Азербайджан: религия и вероисповедания. Основные религии Азербайджана: мусульманство и христианство

Главная / Ссоры

Сегодня религия - это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.

Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).

Светское государство Азербайджан

Азербайджан - это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.

Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.

Исторически вероисповедание Азербайджана включает:

  • ислам;
  • христианство;
  • иудаизм;
  • зороастризм;
  • язычество;
  • манихейство;
  • секты и нетрадиционные общины.
  • католицизм;
  • православие;
  • протестантизм.

В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.


Древние религии Азербайджана

Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.

Язычество

Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:

  • идолопоклонство;
  • огнепоклонство.

Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.

Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:

  • анимизм;
  • фетишизм;
  • тотеизм;
  • шаманизм.

На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.

Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.

Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:

  • земли;
  • воздуха;
  • воды;
  • огня.

Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза - проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.

Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.

Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.


Зороастризм

В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».

Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.

Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала - Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.

Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.

В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:

  • после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
  • умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.

Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.

Зороастрийцы почитали солнце - величайшее из огней - и пять раз в день читали молитву.

Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром - на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.


Традиции зороастризма сегодня

Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.

С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.

Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.

Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.

Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге - главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.

Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.

В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.


Манихейство

Манихейство - это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.

Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.

Согласно манихейскому учению:

  1. Истоки света - великодушие, сострадание, радость, единство.
  2. Показатели тьмы - зло, печаль, унижение, вред.

Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.

Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.


Современный религиозный состав населения

На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.

Мусульмане

Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.

Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.

В пограничных пунктах - рибатах - имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».

Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:

  1. Первый этап - период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
  2. Второй этап - это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
  3. Третий этап - это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени - ханега на реке Пирсаат в Ширване.
  4. Четвертый этап - это период правления Сельджуков (середина XI - середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
  5. Пятый этап - это период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
  6. Шестой этап - период царствования Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.

После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.


Ислам в XX веке

После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.

В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.

С 1980 года его глава - Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа - Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.

Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:

  • Джума-мечеть в Шемахе.
  • Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
  • Мечеть Биби-Эйбат.
  • Мечеть Гейдара в Баку.
  • Мечеть Биби-Эйбат - это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы - дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.


Иудеи

Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике - одна из главных общин страны.

В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:

  • община горских евреев (живут в Губе и Баку);
  • община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
  • община грузинских евреев (живут в Баку).

По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.

В столице государства - Баку - и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.

Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.

В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.


Принципы иудаизма

Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог - творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.

Иудеи почитают две книги:

  1. Тору.
  2. Пятикнижие.

Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.

Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:

  1. Верить только в единого Бога.
  2. Нельзя богохульствовать.
  3. Не убивай.
  4. Не кради.
  5. Не прелюбодействуй.
  6. Не употребляй плоть живого животного.
  7. Суди справедливо.

На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.

Основные религиозные принципы иудаизма:

  1. Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
  2. Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
  3. Миссия иудея - просветить человечество божественными законами.
  4. Жизнь - это диалог Бога и человека.
  5. Человеческая жизнь - это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
  6. Поскольку иудаизм - это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
  7. Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии - пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
  8. В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».


Католики

Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.

В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».

Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.

В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:

  • храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
  • часовня Христа Искупителя;
  • приют для бездомных.

На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.


Протестанты

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.

На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.

В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:

  • христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
  • бакинская община евангелистов-лютеран;
  • христианская община «Слово Жизни»;
  • христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
  • религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
  • христианская община «Нехемия»;
  • христианско-баптистская община города Баку;
  • община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
  • христианско-баптистская община города Гянджи;
  • община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
  • христианско-баптистская община города Сумгаит;
  • община «Международная Церковь Братства» города Баку;
  • христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
  • община «Адвентисты седьмого дня».


Православные

В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.

Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):

  1. Бакинское городское благочиние.
  2. Благочиние районов Азербайджана.

В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:

  • кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Михайло-Архангельский храм;
  • часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).

В состав благочиния районов Азербайджана входят:

  • Александро-Невский храм в городе Гянджа;
  • Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
  • молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.


История распространения

Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея - Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.

Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе - это результат его деятельности.

Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель - Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.

Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.

В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.

Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви - церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).


Секты и нетрадиционные общины

В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:

  • баптисты;
  • адвентисты Седьмого дня;
  • евангелисты;
  • свидетели Иеговы.

Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.

Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.


Процентное соотношение последователей

Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.

Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:

  • мусульмане - 94,2%;
  • православные (Русской православной церкви) - 2,5%;
  • православные (Армянской апостольской церкви) - 2,3%;
  • другие религии - 1,8%.

Вероисповедание азербайджанского народа - это неотъемлимая часть богатой культуры страны.


Видео о православии в Азербайджане

В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.

Современный Азербайджан в соответствии с действующей Конституцией - светское государство. Религия и государство официально отделены друг от друга, тем не менее, роль ее в обществе достаточно велика. В стране приняты и действуют законы, которые определяю правовое положение религий в обществе и положение граждан относительно религий. Азербайджан, религия в котором многоконфессиональна, относится к числу довольно толерантных государств в межрелигиозных отношениях.

На сегодняшний день основная религия азербайджанцев - ислам шиитского толка. Эту по данным статистики, свыше 99,2 % населения, причем имеется и некоторая часть населения, которые придерживаются суннитской ветви ислама (примерно 15%). Ислам в Азербайджане и других странах Закавказья возглавляется Духовным управлением мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина еще в 1943 году. Главный орган этого учреждения находятся в Баку. С 1980 года во главе его находится Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта духовная организация получила новое название - Управление мусульман Кавказа. Под его юрисдикцией на территории страны находится 1802 мечети, кроме того имеются мечети в Ленкорани (75) и Массалинском районе (12).

Христианство занимает второе место в Азербайджане по количеству верующих. Как само государство Азербайджан, имеет долгую историю, насчитывающую более 2000 лет. Его распространение непосредственно связывают с деятельностью апостола Варфоломея. Согласно преданию, именно он первым из учеников Христа посетил эту землю и принес ее народу христианскую веру. В Баку имеется место, на котором апостол Варфорломей пролил свою кровь и принял смерть за веру. По сей день эта святыня является местом паломничества и поклонения вот уже две тысячи лет. Наиболее широко православное христианство распространилось на территории теперешнего Азербайджана в 4 веке, тогда же была создана автокефальная Албанская церковь (такое название она получила в соответствии с тогдашним названием этих земель - Кавказская Албания). Сейчас в стране работает 5 православных соборов, в столице функционирует 3 из них.

Католицизм появился в стране позднее - только в 14 веке, его распространение связано с миссионерской деятельностью католических орденов на территории Закавказья, которая захватила и Азербайджан. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появлялись школы, католические монастыри. В 2002 году Азербайджан посетил с пастырским визитом Иоанн Павел II. На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.

Протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, в которых начитывается примерно 3 тысячи верующих.

Иудаизм представлен тремя еврейскими общинами, которые, несмотря на свою территориальную разобщенность, являются довольно влиятельным институтом общественной жизни страны. В частности, по ее инициативе в Азербайджане действует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы, активно функционирует Культурный центр иудаизма. В столице страны работает 6 синагог, а новейшая их них, которая открылась в 2003 году, считается одной из самых больших в Европе.

Особенностью Азербайджана является то, что в этой стане сохраняется такое религиозное течение как зороастризм. Его истоки восходят к первому тысячелетию, когда зороастризм проник в Азербайджан. почти тысячелетие была самой влиятельной на этих землях. Не совсем случайно, наверное, по мнению некоторых специалистов, само название «Азербайджан» в переводе означает «Земля Вечного Огня». И на сегодняшний день культурные традиции зороастризма популярны в Азербайджане. Они проявляются даже во время традиционных праздников других религий в виде игр, обрядов, которые особо популярны среди молодежи в сельской местности.

В Азербайджанской Республике осуществляют свою деятельность различные религиозные конфессии, среди которых Ислам занимает главенствующие положение. Более 95 процентов населения Республики исповедуют исламскую религию.

В 48-й статье Конституции Азербайджанской Республики указано, что каждый гражданин обладает правом свободы совести. В пунктах 1 и 3 статьи 18 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что в Азербайджанской Республике религия отделена от государства, все вероисповедания равны перед законом, запрещены распространение и агитация религий, унижающих человеческое достоинство и противоречащих принципам человечности.

Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» обеспечивает право каждого человека определять и выражать своё отношение к религии, а также осуществлять это право. Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, этнический состав населения обусловили существование здесь различных религий. В отдельные периоды в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонничество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других религий, которые взаимно влияли друг на друга. В настоящее время на территории Азербайджанской Республики зарегистрировано 510 религиозных общин, 32 из которых являются религиозными не исламскими общинами.

Традиционные конфессии

Ортодоксальная конфессия

В 1991-м году, здание собора Жен Мироносец (построенное в 1907-м году Хаджи Зейналабдином Тагиевым), было передано Русской Православной церкви. В мае 2001-го года Алексий II - Патриарх Всея Руси, находившийся с визитом в Азербайджане, присвоил этому храму статус главного кафедрального собора. В настоящее время в Баку действуют три, в Гяндже и Хачмазе по одной Русской Православной церкви.

Римско - католическая конфессия

В 1999-м году в Азербайджане была зарегистрирована католическая община. В 2000-м году, для выполнения Богослужений данной общине было выделено собственное здание, которое было превращено в церковь. Согласно соглашению между Азербайджанским правительством и Ватиканом, в 2007-м году в Баку было завершено строительство Римской Католической церкви. В мае 2002-го года, глава Римской Католической церкви Иоанн Павел II посетил Баку и провел встречи с официальными лицами государства и с представителями общественности. В апреле 2003-го года Вселенский Патриарх Варфоломей II прибыл с официальным визитом в Азербайджан. В ходе визита Патриарх провел встречи с официальными лицами государства, религиозными деятелями, с руководителями мусульманских, христианских и еврейских религиозных общин, а также был принят Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым. В 2003-м году государством была зарегистрирована Албано-Удинская религиозная община. Албанская церковь, построенная в селе Киш города Шеки, считающаяся одним из древнейших храмов, как на Кавказе, так и во всем мире, в 2003-м году была полностью восстановлена и открыта для посещения прихожанами. В мае 2006-м года состоялась церемония открытия Албано-Удинской церкви Чотари, построенной на месте старинной албанской церкви Святого Елисея, в селе Нидж Габалинского района.

Протестантское течение

Евангелическо-Лютеранская церковь.

Евангелическо-христианская Баптистская община.

Адвентисты седьмого дня.

Религиозная община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»

Религиозная община Молоканских духовных христиан.

Албано-Удинская религиозная христианская община.

Евреи

Религиозная община Европейских евреев.

Религиозные общины горских евреев «Ашкенази» - сефарды.

Религиозные общины грузинских евреев.

Евреи поселились в Азербайджане более 2500 лет тому назад и никогда не подвергались религиозной нетерпимости и дискриминации в нашей стране. В настоящее время, 7 религиозных еврейских общин прошли государственную регистрацию. В городе Баку действуют 3 синагоги и по одной в Огузе и Губе. В марте 2003-го года в Баку сдана в эксплуатацию новая еврейская синагога. В сентябре 2003-го года в Баку было открыта первая еврейская средняя общеобразовательная школа, при финансовой поддержке Международного Фонда «Ор Авнер Хабад - Любавич». Также в соответствии с постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 222, от 5-го октября 2006-го года, школа № 1, расположенная в поселке Красный Губинского района, была названа в честь Исаака Абрамовича Ханукова. Высокая степень толерантности, а также отсутствие в стране какой-либо дискриминации по отношению к евреям, было отмечено

делегацией Конференции Президентов главных еврейских организаций Америки, находившейся с официальном визитом в Азербайджане с 9-го по 14-е февраля 2006-го года. В состав делегации входили – заместитель председателя организации М. Хонлайн, Президент Евро-Азиатского еврейского конгресса А. Махкевич и другие лица.

Нетрадиционные религии и секты

Свидетели Иеговы.

Церковь Восхваления Нехемия.

Животворящая благодать.

Международное общество Сознания Кришны

Новоапостольская церковь бахаи.

Община Евангельских христиан.

Существующие в Азербайджане религиозные центры и ведомства, поддерживают деловые связи и контакты с соответствующими центрами в зарубежных странах, активно участвуют в религиозных международных мероприятиях. Так между Управлениями Мусульман Кавказа и Международной Организацией Исламской Конференции, а также между религиозными организациями зарубежных мусульманских и не мусульманских стран, существуют тесные связи.

Епископство Русских православных Церквей, помимо руководства христианскими православными церквами в Прикаспийском регионе, широко сотрудничает с религиозными центрами, как внутри страны, так и за ее пределами.

Еврейские общины Азербайджана поддерживают тесные связи с такими международными организациями, как «Сохнут», «Агудит Израиль», и «Тшува Израиль», а также с Европейскими общинами США, Англии и других стран.

На территории Республики функционируют христианские и еврейские учебные заведения, в частности воскресные школы при православных церквях, Библейские курсы евангелическо-христианских протестантских общин, Библейский институт общины «Животворящая благодать», курсы обучения иврита, иудаизма и еврейской культуры.

Азербайджанская Республика является многонациональным и многоязычным государством, национальная политика которого построена на принципах совместного существования и терпимости друг к другу разных народов, этнических групп и религиозных меньшинств.

URL copied to clipboard

Читать еще!

Отправить

Было несколько удивительно видеть, как Ильхам Алиев меняет в апреле свой обычный костюм с галстуком на белые одежды для паломничества в Мекку. Ведь президент богатого энергоресурсами Азербайджана – дитя советской эпохи. Самого Алиева и его гламурную жену и дочерей редко можно увидеть соблюдающими религиозные традиции, тем более посещающими Мекку, чтобы увидеть Каабу, главную святыню ислама.

Визиту правящей семьи в Мекку предшествовало открытие мечети Гейдара в азербайджанской столице Баку в декабре 2014 года, однако эта мечеть остается закрытой для обычных посетителей. Неожиданный интерес президента к религии вызывает целый ряд вопросов.

Означает ли он, что в этой стране, где религия подавлялась на протяжении семидесяти лет, ислам превращается в нечто большее, чем просто символ этнической принадлежности? Или, как во многих других странах, ислам становится еще одним инструментом консолидации власти и привлечения на свою сторону более религиозных слоев общества? Есть также и третья теория: что правительство предпринимает усилия по созданию своей собственной национальной версии ислама.

Апрель 2015: Ильхам Алиев посещает Каабу в Мекке. Фотография: www.president.az.В любом случае религиозные чувства в Азербайджане, несомненно, находятся на подъеме. Мусульмане Азербайджана принадлежат к разным течениям внутри ислама. Примерно 85 процентов – шииты, 15 процентов – сунниты, при этом значительная часть жителей страны просто обозначают себя словом «мусульмане» и соблюдают ограниченный набор религиозных правил. Сложная экономическая ситуация, хроническая коррупция и отсутствие других идеологических альтернатив – всё это заставляет азербайджанцев обращаться к религии как единственному источнику надежду…

Правительство пока не нашло открытого и прозрачного способа отвечать на религиозные чаяния граждан, что побуждает некоторых людей занимать в маргинальные ниши и даже уходить в подполье. Многое зависит от того, какой путь в итоге выберет правительство Алиева.

Нетрадиционная традиция ислама в Азербайджане

Ислам обрел массовую популярность в Азербайджане только после распада Советского Союза. Экономические трудности и гуманитарные проблемы побудили людей искать альтернативные варианты заполнения ощущаемого ими вакуума. Религия дала возможность восстановить связь с исламскими корнями страны, которые осуждались при советской власти.

Эльдар Мамедов уже много лет наблюдает за развитием азербайджанского общества и в настоящее время занимает пост политического советника при Европейском парламенте. Он описывает возросшую роль ислама вскоре после распада СССР как результат проектов по национальному строительству и объясняет это следующий образом: «Национализм был движущей силой беспрецедентной политической мобилизации в конце 1980-х – начале 1990-х годов, но за пределами элит он не затрагивал такие глубинные струны, как религия. Затем национализм был серьезно дискредитирован в 1992 году, когда Народный фронт предпринял неудачную попытку руководства страной, и ислам заполнил образовавшийся вакуум».

Люди ищут смысл, выходящий за рамки культа лидеров, предложенного режимом Алиева, и этот поиск выражается в религии.

В отличие от многих других стран с преимущественно мусульманским населением в Азербайджане восстановление связи с исламскими корнями не имело экстремистских коннотаций. «Люди идеализировали не ислам предков, а ислам как таковой, – добавляет Мамедов, – очищенную версию ислама, свободную от местных обычаев и предрассудков».

В 1992 году правительство, сформированное только что победившим на выборах Народным фронтом, и лидер партии Абульфаз Эльчибей недооценили силу религиозных устремлений и объявили страну светским государством, несмотря на то, что большинство населения составляют мусульмане.

Эльчибей стал первым демократически избранным президентом посткоммунистического Азербайджана и принес с собой светскую националистическую идеологию, заимствованную у Турции, но страна всё еще ощущала идеологический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза.

И хотя вдохновленный турецким примером светский национализм продвигался партией власти, он был далеко не единственной идеологией, которую проповедовали в молодой республике. На Азербайджан большое влияние оказывали его южный сосед Иран и арабские государства, что во многом объясняется религиозным наследием и исторически сложившимися связями.

Учитывая, что правительством страны не были предложены альтернативные нарративы, которые бы конкурировали с глубоко укоренившейся советской идеологией, то возможность представилась идеальная. Единственным мощным нарративом позднее стал «культ личности», внедренный третьим президентом Гейдаром Алиевым и позднее расширенный его сыном и нынешним президентом Ильхамом Алиевым.

Мамедов считает, что режиму Алиева удалось предложить народу лишь свою собственную форму культа – культ лидера, а нефть подпитывала консьюмеризм и культурный элитизм. «Люди ищут смысл, выходящий за рамки всех этих лозунгов о «стабильности, независимости и прогрессе», статуй, парков и музеев имени Гейдара Алиева. [Этот поиск] выражается в религии».

К середине и концу 1990-х годов Азербайджан оказался разделен между различными направлениями ислама. Умеренные шииты столкнулись с радикальными шиитскими группами, которые отказывались признать юрисдикцию государства в религиозных делах. Появились салафитские и радикальные ваххабитские группы, а община, придерживающаяся классических суннитских традиций, оказалась под сильным влиянием Турции.

До 1990-х годов салафизм не был известен в Азербайджане. Ваххабизм, крайне антишиитское направление религиозной мысли и радикальное крыло салафитского ислама, стало популярным в северных регионах страны, особенно среди суннитского лезгинского меньшинства, но также и в столице страны. Более умеренные салафиты часто собирались в мечети Абу Бакр в Баку, чтобы послушать выступления имама Гамета Сулейманова, порицавшего бедность, коррупцию и социальную несправедливость.

Тем не менее, правительство Азербайджана всегда видела угрозу в этом течении ислама. Непропорционально жесткие методы работы государства – полицейские рейды на главную мечеть, принудительное публичное бритье бород и многое другое – заставили последователей этой религиозной группы уйти в подполье. Однако за пределами Баку их дела обстоят лучше. В ходе своей недавней поездки по разным частям Азербайджана профессор теологии и эксперт по исламу Алтай Гоюшов отмечал, что последователи салафизма закрепились и весьма активны в регионах.

В начале 1990-х годов появилось много иранских инициатив. Иран финансировал религиозные школы и направлял миссионеров в южную часть Азербайджана. К концу 1990-х многие иранские муллы были высланы по приказу покойного президента Гейдара Алиева, а деятельность большинства медресе (религиозных школы) была запрещена.

Однако Иран продолжил оказывать влияние на религию в стране через азербайджанских мулл, прошедших обучение в Иране. Эти муллы, такие как Талех Багирзаде или Ильгар Ибрагимоглу, проявляли симпатии к иранскому теократическому режиму.

Теолог Ильгар Ибрагимоглу объединил вокруг себя другого рода мусульманскую группу – проиранских шиитов. Ибрагимоглу совместил исламские ценности с демократической риторикой, что сделало его крайне популярным среди образованной молодежи. Сам Ибрагимоглу прошел обучение в Коме, священном городе шиитов, и изучал права человека в Польше.

Талех Багирзаде, другой харизматичный имам, собирал толпы слушателей своими яростными проповедями, жестко критикуя правительство Азербайджана. После одной такой проповеди в 2013 году Багирзаде оказался в тюрьме, получив двухлетний срок по обвинению в хранении наркотиков. Его недавно освоодили, но уже дважды снова допрашивали. В ходе своего последнего визита в местный полицейский участок пределами Баку, он выяснил, что кто-то предупредил полицию о его присутствии, обвинив в том, что он якобы приехал в город для выступления с антиправительственной проповедью.

На сегодняшний день значительная часть юга страны придерживается иранской версии шиитского ислама. Его основным оплотом является село Нардаран недалеко от Баку. Здесь практически нельзя встретить женщину без хиджаба. Стены покрыты радикальными плакатами и лозунгами на арабском языке, гласящими: «Мусульмане должны стать солдатами ислама и защищать ислам» и «Красная смерть лучше черной жизни. Аллах Акбар!»

Протурецкое суннитское присутствие в Азербайджане проявляется в двух формах: через турецкое Управление по делам религий и компанию «Чаг Огретим», которая связана с проживающим в США священнослужителем по имени Фетхуллах Гюлен. Первая организация финансировала строительство нескольких мечетей (все к настоящему моменту уже закрыты), а вторая финансировала и руководила деятельностью сети школ, одного университета и факультета теологии в Бакинском государственном университете. В общей сложности одиннадцать школ, один университет (Кавказский университет в Баку) и 13 университетских подготовительных центров были созданы компанией «Чаг Огретим» после получения Азербайджаном независимости.

Июль 2015: люди празднуют Курбан-байрам в мечети "Фатима-Захра", г. Баку. (c) Famil Mahmudbeyli / Demotix.Однако ситуация изменилась в 2013 году. Все учебные заведения «Чаг Огретим» за исключением университета были переданы Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и переименованы в Бакинский международный учебный центр. И хотя представители ГНКАР не комментировали решение взять на себя управление этими школами, обозреватели связали его с ухудшением отношений между тогдашним премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и Гюленом.

После протестов в парке Гези Эрдоган, теперь занимающий пост президента Турции, обвинил движение Гюлена в создании «параллельного государства» с целью свержения правительства Партии справедливости и развития. В ходе встречи с членами своей партии в апреле прошлого года Эрдоган упомянул о списке предполагаемых сторонников Гюлена в Азербайджане и попросил азербайджанские власти внимательно его изучать. В результате проправительственные средства массовой информации раскритиковали некоторых чиновников за связи с новым врагом Эрдогана, который «проник» в азербайджанские государственные институты.

Правительство продолжает осуществлять контроль за радикальными религиозными группами. Управление мусульман Кавказа, правительственная организация по работе с религиозными группами, является близким союзником правящей элиты, и его лидер Шейх Аллахшукюр Пашазаде известен своей поддержкой правительства. Правительству Азербайджана также удалось купить лояльность других шиитских священнослужителей, таких как Ибрагимоглу, причем этот феномен наблюдается с 2009 года.

Алтай Гоюшов говорит, что правительство заключило выгодную для себя сделку: «Это тщательно продуманная политика. С одной стороны, правительство покупает лояльность шиитских священнослужителей, помогая им расширять базу сторонников, а с другой, использует их образ для запугивания местного светского большинства, а также международной аудитории при помощи [растущего беспокойства относительно] исламизации». Гоюшов приходит к выводу, что правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей.

«Правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей».

В то же время продолжается подавление активного гражданского общества в Азербайджане и светской демократической оппозиции, происходят аресты известных критиков правительства, в последние два года было несколько приговоров против видных журналистов.

Всё это говорит о том, что правительство испытывает страх перед демократической оппозицией. «Для этого правительства демократия – главный враг, и оно задействует любого, кто может помочь в борьбе со светским демократическим гражданским обществом», – говорит Гоюшов. Этим также объясняется официальная и неофициальная правительственная поддержка активных религиозных групп.

Приезд в Баку высокопоставленного иранского священнослужителя Аятоллы Хусейна Нури Хамадани в августе этого года и его встречи с шиитскими религиозными лидерами и их последователями является частью игры и сигналом Западу. Даже американского замминистра не приглашают в Азербайджан, при этом азербайджанские политики находят время для встреч с иранскими священнослужителями.

Сохраняется сопротивление влиянию религии

В Баку в изобилии присутствуют признаки светской жизни. Бурная ночная жизнь столицы славится вечеринками и этим не отличается от других городов мира. Дорогие клубы, бары и рестораны открыты до самого утра, жители страны производят и пьют традиционную тутовую водку и даже едят свинину.

Религию не преподают в школах, а духовная литература находится под строгим контролем. Распространение не получивших официального одобрения религиозных материалов карается крупными штрафами. Все мечети страны, а их около двух тысяч, должны регистрироваться в местных органах власти. 6 октября парламент страны принял новую поправку к закону «О средствах массовой информации». Теперь до публикации любой вид религиозной литературы должен получить одобрение соответствующего органа исполнительной власти. С 2009 года все религиозные группы должны регистрироваться в органах власти, а религиозные деятели должны заново получать разрешительные документы.

Выступления в поддержку ношения женщинами хиджаба в школах и университетах, в которых в 2013 году приняли участие консервативные мусульмане, не принесли результата. Споры вокруг хиджаба происходят постоянно, ящик Пандоры каждый раз снова открывается с началом учебного года в азербайджанских школах. В этом году Управление мусульман получило порядка ста жалоб. И хотя удалось убедить некоторых директоров школ разрешить ученицам носить хиджаб в классе, в большинстве случаев девочкам приходится выбирать между образованием и религией.

Тем не менее, по словам теолога и бывшего политического заключенного Талеха Багирзаде, нельзя даже говорить о формировании исламского правительства в Азербайджане, у этой идеи нет перспектив.

Эльдар Мамедов согласен: «Я думаю, Багирзаде прав в том смысле, что в Азербайджане не созрели условия для формирования того, что можно было бы назвать «исламским правительством». Для работы такого правительства нужны религиозные юристы, хорошо разбирающиеся в вопросах исламского права. Или же нужна возвышающаяся над другими харизматичная и эрудированная личность, способная навязать свои взгляды остальным, как покойный Аятолла Хомейни, основатель Исламской Республики Иран. Я не вижу, чтобы нечто подобное могло в ближайшем будущем появиться в Азербайджане. Кроме того, в Азербайджане довольна сильна светская традиция, а иранская система правления здесь непопулярна, если не считать маргинальные группы».

Алтай Гоюшов также говорит, что «азербайджанцы среди всех мусульманских наций наименее серьезно относятся к религиозным церемониям и посту. Баку по-прежнему остается самым светским местом в мусульманском мире, несмотря на то, что количество практикующих мусульман растет».

Ясно одно: за последние двадцать лет с прихода к власти клана Алиевых Баку выработал эффективные методы, которые позволяют держать под контролем всех игроков: активистов, НКО, СМИ, оппозицию и религиозные группы. За исключением официальных лиц и родственников правящего клана Алиевых, ни одна из этих групп не является автономной и полностью жизнеспособной. Опубликованный в 2010 году отчет Международной кризисной группы описывает политику режима как целенаправленное продвижение безнаказанности, насаждение самоцензуры в обществе и затруднение коллективных действий. Позиция правительства по отношению к религиозным группам часто преувеличивается с целью привлечения поддержки Запада и маскировки недемократических тенденций в стране.

Чем дольше правительство Азербайджана будет избегать приведения в порядок ситуации с демократией и правами человека, тем больше людей будут обращаться к религии, и это не зависит от числа новых мечетей (особенно если они будут оставаться закрытыми для широкой публики) и президентских визитов в Мекку. Гоюшов с данным тезисом согласен и заключает, что «это становится совсем другой проблемой, если вы видите, что люди берут на вооружение радикальные взгляды из-за беззакония, несправедливости, бедности, безудержной коррупции, развалившейся системы образования и экономической политики правящей элиты».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Религия в Азербайджане . Согласно действующей Конституции , Азербайджан является светским государством . В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам .

Законодательная база

История религии

Зороастризм

Религиозные конфессии

Ислам

Ислам является основной религией в Азербайджане ; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане . Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство - к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85% мусульманского населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15% мусульман-суннитов .

Иудаизм

В Азербайджане функционируют три еврейские общины:

  • 1 - община горских евреев, проживающих в основном в Губе (посёлок Красная Слобода) и Баку
  • 2 - община евреев-ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в Баку и Сумгаите
  • 3 - община грузинских евреев, сосредоточенных в основном в Баку.

Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана. В частности, в республике созданы и активно функционируют еврейские агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций - «Джойнт » и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодёжные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав».

В столице Азербайджана, а также в городах Губа и Огуз , функционируют 6 синагог . Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, является одной из крупнейших в Европе. В сентябре 2003 года в Баку была открыта первая еврейская школа.

Христианство

По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors » за 2013 год, Азербайджан занимает 38 место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан .

Православие

В начале IV века Великая Армения официально приняло христианство в качестве государственной религии. Тогда в этом регионе находились две восточные провинции Армении, Арцах и Утик . С именем внука Григория Просветителя Григориса связано основание первых храмов в Арцахе в середине IV столетия.

Согласно преданию уже в начале I тысячелетия христианство начало распространяется в Кавказской Албании, охватывавший тогда только северо-восточную часть современного Азербайджана. В IV веке была организована Церковь Кавказской Албании , когда албанский царь Урнайр был крещен просветителем Великой Армении Григорием. С начала VIII века Церковь Кавказской Албании окончательно вошла в состав Армянской апостольской церкви .

На данный момент в Азербайджанской Республике функционируют 5 православных храмов , 3 из которых (Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц , Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский храм) находятся в столице Баку .

Католицизм

Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века благодаря усилиям многочисленных миссий францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. В мае 1909 года была заложена основа первого католического храма в Баку - Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Католическая община Баку была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Азербайджана 2 апреля 1999 года. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие - Баку с официальным визитом посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В феврале 2007 года было завершено строительство Храма Пресвятой Девы Марии. В январе 2006 года в Баку приступил к работе орден сестёр Милосердия Матери Терезы Калькуттской, при непосредственной опеке которых в бакинском посёлке Зых начал функционировать приют для бездомных .

Протестантизм

В настоящее время в Азербайджане проживают до 20 тыс. протестантов . Союз баптистов Азербайджана объединяет 22 общины с 3 тыс. членов . Различные пятидесятнические церкви насчитывают до 4,4 тыс. прихожан (2010 год) . При этом, самым крупным пятидесятническим объединением является церковь «Слово жизни » (4 общины, 1,8 тыс. верующих) . По собственным данным Церковь адвентистов седьмого дня в 2014 году насчитывала в стране 5 общин и более 500 членов церкви . В стране также имеются лютеране , евангельские христиане , последователи Новоапостольской церкви и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Азербайджане"

Примечания

  1. . Pew Research Center (October 2009). .
  2. . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan - Presidential Library. . Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики - Президентская библиотека
  3. (нем.)
  4. Православная энциклопедия. Статья:
  5. (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 13 мая 2013. .
  6. (англ.) . Baptist World Alliance (2013). Проверено 15 марта 2014.
  7. Jason Mandryk. Azerbaijan // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. - InterVarsity Press, 2010. - 978 p. - (Operation World Set). - ISBN 0-8308-5724-9 .
  8. Office of Archives, Statistics, and Research. (англ.) . Adventist World Statistics / General Conference of Seventh-day Adventists (2014). Проверено 28 ноября 2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Азербайджане

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры