Какие бывают предложения по цели. Какие предложения бывают по интонации и по цели высказывания

Главная / Психология

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:

  • возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
  • вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.

В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Понятие предложения

Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.

Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы

  • Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
  • На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
  • Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.

В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.

Повествовательные предложения

Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.

Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:

  • Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.

  • Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.

Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.

Побудительные выражения

В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.

В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.

По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:

  • Мольбу - «Прошу, пусти меня».
  • Просьбу - «Дай мне воды».

  • Приказ - «Уйди отсюда!».
  • Пожелание - «Будь здоров!».
  • Совет - «Заведи себе собаку».

Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.

Вопросительные предложения

Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:

  • Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
  • Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».

В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.

Виды вопросительных предложений

Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:

  • собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;

  • утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
  • отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
  • побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
  • риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».

В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.

Восклицательные предложения

Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:

  • например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;

  • вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
  • побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».

От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.

Выделение предложений в письменной речи

Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.

  • В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
  • Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»

  • Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
  • Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."

Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.

Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1

(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)

Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.

2. Повторение пройденного.

Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2

Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3

– А в письменной речи? Слайд №4

3. Словарная работа.

А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.

На доске:

1. Перо, канал (1, 2) - пенал.
2. Сомы, баран, каток(1, 1,1)-собака.
З. Погода, мизинец, коридор (1, 1,3) - помидор.
4. Корень, роза, слова (1, 1, 2) - корова
5. Строка, пустой, газета (2, 1, 3) - капуста.
6. Палатка, ранка, Дашка (3, 1, 1)- карандаш.

– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)

– На какие группы можем разделить?

Дети записывают слова с комментированием.

4. Знакомство с новым понятием «диалог» .

Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.

– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)

– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.

А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.

То, которым сын ей отвечает.

То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.

(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)

Слайд №5

5. Физкультминутка.

(под музыкальное сопровождение)

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Потом мы руки разведём
И побежим кругом.

6. Работа над новой темой.

Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6

– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?

(Ответы детей)

Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.

1) Что ты кричишь? (вопрос.)
2) Там в лесу кто-то дразнится. (повеств.)
3) Вот послушай… (побуд.)

– Молодцы!

7. Закрепление.

Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.

– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)

– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).

– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.

(– Сядьте, положите руки перед собой

– Кто вас воспитывает)

– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)

– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений

В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)

А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)

8. Подведение итогов.

Слайд №7

Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?

– Что вам понравилось?

– Кому было трудно?

9. Задание на дом .

Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.

– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?

– Придумайте его и напишите.

– Какое слово Дениска написал с опиской?

– Почему внутри одного предложения стоят запятые?

– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?

(Учитель отвечает на вопросы учеников)

– Это ваше домашнее задание. Слайд №8

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры