Словесно логическое мышление младших школьников методики. Для установления причины отставания в развитии и школьной неуспеваемости необходимы клинико-физиологическое обследование и анализ педагогических характеристик

Главная / Психология

После введения в общеобразовательных школах классов для обучения детей со слабовыраженными отклонениями (классов коррекционно-развивающего обучения - КРО) возникла острая необходимость решения двух задач: обоснованного комплектования таких классов; построения коррекционной психолого-педагогической работы с такими детьми по преодолению недостатков в их развитии.
Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова и Л.Ф. Чупров предложили для этих целей (1990) психодиагностический комплекс (ПДК) для младших школьников с трудностями обучения. ПДК включает следующие методики: изучения прогностической деятельности (методика «Угадайка»), наглядно-образного мышления (36 цветных прогрессивных матриц детского варианта Дж. Равена в модификации Т.В. Розановой) и словесно-логического мышления. Последняя методика, сконструированная на основе четырех словесных субтестов из теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, часто применяется при диагностических обследованиях детей до 10 лет.
Разрабатываемые нами комплексы для психодиагностического обследования обладают спецификой, необходимой для выявления отклонений в развитии различного генеза, сопровождающихся трудностями обучения. В качестве такой специфики может выступать использование стимулирующей помощи.
Подобная помощь дает возможность объяснить недостаточную результативность выполнения задания вследствие повышенной импульсивности, отвлекаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, истощаемости, пресыщаемости, отмечаемых при отклонениях в развитии не только на этапе начального обучения, но и в подростковом возрасте.
Таким образом, разрабатываемые нами комплексы диагностических методик направлены на выявление особенностей структуры познавательной деятельности у детей с трудностями обучения различной этиологии.
Расширение границ обучения детей в классах КРО в пределах неполной средней школы и необходимость контроля за динамикой их развития требуют создания адекватного методического инструментария. Мы полагаем, что этим целям мог бы служить ПДК из трех взаимодополняющих методик, подобный тому, который успешно используется для младших школьников.
Комплекс взаимодополняющих методик для старших школьников может включать вариант «Угадайки», разработанный Л.И. Переслени и опубликованный в «Вопросах психологии» в 1993 году. В качестве второй методики может быть рекомендован набор из 30 черно-белых матриц Дж. Равена, способ применения которых для учащихся старшей возрастной группы предложен О.И. Мотковым (1993).
Особое значение для эффективного контроля за динамикой психического развития детей может иметь методика, оценивающая развитие словесно-логического мышления, так как именно оно наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте. Поэтому возникает необходимость создания информативного варианта методики определения уровня развития словесно-логического мышления у учеников 5-9-х классов.
Методика определения уровня развития словесно-логического мышления должна входить в диагностический комплекс для выявления особенностей развития детей с трудностями обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

Диагностика психического недоразвития и его выраженности требует обязательного использования методик, оценивающих состояние словесно-логического мышления, причем как качественно, так и количественно. Своевременное овладение умением осуществлять логические выводы, составляет важное условие успешного обучения.

Для указанных задач представляет практический интерес методика «Словесные субтесты». Она представляет собой модифицированный Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупровым (1990) вариант вербальных субтестов Э.Ф. Замбацявичене (1984). Последние, в свою очередь, были сконструированы по принципу первых четырех вербальных субтестов теста интеллекта Р. Амтхауэра.

Название методики: «Словесные субтесты» (краткий вариант).

Источник: Чупров Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - М., О1М.К11, 2003.

Возраст обследуемых: младший школьный.

Цель: оценка уровня развития словесно-логического мышления.

Стимульный материал. Методика состоит из 25 проб-заданий. I субтест позволяет выявить осведомленность ребенка (5 заданий), II - сформированность операции классификации (на основе выделения пятого лишнего) (10 заданий), III - владение операцией установления закономерности по аналогии (5 заданий), IV - владение операцией обобщения (возможность подведения понятий под общую категорию) (5 заданий).

I субтест

0. Кролик больше всего похож на... кошку, белку, зайца, лису, ежа.

Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы: «Кролик больше всего похож на... кошку, белку, зайца, лису, ежа?»

1. Месяц зимы...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

  • 2. В году...
  • 24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 месяцев.
  • 3. Отец старше своего сына... часто, всегда, иногда, редко, никогда.
  • 4. У дерева всегда есть... листья, цветы, плоды, корень, тень.
  • 5. Пассажирский транспорт...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

II субтест

  • 0. Чтение, письмо, пятерка, рисование, математика. Одно слово здесь лишнее, его надо исключить. Какое слово здесь лишнее? Объясни, почему?
  • 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  • 2. Река, озеро, море, мост, пруд.
  • 3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
  • 4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  • 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  • 6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
  • 7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  • 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  • 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  • 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III субтест

0. Поезд / машинист = самолет / (крылья, пропеллер, пилот,

небо, горючее)

Какое слово подходит к слову «самолет» так же, как слово «машинист» подходит к слову «поезд»?

  • 1. Огурец / овощ = гвоздика / (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
  • 2. Огород / морковь = сад / (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).
  • 3. Часы / время = градусник / (стекло, больной, кровать, температура, врач).
  • 4. Машина / мотор = лодка / (река, маяк, парус, волна, берег).
  • 5. Стол / скатерть = пол / (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).

IV субтест

0. Чашка, ложка, кружка...

Как это все назвать вместе, одним словом?

  • 1. Окунь, карась...
  • 2. Огурец, помидор...
  • 3. Шкаф, диван...
  • 4. Июнь, июль...
  • 5. Слон, муравей...

Процедура проведения и оценка результатов. Обследование проводится только индивидуально. Время не ограничивается. Психолог читает пробы вслух, ребёнок читает их одновременно про себя (плохо читающему лучше предъявлять пробы на слух).

После прочтения первой части нулевого задания I субтеста ребенка спрашивают: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?», зачитывают пять слов из второй части нулевого задания. Услышав правильный ответ, уточняют: понятна ли ребенку цель задания и переходят к первой пробе I субтеста. Просчитав, первую часть первой пробы I субтеста, спрашивают: «Какое слово подходит?» и после небольшой паузы зачитывают пять слов из второй части пробы. Если ответ правильный, решение оценивают в 1 балл. Если ответ неправильный, используют стимулирующую помощь: «Неправильно, подумай ещё» и зачитывают задание второй раз. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. Если ответ и со второй попытки неправильный, его оценивают в 0 баллов, но для этой пробы требуется выяснить понимание слова «всегда», что будет важно для решения третьей и пятой проб этого же субтеста.

После работы с инструктивным (нулевым) заданием II субтеста, психолог зачитывает первую пробу II субтеста и спрашивает: «Какое из слов лишнее?». Если ответ правильный, задает вопрос: «Почему?». При правильном объяснении - 1 балл, при ошибочном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, то используют помощь, аналогичную описанной выше. Зачитывают пробу во второй раз. За правильный ответ и объяснение после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10 проб II субтеста дополнительный вопрос «Почему?» не задавать.

После ознакомления ребенка на нулевой пробе с характером предстоящего задания в III субтесте, психолог приступает к первой пробе и предлагает подобрать к слову «гвоздика» такое, которое бы подходило к нему так же как слово «овощ» к слову «огурец». За правильный ответ с первой попытки - 1 балл, после стимулирующей помощи - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки - 0 балл.

Ознакомив ребенка с нулевым заданием IV субтеста, экспериментатор предлагает назвать подходящее слово для двух: «Окунь, карась. Как называются вместе, одним словом?». При правильном ответе - 1 балл, при неправильном ответе - предлагает подумать еще. При правильном ответе со второй попытки - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки - 0 баллов.

При заполнении протокола целесообразно ответы сразу записывать по следующей форме: 1 балл - знак «+»; 0,5 = 0,5; 0 баллов -знак «-». Такая запись не отвлекает внимание ребенка, и у него не возникает ассоциаций со школьной отметкой.

При обработке результатов для каждого ребёнка подсчитывают сумму баллов за первую и вторую попытки по каждому из субтестов и общую суммарную балльную оценку за все 4 субтеста в целом. Оценка успешности (ОУ) определяется по формуле:

ОУ = (X*100%)/25,

где X - сумма баллов, набранная за все 4 субтеста.

Уровень успешности определяется по таблице.

Уровни успешности выполнения «Словесных субтестов»

По данным Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупрова (1989), среди нормально развивающихся школьников 8-9 лет не обнаружено детей с I уровнем успешности, у детей 7-8 лет он встречается только в 4% случаев. II уровень также редок в группе обычных школьников. У большинства из них встречается III и IV уровни.

По данным авторов, если ребенок 7-8 лет выполняет менее 50% заданий, то можно считать, что уровень словесно-логического мышления у него ниже, чем в норме. Для ребенка 8-9 лет на сниженный уровень умственного развития может указывать выполнение менее 65% заданий. В этих случаях речь идет о возможной ЗПР. Следует учесть, что низкие результаты будут получены также при изучении детей с общим недоразвитием речи и умственной отсталостью.

После количественного анализа результатов по методике, следует провести качественный. Он призван ответить на вопрос: какие мыслительные операции, и на какой ступени сложности доступны ребенку.

Например, чем ниже результаты по I субтесту (общая осведомленность), тем вероятнее факт социально-педагогической запущенности, которой подвергался ребенок в дошкольном возрасте.

Во II субтесте дается задача на классификацию. Необходимо отметить, способен ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

III субтест предполагает умозаключение по аналогии. Для выполнения этого задания ребенку необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Выявляется, может ли ребенок устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда задач, в которых аналогии строятся по разному принципу. Если ребенок в последующей задаче пытается выделять аналогию по принципу предыдущей задачи, то следует говорить об инертности психических процессов.

В IV субтесте ребенок должен показать операцию обобщения -назвать понятие, объединяющее два слова. Эта операция вызывает значительные трудности у детей с умственной отсталостью, а нормально развивающиеся сверстники выполняют пробу вполне успешно.

Название методики: «Изучение логического мышления».

Источник: Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1982.-№ 4. С. 51-56.

Возраст обследуемых: старший дошкольный.

Цель: выявление возможностей формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые».

Стимульный материал и процедура проведения. Методика построена по принципу обучающего эксперимента. Процедура проведения состоит из трех частей.

В первой части проводится обучение, направленное на уточнение и противопоставление значения слов «все» и «некоторые» и формирование умения соотносить их с жизненной ситуацией. Предлагаются картинки с изображением отдельных предметов, которые различаются по цвету, материалу, функциональному назначению. Большую часть предметов должна составлять посуда. Ребенку последовательно задают 6 вопросов. Можно ли сказать, что:

  • 1. вся посуда синего цвета;
  • 2. вся посуда стеклянная;
  • 3. вся посуда - чашки;
  • 4. все предметы синего цвета - посуда;
  • 5. все стеклянные предметы - посуда;
  • 6. все чашки - посуда.

Если ребенок отвечает отрицательно на тот или иной вопрос, то его просят объяснить, почему нельзя так сказать, и как следует сказать правильно. Если он отвечает на вопрос неправильно (вся ли посуда синего цвета) или не знает как объяснить, ему дают два дополнительных задания, на которых обучают, в каких случаях следует говорить «вся посуда» и в каких - «некоторая посуда». Перед ребенком раскладывают картинки с изображением только синей посуды и добиваются понимания того, что в этом случае можно сказать: «Вся эта посуда синего цвета». Затем просят вспомнить, знает ли он посуду другого цвета, и если он затрудняется с ответом, добавляют к прежним другие картинки - новые, с изображением посуды зеленого, красного и желтого цветов. В этом наборе ребенок должен сформулировать суждение: «Некоторая посуда синего цвета». Если ребенок по-прежнему ошибается, экспериментатор объясняет, как сказать правильно и почему, а затем переходит к следующему вопросу.

При затруднениях детей в ответах на последующие вопросы повторяется аналогичное обучение с наглядной демонстрацией групп предметов; 1 вариант - все предметы обладали определенным признаком, 2 вариант - только некоторые обладают этим признаком. По шестому вопросу такая работа не проводится. Лишь объясняется, что чашки - это всегда посуда, что все чашки - посуда.

В зависимости от успешности ответа на основные вопросы, ребенок получает большее или меньшее число дополнительных заданий, но в сумме не более 16 (3 варианта первых пяти вопросов, включая исходный и шестой вопрос).

Во второй части определяются умения формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» о новых, раннее не использовавшихся предметах (опять даются картинки с изображением предметов).

Здесь дается 6 основных заданий и по два дополнительных варианта для первого - пятого заданий (всего 16). Задания строятся по одной схеме. Перед испытуемым раскладывают предметные картинки и предлагают ему по поводу этих картинок вопросы типа: все или некоторые предметы обладают определенным признаком.

Задается 6 вопросов:

  • 1. Вся обувь резиновая или некоторая обувь резиновая?
  • 2. Вся обувь - сапоги или некоторая обувь - сапоги?
  • 3. Все черные предметы - обувь или...
  • 4. Вся обувь черного цвета или...
  • 5. Все резиновые предметы - обувь или...
  • 6. Все сапоги - обувь или некоторые сапоги - обувь?

Чтобы выяснить, насколько осмысленно ребенок отвечает, его просят обосновать ответ: в каком случае стоит сказать «все» и в каком - «некоторые».

В случае неверного ответа после основного задания даются два дополнительных, построенных по тому же принципу, что и в первой части (вариант, при котором все предметы обладают данным признаком, и другой вариант, при котором им обладают лишь некоторые предметы).

В третьей части - оценивают, как ребенок может самостоятельно строить суждения с понятиями «все» и «некоторые», опираясь на свои знания и прошлый опыт. Задания выполняются в форме игры «Добавь слово».

Экспериментатор произносит неполное предложение, в котором ребенок по своему усмотрению вставляет слово «все» или «некоторые», то есть проговаривает полное предложение (место, куда нужно вставить то или иное слово, не указывается). Называются следующие неполные предложения:

  • 1. Игрушки из пластмассы.
  • 2. Пластмассовые предметы - игрушки.
  • 3. Игрушки - куклы.
  • 4. Куклы -- игрушки.
  • 5. Мебель коричневая.
  • 6. Коричневые предметы - мебель.
  • 7. Мебель - стулья.
  • 8. Стулья - мебель.

Правильно выполненное основное задание оценивается 1 баллом, второй его вариант - 0.5 балла и третий вариант - 0.25. Подсчитывается процент успешности выполнения заданий. Общее количество баллов делится на количество заданий (20) и выражается в процентах.

По данным Т.А. Стрекаловой (1982), нормально развивающиеся старшие дошкольники показывают 95% успешности, дети с ЗПР - 77%, а дети с умственной отсталостью - лишь 25%. Таким образом, дети с ЗПР по умению формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» ближе к норме.

Задание для самостоятельной работы

Подготовка стимульного материала.

Тестовый минимум

Стимульный материал

(начало года)

1-й субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва , ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд , тюлень).

3. В году (24, 3, 12 , 4, 7 месяцев).

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль , ноябрь, март).

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус , скворец).

6. Отец старше своего сына (часто, всегда , иногда, редко, никогда).

7. Время суток (год, месяц, неделя, день , понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая , белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень , тень)

10. Город России (Париж, Москва , Лондон, Варшава, София)

2-й субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль , ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост , болото.

3. Кукла, медвежонок, песок , мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва , Донецк, Одесса.

5. Шиповник, сирень, каштан , жасмин, боярышник.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка , квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров , Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь , гусь, индюк.

9. Число , деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный , осторожный.

3-й субтест

1. Огурец георгин ________________________ .

овощ сорняк, роса, садик, цветок , земля

2. Учительврач

ученик очки, больные, палата, больной , термометр

3. Огородсад __________________________ .

морковь забор, грибы, яблоня , колодец, скамейка

4. Цветокптица _______________________ .

ваза клюв, чайка, гнездо , яйцо, перья

5. Перчаткасапог _________________________ .

рука чулки, подошва, кожа, нога , щетка

6. Темныймокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой , теплый, холодный



7. Часытермометр ___________________________ .

время стекло, температура , кровать, больной, врач

8. Машиналодка _________________________ .

мотор река, моряк, болото, парус , волна

9. Стул игла _______________________________________ .

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол ___________________________ .

скатерть мебель, ковер , пыль, доска, гвозди

4-й субтест

1. Метла, лопата – …

2. Окунь, карась – …

3. Лето, зима – …

4. Огурец, помидор – …

5. Сирень, шиповник – …

6. Шкаф, диван – …

7. День, ночь – …

8. Слон, муравей – …

10. Дерево, цветок – …

Стимульный материал

(конец года)

Данный стимульный материал подобран по принципу методики Э. Ф. Замбацявичене, с небольшими изменениями в первом субтесте. Субтесты собраны из психологической литературы, предлагающей диагностику интеллекта, и соответствуют данной возрастной категории. Порядок работы, обработки полученных данных, качественный анализ результатов мы предлагаем проводить так же, как и в вышеупомянутой методике.

1-й субтест

Найди для слова, стоящего перед скобками, два таких, которые являются самыми существенными. Подчеркни их.

1. Сад (растение , садовник, собака, забор, земля ).

2. Река (берег , рыба, тина, рыболов, вода ).

3. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

4. Чтение (глаза , книга, картина, печать , слово).

5. Автомобиль (кузов , бензин, водитель, колеса , номер).

6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево , кустарник ).

7. Город (автомобиль, здание , толпа , улица, велосипед).

8. Кольцо (диаметр , проба, круглость , печать, алмаз).

10. Больница (сад, врач , помещение, радио, больные ).

2-й субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.



1. Стол, стул, кровать, пол , шкаф.

2. Молоко, сливки, сало , сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки , валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь , топор.

5. Сладкий, горячий , кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево , дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек , корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм , километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга , космонавт.

3-й субтест

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг другу слова соседней пары.

1. Бежатькричать ______________________________ .

Стоять молчать , ползать, шуметь, звать, плакать

2. Рыбамуха ___________________________________ .

Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина

3. Растениептица _________________________ .

Семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

4. Театрбиблиотека __________________________________ .

Зритель актер, книги, читатель , библиотекарь, любитель

5. Железодерево ________________________ .

Кузнец пень, пила, столяр , кора, листья

6. Нога глаза ______________________ .

Костыль палка, очки , слезы, зрение, нос

7. Утрозима ________________________ .

Ночь мороз, весна, январь, осень , день

8. Школа больница _________________________________ .

Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение , больной

9. Песнякартина _________________________________ .

Глухой хромой, слепой , художник, рисунок, больной

10. Дождьмороз ________________________ .

Зонтик палка, холод, сани, зима, шуба

4-й субтест

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

1. Трамвай, автобус – …

2. Ручка, карандаш – …

3. Малина, земляника – …

4. Земля, Венера – …

5. Весы, термометр – …

6. Бабочка, муравей – …

7. Кольцо, брошь – …

8. Молоток, топор – …

9. Железо, медь – …

10. Фонарь, прожектор – …

Вербальной памяти

Изучение развития внимания

Стимульный материал

Изучение самооценки

Первый вариант

Стимульный материал теста «Лесенка»: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумагифигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция 1: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхнейступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам(а) себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необхо­димости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Инструкция 2: Теперь давай представим, что эта лесенка школьных успехов. Чем выше стоят дети, тем успешней они занимаются в школе. На какую ступеньку ты поставишь себя сам(а)? А на какую ступеньку тебя поставит учительница?

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

  • 0-3 баллов – низкий;
  • 3-6 баллов – ниже среднего;
  • 7-10 баллов – средний;
  • 11-13 баллов – выше среднего;
  • 14-16 баллов – высокий.
  • Критерии уровней сформированности представлений о времени и его измерении у детей класса предшкольной подготовки
Уровни Показатели уровней
Высокий Знает и называет части суток, дней недели их последовательность. Правильно называет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов; ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; знает из каких месяцев состоит то или иное время года; умеет определять время года по цикличности природных явлений. Самостоятельно могут дать объяснение различным временным явлениям.
Средний Испытывает затруднения в назывании частей суток и дней недели их последовательность; затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя; путает названия и последовательность месяцев года; путает из каких месяцев состоит то или иное время года; затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений. Может объяснить временные явления с помощью воспитателя.
Низкий Не знает и называет части суток беспорядочно; не знает название дней недели их последовательность; не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; не определяет время с помощью механических и песочных часов; не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года; не знает из каких месяцев состоит то или иное время года; не умеет определять время года по цикличности природных явлений. Постоянно нуждается в помощи воспитателя.
  • На основе проведенного анализа методической литературы нами было выделено три уровня: высокий, средний, низкий.
  • Диагностические задания были подобраны таким образом, чтобы определить уровень сформированности представлений о времени
  • Серия 1.
  • Цель:Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
  • Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
  • Задание 1 : «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
  • Средний уровень: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
  • Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
  • Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
  • Оценка:
  • Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
  • Средний уровень: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
  • Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
  • Результаты обследования представлены в таблице 2.
  • Таблица 2
  • Уровни сформированности представлений о названии частей суток у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Серия 2.
  • Цель: выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра.
  • Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели.
  • Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно – 3 балла.
  • Средний уровень: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен – 2 балла.
  • Низкий уровень: не знает названий дни недели и их последовательности.
  • Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка – изо; цифра – математика; ручка – обучение грамоте; мяч – физкультура; нота – музыка; пустые карточки – выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно – 3 балла;
  • Средний уровень: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла;
  • Низкий уровень: ребенок не справился с заданием – 1 балл.
  • Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?»
  • Оценка:
  • Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла;
  • Средний уровень: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя – 2 балла.
  • Низкий уровень: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.
  • В результате диагностики дети показали следующие результаты, которые продемонстрированы в таблице 3.
  • Таблица 3
  • Уровни сформированности представлений о днях недели у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Из таблицы видно, что уровень детей с высоким уровнем сформированности представлений о днях недели и в контрольном и экспериментальном классах одинаковое по 1 ребенку, что составляет 7 %. Уровень детей со средним уровнем 47% (7 человек) в экспериментальном и 53 % (8 человек) в контрольном классах. Низкий уровень имеют 46% детей экспериментального класс (7 человек) и 40% детей контрольного класса (6 человек).
  • Серия 3.
  • Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
  • Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
  • Задание 1 . «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: Все выполнено правильно, ответы обоснованы – 3 балла.
  • Средний уровень: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы– 2 балла.
  • Низкий уровень – нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
  • Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно - 3 балла.
  • Средний уровень: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
  • Низкий уровень: более половины ответов не верны – 1 балл.
  • Задание 3 . «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
  • Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
  • Низкий уровень: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
  • Результаты представлены в таблице 4.
  • Таблица 4
  • Уровни сформированности представлений о месяцах и временах года у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Результаты диагностики показали, что детей с высоким уровнем сформированности представлений о месяцах и временах года в экспериментальном классе составило 20% (3 человека) и в контрольном классе 27% (4 человека). 40 % (6 человек) детей составили средний и низкий уровень в экспериментальном классе, а в контрольном классе средний уровень 27% (4 человека) и низкий уровень 46% (7 человек).
  • Серия 4.
  • Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов.
  • Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук).
  • Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?»
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: ответы правильные – 3 балла.
  • Средний уровень: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя – 2 балла.
  • Низкий уровень: ответ не дан или дан неправильно – 1 балл.
  • Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут».
  • Оценка:
  • Соответствует высокому уровню: все задания выполнены правильно – 3 балла.
  • Средний уровень: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
  • Низкий уровень: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.
  • Результаты представлены в таблице 5.
  • Таблица 5
  • Уровни сформированности представлений о времени с использованием календаря и механических часов у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • В результате обработки данных всей диагностики, мы определили уровень сформированности временных представлений о времени, которые представлены в таблице 6.
  • Таблица 6
  • Уровни сформированности представлений о времени у детей экспериментального и контрольного классов (контрольный срез)
  • Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментального, так и контрольного классов находятся преимущественно на низком и среднем уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени.
  • Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы занятий в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей класса предшкольной подготовки различные временные представления.

Тестовый минимум

1. Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости) – два варианта (по 4 субтеста). Время выполнения – 40 мин. Первый вариант для начала года, второй вариант для конца года.

2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.

3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба».

4. Понимание причинно-следственных связей.

5. Определение уровня саморегуляции.

6. Изучение уровня самооценки.

Исследование словесно-логического мышления

Вариант для начала года

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта

Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 4 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест

Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

3-й субтест

Умозаключения по аналогии

Направлен на изучение сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

4-й субтест

Обобщение

Направлен на изучение умения подвести понятия под общую категорию.

Порядок работы

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста. Особо обратить внимание на пояснение инструкций к третьему субтесту.

Обработка полученных данных

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.

В психологической литературе можно встретить различную систему оценок правильных ответов. В одних источниках [Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998] количество баллов за правильный ответ зависит от изначальной сложности каждой пробы. В других источниках [Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. – М.: Айрис Пресс, 2006] за каждый правильный ответ дается 1 балл, но в случае индивидуального обследования допускается ответ со второй попытки, правильный ответ оценивается уже как 0,5 балла. Мы предлагаем оценивать каждый правильный ответ 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 40 баллов в целом.

Количественный анализ

Отношение полученных и максимальных значений и есть актуальный уровень словесно-логического мышления.

Высокий уровень – 100 % – 80 %.

Средний уровень – 79 % – 60 %.

Ниже среднего – 59 % – 50 %.

Низкий уровень – 49 % и ниже.

Индивидуальные данные учащихся можно свести в единый график, где показаны результаты по каждому субтесту, например:

Выдел. Существ. Классиф. Аналог. Обобщен.

Качественный анализ

Результаты данной методики могут иллюстрировать не только уровень развития словесно-логического мышления, но и степень развития самой учебной деятельности учащегося, а именно:

· Решение каждого субтеста предполагает обучающий эксперимент (тренировочные пробы), соответственно можно обратить внимание на обучаемость, на умение принять помощь, умение использовать полученный опыт.

· Каждый субтест содержит инструкцию, которую можно давать устно или предложить школьникам читать самостоятельно. Обратить внимание на умение принимать инструкцию (письменную или устную)

· В процессе выполнения учащиеся демонстрируют разную степень заинтересованности заданиями, что может косвенно говорить о развитии познавательной активности, о наличии интереса к интеллектуальной деятельности.

· Анализируя индивидуальные данные, можно сравнить результаты двух исследований, на начало и конец года.

Определение уровня развития словесно-логического мышления

Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

(Познавательные УУД)

Цель : изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных : групповая форма проведения.

Необходимые материалы : регистрационный бланк, ручка.

1 субтест

Инструкция : Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

    Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

    Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.

    Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

    Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

    Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

    Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

    Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

    Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

    Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

    Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

    Лист, почка, кора, чешуя, сук.

    После, раньше, иногда, сверху, позже.

    Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

    Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

    Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

    Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

    Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

    Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

    Секунда, час, год, неделя, вечер.

    Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Инструкция : Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

  1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

    Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

    Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

    Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

    Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

    Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

    Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

    Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

    Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

    Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Инструкция : приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

    Любовь, ненависть

    Герб, флаг.

    Барометр, термометр.

    Крокодил, черепаха.

    Землетрясение, смерч.

    Рим, Вашингтон.

    Умножение, вычитание.

    Повесть, рассказ.

    Африка, Антарктида.

    День, ночь.

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация :

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

Варианты ответов для 4 субтеста

балл (первая попытка)

Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

0,5 балла (вторая попытка)

Земноводные, водоплавающие

Природа, бедствие

Математика, действия

Литература, литературный жанр, произведения

ПРОТОКОЛ

Дата____________________Ф.И.__________________________________________________________________

Дата рождения (год, месяц, число)________________ Место жительства______________________Семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть).

Занятия родителей: мать___________________________________________ отец___________________________________________

Успеваемость (обобщенная оценка)__________________________________

Результаты обследования:

Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________% успешности__________ продолжительность обследования______________

Дополнительные сведения о ребенке__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица данных

Оценки за:

1 попытка

2 попытка

Общий балл за тест

успешности

Уровень успешности

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 суьтест

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86%).

3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест . Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни­ков с нормальным развитием дают правильный ответ).

2.Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

3.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

5.Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

6.Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест . Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)

2. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

3. Учитель - Ученик

Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

4. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

5. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

6. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

7. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

8. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

9. Стол- Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

4-й субтест . Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

1.Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

2.Метла, лопата... (43%)

3.Лето, зима... (84%)

4.Огурец, помидор... (97%)

5. Сирень, орешник... (74%)

6.Шкаф, диван... (96%)

8.День, ночь... (45%)

9.Слон, муравей... (85%)

10. Дерево, цветок... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности - 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79- 65%).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 бал­лов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже сред­него (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уро­вень) - 12 баллов и ниже.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры