Краткая биография виталия бианки для детей самое главное. Виталий бианки краткая биография

Главная / Психология

Бианки Виталий (30.01.1894 – 10.06.1959) – советский писатель, известен по детским произведениям о природе. Автор более трех сотен рассказов, сказок, статей, которые переведены на многие языки мира.

Ранние годы

Виталий Валентинович родился в Петербурге. У его рода немецкие и швейцарские корни: дед пел в опере, носил фамилию Вайс, которую поменял на итальянский манер на Бианки (обе фамилии переводятся как «белый»). Отец – врач по образованию, занимался наукой, работал в орнитологическом музее при Академии наук. Валентин Бианки внес серьезный вклад в развитие отечественной зоологии, опубликовал множество научных статей.

Семья жила в просторной академической квартире недалеко от зоологического музея. Бианки всегда держали много разнообразной живности: от рыбок и птиц до змей и ежей.

Виталий был младшим из трех сыновей. Мальчики много времени проводили в музее, летом – в деревне Лебяжье. Будущий писатель любил находиться за городом и наблюдать за перелетными птицами, на пути которых и находилась деревня.

Валентин часто бывал в лесу и брал младшего сына с собой, учил записывать все свои наблюдения. Все детство мальчик воспринимал лес как отдельный волшебный мир. С раннего возраста он занимался охотой, собирательством и рыбалкой. Также писал стихи, любил музыку. В школе Виталию сложно давались точные науки, его настоящим увлечением был футбол, в котором он показывал неплохие результаты. Играл в различных футбольных клубах.


Виталий Бианки с женой

Жизнь на Алтае

После гимназии в 1915 году Виталий поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, а в 1916 г. – призван на армейскую службу. В звании прапорщика был направлен в Царское село. В послереволюционное время жил в Самаре, Уфе, Екатеринбурге, Томске и Бийске.

В Бийске в 1919 году он попал в армию Колчака писарем и был переброшен в Барнаул, затем ¬– на оренбургский фронт в составе пехоты, откуда осенью сбежал и стал жить в Бийске под фамилией Белянин. В его документах так и осталась фамилия Бианки-Белянин. В то время он читал лекции и писал заметки по орнитологии, организовывал научные экспедиции, работал в краеведческом музее, преподавал биологию в школе.

В Алтайском крае он познакомился со своей женой Верой Клюжевой, преподавателем французского. Тогда же стал писать «Лесную газету», начал публиковать стихи и заметки. В планах было возвращение в Петербург и получение биологического образования. Все свои наблюдения за природой Виталий записывал и хранил, их скопилось огромное количество. Эти записи впоследствии пригодились для создания его художественных произведений.

Из-за прошлого в партии эсеров в 1921 году Бианки два раза подвергался аресту. В 1922 году в семье Бианки родилась дочь Елена. Через несколько месяцев до Виталия дошли слухи о новом предстоящем аресте. Тогда он срочно под предлогом командировки в Петербург навсегда покинул Бийск с супругой и ребенком. Всего в семье Бианки родилось четверо детей (Елена, Михаил, Виталий, Валентин).


Одна из главных достопримечательностей Бийска – краеведческий музей им. Бианки

Литературное творчество

В родном городе Бианки полностью посвятил себя литературе. Вступил в клуб детских писателей, в который входили также Маршак, Чуковский и Житков. Первая публикация рассказа Виталия «Путешествие красноголового воробья» состоялась в 1923 году в журнале «Воробей». Позже вышла первая книга «Чей нос лучше?». Истории о животном мире, наполненные интересными фактами и юмористическими заметками, пришлись по нраву юным читателям. Большую популярность приобрел рассказ «По следам», впоследствии много раз переиздававшийся.

Из-под пера Бианки вышло много повестей, циклов, сказок, и все они были не только интересными детям, но и познавательными, так как содержали достоверную информацию о природе, воспитывали в читателях любовь к живому миру. Довольно быстро Виталий стал популярным писателем, его книги моментально расходились с полок магазинов.

Жизнь Бианки была стабильной и благополучной, пока в конце 1925 года не случился очередной арест. Писателя обвинили в причастии к несуществующей подпольной группе и отправили в трехгодичную ссылку в Уральск. В ссылке Виталий не переставал писать, к тому времени относится много произведений, в том числе «Карабаш», «Одинец», «Аскыр». Спустя три года после возвращения в Ленинград он снова был арестован, но спустя три недели освобожден из-за отсутствия обвинения. Следующий арест произошел в 1935 году, писателя приговорили к пятилетней ссылке вместе с семьей в Актюбинскую область, но обвинение сняли.


Надгробие на могиле В. Бианки признано объектом исторического и культурного наследия

В военное время из-за проблем с сердцем Бианки не призвали на фронт. Во время блокады эвакуировался на Урал, после вернулся в родной город. Писатель много времени проводил на даче. Любил уезжать в села, вести там свои наблюдения, особенно полюбилась Новгородская земля. Наиболее выдающейся работой писателя стала «Лесная газета», она создана в 1924 году и корректировалась Виталием в течение всей его жизни, несколько раз переиздавалась. По его произведениям выпущено много мультфильмов, радиопередач, тираж изданий под авторством Бианки составляет более 40 миллионов экземпляров.

Последние годы жизни писателя сопровождались постоянными болезнями. Заболевание сосудов и диабет лишили Виталия возможности ходить и выбираться в лес. Но он продолжал писать. Книгу «Опознаватель птиц на воле» Бианки не успел завершить. Умер от рака легких. Писателя похоронили на Богословском кладбище. Его именем названы многие библиотеки, улицы городов, на книгах Бианки воспитаны миллионы детей.

Вита́лий Валенти́нович Биа́нки (11 февраля 1894, Санкт-Петербург, Российская империя - 10 июня 1959, Ленинград, СССР) - советский писатель, автор многих произведений для детей.

Родился Виталий в семье ученого-орнитолога. Страсть к природе он унаследовал как раз от него. С детства Виталий помогал отцу. Зимой он обрабатывал коллекции, а летом они вдвоем шли в экспедиции и изучали жизнь птиц, животных у себя на даче. Виталий закончил обучение в гимназии и понял, чем будет заниматься в будущем. В 1915 году он поступает в Петроградский университет на естественное отделение. Увы, закончить обучение ему не удалось. Его мобилизовали в армию. После Октябрьской революции он не вернулся в родной Петербург, он начал жить на Алтае, в Бийске. Он работал преподавателем в школе и также был сотрудником краеведческого музея.

Именно в Бийске он начал пробовать себя в литературе. В местной газете он печатает свои первые рассказы и стихи о природе. Он женился на преподавательнице французского, а через два года он с семьей вернулся в родной Петербург, который уже стал Ленинградом. В это же время Виталий познакомился с Самуилом Маршаком. Он привел Бианки в кружок детских писателей, членами которого были молодые, начинающие писатели. В 1923 году начал издаваться первый детский журнал «Воробей». Бианки напечатал в нем свою первую сказку «Путешествие красноголового воробья». Далее последовал целый цикл детских книг, которые принесли славу Виктору. Его «Лесные домишки», «Кто чем поет», «Чей нос лучше» и другие книги уже стали классикой, которую с удовольствием читают взрослые и дети.

В 1928 году вышло первое издание очередной книги Бианки – «Лесная газета». Эта книга обрела множество поклонников. Для самого писателя эта книга была самой главной и самой любимой. В 1930 году вместе с Курдовым он отправился на север Восточной Сибири. Собранные там материалы стали основой книги «Конец земли». В 1935 году Бианки был отправлен в ссылку. Он попадает в Уральск, но не падает духом и продолжает наблюдать за природой и писать книги. Через год он добился перевода в Новгород. Тогда из печати вышли его книги: «Одинец», «Аскыр». У писателя продолжают появляться новые поклонники. Они постоянно хлопотали за него и в 1937 году Бианки смог вернуться в Ленинград. Зимой он с семьей жил в городе, а летом они все ехали в деревню, где писателя поджидали его друзья их клуба юных натуралистов. Вместе они ходили на экскурсии, рассказывали разные истории. Бианки вскоре издает книгу «Клуб Колумбов».

Война застала Виталия в деревне. Его не призвали в армию из-за болезни сердца. В 1942 году он уехал на Урал и поселился в городе Оса. Однако он продолжает работать даже в эвакуации. Он работает в музее, читает лекции детям, пишет новые рассказы. Война закончилась, и Бианки вернулся в Ленинград. Он восстанавливает привычный образ жизни, но больное сердце дает о себе знать. Первый инфаркт писатель перенес в 1948 году. Оправившись, он все равно продолжает работать. Он помогает молодым писателям, вместе с ними по материалам «Десной газеты» организуется радиопередача «Вести из леса». В течение многих лет люди могли слушать эту передачу по ленинградскому радио. В 1951 году Бианки перенес инсульт. Он почти не может двигаться. Его огорчает то, что теперь он не может пойти в лес и пообщаться с природой. Однако он все еще может писать рассказы, что он и делает. Он составляет антологию детских рассказов, а последней книгой писателя стал цикл рассказов «Птицы мира». Выхода книги он, увы, не дождался. Писатель умер 10 июня 1959 года.

Виталий Валентинович Бианки

Фото с сайта bvi.rusf.ru

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894-10.06.1959), детский писатель. Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. Плодом богатых наблюдений над природой явилась «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928).

Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. Бианки - тонкий и своеобразный мастер слова. Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе - обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.

Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. В народной творческой стихии художник видел опору собственным исканиям и распространял это суждение на литературное творчество вообще: «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения - народной веры, мифотворчества своего народа» (из письма в редакцию, сопровождавшего рукопись сказки-календаря, 1944).

Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях - он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Бианки Виталий Валентинович - прозаик.

Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».

С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).

Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год», которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем - «Новый Робинзон»), первое отдельное издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала, но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения, подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела, получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это, наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).

Любимый жанр Бианки - жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,- ежик («Лесной колобок - колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам - сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже - в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).

Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты» принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки, развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.

А.А.Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 212-214.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Лесные были и небывальщины. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Лесная газета на каждый год. 10-е изд. Л., 1961.

Лесные были и небылицы. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;

Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.

Литература:

Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1958;

Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;

Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;

Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей. Л., 1967. Вып.12. С.167-196;

Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса, 1993.

Биография и эпизоды жизни Виталия Бианки . Когда родился и умер Бианки, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Виталия Бианки:

родился 30 января 1894, умер 10 июня 1959

Эпитафия

«Сколько часов терпеливых провёл я
В лёгких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,
Птицам невидимый!»
Из стихотворения Виталия Бианки

Биография

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка», — размышлял Виталий Бианки о своем творчестве. Мир Бианки — это увлекательное путешествие в недра лесной природы, открывающее нам — читателям — огромный неизведанный мир, полный чудес и загадок. Неустанной работой Виталий Валентинович создал своеобразный самоучитель любви к природе, достойных аналогов которому, пожалуй, до сих пор нет. За свою карьеру писатель-натуралист создал более трех сотен сказок, рассказов и повестей, главной темой которых неизменно оставались лесные обитатели, звери, птицы и сама природа. Сам автор не раз замечал, что главная цель его творчества — напомнить людям о радостях жизни, протекающей бок о бок с живой природой, обратить их внимание на таинственность и загадочность окружающего нас мира. «Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори — весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…», — писал Бианки. И, вероятно, Виталий Валентинович мог эти голоса распознавать и переводить их на наш человеческий язык.


Родился будущий писатель в Санкт-Петербурге в семье ученого. С детства мальчик писал стихи и вел натуралистические заметки о природе и животных. Даже будучи студентом Петроградского университета Бианки не забросил своего увлечения. В молодости Виталию Валентиновичу довелось участвовать в боевых действиях Октябрьской революции, в ходе которых значительно пострадало его здоровье. Так, во время Великой Отечественной писатель уже не воевал из-за проблем с сердцем. А между тем жизнь Бианки выдалась кочевой: писатель много путешествовал (и вынужденно, и добровольно) по Центральной России и Северу, бывал на Урале и Алтае и, в конце концов, вернулся в родной Петербург. В свое время Бианки работал в газете, в школе и в музее, но главный свой талант раскрыл именно в сочинительстве. В итоге общий тираж произведений Виталия Бианки, переведенных на десятки языков, составил более сорока миллионов экземпляров.


Перед смертью Бианки сильно болел, но не прекращал работать. Рядом с ним всегда находились близкие и любимые люди — семья, друзья и коллеги. В возрасте шестидесяти пяти лет Виталий Бианки умер. Причиной смерти Бианки стали болезни сердца и сосудистой системы (известно, что при жизни писатель перенес тяжелый инфаркт и несколько инсультов). Похороны Бианки состоялись на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Могила Бианки отмечена трогательным памятником задумчивого юноши, взирающего куда-то ввысь.

Линия жизни

30 января 1894 г. Дата рождения Виталия Валентиновича Бианки.
1916 г. Призыв в армию и учеба во Владимирском военном училище.
1918 г. Работа в самарской газете «Народ».
1923 г. Публикация первого рассказа «Путешествие красноголового воробья».
1925 г. Арест и приговор к трехлетней ссылке в Уральске.
1928 г. Переезд в Ленинград и учреждение «Лесной газеты».
1948 г. Ухудшение состояния здоровья: писатель переносит инфаркт и два инсульта.
1957 г. Выход последнего прижизненного издания «Лесные были и небылицы».
10 июня 1959 г. Дата смерти Бианки.

Памятные места

1. Дом Бианки в Санкт-Петербурге.
2. Петроградский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), где учился Виталий Бианки.
3. Владимирское военное училище, где служил Виталий.
4. Город Самара, где жил Виталий Бианки после революции.
5. Город Бийск, где жил Бианки до 1922 г.
6. Город Уральск, где писатель пребывал в ссылке.
7. Богословское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Бианки.

Эпизоды жизни

В юности Виталий Бианки любил играть в футбол, и, признаться, игра ему удавалась. Он бил с обеих ног, славился резким рывком и точной прострельной передачей, великолепно подавал угловые. Неоднократно Виталий выступал за городскую сборную Петербурга, а однажды даже стал обладателем Весеннего кубка. И лишь отца не вполне устраивало его хобби: «Головой нужно работать, а не ногами», — настаивал он.

В постреволюционные годы Бианки был мобилизован в армию Колчака, но вскоре дезертировал и скрылся под чужой фамилией: на некоторое время Виталий Бианки превратился в Виталия Белянина. Собственно, вторая фамилия так и сохранилась за писателем до конца жизни.

Завет

«Соединение леса и моря дало поколение моряков, охотников, биологов, путешественников. Что посеешь в детстве — взрастишь в зрелые годы».

Мультфильм по мотивам сказки Виталия Бианки «Сова»

Соболезнования

«Бианки — фамилия сказочная. Будто и не фамилия вовсе, а имя волшебного героя — Карлсон, Хоббит. Отчасти такое впечатление создается потому, что для русского уха она звучит непривычно, но главное, конечно, — множество сказок и рассказов Виталия Валентиновича Бианки. А поскольку знакомимся мы с ними в детстве, когда слово еще чудеснее, то вся необыкновенно увлекательная жизнь лесов, рек, морей, зверей, птиц и насекомых, которую открывает нам автор, становится одним огромным миром. Имя ему — Бианки».
Александр Горяшко, писатель

«Больше всего поразила, прямо потрясла отца природа Алтая. Там он прожил четыре трудных, но счастливых года. Жил в Бийске, преподавал биологию в школе. Тяжелые были условия жизни в то время — плохо с питанием, с дровами, подстерегали страшные болезни. Но были молодость, энергия, ощущение огромности окружающего мира и неизведанности его тайн, которые можно открывать всю жизнь».
Елена Бианки, дочь

«Даже Ю. Васнецов свой путь в детской книге начинает с рисунков к повести Бианки „Карабаш“».
Валентин Курдов, художник

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры