Основные черты русского национального характера. Русский народ: культура, традиции и обычаи

Главная / Психология

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.



Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII - конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV - XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV - XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX - XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI - XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII - XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже - в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских. В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы.

В XVIII - XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 - 14,5, в конце XVI в. 7 - 14, а в ХVII в. 10,5 - 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские - 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX - начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России - почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса

    Русские, украинцы и белорусы - народы, очень близкие меж­ду собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и бело­русов живет в пределах своих исторически сложившихся этниче­ских территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко со­ставляют значительную часть их населения.

    Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское насе­ление, 26 % - сельское, на Украине - 67 и 33 %, в Беларуси - 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой от­печаток на психологический облик этих наций, специфику их от­ношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более об­разованны, технически грамотны, эрудированны. С другой сторо­ны, определенная часть их, особенно в Москве, Санкт-Петер­бурге, Киеве, Минске и других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким, как пьянство, нарко­мания, разврат, воровство и т.д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфор­та, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегод­няшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизио­логическим и социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нрав­ственные ориентиры.

    Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, куль­туру и быт представителей славянских национальностей, обобще­ние результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в на­стоящее время присущи:

    высокая степень осмысления действительности, хотя и несколь­ко отсроченного по времени от конкретной ситуации;

    достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготов­ленность к жизни и труду;

    уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятель­ности, реакциях на сложности и трудности жизни;

    общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

    достаточно ровное и доброжелательное отношение к предста­вителям других национальностей;

    отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремле­ния к образованию изолированных от других микрогрупп по на­циональному признаку;

    стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвова­нию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

    К сожалению, теперь, когда Украина и Белоруссия обособи­лись и не входят в состав единого с русскими государства, прихо­дится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у пред­ставителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает: существуют понятия «мы» и «они», которые все еще отражают объективную реальность чело­веческого существования, без которой пока не обойтись.

    Подавляющее большинство русских живут в пределах своей ис­торически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были восточносла­вянские племена (тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, радимичей, дреговичей, вятичей, кри­вичей, полочан, ильменских словен), жившие в началеIтысяче­летия н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. ВIX-Xвв. они уже расселились на огромной терри­тории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев За­падного Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их формиро­вании участвовали также финноугорские и балтийские этничес­кие группы (мещера, голядь, весь, чудь, ижора, корела, лопь, частично емь и летгола, а также мордва, меря и др.). На юге этой территории в результате консолидационных и ассимиляционных процессов сначала сложилось крупное восточнославянское госу­дарство - Киевская Русь, население которого, несмотря на имев­шиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говори­ло на едином древнерусском языке и называло себя «Русью», «ру­сичами», а свою родину «русской землей».

    В Киевской Руси сложилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русско­го языка, завершившееся в XVIIIв. Большую роль в этом сыграла христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были созда­ны выдающиеся письменные памятники: «Повесть временных лет», летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были построены церкви, соборы, монастыри.

    Возникновение государственности и культурная консолидация восточных славян способствовали общественно-экономическому и политическому развитию страны. Однако внутренние распри меж­ду князьями и образование полунезависимых феодальных цент­ров привели к тому, что в недрах древнерусской общности сло­жились предпосылки для образования трех самостоятельных, но родственных этносов - русского, украинского и белорусского.

    Образование централизованного Русского государства было глу­боко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабоще­ния иноземными захватчиками. В то время территория России сна­чала подвергалась набегам печенегов, половцев и монголов. По под­счетам историка С.М.Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий врагов. А позднее ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не следует забывать, что и в самой Руси имели место собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах постоянно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг с другом, и «ходили» на Казань, Астрахань и в Литовские земли.

    Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные сла­вянам иноземцы, такие, как готский историк Иордан или визан­тийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей от­важен до безумия, храбр и силен» .

    В более поздние времена иностранные писатели и путешествен­ники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение к смерти. «Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда» .

    Современник храброго и воинственного киевского князя Свя­тослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, при­обретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаян­но» .

    По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у кре­пости Доростол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить побе­дителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со сла­вой» .

    Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протя­жении более чем тысячелетней истории государства Российского.

    Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Тол­стой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие российские мыслители и литераторы, под­черкивали, что отличительными чертами русского национально­го характера являются высокая гражданская солидарность, готов­ность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

    Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западноев­ропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кро­ме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более по­слушен... чем кто-либо другой в мире» [цит. по: 20. - С. 89]. Высо­кие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стре­мителен в наступлении» [цит. по: 20. - С. 90].

    Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно прини­мали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и оста­ются практически неизменными.

    Представители русской национальности достаточно легко адап­тируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают зна­ниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологиче­ского напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

    В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоя­тельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романти­зируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторо­му разочарованию.

    Формирование дружеских связей у русских основывается в пер­вую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные каче­ства товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином много­национальном регионе.

    Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской на­ции, а в «особом состоянии души».

    На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душев­ные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

    Православие всегда воспитывало у людей смирение, повино­вение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострада­ющим, любящим и милующим, а не карающим и грозным влас­тителем и судьей. Путь спасения для православного человека со­стоит прежде всего в любви - к Богу и ближним, а не в послуша­нии церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасе­ние для православного человека не сводится лишь к самосовер­шенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буд­дизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестан­тстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хлад­нокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверж­дает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.

    Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, со­лидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсут­ствие жесткой регламентации поведения человека.

    Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представите­лями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин под­черкивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствую­щее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».

    Кроме того, представители русской национальности иногда мо­гут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто подда­ются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы и болтливы. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных от­ношениях с ними .

    Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

    Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям - доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе - качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

    Русское отношение к труду очень своеобразно. Русский человек трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, безалаберен и безответствен, ему свойственны наплевательство и разгильдяйство. Трудолюбие русских проявляется в честном и ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, но не подразумевает инициативности, независимости, стремления выделиться из коллектива. Разгильдяйство и безалаберность связываются с огромными просторами русской земли, неисчерпаемостью ее богатств, которых хватит не только нам, но и нашим потомкам. А раз у нас всего много, то ничего не жалко.

    «Вера в доброго царя» - ментальная особенность русских, отражающая давнюю установку русского человека, который не желал иметь дело с чиновниками или помещиками, а предпочитал писать челобитные царю (генеральному секретарю, президенту), искренне веря, что злые чиновники обманывают доброго царя, но стоит лишь сообщить ему правду, как все сразу станет хорошо. Ажиотаж вокруг президентских выборов, проходивших в последние 20 лет, доказывает: до сих пор жива вера в то, что если выбрать хорошего президента, то Россия сразу станет процветающим государством.

    Увлечение политическими мифами - еще одна характерная черта русского человека, неразрывно связанная с русской идеей, представлением об особой миссии России и русского народа в истории. Вера в то, что русскому народу предначертано показать всему миру правильный путь (вне зависимости от того, каким этот путь должен быть - истинным православием, коммунистической или евразийской идеей), сочеталась со стремлением идти на любые жертвы (вплоть до собственной гибели) во имя достижения поставленной цели. В поисках идеи люди легко бросались в крайности: ходили в народ, совершали мировую революцию, строили коммунизм, социализм «с человеческим лицом», восстанавливали разрушенные прежде храмы. Мифы могут меняться, но болезненная увлекаемость ими остается. Поэтому среди типичных национальных качеств называется доверчивость.

    Расчет на «авось» - очередная русская черта. Она пронизывает национальный характер, жизнь русского человека, проявляется в политике, экономике. «Авось» выражается в том, что бездействие, пассивность и безволие (также названные в числе характеристик русского характера) сменяются безрассудным поведением. Причем дело до этого дойдет в самый последний момент: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

    Оборотной стороной русского «авось» является широта русской души. Как отметил Ф.М. Достоевский, «русская душа ушиблена ширью», но за ее широтой, порожденной необъятными пространствами нашей страны, скрываются как удаль, молодечество, купеческий размах, так и отсутствие глубокого рационального просчета житейской или политической ситуации.

    Ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины.

    Сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого индивида является древнейшей и важнейшей ценностью. Ради «мира» человек должен пожертвовать всем, в том числе своей жизнью. Это объясняется тем, что значительную часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам общины позволяло русскому народу сохраниться как самостоятельному этносу.

    Интересы коллектива в русской культуре всегда выше интересов личности, поэтому так легко подавляются личные планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку «мира», когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная круговая порука). В результате русский человек без неудовольствия откладывает свои личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет выгоды, и в этом и заключается его привлекательность. Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, более важные, чем его собственные, а потом это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Русский народ - коллективист, который может существовать только вместе с социумом. Он его устраивает, переживает за него, за что тот в свою очередь окружает его теплом, вниманием и поддержкой. Чтобы стать личностью, русский человек должен стать соборной личностью.

    Справедливость - еще одна ценность русской культуры, важная для жизни в коллективе. Изначально она понималась как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. В знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть. Именное позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей. Важны только они, иначе никакой результат, никакая польза не смогут их оправдать. Если же из задуманного ничего не выйдет - не страшно, ведь цель-то была благая.

    Отсутствие индивидуальной свободы определялось тем, что в русской общине с ее равными наделами, периодически проводившимися переделами земли, чересполосицей было просто невозможно проявиться индивидуализму. Человек не был собственником земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, в выборе того, что можно культивировать на земле. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство. которое на Руси совсем не ценилось. Не случайно Левшу были готовы принять в Англии, но он умер в полной нищете в России.

    Привычку к авральной массовой деятельности (страда) воспитало это же отсутствие индивидуальной свободы. Здесь странным образом сочетались тяжелый труд и праздничный настрой. Возможно, праздничная атмосфера была своеобразным компенсаторным средством, которое позволяло с большей легкостью перенести тяжелый груд и отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

    Богатство не могло стать ценностью в ситуации господства идеи равенства и справедливости. Не случайно в России так хорошо известна пословица: «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось грехом. Так, в русской северной деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших торговый оборот.

    Труд сам по себе также не был ценностью на Руси (в отличие, например, от протестантских стран). Конечно, труд не отвергается, везде признается его полезность, но он не считается средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания человека и правильное устроение его души. Поэтому в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место: «Работа не волк, в лес не убежит».

    Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа (отчасти иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретение крыльев, деревянного велосипеда, вечного двигателя и проч.), т.е. совершались действия, не имевшие смысла для хозяйства. Наоборот, часто хозяйство оказывалось подчиненным этой затее.

    Уважение общины нельзя было заслужить, просто став богатым. Но только подвиг, жертва во имя «мира» могли принести славу.

    Терпение и страдание во имя «мира» (но не личное геройство) - еще одна ценность русской культуры, иначе говоря, цель совершаемого подвига не могла быть личной, она всегда должна быть вне человека. Широко известна русская пословица: «Бог терпел, да и нам велел». Не случайно первыми канонизированными русскими святыми стали князья Борис и Глеб; они приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, князю Святополку, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель «за други своя» приносили герою бессмертную славу. Не случайно в царской России на наградах (медалях) чеканились слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

    Терпение и страдание - важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. Без этого нет личности, нет статуса, нет уважения окружающих. Отсюда проистекает вечное для русскою человека желание пострадать - это желание самоактуализации, завоевания внутренней свободы, необходимой, чтобы творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и движется только жертвами, терпением, самоограничением. В этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое (тем более материальные трудности), если он знает, зачем это нужно.

    Ценности русской культуры постоянно указывают на ее устремленность к некоему высшему, трансцендентному смыслу. Для русского человека нет ничего более волнующего, чем поиски этого смысла. Ради этого можно оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси).

    Дня русской культуры в целом таким смыслом становится русская идея, осуществлению которой русский человек подчиняет весь свой образ жизни. Поэтому исследователи говорят о присущих сознанию русского человека чертах религиозного фундаментализма. Идея могла меняться (Москва - третий Рим, имперская идея, коммунистическая, евразийская и т.д.), но ее место в структуре ценностей оставалось неизменным. Кризис, который сегодня переживает Россия, во многом связан с тем, что исчезла объединявшая русский народ идея, стало неясно, во имя чего мы должны страдать и унижаться. Залог выхода России из кризиса - обретение новой фундаментальной идеи.

    Мы - русские...
    Какой восторг!
    А.В. Суворов

    Размышления о характере русского народа приводят нас к выводу, что характер народа и характер отдельного человека не имеют прямой корреляции. Народ - соборная, симфоническая личность, поэтому вряд ли возможно в каждом русском человеке обнаружить все черты и свойства русского национального характера. В целом, в русском характере можно увидеть качества Петра Великого, князя Мышкина, Обломова и Хлестакова, т.е. и положительные, и отрицательные свойства. Нет на земле народов, обладающих только положительными или только отрицательными чертами характера. В реальности существует известное соотношение того и другого. Лишь в оценке одних народов другими возникает ложное представление, порождающее стереотипы и мифы, что другой (не наш) народ имеет, в основном, негативные черты характера. И, наоборот, возникает стремление приписать всевозможные положительные характеристики в превосходной степени собственному народу.

    В характере русского народа часто отмечают такие свойства, как терпеливость, национальная стойкость, соборность, щедрость, безмерность (широта души), даровитость. Н.О. Лосский в своей книге "Характер русского народа" начинает исследование с такой черты русского характера, как религиозность. "Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра.., которое осуществимо лишь в Царстве Божием, - пишет он. - Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, - нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру" [1 ].

    Лосский ставит акцент на слове "искание" абсолютного добра, тем самым он не абсолютизирует свойства русского народа, а стремится обозначить его духовные устремления. Поэтому в истории России, благодаря влиянию великих святых подвижников, идеалом народа стала не могучая, не богатая, а "Святая Русь". Лосский приводит проницательное замечание И.В. Киреевского, что по сравнению с деловым, почти театральным поведением европейцев, удивляет смирение, спокойствие, сдержанность, достоинство и внутренняя гармония людей, выросших в традициях русской православной церкви. Даже многие поколения русских атеистов, вместо христианской религиозности, проявляли формальную религиозность, фанатичное стремление осуществить на земле своего рода царство божие без Бога, на основе научного знания и всеобщего равенства. "Считая основным свойством русского народа христианскую религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, - писал Лосский, - я буду в следующих главах пытаться объяснить некоторые другие свойства русских людей связью с этою существенною чертою их характера" [2 ].

    Такими производными чертами русского характера Лосский называет способность к высшим формам опыта, чувство и волю (могучая сила воли, страстность, максимализм), свободолюбие, доброту, даровитость, мессианизм и миссионизм. Вместе с тем он называет и негативные черты, связанные с недостатком средней области культуры - фанатизм, экстремизм, которые проявились в старообрядчестве, нигилизм и хулиганство. Следует отметить, что Лосский, анализируя черты русского национального характера, имеет в виду тысячелетний опыт существования русского народа и фактически не дает оценок, связанных с тенденциями, свойственными русскому характеру в XX столетии. Для нас в работах Лосского важна базовая черта национального характера, доминанта, определяющая все остальные свойства и задающая вектор анализа поставленной проблемы.

    Современные исследователи этой темы в большей степени учитывают тенденции в развитии русского национального характера XX века, не отрицая при этом той традиции, которая на протяжении тысячелетней истории России и русского народа сформировала эти свойства. Так, В.К. Трофимов в книге "Душа русского народа" пишет: "Знакомство с национально-телесными и духовными детерминантами психологических свойств русского народа позволяет выделить фундаментальные внутренние качества национальной психологии. Эти фундаментальные качества, составляющие суть национальной психологии и национального характера русского народа можно обозначить как сущностные силы русской души" [3 ].

    К сущностным силам он относит парадоксальность душевных проявлений (противоречивость русской души), созерцание сердцем (примат чувства и созерцания над разумом и рассудком), безмерность жизненного порыва (широта русской души), религиозное стремление к абсолюту, национальную стойкость, "Мы-психологию" и любовь к свободе. "Сущностные силы, заложенные в глубинных основаниях русской души, крайне противоречивы по возможным следствиям своего практического воплощения в жизнь. Они могут стать источником созидания в экономике, политике и культуре. В руках мудрой национальной элиты веками складывающиеся особенности национальной психологии служили процветанию, укреплению мощи и авторитета России в мире" [4 ].

    Ф.М. Достоевский, задолго до Бердяева и Лосского, показал, как в характере русского народа сочетается низменное и возвышенное, святое и греховное, "идеал Мадонны" и "идеал содомский", а полем битвы этих начал является человеческое сердце. В монологе Дмитрия Карамазова с исключительной силой выражены крайности, беспредельная широта русской души: "Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил" [5 ].

    Сознание своей греховности дает русскому народу идеал духовного восхождения. Характеризуя русскую литературу, Достоевский подчеркивает, что все вековечные и прекрасные образы в творчестве Пушкина, Гончарова и Тургенева заимствованы у русского народа. Они взяли у него простодушие, чистоту, кротость, ум и незлобие, в противоположность всему изломанному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному. И это соприкосновение с народом придало им необычайные силы.

    Достоевский выделяет еще одну коренную потребность русского народа - потребность страдания всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этой жаждой страдания он заражен искони; страдальческая струя проходит через всю его историю, не только от внешних несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье для него неполно. Никогда, даже в самые торжественные минуты своей истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, и лишь умиленный до страдания вид; он воздыхает и возносит славу свою к милости Господа. Эта идея Достоевского нашла чеканное выражение в его формуле: "Кто не понимает Православия, тому никогда не понять и Россию".

    Воистину, наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Полярности русского национального характера можно представить в качестве целого ряда антиномий, выражающих позитивные и негативные свойства.

    1. широта души - отсутствие формы;
    2. щедрость - расточительство;
    3. свободолюбие - слабая дисциплина (анархизм);
    4. удаль - разгул;
    5. патриотизм - национальный эгоизм.

    Эти параллели можно многократно увеличить. И.А. Бунин приводит в "Окаянных днях" знаменательную притчу. Крестьянин говорит: народ как древо, из него можно сделать и икону, и дубину, в зависимости от того, кто это древо обрабатывает - Сергий Радонежский или Емелька Пугачев [6 ].

    Тотальную безмерность русского национального характера стремились выразить многие русские поэты, но особенно полно это удалось А.К. Толстому:

    Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча!

    Коль спорить, так уж смело,
    Коль карать, так уж за дело,
    Коль простить, так всей душой,
    Коли пир, так пир горой!

    И.А. Ильин фиксирует внимание на том, что безмерность для русского человека есть живая конкретная данность, его объект, его исходный пункт, его задача. "Такова русская душа: ей дана страсть и мощь; форма, характер и преображение суть ее исторически жизненные задачи". Среди западных аналитиков русского национального характера эти особенности в большей мере удалось выразить немецкому мыслителю В. Шубарту. Наибольший интерес в противопоставлении двух диаметрально противоположных типов мироощущения - западного (прометеевского) и русского (иоаннического) - представляет собой ряд позиций, предложенных Шубартом для сравнения, которые насыщены многообразным конкретным материалом. Воспроизведем одну из них. Культура середины и культура конца. Западная культура - культура середины. Социально она покоится на среднем классе, психологически на душевном состоянии середины, равновесия. Ее добродетели - самообладание, воспитанность, деловитость, дисциплина. "Европеец - порядочный и прилежный, квалифицированный работник, безупречно функционирующий винтик большого механизма. Вне своей профессии он едва ли принимается в расчет. Он предпочитает путь золотой середины, и это обычно путь к золоту". Вещизм и мещанство - цель и результат западной культуры.

    Русский движется в рамках окраинной культуры. Отсюда - широта и безмерность русской души, ощущение свободы вплоть до анархизма и нигилизма; чувство вины и греховности; апокалиптическое мироощущение и, наконец, жертвенность, как центральная идея русской религиозной нравственности. "Иностранцы, впервые попавшие в Россию, - писал Шубарт, - не могли отделаться от впечатления, что очутились в священном месте, ступили на святую землю... Выражение "Святая Русь" - не пустая фраза. Путешественник же по Европе сразу увлекается шумным ритмом ее деятельных сил; до его слуха доносится высокая мелодия труда, но это - при всем величии и мощи - есть песня о земле" [7 ].

    Тем не менее, простое перечисление тех или иных качеств русского национального характера будет весьма неполным или бессистемно избыточным. Поэтому в дальнейшем анализе следует пойти по другому пути: определить достаточные основания (критерии), согласно которым можно суммарно выразить особенности русского характера. В современной научной литературе давно ведется дискуссия о том, что же является определяющим началом в исследовании национальной идентичности: "кровь и почва", или же "язык и культура". И, хотя большинство исследователей обращают внимание на язык и культуру, тем не менее, национальный генотип и природно-климатические условия имеют прямое отношение к формированию качеств и свойств национального характера.

    В качестве исходных формообразующих оснований русского национального характера, по моему мнению, следует отнести такие базовые факторы:

    1. Природа и климат;
    2. Этнические истоки;
    3. Историческое бытие народа и геополитическое положение России;
    4. Социальные факторы (монархия, община, полиэтничность);
    5. Русский язык и русская культура;
    6. Православие.

    Подобный порядок совсем неслучаен. Анализ факторов следует вести с внешних, материальных, физико-климатических, а заканчивать духовными, глубинными, задающими доминанту национального характера. Именно религиозность русского народа (Н.О. Лосский), укорененная в православном христианстве, большинством исследователей этого вопроса рассматривается в качестве глубинного основания русского характера. Следовательно, порядок значимости названных факторов выстраивается по восходящей линии.

    Угрозы и вызовы существованию национального самосознания и русского характера несомненно существуют. Как правило, они имеют объективное и субъективное содержание и многократно усиливают свое негативное воздействие в периоды смут, революций, социальных разломов и кризисных ситуаций. Первая объективная тенденция, ведущая к угрозе существования русского национального самосознания, связана с распадом СССР (исторической России) в конце XX столетия, именно она поставила под вопрос само существование русского народа, а, следовательно, и его национального самосознания. Вторая объективная тенденция связана с "реформированием" экономики, которая, по сути дела, явилась полным крушением экономики всей страны, уничтожением военно-промышленного комплекса, огромного количества НИИ, обеспечивавших на протяжении ряда десятилетий приоритетные направления развития страны. В результате экономика постсоветской России приобрела уродливый, однобокий характер - она всецело базируется на добыче и экспорте углеводородов (нефти и газа), а также на экспорте других видов сырья - черных и цветных металлов, древесины и т.д.

    Третья объективная тенденция - депопуляция русского народа, связанная с низким уровнем рождаемости, большим количеством абортов, низкой продолжительностью жизни, высокой смертностью от ДТП, алкоголизма, наркомании, суицида и прочих несчастных случаев. На протяжении последних 15 лет население России сокращается на 700-800 тысяч человек ежегодно. Депопуляция русского народа является следствием указанных выше объективных тенденций и приводит к резкому увеличению миграционных потоков, зачастую никак не контролируемых, с Кавказа, из Центральной Азии и Китая. Уже сегодня в школах Москвы 12,5% учащихся - азербайджанцы. Если миграционная политика не будет жестко контролироваться, то в дальнейшем этот процесс приведет к замещению русского народа мигрантами, к вытеснению и угасанию русского национального самосознания. Депопуляция является во многом следствием кризисных процессов 90-х гг. XX века.

    Субъективные тенденции, ведущие к угрозам существования русского национального самосознания, суммарно можно выразить как утрату идентичности. Однако это положение требует расшифровки и детализации. Утрата идентичности связана с вторжением в мир русского национального самосознания чуждых для русского человека внешних влияний, нацеленных на преобразование национального самосознания и русского характера по западному образцу: в области образования - присоединение к Болонской хартии; в области культуры - замена традиционных образцов русской культуры поп-культурой, псевдокультурой; в области религии - внедрение различных сектантских течений, связанных с протестантизмом, с оккультными и другими антихристианскими сектами; в области искусства - вторжение различных авангардистских течений, выхолащивающих содержание искусства; в области философии - фронтальное наступление постмодернизма, отрицающего своеобразие и специфику национального мышления и традиции.

    Сколь многообразны способы отрицания национального самосознания мы ежедневно видим в различных программах СМИ. Наиболее опасным среди них является русофобия - отрицание и презрительное отношение к русской культуре, к национальному самосознанию и к самому русскому народу. Можно предположить, что если произойдет замена русского национального самосознания на внедряемый у нас уже полтора десятилетия западный менталитет, тогда и русский народ превратится в "население", в этнографический материал, а русский язык и русская культура, в перспективе, могут разделить судьбу мертвых языков (древнегреческого и латинского). Повседневным явлением становится денационализация культуры, подавление национального сознания, превращения его в комиксно-клиповое сознание, извращение истории России, осквернение нашей Победы, усыпление оборонного сознания.

    Неблагополучное экономическое положение страны, перманентный политический кризис конца XX века, криминогенная обстановка привели к "утечке мозгов" - массовой эмиграции ученых в другие, более благополучные страны. Уехавшие за рубеж ученые заполнили исследовательские центры и университеты США, Канады, Германии и других стран Запада. По оценкам Российской Академии наук, за 15 лет из страны выехало около 200 тысяч ученых, в том числе 130 тысяч кандидатов наук и около 20 тысяч докторов наук. По сути дела, это - катастрофа, почти полная утрата интеллектуальной собственности страны. Талантливые выпускники лучших вузов России стремятся уйти в богатые бизнес-корпорации или уехать за рубеж. Это привело к утрате среднего, по возрасту, звена научных работников РАН. Сегодня средний возраст докторов наук в РАН составляет 61 год. Налицо - "утечка мозгов", неуклонное старение и невозможность восполнения научных кадров, исчезновение целого ряда ведущих научных школ, деградация тематики научных исследований [8 ].

    Как противостоять, что можно противопоставить этим негативным тенденциям, приводящим к эрозии русского национального самосознания?

    Во-первых, нужна взвешенная программа (идеология) на долгосрочную историческую перспективу, которая должна соответствовать национальным интересам России, учитывать пределы национальной безопасности в развитии русской культуры, школьного и вузовского образования, науки, защиты нравственных, религиозных, этнических ценностей народа. Вместе с тем, такая идеологическая программа должна обозначить перспективы развития экономики, сельского хозяйства, ВПК и других сфер производства, которые смогли бы обеспечить независимость нашей страны на должном уровне. Так называемые "национальные проекты", разрабатываемые и внедряемые администрацией президента Д.А. Медведева, весьма фрагментарны и не имеют характера универсальной национальной программы. Как писал И.А. Ильин, России нужна не классовая ненависть и не партийная борьба, раздирающая ее единое тело, ей нужна ответственная идея на отдаленную перспективу. Притом идея не разрушительная, а положительная, государственная. Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. "Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах - и прошлого и будущего; она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь, вливая в них бодрость" [9 ]. Сегодня уже существует опыт разработки таких перспективных программ [10 ].

    Во-вторых, необходимо воспитание русской национальной элиты, устремления которой соответствовали бы национальным интересам России и русского народа. Инонациональная и инославная элита всегда будет подталкивать страну либо к очередной революции (по сути дела, - к переделу власти и собственности), либо, по выражению Ф.М. Достоевского, будет один раз в несколько десятилетий "пускать судорогу", т.е. осуществлять очередную кризисную ситуацию. Как показывает опыт трагических для России 90-х гг. XX века, подобная элита - "чикагские мальчики", - была направляема и управляема внешними, враждебными по отношению к России, силами вопреки национальным интересам страны.

    В-третьих, необходимо воспитание новых поколений русских людей в духе любви к Родине, в духе патриотизма, а для этого нужна фундаментальная перестройка всей системы образования и воспитания. Только в этом случае можно преодолеть негативные последствия современного национального нигилизма и русофобии. "Поколение пепси", воспитанное под девизом - "Бери от жизни все!" - это социальный продукт разрушительных процессов 90-х гг.

    В-четвертых, необходимо бороться с негативными чертами русского национального характера - с анархизмом и экстремизмом, с неорганизованностью и "надеждой на авось", с неоформленностью и хулиганством, с апатией и утратой привычки к систематическому труду, что во многом явилось результатом кризисных явлений последних полутора десятков лет. Эта борьба должна вестись не на "вспышках революционного духа", а путем выработки упорной самодисциплины, непрерывного самоконтроля, терпения и выносливости, духовного трезвения и послушания. С.Н. Булгаков говорил о христианском подвижничестве, которое есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими греховными сторонами своего "я", аскеза духа. Только на этом пути можно до некоторой степени нейтрализовать негативные тенденции русского национального характера, которые в эпоху исторической смуты приводят к деструкции сущностных сил народа, когда на передний план выходит "подполье человеческой души". Когда народ находится на грани (и даже за гранью) физического существования, с него трудно требовать соблюдения высоконравственного поведения. Для этого необходимы меры социального, политического, экономического характера, но, прежде всего, - духовного. Только в этом случае есть надежда на благополучный, позитивный результат в развитии России, русского народа и его национального самосознания.

    Если у русского народа есть достаточный национальный и социальный иммунитет, то он снова вернется к собственной национальной идентичности. Исторический опыт дает нам достаточно оснований для оптимистического сценария развития событий. Россия и русский народ преодолевали труднейшие ситуации, находили достойный Ответ на Вызов истории. Подобный анализ русского национального характера Достоевским, вскрывшем глубочайшие противоречия, дает надежду, что та бездна падения, в которой оказался сегодня русский народ, отрезвит его, и он преодолеет этап очередного саморазрушения, пройдя через покаяние и страдание.

    Здесь невольно возникает вопрос: как же русский народ, имеющий наряду с негативными и положительные качества, соблазнился в начале XX в. идеями революционного переустройства России и атеизма, следствием чего стали цареубийство, разрушение храмов, отречение от веры предков и оскудение народной души. Ответ на этот вопрос мы находим у Достоевского. Для русского человека, по его мнению, свойственно забвение всякой меры во всем. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть - тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего, от семьи, обычая, Бога. "Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и - в частных случаях, но весьма нередких - броситься в нее как ошалелому вниз головой.

    Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни сердца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем, - так характеризует Достоевский черты самоотрицания и саморазрушения, свойственные русскому народному характеру. - Но зато с такою же силою, такою же стремительностью, с такою же жаждой самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда. Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок самовосстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва - порыва самоотрицания и саморазрушения. То есть то бывает всегда на счету как бы мелкого малодушия; тогда как в восстановление свое русский человек уходит с самым огромным и серьезным усилием, а на отрицательное прежнее движение смотрит с презрением к самому себе" [11 ].

    В заключении еще раз обратимся к перечислению основных черт русского национального характера. Природно-климатические условия России сформировали в характере русского народа такие черты, как терпеливость, выносливость, широту натуры, трудолюбие. Отсюда проистекает пассионарность и "самородный" характер народа. Полиэтничность и поликонфессиональность России воспитали в русском народе братство, терпеливость (толерантность) к другим языкам и культурам, бескорыстие, отсутствие насильственности. Историческое бытие русского народа и геополитическое положение России выковали в его характере такие свойства, как национальная стойкость, свободолюбие, жертвенность, патриотизм. Социальные условия существования русского народа - монархия, община - способствовали формированию монархического правосознания, соборности, коллективизма, взаимопомощи. Православие, как основная доминанта русского национального самосознания, сформировало в русском народе религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему (братство), смирение, кротость, сознание своей греховности и несовершенства, жертвенность (готовность отдать свою жизнь за други своя), соборность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с евангельскими идеалами добра, правды, милосердия и сострадания. В этом надо видеть религиозный источник русской стойкости и терпения, выносливости и силы жертвенности русского народа.

    Каждому русскому человеку следует отчетливо знать и отрицательные свойства своего национального характера. Широта, безмерность русской души часто бывает сопряжена с максимализмом - либо все, либо ничего. Слабая дисциплина ведет к разгулу и анархизму; отсюда лежит опасный путь к экстремизму, бунтарству, хулиганству, терроризму. Безмерность души становится истоком дерзкого испытания ценностей - атеизм, отрицание традиции, национальный нигилизм. Отсутствие в повседневной жизни этнической солидарности, слабость "племенного инстинкта", разобщенность перед "чужаками" делает русского человека беззащитным по отношению к мигрантам, которым свойственны спаянность, наглость, жестокость. Поэтому мигранты в России сегодня чувствуют себя хозяевами в большей степени, нежели русские. Недостаток самодисциплины нередко приводит к неумению систематически трудиться и добиваться поставленной цели. Названные выше недостатки многократно возрастают в периоды смут, революций и других кризисных социальных явлений. Легковерность, склонность к соблазну, делает русский народ игрушкой в руках политических авантюристов и самозванцев всех мастей, приводит к утрате иммунных сил державности, превращает его в чернь, в электорат, в толпу, руководимую стадным сознанием. В этом корень всех социальных смут и катастроф.

    Тем не менее, отрицательные свойства представляют собой не коренные, доминантные черты русского характера, а скорее, являются оборотной стороной положительных качеств, их извращением. Четкое видение слабых черт национального характера позволит каждому русскому человеку бороться с ними, искоренять или нейтрализовать их влияние в самом себе.

    Сегодня тема, связанная с изучением русского национального характера необычайно актуальна. В условиях перманентного социального кризиса конца XX - начала XXI веков, когда русский народ унижен, оболган, в значительной степени утратил витальные силы, он нуждается в подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне исследования русского национального характера. Только на этом пути можно осуществить связь времен, обратившись к традиции, к деяниям наших великих предков - героев, вождей, пророков, ученых и мыслителей, к нашим национальным святыням, ценностям и символам. Обращение к национальной традиции подобно прикосновению к целительному источнику, из которого каждый может извлечь веру, надежду, любовь, волевое начало и пример для служения Родине - Святой Руси.
    Копалов Виталий Ильич , профессор кафедры философии ИППК при УрГУ им. А.М.Горького, доктор философских наук

    Примечания:

    1 - Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев. 1957. Кн. 1. С.5.
    2 - Там же. С.21.
    3 - Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. - Екатеринбург, 1998. С.90.
    4 - Там же. С.134-135.
    5 - Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. XIV. - Л., 1976. С.100.
    6 - Бунин И.А. Окаянные дни. - М., 1991. С.54.
    7 - Шубарт В. Европа и душа Востока. - М., 1997. С.78.
    8 - Четырнадцать ножей в теле России // Завтра. - 2007. - №18 (702).
    9 - Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Ильин И.А. Собр. соч. в. 10 т. Т. 7. - М., 1998. С.457-458.
    10 - См.: Русская доктрина ("Сергиевский проект"). Под общей ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. - М., 2005. - 363 с.
    11 - Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. - М., 1989. С.60-61.

    Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить. Федор Тютчев.

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».

    Сергей Есенин.

    Кто такие эти странные русские, и по каким странным законам они живут?

    В чём особенность русского характера, и почему нигде в мире не существует даже подобной ментальности?

    Почему поведение русского человека за границей настолько узнаваемо, и по какой причине нас либо обожают, либо ненавидят, но никогда не остаются просто равнодушными?

    Все попытки правительства построить в нашем государстве , живущее строго по законам и сознательно соблюдающее их, провалились с оглушительным треском. Любые навязанные ценности западного образца отторгаются нашими людьми, как инородное тело.

    В чём причина? Ведь на этих принципах стоит и процветает уже много лет вся Западная Европа и Америка.

    Вместе с этим революционные идеи Ленина и , не имеющие аналогов нигде в мире и не поддерживаемые больше никакими странами, были восприняты на ура, и за какие-то два десятилетия перевернули государственный строй, создав принципиально иное по своим механизмам существования общество.

    Что это было? Утопическая идея, прижившаяся в атипично мыслящем социуме?

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    Федор Тютчев.

    Вера в жизни русского человека всегда занимала особенное место, но при этом мы всегда толерантно относились к иноверцам. В России всегда уживалось множество национальностей, и каждая имела своё вероисповедание.

    Русский характер всегда был загадкой для любого иностранца. Совершенно нелогичные поступки - эта странная склонность к разудалому лихачеству, показной, ничем не объяснимой щедрости, доходящей до расточительства, любовь к роскошным дорогим вещам, пусть на один день, пусть без гроша в кармане, словно это его последний день, а потом взять и отдать всё кому-нибудь, да хоть первому встречному - нет, это невозможно понять.

    Страшная, жестокая преступность, тотальная коррупция и воровские законы, которые соблюдаются лучше уголовного кодекса - что это, тоже особенности национального характера или тупик, в который зашла целая страна?

    Может ли стать настолько «своим» наш человек за границей, чтобы чувствовать себя счастливым?

    Чем обусловлен русский характер - наследственностью, климатом, социальным строем или условиями ландшафта?

    Исчерпывающие и самые неожиданные ответы читаем далее…

    Национальный характер. Горячая кровь холодных степей

    Русский характер - это психологический портрет целого народа, менталитет государства, и даже не одной России. Частично он присутствует в каждом российском человеке, это те черты, которые нас объединяют, делают похожими, создают ту основу, на базе которой мы понимаем друг друга чуть лучше, чем люди с другим менталитетом.

    Формирование национального характера происходило на протяжении многих веков, фундаментом для этого послужила особенная геополитика одного из великих вождей прошлого - Чингизхана.

    Уникальное сочетание бескрайних степей и непроходимых лесов создало предпосылки для возникновения уретрально-мышечного менталитета, который и составляет основу русского характера.

    Видовая роль представителя уретрального вектора - это вождь, глава племени, его задача - сохранение живого вещества стаи, продвижение его в будущее или освоение новых земель.

    Непредсказуемое стратегическое мышление, полное отсутствие страха и высокая выносливость - это те свойства, которые обеспечивают осуществление его видовой роли.

    Высший ранг, первое право на поклёвку, заданное природой, не может быть оспорено или подвержено сомнению. Любой, кто посягнёт на его первенство, моментально узнает, что такое уретральный львиный гнев. В стае может быть только один вожак, когда появляется второй, всё решает смертельная схватка, исход которой либо смерть одного из них, либо изгнание. Побеждённый в лучшем случае уходит искать свою стаю.

    Сам он не подчиняется никому и не признаёт никаких ограничений, имея врождённое чувство милосердия и справедливости. Беспощадный к чужим и самый толерантный к своим, он прощает всё, кроме преступлений против стаи, за это он наказывает тут же - жестоко и беспощадно.

    Интересы стаи для него имеют высшую ценность, личные интересы всегда глубоко вторичны. Его наслаждение в отдаче, в реализации его животного альтруизма. Именно поэтому коммунистические идеи построения идеального общества, где все работают на благо страны, получая столько, сколько необходимо для жизни, оказались настолько близки сердцам русских людей.

    Самый щедрый и бескорыстный, он отдаст последнюю рубаху тому, кому она нужнее. Этим он удовлетворяет свои потребности в отдаче, получает своё удовольствие. Шуба с барского плеча, дорогие подарки и баснословные чаевые - всё это и есть проявление уретральной щедрости, своеобразное свидетельство его высшего ранга, его статуса.

    Отсюда и любовь к славе и роскоши - у вождя должно всё быть самое дорогое, шикарное и неповторимое, но при этом он совершенно не собирается всё это хранить, беречь или копить. Это мелочи, пусть и царские, но по сравнению с его целями и ценностями всё это пустяки, которые он может отдать любому встречному, когда захочет.

    Риск - благородное дело!

    Это выражение, характерно только для русских. У вождя не может быть страха. Он всегда первым бросается в схватку, первым идёт в атаку, покоряет новые неизведанные горизонты, совершает поступки, на которые больше никто не способен. Для этого он рождён, за ним идёт вся стая, у него нет и быть не может другого пути. Только за флажки, только вперёд, вопреки здравому смыслу, логике или опыту. Ограничения, правила, законы это для других, у него есть цель и больше ничего не имеет значения. И эта цель - сохранить стаю, пусть даже ценой собственной жизни, цель всё равно важнее.

    Только представитель уретрального вектора способен принять решение идти на таран или броситься на амбразуру, как поступали Герои Великой Отечественной войны, защищая Родину, своих людей, даже ценой собственной жизни.

    Русский мужик - человек простой

    Непроходимая тайга и другие лесные массивы России - самое родное и близкое место для представителей мышечного вектора: только они безошибочно ориентируются и чувствуют себя вполне комфортно среди густых лесов.

    Свойства мышечного вектора являются базовыми для всех живых существ, поэтому они просто растворяются в желаниях других векторов, усиливая их.

    Характерное для мышечного вектора восприятие себя только неотделимой частичкой общего коллективного «мы» и настороженное отношение к чужим поразительно смешивается с уретральной щедростью, толерантностью и гостеприимством, превращаясь в так называемую ксенофобию наоборот. Это проявилось нашей необъяснимой любовью к иностранцам, для которых мы всегда накрывали пышный стол, организовывали праздники, дарили подарки, отдавали в жёны самых красивых девушек.

    Именно благодаря этому свойству в нашей огромной стране мирно уживались самые разнообразные народности со своей культурой, традициями и религиями.

    Мышечный человек никогда не возьмёт больше, чем ему необходимо для жизни, у него просто нет такой потребности и такого желания, а в сочетании с уретральным альтруизмом он скорее отдаст своё, чем возьмёт лишнее. , именно мышечный народ готов был работать на благо Родины практически бесплатно всю свою жизнь.

    Мы так всегда и жили - по зову души

    Очевидны причины, по которым звуковая идея Ленина и Троцкого, продвигаемая вперед уретральными комиссарами и нашедшая отклик во внутреннем мире каждого русского человека, за такое короткое время принесла столь значимые результаты и кардинально изменила облик страны.

    Близкие уретральному менталитету такие ценности анального вектора как честность, порядочность, дружба, уважение к старшим, к традициям прошлого получили широкое распространение и стали общепринятыми, особенно в анальную фазу развития человечества, которая завершилась с окончанием Великой Отечественной войны.

    С переходом в ещё недавно считавший себя советским русский человек попал в противоречивую ситуацию.

    С одной стороны, уретральный менталитет как был, так и остаётся, но вместе с этим новые ценности современного общества являются резко контрарными такому менталитету.

    Основа всех свойств кожного вектора - это ограничения, которые абсолютно не могут быть восприняты в уретральном менталитете. Любые законы, правила, предписания, являющиеся обязательными механизмами регуляции кожного общества, отторгаются русским характером, в основе которого неограниченный ничем уретральный менталитет.

    Кожная фаза развития человечества, как и любая другая, является неизбежной для всех, в том числе и для русских. Судить о том, что она плохая или хорошая, было бы неверно. Она продолжается, и Россия также живёт в мире потребления, высоких технологий и закона. Где-то коряво, где-то по-своему, но мы научаемся-таки адаптировать ландшафт в таких странных для нас условиях. Это и есть развитие, движение вперёд, эволюция своего рода, преодоление препятствий.

    Бескрайнюю степь невозможно оградить забором, это просто невозможно. Заставить вождя подчиняться - ещё более невозможно. Он скорее погибнет в смертельной схватке, но не склонит голову, тем более перед каким-то кожником, который по природе имеет ранг значительно ниже вождя. Такое поведение противоречит всей уретральной натуре. Плевать хотел он на какие-то кожные законы. Закон - это его слово! Так задано природой, так он ощущает себя и просто не может жить по-другому.

    Его уретральные законы самые правильные, так как в их основе настоящее милосердие и справедливость без тени личной выгоды, только во благо стаи, по этой же причине они полностью противоречат логичным и рациональным кожным ценностям и не могут быть поняты.

    Представители уретрального вектора, не получившие до окончания пубертата достаточного развития свойств, а часто наоборот, избиваемые дома и загоняемые в школьные рамки, бегут из дома в поисках своей стаи, которую находят на улице, среди беспризорников. Воспринимая мир враждебным, каким он был всё детство, они научаются защищаться от него и защищать свою стаю, живя по собственным законам и превращаясь в криминального авторитета.

    Воровские законы при всей своей жестокости справедливы, но они справедливы для первобытного общества, для животной стаи и являются, собственно, проявлением архетипичной программы уретрального вектора.

    В котором воспитываются чувства милосердия, справедливости и ответственности за других, воспринимает своей стаей весь социум и способен как никто другой привнести в него общественно полезные блага.

    Представители западного кожного менталитета, находясь рядом с русскими, подсознательно ощущают свой более низкий ранг из-за имеющегося у нас уретрального менталитета. Он проявляется в любом случае, даже если речь идёт о человеке с кожным вектором, который, казалось бы, имеет все шансы гармонично вписаться в развитое общество потребления. Западный человек получает огромный стресс от того, как русские тратят деньги, ведь для него экономия - приоритет, рациональное логическое мышление во всём, в которое никак не вписываются уретральные привычки. Многих западных женщин покоряет страстная, щедрая русская натура, но вместе с этим настораживает необъяснимое поведение и алогичные жизненные решения, а мужчин унижает положение низшего ранга рядом с вождём, даже если все эти моменты не имеют яркого проявления в поведении.

    Непонимание поведения русских за границей обусловлено особенностями национального характера, которые просто не могут быть поняты в кожном обществе из-за значительной отдалённости врождённых свойств. Только осознание собственной природы и качеств другого человека даёт возможность гармоничного общения с представителем любого вектора или менталитета, так как не бывает плохих или хороших векторов, всё зависит от уровня развития и степени реализации свойств каждого конкретного человека.

    Общество с уретральным менталитетом - именно отсюда возьмёт своё начало следующая фаза развития человечества, в основе которой будет духовный альтруизм. Что нас ждёт, читайте в следующей статье.

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры