Аникушин михаил константинович.

Главная / Ссоры
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.
Мари».

В середине лета, княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре. Он писал, что никогда не любил так, как любит теперь, и что теперь только понял и узнал жизнь; он просил сестру простить его за то, что в свой приезд в Лысые Горы он ничего не сказал ей об этом решении, хотя и говорил об этом с отцом. Он не сказал ей этого потому, что княжна Марья стала бы просить отца дать свое согласие, и не достигнув бы цели, раздражила бы отца, и на себе бы понесла всю тяжесть его неудовольствия. Впрочем, писал он, тогда еще дело не было так окончательно решено, как теперь. «Тогда отец назначил мне срок, год, и вот уже шесть месяцев, половина прошло из назначенного срока, и я остаюсь более, чем когда нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь, на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на три месяца. Ты знаешь меня и мои отношения с отцом. Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда может быть так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастие. Я пишу теперь ему письмо о том же и прошу тебя, выбрав добрую минуту, передать ему письмо и известить меня о том, как он смотрит на всё это и есть ли надежда на то, чтобы он согласился сократить срок на три месяца».
После долгих колебаний, сомнений и молитв, княжна Марья передала письмо отцу. На другой день старый князь сказал ей спокойно:
– Напиши брату, чтоб подождал, пока умру… Не долго – скоро развяжу…
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»

Художники

Аникушин Михаил Константинович

Аникушин Михаил Константинович (1917, Москва - 1997, Санкт-Петербург)

Один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния. Широко известен созданием мемориальных образов А.С.Пушкина (памятник на Площади Искусств 1957, фигура на станции метро «Пушкинская», памятник в Ташкенте). Автор одного из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И.Ленину - на Московской площади 1977, а также скульптурного оформления мемориала Героическим защитникам Ленинграда 1975. Портретист, работал в мемориальной пластике. Михаил Аникушин родился в Москве, в семье рабочего. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИНЖАС) с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945): 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. 1936-1937 - Г. А. Шульц готовил его в Средней художественной школе к поступлению в Академию. 1937-1941, 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. С самого начала Великой Отечественной войны ушел в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах Красной армии. Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде, за которую автор был удостоен Ленинской премии. Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина, действительный член Академии художеств СССР (с 1962), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1977). 2 октября 2007 года на здании мастерской, где преподавал Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска. Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он жил. *** Дипломная работа в ВАХ - "Воин-победитель", оценка - отлично. Обучение проходило на скульптурном факультете. Присвоено звание художника-скульптора.

-

Михаила Константиновича можно было застать дома только в субботу и воскресенье, когда он говорил: «Наконец у меня появилось свободное время, когда можно спокойно посидеть и поработать». Все остальные дни у него занимали Академия художеств (он был заведующим кафедрой скульптуры), Союз художников и фонд «Петербургское наследие и перспектива». Прежде всего он был добрым и открытым человеком. Если во время работы ему кто-то звонил или заходил в гости, он всегда сразу организовывал чай. Была у него заведена традиция - в кругу друзей и близких пить чай с пирожными и кексиками, обязательно за столом с красивой скатертью. От него никогда не звучало: «Извините, я занят». Я это впитал, и это та самая фраза, которая определяет для меня человека. Своим детям прививаю правило избегать выражения «Извините, я занят» в своей речи. Я часто сидел с Михаилом Константиновичем в мастерской и лепил рядом с ним. Отпечатки моих ладошек есть на скульптурах мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и на памятнике Чехову, который стоит в Камергерском переулке в Москве, недалеко от МХТ. В блокадной композиции на площади Победы первоначально присутствовал мальчик - я был прототипом для него. В то время как солдаты вырывались из кольца блокады наружу, этот ребенок должен был сбегать вниз по лестнице, внутрь, как олицетворение жизни, возвращающейся в город. Но мальчика отменили, он не вошел в проект. Вместо него посередине поставили гигантскую палку, сказали, что маленькую фигуру с самолета незаметно. Ведь главное, чтобы было внушительно, чтобы видно: деньги потрачены не зря.

Михаил Константинович был не только гениальным скульптором, художником и учителем, но и талантливым политиком. Безусловно, важно уметь грамотно организовать свое профессиональное движение. У меня вот отсутствует карьерная звезда, поэтому моя жизнь тускла. А в общем, талантливый человек - это тот, кто идет по жизни в правильном направлении. Если он не на своем пути, то таланты его со временем меркнут и личность не реализуется. Яблоко от яблони само падает вниз, а если мы будем его ловить и перетаскивать в другое место, то не факт, что вырастет хорошее дерево. Конечно, энергия светил долго сияет в поколениях. Младший правнук Михаила Константиновича, мой сын Миша, рисует, увлекается живописью, уже в десять лет в нем виден большой талант. Старшему, Арону, тринадцать лет, он очень сообразительный, тяготеет к математике, занимается анализом дизайна компьютерных игр. Арон теряет ботинки, документы, портфели, надевает рубашки наизнанку - лопух лопухом растет, весь в меня. Родители в свое время запихали меня в художественную среду. И мне нравится рисовать, но это скорее развлечение, нежели мое предназначение. Только в тридцать лет я понял, что должен был стать хирургом. В этом деле присутствует уверенность в том, что ты действительно приносишь пользу. Хирургию и изобразительное искусство не сопоставить - у них миссии разные. Искусство должно дарить радость, ублажать хорошо себя чувствующих людей, а врач, хирург в частности, спасает жизнь, чтобы дать человеку возможность в какой-томомент восхищаться искусством.


Михаил Константинович Аникушин (1917–1997) - один из крупнейших советских скульпторов, удостоенный всех мыслимых почестей: действительный член Академии художеств, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы: памятники Пушкину на площади Искусств и на станциях метро «Черная речка» и «Пушкинская», монумент Ленину на Московской площади, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове. Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей.

Текст: Наталья Наговицына

Установленный в Петербурге напротив здания Русского музея, но скульптор также является автором более двадцати монументальных композиций. Самая известная работа Михаила Константиновича Аникушина - «Памятник защитникам Ленинграда», открытый в 1975 году.

Хотя вся творческая жизнь Михаилf Аникушина волей обстоятельств оказалась связанной с Ленинградом, но он считал себя москвичом по духу и по происхождению. Аникушин родился в Москве, в одном из переулков, расположенных близ Большой Серпуховской улицы. Его отец пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком.

Михаил был четвертым ребенком в семье. В год его рождения отец был призван в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в деревню, к родителям мужа. Только в 1926 году, когда Михаил закончил второй класс, семья вновь оказалась в Москве, куда к тому времени вернулся и отец.

Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Он говорил, что, сколько себя помнит, лепил и рисовал. В Москве он поступил в школу, где стал школьным художником, оформлял стенгазеты и рисовал плакаты к праздникам. Учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров Ленинского района. Ею руководил известный педагог и художник Г. Козлов. Он заметил, что Михаил хорошо чувствует объем, и стал заниматься с мальчиком лепкой.

Под руководством Козлова, Михаил Аникушин осваивает необходимые навыки и начинает лепить с натуры портреты своих товарищей и небольшие жанровые группы - «Юный авиамоделист», «Помощь товарищу». Козлов настоял на том, чтобы работы Аникушина были показаны в разделе детского творчества на выставке, посвященной пятнадцатилетию организации Красной армии. Там их увидел известный художник Александр Дейнека . Он встретился с мальчиком и сказал, что ему необходимо получить специальное образование.

Закончив среднюю школу, Михаил Аникушин отправляется в Ленинград, поскольку там находилось единственное в то время скульптурное отделение при Академии художеств.

Козлов дал Аникушину рекомендательное письмо к ректору Академии Иосифу Бродскому . Михаил блестяще сдает вступительные экзамены, и его принимают сразу во второй подготовительный класс при Академии. Тогда отделение скульптуры вел В. Богатырев. Под его руководством Аникушин не только выполняет учебные задания, но и начинает работать самостоятельно. Его скульптуры «Мать», «Пионер, читающий свои стихи» были показаны на выставке юных дарований, посвященной восьмому съезду Советов. Там они получают восторженную оценку художника Б. Иогансона, который отметил, что по уровню исполнения скульптуры соответствуют первому курсу Академии.

Всего за год Михаил Константинович Аникушин полностью выполняет учебный план подготовительных классов, и по ходатайству Богатырева его переводят сразу в последний класс средней художественной школы. Теперь его педагогом становится скульптор Г. Шульц.

Под его руководством Михаила Аникушин выполняет вступительную работу в Академию. В 1937 году он становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. Он был известен не только как автор прекрасных монументальных работ, но и как талантливый педагог, воспитавший не одно поколение мастеров.

В мастерской Матвеева Аникушин проучился пять лет. Уже во время учебы на нервом курсе он становится ассистентом профессора и помогает ему в работе над проектом памятника А. Пушкину. Вместе с другими скульпторами в 1937 году Матвеев принимал участие в конкурсе на памятник поэту, который планировалось установить в Ленинграде. Проект Матвеева занял на конкурсе второе место, но он не смог завершить работу над ним: началась война.

В 1939 году по совету Матвеева, Михаил Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами. Он получает первую премию, и в послевоенное время памятник по его модели был установлен в Баку.

Поскольку к началу войны Аникушин был студентом пятого курса, его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Но он добивается призыва и становится солдатом противотанкового полка.

Михаил Константинович Аникушин пробыл на фронте до Дня Победы, в немногие свободные часы продолжая рисовать. Им была создана галерея портретов однополчан. В 1945 году Аникушин возвращается в Академию и начинает работу над дипломной композицией «Воин-победитель». Работа получает высокую оценку комиссии, ее признали настолько удачной, что она вошла одной из составляющих в создававшийся в Сталинграде памятник воинам-чекистам.

Закончив Академию, Михаил Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. Он занимается со студентами и начинает работать в качестве скульптора-портретиста.

К 1949 году в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное. Первой большой работой, выполненной после окончания Академии, становится памятник Пушкину, представленный им на конкурс 1949 года. Вместе с Аникушиным в конкурсе участвовали В. Домогацкий, С. Меркуров, В. Синайский, И. Шадр, но лишь несколько вариантов, в числе которых оказалась и модель, представленная Аникушиным, получили одобрение комиссии и были выставлены в Русском музее. Зрители и авторитетное жюри отдали предпочтение двум вариантам памятника - Аникушина и Николая Томского. Но последний снял свою кандидатуру. Так Михаил Аникушин стал победителем.

Однако он продолжил работу над памятником. В процессе подготовки окончательного варианта Аникушин существенно изменил композицию. Он отказался от круглого постамента и вместе с архитектором В. Петровым сделал гранитный пьедестал в форме параллелепипеда, гармонировавший с классицистическим оформлением Русского музея.

В ходе работы над памятником Аникушин создал несколько вариантов фигуры поэта. Некоторые из них были настолько удачными, что стали моделями для ряда памятников Пушкину. Один из первых вариантов стал основой мраморной фигуры, установленной в фойе актового зала MI"У на Воробьевых горах. Другой вариант памятника - «Сидящий Пушкин-лицеист» - разместили в Царском Селе, его выполнили в бронзе. Основной же вариант установили, как и планировалось, перед Русским музеем.

Параллельно Михаил Константинович Аникушин работает над памятниками другим русским писателям. В 1954 году он выполняет портрет Маяковского для памятника, позже установленного на площади Маяковского в Москве.

В 1956 году Михаил Аникушин отправляется в поездку по Италии, работает в музеях Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Им были созданы циклы рисунков и графических листов, вышедшие в виде книги.

Вернувшись из поездки, Михаил Аникушин продолжает работу над памятником Пушкину. Позже он признавался, что основной вариант сложился у него под влиянием пропорций скульптуры «Давид» Донателло. Именно тогда Аникушин предложил развернуть фигуру поэта и поднять его правую руку в экспрессивном жесте. Фигура приобрела легкость и наполнилась скрытым движением.

В апреле 1958 года за памятник Пушкину Аникушину присудили Ленинскую премию. Тогда же ему был заказан еще один памятник поэту для города Гурзуфа. Михаил Аникушин изобразил Пушкина сидящим на берегу моря. Основой для него послужил знаменитый портрет поэта, выполненный О. Кипренским. По разным причинам Аникушин никак не мог завершить памятник, он был установлен только в 1972 году.

Скульптор начинает работать и над памятником Чехову. Но он не успел к назначенному комиссией сроку и представил статую уже после завершения конкурса. Однако жюри сочло возможным отвергнуть остальные варианты и утвердило работу Аникушина.

Первоначально мастер задумал двухфигурную композицию, состоявшую из фигур Чехова и И. Левитана. Но комиссия приняла только скульптуру Чехова, ставшую основой памятника, открытого в Москве в 1973 году.

Затем он приступает к работе над памятниками физиологу Владимиру Бехтереву и композитору Р. Глиэру. В первой работе заметно влияние учителя Аникушина скульптора Меркурова. Своеобразная лаконичность силуэта соединяется с глубоким психологизмом. Похожим образом был решен памятник академику-физику А. Иоффе, установленный вначале на могиле ученого, а затем и перед институтом, где он работал.

Сам мастер своей лучшей работой считал скульптуру известного хирурга П. Куприянова, с которым он неоднократно встречался еще во время службы в армии. Первый вариант скульптуры Аникушин изготовил в 1947 году, это был своеобразный скульптурный эскиз.

В 1967 году по просьбе родных Куприянова, Аникушин вернулся к работе над бюстом и на его основе создал памятник хирургу, установленный на его могиле. Михаил Аникушин решил его в редком для русской скульптуры жанре барельефа. Изображенная в полный рост фигура врача как бы выходит из массивной беломраморной стелы.

С начала семидесятых годов Аникушин полностью сосредотачивается на монументальном замысле: он приступает к работе над памятником, посвященным героическим защитникам Ленинграда во время войны. Еще в пятидесятые годы вместе со скульптором Синайским и архитектором А. Баручевым Аникушин участвовал в конкурсе на проект мемориала погибшим во время блокады. Но тогда конкурс не был завершен.

Теперь он разрабатывает проект монумента вместе со своим постоянным соавтором архитектором Ф. Гепнером. Монументальная композиция была принята комиссией и стала основой мемориала, построенного на Московской площади в Ленинграде. Задуманный проект оказался настолько грандиозным, что был осуществлен в содружестве со скульптором Ф. Каменским и архитектором Ф. Сперанским.

Центром композиции стала монументальная статуя Победы, стоящая перед мраморным обелиском. Правда, в процессе работы Михаил Аникушин отказывается от традиционной аллегорической фигуры и заменяет ее композицией «Победители».

Вокруг нее разместились шесть скульптурных групп, в которых Аникушин изобразил защитников города. Каждая группа составляет своеобразное повествовательное единство с сюжетом. Скульптор признавался, что общий замысел композиции возник под влиянием услышанного им «Реквиема» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Образы персонажей навеяны военными стихами Ольги Берггольц .

Михаил Аникушин назвал всю композицию сказом о войне. Действительно, он придал каждой фигуре и конкретные, и обобщенные черты. Скульптор стремился, чтобы в памятнике передавалась не только скорбь, но и радость победы. Мастер не скрывал, что в компоновке отдельных элементов композиции он использовал опыт своих предшественников. В частности, группа «Оборонные работы» родилась под влиянием скульптуры Огюста Родена «Граждане Кале».

Одновременно с работой над памятником Аникушин изготовил бронзовый скульптурный фриз «Победа», который установили на фасаде здания Большого концертного зала.

В последние годы жизни Михаила Константиновича Аникушин занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней жизни продолжал преподавать в классе скульптуры. Он проработал профессором Академии более сорока лет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры