Биография и творческий путь а е варламов. Значение варламов александр егорович в краткой биографической энциклопедии

Главная / Ссоры
(1848-10-27 ) (46 лет)

Алекса́ндр Его́рович Варла́мов (15 ноября , Москва ,р Империя - 15 октября , Санкт-Петербург , Российская Империя) - русский композитор.

Биография

Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Отличный голос и яркие способности мальчика заинтересовали Д. С. Бортнянского - директора капеллы. Он стал отдельно заниматься с маленьким певцом. Впоследствии Варламов с благодарностью вспоминал своего учителя в своих письмах и записках.

Окончив учение в капелле, Варламов стал учителем пения в русской посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину. В 1827 году познакомился с М. И. Глинкой , бывал на музыкальных вечерах в его доме, с 1829 жил в Петербурге. В 1832 году переехал в Москву, где получил место капельмейстера, а затем "композитора музыки" московских императорских театров. Нередко выступал как певец-исполнитель. В конце 1828 или начале 1829 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причём поднёс императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 года он был определён в капеллу в число «больших певчих», причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. К началу 1833 года относится появление в печати сборника девяти его романсов. В 1840 году издал "Школу пения", которая стала первым в России учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов. В 1848 году скончался от туберкулеза горла.

Творчество

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были "русская песня" и лирический романс. Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмосфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовлетворенность окружающей жизнью и " вольнолюбивые мечты" русских людей. В романсе "Белеет парус одинокий" композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны "жажда бури" лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная мелодия в начале куплета сразу достигает кульминации-звука соль, который является вершиной яркой выразительной кантилены. Взволнованность чувства в романсе подчеркивается аккордовым сопровождением с чеканным ритмом полонеза-болеро. Известные романсы: "Оседлаю коня", "Соловушко", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий", "Поэт".

Адреса

  • В 1841 году жил в Москве, в доме № 25 по Большому Козихинскому переулку (этот дом был снесён компанией «Сатори » в июле-августе 2011 года).

Напишите отзыв о статье "Варламов, Александр Егорович"

Литература

  • Листова Н. Александр Варламов. - М.: Музыка, 1968.
  • Решетникова Т. В. «Полная школа пения А. Е. Варламова» и русская вокальная педагогика // Проблемы музыкальной науки. - 2009. - № 1. - С. 152-155.

Отрывок, характеризующий Варламов, Александр Егорович

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.

Знаменитый фильм режиссера Карена Шахназарова «Мы из джаза» вошел в двадцатку самых кассовых картин в СССР 1983 года. В основу фильма легли истории о создании советского джаз-банда в 20-е годы. Их авторам картины рассказал композитор, певец, аранжировщик и дирижер Александр Варламов. Именно с его творчества, по словам Леонида Утесова, все и началось…

Краткая биография Александра Варламова будет представлена вашему вниманию в статье.

Современному поколению, не разбирающемуся в джазе, кажется, что эта негритянская музыка всегда была не в почете в СССР. Однако это не совсем так. Гонения на джаз были, но позже. В 30-х годах это музыкальное направление считалось идейно-прогрессивным искусством пролетариата. Джаз-оркестры играли в Кремле, участвовали в съемках на «Мосфильме», например, в картинах «Цирк», «Веселые ребята», «Девушка спешит на свидание». В стране было больше сотни джаз-оркестров. Этот стиль музыки полюбился многим. Его можно было услышать в ресторане, на танцплощадке, в фойе кинотеатра перед началом сеансов, в концерте, цирке, на радио и грампластинке.

В Москве в 1936 году учредили Государственный джаз-оркестр, которым управлял Виктор Кнушевицкий. Свои джазовые коллективы были у железнодорожников и Радиокомитета. Среди ценителей музыки были популярны такие жанры, как вокальный ансамбль и джазовая чечетка. В стране активно выступали и зарубежные джаз-оркестры из Польши, Германии, Чехословакии, Швеции.

Творческие принципы джаза 30-х годов определили путь развития этого направления в России. Оркестры под руководством Валентина Парнаха на практике показали, что джаз может стать самостоятельным номером в концерте и филармоническим жанром, так что 30-е годы можно назвать «золотым» временем советского джаза. В это же время появляется джаз-банд Александра Варламова. В 1930 году он создает «Первоксэ», иначе «Первый вокальный квартет современной эстрады».

Биография: Александр Варламов и его любовь к музыке в детские годы

19 июня 1904 года в творческой семье появился на свет Александр Владимирович Варламов. Хотя сам он говорил, что день его рождения на приходится на месяц позже - 19 июля. Мол в документах что-то перепутали и записали в июне. Друзья и близкие поздравляли композитора с днем рождения два раза - в июне и в июле. Он всегда был этому очень рад.

Родился Александр Варламов в городе Симбирске в довольно музыкальной среде. Его прадед был композитором и автором популярных романсов и песен. Константин Александрович Варламов, двоюродный дедушка, был известным драматическим актером. Стоит отметить, что многие члены семьи также увлекались музыкой. Мать маленького Саши блистала в роли оперной певицы, пела в церковном хоре.

Выбор между музыкой и театром

Логическим продолжением семейной династии стало и увлечение Александра Владимировича Варламова музыкой, которая стала его профессией. Живя до сентября 1918 года в Симбирске, Александр учился сначала в первой, а потом во второй мужской гимназии. В этом же городе он окончил музыкальную школу под руководством Е.В. Цетнерской. В Симбирске вышли в печать его первые музыкальные творения - вальс «Вечерок» и пьеса «Грусть».

Впрочем, музыка не сразу полностью овладела мечтами юного Александра. Он хотел реализовать себя и в карьере драматического актера. Для этого Варламов в 1922 году поступает на актерский факультет в ГИТИС. Однако любовь к музыке была сильнее, Александр уходит в музыкальное Там он занимается по классу композиции у таких мэтров, как Рейнгольд Глиэр и Дмитрий Рогаль-Левицкий.

Страсть к джазу

В годы учебы в Москве Варламов Александр впервые услышал джаз. Он побывал на концерте джаза Валентина Парнаха. Слушатели были восхищены и ошеломлены необычным зрелищем и новой музыкой. В 1926 году Александр Варламов посетил выступление гастролирующего джаз-банда Френка Уилтерса. Музыка потрясла и увлекла Александра Варламова. Он стал постигать основы джазовой оркестровки, метод игры, инструментовку.

Страсть к джазу Александру Варламову подарило и его увлечение радиотехникой. Через самодельный радиоприемник он слушал эту необыкновенную музыку. Наибольшее впечатление на него джаз произвел после просмотра фильма «Король джаза», в нем знаменитый композитор и пианист Джордж Гершвин исполнял собственную рапсодию. Александр Варламов начинает сам писать музыку в стиле джаз.

Первые шаги в джазе

Первым музыкальным коллективом Александра Варламова стал «Первоксэ». Он оканчивает учебу, с дипломом дирижера в 1931-1933 годах устраивается заведующим музыкальной частью театра миниатюр Москвы. Однако планы у него были другими. Варламов Александр собирает джазовый оркестр при Центральном доме Красной армии и с большим размахом проводит первый концерт.

Внимание публики он привлекает к себе сотрудничеством с афроамериканской певицей Целестиной Коол. Кстати, история с этой исполнительницей попала в фильм «Мы из джаза». В СССР ее пригласил родственник, рабочий Московского подшипникового завода, депутат Моссовета Роберт Робинсон. В Москве она получила гражданство и училась пению. Мастерство оркестра Варламова ей понравилось и, сотрудничая, они даже выпустили грампластинку.

Хотя во время первой встречи Целестина наотрез отказалась выступать с джаз-ансамблем, состоящем из белых. Администратор коллектива Феликс Данилевич с трудом, но уговорил певицу. Специально для нее Александр Варламов написал романсы «Желтая роза», «Лаллабай», «Рапсодию любви» Вильямса и «Время в моих руках».

Позже Варламов Александр собрал первый в союзе коллектив из музыкантов-импровизаторов «Семерка». В 1938 году работал с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета, вместе с ним выступал на советском телевидении. В начале 40-х годов был руководителем джаз-оркестра МВТУ им. Н.Баумана, позже дирижировал Государственным джаз-оркестром СССР.

С началом войны Госджаз СССР преобразовали в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны. Коллектив выехал на фронт, где почти все оркестранты погибли. Варламов Александр остался в Москве и руководил симфоническим джазом при Всесоюзной студии эстрадного искусства. Он готовил музыкальные номера к выступлениям перед моряками США в портах Мурманска и Архангельска.

Годы в ссылке

Далеко идущие планы талантливого музыканта были неожиданно прерваны зимой 1943 года. Александра Варламова забрал под стражу военный конвой. Его выслали из Москвы на Урал, а затем в Казахстан. До 1948 года был руководителем лагерного оркестра, работал учителем в Караганде. Есть несколько версий причин задержания и ареста композитора, но точный повод неизвестен. Александра Варламова обвиняли в подготовке концертов для немцев, в подготовке побега за границу и предательстве Родины. 13 лет он провел в лагерях и ссылках.

После войны

Реабилитировали композитора в 1956 году, восстановили в Союзе композиторов. После возвращения в Москву Варламов Александр Владимирович сочинял музыку для эстрадных оркестров, телевизионных передач, кинофильмов. С его легкой руки получили популярность такие композиции для оркестра, как «Ранний час», «Веселый час», «Счастьем жизнь полна», «Дикси-ли» (Dixie Lee) и другие.

Он написал пьесы: "Романтическая рапсодия", "Край мой любимый", "Ты поверь, ты пойми" и другие. Варламов был талантливым переводчиком, переводил иностранные песни и исполнял их. Он был аранжировщиком итальянской баркаролы в исполнении Аделины Патти.

Александр Варламов - композитор, который в 70-е годы написал произведения для биг-бэнда. Родному городу Симбирску, позже названному Ульяновском, в 1986 году посвятил композиццию "Концерт для трубы с оркестром». Он усердно работал над исполнительской техникой и ансамблевой игрой музыкантов, что стало причиной заметного роста профессионализма в советском джазе и повлияло на развитие джазового направления в СССР. В конце жизни Александр Варламов жил в Москве в районе Бибирево. В 1979 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Умер композитор 20 августа 1990 года, похоронили его на

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге.

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Русская Цивилизация

ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства. Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский". Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь. - Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его, Константине, см. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы). - См. С. Булич "А.Е. Варламов" ("Русская музыкальная газета", 1901 и отдельно), где указана и прочая литература о Варламове. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. …
  • ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко …
  • ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и …
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    (1801-48) российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Ок. 200 …
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
  • ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ
    (1801 - 48), композитор, певец около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора ("Вдоль по …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, Варлыгин …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедии фамилий:
    Имя Варлам в переводе с халдейского означает ‘сын народа халдейского’. Фамилии, образованные от этого имени: Варламов, Варлашин, Варлашкин, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ВАРЛАМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Варламов (Константин Александрович) - комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ВАРЛАМОВ
    ВАРЛ́АМОВ Конст. Ал-др. (1848-1915), актёр. Сын А.Е. Варламова. На сцене с 1867, с 1875 в Александринском т-ре. Популярный комик- буфф …
  • ВАРЛАМОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАРЛ́АМОВ Ал-др Ег. (1801-48), рос. композитор, певец. Мастер вок. лирики. Его музыка осн. на интонациях рус. нар. песни и гор. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.

Варламов Александр Егорович


В
арламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора , состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства. Слушая "Севильского Цирюльника" Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни "На что ж было огород городить", которую итальянский маэстро, по словам Варламова, "хорошо, мастерски свел на польский". Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее достоверным, - в Москве. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного : "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, и, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев , Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы . Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь. - Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца. О другом сыне его,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры