Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Типичные проблемы детей в начальной школе.

Главная / Развод

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы различными обязанностями. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность - у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Способствуют несамостоятельности и сами родители, у которых появилось много свободного времени. Сегодня часто мама сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. Нельзя сказать, что это плохо - это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

Еще одна причина в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне - так делают все.

Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

Ребенок не помнит сам, что ему задано. Не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один - мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее - мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Связанная с несамостоятельностью проблема - перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине.

У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» - «В Lego». - «Когда он играет в Lego?» - «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем - мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка - это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки - очень тонкий и индивидуальный.

Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

Какое состояние должно заставить родителей задуматься?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип - это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными.

Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».

Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство - это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.


Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают.

Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания - это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

ММД - это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.


Есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

Все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.


Есть еще один тип проблемы - довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать.

Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений - они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями - часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.


Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее.Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, он будет чувствовать себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина - школа, а где - какие-то их личные переживания.

Буквально час назад прочитала статью, если интересно, посмотрите, возможно, найдете ответы на свои вопросы.

Скрытый текст

6 ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Екатерина Бурмистрова рассказала о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность… Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ РЕБЕНКА, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей. Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает. Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать.

Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше. Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые НЕ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ В СОЦИУМЕ и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые БОЛЬШЕ ПРИВЫКЛИ СМОТРЕТЬ, ЧЕМ СЛУШАТЬ. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации. Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ СЛИШКОМ РАНО, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши». Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях. Детский сад позволяет ещё в совсем юном возрасте приучить ребенка с СДВГ к единым правилам: к чёткому распорядку дня, к обязательным утренним развивающим занятиям и правилам поведения на них, что очень важно для школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения с ребенком,

имеющим трудности в обучении

Не смотря на начало совершенно другой - школьной жизни, игровая деятельность продолжает оставаться ведущей в жизни ребенка даже в школе.

Предложенная подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении.

Про таких детей часто говорят «неуправляемый», «ничего не слышит». Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), действительно, невозможно не заметить. Первое – это импульсивность . Дети с СДВГ почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения (почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это всегда создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю.

Второе- это нетерпеливость, которая мешает учителю во время урока. Детям трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.).

Третье – это возбудимость. Дети с СДВГ пребывают в постоянном движении, им физически трудно просидеть весь урок. Ребенок вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке.

Игры на развитие слухо - речевой памяти

1 .«Пары слов»

Цель:

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

2.«Восстанови пропущенное слово».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Ребенку зачитываются 5-7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.

Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

5. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» ит.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6.«Запомни нужные слова».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти.

Из предложенных фраз (рассказов)ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.

«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».

7. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Один ребенок произносит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д.

8. «Пиктограммы»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.

Детям читается текст. Для того чтобы его запомнить, они должны каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). По зарисовкам дети по очереди воспроизводят рассказ.

Игры на развитие зрительной памяти

1.«Шапка-невидимка»

Цель:

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2 . «Запомни и найди»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

3.«Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.

5. Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

6. "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.Игра постепенно усложняется - убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

7. "Шалунишка" Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

8.Упражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

9. Упражнение "Списывание без пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно - с пробелами.

10. "Что изменилось"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

11. Упражнение "Вставь пропущенные слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Ребенок читает один раз небольшой текст.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.


Дайте детству созреть в детстве
Ж.-Ж. Руссо.

Доказанный факт, что в игровой деятельности детей наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Этому вопросу посвящены работы выдающихся психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили. В игре у детей, по мнению ученых, начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

В статьях доктора психологических наук Кравцовой Е.Е. говорится о том, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета - он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится действовать с предметами в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра способствует развитию психических процессов не только в дошкольном возрасте, где игра является основной и преобладающей деятельностью ребенка, но и в младшем школьном возрасте.

Во время обучения младших школьников важно понимать, что в этом возрасте ценно не «нашпиговать» как можно плотнее ребенка знаниями и умениями (особенно в стиле «делай как я»), а умело формировать каждую ступень психических процессов.

Ведущие детские психологи Санкт-Петербурга С.Н. Костромина, А.Ф. Ануфриев предложили решить проблему школьной неуспеваемости с помощью развивающих игр. По их мнению, трудности в обучении детей чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе обучения и овладения учебным содержанием. Это низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, речи, несформированности приемов учебной деятельности.

Рассмотрим на примере самых распространенных ошибок по русскому языку, как формирование психических процессов во время игры помогает исправить проблемы неграмотности.

По мнению ученых, в письменных работах пропуск и замена букв допускаются теми детьми, у которых слабая концентрация внимания, слабо развито умение действовать по правилам, низкая работоспособность. Игры «Королевство без электричества», «Заклинание на пятерку», «Взрослые - к доске», «Помоги гному - непоседе», «Секретная шифровка», «Сито для королевских слов», «Капризное эхо», «Тяжело в учении, легко в бою», «Игра со сказками» помогут при систематическом использовании устранить эту орфографическую ошибку в письменных работах.

Математика для ребенка - дверь в мир логики, знаков и символов. В начальной школе ребенок погружается в этот мир. Что он ему подарит, зависит от того, подружится ли ребенок с этим миром или будет чувствовать себя в нем чужим и незащищенным. Неудачи по математике не являются не преодолимыми. Хорошо известно, что логика - тренируемая функция. Для развития пространственных представлений, понятийного мышления, логики существует ряд развивающих игр.

Часто дети испытывают трудности при решении математических задач. По мнению психологов, причиной этих трудностей является недостаточное развитие словесно-логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, неумение ориентироваться на систему требований и планировать свои действия. Такие игры как «Собери сокровища», «Рассказ склеился. Что делать?», «Слова зовут на помощь», «Где же спрятались слова», «Читаем вверх тормашками», «Числовой регулировщик», «Королевство без электричества», «Упражнение для будущих разведчиков», «Охотник за словами», «Слова в рассказ - становись!», «Прочитай, запомни, повтори», «Волшебные из печки», «Близнецы», «Задачки на сообразительность», «Тяжело в учении - легко в бою», «От перемены места - получается чудо», «Кто съел короля?», «Суперфокус с кружками», «Запомни стихотворение», «Корова и шесть карандашей» и т.п. позволят развить интеллектуальные способности ребенка.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются и родители и учителя - нежелание детей читать, а, значит, у таких учеников не будет хорошего и грамотного чтения, которое необходимо для всего дальнейшего обучения. Причина нежелания читать кроется не только в компьютеризации современной жизни, но и в том, что при формировании навыка чтения задействованы практически все психические функции: и восприятие, и внимание, и мышление, и память. Для помощи в формировании навыка чтения можно использовать такие игры: «Укротитель букв», «Фотограф», «Попробуй обведи», «Город квадратов», «Юный сыщик», «Лабиринт», «Помощник сыщика», «Цифропарк», «Наряды для елочек», «Скорая помощь», «Прочитай письмо», «Спасатели», «Помири слова», «Буквоежка», «Игра в волшебника», «Вундеркинд».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст сензитивен развитию психических процессов ребенка, которые в среднем звене позволят ему быть успешным учеником, а для развития психических процессов и их усовершенствования ведущие психологи рекомендуют использовать игровые технологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Заклинание на пятерку».

Игровая установка. Перед тобой четырнадцать великих заклинаний. Кто их перепишет без ошибок, всегда будет хорошо учиться. Попробуешь? Не забудь в конце задания проверить правильность выполнения, если нашел ошибки, исправь их и попробуй переписать заклинания еще раз без ошибок».

Примечание учителю. Готовую работу проверьте сами. Если найдете ошибки, не торопитесь их показывать, а скажите ребенку, что он написал с ошибками. Пусть попробует найти их сам. Если не найдет, сужайте зону поиска.

Текст примерных заклинаний:

  1. А М М А Д А М А Р Е Б Е Р Г Е А С С А М А С А Г Е С К Л А Л Л А Е С С А Н Е С С А С Д Е Л Т А
  2. Е Н А Л С С Т А Д Е Д С Л А Т Е Т А Л Ь Т А Р Р У С О К Г А Т А Л И М М О Р А К Л А Т И М О Р
  3. Р Е Т А Б Р Е Р Т А Н О Р А С Н А Д Е Б А У Г А К А Л Л И Х А Р Р А Ф И Л Л И Т А Д Е Р Р А
  4. Г Р У М М О П Д
  5. В А Т Е Р П Т А С Е Р А Ф И Н Н Е Т А С Т О Л Е Е М М А С Е Д А Т О Н О В
  6. Г Р А С Е М Б Л А Д О В У Н Т
  7. Г Р О Д Е Р А С Т В Е Р А Т О Н А Х Н И М А Т А Д А Р Р И С В А Т Е Н О Р Р А
  8. Л А Й О Н О С А Н Д Е Р А
  9. О С Е П П Р И Т А М А Т О Р Е Н Т А Л И Т Е Л И Г Р А Н Т О Л Л И А Д З Е
  10. М А З О В Р А Т О Н И Л О Т О З А К О Н
  11. М У П О Г Р И Н А В У Н П И М О Н А Т О Л И Г Р А Ф У Н И Т А Р Е
  12. А Д С Е Л А Н О Г Р И Н Т Е Б Ю Д А Р О Ч А Н
  13. Б Е Р Т И Н А Ч И Г Т О Д Е Б Ш О Ж А Н У Й М Т Е Н А В А Д И О Л О Ю З Г Л Н И Ч Е В Я Н
  14. О С Т И М А Р Е

Игра «Сито для королевских слов»

Игровая установка.

  1. Спиши буквы так, чтобы среди них были только согласные.
  2. Спиши предложения, пропуская букву «О», вместо «О» ставь точки.

Примечание учителю. Можно использовать любые тексты, придумывать любые правила списывания, которые тренируют те навыки, которые представляют наибольшие сложности для ребенка. Основной смысл задания: регуляция письма с учетом правила.

Игра «Капризное эхо»

Игровая установка. Представь, что ты - капризное эхо, и поэтому повторяешь не все, что слышишь, и не сразу. Я буду произносить разные слова. Твоя задача их внимательно прослушать и запомнить».

Диван, письмо, пень, рис, шубка, бочка.

А теперь повтори слова:

  • в которых три звука;
  • в которых есть звуки [а] и [п];
  • оканчивающиеся на гласный звук (на согласный звук);
  • состоящий из двух слогов;
  • с мягким знаком.

Примечание учителю. Задание можно усложнить - попросите ребенка отмечать хлопком в ладоши соответствующие условию слова.

Игра «Играем со сказками»

Эта игра развивает функцию планирования. Можно использовать любые знакомые ребенку сказки. Например, это могут быть сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и леса», «Красная шапочка» и т.д. Прочитайте сказку вместе с ребенком, спросите, сколько картинок, описывающих события, можно было бы нарисовать. При затруднении, помогите ему. Попросите ребенка схематично нарисовать иллюстрации к последовательно развивающимся событиям сказки. После чего, пусть, ориентируясь на картинки, ребенок перескажет сказку самостоятельно. Далее по этому образцу работы предложите разобрать ему новую сказку.

Игра «Собери сокровища»

Игровая установка. В стране Вообразилии золотые монетки называются «оро». В этом тексте огромное количество таких монеток. Найди и выпиши все слова, в которых встречается сочетание букв «-оро-».

КАК-ТО ПОСПОРИЛИ ВОРОБЕЙ И ВОРОНА, НАДЕЖНО ЛЬ СИДИТ КОРОЛЕВСКАЯ КОРОНА.ПОЛЕТЕЛИ К СЕБЕ В ОГОРОД,А ОТТУДА ПО ДОРОЖКЕ ЗА ГОРОД.

ПОВСТРЕЧАЛИ ОНИ НА ДОРОГЕ СОРОКУ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ ПОРОВНУ СБОКУ.

РАССКАЗИЛИ ОНИ КОРОТКО СВОЙ СПОР И ПОБЕЖАЛИ В ГОРОД ВО ВЕСЬ ОПОР.

ВДРУГ - СМОТРИ КАКАЯ МОРОКА! -

УДАРИЛ МОРОЗ ДА ЧУТЬ РАНЬШЕ СРОКА.

УЛЕГЛАСЬ НА ДОРОГУ ПОРОША, НАМЕЛО СУГРОБОВ ХОРОШИХ.

Игра «Рассказ склеился. Что делать?»

Игровая установка. Тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова вертикальной чертой, а потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь заглавной буквой. Прочитай рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

К Р А С И В Р У С С К И Й Л Е С З И М О Й Б Е Л Ы Е К Р У Ж Е В А З А С Т Ы Л И Н А Б Е Р Е З К А Х Б Л Е С Т Я Т П У Ш И С Т Ы Е Ш А П К И Н А В Е К О В Ы Х Е Л Я Х И С О С Н А Х.

Игра «Где же спрятались слова»

Игра «Близнецы»

Игровая установка. Найди два одинаковых рисунка.

Игра «От перемены места - получается чудо»

Игровая установка. Попробуй изменить расположение фигур на рисунке 1 на то, которое изображено на рисунке 2. Сделай это в уме всего за два хода.

Игра «Укротитель букв».

Это буквенный диктант с установкой: «Дрессировщик укрощает животных, а мы будем укрощать буквы. Начнем вместе, а продолжать будете сами. Записываем заглавную букву Т, строчную букву т, далее две следующие строчные буквы алфавита: Ттаб. Продолжаем: Ттвг. Сравни записи, найди закономерность. Продолжай работать дальше, проговаривая вслух.

Для учителя: работа продолжается 10 - 15 минут, учит удерживать внимание на протяжении длительного времени.

Игра «Фотограф».

Это зрительный диктант, который способствует развитию оперативной памяти. Диктант содержит 20 предложений разной длины - от 3 до 22 слов. Каждое следующее слово на один слог больше. Начинаем с первой фразы. Пусть ребенок прочитает ее и, закрыв листком бумаги, повторит по памяти или запишет ее.

Игра «Попробуй обведи».

Для игры изготавливаются шаблоны размером 15 на 15 с разными образцами штриховки. Ширина пробелов разная от 1 до 5мм. Задания можно усложнять силой нажима или изменениями в начертании линий.

Положи шаблон под кальку, обведи просвечивающиеся линии. А теперь изобрази такую же штриховку, но уже без подложенного под лист шаблонов.

Игра «Город Квадратов».

Это математический диктант. Он также как и игра «Попробуй обведем» развивает память.

Перед тобой план города Квадратов, по которому мы будем путешествовать на паровозе. В квадратах 1 - 15 поставлены точки - станции отправлений. Я буду диктовать тебе направление, в котором двигается поезд, а ты изобрази его стрелочками, прямой или с поворотом. Каждый раз начинай рисовать стрелочку в новом квадрате.

Игра «Юный сыщик».

Для игры необходимо приготовить набор геометрических фигур. Занятие состоит из заданий, которые способствуют развитию зрительной памяти. Учитель выкладывает в строчку несколько фигур и предлагает детям запомнить. Далее учитель закрывает выложенные фигуры и просит детей повторить последовательность фигур в строке. Далее учитель просит детей закрыть глаза. В это время необходимо выполнить перестановку фигур. Попросить детей открыть глаза и выяснить, что изменилось.

Игра «Прочитай письмо».

Можно взять любой текст и в словах сделать пропуски букв. Например: «По пруду п-ы-ут же-т-е, к-ас-ы- и о-а-жев-е ко-а-л-к-. (По пруду плывут желтые, красные и оранжевые кораблики.)

Такое упражнение заставит ребенка обращать внимание и на буквенное строение слова, и на его смысл, и на общий контекст фразы.

Игра «Помири слова».

Части слова поссорились, их надо помирить.

В словах надо прочитать только вторую часть. Слово условно делится пополам и читается только вторая часть. Сначала дается образец, а потом ребенок сам выполняет эту работу устно. Например: чте/НИЕ, толь/КО,тра/ВА, сол/ОМА, кро/ВАТЬ.

Игра «Буквоежка».

Для Буквоежки самая вкусная буква А, а он очень прожорлив. Спаси ее. Перепиши предложение, вставляя точки вместо буквы А. Условие может быть разным.

Игра «Вундеркинд».

Сюда можно включить такие задания: Можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Читай отрывок про себя, но каждое второе слово произноси громко, или называй вслух каждое второе слово, или произноси вслух те слова, которые начинаются на определенный звук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986.
  2. Давыдов В.В. Соотношение понятий формирование и развитие психики. - М.:Просвящение, 1966
  3. Кравцова Е.Е. Лекции «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» — Пед. университет «Первое сентября», 2004.
  4. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.:АСТ:ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
  5. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994г.

- Какую проблему вы бы назвали первой?

Первая школьная проблема детей этого периода - отсутствие в среднем звене большинства школ ярких предметников. Эта ситуация есть даже в так называемых «топовых», «хороших» школах. Если в школе в принципе есть яркие учителя, то они скорее берут старшие классы, а в среднем звене уже довольно давно наблюдается дефицит учителей, которые и детей любят, и преподают интересно, и при этом методисты сильные.

Это связано с тем, что в целом происходит с учительским составом. В средней школе проблемы с учителями проявляются особенно четко, потому что для ребенка этого возраста основная фигура, «включающая» интерес к предмету, - это фигура учителя. Будет интересный учитель - будет любовь к предмету, не будет интересного учителя - не будет интереса к предмету.

В старшей школе это продолжается, но там дети становятся уже чуть более осознанными, и в ней больше ярких учителей. Это большая трудность, и пока не произойдет обновление педагогических кадров, пока не придумают что-нибудь, чтобы работать в школе было престижно, выгодно, интересно, пока не изменится имидж этой профессии, так все и будет.

- Как быть, если такого учителя, скажем, по истории в школе нет, а ребенку интересна история?

Если у ребенка интереса к предмету нет, а вы понимаете, что он ему может быть интересен, важен и вообще связан с его призванием, то можно найти дополнительные занятия по интернету, летние лагеря, дополнительные занятия с ярким профессионалом.

Екатерина Бурмистрова

Проблема в том, что в этом возрасте уже кончается время, когда родитель может научить сам, и поэтому нужен кто-то другой - учитель, наставник, - кто своей любовью к предмету и харизмой сможет зажечь в ребенке любовь и интерес.

И, конечно же, если у ребенка есть способности в определенной сфере, а вы знаете, что в другой школе есть яркий предметник этого профиля, то это вполне основание для перехода в эту школу. Не то, какая сильная в этом учебном заведении программа по интересующему вас предмету, а умение, талант и любовь к этой науке конкретного учителя, потому что просто сильная программа ничего не даст, кроме нагрузки и утомления.

- С какими еще трудностями сталкиваются дети, переходя из начальной школы в среднюю?

Для них часто представляет сложность переход на предметную систему обучения. В некоторых начальных школах не все предметы ведет один учитель, бывает, что с первого класса у ребенка уже предметники, но это все-таки исключения. Обычно дети подстраиваются под одну основную учительницу, и она их знает и контролирует, и хоть там и есть английский, окружающий мир и другие предметы, но они второстепенные.

А в пятом классе им нужно выстроить отношения с разными учителями, приспособиться к разным требованиям и быть более или менее самостоятельными. Это может быть просто не для всех, потому что этот шаг подразумевает, что у ребенка уже есть и учебная самостоятельность, и способность быстро перестраиваться, потому что в средней школе перестают контролировать так же, как в начальной.

Бывает, что после начальной школы самостоятельность не сформирована, а тут нужно что-то осваивать самостоятельно, появляются задания, которых не было в начальной школе, и они разные у разных предметников.

Если «провалить» в средней школе какие-то предметы, потом их будет очень энергозатратно «поднимать» в старшей. Поэтому крайне важно не только присматривать за тем, чтобы домашнее задание было сделано, но и видеть, насколько ребенок не выпадает из программы.

Классический пример - это алгебра и геометрия в 7-м классе. Если в самом начале что-то несколько раз не понять или проболеть, то потом будет сложно до самого конца. То же самое будет, если в 8-м классе выпасть из химии и физики.

Иногда предмет становится нелюбимым только потому, что в начале изучения был неудачный учитель и никто не оценил, насколько хорошо были усвоены базовые вещи.

Но в самом начале это бывает легко поймать. Проболели, уехали, была ужасная химичка - вы пошли и взяли несколько уроков у классного репетитора, и все.

- Сохраняется ли в средней школе проблема высокой нагрузки, которая часто появляется в начальной?

Да, и в ряде случаев - и это особенно касается сильных школ или школ с амбициями - это происходит, потому что предметники действуют так, как будто их предмет единственный : много и несогласованно задают по каждому предмету, и у детей могут быть трудности с выполнением просто объема заданий.

Если бы это было, скажем, одно задание по истории или литературе, оно было бы хорошее, но когда в один день три больших задания, то, особенно в первые два года, это довольно сложно.

А отсутствие детального контроля, такого, как в начальной школе, приводит к появлению большого процента детей, которые выпадают из учебного процесса, потому что не видят оценку за каждую домашнюю работу и постепенно перестают ее делать или делают некачественно. В конце концов, большая часть детей этому научается, но кто-то выпадает.

- Что делать с этим, как помочь ребенку?

Чтобы помочь ребенку преодолеть эти проблемы, нужно внимательно отслеживать, что с ним происходит на уровне перехода в пятый класс, когда начинается предметная система, чтобы помочь тем, кто сам не перестроился, и чтобы помочь им научиться учиться по-другому.

Часто это происходит не быстро, и у детей прежде начинаются тройки или двойки, после чего эти проблемы становятся очевидными, и им помогают. Поэтому в этот период нужна родительская внимательность и сопровождение, но без подмены самостоятельности.

- Есть ли у детей этого возраста сложности, связанные с их взрослением?

Начинается пубертат - половое созревание, и у ребенка включается гормональная печка. У него меняются гормоны, которые регулируют его физическое и психоэмоциональное состояние, и к нему приходят все радости подросткового периода.

Причем младший подростковый возраст, который продолжается с 10-11 до 13 лет, наименее изучен, но сейчас очень ярко протекает, и здесь речь идет не столько об именно школьных трудностях, а о том, что в школе учится человек, который проходит через очень непростой этап своего физического и потом уже личностного развития, и о том, что у нормального школьника в 5-6-м классе основной мотив смещается с учебы на взаимодействие со сверстниками, и эмоциональные интересы, связанные с общением, для него становятся более значимыми. И это нормально.

Но учителям обычно сложно, родители начинают понимать, что именно происходит, чуть позже, чем все это начинается. Но, вообще говоря, маркер очень простой: как только у ребенка изменился, вернее, появился запах, это значит, что процесс полового созревания начался.

И бывает так, что если пубертат яркий, острый, быстрый, резкий, то человека вообще «отключает» на время. У него могут падать оценки, сосредоточенность, и он может сильно отвлекаться, потому что в этом периоде он сконцентрирован на другом. Бывает, что ребенок сел делать уроки, вы смотрите - а у него на компьютере параллельно открыты два чата, и он вроде бы делает уроки, а на самом деле общается с друзьями. И общаясь таким образом, ребенок реализует главную с точки зрения психологии задачу этого периода развития: построение отношений с ровесниками. То, что все это общение переехало в интернет - это следующая тема.

Следующая проблема, связанная с предыдущей, - это зависимость детей среднего школьного возраста от виртуальности и погруженность в нее. И тут, к сожалению, дело не только в доступности гаджетов и в том, что почти у каждого есть в этом возрасте уже смартфон, планшет, приставка, компьютер, а в том, что в большинстве школ среднего звена много заданий, которые связаны с использованием интернета.

Это очень современно, и никуда от этого дети не уйдут, но сейчас очень редко можно услышать от учителя: «Пойдите в библиотеку и посмотрите справочный материал», говорят: «Зайдите в Википедию или поищите в интернете и найдите». Это реальность нашего времени, с этим ничего не сделаешь, мы сами, взрослые, перестали ходить в библиотеки, и даже типы заданий у детей часто связаны с компьютером, потому что надо сделать презентацию, и даже сами задания не записаны в дневнике, а выложены в электронном виде.

И получается, что, с одной стороны, ребенку действительно очень сложно, почти невозможно делать задание в средней школе, не имея собственного девайса с выходом в интернет, а с другой - он, выйдя в интернет, конечно, не все время будет заниматься уроками, а будет реализовывать свою главную задачу, о которой мы говорили выше: взаимодействие со сверстниками.

И для родителей это сложная ситуация, потому что сделать так, чтобы «ВКонтакте» или WhatsApp не были доступны, а можно бы было войти только в поисковики, технически довольно сложно. Возможно, программисты как-то эту задачу решают, но обычным родителям сложно так все настроить, чтобы одно блокировалось, а другое открывалось.

Поэтому важный вопрос этого периода: возникает или нет у ребенка с таким погружением в интернет саморегуляция времени в интернете или нет? Часто, делая уроки, он бесконечно растягивает этот процесс, потому что неконтролируемо висит в сетях.

Имеет ли смысл стоять над ним «с палкой», пока он делает уроки, следить, чтобы он заходил в Википедию, а не в чат?

Нет, конечно, это же не начальная школа, где контроль еще был теоретически возможен. Если это подросток, если эта гормональная печка действительно включилась, то один из главных лейтмотивов подросткового возраста - борьба за самостоятельность, за то, что они уже взрослые. Они себе кажутся ужасно взрослыми, и если вы помните себя в 12-13 лет, то тогда было очень сильное внутреннее ощущение, что ты абсолютно взрослый человек, а родители ничего не понимают.

И любой нормальный подросток, у которого действительно начался уже этот период, будет протестовать против контроля. А если он не протестует, значит, либо вы его уже очень сильно подавили, либо еще не началась пора активного созревания, просто он у вас поздний, и все это начнется в 14-15.

Контроль в этом возрасте, с моей точки зрения, оправдан только в очень небольшом количестве случаев и не дает эффекта, потому что фактически вы делаете за ребенка ту работу, которую он должен делать сам - удерживать внимание на домашнем задании.

- А если он этому не научился, что делать?

Постепенно двигаться в этом направлении. Если вы будете продолжать его все время контролировать, то продлите эту ловушку и дотянете до 8-9-го класса, когда они действительно уже совсем большие, ответственность тоже выше, потому что уже всякие экзамены и до института недалеко, и, тем не менее, все равно этот момент, когда иго контроля родительского будет сброшено, неизбежно наступит.

Мне кажется, что в 9-10-м классе это более травматично, потому что у человека не будет безопасных проб самостоятельных действий. Да, можно контролировать, понимая, что вы подменяете усилие ребенка своим усилием. С виртуализацией есть еще особая проблема - дети, которые склонны к экранной зависимости, очень возбудимые, импульсивные, не способные к ощущению чувства меры.

- И как с ними быть?

С ними сложно, и, с моей точки зрения, тут нужна работа психолога, потому что сами они обычно не видят, что есть зависимость и что они не властны над собой. Тут подойдет, может быть, не индивидуальная работа, а тренинг, их сейчас много, по крайней мере в крупных городах. Такому ребенку нужно помочь увидеть, насколько он не свободен от экрана.

Но, в целом, если вы начали формировать учебную самостоятельность в начальной школе, она к 5-6-му классу уже должна быть более или менее сформирована, конечно, со сбоями, конечно, ребенок может, скажем, зачитаться, если он читает, может заиграться, заболтаться. Но в среднем ребенок в этом возрасте уже может сам отвечать и за объем домашнего задания, и за желаемый результат в целом. Может быть, не на пять, может, его планка притязаний ниже или сильно ниже, чем планка притязания родителей.

Но тут вопрос разных ожиданий: маме кажется, что должно быть пять и только пять, а ребенок считает, что четыре вполне достаточно и что он лучше поиграет в футбол или поболтает с девочками. Тут надо договариваться, потому что поднять у ребенка уровень ожиданий усилиями семьи, если это не получилось до этого в начальной школе, сложно. Кроме того, есть школы или отдельные классы в школах, где учиться немодно.

- Если в классе немодно учиться , то ребенка, который увлеченно учится и делает уроки, называют «ботаником», с ним никто не общается, он непопулярен. Обычно в 5-7-м классе можно наблюдать интересную картину, когда на уроке одновременно сидят календарные ровесники, но при этом одни уже вымахали, у них борода, усы и бас, а другие еще совершенно дети с пищащими голосками, одни уже сформировавшиеся дамы со всеми вторичными признаками, а другие совершенно девочки.

И, как правило, те, которые созрели раньше, гораздо меньше любят учиться, и среди них формируется группка крутых и продвинутых «взрослых», и есть «ботаники», которые могут просто тихо учиться.

Есть школы, которые могут сделать так внутри себя, что у них учиться и иметь хорошие показатели - это классно, престижно, это как-то поощряется, а есть школы, в которых педагогический коллектив создать такую атмосферу не может, и в них тот, кто учится, оказывается в дурачках.

- То есть здесь не работает ни государственная, ни тем более семейная установка - это внутришкольная история?

Да, и более того, может быть неплохая школа, где в целом учеба поощряется, но в ней есть какой-то класс, где сформировались другие ценности.

- То есть мама с папой здесь роли не сыграют?

Могут сыграть, но роль коллектива и школы (либо внешкольного коллектива) уже гораздо выше. Мама с папой авторитетны до школы, в начальной школе, но как только начинается созревание, то мнение ровесников начинает влиять очень сильно. И если ваш ребенок, который хочет и любит учиться, оказался в коллективе, где учиться немодно, то это повод задуматься о том, что делать дальше.

В этом случае надо либо искать какие-то заведения дополнительного образования, где ребенку нравится и он находится в коллективе мотивированных ровесников, либо менять школу, либо ждите, пока он перерастет это влияние сверстников, это тоже вариант. Если ни первое, ни второе невозможно, и сам ребенок учиться не хочет, то, по отзывам опытных учителей, к 7-8-9-му классу созревание заканчивается и голова обычно встает на место. Часто даже люди, которые совсем не учились в 6-м и 7-м классах, в 8-10-м начинают обращать большее внимание на предметы.

- Почему?

Во-первых, у тех, кто рано начал созревать, это созревание уже завершилось, они гормонально стабилизировались. Да, их по-прежнему интересует противоположный пол, дружба и все остальное, но у них уже гораздо более стабильная ситуация с точки зрения гормональной регуляции и психоэмоционального состояния. А во-вторых, впереди замаячил институт, и для многих это серьезная и важная тема.

Еще одна проблема в средней школе - очень сильно выросло количество детей, которые не являются активными читателями. То есть они формально владеют грамотой, могут прочитать текст, но там, где можно это не сделать, они этого не сделают, и они не читают книги для себя. Считается, что если чтение не стало автоматизированным самостоятельным навыком до 11-12 лет, то потом вероятность, что оно станет таким, меньше.

Исключение составляют дислектики или дети с проблемным развитием, которые позже созревают. Но если ребенок без этих особенностей с тем количеством интернета и нагрузками, с которыми он живет, не зачитал до этого возраста, то есть вероятность, что он читать для себя и не будет.

И это очень сильно сказывается в средней школе: нечитающий ребенок гораздо менее осведомлен вообще в целом про все. Да, он, конечно, смотрит телевизор, Youtube, Instagram, но это другой уровень осведомленности. Если он не прочитал основные, базовые мировые сюжеты, он в целом хуже знает историю, хуже ориентируется в науках естественного цикла, потому что, читая хорошие художественные книги, в них параллельно много чего вычитываешь.

Кроме того, сейчас ужас в том, что все художественные произведения есть в интернете в кратком пересказе, то есть читать книги не обязательно - можно прочитать несколько страничек пересказа «Войны и мира», а «Каштанка» уместится на одну страницу.

У таких детей нет способности погружаться в эмоциональные тонкости, в детали сюжета, и они не становятся частью их внутреннего мира. И это мировая проблема. Например, во французской средней обычной школе дети настолько не читают, что им предлагается классическая литература в виде комиксов. Я сама видела «Отверженные», «Без семьи» в комиксах - представляете себе, что в таком изложении происходит с сюжетами и с деталями.

- Что могут с этим сделать родители?

Начинать делать надо, конечно, еще в начальной школе. Родителям небольших детей можно посоветовать, во-первых, не форсировать начало чтения.

Часто не любят читать дети, чьи родители с пяти лет пытались сделать так, чтобы ребенок зачитал, и делали это явно раньше того момента, когда он для этого созрел, давили на него, заставляли, а потом, когда он научился читать, в 7-8 лет родители успокоились, бросили семейное чтение, поняли, что у них уже читающий ребенок, но от технических навыков чтения до автоматического самостоятельного чтения еще очень много шагов.

То есть нужно очень сильно поощрять чтение в начальной школе и в 5-6-м классе, пока ребенок не начал активно созревать, поощрять всем, чем можете. Нужно сохранять традицию семейных чтений.

Детям, у которых период трудностей с созреванием, дислектикам, дисграфикам и детям с минимальной мозговой дисфункцией закачивать хорошие, полные версии аудиокниг. Приложите все усилия, которые в вашей семье возможны, чтобы ребенок все-таки зачитал, потому что от этого очень сильно зависит его успех в средней и в старшей школе, хотя есть такое ощущение, что школьная программа постепенно адаптируется под нечитающих детей.

Ну и, конечно, желателен словесник или историк, который сумеет каким-то образом повернуть ребенка к чтению, и очень важно окружение сверстников. Если у ребенка есть хотя бы 1-2 читающих друга, это уже очень сильно повышает шансы, что чтение все-таки сдвинется с места. Еще одна замечательная мера, стимулирующая чтение, - лето или вечера без интернета.

Я знаю семьи, где в 20.00 или в 19.30 выключается роутер и ребенок оказывается без вай-фая, и вся семья тоже. И последнее. Если взрослый ходит и сидит с книгой, а не со смартфоном, то шансы вырастить читающего ребенка очень высоки. Реальность такова, что мы читаем в основном с экранов читалок и смартфонов. А ребенок не понимает, сидим ли мы в соцсети или читаем книжку. Возьмите сами бумажную книгу.

- В средней школе в большей степени, чем в младшей, проявляются сложности в отношениях со сверстниками, изгойство. С проблемами буллинга (от английского bulling - психологический террор, травма. - Ред.) сегодня можно столкнуться уже и в начальной школе, но максимум этих проблем - это 5-7-й класс, когда еще очень сильно работает «закон джунглей», и при этом дети уже довольно сильные и никакой собственный опыт их пока не смягчил. Родители могут об этом и не знать, но в этом возрасте вся самооценка, эмоциональный комфорт, ощущение себя формируются коллективом и очень сильно влияют на учебу.

- Что делать родителям, чтобы этого избежать?

По крайней мере, знать, как обстоят дела, с кем общается ребенок, кто его самый близкий друг, потому что есть не только те, кто страдает от буллинга, но и те, кто его устраивает, и поэтому важно понимать, с кем ребенок общается больше, под чьим он, возможно, находится влиянием или на кого он влияет, какие в классе есть группировки. Хорошо, если вы сохраняете традиции общения, то есть ребенок что-то рассказывает, вы знаете персоналии.

Родителям очень полезно знать и учителей, и одноклассников, и понимать, что вы можете видеть одно, а ребенок - совершенно другое: вы видите примерную девочку-отличницу, а ваша дочь видит стервозную особу, которая является «кардиналом» класса. И она не плохая, просто у нее такие особенности.

Или вы можете видеть двоечника, хулигана, а для ребенка это человек, с которым можно поговорить, который всегда пожалеет. И если в классе дела обстоят не очень, то нужно искать альтернативные зоны общения, где ребенок чувствовал бы себя хорошо либо где бы он себя чувствовал своим. И если в классе вообще есть тема с травлей, об этом очень важно знать, чтобы вовремя на это реагировать, и понимать, что ребенку сложно быть совсем в стороне от коллектива.

Очень важно, чтобы вся жизнь ребенка не заключалась только в учебе. Есть школы с замечательной внеурочной жизнью: театры, поездки, секции, и тогда этого достаточно. А есть школы, где только школа. И надо помнить, что это тот возраст, когда ребенок еще готов общаться с семьей и совсем еще из семьи не ушел, хоть для него голос сверстников и важен. Но когда начался учебный год, мы часто за образовательным компонентом теряем все остальное: и семейное общение, и совместное чтение, и какие-то поездки, походы, и культурную жизнь с ровесниками, а это, возможно, не менее важно, чем образование.

Если покопаться в собственных воспоминаниях, оказывается, что то, что мы помним из этого возраста, крайне редко связано с уроками.

Помним мы обычно либо какое-то событие внутренней жизни, либо какое-то открытие или яркое переживание, либо что-то, связанное с общением, либо яркое культурное событие, поездку, книгу, поход в театр. Конечно, учеба - это очень важно, и надо не провалить саму программу средней школы, что часто бывает, но все остальное не менее важно, как раз оно и останется в долговременной памяти.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры