадочников. - Пермь: Кн. изд-во, 1973. - 149 с.: ил.
  • Избранное: [Повести]. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 758 с.: ил.
  • Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 753 с.: ил.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1974.- 32 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1975. - 624 с: ил.
  • Перевал: Повесть. - М.: Сов. Россия, 1975. - 135 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1975. - 192 с.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1976. - 445 с,: ил., 1 л.портр.
  • Мальчик в белой рубахе: Повести. - М.: Мол. гвардия,1977. - 591 с.
  • Повести/ Предисл. С. Залыгина. - М.: Сов. Россия, 1977. - 560 с., 1л. портр.
  • Повести; Рассказы; Затеси. Пермь: Кн. изд-во, 1977. - 463 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. В. Бахтин. - Красноярск: Кн. изд-во, 1978. - 408 с.: ил.
  • Белогрудка. - М., Советская Россия, 1978. - 16 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М.: Сов. писатель, 1980. - 400 с.
  • Последний поклон: Повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1981. - 547 с.
  • Затеси: Миниатюры: Корот. рассказы / От авт., с. 5-10; ХУДОЖ. В. М. Харламов. - Красноярск: Кн.изд-во,1982. - 326 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1981. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж, 1981. - 82 с.
  • Бабушкин праздник. - М., Советская Россия, 1982. - 48 с.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1982. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть; Рассказы / Послесл. А. Хватова; Худож. Б. Непомнящий. - Л.: Лениздат, 1982. - 702 с.: ил., 1 л. портр.
  • Последний поклон: Повесть; - М., Известия, 1982. - 636 с.
  • Царь-рыба: Повествования в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1982. - 384 с.: ил.
  • Стародуб.- М.: Детская литература, 1982.- 64 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1982.- 32 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Малыш, 1982. - 22 с.
  • Ясным ли днём. - Иркутск, 1982. - 48 с.
  • Кража.- Красноярск, 1983. - 246 с.
  • Весенний остров. - М.: Малыш, 1983. - 18 с.
  • Зорькина песня.- М.: Малыш, 1983. - 10 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1983. - 288 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1983. - 384 с.: ил.
  • Звездопад: Повесть. - М.: Современник, 1984. - 80 с.
  • На далёкой северной вершине: Повести; Рассказы / Худож. Г. Краснов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1984. - 455 с.: ил.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1984. - 680 с., 1 л. портр.
  • Повести и рассказы. - М.: Сов. писатель, 1984. - 688 с., портр.
  • Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1984. - 577 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Нл. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1984. - 384 с.: ил.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1984. - 208 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Баку: Азериешр, 1985. - 470 с.
  • Последний поклон: Повесть / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Современник, 1985. - 543 с.: ил.
  • Всему свой час. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 254 с., ил., фотогр. - (Писатель - молодежь - жизнь).
  • Белогрудка: Рассказы. - М.: Детская литература, 1985. - 128 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986, 1987. - 460 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Рига: Лиесма, 1986. - 349 с.: ил.
  • Жизнь прожить: Роман, рассказы. - М.: Современник, 1986. - 317 с., 1 л. портр.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1985. - 10 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 462 с.: ил.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1986. - 96 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 367 с.
  • Печальный детектив. - М., Правда, 1986. - Кн. 1. - 64 с.; Кн.2. - 48 с. (Б-ка «Огонёк»)
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Петрозаводск: Карелия., 1986-368 с.
  • Царь-рыба. Повести. - Хабаровск, 1986. - 576 с.
  • Где-то гремит война. - М.: Современник, 1987. - 64 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 462 с.: ил.
  • Васюткино озеро. - Кишинев, 1987. - 64 с.
  • Печальный детектив. - М., 1987. - 80 с. (Б-чка журнала «Советская милиция»)
  • Печальный детектив. - М., Художественная литература, 1987. - 66 с. (Роман-газета).
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 480 с.
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 477 с.
  • Зрячий посох / Худож. Н. Абакумов. - М.: Современник, 1988. - 588 с.: ил.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1988. - 8 с.
  • Падение листа. - М.: Сов. писатель, 1988. - 512 с.
  • Перевал. Кража. - М., Детская литература, 1988. - 302 с.
  • Печальный детектив: Повести, роман, рассказы / [Худож. И. Кырму]. - Кишинев: Лит. артистикэ, 1988. - 671 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / [Вступ. ст. Н. Н. Яновского; Худож. В. А. Авдеев]. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1988. - 381, с., л. ил.
  • Царь-рыба. - Симферополь, Таврия, 1989-384 с.
  • Где лето с зимою встречаются. - М.: Малыш, 1989. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1989. - 352 с.
  • Кража; Зрячий посох: Повести / Худож. Ю. М. Павлов. - Кемерово: Кн. изд-во, 1989. - 479 с.: ил.
  • Пастух и пастушка / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 604 с., 1 л. портр.: ил.
  • Печальный детектив: Роман, рассказы, новеллы, очерк / Худож. Е. А. Галеркина. - Л.: Лениздат, 1989. - 366 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Мол. гвардия, 1989. - Т. 1-2. T.I, кн. 1,2.1989.333 с.: ил. Т. 2, кн. 2 (продолж.), 3.1989.430 с.: ил.
  • Царь-рыба. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 368 с., л. портр.
  • Ясным ли днём: Сборник / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 668 с., л. портр.
  • Гуси в полынье. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.
  • Кража. Последний поклон. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
  • Пастух и пастушка. - Иркутск, 1990. - 480 с.
  • Звездопад: Повести. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 554с.
  • Стародуб: Повести / Худож. Е. Яковлев. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 544 с.
  • Улыбка волчицы. - М.: Кн. палата, 1990. - 378 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1990. - 142 с.
  • Мною рождённый: Роман; Повести; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1991. - 606 с.
  • Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. ст. Л. Вуколова, с. 5-22]. - М.: Профиздат, 1991. - 412. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с. - 2500 экз.
  • Документальный фильм (2010, реж. Андрей Зайцев) «Виктор Астафьев. Весёлый солдат»
  • Евгений Ермолин Последние классики. М.: Совпадение, 2016.

Награды

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) - за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
  • орден Отечественной войны I степени (1985) - как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды .
  • ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
  • орден Дружбы народов (1981) - к юбилею Союза писателей СССР
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • орден Красной Звезды (1944-45)
  • медаль «За отвагу» (1943)

Премии

  • Государственная премия СССР (1978) - за книгу «Царь-рыба»
  • Государственная премия СССР (1991) - за роман «Зрячий посох» (1988)
  • Государственная премия РСФСР имени
    • На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В. П. Астафьева, а при ней Центр изучения и распространения творчества великого земляка. Он ведёт работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия писателя, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства. Сюда приезжают почитатели таланта Астафьева.
    • 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
    • 30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор - Игорь Линевич-Яворский.
    • Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
    • В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
    • Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осётра, рвущего сети - рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя - «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
    • Именем Астафьева названы школы в Игарке, в Железногорске, в посёлке Подтёсово, красноярский лицей № 19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет.
    • Имя Астафьева носит танкер (бывший «Ленанефть-2035»):.
    • В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры