Как научить ребенка выделять первый звук и букву в слове.

Главная / Ссоры

Конспект фронтального логопедического занятия.

ТЕМА: “Автоматизация звука Р в слогах и предложениях”.

ЦЕЛЬ:

  1. Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия на звук "Р".
  3. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях.
  4. Развитие зрительного внимания, памяти и логического мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Оргмомент.

2. Выделение звука "Р" и его характеристика.

Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.

Дети: “Радуга”.

Логопед: Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”

Дети: “Звук "Р".

Логопед: “Как произносится звук "Р" ?

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.

Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?

Дети: “Мотор”.

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед : “Дайте характеристику звуку “ Р””.

Дети : “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.

3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.

Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с

рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и

отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

Дети: “Барабан”.

Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился

Логопед: “Какие?”

Дети: “Разноцветные”.

Логопед : ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А

впереди стоит что?”

Дети: “Грузовик”.

Логопед : “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.

Еще ему по дороге попалось что?”

Дети: “Кукла и пирамида”.

Логопед. “ Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”

Дети: “ Игрушки”.

Логопед: “Назовите их”.

Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.

Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”

Дети: “Звук "Р"”.

Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его

Дети: “В слове “кукла””.

Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”

Дети: “Кукла”.

4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Задание № 1 ..

Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “ Р”.

БМААРКАИН

Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.

Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.

Дети: “Маки”.

Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”

Задание № 2 .

Логопед : “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.

Дети: “Ры”.

Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.

Задание № 3.

Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. РШАУГ

Дети: “Груша”.

Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р”?”

Дети: “На втором”.

Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”

Дети: “ Дваслога”

Задание № 4 .

Прочитаете слово "Мара".

Логопед: “Назовите первый слог”.

Дети: “Ма”.

Логопед: “Назовите второй слог”.

Дети: “Ра”.

Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.

Дети: “Рама”.

Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”

Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.

Логопед : “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”

Дети: “На первом месте”.

(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)

Задание № 5 .

Учащимся предлагается таблица со словами:

КАРТОФЕЛЬ

МАНДАРИН

Логопед: “Прочитаете первое слово”.

Дети: “Картофель”.

Логопед : “Найдите первый слог”.

Дети: “Кар-”.

Логопед : “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.

Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.

Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.

Задание № 6 .

а)Логопед : “Назовите картинки по порядку”.

Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.
Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.
Дети : называют первые звуки в предложенных словах.

Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из

этих букв слово”.

Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти
соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.

Дети: “Рома”.

Логопед: “Как напишем имя мальчика?”

в) Назвать картинки.

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.

Дети : “Крыша”.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Задание № 7 .

Ученикам предлагается отгадать ребус.

Логопед : “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”

Дети : “Гроза”.

Объяснить значение слова "гроза".

Задание № 8 .

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.

а) ка, ру, мо (рука)

б) за, бор, бан (забор)

в) му, та, пар (парта)

5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".

а) Логопед : “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р".

“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.

Логопед : “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

Дети : “Забор. Звук ""Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.

Логопедвыставляет на доску соответствующую картинку.

б)Логопед : “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”
Дети : “Это сахар”

Логопед : “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”

Дети : “Звук "Р" на последнем месте”.

Логопедвыставляет на доску соответствующую картинку (сахар).

в) Логопед : “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”

Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.

Дет и: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.

Логопед : “Сколько рыб принес Егорка домой?”

Логопедвыставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

Логопед : “Обратите внимание на схемы”

Длинная полоска - "слово",

короткие полоски -"слоги",

маленький кружочек -"согласный звук” ,

большой кружочек - гласный звук".

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Согласный”.

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Гласный”.

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом

слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

Дети: “Три звука”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй 7 ”

Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед : “Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети : “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

Итог.

Логопед: “Над каким звуком мы работали?”

Дети: “Над звуком “Р””.

Логопед: “ Дайте еще раз характеристику этому звуку”.

Дети: “Этот звук - согласный, звонкий, твердый”.

Приключение в Шахматной стране
Конспект индивидуального занятия.

Кузьменко И.А., учитель-логопед, Краснодарский край, г.Армавир, МАДОУ детский сад № 9.

Задачи:

  • дифференциация звуков «Р»-«Л» в словосочетаниях и предложениях;
  • упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
  • упражнение в согласовании количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов;
  • формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения;
  • развитие пространственной ориентировки, наблюдательности;
  • активизация творческого мышления, воображения и фантазии.

Оборудование:

шахматная доска, шахматы белого и черного цвета, предметы белого и черного цвета.

Ход занятия.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в страну шахмат. Какого цвета одежду носят жители этой страны?
Ребенок. Белого и черного.
Логопед. Но чтобы попасть в эту страну, нужно правильно произносить все звуки, а особенно «Р» и «Л». Необходимо угадать загадки, и ты окажешь в шахматной стране.

Упражнение «Узнай по описанию».

  1. Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка).
  2. Белые, пушистые по небу плывут. (Облака).
  3. В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле. (Белка).
  4. Грамоты не знает, а весь век пишет. (Ручка).

Упражнение «Родственные слова».

Логопед. Перед тобой шахматная страна (показывает шахматную доску без фигур). Здесь живет белая шахматная королева (ставит фигуру на доску). Она очень любит «белые» слова. Подбери слова-родственники с общей частью «бел».
Ребенок. Белая, беловатый, беленький, белка, белеет, белоснежный, забелить, побелить.
Логопед. Черная шахматная королева любит «черные» слова. Подбери слова-родственники с общей частью «черн».
Ребенок. Черный, чернеть, чернеет, почернеет, чернота.

Упражнение «Армия».

Логопед. В каждой стране есть армия. В шахматной стране две армии, необходимо пересчитать солдат. (Выставляются пешки).
Ребенок. Один черный солдат, два черных солдата, три черных солдата… Один белый солдат, два белых солдата, три белых солдата…

Упражнение «Определить местонахождение предмета».

Логопед. Черные и белые жители любят путешествовать по шахматному полю. Расставляй фигуры и говори где они находятся. Например, белый конь находится в верхнем правом углу.
Ребенок. Белая королева в правом нижнем углу. Черная пешка посередине. Белая ладья в левом верхнем углу и т.д.

Упражнение «Подарки».

Логопед. Для белой королевы и черной королевы приготовлены сюрпризы. Дари и говори вот так: «Черный виноград для черной королевы, белый лебедь для белой королевы и т.д.».

Итог.

Наше путешествие подошло к концу. Жители шахматной страны прощаются с тобой и ждут следующей встречи. Что ты хочешь пожелать шахматам белого цвета? Что ты хочешь пожелать шахматам черного цвета?

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в слогах, словах" с использованием пособия “Путешествие пальчиков”.

Кадочникова Н.К., учитель-логопед Муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования г.Нягань “Детский сад № 1” Солнышко”

  • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
  • Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
  • 3акрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
  • Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
  • Закрепить знания по теме “Овощи”.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику, тактильные ощущения.

Оборудование: настенное зеркало, пособие “Путешествие пальчиков”, грецкий орешек, картинки овощей, бумажная игрушка”Белка”, которая одевается на пальчики ребёнка.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Сегодня мы отправимся в путешествие, а с кем, ты узнаешь, если найдёшь слово со звуком [Л].

Перед ребёнком выкладываются картинки: медведь, белка, заяц.

Ребёнок: “Белка”.

Показываю картинку.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Путешествовать мы будем с Белочкой, но …

К путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение “Блинчик” или “Лопата”).

А блинчик горячий,давай его остудим. (“Остуди блинчик”).

К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье”).

После еды почистим зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”).

Перед путешествием давай проверим, как перенесем качку (упражнение “Качели”). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на старт. (Упражнение “Индюк”).

3. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА ИЗ РЯДА СЛОВ

Нам нужен помощник. Послушай слова ложка, кол, слон, какой звук общий?

Этот звук будет нам помогать.

Произнеси его.

Характеристика звука.

  1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

грецкими орехами)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому,

Серому волчонку,

Колючему ежонку.

Отправляемся в путешествие – садимся за другой стол. На столе пособие “Путешествие пальчиков”.

6.ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ

Сначала Белочка попала в левый нижний угол, на указательный и средний пальчик ребёнка одевается бумажная игрушка –Белка.

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ.

Увидела медведя, испугалась: ОЛ-ОЛ-ОЛ! АЛ-АЛ-АЛ!

К зайцу ПРИБЕЖАЛА, обрадовалась: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу!

Поздоровалась Белочка с Ёжиком: Лу-лу-лу!

Идёт Б. песенки поёт: Ла-ла-ла! Лы-лы-лы! Ягоды собирает – голубику и клубнику.

Какие ягоды собрала Б?

Р: голубику и клубнику.

До моста она добежа…ЛА, по мосту …ПОБЕЖАЛА, к дому ПОДБЕЖАЛА, в дом ЗАБЕЖАЛА, из дома ВЫБЕЖАЛА.

И пошла в огород, а там растёт…(Показываю картинку)

баклажаны,

капуста, а на другой грядке (показываю маленькие картинки)

Как назвать одним словом …?

Белочка взяла только те овощи, в названии которых есть звук [Л].

Пошла она на болото.

Прыгает она по кочкам

пла-пло-плу;

клу-клы-кла;

тло-тлы-тлэ;

слэ-слу-сло.

8. Вернулась Б. в лес.

Посмотрела вокруг и увидела….

(Показываю, а ребёнок называет)

Жёлтое солнышко,

Белое облако,

Гладкий ствол берёзы,

Голубое небо и много другого.

Помоги Б., скажи,

Какой З. по цвету? СЕРЫЙ.

А какой он на ощупь? МЯГКИЙ.

А по температуре? ТЁПЛЫЙ.

По размеру? МАЛЕНЬКИЙ.

Очень любит Б. играть в игру “Наоборот”

Ствол сосны шершавый, а…ствол берёзы гладкий.

По температуре медведь тёплый, а горы…холодные.

По размеру на одной горе камни крупные, а на другой…мелкие.

Река тёмная, а небо…светлое.

9. Белке очень нравится путешествовать, но пора возвращаться. Быстро добраться до места нам поможет скорый поезд, если мы выполним следующее задание.

Возьми картинки, и размести их по вагонам: в первом вагоне поедут слова, в которых [Л] в начале слова, во втором - те слова, где [Л] в середине, а в третьем вагоне поедут те слова, где этот звук в конце.

ЛУЧИ, САЛАТ, СТВОЛ.

ЛУК, ЯБЛОКО, СТОЛ.

Ребёнок расставляет картинки.

Какой звук нам помогал?

Придумай слово, чтобы в нём был этот звук.

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Настоящий друг»

Гуйва-Зверева Е.Н., учитель–логопед, МДОУ ЦРР – детский сад № 30, Пермский край, г. Чайковский.

Цель: автоматизация звуков [р, р’], [л, л’] в связной речи.

Задачи.

  1. Закреплять в самостоятельной речи употребление сенсорных звуков.
  2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.
  3. Развивать умение анализировать услышанный текст.
  4. Совершенствовать понимание простого и переносного смысла пословиц.
  5. Закреплять умение связно и последовательно составлять самостоятельный рассказ с опорой на схему.
  6. Развивать интонационную и мимическую выразительность.
  7. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  8. Формировать чувство бережного отношения к другу.
  9. Воспитывать культуру межличностных отношений.
  10. Развивать память, мышление, воображение.

Оборудование: магнитофон, кассета с аудиозаписью песни «Дружба», тематические картинки, схема для составления рассказа, мяч, указка.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет и рассаживаются по своим местам, звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая»

Ребята, послушайте, какая хорошая звучит песня. О ком и о чем эта песня? (ответы детей).
- А у вас есть друзья? Давайте сегодня поговорим о дружбе.

Я вам причитаю стихотворения, а вы скажит, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается).

Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним играть и не хотят.

Мила мыла ежевику,
Угощала ею Вику.
Вика ягоды хвалила
И «спасибо» говорила.

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затея
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.

Мы с вами выяснили, кто же является настоящим другом и по каким поступкам это можно определить. А сейчас давайте поиграем, я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет с каким дружит и почему, возможны различные ответы.

Дидактическая игра «Дружба» .
«Что с чем или кто с кем дружит?»

- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
- Стол «дружит» с креслом или тестом?
- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
- Кастрюля «дружит» с мышкой или крышкой?
- Король «дружит» с троном или поклоном?
- Рыбак «дружит» с рыбкой или улыбкой?
- Корка «дружит» с крошкой или ложкой?

Скажите, а все друзья у вас одинаковые? Конечно нет, все люди разные и по характеру и по поступкам.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Веселый – грустный.
Чистый – грязный.
Медлительный - быстрый.
Трусливый – храбрый.
Грубый – ласковый.
Жадный – щедрый.
Злой – добрый.
Тихий (голос) – громкий.
Ленивый – трудолюбивый.

В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните о чем они.(Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.

А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.
Без беды друга не узнаешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Человек без друзей, что дерево без корней.

Физкультминутка «Друзья помогли» .
(Дети проговаривают текст и сопровождают его движениями.)

Составление самостоятельных рассказов детьми о своем друге по схеме.
- Ребята, вы мне сказали, что у вас есть друзья. Расскажете о своем лучшем друге. Что бы вам легче было составить рассказ, вам помогут опорные схемы:

  • первая схема – кто ваш друг, как его зовут;
  • вторая – где вы общаетесь со своим другом (дома, в детском саду);
  • третья – опиши своего друга - как он выглядит, какой у него характер, чем вы любите с ним заниматься;
  • четвертая схема – почему ты считаешь его своим другом.

(Дети составляют рассказы, опираясь на схемы.)

Вы очень увлекательно рассказали о своих друзьях. Чей рассказ показался наиболее интересным? Что нового вы узнали о дружбе? (ответы детей)

Наше занятие подошло к концу и закончить его я хочу поговоркой: Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Литература

  1. Е.А. Алябьева Логоритмические упражнения без речевого сопровождения М., 2005
  2. Л.Н. Ткаченко Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников М., 2005
  3. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду М., 2004
  4. М.В.Смирнова 2500 скороговорок С-Петербург, 2005
  5. Под редакцией Т.В.Волосовец Преодоление общего недоразвития речи дошкольников М., 2002

Конспект логопедического занятия "Предлоги "в", "на".

Ермакова З.В., учитель-логопед, г.Ивантеевка.

Цель:

  • на практическом уровне познакомить детей с предлогами (маленькими словами);
  • учить пользоваться предлогами в устной речи.

Задачи:

Материал с сайта www.logoped.ru

  • развитие и уточнение пространственных представлений, их вербальное
    выражение посредством данной категории служебных слов;
  • преодоление аграмматизма как в импрессивной, так экспрессивной
    речи школьников;
  • формирование представления о смысловом (семантическом) значении
    предлога, о предлоге, как об отдельном слове;
  • уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;
  • знакомство с графическими схемами предлогов;
  • уточнение и закрепление временных представлений;
  • научить детей выделять предлоги, составлять с ними предложения;
  • развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику, речедвигательный анализатор;
  • развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Оборудование:

  • картинки с изображением овощей, сада, огорода, деда в печи;
  • схемы предлогов;
  • карточки с предлогами, с деформированными предложениями;
  • мешочек с буквами;
  • карточки с улыбающейся рожицей.

План и ход урока.

Раниса Фазлутдинова
Тема: «Звук Л - Л’. Буква Л». «На лесной полянке»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Л - Л" в речи .

2. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на звуко-слоговую схему .

3. Продолжать учить самостоятельно составлять предложения с заданным словом,

используя изученные предлоги.

4. Знакомство с буквой Л .

5. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Материал :

Предметные картинки на звуки Л - Л" ;

Символы звуков ;

Схемы для звукового анализа слов ;

Карточки для определения наличия и позиции звука в слове ;

Игровизоры, фломастеры, ручки, тетради;

Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Пирамида любви» .

Цель : воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Логопед говорит : «Каждый из нас что-то и кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей) . А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».

1. Сравнение, различение звуков Л - Л" .

На лесной полянке жила маленькая белочка. Мама бельчиха попросила её собрать к обеду вкусные орешки. Но орешки не простые, сказала мама, а

с интересными звуками . А какие это звуки , ты догадайся сама.

На лужок пришли лисята,

Лягушата и волчата.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок.

Чем похожи звуки ? (Они согласные, язычок создаёт преграду воздуху, звонкие т. к. горлышко работает)

Чем они отличаются? (Звук Л – согл , твёрдый, звонкий)

Каким цветом мы его обозначим? (синий кружок с колокольчиком)

Звук Л" – согл , мягкий, звонкий (зелёный кружок с колокольчиком)

Чем ещё эти звуки отличаются друг от друга? (При произнесении звука

Л - язычок находится близко у верхних зубов, звук Л" – далеко )

Игра «Близко – далеко»

На что похож звук Л ? (гул большого самолёта) ЛЛЛЛ…

На что похож звук Л" ? (маленький самолётик) . ЛЬЛЬЛЬ…

Игра «Большой – маленький» Большой самолёт приближается : ллллЛЛЛЛ., самолёт удаляется :ЛЛЛЛлллл…

Маленький самолётик приближается : льльльльЛЬЛЬЛЬЛЬ, удаляетсяЛЬЛЬльль.

2. Упражнение «Цветочек»

Белочка хочет поиграть с вами. У неё в корзинке лежит цветочек с разными словами. Она предлагает определить, какой звук слышится в слове . Если вы услышите в слове твёрдый звук Л – покажите синий цветок, если мягкий звук ЛЬ – зелёный .

ёлка, лес, липа, пчела, волк, мотылёк, улитка, галка, лиса, шмель

3. Работа в альбоме.

Соедините слова с твёрдым Л синим фломастером, с мягким Л" зелёным.

Какие слова вы соединили синим фломастером, а какие зелёным? Почему?

улитка, ёлка, лес, лось, мотыль, дятел, волк, ласточка, галка, лиса.

4. Упражнение «Скажи наоборот»

ла – ля, ло – лё, лу -, лы -, ал – аль, ол – оль, ул – уль, оль-ол, уль-ул 5. Упражнение «Превращалки»

лук – люк угол – уголь пыл -, дал -, мел -, ел -, полка -,

галка -, лысый -, был -, мол - …

6. Дифференциация звуков в словах .

Теперь мне понятно, какие орешки мне собрать надо, сказала белочка и побежала в лес.

Долго по лесу белка скакала

Вкусных орешков к обеду искала.

Только орешков брала не все,

А те, в которых слышатся звуки Л и ЛЬ .

Как вы думаете, ребята, какие орешки попали в корзинку?

Мама бельчиха орешки разделила : со звуком Л – супчик сварила ,

со звуком ЛЬ – для друзей отложила.

Как вы думаете, какие орешки она в суп сложила?

Какие орешки для друзей убрала?

7. Игра «Бабочка» (определение позиции звука в слове )

А тут белочка увидела свою подругу бабочку. И бабочка пригласила поиграть в интересные игры :

«Что изменилось?» , «Короткие, длинные слова» , «Куда спрятался звук

8. Физминутка. Шмель

Шмель тяжёлый, полосатый

Целый день летал по лесу.

Он не просто так летал

Он кругом цветы искал.

Он садился только на те цветы, в которых слышатся звуки Л , ЛЬ.

(василёк, ромашка, колокольчик, лютик, ландыш, клевер, купальницы)

На какие цветы садились шмели?

9. Звуковой анализ : липа, дупло. (работа со схемой)

10. Составление предложений со словом «белка» . Анализ предложения (работа в тетрадях)

11. Знакомство с буквой Л .

- Буква Л обозначает два звука Л - Л" . Захотела белочка увидеть эти звуки побежала и увидела букву на цветке .

* На что похожа буква Л ? Из каких элементов состоит буква ? (из двух палочек наклонных) Чем отличается звук от буквы ? (звуки мы слышим и произносим, а букву – видим , пишем и читаем)

* изобразите букву с помощью ниток на бархатной бумаге.

(какие красивые буквы получились , давайте проведём пальчиком снизу вверх, сверху вниз)

* Составьте слово из первых звуков таких слов :

* На каждом цветочке найдите лишнюю букву и прочтите слово .

* Составьте буквы от самой высокой к самой низкой – прочтите слово.

* Расположите буквы от самой толстой к самой тонкой – прочитайте слово.

* В одинаковых фигурах соберите буквы , расставьте их правильно и прочитайте слово.

12. Скороговорка «Дятел» .

Дятел ель долбил – долбил.

Ствол у ели толстый был.

Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

13. Предлоги В, ПОД. (сюжетная картина «Кто как от дождя спасается» )

Вдруг над лесом нависла чёрная туча и закапал дождик. Вот капелька упала на носик белочке, на хвостик и решила она укрыться под большую ветку.

Думает белка, куда же спрятались от дождя другие зверюшки.

Расскажите, ребята, кто как от дождя спрятался? Где укрылся зайчик?

*Заяц укрылся под кустом.

*Дятел спрятался в дупло.

Где нашла укрытие лиса?

* Лиса спряталась в своей норе.

Где же спрятался хозяин леса?

*Медведь забрался в берлогу.

Где прячутся от дождя лягушки?

* Они не прячутся, потому что не боятся дождя.

Перестал дождь и тут белочку позвала мама к обеду.

Из каких орешков мама сварила суп? (Из орешков в которых слышится зв. Л)

Какие орешки она насушила на зиму? (со звуком ЛЬ )

Чем отличается звук Л от ЛЬ ?

Назовите слова с этими звуками .

А вот эти сладкие орешки белочка приготовила для ребят.

14. Итог занятия.

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители ! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте , а именно о проведении звукового анализа слов .
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка .

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется» . Действительно, если ребенок не произносит звук правильно , вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове .

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх , как: «Назови первый звук в слове » , «Подбери словечко » , «Поймай звук » , «Определи позицию звука в слове » , «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука . Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук» , «жУУк» , «жуК» .

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление , оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать , а под домом - схема этого слова : ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков .

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове . "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове ?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать . Произнеси слово дом так , чтобы я услышала в нем первый звук ". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения . "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук ?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук ?" - "Д".

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом» , в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

"Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук , первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом» .

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом» . "Какой же второй звук в этом слове ?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой !" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

"Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом» . Давай найдем последний звук в этом слове . Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук ".

И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите : "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м ?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова .

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук , а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д » (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков : мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов , учим его вслушиваться в слово , слышать звуки , его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так , как они слышатся в слове .

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков . Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо) . Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать» , что это за «таинственные квадраты» ).

Развитие фонематического восприятия на звук "Р".

Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях.

Развитие зрительного внимания, памяти и логического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Оргмомент.

2. Выделение звука "Р" и его характеристика.

Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.

Дети: “Радуга”.

Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”

Дети: “Звук "Р".

Логопед: “Как произносится звук "Р" ?

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.

Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?

Дети: “Мотор”.

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед: “Дайте характеристику звуку “Р””.

Дети: “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.

3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.

Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и

отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Барабан.»

Дети: “Барабан”.

Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился дальше. Увидел что?”

Логопед: “Какие?”

Дети: “Разноцветные”.

Логопед: ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А впереди стоит что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Грузовик.»

Дети: “Грузовик”.

Логопед: “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.Еще ему по дороге попалось что?”

«Картинки для автоматизации звука [р]. Пирамидка.»

Дети: “Кукла и пирамида”.

Логопед. “Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”

Дети: “Игрушки”.

Логопед: “Назовите их”.

Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.

Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”

Дети: “Звук "Р"”.

Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его нет?”

Дети: “В слове “кукла””.

Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”

Дети: “Кукла”.

4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Задание № 1..

Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “Р”.

БМААРКАИН

Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.

Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.

Дети: “Маки”.

Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”

Задание № 2.

Логопед: “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.

Дети: “Ры”.

Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.

Задание № 3.

Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. РШАУГ

Дети: “Груша”.

Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”

Дети: “На втором”.

Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”

Дети: “Два слога”

Задание № 4.

Прочитаете слово "Мара".

Логопед: “Назовите первый слог”.

Дети: “Ма”.

Логопед: “Назовите второй слог”.

Дети: “Ра”.

Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.

Дети: “Рама”.

Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”

Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.

Логопед: “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”

Дети: “На первом месте”.

(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)

Задание № 5.

Учащимся предлагается таблица со словами:

КАРТОФЕЛЬ

МАНДАРИН

Логопед: “Прочитаете первое слово”.

Дети: “Картофель”.

Логопед: “Найдите первый слог”.

Дети: “Кар-”.

Логопед: “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.

Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.

Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.

Задание № 6.

а) Логопед: “Назовите картинки по порядку”.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Ружье.»

«Апельсин.»

«Коза.»


«Иголка.»

Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.

Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.

Дети: называют первые звуки в предложенных словах.

Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из этих букв слово”.

Дети: “Р, А, К, И - РАКИ”.

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти

соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.

Дети: “Рома”.

Логопед: “Как напишем имя мальчика?”

в) Назвать картинки.

«Волк.»


«Картинки для автоматизации звука [р]. Самовар.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Карандаш.»

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба.»

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.

Дети: “Крыша”.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Задание № 7.

Ученикам предлагается отгадать ребус.
Г

«Картинки для автоматизации звука [р]. Роза.»


Логопед: “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”

Дети: “Гроза”.

Объяснить значение слова "гроза".
Задание № 8.

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.

а) ка, ру, мо (рука)

б) за, бор, бан (забор)

в) му, та, пар (парта)

5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".

“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.

Логопед: “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

«Картинки для автоматизации звука [р]. Забор.»

Дети: “Забор. Звук ""Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Сахар.»

б) Логопед: “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”

Дети: “Это сахар”

Логопед: “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”

Дети: “Звук "Р" на последнем месте”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).

в) Логопед: “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”

Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.

Дети: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.

Логопед: “Сколько рыб принес Егорка домой?”

Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба 2.»

Логопед: “Обратите внимание на схемы”

«Автоматизация звука [р]. Схемы слов.»

Длинная полоска - "слово",

короткие полоски -"слоги",

маленький кружочек -"согласный звук” ,

большой кружочек - гласный звук".

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Согласный”.

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Гласный”.

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

Дети: “Три звука”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7”

Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед: “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

Логопед: “Над каким звуком мы работали?”

Дети: “Над звуком “Р””.

Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”.

Книга

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко

СПб.: Издательство «Лань», 1999.- 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКИ [Л], [Л’]

ЗВУКИ [М], [М"]

ЗВУКИ [Н], [Н"]

ЗВУКИ [Р], [Р"]

ЗВУКИ , , [С], [С]

ЗВУКИ [Б], [Б"], [П], [П"]

ЗВУКИ [Д], [Д"], [Т], [Т"]

ЗВУКИ [В], [В"], [Ф], [Ф"]

ЗВУКИ [Г], [Г"], [К], [К"]

ЗВУКИ [Ж] И [Ш]

ЗВУКИ [X],

ДРУГИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Л], [Р]

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ж],

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ш], [С]

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ’], [С’]

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч"], [Ц]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЗВУКОВ В СЛОВЕ

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ СЛОВА

ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ДРУГИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ

УДАРЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Разрезной дидактический материал к заданиям:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Обязательный иллюстративный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Разрезные жетоны и листы разного формата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и занимательных упражнений, позволяет развить на высоком уровне фонематический слух дошкольников, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Цель данного методического пособия - правильная и эффективная подготовка к обучению языку - реализуется на уровне звукового анализа слов.

Звуковой анализ - это:

1. определение порядка звуков в слове;

2. выделение отдельных звуков;

3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный- согласный, твердый -мягкий).

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Не теряйте карточки из разрезного дидактического материала! Некоторые из них используются в нескольких играх.

Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Волшебник», «Читаем по картинкам», «Отгадай имя...» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. Поэтому упражнения и игры данного типа рекомендуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елочными флажками, старыми открытками, календариками: доступно, ярко, интересно.

Схемы слов ребенок может составлять при помощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру создается, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется, запоминание происходит непроизвольно. Затем начинается процесс узнавания. Наиболее любознательные дошкольники самостоятельно начинают складывать слова из жетонов и читать.

Не рекомендуется переходить к следующим занятиям, пока не освоен материал предыдущих. Выполнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и способствует развитию речи.

ВВЕДЕНИЕ

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим - это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь - тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай, кто это произносит:

Московское время 5 часов 10 минут.

Налить вам еще чаю?

Открой рот и скажи «А-а».

Раз, два, три, водишь ты!

Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - «Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.

Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.

Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяснение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К"], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] - синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.

б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.

Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар-птица, золото.

в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.

Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.

г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые, зеленые.

Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать.

д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие.

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.

ФЛОМАСТЕРЫ

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки:

[Ж]..., ..., [К]..., [С"]..., [Ч’]...

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЧТО СКАЗАЛИ ЗВЕРИ?

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» - мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка?» - кот, утка (ку).

«Что сказала курочка?» - корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

ВОЛШЕБНИК

Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя одному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:

а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;

б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, молоток, автобус, роза.

В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого набора. А сама в это время незаметно составлю слово по первым звукам названий предметов картинок второго набора.

Когда ты вернешься, то без труда по моей подсказке догадаешься, какое слово загадано.

Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.

ЧИТАЕМ ПО КАРТИНКАМ

На листе нарисованы или наклеены 3-4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:

СВЕЧА - ОЗЕРО - ЛИСА (соль)

ГРИБЫ – УДОЧКА – СЕТКА (гусь )

МЫШЬ – АРТИСТ – КРОКОДИЛ (мак )

МИШКА - АСТРА - ЧАСЫ (мяч)

ЗЕБРА - ИГРУШКИ - МАШИНА - АРБУЗ (зима)

КИСТЬ - ИГОЛКА - НОС - ОСЛИК (кино)

ВАРЕЖКА - ОБРУЧ - ЛОШАДЬ - КОТЯТА (волк)

РОМАШКА - ОСТРОВ - ЗОНТ - АНАНАС (роза)

КОТ - ЛЫЖИ - ОСЕНЬ - УХО - НОГИ (клоун)

КОНЬ - НЕЗНАЙКА - ИГОЛКИ - ГОРА - АИСТ (книга).

ОТГАДАЙ ИМЯ

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк - абрикос - сирень - ананас.

б) Торт - облако - лиса - аист.

в) Вилка - игла - тюбик - арбуз.

г) Астра - ноты - тополь - ослик - новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

а) Обруч - лимон - аист.

б) Арбуз - незабудка - актер.

в) Танец - артист - нитки - астра.

г) Носки - автобус - самолет - телевизор - Африка.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры