Биография милия балакирева. Краткая биография балакирева

Главная / Ссоры

Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

Музыкальные Сезоны

Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся , который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как . Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". , Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и . Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. расставила все на свои места.

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества , но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 г. по старому стилю), в Нижнем Новгороде, в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста Александра Ивановича и дирижёра Карла Эйзриха (в Н. Новгороде). Музыкальному развитию Милию способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком Александром Дмитриевичем Улыбышевым. В 1853 - 1855 годах Милий Алексеевич состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр.

"Руслан" окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза. (о "Руслане и Людмиле" Глинки)

Балакирев Милий Алексеевич

Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с художественным и музыкальным критиком, историком искусства, почетным членом Петербургской АН Владимиром Васильевичем Стасовым.

В начале 60-х годов под руководством Милия Алексеевича создался музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 композитор совместно с хоровым дирижёром и музыкальным деятелем Гавриилом Якимовичем Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867 - 1869 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

М. А. Балакирев способствовал популяризации опер Михаила Ивановича Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е годы были периодом интенсивной творческой деятельности Милия. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развили традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е годы Балакирев ушел из Бесплатной музыкальной школы, перестал писать, концертировать и порвал с членами кружка. В начале 80-х годов он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881 - 1908 годах он вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (в 1883 - 1894) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества композитора - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Милия Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Милия Алексеевича - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Он работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец его симфонической поэмы - «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Милия связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 году была написана 2-я симфония.

Милий Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из его фортепианных произведений - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Милия Алексеевича.

Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года, в Петербурге.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры