Музыкальная фактура и ее виды (23). Фактура музыки II

Главная / Психология

4 четверть, 1 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА: Пространство фактуры.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкальной фактуры

Задачи:

Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «фактура»;

Уметь различать фактуру в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;

Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: С. Рахманинова - «Весенние воды»; Ж. Бизе «Утро в горах».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

Исполнение (попевка, разучивание песни)

Просмотр наглядного материала.

Ход урока:

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Дети заходят под музыку

Организационный момент: представление и музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….

Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

о музыкальной фактуре.

Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.

Итак мы сегодня будем говорить

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

4. Изучение нового материала

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень»

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!»

Слушание

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Что изображает?

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой.

Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Расширение музыкального и общего культурного кругозора

6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

Мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Ответы детей

Итак, что же мы видим, что связано в фактурой?

1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

7. Домашнее задание

8. Распевание и разучивание

Работа над песней «Песня про жирафа»

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

Пространство фактуры

  1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
  2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

  1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание);
  2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Рассуждать о яркости образов в музыке.
  3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Известно, что фактура - дословно «изготовление», «обработка» (лат.), а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса - аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно-гармонической. Гомофония (от греч. Homos - один и phone - звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие.

Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

  1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
  2. Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию;
  3. Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук).

Другой важнейший тип - полифоническая фактура, что значит «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана прежде всего с полифонической музыкой. Двух - и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре.

Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура - это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Обратимся к романсу С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.

Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева - «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.

Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии – голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.

Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:

  1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
  2. За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
  3. Вспомните, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бизе. Утро в горах. Оркестровый антракт, mp3;
Рахманинов. Весенние воды в исп. Д. Хворостовского, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Строго и сосредоточенно звучат молитвенные аккорды духовного песнопения под сводами собора… Встревоженно переливаются фигурации в первой части фортепианной Людвига ван Бетховена… Ведут вежливый спор голоса в фуге Иоганна Себастьяна Баха… Столь различный облик этих произведений объясняется многими их чертами, и далеко не последнюю роль играет разница в фактуре.

Фактурой называется строение музыкальной ткани, ее склад, совокупность и взаимодействие ее «составных частей». Если музыкальная форма организует произведение «по горизонтали», упорядочивая его развертывание во времени, то фактура – это «вертикальный срез», ее можно назвать «пространственной координатой». Он нее зависит, ощутим ли мы при прослушивании музыки бескрайний простор или надвигающуюся лавину, легкую полетность или тяжелую поступь.

Разные исторические эпохи порождали свои типы музыкальной фактуры. Самая древняя ее разновидность называется монодией (от греческих слов «моно» – один – и «ода» – песнь, таким образом, монодия – это то, что «поет один»). Так называют одноголосную мелодию – и не просто одноголосную, а по природе своей не предполагающую никаких других голосов, самодостаточную. Таковы, например, русские народные песни в жанре протяжной (другими они и не могли быть – ведь никто не аккомпанировал женщине, поющей длинными зимними вечерами за прялкой о своей тяжкой женской доле).

Столь же древним видом фактуры считается гетерофония: в движении нескольких голосов некоторые из них «отступают» от основной мелодии (изначально это было обусловлено и индивидуальными голосовыми различиями, и фантазией каждого из участников исполнения). Отступление может быть разным – от движения параллельными интервалами до появления относительно самостоятельных подголосков.

Следующим по «старшинству» типом фактуры можно назвать полифонию. Она бывает разной – в музыкальном фольклоре разных народов часто встречается подголосочная полифония, а в профессиональной музыке полифония строгого стиля хронологически предшествовала полифонии свободного стиля.

Большинству наших современников, пожалуй, наиболее близка и знакома гомофонно-гармоническая фактура – мы услышим ее и в сонатах , и в операх , и даже в песнях, которые звучат на современной эстраде. Ее главная особенность – четкое разделение на главенствующий мелодический голос и все остальные элементы, которые его сопровождают.

Особый тип фактуры – аккордовая, ее еще называют хоральной, поскольку она особенно типична для духовных песнопений (хоралов).

Весьма необычные варианты музыкальной фактуры породил ХХ век – им зачастую даже трудно дать однозначное определение, настолько «разорванной», рассредоточенной по регистрам может становиться музыкальная ткань. Но в музыке Новейшего времени фактура может играть определяющую роль, становясь главным выразительным средством, в то время как мелодии вообще может не быть.

От начала-1.24

Любой из этих типов фактуры, сформировавшись в определенную эпоху, оставался в «арсенале» средств музыкальной выразительности и продолжал использоваться композиторами. Выбор фактуры – как и любого другого средства музыкальной выразительности – диктуется сущностью образа. Например, для создания образа величественного или возвышенного идеально подойдет хоральная фактура, а для выражения трепетного чувства – гомофонно-гармоническая, состоящая из выразительной мелодии и взволнованного аккомпанемента.

Небольшое произведение (например, романс или прелюдия) может быть выдержано в одной фактуре (впрочем, не обязательно), но в произведении крупном смена типов фактуры неизбежна. Например, в некоторых сонатах Людвига ван Бетховена наряду с гомофонией присутствуют полифонические разделы. Фактура может быть смешанной – в гомофонно-гармоническую музыкальную ткань могут вводиться полифонические элементы (подголоски, контрапункты). Смена фактуры – одно из самых впечатляющих средств музыкального развития, она всегда углубляет и подчеркивает контрасты, достаточно вспомнить, как в начале фортепианной Ференца Листа грозная «речь», излагаемая в октаву, сменяется весьма плотной музыкальной тканью, заполненной тревожно «бегущими» мелкими длительностями – и вот уже обозначен главный конфликт произведения… А как впечатляют изящные фигурации, «разбавляющие» сдержанную аккордовую структуру темы в первой части Вольфганга Амадея Моцарта!

Но, хотя даже в одном произведении могут сочетаться различные виды фактуры, все же у каждого композитора есть свои излюбленные приемы, которые определяют его творческий облик не в меньшей степени, чем характер мелодий. И потому музыканты и любители музыки очень часто говорят о «прозрачной фактуре» или «мощной фактуре» .

Все права защищены. Копирование запрещено

Дмитрий Низяев

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.

Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого радио) - формула "ум-ца" или "ис-та" или "бум-шварк", или как ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое сопровождение? Послушаем (пример ). Кстати, для тех, кто интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты набраны мной с таким использованием обращений трезвучий, какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще, всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будет легче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто будет приятнее!

Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на пьяного слона? Может, это и не годится для детской колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так, если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.

Но это - лишь скелет фактуры. Даже примитивное "ум-ца" вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски: пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело. Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы исполним более стаккатно, легко: (пример ).

Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее, устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример ).

Можно затем добавлять какие-либо ритмические дробления в аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм - оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом": Я попробую просто-напросто вставить в басовую партию в нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех, которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в данный момент) и другие вспомогательные нотки - как бы короткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в аккордовой части фактуры - просто смещу аккорды взад и вперед от их "законных" моментов времени, создам некую джазовую "кривизну", синкопность (пример ). Для тех, кто не в курсе: синкопа - это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта - типично джазовое явление. Ну как, повеселее зазвучало?

Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "бас-аккорд" (пример ), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так далее - что позволит Ваша фантазия. Фактура будет приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор, пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование "ум-ца". Ничего не изменится в характере музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас-барабан - малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")". Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример ). Такой тип фактуры создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается - значит и цена такой работы - грош. И долговечность, и ценность любого искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой "ум-ца", продолжим вооружаться средствами, которые недоступны никаким звездам, о-кей? Значит, двигаемся дальше.

Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанемент перебирается наверх. И тут появляется еще целый набор красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой именно инструмент ведет тему (примеры , ). Слышите? Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в третьем - напоминание о, быть может, балетной музыке Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую эмоцию - ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь!

Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени. Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) - остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает - в быстром темпе - напряжение, ожидание какой-то развязки (пример ), или - реже - воодушевление, приподнятость (пример ), а в медленном темпе - либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример ), полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения - прекрасное средство для кульминаций (пример ).

Арпеджированное сопровождение - вотчина арфы или гуслей. Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Ваш слух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример ). Такое же арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не только "подкраской", и даже может совсем заменить собой мелодию. Прекрасный пример тому - первая прелюдия из классического сборника Баха "Хорошо темперированный клавир" (пример ). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в ровный ритм (пример ).

Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация" - это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву" - как нынешняя ритм-гитара. Два классических примера фигурации - "ломаное" движение (пример ) и "прямое" (пример ).

Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще рано успокаиваться, потому что наша цель - передать разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание. Это, во-первых, расположение музыки по регистрам (то есть на высотной оси) и во-вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур строгих определений, на самом деле все очень просто.

Существует условное деление высотного (или частотного, если хотите) диапазона на отрезки или зоны - "регистры", которые так и называются - высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр - наиболее близкий звучанию спокойного человеческого голоса, естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр - опять подключайте воображение - это птичье пение, это истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение, кульминация, прозрачная дымка - все зависит от тембра, от инструмента, которому Вы поручите ведение темы. Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и заходящаяся истошным визгом дисторшн-гитара - совсем разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете каких-то специальных необычных мер, работает элементарная закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение. Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой мелодии - самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из сюиты "Пер Гюнт" - шествие гномов. В начале (и в конце тоже) тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные шажки, их таинственность (пример ). А в кульминации - заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней ноты - музыка захватывает верхний регистр, вернее даже охватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается - та же музыка, те же ноты, но эмоционально - какая-то оргия нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример )! Таким образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет контрастного применения разных регистров, как в сопоставлении, так и одновременно.

Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой каденции (пример ) я плавно расширяю диапазон, начиная в среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и ритмических противоречий между разными партиями - тем более резкие, активные эмоции это будет вызывать.

Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие физические причины, по которым красиво и пропорционально звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты) которых располагаются на шкале возможно ближе к логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда-нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки? Помните, как у нее расставлены деления - слева широко, а далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же закону Вам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в аккорде расположены ноты (причем, это касается не только собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами, квинтами или квартами, а верхние - как угодно, хоть хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в первой-второй октаве, и сравните с большой и контроктавой - намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно, исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали мелодию басам. Но это - особая ситуация, ее никак не назовешь классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных акустических условиях, и, как следствие - аккомпанемент по возможности разрежается, облегчается, сводится к гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы можете проследить во всех моих примерах - арпеджио, бас-аккорд, фигурация - везде в нижнем конце фактуры используются широкие интервалы.

В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем, как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры