Биография. Умберто Эко — Биография — актуальный и творческий путь Умберто Эко никогда не бегал за транспортом

Главная / Психология

Годы жизни: с 05.01.1932 по 19.02.2016

Итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), небольшом городке к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, мать - Джованна Эко (урожд. Бизио).

Исполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Эко поступил в Туринский университет, где слушал курс по юриспруденции, но вскоре оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Окончил университет в 1954, в качестве диссертационной работы представив сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому.

В 1954 поступил на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике. В 1958–1959 служил в армии.

Первая книга Эко Проблемы эстетики у Св. Фомы (1956) была впоследствии доработана и переиздана под названием Проблемы эстетики Фомы Аквинского (1970) . Вторая, опубликованная в 1959 и выдвинувшая автора в число наиболее авторитетных специалистов по средневековью, после пересмотра и доработки была переиздана под названием Искусство и красота в средневековой эстетике (1987) .

В 1959 Эко становится старшим редактором по разделу «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где проработал вплоть до 1975 ) и начинает сотрудничать с журналом «Il Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Прочитав книгу французского семиотика Р.Барта (1915–1980) Мифологии (1957 ), Эко обнаружил, что его подача материала во многом схожа с бартовской, и потому сменил манеру. Теперь он выступает со своеобразными пародиями, иронически осмысляя те же идеи, которые серьезно рассматривались на страницах журнала. Статьи, опубликованные в «Il Verri», составили сборник Diario minimo (1963) , озаглавленный соответственно рубрике, которую вел Эко, а спустя почти три десятилетия вышел в свет сборник Второй Diario minimo (1992) .

В своих научных работах Эко рассматривал как общие, так и частные проблемы семиотики, например, углубил теорию иконического знака. По его мнению, иконический знак воспроизводит условия восприятия, а отнюдь не свойства отображаемого им предмета, тогда как коды, которые используются при интерпретации знаков, не являются кодами универсальными, они культурно обусловлены. Особенно значителен вклад Эко в область интерпретации визуальных искусств, в частности, кинематографа и архитектуры.

Научные заслуги Эко, который, кроме прочего, является основателем выходящего с 1971 журнала «Versus», посвященного вопросам семиотики, и организатором первого международного конгресса по семиотике, прошедшего в Милане в 1974, высоко оценены. Он - генеральный секретарь Международной ассоциации семиотических исследований (1972–1979) , вице-президент Международной ассоциации семиотических исследований (1979–1983) , почетный президент Международной ассоциации семиотических исследований (с 1994 ), участник международного Форума ЮНЕСКО (1992–1993) . Эко член различных академий, в том числе Болонской Академии наук (1994) и американской Академии литературы и искусства (1998 ). Он доктор honoris causa Католического университета, Лувен (1985 ), Оденского университета, Дания (1986 ), Университета Лойолы, Чикаго, Нью-Йоркского университета, Королевского художественного колледжа, Лондон (все - 1987 ), Броунского университета (1988 ), Парижского университета (Новая Сорбонна), Льежского университета (оба - 1989 ), Софийского университета, Университета Глазго, Мадридского университета (все - 1990 ), Кентского университета (Кентербери) (1992 ), Университета Индианы (1993 ), Университета в Тель-Авиве, Университета в Буэнос-Айресе (оба - 1994 ), Афинского университета (1995 ), Академии изящных искусств, Варшава, Тартуского университета, Эстония (оба - 1996 ), Университета Гренобля, Университета Ламанчи (оба - 1997 ), Московского государственного университета, Свободного университета, Берлин (оба - 1998 ), член редколлегии журналов «Communication», «Degrès», «Poetics Today», «Problemi dell"informazione», «Semiotica», «Structuralist Review», «Text», «Word & Images», лауреат многих литературных премий, отмечен наградами разных стран, в частности, он - кавалер ордена Почетного легиона, Франция (1993 ). О нем написано около шести десятков книг и огромное количество статей и диссертаций, его творчеству посвящаются научные конференции, в том числе В поисках розы Эко, США (1984 ), Умберто Эко: во имя смысла, Франция (1996 ), Эко и Борхес, Испания (1997 ).

Однако всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику.

На вопрос, почему он отклонил предложение стать министром культуры в конце 1990-х, Эко ответил: «…хочется уточнить, что понимается под словом „культура“. Если оно относится к эстетическим продуктам прошлого - картинам, старинным зданиям, средневековым манускриптам, - я всецело за государственную поддержку. Но этим… занимается министерство наследия. Остается „культура“ в смысле творчества - и тут я вряд ли смогу возглавлять коллектив, который пытается субсидировать и вдохновлять творческий процесс. Творчество может быть только анархичным, живущим по законам капитализма и выживания сильнейших».

Умбе́рто Э́ко (итал. Umberto Eco; 5 января 1932, Алессандрия, Италия) — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель.

Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). Его отец, Жулио Эко,был одним из тринадцати детей в семье,работал бухгалтером, а впоследствии был участником трех войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Дед Эко был подкидышем, по принятой в то время в Италии практике ему была присвоена фамилия-аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, т. е. "божий дар”
Отец хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу и в 1954 году успешно его окончил. Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь.

Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).

Но всемирная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику. Первый его роман (1980) сразу попал в список бестселлеров и продержался там несколько лет. По признанию автора, он поначалу хотел написать детективную историю из современной жизни, но затем решил, что ему, как медиевисту, будет гораздо интереснее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Книга была переведена на многие иностранные языки, удостоилась таких литературных премий, как итальянская премия Стрега (1981) и французская премии Медичи (1982).

Второй роман (1988), несмотря на все внешние отличия — действие происходит в 20 в. и кроме исторических экскурсов здесь немало лирических отступлений в недавнее прошлое, в частности, во времена Второй мировой войны, — концептуальный «двойник» романа Имя розы.

Роман (1994), который также перенасыщен отсылками и скрытыми цитатами, Эко представляет в качестве барочного произведения. Тем не менее, это очередная игра, затеянная лукавым романистом. Читателю предлагается в чистом виде постмодернистский роман, но стоит вспомнить, что постмодернизм в интерпретации Эко — духовное состояние, а не явление, вписанное в ту или иную хронологическую канву, а потому игра представляется в немалой степени удачной, ведь и барокко многие исследователи рассматривали в качестве некой культурной константы, функционирование которой возможно в любой исторический период.

Роман появился на книжном рынке 23 ноября 2000. Он вновь написан на историческим материале, в центре его — приемный сын Фридриха Барбароссы, человек, бывший инициатором Крестовых походов и вдохновителем поисков Грааля.

Эко в соавторстве с Э.Карми написаны книги для детей — Бомба и генерал (1966) и Три космонавта (1966). Сюжет последней показателен: представители столь разных стран, как США, Россия и Китай, способны выжить, только помогая друг другу.

Успеху романов Эко способствует и то, с каким умением он выстраивает рекламную компанию. Анонсы в периодике, интервью и т.д. к моменту выхода книги приобретают максимальную интенсивность. Появление книги обычно планируется к открытию Франкфуртской книжной ярмарки. Эко не только контролирует работу переводчиков его произведений, но и дает им пространные инструкции, а также устраивает для них специальные конгрессы и слеты.

АиФ.ru собрал короткий путеводитель по творчеству Эко — книги, которые стоит прочитать, чтобы иметь представление об итальянском писателе, философе и исследователе массовой культуры.

«Имя розы»

Россияне узнали об Эко именно благодаря этому роману, хотя на Западе писатель сначала стал известен своими научными работами, а уже потом — художественными произведениями. В России же первым стал доступен перевод именно «Имени розы» — дебютного романа Умберто Эко, повествующего о расследовании странной смерти в монашеской обители. В деле фигурирует таинственная библиотека-лабиринт, из окна которой и выпал монах. Герои пытаются разгадать загадку зловещей библиотеки.

Книга Эко оказалась интересна и интеллектуалам, рассматривающим ее как идеальное воплощение постмодернистского романа с множеством смысловых пластов, цитат и аллюзий, и массовому читателю, который нашел в ней добротный и интересный детектив в мрачных и необычных декорациях. Эко наполнил роман таким количеством загадок и скрытых смыслов, что после выхода книги ему стали поступать сотни писем с вопросами от читателей. В итоге он был вынужден написать пояснение — «Заметки на полях «Имени Розы». В 1986 году книгу экранизировали — главных героев сыграли Шон Коннери и Кристиан Слейтер . Правда, писателю настолько не понравился фильм, что он вообще запретил экранизировать свои книги. Даже Стэнли Кубрику , который хотел снять фильм по «Маятнику Фуко».

«Маятник Фуко»

Второй роман Эко вышел в 1988 году, через восемь лет после «Имени розы». Эко всегда отличался тонким юмором (и здоровым чувством самоиронии), поэтому его второй роман — пародийный и ироничный взгляд на интеллектуалов, интересующихся теориями заговора, которые часто так увлекаются красотой идеи, что перестают трезво оценивать реальность. Три главных героя работают в книжном издательстве и постоянно получают от авторов графоманские тексты. Среди них многие — о различных теориях заговора. Редакторов это веселит и они решают создать собственную теорию заговора. Но... немного увлекаются. Так, что сами начинают в нее верить.

Книга актуальна во все времена! Просто ради интереса зайдите сегодня в любой книжный — и убедитесь, что с полок на вас смотрят многочисленные книги про теории заговора и новые трактовки исторических событий. Такие книги всегда — в ярких кричащих обложках, и, увы, часто в разделе бестселлеров. Любовь к теориям заговора неистребима.

«Остров накануне»

Роман, который понравится только верным поклонникам Эко — на вид совершенно простая история об очередном Робинзоне, попавшем на необитаемый остров, на деле просто напичкана сложными постмодернисткими цитатами.

«Пражское кладбище»

Авантюрный роман — дневник секретного агента Симоне Симонини, который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков вспоминает свою бурную жизнь, участие в тайных операциях и политических интригах, которые меняли судьбы целых стран. Эко пишет о масонстве, антисемитизме и его любимых теориях заговоров. Роман любопытный и увлекательный, поэтому быстро стал бестселлером.

«Нулевой номер»

Последний роман Умберто Эко вышел в начале 2015 года и повествует о буднях газетной редакции, состоящей из хронических неудачников и скорее придумывающей события, чем о них рассказывающей. Так, один из сотрудников ведет расследование о смерти Муссолини — согласно очередной теории заговора, дуче не был убит, казнили его двойника. В этом романе Эко продолжает иронизировать над современным массовым сознанием и участии в этом средств массовой информации.

«Пять эссе на темы этики»

За границей Эко прославился как эссеист. Многие его эссе теперь переведены и на русский. Кстати, у него, например, есть сборник, посвященный феномену Бондианы — писатель является давним поклонником и экспертом в области бондологии (да-да, это целая наука!).

Но доступнее всего его сборник «Пять эссе на темы этики» — размышления Эко об общественной морали, природе фашизма и нацизма, современных СМИ, проблемах мигрантов. Многие из эссе, написанных еще в прошлом веке, не теряют актуальности и сейчас.

«Три сказки»

Эко пробовал писать и сказки, и они тоже переведены на русский язык. Книга детская, но может быть интересна и взрослым. История про добрые атомы, которые не хотят убивать людей и выпрыгивают из атомных бомб.

История о трех космонавтах — русском, американском и китайском, которые прилетают на Марс, но никак не могут научиться доверять друг другу — пока не понимают, что все они, хоть и говорят на разных языках, очень похожи: скучают по маме, боятся инопланетян... Правда, потом и с инопланетянами все славно складывается.

История про гномов с другой планеты, которые очень хотели узнать о том, что же такое настоящая цивилизация, но увидев ее воплощение на Земле, немедленно вызываются приехать и почистить планету — от грязи, смога и разлитой в морях нефти.

В общем, философские сказки об окружающем мире, которые, кстати, действительно нравятся детям.

«Отсутствующая структура»

Еще одна грань творчества Эко, профессора Булонского университета — учебник по семиотике, науке о знаках и знаковых системах. Книгу настоятельно рекомендуют к прочтению на факультетах журналистики и других специальностей, связанных с массовыми коммуникациями, но поскольку Эко пишет простым и доступным языком, «Отсутствующая структура» может быть интересна и просто любителям. Профессор рассказывает о достаточно сложных материях, используя простые примеры из массовой культуры — от живописи и литературы до рекламы и карточных игр.

Фев 06 2011


Итальянский писатель Умберто Эко подарил миру огромное количество произведений, однако совсем недавно, 29 октября 2010 года, появился еще один шедевр. Однако прежде чем говорить о новом произведении Эко «Пражское кладбище» обратимся к биографии мастера. Писатель родился в Александрии 5 января 1932 года. Несмотря на ясное желание отца, Жулио Эко, стать юристом, Эко поступил в Туринский университет и в 1954 получил диплом.

Сразу после окончания университета, Умберто стал сотрудником RAI (Итальянское телевидение), однако в том же году а в 1958-1959 годах служил в армии. В эти же года выходит и первая книга писателя которая принесла ему славу и впоследствии была переиздана три раза. Первоначальное название книги было – «Проблемы эстетики у Св. Фомы» (1956), а окончательная версия и по настоящий день звучит как « Искусство и красота в средневековой эстетике» (1987).

У любого мастера литературы есть свое почерк, и Умберто Эко не является исключением. В частности очень сложно понять, что именно является истинным вариантом произведения, поскольку автор все время меняет что-то, делает много комментариев в течение всей жизни. В принципе Умберто всегда участвуют в любом проекте, но есть единственная коммуникация, которую он не принимает, а даже отвергает в течение всей своей жизни – это телевидение.

С 1959 года Эко начинает развиваться. Все началось с того, что он стал главным сотрудником «литература нон фикшн» издания «Бомпьяни». Здесь Умберто Эко будет трудиться вплоть до 1975 года. А вот в издательстве «Il Verri» у него была целая колонка, материалы которой впоследствии сформировали два сборника — Diario minimo (1963), а также Diario minimo (1992).

Можно очень долго перечислять названия образовательных учреждений, в которых читал лекции Умберто Эко по различным дисциплинам — семиотику, литературу, философию. Перечислим лишь основные из них — Миланский политехнический институт (1961–1964), Флорентийский университет (1966–1969), Болонский университет (с 1975), профессор Коллежа де Франс, Париж (1992–1993) и многие другие. Помимо данных университетов, писатель в разное время посетил практически все страны мира, а среди них – Египет, Дания, Израиль, Швейцария, Испания, Португалия и СССР. Помимо этого, писатель стал основателем первого международного конгресса по семиотике в 1974 году, а впоследствии стал генеральным секретарем Международной ассоциации семиотических исследований. Кроме того, Умберто Эко имеет очень много наград и почетных званий, в частности, кавалер ордена Почетного легиона во Франции (1993 год).

Несмотря на плотность графика, Эко творит новые произведения. В частности, в 1962 году выходит книга под названием Opera aperta , что на русский зык переводится, как «Открытое произведение». Произведение стало целым трактатом о культуре, который предопределил дальнейшее ее развитие. Здесь читатель столкнется с понятиями многих наук – физики, информатики, математики и другими.

Уже через два года выходит в свет книга под названием – «Устрашенные и сплоченные» (1964), «Поэтика Джойса» (1965), «На периферии империи» (1977), О зеркалах (1985), «Пределы интерпретации «(1990), «Поиски идеального языка в европейской культуре» (1993), «Кант и утконос» (1997), «Между ложью и иронией» (1998). И это далеко не весь перечень книг, которые написал Умберто Эко за свою жизнь. Чтение литературы, которую создал писатель, покажет, насколько разносторонним он был человеком, какими глубокими были его познания во всех областях науки. В каждой книге он пытается проникнуться сущностью слов и предложений, которые пишет, он пытается найти и проверить читателя.

В некоторых произведениях Эко обсуждает проблемы семиотики, а самым значительным считается его вклад в развитие кинематографа и архитектуры. Очень много внимания автор уделял постмодернизму и массовой культуре. В частности, для Умберто Эко постмодернизм представляет собой определенное состояние души человека.

Конечно, самым известным и первым серьезным произведением Умберто является «Имя розы» (1980 год). Именно этот роман принес автору такую популярность и стал самым читаемым произведением того времени. Помимо всего прочего, книга была удостоена таких наград, как Итальянская премия Стрега (1981 год), а также премия Медичи (1982 год).Суть романа сводится в противопоставлению двух миров, которые сводятся в свою очередь к книге Аристотеля «Поэтика». Несмотря на то, что произведение имеет логический конец в виде пожара, борьба миров продолжается. Своеобразной изюминкой романа стала библиотека, а также рукопись и лабиринт. Режиссер Жан-Жаком Анно довольно удачно снял фильм по роману в 1986 году, с Шоном Коннери в главной роли.

Среди символичных романов наподобие «Имя Розы» были написаны романы , «Остров накануне и другие». Одной из последних и, можно сказать, современных произведений является книга «Баудолино», которая увидела свет в 2000 году.

Что касается жизни помимо творчества, то у Эко она довольно складная. В 1962 году он стал женатым человеком, его спутником в жизни стала Рената Рамге. В семье есть дочь и сын. Вообще Умберто Эко несмотря на возраст очень бодр и пол сей день. До сих пор он много курит и работает много. До сих пор у него есть собственная колонка под названием — «Коробок с бумажными спичками Минервы» в итальянском издании «Эспрессо».

Между прочим, недавно вышла еще одна его книга — «Пражское кладбище ». На этот раз все не как всегда. Умберто Эко известен тем, что перед выходом его книг, он делает шикарный анонс, рекламирует и дает интервью, а на этот раз ничего такого не было. Однако известны некоторые факты сюжета. Действие происходит в Париже, в марте 1897 года, а главный герой Симонини собрал в себе самые отрицательные черты среди всех героев мировой литературы. Кроме того, все действия основаны на реальных событиях, а герои практически все жили на самом деле. В произведении присутствует идея антисемитов и иудеев. Книга рассчитана на достаточно широкий круг читателей, даже тех, которые знать не знают, какие события были в 20 веке и что вся книга основана на реальных событиях. Однако этот факт совершенно не говорит о том, что писатель не нарисовал портрет идеального читателя. Для Умберто таким человеком будет тот, кто все же догадывается о наличии реальных событий, а также не отрицает их существование в настоящее время.

Елена Костюкович переведет роман на русский язык в ближайшее время. Вообще, Умберто Эко – это великий писатель, читать произведения которого сможет не каждый человек. Все дело в том, что он специально ищет «своего» читателя и делает специальные испытания. В частности, первые сто страниц произведения «Имя розы» специально написаны скучно, чтобы «отсеять» часть читателей.

P.S. Если вы попали в интернет недавно, но очень хотите узнать как создать свой личный сайт во всемирной паутине — читайте полезные статьи на нашем сайте.
Интересные игры , флеш игры онлайн.
Для тех у кого имеются проблемы со зрением и нужны контактные линзы пригодится ссылка на интернет магазин Линзмастер.

Известные ученики Marco Belpoliti [d]

Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет , чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году его окончил (бакалавр философии). Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь .

С сентября 1962 года был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У пары родились сын и дочь.

Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года от рака поджелудочной железы, с которым боролся два года . 23 февраля 2016 года в замке Сфорца в Милане прошла церемония прощания .

Научные работы

Умберто Эко затрагивал широкий спектр вопросов на протяжении плодотворной научной карьеры. Он занимался исследованиями средневековой и современной эстетики, массовой культуры, разработал собственную теорию семиотики. Одной из центральных для него была проблема интерпретации: взаимоотношения читателя и автора, «роль читателя» .

Ранние работы

«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale , ) посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии. В оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие наук о культуре второй половины XX века работе «Открытое произведение» (Opera Aperta , ) Эко выдвигает идею незавершенности произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций . В центре внимания автора - феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на западную культуру. В «Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce , ) Эко максимально подробно исследует универсум Джойса , в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс » и «Поминки по Финнегану ».

Исследования культуры

Эко долгое время занимался изучением различных форм культуры - от «высокой литературы» западной традиции до массовой культуры. C одной стороны, его исследования отражали происходившие эпистемологические изменения в статусе элитарной и массовой культуры, приведшие к постмодернистскому размыванию границ между двумя областями. С другой стороны, Эко рассматривал культурное поле в холистском ключе, как область символического производства, где обе формы культуры не просто сосуществуют, а являются взаимозаменяемыми и взаимодополнительными . В 1960-1970-е годы Эко придерживался модернистского подхода в анализе культуре; в сфере его интересов были популярные романы XIX-XX веков и различные формы массовой коммуникации (телевидение, мультфильмы, песни, кинофильмы) . В монографии «Апокалиптические и интегрированные интеллектуалы: массовые коммуникации и теории массовой культуры» (1964) учёный обсуждает широкий спектр тем: комиксы, музыку, радио, различные литературные жанры (научная фантастика, готика, нуар). В «Деле Бонда» (1965) анализируются генезис и структура романов о Джеймсе Бонде, их социальные и идеологические модели, воздействие книг и фильмов на читателя и зрителя. В сборнике «Супермен для масс» (1976) учёный рассматривает романы-бестселлеры XVIII-XX веков - от Уильяма Бекфорда и Александра Дюма до Яна Флеминга . Наиболее ярким образцом критики современных «мифологий» является очерк «Миф о супермене», включенный затем в книгу «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979). Анализируя мифологическую структуру сюжетов о Супермене, Эко показывает абсурдность, парадоксальное несоответствие между виртуальным всесилием героя и малым масштабом его реальных дел. Согласно Эко, такой парадокс неизбежен: миф заключает в себе идеологическое послание. Супермен должен вершить добро с помощью малых дел, поскольку он есть «совершенный образец гражданского сознания, полностью отделенного от сознания политического», не способного к целостному осознанию мира .

Структурализм и теория семиотики

Отталкиваясь от ранних работ по средневековой эстетике и литературоведению в 1970-1980-е годы учёный разработал теорию семиотики. В работе «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии» (La struttura assente , ) Эко критикует положения структурализма , неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Учёный отвергает онтологический подход к структуре (в природе и культуре не существует никаких «пра-структур») и рассматривает её в методологическом плане, как действенную модель, а не объект исследования . Автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых - архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры. Работа «Форма содержания» (1971) рассматривает вопросы семантики.

Семиотическую концепцию Эко развил в главных трудах по семиотике - «Трактате по общей семиотике» (1975) и «Семиотике и философии языка» (1984). В «Трактате по общей семиотике» (1975) учёный систематизирует современную семиотику и обращается когнитивно-интерпретативной семиотике Чарльза С. Пирса , пытаясь совместить её со структуралистским подходом Луи Ельмслева . Обращение к Пирсу позволяет переосмыслить положения ранних работ и выйти за рамки структурализма: Эко постепенно переводит структуралистские коды в теорию интерпретации, такую версию семиотики, в которой конструирование значений является динамическим процессом . Эко отталкивается от идеи Пирса о «неограниченном семиозисе », однако стремится избежать бесконечного количества значений и, одновременно, унивокальности; неограниченный семиозис становится чем-то вроде средней позиции по отношению к позиции читателя и больше соответствует «интерпретанту» Пирса (узнавание чего-то нового о «значении» при понимании знаков) .

В «Трактате…» Эко так определяет семиотику :

«Трактат по общей семиотике» представляет теорию кодов и производства знаков. Эко выделяет два вида кодов. Во-первых, однозначные коды (например, азбука Морзе), в которых определённый ряд сигналов (точки и тире) соответствует знаковому ряду (например, буквам алфавита). Этот вид кодов широко распространён; так, связь между ДНК и РНК в биологии можно рассматривать как однозначный код. Другой тип кода соответствует структуре языка и его специфической организации, соссюровскому разделению между речью (языковой акт) и языком (грамматика, синтаксис , система); или, в терминах Л. Ельмслева, разделению языка на планы выражения и содержания. Этот вид кода Эко называет «S-код» (семиотический код), который может быть «денотацией » (когда высказывание понимается буквально) или «коннотацией » (когда возникает код в коде). Несмотря на сходство с лингвистикой де Соссюра, у Эко S-код имеет более динамический характер. Во-первых, смысл знаконосителя (sign-vehicle Пирса; например, слово или образ), не зависит от предполагаемого реального объекта. Иными словами, необходимо избегать «референциального заблуждения»: знаконоситель «собака» не является эквивалентом какой-либо конкретной собаки (то есть реального объекта), а относится ко всем собакам. Ярким примером может служить «тем не менее» - код в чистом виде, не имеющий референта. Во-вторых, коды существуют в контексте социальной и культурной жизни. Как пишет Эко , «культурные единицы» суть

…знаки, которые социальная жизнь предоставила в наше распоряжение: образы, интерпретирующие книги; соответствующие ответы, интерпретирующие двусмысленные вопросы; слова, интерпретирующие дефиниции и наоборот.

Другим аспектом теории кодов является концепция производства знаков. Эко рассматривает легко ассимилируемые кодом элементы (символы у Пирса) и те, чья ассимиляция затруднена (знаки-иконы Пирса). Эко называет их, соответственно, ratio facilis и ratio difficilis . Близость к ratio difficilis повышает «мотивацию» знака объекта, что хорошо видно в знаках-иконах. Однако даже сильно «мотивированные» знаки (например, образ девственницы) имеют конвенциональные элементы. Даже если кажется, что объект или поведение существуют вне кодов, они быстро становятся конвенциональными. Эко ссылается, в частности, на примеры Эрнста Гомбриха о том, что считалось реализмом в истории искусства (например, картины Дюрера). Даже фотография имеет конвенциональные аспекты; оцифровка является по сути формой кодификации и заключает в себе новые возможности воспроизводства .

Можно выделить следующие ключевые элементы в типологии производства знаков Эко: физический труд - усилие для производства знака; признание - объект или событие должно быть признано как выражение знакового содержания через следы, симптомы или подсказки; остенсивное определение - объект или акт должны быть образцом класса объектов или актов; реплика: близко к ratio difficilis , однако приобретает свойства кодификации через стилизацию (например эмблемы, музыкальные построения, математические символы); изобретение - наиболее чистый вариант ratio difficilis , который нельзя вывести из существующего кода, основа нового материального континуума . Как полагает Эко, в модели Q язык способен изменяться и обновляться, его система открыта и динамична .

«Семиотика и философия языка» представляет детальный разбор таких семиотических понятий, как знак, символ, код, значение, метафора, которые анализируются в диахронии . Эко рассматривает, прежде всего, различие между структурой словаря и энциклопедии . Для Эко словарь есть своего рода иерархическое «древо Порфирия », модель определения через роды, виды и свойства. Такой подход соответствует рассмотрению языка как статичной и закрытой системы в конвенциональной лингвистике, что не устраивает Эко, поскольку эта модель не дает удовлетворительного объяснения неограниченному семиозису . Модель энциклопедии, напротив, соответствует сети без центра, лабиринту без выхода. Cловарь ограничен либо по объёму либо в значении; энциклопедия-ризома же имеет структуру карты, а не иерархического древа. Для Эко именно энциклопедия является общей моделью языка, бесконечно открытой для новых элементов .

Проблема интерпретации и поздние работы

Со второй половины 1970-х годов Эко много занимается проблемой интерпретации . Монография «Роль читателя» (1979) вводит понятие «идеального читателя» - читателя, осознающего существование множества возможностей интерпретации текста. Эко пересматривает свой ранний тезис о бесконечном числе интерпретаций: их количество многочисленно, но не бесконечно. Текст предоставляет возможности для реальных интерпретаций, которые адекватны заложенной в тексте структуре. Из этого, однако, не следует, что конкретный автор может судить о тех или иных интерпретациях его замыслов: скорее, речь о движении в сторону адекватной интерпретации, хотя «идеальный читатель» вовсе не является «совершенным» .

«Границы интерпретации» (1990) уточняют подход Эко к свободе интерпретации, отвечая на критику со стороны последователей деконструкции Деррида . Монография «Кант и утконос» (1997) завершает теоретические исследования учёного, рассматривая связи между языком, познанием и реальностью. В центре внимания Эко оставались способы означивания внешнего мира: учёный настаивал, что язык не просто опосредует реальность, а участвует в её конструировании; критики считали данный подход идеализмом .

В поздних работах Эко постепенно отказывается от общих классификаций и глобальных интерпретаций в пользу «коротких историй», описывающих конкретные формы опыта. Фрагментированность и дифференциация знания существенно сужают возможности общетеоретических построений. В «Канте и утконосе» Эко отмечал :

Если в 1970-е годы казалось возможным соединить разрозненные фрагменты многих семиотических исследований и суммировать их, то сегодня границы этих исследований настолько расширились (захватив область различных эпистемологических наук), что всякую новую систематизацию следовало бы признать опрометчивой.

Сочинения

Романы

В январе 2015 года издательство Bompiani выпустило новый роман Умберто Эко - «Нулевой номер ».

Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика

На русском языке издавались также:

«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea , ).

Другие работы

Умберто Эко - признанный эксперт в области бондологии , то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом . Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair ), () - сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming , ().

Им написано несколько сказок:

  • итал. La bomba e il generale , (англ. The Bomb and the General ).
  • итал. I tre cosmonauti , (англ. The Three Astronauts ).
  • итал. Gli gnomi di Gnu , .

Впоследствии эти книги выходили под одной обложкой и получили в русском издании название «Три сказки».

Экранизации произведений

  • Имя розы (фильм) (фильм, 1986, 128 мин.) - реж. Жан-Жак Анно .

Публикации трудов на русском языке

  • Три сказки. Пер. с итал. М. Визеля. С иллюстр. Эудженио Карми. - М. : ОГИ, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-94282-701-4 .

Научные работы

  • Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А. Шурбелева (Серия «Библиотека Средних веков»). - М.: Алетейя , . - 256 с. - ISBN 5-89329-640-0 .
  • Откровения молодого романиста = Confessions of a Young Novelist / Переводчик: Александр Климин. - Corpus , 2013. - 320 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-077819-5 ..
  • Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 160 с. - ISBN 5-89091-210-0 .
    Перв. изд. : СПб.: Симпозиум, Bompiani, . - 160 с. - ISBN 5-89091-125-2 .
  • Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. - СПб.: Симпозиум, . - 288 с. - ISBN 5-89091-211-9 . (Литературная премия имени Александра Беляева 2003 года за перевод ).
  • Открытое произведение / Пер. с итал. А. Шурбелева. - М.: Академический проект , . - 384 с. - ISBN 5-7331-0019-2 .
  • Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. Ю. Ильина и А. Струковой (Серия «Художник и знаток»). - СПб.: Азбука-классика , . - 288 с. - ISBN 5-352-00601-8 .
  • Поэтики Джойса / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-251-8 .
  • Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 5-89091-252-6 .
  • Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. - СПб.: Симпозиум, . - 576 с. - ISBN 5-89091-316-6 .
  • Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер.с итал. А. Миролюбовой (Серия «Становление Европы»). - М.: Александрия, . - 430 с. - ISBN 978-5-903445-05-9 , ISBN 978-5-903445-03-5 .
  • Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, . - 502 с. - ISBN 978-5-8-9091-336-4 .
  • Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / пер. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. - М.: АСТ: Corpus, 2014. - 352 с. - ISBN 978-5-17-083136-4
  • О литературе / пер. С. Сидневой. - М.: АСТ: Corpus, 2016. - 416 с. - ISBN 978-5-17-086204-7
  • От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации / пер. О. Поповой-Пле. - М.: Академический проект, 2016.- 559 с. - ISBN 978-5-8291-1716-0 ]

Романы

  • Имя розы / Пер. с итал. Е. Костюкович. - М.: Книжная палата , . - 496 с. - ISBN 5-7000-0132-2 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Имя розы. - СПб.: Симпозиум, . - 686 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-038-8 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 632 с. - ISBN 5-89091-197-X , ISBN 978-5-89091-325-8 .
  • Маятник Фуко / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Киев : Фита, . - 752 с. - ISBN 5-7101-0075-7 .
    Др. изд. : Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Маятник Фуко. - СПб.: Симпозиум, . - 764 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-085-X .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 736 с. - ISBN 978-5-89091-326-5 .
  • Остров накануне / Пер. с итал. Е. Костюкович. - Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Остров накануне. - СПб.: Симпозиум, . - 496 с. - ISBN 5-89091-037-X , ISBN 5-89091-076-0 .
    Др. изд. : СПб.: Симпозиум, . - 477 с. - ISBN 5-89091-199-6 .
  • Баудолино / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум , . - 544 с. - ISBN 978-5-89091-328-9 , ISBN 5-89091-254-2 .
  • Таинственное пламя царицы Лоаны / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.: Симпозиум, . - 596 с. - ISBN 978-5-89091-355-5 .
  • Пражское кладбище / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2011. - 560 с. - ISBN 978-5-271-38543-8 .
  • Нулевой номер / Пер. с итал. Е. Костюкович. АСТ Серия: Corpus, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-17-091032-8 .

Заметки и газетные статьи

  • Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб.:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры