Страсти британского двора: придуманная любовь Джейн Остин. Джейн остин - биография, фотографии

Главная / Психология

Джейн родилась в семье сельского пастора Джорджа Остина и его супруги Кассандры в городе Стивентоне, графстве Хемпшир, 16 декабря 1775 года. У нее было шесть братьев и старшая сестра, которую, как и мать, звали Кассандрой. Семья была небогатой, и Джордж Остин, на плечи которого легла забота о многочисленных отпрысках и жене, вынужден был брать дополнительную работу — он принимал на дому учеников и готовил их к поступлению в Оксфорд. Джордж Остин был человеком начитанным и хорошо образованным, любовь к книгам он привил и своим детям. Джейн была очень привязана к отцу — позже эту линию отношений она перенесет и в свои романы.

Атмосфера в семье была теплой и творческой: помимо чтения книг и рукоделия, дети разыгрывали домашние спектакли, сценарии для которых придумывали сами. Джейн, обнаружившая в юном возрасте склонность к писательству, зачитывала братьям и сестрам отрывки из своих стихов и пьесок. Один из братьев, Генри, с которым Джейн была особенно близка, впоследствии взял на себя роль ее литературного агента.

Мисс Джейн Остин

Когда Джейн было 8 лет, их с Кассандрой отправили в пансион, где девочек учили языкам, танцам и музыке. В школе сестры тяжело переболели — заразились сыпным тифом. Вскоре финансовое положение семьи ухудшилось, и девочки не могли больше продолжать обучение. Их дальнейшим образованием занимались отец и братья. Джейн также черпала знания из книг, которых, благо, было предостаточно в домашней библиотеке.

В 14 лет Джейн написала пародийную комедию «Любовь и дружба», ироничное повествование о быте и нраве барышень 18 века. Тогда же она всерьез решила заниматься литературой и начала работу над романом в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан». Он повествует о вдове, которая озабочена тем, как бы удачнее пристроить дочь и самой повторно выйти замуж. Книга так и не была опубликована при жизни писательницы.

Помимо увлечения литературой, у Джейн были вполне обыкновенные интересы для молодой девушки того времени. Она любила наряды, шляпки и, конечно, танцы. В многочисленных письмах к сестре встречается множество милых деталей, вроде того, какие кружева и ленты ей удалось купить для пошива нового бального наряда. Кстати, она была отличной портнихой и позже, когда отец семейства скончался, обшивала родных и зарабатывала своим мастерством на жизнь.

О личной жизни Джейн Остин, женщины, которая создала целый мир дамского романа, доподлинно известно совсем немного. Отчасти в этом виновна Кассандра, которая после смерти сестры уничтожила львиную долю ее корреспонденции. И хотя руководствовалась она добрыми намерениями — некоторые письма содержали, вероятно, информацию слишком личного характера, для исследователей жизни писательницы это стало огромной потерей и проблемой.


Одно из писем Джейн к Кассандре

Однако об одном романе все же известно. Джейн было 20 лет, когда она встретила юношу по имени Том Лефрой. Он был родом из Ирландии, учился на юриста и приходился родственником ближайшим соседям Остин. Н азвать их отношения полноценным романом, пожалуй, нельзя. Даже по меркам конца 18-го века. Молодые люди несколько раз танцевали на балу, о чем Джейн рассказала в письме Кассандре: «Я с ужасом хочу поведать о том, как мы вели себя с моим ирландским приятелем. Представь себе все самое распутное и шокирующее, что только может быть, когда двое танцуют или сидят рядышком. Впрочем, мне представится только одна возможность еще раз показать себя, потому что он уезжает из страны вскоре после следующей пятницы, когда мы должны танцевать на балу. Он настоящий джентльмен: привлекательный, приятный молодой человек, уверяю тебя. Правда, я мало что еще могу о нем сказать, ведь мы почти не встречались, не считая тех трех балов».

В дальнейших посланиях Джейн еще несколько раз возвращалась к описанию Лефроя, рассказывала о его планах и увлечениях. Не знала она только одного: Том уже несколько лет был влюблен в сестру своего школьного приятеля, и молодые люди собирались пожениться. Вскоре после возвращения Лефроя в Ирландию они обручились.

История взаимоотношений Джейн и Тома была впоследствии приукрашена и сильно романтизирована. Судя по записям Остин, у нее были некоторые мечты относительно Лефроя. Она надеялась встретить его в Лондоне, когда их семья останавливалась там на некоторое время. Вероятно, они могли видеть друг друга еще один раз — в городе Бат, куда затем переехали Остин. Но это было уже 8 лет спустя. Том к тому времени был глубоко женат на той самой девушке, сделал неплохую карьеру, и вряд ли сокрушался о Джейн. Впрочем, по воспоминаниям его племянника, Томаса Эдварда Престона Лефроя, он однажды спросил дядю, были ли у него какие-то чувства к Остин. Том, которому на тот момент было за 50, ответил, что был влюблен в нее, однако это была незрелая, «мальчишеская» любовь. Он также чувствовал себя несколько виноватым в том, что, вероятно, позволил ей надеяться на нечто большее. Так или иначе, но к 1798-му году историю Джейн и Тома можно было считать закрытой.


Томас Лефрой

Хэпии-энда не случилось, но этот грустный опыт пошел на пользу творчеству. Джейн начала работу над романом с черновым названием «Первые впечатления», который впоследствии стал той самой, хорошо известной нам всем историей о гордости и предубеждении. Черновик был закончен в 1799-м году.

В то же время отец Джейн предпринял попытку опубликовать один из ее романов. Он отправил копию в издательство, которым владел человек по имени Томас Каделл, однако последний отослал рукопись обратно, даже не удосужившись прочитать ее.

«Нортенгерское аббатство» стало первой книгой, которую Остин самостоятельно подготовила для публикации. Первоначально Джейн удалось продать рукопись книготорговой компании за 10 фунтов, но по какой-то причине было принято решение роман не выпускать. Остин попросила вернуть манускрипт, издатель же потребовал взамен свои деньги. Джейн, которая на тот момент находилась в стесненных обстоятельствах, вынуждена была оставить книгу в распоряжении компании на неопределенный срок. Рукопись была выкуплена только несколько лет спустя, а издана уже после смерти писательницы.

Первым опубликованным романом Остин стали «Чувство и чувствительность». Генри, любимый брат Джейн, отправил оригинал издателю Томасу Эгертону, который согласился выпустить книгу. Это случилось только в 1811-м году. Роман получил хвалебные отзывы и принес Остин неплохую прибыль. К этому времени глава семьи скончался, и дети, в частности, сыновья, вынуждены были взять на себя заботу о благополучии матери и сестер. «Чувство и чувствительность» были так популярны, что Эгертон принял решение выпустить следом «Гордость и предубеждение». Книга была раскуплена практически моментально. Вслед за этим романом свет увидели «Мэнсфилд -парк» и «Эмма».

Творческие успехи, безусловно, удовлетворяли амбиции Джейн, но вот в любовной жизни царило затишье. После истории с Лефроем Остин получила всего лишь одно предложение руки и сердца. Оно поступило от друга детства Джейн и достаточно обеспеченного мужчины — Харриса Биг-Уизера в 1802-м году. Поразмыслив над своим положением, Остин ответила согласием, однако практически сразу же передумала, и на следующее утро сообщила о том, что отзывает свой положительный ответ. Более о браке она не задумывалась. Сестра Кассандра тоже так никогда и не вышла замуж. Ее жених, который отправился в военную экспедицию, чтобы заработать денег на свадьбу, погиб еще в 1797-м году.


Джеймс Макэвой и Энн Хэтуэй в фильме «Джейн Остин» (2007)

Итак, Джейн фактически объявила себя старой девой. Впрочем, она совершенно не стеснялась подобного статуса и даже специально носила чепец, чтобы подчеркнуть осознанный выбор оставаться в одиночестве. Откуда же мисс Остин черпала вдохновение, описывая страсти, кипевшие в душе ее героев? Отчасти — из книг, отчасти — из жизни своих близких. Она была очень наблюдательна, умела слушать и сопереживать. Будучи тонким эмпатом с развитой фантазией, Джейн с легкостью примеряла на себя различные роли. После оглушительного успеха первых романов наступила некоторая пауза. Второе издание «Мэнсфилд-парк» продавалось уже не так хорошо. Братьев Остин также постигла денежная неудача, и финансовая ситуация семьи стала критичной. В надежде исправить положение, Джейн начала работу над романом «Братья», успев написать 12 глав, однако завершить книгу ей так и не удалось.

На 41-м году жизни здоровье Джейн резко ухудшилось. Она ослабла, практически не могла выполнять ежедневную простейшую рутину, все реже вставала с постели. Позднее исследователи придут к выводу, что у Остин, скорее всего, был рак, который дал метастазы. Она медленно угасала и умерла 18 июля 1817 году окруженная любящими братьями, сестрами и племянниками.

Jein Austen Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания» Стивентон, 16.12.1775 - 18.7
Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря 1775 года.Книги Джейн Остин "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора.Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали писательский привкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует более того сайт в Интернете, тот, что каждый день - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс британский роман"!

Но, боюсь, что бытие ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и некогда, как и двести с лишним лет вспять!

Известно о ней не крайне хоть отбавляй, хотя семейство Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сберегла ее сочинения: все, охватывая и незаконченные отрывки!

Но вот напасть, дневников она без малого не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на российский язык документов без малого трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не вымолвить никчемным. Я постараюсь поведать Вам то, немногое, что мне удалось изведать, составить, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось произвести выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье ещё шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств принять не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, немало занималась самообразованием, читала и совместно с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и участливо прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить сущность прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти немного сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила ещё и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный работа историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась исследовать его, дотошно и чутко. Пришедший в гости к отцу здешний лекарь, длительно и с интересом слушал читка Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девчурка представила его вниманию свой личный шутливый работа, изумившись, смеялся, изумленно качал белоголовый головой, а позже длительно рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочка пастора, не только букеты может собирать и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству также доставляли Джейн наслаждение. Сохранились свидетельства о том, что живя достаточно замкнуто и уединенно, нечасто выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла гладкий и любезный нрав, улыбка без малого ни при каких обстоятельствах не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколь не возбраняется судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж вылезти не довелось. Сыграло ли тут образ мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая уровень независимости и ума, которая была в ней заметна без малого немедленно - судить тяжело.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, открыто, в полной мере, высказываясь только в своих книгах, ставших знаменитыми ещё при ее жизни. Кстати, публиковала она их совсем все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу без малого сию минуту по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя тот самый завершающий роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, более того пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она только чуть-чуть подтрунивает над ними. В "Эмме" нет абсолютно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная благоверная. Столь благодушное касательство к героям исходит, видимо, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но постоянно ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония нечасто могла перейти в сарказм.

Отмечается другой раз некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина настолько навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, финальный факт не имел в этом месте никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц посредством призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны сквозь кусок жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, грубо очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее папа, неизменно погруженный в размышления и книги; встрепанная и всегда кудахчущая, как курочка, мамаша, озабоченная только светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и серьезно считала, что реальная существование также полна мистических призраков!

Джейн всю дорогу совершенствовала близкое мастерство. Она испробовала немного форм романа и все они были закончены, более того если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла удерживать его продолжительно!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан более того маленький роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - ослепительный и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная леди, дарящая читателям всякий год по новой книге - одна интереснее прочий! Романы одалживали дружбан у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д", а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихонько угасала, несмотря на все попытки родных пособить ей. Внешне ее существование была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою влюбленность до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она без затей создавала свой личный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает существовать до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась завершить свой крайний роман "Сендитон".

Недописала только нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного гладко сквозь сто лет следом её смерти!

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..

Джейн Мьюр Jean Muir
Джейн Бёрден Jane Berden

Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитистов.

Джейн Остин (Остен) (Jane Austen) (1775-1817), английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 века - от сентиментальных романов до "Истории Англии" О. Голдсмита.

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795-1798, когда были созданы ранние романы, и 1811-1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию "Чувство и чувствительность" и "Гордость и предубеждение" и написаны три последних завершенных романа - "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка". Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой "леди", громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили "Гордость и предубеждение", а об "Эмме" одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817 года.

Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, "Любовь и дружба" ("Love and Friendship"), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 века. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и "Нортенгерское аббатство" ("Northanger Abbey", опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда "готический роман" и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В "Нортенгерском аббатстве" речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении "готических романов" и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

"Чувство и чувствительность" ("Sense and Sensibility", 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в "Любви и дружбе", но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность - восторженность, открытость, отзывчивость - опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, - предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

"Гордость и предубеждение" ("Pride and Prejudice", 1813) - один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. "Гордость и предубеждение" - роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах - комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в 1803-1805 годах, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: "Леди Сюзанна" ("Lady Susan") - небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; "Ватсоны" ("The Watsons") - не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. "Мэнсфилд-Парк" ("Mansfield Park", 1814) - наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

"Эмма" ("Emma", 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа - самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

"Доводы рассудка" ("Persuasion", опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону "Мэнсфилд-Парка", а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в "Чувстве и чувствительности". Новизна "Доводов рассудка" состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в "Сэндитоне" ("Sanditon", опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в "Гордости и предубеждении" и в "Эмме".

«Пренебрежение здравым смыслом - верный путь к счастью»

Любовь с первых страниц и законное место на полке любимчиков.

Я именно тот человек, который не имел никаких представлений о сюжете, и лишь прекрасно знал название произведения и о множестве снятых экранизаций. На этом всё. И это безумно здорово, потому что книга полный ВОСТОРГ!

Представь себе роман, не испорченный современными сценами, без жарких объятий, нервных рыданий и дурацких диалогов.

Прочувствуй настояющую историю любви, пронизанную тонким юмором, игривостью, шикарной драмой, интересными героями и их пороками.

Книга в которой блестящий ум и благородство граничит с глупостью и невоспитанностью. Где твои эмоции переходят из крайности в крайность. И читая которую, глупая улыбочка не сходит с твоего лица, такая она настоящая, светлая и успокаивающая.

Читать полностью

Гордость и предубеждение: о силе духа и несгибаемом характере, а также о том, почему не только девушке важно прочитать этот роман.

Как часто мы встречаем в жизни сильных и независимых женщин? В чем измеряется эта сила духа и независимость? На эти вопросы дает прямой ответ британская писательница Джейн Остин, воплотив свои идеи и взгляды в образе Элизабет Беннет, которая является главной героиней романа «Гордость и предубеждение».

Прежде чем рассмотреть это произведение, важно отметить, что роман будет полезен не только девушкам, но молодым людям. И тут возникает вопрос: почему дамский роман может быть интересен и полезен молодому человеку? Все потому что без сомнений, каждый парень сталкивается с проблемой понимания поступков и хода мыслей представительниц прекрасного пола. Джейн Остин раскрывает целую галерею женских образов: инфантильная и эгоцентричная; наивная мечтательница; недалекая и меркантильная; надменная и высокомерная; педантка и, наконец, саркастичная реалистка. Эти и многие другие образы описывает Остин, умело подчеркивая столь типичные для женского общества черты с помощью иронии. Каждый молодой человек, ознакомившись с этим романам, узнает в героинях своих знакомых, коллег, сокурсниц, родственниц и многих других. И что самое интересное - каждый женский типаж имеет свои особенности и некий «стиль» подхода решений ситуаций из жизни. Проще говоря, для молодых людей роман Остин может стать настольной энциклопедией женских характеров, поступков и их возможных последствий. Удобно, не правда ли?

Что касается прекрасной половины человечества, то эта книга по многим параметрам будет действительно полезна каждой девушке. История Остин знакомит нас с яркой и нетипичной, в определенном плане, для романтической литературы героиней. Несмотря на своё происхождение, Элизабет Беннет знает себе цену, занимается саморазвитием и снисходительна к причудам своей семьи. В чем её нетипичность? Она заключается в том, что в душе и восприятии героини доминирует разум, не чувство. Она умна и всецело полагается на свой разум, анализируя свои чувства. Элизабет импонирует тем, что не бросается бездумно в омут чувства, а осознанно приходит к нему, мужественно пройдя все трудности и испытания.

На такую девушку со своими особенностями обязательно найдется человек, после встречи с которым, можно сказать: «они друг друга стоят». Этим персонажем становится Мистер Дарси, человек холодный, важный и гордый. Эти качества поначалу отталкивают Элизабет, но как говорится в школьном курсе физики: угол падения равен углу отражения. У девушки складывается ошибочное предубеждение к этому молодому человеку, а Дарси душит его гордость, которая первое время мешает ему найти подход к столь непростой особе. Но, несмотря на внутренние противоречия героев, они нашли дорогу друг к другу.

Несомненно, этот роман обязателен для прочтения в любом возрасте. Он гармоничен и прозорлив. В данном романе наглядно демонстрируется ирония над людскими пороками, психология поведения мужчин и женщин, понятия гордости и причины появления предубеждения. Ознакомившись с этой книгой, становится легче понять себя и найти пищу для размышлений и выводов.

Читать полностью

Виктория

Предрассудки

Классический роман о жизни бедной девушки Фанни, которую взяли в семью богатые родственники, показывает нам классовые предрассудки, которые были тогда, есть и будут всегда. К бедным родственникам их богатые собратья всегда будут относиться с пренебрежением и свысока, напоминая о том, кто на благородном и породистом коне, а кто на старой кляче.
Так и в романе Фанни всячески напоминали кто она есть и как она должна быть благодарна за изъявленную доброту и кров.
Роман более подходящ для особ с романтическим взглядом на мир. Мне роман понравился, но местами я откровенно скучала. Героиня мне показалась малость глуповатой и наивной, но в тоже время доброй и сострадательной. Было её даже жалко и хотелось, чтобы она была посмелей, потому что люблю, чтобы в книгах героиня была независимой и смелой.
Восторга я от романа не испытала, но он стоит прочтения. Классический роман это как дорогое и выдержанное вино, чем старше, тем изысканней вкус.

Читать полностью

Виктория

Прошу обратить ваше внимание на то, как печатаются ваши книги. Купила в "Читай-городе" (г. Липецк) книгу Д. Остен "Гордость и предубеждение" в мягкой обложке и обнаружила, уже через некоторое время, что вместо страниц 65-96 напечатаны (повторно!) страницы 33-64. Это возмутительно! К сожалению, к этому времени я не сохранила чек и потому не смогла обратиться в магазин с претензией на обмен или возврат средств. Относитесь, пожалуйста, более внимательно к изданию книг.

Читать полностью

Замечательное произведение из шедевров английской классики. Роман на века.
Богатые и бедные - разные миры, но только преодолев гордость и предубеждение они смогут сосуществовать.
Мужчина и женщина. Он богат и имеет предубеждение, она бедна, но горда. Они страстно влюбились друг в друга, но это им мешает обрести счастье. И только любовь помогает им побороть гордость и предубеждение.
Ну и конечно очень богатый язык повествования, присущий авторам того времени. Читая этот роман, погружаешься в прошлое, где были леди и джентельмены, деревенский бал и долгие разговоры по душам.
Этот роман без сомнений должен прочесть каждый!

Джейн Остин краткая биография английской писательницы, основоположницы «женского» романа изложена в этой статье.

Джейн Остин краткая биография

Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне в семье священника. В их семье было 8 детей. Особенно дружна была Джейн с сестрой Касандрой, они были похожи и никогда не побывали замужем.

Джейн с детства читала много книг английских романистов (Филдинга, Ричардсона, Шекспира). С 1783 по 1786 гг. вместе с сестрой Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы и чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни. Вернув дочерей домой, отец сам занимался их образованием.

Литературная карьера Остин началась с 1789 года. Когда ей было всего 14 лет, она написала свое первое малоизвестное произведение «Любовь и дружба».

С 1811 по 1817 написала романы «Чувства чувствительность» (1811), «Гордость и предубеждение» (1811), «Нортенгерское аббатство» (1818). Последний был опубликован посмертно. Роман «Сэндитон» так и остался незавершенным.

Джейн Остин любила наряды, балы, веселье. Но была сдержанной и скромной.
Джейн Остин так и не вышла замуж. Когда Джейн было 20 лет, у неё был роман с соседом, Томасом Лефроем, будущим Лордом Верховным Судьёй Ирландии, а в те годы студентом-юристом. Однако брак молодых людей был бы непрактичным, поскольку обе семьи были сравнительно бедны и надеялись воспользоваться браками своих отпрысков для улучшения материального и общественного положения, поэтому Джейн и Тому пришлось расстаться. В 30 лет Джейн надела чепчик и уже его не снимала в знак отречения от надежд на личное счастье.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры