Виктор Полищук - Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)

Главная / Психология

И такие зверства на счету "героев украины"!

Читаем и впитываем. Это предстоит доносить до сознания наших детей. Нам надо учиться благопристойно интерпретировать подробную страшную правду о злодеяниях героев-бандеровцев зварыче-хоружевской нации.

Подробные материалы о борьбе "героев нации" на этой земле с мирным населением можно легко нарыть в любом поисковике.

"...уповцы в день годовщины УПА решили преподнести своему «генералу» необычный подарок – 5 голов, отрезанных у поляков. Тот был приятно удивлен как самим подарком, так и находчивостью своих подчиненных.
Подобное «рвение» смущало даже видавших виды немцев. Генеральный комиссар Волыни и Подолья обергруппенфюрер Шене просил «митрополита» Поликарпа Сикорского унять свою «паству» 28 мая 1943 года: «Национальные бандиты (курсив мой) проявляют свою деятельность также в нападениях на безоружных поляков. По нашим подсчетам, на сегодня замордовано 15 тыс. поляков! Колонии Янова Долина не существует».

В «хронике СС стрелковой дивизии «Галичина», которую вела ее Войсковая управа, имеется следующая запись: «20.03.44 г.: есть на Волыни, который, вероятно, уже в Галичине, украинский повстанец, который хвалится, что своей мотузкой удавил 300 душ поляков. Его считают героем».

Поляки издали десятки фолиантов таких вот фактов геноцида, ни один из которых бандеровцы не опровергли. Рассказов же о подобных деяниях Армии Крайовой наберется не более чем на общую тетрадь. Да и ту еще следует подкрепить существенными доказательствами.

Причем не обошли вниманием поляки и примеры милосердия со стороны украинцев. К примеру, в Вирке Костопольского уезда Франтишка Дзеканьская, неся свою 5-летнюю дочурку Ядзю, была смертельно ранена бандеровской пулей. Та же пуля задела детскую ножку. На протяжении 10 дней ребенок находился при убитой матери, питаясь зернами из колосков. Спас девочку украинский учитель.

При этом он наверняка знал, чем ему грозило подобное отношение к «чужакам». Ведь в том же уезде бандеровцы замордовали двоих украинских детей только потому, что они воспитывались в польской семье, а трехлетнему Стасику Павлюку разбили голову о стену, держа его за ножки.

Разумеется, страшная месть ожидала и тех украинцев, которые без вражды относились к советским воинам-освободителям. Районный проводник ОУН Иван Ревенюк («Гордый») вспоминал, как «ночью из села Хмызово привезли в лес сельскую девушку лет 17-ти, а то и меньше. Ее вина заключалась в том, что она вместе с другими сельскими девчатами ходила на танцы, когда в селе стояла воинская часть Красной Армии. Кубик (комбриг войскового округа УПА «Туры») увидел девушку и попросил у Варнака (проводника Ковельского округа) разрешения лично допросить ее. Он требовал, чтобы та созналась, что «гуляла» с солдатами. Девушка божилась, что этого не было. «А я сейчас это проверю», – усмехнулся Кубик, заостряя ножом сосновую палку. Через мгновение он подскочил к пленной и острым концом начал втыкать ей между ног, пока не вогнал сосновый кол в половой орган девушки».

В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовое и за полтора часа убили свыше 100 его жителей. В семье Дягун бандеровец зарубил троих детей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги. В семье Макух убийцы застали двоих детей – трехлетнего Ивасика и десятимесячного Иосифа. Десятимесячное дитя, увидев мужчину, обрадовалось и со смехом протянуло к нему ручки, показывая свои четыре зубчика. Но безжалостный бандит полоснул ножом головку младенца, а его братику Ивасику топором разрубил голову.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика.

«Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев. Они пытают наших людей, наших крестьян... Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков», – взывал Ярослав Галан. С подобным гневом зверства бандеровцев обличала и ОУН Мельника, и УПА Бульбы-Боровца, и правительство Западно-Украинской Народной Республики в изгнании, и Союз Гетманцев-Державников, обосновавшийся в Канаде.

Пусть запоздало, но все же раскаиваются в своих преступлениях и некоторые бандеровцы. Так в январе 2004 года в редакцию «Советской Луганщины» пришла пожилая женщина и передала пакет от своей ушедшей недавно из жизни подруги. Гостья редакции объяснила, что своим визитом она выполняет последнюю волю уроженки Волынской области, активной в прошлом бандеровки, которая к концу жизни переосмыслила свою жизнь и решила своей исповедью хоть на малую толику искупить непоправимый грех.

«Я, Вдовиченко Надежда Тимофеевна, уроженка Волыни... Я и моя семья просим простить нас всех посмертно, потому что, когда люди будут читать это письмо, меня уже не будет (подруга выполнит мое поручение).
У родителей нас было пятеро, мы все были завзятые бандеровцы: брат Степан, сестра Анна, я, сестры Оля и Нина. Мы все ходили в бандерах, днем отсыпались по хатам, а ночью ходили и ездили по селам. Нам давались задания душить тех, кто укрывал пленных русских и самих пленных. Этим занимались мужчины, а мы, женщины, перебирали одежду, отбирали коров и свиней у погибших людей, скот резали, все перерабатывали, тушили и укладывали в бочки. Однажды за одну ночь в селе Романове задушили 84 человека. Старших людей и старых душили, а детей маленьких за ножки − раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь − в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин...
Других на Верховке убрали: жена Ковальчука Тилимона долго не признавалась, где он, и открывать не хотела, но ей пригрозили, и она вынуждена была открыть. Сказали: «Скажи, где муж, и мы тебя не тронем». Она призналась, что в стоге соломы, его вытащили, били, били, пока забили. А двое детей, Степа и Оля, хорошие были дети, 14 и 12 лет... Младшую разодрали на две части, а мать Юньку уже не надо было душить, у нее разрыв сердца случился. В отряды брали молодых здоровых парней, чтобы душить людей. Так, из Верховки два брата Левчукив, Николай и Степан, не захотели душить, убежали домой. Мы приговорили их к казни. Когда поехали за ними, отец говорит: «Берете сыновей – и я иду». Калина, жена, тоже говорит: «Берете мужа – и я иду». Вывели их метров за 400 и Надя просит: «Отпустите Колю», а Коля говорит: Надя, не проси, у бандеров никто не отпросился и ты не выпросишься». Колю убили. Надю убили, отца убили, а Степана живым забрали, две недели водили в хату в одном белье − рубашка и штаны, били шомполами железными, чтобы признался, где семья, но он был твердый, ни в чем не признался, и последний вечер побили его, он попросился в туалет, один повел его, а была сильная метель, туалет был из соломы, и Степан прорвал солому и убежал из наших рук. Нам все данные давали из Верховки земляки Петр Римарчук, Жабский и Пучь.
...В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину.
Шла еврейка с ребенком, убежала из гетто, остановили ее, забили и в лесу закопали. Один наш бандера ходил за девушками-полячками. Дали ему приказ убрать их, и он рассказал, что сбросил в ручей. Их мать прибежала, плачет, спрашивает, не видела ли я, говорю, что нет, идем искать, идем над тем ручьем, я и мать туда. Нам был дан приказ: евреев, поляков, русских пленных и тех, кто прячет их, всех душить без пощады. Задушили семью Северинов, а дочка была замужем в другом селе. Приехала в Романове, а родителей нет, она плакать начала и давай вещи откапывать. Бандеры пришли, одежду забрали, а дочку живьем в тот же ящик закрыли и закопали. И осталось дома двое ее маленьких детей. А если б детки приехали с матерью, то и они были б в том ящике. Был еще в нашем селе Кублюк. Его направили в Котов, Киверцовский район, на работу. Поработал неделю и что же – отрубили голову Кублюку, а дочку взял соседний парень. Бандеры приказали убить дочку Соню, и Василий сказал: «Идем в лес за дровами». Поехали, привез Василий Соню мертвой, а людям сказал, что дерево убило.
Жил в нашем селе Ойцюсь Тимофей. Старый-старый дед, что он сказал, так оно и будет, был то пророк от Бога. Когда пришли немцы, им сразу донесли, что есть такой в селе, и немцы сразу же поехали к старому, чтобы тот сказал, что с ними будет... А он им говорит: «Ничего я вам не скажу, потому что вы меня убьете». Переговорщик пообещал, что пальцем не тронут. Тогда дед им и говорит: «До Москвы вы дойдете, но оттуда будете убегать, как сможете». Немцы его не тронули, но когда старый пророк сказал бандерам, что удушением людей Украины они ничего не сделают, то пришли бандеры, били до тех пор, пока не забили.
Теперь опишу про свою семью. Брат Степан был завзятый бандеровец, но и я не отставала от него, ходила везде с бандерами, хотя была замужем. Когда пришли русские, начались аресты, вывозили людей. Нашу семью тоже. Оля договорилась на вокзале, и ее отпустили, но пришли бандеры, забрали и задушили ее. Остался отец с матерью и сестрой Ниной в России. Мать старенькая. Нина наотрез отказалась идти работать на Россию, тогда начальство предложило ей работать секретарем. Но Нина сказала, что советского пера в руках держать не хочет. Ей снова пошли навстречу: «Если ты не хочешь ничего делать, то распишись, что будешь выдавать бандеров, и мы тебя отпустим домой. Нина, долго не думая, расписалась, и ее отпустили. Еще Нина не приехала домой, как ее уже ждали бандеры, собрали собрание парней и девушек и судят Нину: смотрите, мол, кто поднимет на нас руку, со всеми так будет. По сегодняшний день не знаю, куда ее дели.
Всю свою жизнь носила тяжелый камень в сердце, я ведь верила бандерам. Я могла продать любого человека, если кто-то что-то скажет на бандеров. А они, окаянные, пусть будут прокляты и Богом, и людьми на веки вечные. Сколько людей порубили невинных, а теперь они хотят, чтобы их прировнять к защитникам Украины. А с кем же они воевали? Со своими соседями, душегубы проклятые. Сколько крови на их руках, сколько ящиков с живыми закопано. Людей вывозили, но они и теперь не хотят возвращаться на ту бандеровщину.
Слезно умоляю Вас, люди, простите мне мои грехи» (газета «Советская Луганщина», январь 2004, N 1)..."
.






135 пыток и зверств, применяемых террористами ОУН - УПА к мирному населению

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
Нанесение удара обухом топора по черепу головы.
Нанесение удара обухом топора по лбу.
Вырезание на лбу «орла».
Вбивание штыка в висок головы.
Выбивание одного глаза.
Выбивание двух глаз.
Обрезание носа.
Обрезание одного уха.
Обрезание обоих ушей.
Прокалывание детей колами насквозь.
Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
Обрезание губ.
Обрезание языка.
Разрезание горла.
Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
Разрезание горла и вкладывание в отверстие куска.
Выбивание зубов.
Ломание челюсти.
Разрывание рта от уха до уха.
Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
Разрезание шеи ножом или серпом.

Вертикальное разрубание головы топором.
Сворачивание головы назад.
Разможжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
Отрезание головы серпом.
Отрезание головы косой.
Отрубание головы топором.
Нанесение удара топором в шею.
Нанесение колотых ран головы.
Резание и стягивание узких полосок кожи со спины.
Нанесение других рубленых ран на спине.
Нанесение ударов штыком в спину.
Ломание костей рёбер грудной клетки.
Нанесение удара ножом или штыком в сердце или около сердца.
Нанесение колотых ран груди ножом или штыком.
Отрезание женщинам груди серпом.
Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
Перепиливание туловища пополам плотницкой пилой.
Нанесение колотых ран живота ножом или штыком.
Пробивание живота беременной женщине штыком.
Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых.
Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка - кипящей воды.
Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
Вырывание жил от паха до стоп.
Вкладывание в пах - вагину раскалённого железа.
Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
Вешание жертв за внутренности.
Вкладывание в вагину стеклянной бутылки и её разбивание.
Вкладывание в анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
Разрезание живота и высыпание вовнутрь корма, так называемой кормовой муки, для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
Отрубание топором одной руки.
Отрубание топором обеих рук.
Пробивание ладони ножом.
Отрезание ножом пальцев на руке.
Отрезание ладони.
Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
Отрубание пятки.
Отрубание стопы выше кости пятки.
Ломание тупым инструментом костей рук в нескольких местах.
Ломание тупым инструментом костей ног в нескольких местах.
Перепиливание туловища, обложенного с двух сторон досками, пополам плотницкой пилой.
Перепиливание туловища пополам специальной пилой.
Отпиливание пилой обеих ног.
Посыпание связанных ног раскалённым углём.
Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
Прибивание в костёле на кресте рук и ног гвоздями.
Нанесение ударов топором в затылок жертвам, предварительно уложенным на пол.
Нанесение ударов топором по всему туловищу.
Разрубание топором целого туловища на части.
Ломание по живому ног и рук в так называемой лямке.
Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
Разрезание ребёнка ножом на куски и разбрасывание их вокруг.
Распарывание живота детям.
Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
Выбивание суставов ног ребёнка.
Выбивание суставов рук ребёнка.
Удушение ребёнка накидыванием на него различных тряпок.
Бросание маленьких детей живьём в глубокий колодец.
Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
Подвешивание монаха за ноги возле кафедры в костёле.
Посадка ребёнка на кол.
Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
Вешание на дереве головой вверх.
Вешание на дереве ногами вверх.
Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
Сбрасывание со скалы вниз.
Утапливание в реке.
Утапливание сбрасыванием в глубокий колодец.
Утапливание в колодце и забрасывание жертвы камнями.
Протыкание вилами, а после жаренье кусков тела на костре.
Бросание на лесной поляне взрослого в пламя костра, вокруг которого украинские девушки пели и танцевали под звуки гармони.
Вбивание кола в живот насквозь и укрепление его в земле.
Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
Выведение на мороз нагишом или в белье.
Душение скрученной намыленной верёвкой, затянутой на шее, - арканом.
Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
Привязывание ног женщины к двум деревьям, а также рук выше головы и разрезание живота от промежности до груди.
Разрывание туловища при помощи цепей.
Волочение по земле привязанного к телеге.
Волочение по земле матери с тремя детьми, привязанных к возу, запряжённому конём, таким способом, что одна нога матери привязана цепью к возу, а к другой ноге матери - одна нога самого старшего ребёнка, а к другой ноге самого старшего ребёнка привязан младший ребёнок, а к другой ноге младшего ребёнка привязана нога самого младшего ребёнка.
Пробивание тела насквозь стволом карабина.
Стягивание жертвы колючей проволокой.
Стягивание колючей проволокой одновременно двух жертв.
Стягивание колючей проволокой одновременно нескольких жертв.
Периодическое стягивание туловища колючей проволокой и каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли и страданий.
Закапывание жертвы в стоячем положении в землю по шею и оставление её в таком положении.
Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
Бросание взрослых в пламя огня горящего здания.
Поджигание жертвы предварительно облитой керосином.
Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание, делая, таким образом, факел Нерона.
Вонзание ножа в спину и оставление его в теле жертвы.
Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
Срезание лезвиями кожи с лица.
Вбивание между рёбер дубовых кольев.
Вешание на колючей проволоке.
Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами, а также обливание её кипящей водой.
Прикрепление туловища к опоре и бросание в него ножами.
Связывание - сковывание рук колючей проволокой.
Нанесение смертельных ударов лопатой.
Прибивание рук к порогу жилища.
Волочение тела по земле за ноги, связанные верёвкой.

Виктор Полищук

Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)

Мы хотим ознакомить читателей с фрагментами книги Виктора Полищука «Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)», изданной в Торонто. Книга эта во многом необычна. И прежде всего, личностью автора и его позицией.

Виктор Варфоломеевич Полищук родился в 1925 г. на Волыни, на территории, принадлежавшей до 1939 г. Польше. Происходит из этнически смешанной семьи (отец - украинец, мать - полька), коих великое множество проживало на Волыни. По вероисповеданию - православный. В сентябре 1939 г., когда советские войска вошли в Западную Украину, отец В. Полищука был арестован энкаведистами. До сих пор о его судьбе ничего не известно. Виктор Полищук с матерью и сестрами был депортирован в Северный Казахстан. В 1944-46 гг. работал в Васильковском зерносовхозе Днепропетровской области. В 1946 г. выехал в Польшу, где получил высшее юридическое образование. С 1981 г. проживает в Канаде, владеет собственным издательским предприятием. Имеет ученые степени кандидата юридических наук и доктора политологии, автор ряда научных и публицистических работ. Книга «Горькая правда» повествует о малоизвестных у нас событиях времен второй мировой войны в Западной Украине: массовых убийствах членами Организации Украинских Националистов и Украинской Повстанческой Армии мирного польского населения, а также украинцев, помогавших им. В.Полищуком собрано огромное количество документально подтвержденных фактов о злодеяниях борцов за «украинскую идею». Нельзя не отдать должное мужеству этого человека. Его стремление напомнить о горьких уроках истории, помешать возрождению украинского национализма, в котором он видит страшное зло, вызвало ненависть бандеровцев разных поколений и украинской диаспоры в Канаде и США, в большинстве своем, по утверждению автора, контролируемой ОУН. Далекий от реалий современной Украины В. Полищук искренне не может понять, как историки, вчера еще клеймившие бандеровщину, сегодня оправдывают ее, как деятели литературы, когда-то проливавшие поэтические слезы над жертвами националистических преступников, теперь воспевают их палачей. Украинский народ не заражен национализмом, утверждает В. Полищук в своей книге. Национализм стремятся возродить, насадить в Украине. В ответ на обвинение в антипатриотизме он замечает: «Не народ свой обвиняю, а очищаю от той скверны, что являет собой ОУН-УПА».

ЧастьII. Преступления Украинской Повстанческой Армии

… вы, что творили беззакония.

Евангелие от Матфея .Памяти жертв ОУН-УПА труд этот посвящаю .

О преступлениях Украинской Повстанческой Армии

Тот, кто не помнит уроков истории, обречен пережить их еще раз. Украинская Повстанческая Армия - это хороший или плохой урок для украинцев? Заносить его в учебники как пример героизма и славы или нам стыдиться за деятельность УПА, каяться?

Жертвы УПА. Любомль. В местности Острувки возле Любомля, в Украине, происходит эксгумация останков поляков, расстрелянных УПА 30 августа 1943 г. В тот день погибло в Острувках более 1700 поляков из сел: Острувка. Воля Островецка, Яновец и Куты. Их останки будут перенесены на польское кладбище в Рымачах около Ягодина («Газета», Торонто, 24–25 августа 1992 г.).

«Перед войной я закончил 9 классов. Когда немцы забирали молодежь в Германию на каторгу, то взяли и меня. Но мне посчастливилось убежать, и я вступил в партизаны. Попал в партизанское объединение М.Шукаева, которое прошло с боями по тылам от Чернигова до Чехословакии. То есть через Житомирщину, Ровенщину, Тернопольщину, Львовщину, Прикарпатье… Так что с бандеровцами (ОУН, УПА) приходилось встречаться не раз и не два. И не за столом, а в боях… Не дай Бог было попасть им в руки! Издевались хуже немцев. Вырезали на груди или на лбу звезды, выкручивали руки, ноги, истязали до смерти. А сколько они сожгли польских сел и вырезали «священными ножами» поляков! Сколько мирных людей, служащих, учителей перебили уже после войны! Вот какой была их борьба за вольную Украину («Робітнича газета», Київ, 29 сентября, 1992 г.).

Конференция «Украинская Повстанческая Армия и национально-освободительная борьба в Украине 1940–1950 гг.», которая проходила в Киеве в августе 1992 г., рекомендует Президенту Украины: «Конференция ставит вопрос о том, чтобы законодательные органы новой Украины признали ОУН, УПА, УГОР (Украинская Главная Освободительная Рада) наиболее последовательными борцами за независимость Украины, а бойцов Украинской повстанческой Армии - воюющей стороной.» («Новий шлях»; Торонто, 26 сентября 1992 г.)

М.Зеленчук, председатель Всеукраинского братства УПА на Софийской площади 26.08. 1992 г. требовал: «Признать борьбу УПА как справедливую освободительную борьбу украинского народа за свою Независимую Державу» («Гомін України», Торонто, 16 сентября 1992 г.)…

Так что ж такое УПА?.. Была ли это армия, которая принесла славу Украине?

Доказательства преступлений УПА

Если бы описать все злодеяния УПА против польского и украинского народа, о которых есть доказательства, то нужно было бы издать отдельную книгу, приводя лишь только факты без комментариев на сотнях страниц мелким шрифтом. Я сам собрал более ста, подписанных конкретными людьми, с указанием адреса. Но сначала приведу личные доказательства.

Летом 1943 г. моя тетка по матери Анастасия Витковская пошла с соседкой-украинкой днем в село Тараканов, расположенное в трех километрах от г. Дубно. Разговаривали по-польски, так как тетка, женщина неграмотная, родом из Люблинщины, не смогла научиться украинскому языку. Пошли они, чтоб поменять кое-что на хлеб, так как у тетки было шестеро детей. Никогда ни она, ни дядька, Антон Витковский, тоже человек совсем неграмотный, не только не вмешивались в какую-либо политику, но и не имели о ней никакого представления. И ее, а также соседку-украинку, убили бандеровцы из УПА или Самооборонных кустовых отделов (в них входили вооруженные часто вилами, ножами местные крестьяне, подчиненные ОУН-УПА) только за то, что они разговаривали по-польски. Убили зверски топорами и бросили в придорожный ров. Об этом мне рассказала другая тетка - Сабина, которая была замужем за украинцем Василием Загоровским.

Родители моей жены жили до войны в Полесье. Ее отец - чех, а мать - полька. В семье разговаривали по-польски. Когда в начале 1943 г. в южном Полесье начались массовые убийства поляков, вся семья убежала к родителям отца в село Угорек около Дермани.

Однажды знакомый украинец сообщил тестю, что УПА готовится уничтожить его семью. Они убежали в Кременец. Кто-то слышал разговор этого молодого украинца с отцом моей жены. Его, подозревая в «измене», повесили в центре села и прицепили на грудь табличку: «Так будет со всеми изменниками». Повешенного не разрешали снимать в течение нескольких дней.

Два факта, которые имели место в разных местах в разное время. Их объединяет одно: авторство ОУН-УПА, беспричинность убийств. У моего отца был брат, Ярохтей, который жил в с. Липа Дубенского района. За то, что он открыто клеймил УПА, его убили выстрелом в рот. Дядька Ярохтей был обыкновенным малограмотным крестьянином.

Нет возможности в одной книге рассказать обо всех отдельных массовых убийствах поляков и украинцев, совершенных ОУН-УПА, поэтому ограничусь лишь некоторыми.

Очень близкий мне человек М.С. рассказал: «24 марта 1944 г. в морозную ночь бандеровцы напали на наши хаты, подпалили все строения. Жили мы в селе Поляновице (Цыцивка) Зборовского уезда (автор называл старое административное деление - ред.) Тернопольской области. Отец мой, поляк, женился на украинке. С украинцами из соседних сел мы жили в мире. Мы слышали об убийствах на Волыни, но сначала не думали, что и нас могут убивать. Где-то в феврале 1944 года бандеровцы (мы не разбирались, кто в УПА, кто в другой группе - всех называли бандеровцами, так как они сами славили «вождя» Бандеру) поставили перед нашим селом требование о выкупе. Крестьяне деньги собрали и отдали бандеровцам. Но это не помогло. Ночью все мужчины, то есть отец, младший брат и я, как и в другие ночи, спали в убежище под хозяйственными постройками. Мать (украинка) с двумя моими сестрами и сестрой отца, которая вышла замуж за украинца из-под Харькова, ночевала в хате. Сразу же после полуночи мы почувствовали запах дыма и догадались, что УПА подожгла дома. Я выскочил из погреба, подняв ляду. По мне, убегающему, стреляли, но не попали. Отец тоже пытался выбраться из погреба, но не смог - сгорел. От дыма задохнулся мой младший брат. Мать, убегающую из горящего дома, ранили, но она спаслась. Убежала также семилетняя сестра, хотя и получила ранение в колено. Убежала также сестра отца, которую ранили выстрелом в руку, вследствие чего руку пришлось ампутировать. Вторая 13-летняя сестра, убегая, попалась на глаза бандеровцу, который проколол ей грудь штыком, и она погибла на месте. Этой же ночью бандеровцы сожгли и убили соседей наших - Белоскурского и Барановского и других из нашего небольшого села»…

Депутаты украинского парламента - Верховной Рады - поддержали в первом чтении и в целом законопроект «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики». Речь идет о пересмотре всего исторического и культурного наследства 70-летней истории советской Украины.

Параллельно депутаты Верховной Рады поддержали в первом чтении и в целом законопроект «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке». Среди участников - Украинская Повстанческая Армия (УПА) и Организация Украинских Националистов (ОУН). Закон предусматривает социальные гарантии, льготы или другие выплаты борцам за независимость Украины и членам их семей. А также ответственность за «пренебрежительное отношение к лицам, которые признаны борцами за независимость Украины».

Проклятые бандеры!

Напомним, что попытки легитимизации бандеровцев на Украине предпринимались и раньше. Но они встречали резкое сопротивление и самих бывших «борцов за независимость». Так, в 2006 году газета «Ветеран Украины» опубликовала посмертное письмо жительницы Волыни Надежды Тимофеевны Вдовиченко, которая призналась, что «брала участие в бандеривщине». Вспоминала, как они «ночью ходили и ездили по селам» с заданием «душить людей, кто держал пленных русских и самих пленных». Заканчивается покаянное письмо такими строчками: «Всю свою жизнь носила тяжелый камень на сердце, я же так верила бандерам. Я могла любого человека продать… А они проклятые бандеры, и будь они прокляты Богом и людьми на веки вечные. Сколько они людей передушили. И еще хотят, чтоб их приравняли к воюющей стороне. А с кем они воевали? Со своими соседями, душегубы проклятые. Сколько крови на их руках, что я знаю, сколько колодцев забросано трупами... Много людей из-за такого и теперь не хотят возвращаться на ту бандеровщину. Слезами умоляю Вас, люди, простите мне мои грехи». Тот факт, что Надежда Вдовиченко попросила подругу обнародовать письмо только после своей смерти, говорит об атмосфере, в которой пребывала немалая часть современной Украины. После решений Рады столь душная атмосфера страха может захватить всю республику.

Надо сказать, что прозревшая женщина из Волыни не одинока. Ее земляк, политолог и публицист Виктор Варфоломеевич Полищук (1925-2008) родился в этнически смешанной семье (отец - украинец, мать - полька). В сентябре 1939 года, когда советские войска вошли в Западную Украину, отец Виктора был арестован энкаведистами. До сих пор о его судьбе ничего не известно. Виктор Полищук с матерью и сестрами был депортирован в Северный Казахстан. В 1944-46 годах работал в Днепропетровской области. В 1946-м выехал в Польшу, а с 1981-го проживал в Канаде. В Торонто он издал книгу с говорящим названием «Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)». В середине 90-х годов книга Виктора Полищука была опубликована на украинском языке в Донецке. В ответ на обвинение в антипатриотизме автор замечал: «Не народ свой обвиняю, а очищаю от той скверны, что являет собой ОУН-УПА». Ниже мы публикуем несколько фрагментов из книги Полищука.

Из свидетельств очевидцев и других материалов можно воспроизвести такой ход событий на Волыни и Галичине 1941-45 годов:

ОУН, заранее подготовленная, одновременно с продвижением немецких войск на восток организовала свою помогающую немцам полицию;

ОУН послала на Волынь своих эмиссаров, которые пропагандой и террором заставили многих украинских крестьян Волыни принимать участие в грабежах и жестоких убийствах польского мирного населения;

Уничтожение имело организованный, заранее спланированный характер;

Убийство поляков было делом не украинцев как членов нации, а ОУН - как украинской преступной идеологии и политики.

Расовый подход «очищения территории», использованный ОУН, был преступлением. Он был следствием программных установок ОУН. «Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидва - це Твої вороги. Нищ їх! Ляхів, жидів, комуністів знищуй без милосердя!..» (из обращения Степана Бандеры, распространяемого во Львове с 30 июня 1941 года. В тот день оуновцами был принят «Акт провозглашения Украинской Державы». Начиная с 30 июля в городе три дня шли «галичанские народные гуляния» в форме еврейского погрома, число жертв которого оценивается от 4 до 7 тыс. человек).

Тотальное очищение территории

Сегодня, когда ОУН во всю мощь кричит о том, что она воевала на два фронта - против гитлеровцев и против большевиков, встает вопрос: против кого в действительности она воевала? На соответствующую тему высказался Владимир Кубийович, руководитель УЦК (Украинский Центральный Комитет - легальная организация, действовавшая во время фашистской оккупации, одна из создателей дивизии ОС «Галичина»): «Мы в УЦК призывали наших люди выдерживать на своих постах в комитетах, не провоцировать немцев и помнить, что противо-немецкая акция помогает большевикам». ОУН-УПА имела достаточно здравого смысла, чтобы осознать свою силу в сравнении с силами Германии и СССР в войне. В той войне столкнулась более чем пятимиллионная немецкая армия с почти пятимиллионной советской армией. А ОУН насчитывала около 40 тыс…

ОУН-УПА вначале рассчитывала на победу Германии, с которой абсолютно беспочвенно связывала надежду на построение украинского государства. Надежды связывались скорее с «братской» фашистской идеологией, чем со стратегией гитлеровской Германии. А после Сталинградского поражения 6-й армии Паулюса ОУН начала рассчитывать на взаимное уничтожение двух воюющих сторон, а также на Третью мировую войну. Именно на момент столкновения западных союзников с СССР ОУН-УПА подготавливала «чистую», освобожденную от поляков территорию, чтобы не было даже мысли о присоединении Западной Украины к Польше...

(Кстати, председатель Союза советских офицеров Крыма Сергей Никулин послал в Германию официальный запрос: на самом ли деле бандеровцы воевали с немцами? Из Военно-исторического научно-исследовательского института (Мюнхен) ученые сообщили: «В нашем институте не имеется материалов о потерях Вермахта, нанесенных ему подпольными группами УПА в Западной Украине. Приблизительно летом 1943 года войска УПА начинали атаковать тыловые учреждения Вермахта, взяли немецких пленных и убили нескольких солдат, хотя в большинстве случаев немецких пленных отпустили. - авт. ).

Больно мне, украинцу, писать о методах убийств, используемых ОУН-УПА. Но промолчать о них невозможно. Для предостережения последующим поколениям. Только небольшую часть примеров я приведу тут. Все они подкреплены документами.

Ф.Б. из Канады: «На наш двор пришли бандеровцы, поймали нашего отца и топором отрубили ему голову, нашу сестру прокололи штыком. Мать умерла от разрыва сердца».

Ю.Х из Польши: «В марте 1944 года на наше село Гута Шкляна напали бандеровцы, среди них был один по фамилии Дидух из села Оглядов. Убили пять человек. Стреляли, добивали раненых. Ю. Хоростецкого топором разрубили пополам. Изнасиловали малолетнюю».

Т.Р. из Польши: «Село Осьмиговичи. 11.07.43 года во время службы Божьей напали бандеровцы, поубивали молящихся, через неделю напали на наше село. Маленьких детей побросали в колодец, а тех, кто побольше, закрыли в подвале и завалили его. Один бандеровец, держа грудного ребенка за ножки, ударил его головой о стену. Мать ребенка закричала, ее пробили штыком».

Отдельным, весьма важным разделом в истории доказательств массового уничтожения поляков, проведенного ОУН-УПА на Волыни, является книга Ю. Туровского и В. Семашко «Злодеяния украинских националистов, совершенные против польского населения Волыни, 1939-1945 годов». В ней на 166 страницах мелкого шрифта перечисляются и описываются методы массовых убийств мужчин, женщин, детей. Вот только некоторые фрагменты из книги:

9 ноября 1943 года, польское село Паросле в районе Сарны. Банда украинских националистов, притворясь советскими партизанами, ввела в заблуждение жителей села, которые в течение дня угощали банду. Вечером бандиты окружили все дома и убили в них польское население. Было убито 173 человека. Спаслись только два, которые были завалены трупами, и шестилетний мальчик, который притворился убитым. Позднейший осмотр убитых показал исключительную жестокость палачей. Грудные младенцы были прибиты к столам кухонными ножами, с нескольких человек содрали кожу, женщин насиловали, у некоторых были обрезаны груди, у многих были обрезаны уши, носы, выколоты глаза, обрезаны головы. После резни устроили у местного старосты пьянку. После ухода палачей среди раскиданных бутылок самогона и остатков еды нашли годовалого ребенка, прибитого штыком к столу, а у него во рту торчал недоеденный кем-то из бандитов кусок квашеного огурца.

Март 1943 года. В околице Гуты Степанской Костопольского района украинские националисты обманом выкрали 18 польских девушек, которых после изнасилования поубивали. Тела девушек сложили в один ряд, и на них положили ленту с надписью: «Так должны погибать ляшки (польки)».

30 августа 1943 года, польское село Острувки возле Любомля. Село окружили плотным кольцом. В село въехали украинские эмиссары, предлагая сложить оружие. Большинство мужчин собрались в школе, в которой их закрыли. Потом выводили по пять человек за сад, где их убивали ударом по голове и бросали в выкопанные ямы. Тела складывали слоями, пересыпая землей. Женщин и детей собрали в костеле, приказали им лечь на пол, после чего по очереди стреляли в голову. Погибли 483 человека, в том числе 146 детей.

Над Украиной угроза вырождения

И такое на 166 страницах! И речь только о Волыни. А еще будет Галичина! Ю. Туровский и В. Семашко называют цифру 70 тыс. погибших на Волыни поляков, что составляет около 20% тогдашнего польского населения края. Причем они подчеркивают, что их материалы охватывают только третью часть всех жертв волынского погрома. Другими источниками называются также цифры 100 и 200 тыс. убитых.

Правду, которая касается убитых ОУН-УПА украинцев, должны исследовать историки, которые живут на Украине... Но... Но теперь появились историки-украинцы, которые поставили перед собой задачу «научно» оправдать, даже восхвалить ОУН-УПА. Честным же историкам будет крайне нелегко. На Украине, особенно на Западной, вновь господствует страх. Люди в Западной Украине еще помнят ОУН-УПА...

В одном из последних интервью Виктор Полищук заявил, что победа Советского Союза в войне против фашисткой Германии спасла украинский народ от уничтожения, «а перемены в мире (невозможные в условиях победы Германии) привели к созданию независимого украинского государства». Полищук был уверен, что деятельность ОУН как организации фашистского типа надо запретить. А заодно осудить деятельность таких структур, как УПА, батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», Украинская вспомогательная полиция, дивизия СС «Галичина» и других. Осуждения заслуживают и факты научной фальсификации со стороны историков-защитников преступных организаций. Виктор Полищук был уверен: «Без преодоления украинского национализма над народом Украины будет висеть угроза вырождения».

Сегодня в сеть попали инструкции для украинских СМИ к 9 Мая – как следует освещать события ВОВ, и недавно окончательно реабилитированную ОУН-УПА.

Основные посылы – Украину от нацистов освободила не Советская Армия, а украинский народ, и немалая заслуга в этом Украинской Повстанческой Армии (бандеровцев). Помимо этого рекомендуют акцентировать внимание на количестве русских воевавших в РОА (власовцы), и на умышленном занижении Россией роли украинского народа в победе во Второй Мировой Войне (именно так – Вторая Мировая, ВОВ употреблять нельзя).

Копии

Не буду публиковать все, думаю суть и так понятна… Плюс украинские власти рекомендуют исходить из того, что «9 мая, это не праздник Победы, а прежде всего урок для Украины, Европы и всего мира», а также призывают уравнять путинскую Россию и гитлеровский режим.

В принципе ничего нового — Киев продолжает навязывать украинцам изуродованную версию истории и пропагандировать русофобию. Собственно для этого и понадобилось героизировать хронических русофобов бандеровцев, якобы воевавших одновременно против двух тоталитарных режимов (советского и нацистского) за независимую Украину. Но очень трудно совместить не совместимое, 6 миллионов украинцев воевавших против фашистов в рядах СА, и 300 тысяч галицких националистов, воевавших с немцами против Советского Союза, т.е. ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА. Поэтому и приходится столько лгать и игнорировать исторические факты.

Напомню что преступления украинских националистов, доказаны на судебных процессах, так же как и доказана их прямая связь с нацистами (этому существует огромное количество фото и видео подтверждений, см. ниже). В противовес этому, в немецких архивах не зафиксировано НИ ОДНОГО ФАКТА серьезных столкновений бандеровцев с нацистами, кроме мелких стычек, которые сами немцы характеризовали, как редкие и не заслуживающие внимания.

В 1941 году, Галиция встречала немцев цветами, хлебом солью, и торжественными парадами, украинским националистам была обещана самостийная Украина, поэтому они не только приветствовали гитлеровцев, но и активно вступали в полицию и регулярные военные формирования. В первый же день создания СС Галичина, в нее добровольно записалось более 20 тысяч украинцев, на протяжении недели заявления продали еще 40 тысяч.

Фотохроника: Галиция встречает нацистов, и добровольцы СС Галичина


Немного про идеологию украинского национализма и о лозунгах которые скандируют и сегодня

Взято практически один в один из нацистских….

И как эти лозунги использовались «борцами с нацизмом» того времени


Помимо дивизии СС Галичина, существовали и другие формирования украинских националистов, до 43 года однозначно воевавшие в составе или при непосредственном взаимодействии с немцами:

Батальон Нахтигаль (нем. «Nachtigal» − «Соловей»)

Подразделение сформированное преимущественно из членов и сторонников ОУН(б) и обученное органами военной разведки и контрразведки нацистской Германии, абвером, для действий на территории Украинской ССР. Которое возглавлял . Именно Нахтигаль вместе с немецкими войсками принял участие во вторжении на территорию Украинской ССР, действуя в составе полка «Бранденбург». В ночь с 29 на 30 июня 1941 батальон первым вошёл во Львов.

Сейчас украинская пропаганда пытается изобразить Шухевича таким

В форме воина УПА и украинской символикой. Но на самом деле было так

Батальон Роланд (нем. «Roland»)

Сформирован в 1941 году с санкции руководителя германской военной разведки В. Канариса для обучения и использования в составе специального разведывательно-диверсионного формирования «Бранденбург-800» в ходе нападения Германии на СССР. Подчинялся 2-му отделу Управления абвера (Amt Abwehr II) (специальные операции) при Верховном Командовании вермахта.

В отличие от «Нахтигаля», его личный состав в большей степени был представлен украинскими эмигрантами первой волны. Кроме того, до 15 % составляли украинские студенты из Вены и Граца. Командиром батальона был назначен бывший офицер польской армии майор Е. Побигущий. Все остальные офицеры и даже инструкторы были украинцами, в то время как германское командование представляла группа связи в составе 3 офицеров и 8 унтер-офицеров. Обучение батальона проходило в замке Зауберсдорф в 9 км от г. Винер-Нойштадт. В первых числах июня 1941 г. батальон отбыл в Южную Буковину, и далее двинулся в район Ясс, а оттуда через Кишинев и Дубоссары - на Одессу, действуя в составе 6-й армии вермахта на территории сначала Западной, а затем и Восточной Украины в июне−июле 1941.

В октябре 1941 года «Нахтигаль» и «Роланд» были передислоцированы во Франкфурт-на-Одере, направлены на переобучение для использования в качестве частей охранной полиции.

Но вскоре наступило протрезвление — украинское государство, которое бандеровцы провозгласили 30 июня 1941 во Львове просуществовала всего 17 дней, после чего Бандера был арестованы, а Гитлер по сути объявил Украину своей колонией, националистам в которой отводились лишь полицейские функции.
В конце 1942 начале 43 года часть галицких националистов (ОУН б, последователи Бандеры), «взбрыкнули». Отказавшись выполнять приказы немцев. Номинально причинами послужили обман с самостийной Украиной (полтора года спустя), и террор который немцы устроили гражданскому населению, в т.ч. и на территории Галиции. Угоняли в германию, отбирали продовольствие и скот, не особо разбираясь где воюет хозяин — в РККА или в СС… Но главной причиной, стало то что немцы проигрывали войну, больше не оставалось надежды не только на независимую Украину, но даже и на какие-то привилегии в нацистской…
Отказавшись выполнять прямые приказы рейха, ОУН-УПА с точки зрения немцев, стали бандами украинских националистов (именно так их и называли в донесениях), но уничтожать их не было никакого резона, как и у ОУН-УПА, не было причин начинать войну против нацистов, они тем самым выступили бы на стороне Союза, который к тому времени и так побеждал. А в советской Украине их не ждало ничего кроме лагерей.

Собственно, сама УПА появилась лишь в феврале 1943. Справка

17-23 февраля 1943 в с. Тернобежье по инициативе Романа Шухевича состоялась III конференция ОУН, на которой было принято решение об активизации деятельности и начале вооруженного выступления.

Большинство членов конференции поддержало Шухевича (хотя М. Лебедь возражал), по мнению которого основная борьба должна быть направлена не против немцев , а против советских партизан и поляков - в направлении, уже осуществляемом Д. Клячкивским на Волыни.

В конце марта 1943 года сторонникам и членам ОУН, служившим в немецких военизированных и полицейских формированиях, было направлено указание уходить в леса вместе с оружием. Согласно перехваченному советскими партизанами приказу, собственно начало «формирования украинской национальной армии за счет полицейских, казаков и местных украинцев бандеровского и бульбовского направления» пришлось на вторую декаду марта 1943 года.

Ряды будущей УПА в период с 15 марта по 4 апреля 1943 пополнило от 4 до 6 тысяч членов «украинской» полиции, персонал которой в 1941-42 годах был активно задействован в уничтожении евреев и советских граждан

С этого момента националисты УПА якобы перестали подчинятся немцам, и далее воевали против них и против Советской власти. Хотя как уже писал выше, нет никаких свидетельств, о масштабных боевых действий УПА против немцев, какие-то мелкие стычки (освобождение родственников угоняемых на работы, защита собственных домов, имущества, нападение на продовольственные склады/обозы), таковыми считаться не могут, это вынужденные меры самовыживания.
Даже в сборниках документов «УПА в свiтлi нiмецьких документiв » (кн.1, Торонто 1983, кн.3, Торонто 1991), составленных потомками националистов эмигрировавших в Канаду (а потому врядли беспрестрастными) — примеров стычек УПА с нацистами очень не много, и большинство из них в таком духе

Переговоры с одной из банд националистов невдалеке от Ровно принесли следующие результаты: банда будет дальше бороться против советских бандитов и регулярных частей Красной Армии. Она отказывается участвовать в сражениях на стороне вермахта равно как и сдать оружие… В последние недели действия украинских банд были направлены не столько против вермахта, сколько против немецкой администрации. Украинские банды по-прежнему выступают против польских, советских банд и польских поселений.

Собственно, УПА и против регулярной Советской Армии не воевала. К этому моменту они жили мечтой, о взаимоуничтожении Советов и Рейха. А сами тем временем, были озабочены собственным выживанием и продолжали работу, которую начали под руководством нацистов — геноцид гражданского населения, в первую очередь сторонников Советской Власти, и этнические чистки поляков и евреев, в том числе совместно с нацистами. Приведу несколько эпизодов:

Трагедия Яновой Долины

В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года (в преддверии Пасхи) отряды 1-й Группы УПА под командованием И. Литвинчука («Дубового») вошли в с. Яновая Долина и начали поджигать все строения. Часть жителей погибла в огне, тех, кто пытался выбраться - убивали.

Расквартированный в селе немецкий гарнизон - рота литовской вспомогательной полиции под немецким командованием - во время нападения находился в селе, но не покинул своего расположения. Националисты не атаковали гарнизон. Полицейские не пытались противодействовать националистам, и открывали огонь, только когда к его расположению приближались националисты.

В результате акции погибло от 500 до 800 человек, включая женщин и детей. Многие были сожжены заживо

Трагедия Гуты Пеняцкой

По состоянию на начало 1944 года, в селе Гута Пеняцкая насчитывалось около 1000 жителей. Населённый пункт Гута Пеняцкая поддерживал польских и советских партизан в их действиях по дезорганизации немецкого тыла.
28 февраля 1944 г. село было окружено 2-м батальоном полицейского 4-го полка Добровольческой дивизии СС «Галиция» при поддержке местного УПА и было полностью сожжено - остались лишь остовы каменных строений - костела и школы. Из более чем тысячи жителей Гуты Пеняцкой, выжило не более 50 человек. Более 500 жителей было сожжено заживо в костёле и собственных домах.

Трагедия Подкаменя

12 марта 1944 в местечко Подкамень вошло подразделение дивизии СС «Галиция» под предлогом поиска оружия и партизан. Накануне польской самообороной местечка было отражено нападение отряда УПА.
Вошедшие на территорию монастыря военнослужащие СС «Галиция» начали убивать всех укрывшихся на его территории поляков. Другие же, обыскивая местечко, требовали у найденных ими людей удостоверение личности. У кого в «аусвайсе» было указано, что он поляк - того убивали. Кто смог доказать обратное - оставлялся в живых… В ходе акции военнослужащими 4-го полка Добровольческой дивизии СС «Галиция» при участии подразделений УПА было уничтожено более 250 человек…

—————-

Таких примеров много, и все они подтверждают сотрудничество УПА с нацистами, в т. ч. и с СС Галичина, продолжающей воевать в составе вермахта.
И кстати, СС Галична, о которой украинская пропаганда очень редко упоминает — тоже была во много укомплектована из галицких националистов, в т.ч. и членов ОУН. Дивизия была создана в марте 1943, и что называется, по настоятельным просьбам патриотически настроенной общественности, цитирую:
В начале марта 1943 в газетах дистрикта Галиция публикуется «Манифест к боеспособной молодёжи Галиции» губернатора дистрикта Галиции Отто Вехтера, в котором отмечалась преданная служба «на благо рейха» галицийских украинцев и их неоднократные просьбы к фюреру об участии в вооружённой борьбе, - и фюрер, учитывая все заслуги галицийских украинцев, разрешил формирование Стрелковой дивизии СС «Галиция »

Выше писал, что в первую же неделю после публикации манифеста, в дивизию подали заявления 60 тысяч добровольцев, а всего — около 80 тысяч. Следует добавить, что СС Галичина привлекалась для карательных операций не только на территории Украины, но и в Словакии и Югославии. Больше информации про их «подвиги» .

Отдельно в деятельности галицких националистов можно выделить геноцид который они устроили полякам. По разным данным было уничтожено от 30 до 60 тысяч человек, преимущественно женщин, детей стариков (Польша настаивает на цифре 100 тысяч). Сейчас Киев пытается оправдать «Волынскую Резню», тем что и поляки убивали этнических украинцев. Это действительно так, но с их стороны это была ответная мера, в надежде тем самым усмирить бандеровцев и прекратить бойню на территории Галиции, да и количество жертв совершенно не сопоставимое.

Волынская Трагения (Резня)

Подобных фактов преступлений УПА много (), и отвергать их бессмысленно. По отдельным фото, современные последователи Бандеры дают опровержения (сняты не там, или погибли не от рук бандеровцев), но опровергают единицы, а документов тысячи.
Попытки списать все это на ложь советской пропаганды, то же не состоятельны — факты подтверждают польские, немецкие, израильские историки.

Ну и на последок немного видео, для тех у кого есть время и желание разобраться в теме доскональный.

Хроніка. Дивізія СС Галичина. Коломия. Гуцули

Последователи Бандеры, ОУН УПА, дивизии СС Галичина (с 8,30 минуты фото и видеохроника)

ОУН- УПА, Фактами Истории Сегодня и Прошлого!

Немецкий Гос. канал: Бандера сотрудничал с фашистами и причастен к уничтожению евреев

ВОЛЫНЬ без срока давности — фильм о преступлениях ОУН-УПА

ПОЛИЦАИ (2014) БАНДЕРОВЦЫ.Армия УПА.Смотреть тяжело,но полезно.16+

ПС
Галицкие националисты однозначно воевали на стороне нацистской Германии, пока верили что за это им отдадут Украину, при этом их использовали главным образом для выполнения полицейских функций и в карательных операциях ПРОТИВ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, в т. ч. и ПРОТИВ УКРАИНЦЕВ.
Из того что они хотели получить Украину, не следует что они боролись за свободу для украинского народа, еще за 2-3 года до этих событий они были гражданами Польши, а до этого сотни лет являлись частью Австро-Венгрии, что многих из них устраивало.
Страшно представить, что было бы если Германия победила в той войне, и сдержала обещание отдать власть над Украиной бандеровцам, и какая судьба ожидала бы семьи тех 6 миллионов украинцев, которые ушли воевать в РККА, что ждало бы русских, поляков, евреев проживающих в Одессе, Харькове, Донецке…. Впрочем, представить это не сложно, глядя на фото опубликованные выше, и вспоминая Бабий Яр в Киеве, где при активном участии националистов были расстреляны от 70 до 200 тысяч расово неправильных горожан.

На этом страшном кадре – Киев, сентябрь 1941 года. Бабий яр. Мать за секунду до гибели прижимает к себе ребенка. Человек в форме СС, который убьет ее и ребенка через секунду-другую – не немец. Он украинец, точнее – уроженец Западной Украины, из Житомира. Служил в дивизии «Галичина», а с 1943 года участвовал в работе айнзатц-групп.
Откуда такие подробности? Практически от него самого. Эту фотографию изъяли партизаны вместе с документами и армейским жетоном. Изъяли, когда обыскивали его тело.

Бандеровцы надеялись получить для себя Украину из рук нацистов, но когда им в этом отказали — все равно считали их своими союзниками.
Кроме того, к середине 1944 г нацистов вытеснили с Западной Украины — воевать против них бандеровцы уже физически не могли.
Справедливости ради нужно отметить, что ненависть бандеровцев к полякам и советской власти, появилась не на пустом месте — этому предшествовала Польско-Украинская война, принудительная полонизация галицких украинцев, затем депортация 200-300 тысяч националистов и их семей, сопровождавшаяся вакханалией НКВДшников. Все это может в какой-то степени пояснить почему галичане встречали нацистов как освободителей, но это не может служить оправданием бесчеловечным расправам над женщинами стариками и детьми.
И само собой, украинские националисты, не воевали против нацизма, или еще глупее — против тоталитарных режимов. Одни из них воевали за свой, расово чистый украинский рейх, другие — за немецкий…

Для написания статьи, использовались только источники, подтверждающие информацию документальнами: Википедия, материалы из книги польского историка Александра Кормана «Геноцид УПА», канадский сборник «УПА в свiтлi нiмецьких документiв».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры