Мария Вайсман: Тоска по лобзику. М

Главная / Ссоры

Книгу рассказов "Тоска по лобзику " можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово...

Читать полностью

Книгу рассказов "Тоска по лобзику" можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово компьютер. Это книга о последнем поколении детей, которые еще не знают, что такое социальные сети. Все события жизни они обсуждают непосредственно со своими близкими, друзьями, соседями, а не на страницах своего аккаунта. Эта книга может показаться кому-то очень веселой. А кому-то - грустной. В этой книге и родители и дети узнают много интересного не только о мальчике Филиппе, но и о себе самих.
Поскольку Маша Вайсман написала эти рассказы от лица мальчика Филиппа, то и художник Петр Перевезенцев нарисовал к ним картинки, похожие на детские рисунки. Поэтому в книге есть множество зарисованных подробностей детской жизни…

Скрыть

Маша Вайсман: «Детская бумажная книга проживет дольше остальных»

Текст: Ольга Штраус
Фото: Маша Вайсман

Как рождаются любимые детские книжки? Как выживают независимые книжные издательства, специализирующиеся на выпуске неприбыльной детской литературы? Об этом - наш разговор с Машей Вайсман - руководителем и владельцем издательства «Август» , выпускающего книги на высочайшем художественном уровне с самого начала 2000-х, то есть ставшего одним из первых независимых детских издательств.

Маша, почему вы вообще занялись этим делом?
Маша Вайсман: Оно досталось мне по наследству. Мой муж, Александр Коняшов, который, увы, умер четыре года назад, когда-то был продюсером телепрограммы «Дог-шоу». Передача была популярна, у нас появились какие-то деньги, и он решил открыть детское книжное издательство. Было это в конце 90-х.

А вы сама - книжный человек?
Маша Вайсман: Да, очень. По специальности я библиограф, работала и в Исторической библиотеке, и в Театральной.

Мне вообще, сколько помню себя, очень хотелось делать книжки.

Я в детстве их все время сооружала, вместе с папой. Папа рисовал, а я сшивала, писала, придумывала обложки. Вообще книга как артефакт меня всегда очень волновала. Я довольно много времени проводила у бабушки с дедушкой, у них была прекрасная библиотека — помню, например, собрание сочинений Пушкина 1937 года, голубые такие томики, с папиросной бумагой перед каждым портретом на титульном листе… А потом, когда я уже была сотрудником «Исторички», я работала в реставрационной мастерской, восстанавливала книги. Мне это тоже безумно нравилось.

Но вернемся к издательству. Почему тогда, в 90-е, Александра Коняшова прельстил именно книжный бизнес?

Маша Вайсман: Во-первых, он сам поэт. Писал и . Стихи, которые Саша написал в конце 80-х — начале 90-х, еще до рождения наших детей, должны были выйти сборником в издательстве «Малыш». Но грянул путч, распад страны, потом кризис… Всем уже было не до того.
Ну а в конце 90-х он к этой теме вернулся. Причем издать захотел не только свое, но и переиздать свои любимые произведения русской классики для детей. То, что ему самому нравилось в детстве, но с какими-то новыми иллюстрациями, чтобы это было нечто радикально новое. Получилось радикально до того, что многие товароведы в книжных магазинах, куда мы стали предлагать свою продукцию, возмущались: что это? Кто вам сказал, что так можно делать книги?

А в чем была радикальная новизна?
Маша Вайсман: Во-первых, художники, которые сотрудничают с нашим издательством, — Ирина Киреева, Екатерина Рожкова, Катя Марголис, Алексей Орловский, Петр Перевезенцев, Андрей Дубровский — это такие «художники-художники», не иллюстраторы. Катя Рожкова вообще окончила ВГИК. Поэтому получились книги, совершенно не похожие на те, что были тогда в книжных магазинах. Да и сейчас наши книги узнаваемы. Мы стараемся, чтобы во всех книгах помимо текста шла еще какая-то параллельная история, рассказанная рисунками.
А во-вторых, я принципиально против того, чтобы в рисунках для детей были такие привычные, знаете, милые розовые кошечки-пупсики. То есть

я считаю, что дети гораздо умнее, чем мы думаем. Уже в четыре-пять лет они способны воспринимать очень серьезные вещи.

Я сама не любила сюсюканья в детстве, и мои дети его не переваривали.

«Повести Белкина», ставшие классикой русской литературы, Александр Пушкин написал за полтора месяца в 1830 году/Издательство «Август», 2012 г.

А сколько их? И сколько им сейчас?
Маша Вайсман: Уже по 26 лет, у меня близнецы, сын и дочь. Когда они росли, я ощутила, как мало новых хороших детских книг. Нет, они, конечно, были. Помню, каким счастьем для всех стал выпуск большой книги . Помню прекрасный сборник Сергея Козлова «Я на солнышке лежу» и то, с каким удовольствием читал его мой сын.
Детям, конечно, нужны стихи, но тогда у нас в основном были только Чуковский да …Кроме того, тогда почему-то никто не писал (или не издавал?) рассказов о современных детях, об их сегодняшней жизни. Кроме да Носова , на которых выросли еще мы, родительское поколение, не было ничего, им подобного.
Но дети-то росли! Их неописанная жизнь шла прямо перед глазами. И я стала записывать все, что происходит вокруг. Так родились две мои книжки. «Правда, весело», которая вышла в 2000 году, и «Тоска по лобзику».

«Тоска по лобзику — давно разоблаченная морока…»
Маша Вайсман: Да-да, эта строчка, видимо, крепко сидела где-то в подкорке. Первая книга родилась из путешествия в Крым. Мы были там большой компанией, с детьми, и было удивительно хорошо: первое море, камешки, лошади на набережной… Муж говорил: пиши, пиши, все издадим!

Как может быть детское издательство без современного автора?

И знаете, эта книга имела такой успех, что несколько рассказов из нее даже включили в программу чтения для 2-3-го класса.

Книга Марины Цветаевой «Каток растаял» вышла в серии «Русские поэты для детей и взрослых»/Издательство «Август», 2015 г.

То есть, едва написав первую книгу, вы стали классиком, которого в школе проходят?
Маша Вайсман: Это говорит не о том, какая я гениальная, а о том, как велика потребность в современной детской литературе. Книжка была актуальная. Там было, например, слово «приставочка» — то, о чем тогда мечтали все дети: игровая приставка. Там было про суп с укропом, который мой сын категорически не хотел есть, а папа говорил: добрая половина человечества мечтает о таком супе. Сыну было очень стыдно, но он предпочитал оставаться в другой половине. Словом, это были такие рассказы с натуры. А «Тоска по лобзику» — уже школьные годы. Герой рассказов — мальчик, который, собираясь в школу, мечтал, как там будет интересно: география, биология, физика… А потом наступили первые школьные разочарования — ведь большинство уроков, это: «Возьмите ручки и записывайте». И вот наконец в пятом классе начинаются уроки труда. Мальчику обещают, что их класс будут учить выпиливать лобзиком. Он мечтает, что выпилит себе Сову, как у Целая эпопея с покупкой этого необходимого инструмента… Наконец наступает вожделенный день. И на первом же уроке учитель труда объявляет: «Возьмите ручки, записываем правила техники безопасности при работе с лобзиком» .
Но эта книга родилась позже, когда наше издательство начало медленно загибаться.

Почему?!
Маша Вайсман: По одной простой причине: когда мы напечатали первые десять книг, выяснилось, что их надо не только издать, но и распространить. У Саши были какие-то не самые подходящие люди для этого. Надо было, чтобы появлялись какие-то рецензии на книжки, надо было таскать их по редакциям, предлагать в магазины… Соцсетей, таких активных, как сейчас, тогда не было, а напечатаны книги были большими тиражами - по 5-10 и даже 15 тысяч экземпляров. «Библейские сказки» Саши Черного », «Обида-лебеда» Владимира Набокова , «Как я ловил человечков» Бориса Житкова , «Белый пудель» Куприна , «Максимка» Станюковича … Позже вышли повести «О девочке Маше» Введенского и «Приключение травки» Розанова . Все были отпечатаны в Словакии, прекрасная полиграфия…
Словом, книги не брали в магазины, а если и брали, то по 2-3 экземпляра. И однажды Саша объявил: мне надо срочно освободить один склад, я вывожу книги на помойку. Я говорю: книги — на помойку?! Ты что? В общем, за ночь я нашла склад, куда их можно пристроить. А потом, как муравей, начала ходить по всяким магазинам и предлагать наши книги. Это было очень страшно и трудно. Везде на прилавках были расставлены книги с какими-то розовыми пупсами, принцессы-русалки, все розовое, и вот на фоне всего этого наши книги, конечно, вызывали недоумение и возмущение товароведов.
В общем, весь свой склад я распродала исключительно благодаря «Лабиринту». Буквально через год. Не с первого раза, правда, наши отношения сложились. Но сложились. Это были уже десятые годы.

Стало быть, вы пережили два гигантских кризиса - 2008 и 2014-2015 годов. Как вам это удалось? Потому что все издательства просели (резко вздорожали бумага, полиграфия), а у вас «с собой было»?
Маша Вайсман: Да, возможно и поэтому. У нас лежали готовые тиражи, которые мы распродавали спустя и три, и пять, и семь лет после выпуска. Во-вторых, помогло то, что мы сумели попасть в программу финансирования . Две книги в год мы сейчас издаем на эти средства. С 2011 по 2018 год мы выживали благодаря программе бюджетного финансирования социально значимой литературы.

А что именно Роспечать вам профинансировала?
Маша Вайсман: У нас появилась серия «Русские поэты для детей и взрослых». Она появилась после триумфального и быстро распроданного одноименного сборника. Это была уникальная книга: 50 русских поэтов, от до Тарковского , к каждому стихотворению иллюстрация, портрет поэта. Три художника над сборником работали: Алексей Орловский , Ирина Киреева и Петр Перевезенцев . Эта книжка закончилась влет.
А потом Саша Коняшов умер.
И вся работа свалилась на меня.

Cказка поэта Серебряного века Михаила Кузмина «Золотое платье»/Издательство «Август», 2013 г.

С чего вы начали как руководитель?
Маша Вайсман: Первая книжка, которую я сама делала, была Мария Моравская , «Апельсинные корки». Она долго не продавалась. Но именно она открыла эту серию — русские поэты для детей и взрослых. Дальше у нас был Саша Черный «Что кому нравится», Марина Цветаева «Каток растаял», сейчас будет «Мик» Гумилева , африканская поэма. В планах — .

У Цветаевой, например, есть много стихов, понятных детям.

Она же первые свои сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» издала очень рано. А писать начала, когда у нее мама умерла, - в 14-15 лет. Там есть о детях, о семье, о брате, о сестре, о музыке, о катке. Но свойственная ее отчему дому напряженность — она там, конечно, тоже присутствует. И это тоже важно.

Вы принципиально издаете только русских авторов?
Маша Вайсман: До недавнего времени это было так.

А сейчас?
Маша Вайсман: Поскольку в моем издательстве все завязано на мне: я сама за все отвечаю и всем руковожу, то и выбор авторов — это мой личный выбор. Но в какой-то момент я вдруг почувствовала страшную усталость от русских поэтов, от их биографий и судеб. На каком-то этапе осознала, что сделала то, что считала своим непременным долгом, — скажем, вернуть российскому читателю , которая уехала из России в 1917 году и больше уже никогда сюда не возвращалась. Она первый свой сборник издала в 1914 году, одновременно , но они диаметрально противоположны. У нее в стихах такие яркие психологические детские портреты со всеми их капризами, юмором, тайными движениями души, настроениями, обидами… И вышло, что я не ошиблась. Все это раскупается, печатаем дополнительные тиражи.
А устав от трагических судеб авторов, я захотела передохнуть. Получить какую-то передышку. Но не успела об этом подумать, как один переводчик показал мне совершенно чудесную книгу итальянки Кьяры Лоренцони «Собачьи сны». А так как собак я безумно люблю — сразу после детей на втором месте у меня идут собаки, то эта маленькая книжка стала просто подарком. Для меня и, надеюсь, для читателей. Там нарисованы разные собаки и сны, которые каждая из них видит. Например, маленькая левретка видит себя такой большой и смелой, что даже перестает дрожать… Издавать такие легкие, светлые книги — это счастье.

А ваше издательство взрослеет вместе с вашими детьми?
Маша Вайсман: Это тоже есть. Но интерес к детской аудитории сохраняется: я очень люблю детей. Правда, сейчас у нас появилась

серия «Книги для самых больших». Формат — с ладонь, а книги для взрослого читателя.

Так вышла повесть Александра Коняшова «Зелик» и позже сказки Евгения Замятина .

«Библейские сказки» Саши Черного - это его интерпретация библейских историй/Издательство «Август», 2017 г.

Вы регулярно допечатываете тиражи: Цветаева, начатая с одной тысячи, сейчас уже вышла пятитысячным тиражом. «Библейские сказки» Саши Черного имеют общий тираж 18 тысяч. Ваш бизнес процветает?
Маша Вайсман: Издательство «Август» — это не бизнес. Это дело, которое я не могу бросить. Оно меня не кормит, дает только на чай. Если хотите, это скорее хобби, которое позволяет само себя окупать (покрывать затраты на печать, расплачиваться с художниками — гасить долги перед ними по крайней мере в месяц-два, а не в течение полугода). Ну а после всех выплат мне остается совсем мало. Прожить на эти деньги, конечно, нельзя.
Выручает то, что нас сейчас эксклюзивно продает «Лабиринт»: мне это очень выгодно.
Гонорары у художников не баснословные, но они сотрудничают с «Августом», потому что я им там позволяю делать все, что им хочется.

Возможность творческой свободы, думаю, привлекает в не меньшей степени, чем гонорар.

Мне самой безумно интересно, что в результате у них получается.

А для чего люди сегодня покупают детские книжки? Ведь вся наша цивилизация уходит на виртуальные носители?
Маша Вайсман: Я думаю, если детская книга и умрет, то она умрет последней. Одно дело — читать Пелевина на телефоне, а другое дело — читать детскую книгу. Ее нужно потрогать, пощупать, погрызть.

Детская книга - это такой маленький домашний театр!

Вот открывается обложка — это занавес, потом еще один занавес — форзац… Появляются персонажи, начинается история… Причем это театр, который ты можешь в любой момент остановить, вернуться к прежним сценам, лечь с ним спать, сесть обедать, отправиться купаться… Это такой атрибут детства, артефакт, который должен в нем присутствовать непременно.

«Деревянные актеры» — захватывающая приключенческая повесть о двух мальчиках, Джузеппе и Паскуале, которые путешествуют по Европе XVIII века с кукольными представлениями/Издательство «Август», 2013 г.

Просмотры: 0

I. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок с тобой начнем.

Подготовим речевой аппарат.

II.Речевая разминка.

1. Чистоговорки.

Да-да-да,да-да-да- не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду,ду-ду-ду- Все равно туда пойду.
Ди-ди-ди,ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да,да-да-да-Ой! Холодная вода!
Де-де-де,де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды,ды-ды-ды- Только слышно из воды.

2.Скороговорка:

Дятел, дятел- наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.

Итог: Итак, мы подготовили речевой аппарат к дальнейшей работе.

III . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Какой раздел учебника мы изучаем?

Какие произведения этого раздела читали?

На уроке тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры,

И заданье проверять.

Пересказ рассказа Н.Носова «Мишкина каша»

IV .Постановка темы урока.

Слайд 1.

Вспомните, как называется рассказ, в 1-ой части учебника, который мы читали раньше.

Как найти название рассказа этой писательницы? (По содержанию 1 части учебника )

Кто главный герой этого рассказа?(мальчик Филя)

Где происходят события описанные в рассказе?(на отдыхе, на море)

Как называется раздел учебника, в котором мы изучаем произведения?("Продолжаем разгадывать секреты смешного")

Слайд1 (щелчок)

Прочитайте на слайде название, которое мы будем читать сегодня на уроке.

Постановка целей:

Какие цели поставим перед собой?

(1.Познакомиться с произведением.

2. Продолжить разгадывать секреты смешного.

3. Узнать, каким предстанет перед нами главный герой.)

V .Работа по теме урока

Работа с произведением М. Вайсман «Приставочка моя любименькая».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте ещё раз заглавие произведения.

Подумайте, о чём пойдёт речь в этом произведении?

Что обозначает слово приставочка? (Заслушивание ответов детей)

Куда необходимо заглянуть, чтобы уточнить значение этого слова? Какое умение нам пригодится? (Умение работать с толковым словарём. (Т.сл. с.148))

(Заслушивание статьи из толкового словаря с.148)

Приставка - (компьютерная приставка). Устройство с видеоиграми, которое подключают к телевизору. Например: играть на компьютерной приставке.

Почему в названии произведения слово приставка употреблено ласково и ещё она названа "моя любименькая"? О чём это говорит?

Куда надо посмотреть, чтобы определить страницу учебника на которой будем работать? (В содержание учебника.)

– Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Как вы думаете, о чём и оком пойдёт речь в произведении? (Мы опять видим мальчика Филю.)

Действительно, речь пойдёт о том же мальчике Филе, который приехал с семьёй отдыхать на море.

В этом тексте есть ещё слово, значение которого необходимо уточнить. Найдите его на странице 86 хрестоматии.

Куда нужно обратиться за разъяснением его значения? (тол. словарь с.134)

Дылда - Высокий, нескладный человек. Например: посмотри, какой дылда!

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение по отрывкам и беседа на осмысление после каждого отрывка.

«Небольшое вступление» читает учитель (Два первых предложения).

Вопрос после чтения:

а) Дальнейшее чтение текста учителем до слов "- На-ка, кыш малявка!"

Кто выступает в роли рассказчика? (мальчик Филя)

Можем ли мы сказать сколько лет было Филе? (маленький, если 10 лет для него это дылда)

Подберите синоним к слову дылда. (Большой, высокий, взрослый.)

Что ещё говорит о том, что главный герой по сравнению с дылдой был маленьким? ("стряхнул меня со стула...", "назвал - малявка")

б ) Чтение дальше по тексту до слов (...поиграть, ну хоть пять минуток!)

Что вы узнали о герое?

Хотелось ли мальчику поиграть на компьютерной приставке?

Как сильно? Какие слова из текста говорят об этом? (...что мурашки по спине побежали...)

Почему мама не разрешала ему играть? ("...сидеть в духоте", "ничего не читает", "дёргаются", "сплошные двойки и ночные кошмары")

Что можно сказать о характере мамы? Какая она?

Как Филя отнёсся к этому дылде? (обиделся)

Докажите (..становлюсь красным и злым, и в глазах у меня защипало)

А что случилось через секунду? (Он увидел, как мальчик хорошо играет на приставочке и замер.)

Как вы думаете изменилось ли мнение Фили об этом дылде, когда он увидел как тот играет? (Позавидовал, то же захотел научиться хорошо играть.)

Как решил Действовать Филя, чтобы получить разрешение поиграть? (упросить)

Умеет ли он это делать? (Да)

Подтвердите словами из текста ("нежно взял руку", "нежно заглянул ей в глаза", "...мамочка, я так тебя люблю...")

Получилось ли добиться разрешения у мамы?

А как вы поняли, что мама против?(отбросили руку)

Обратите внимание на выделенные места в тексте. Как называется такой приём?(приём КОНТРАСТА: нежно взял и отбросила руку)

А ещё какой приём? (Рука превратилась в змею. приём СРАВНЕНИЯ)

Что сразу сказал Филя маме? (Всё, не надо...)

Почему он трижды повторяет эти слова?

Отказался ли мальчик от своей мечты поиграть в приставочку?

Как решил действовать Филя? (...я обратился к папе)

Что сказал папа? (сразу разрешил, но с одним условием).

А вы в жизни применяете такую хитрость: попросить у мамы, если не разрешит - у папы.

Какую игру выбрал Филя? (где борются дав противника)

Как долго играл Филя в игру? (5 минут)

Почему так мало? (....будто я немного не в себе)

Как мама отреагировала на его игру? (заплакала и ушла)

Что можно сказать о маме, как это её характеризует? (любит, боится за него)

Хотелось ли Филе заканчивать игру?

Подтвердите словами из текста.(...так и быть...)

Но всё равно он был счастлив!

Как вы думаете, успокоился ли Филя? Предположите, как дальше будут развиваться события?

Хорошо ли Филя знает свою маму?

Подтвердите словами из текста. (заполз на колени, так легче просить, не может запретить, когда на коленях маленький мальчик)

Сразу мама разрешила Филе поиграть?

Почему? Что для мамы было важно? (Чтобы получалось и в жизни, не только на приставке.)

Какую хитрость придумал наш герой, чтобы мама разрешила? (...постепенно у меня появится привычка побеждать в жизни).

Сработала ли это хитрость? (Да.)

е) Чтение текста до конца.

К какому выводу приходит Филя, когда обнаруживает, что дылда плавает в нарукавниках? (Выходит, что в жизни я его уже победил.)

Чем Филя решает заняться? (Теперь ничего не стоит научиться жать на кнопки..., побежал к моей любимой приставочке.)

Каким стал Филя в конце рассказа? (уверенным в себе)

3. Выявление восприятия прочитанного.

Работа в парах.

а ) Составление плана рассказа.

Прочитайте план на карточках на парте.

Слайд

"Мне так хотелось поиграть, что мурашки по спине побежали."

"Просто, когда я жал на кнопки, у меня подпрыгивали ноги и дрожали руки."

"В жизни я его уже победил"

"Мама отбросила мою руку, как будто она превратилась в змею".

"Было бы неплохо, если бы и в жизни что-то получалось."

Какой это план? (цитатный)

Последовательно ли он составлен?

Определите последовательность. Впишите в кружочки соответствующие цифры. (1,4,2,5,3)

Проверьте по эталону.

Кто справился с заданием?

б) Разбираем секреты смешного.

Какие секреты смешного нам помогла открыть Мария Вайсман? Обратите внимание на подчёркнутые места.

Объясним для каждого случая.

1 случай (с.86) Смешно, кто-то чего-то не понимает. (Мальчику хочется поиграть на приставке, а мама говорит, что лучше не сидеть в духоте, а пойти купаться и гулять).

2 случай (с.87) Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.(Хочет играть целыми днями, но согласен и на пять минуток.)

3 случай (с.87) Смешно, когда есть преувеличение (приём) (Полторы минуты - мучительные).

4 случай (с.89) Смешно, когда получается наоборот. (Читает хорошие книжки, а нравятся игры, где сплошной мордобой).

А у вас бывает так, чтоб вашим родителям не нравится то, что нравится вам? - Какой выход из подобных ситуаций вы нашли?

в) Работа над образом главного героя.

Кто главный герой рассказа?

Что вы можете сказать о мальчике?

Какие слова и поступки доказывают, что он:

Ласковый;

Настойчивый;

Стал уверенный.

Найдите слова, которые показывают как Филя уговаривает и убеждает маму разрешить ему играть на приставке. Постарайтесь голосом передать характер мальчика. (Чтение по ролям)

Работа в группах.

Составление синквейна.

Составим синквейн, выразим своё отношение к Филе.

Какие умения нам помогут справится с этой работой? (Умение работать с текстом, выделять главное, находить необходимую информацию в тексте и записывать самую суть.)

Слайд (Правила составления синквейна:

1. В первой строчке тема (1 слово - существительное.)

2. Вторая строчка - описание темы (2 слова - прилагательные.)

3. Третья строчка - описание действия (3 слова -глаголы.)

4. Четвёртая строчка - фраза из 4 слов, которые повторяют суть темы.

5.Пятая строка - это синоним из одного слова. который повторяет суть темы.

Например:

1. Филя.

2.Добрый, ласковый.

3. Просит, добивается, играет.

4. В жизни он победил.

5. Молодец!

VI . Итог урока. Рефлексия

Что нового узнали?

Какое произведение читали?

К какому разделу отнесём это произведение?

-В чем же секрет смешного?

Вспомните, какие цели мы ставили перед собой. Удалось ли их достичь?

Что нового вы узнали?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

Чтобы оценить свою работу на уроке, заполните таблицу достижений.

Оцени себя

1. Я внимательно читал и изучал текст

2. Старался находить ответы на все вопросы.

3. Искал значение слов в словаре.

4. Принимал активное участие в обсуждении текста.

5. Работал над составлением плана рассказа.

6. Активно помогал составлять синквейн.

Домашнее задание:

Выбрать задание по силам:

1. Придумать свою историю о Филе и записать её.

2. Пересказ рассказа.

3.Чтение по ролям.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Правда, весело?

К ак-то раз в дождливый майский день приходим мы с Верой из школы, а мама говорит:
- Дети! Через неделю мы едем в Крым, и с нами Аня, Кира и маленькая Лизочка!
- Без родителей?! - воскликнула Вера
- Нет, почему? С родителями, конечно.
- А Крым это что? - спросил я.
- Крым - это на Чёрном море, - сказала мама.
- А Чёрное море тёплое?
- Очень тёплое!
"На тёплое Чёрное море с Кирой и Аней, - подумал я, - вот это да"... И тихо сказал:
- Ура!
Неделя пролетела, как будто я нажал кнопку перемотки на видео. Вот мы уже собрали рюкзаки, сели в машину, потом в самолёт... Скорее, скорее, на море, с друзьями...
Наконец мы приземлились, выходим из самолёта и нас окатывает тёплым южным ветром и запахом крымских растений. Это, наверное, сон.
- Аня, где Кира? Кира, где Аня? - послышался голос мамы Ани и Киры.
Значит, всё это происходит наяву и Кира и Аня с нами.
- Правда, весело? - сказала Аня.
- Правда, - согласился я.
Из аэропорта в пансионат "Крымское приморье" мы ехали на машине. Мама восхищалась красотой степного Крыма. Я всё ждал, когда же появится море, а оно всё не появлялось. Мне стало скучно. Водитель показал нам место, где снимали "Всадника без головы"; после этого мы уснули.
Проснулся я от странного запаха. "Это море", - подумал я и открыл глаза.
- Правда, весело? - услышал я голос Ани.
- Правда, - сказал я и увидел море.
Оно оказалось гораздо больше, чем я ожидал. Я думал, взрослые всегда преувеличивают, говоря, что у моря не видно другого берега. Я был уверен, что всё-таки увижу хотя бы тоненькую его полосочку. Но я всматривался и ничего похожего на берег не видел. Только крошечный кораблик далеко-далеко.
Самое удивительное, что Чёрное море было совсем не чёрное. Море было голубое, а волны зелёные. А слева в море тихо сползала гора...
- Это гора Карадаг, - с восхищением сказала мама.
- Какая же это гора, - сказал папа, - это дракон пришёл на водопой и никак не может напиться.
- Никакой это не дракон, - сказал Кира.
- Дракон-дракон, - убеждённо сказал папа. - Видишь волны? Это он пьёт и круги бегут по воде.
- Так он живой? - спросил я.
- Конечно, живой, - сказал папа.
Мы посмотрели на Карадаг. Он действительно был похож на дракона, правда, не живого, а слегка окаменевшего. Всё-таки время от времени мы поглядывали на него с опаской.
Справа берег был не такой высокий, как Карадаг. Там были жёлто-зелёные холмы и сиреневые горы. Казалось, до них рукой подать, и хотелось отправиться туда прямо сейчас.
По набережной прогуливалась лошадь с хозяином. Мы спросили у них:
- Что там за холмы?
- Это Лисья Бухта, - ответил хозяин лошади, улыбаясь узкими глазами, - там песок и красивые камешки.
- Там живут лисы? - спросил я.
- Лис уже мало. Там дикари живут.
- Там живут несчастные люди-дикари! - запел я от радости. - Давайте пойдём туда сейчас же.
Но уже темнело, все хотели спать. К тому же мама Ани и Киры вспомнила, что Аня сегодня ещё не играла на скрипке, и они пошли домой. Я посмотрел им вслед и сказал про себя Аниным голосом: "Правда, весело?"

Лучший друг медуз

У моря бывает разное настроение. Мы с Верой научились узнавать его по цвету. Это очень просто. Если море нежных оттенков - голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и - верхом на них - барашки. А вот когда море действительно становится чёрным, значит, море рассердилось, штормит и купаться нельзя.
Должен заметить, я не большой любитель купаться. Первые две недели я вообще не залезал в воду. Нет, я был совершенно здоров. Причина была другая. Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду... Сами попробуйте... Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись? Я долго ломал голову и пришёл к выводу, что где-то размыло небольшой остров с огромным муравейником.
Но самой главной причиной моего некупания были медузы. Нет, они, конечно, мне нравились, эти прозрачные загадочные медузы, но только издалека. Встречаться с ними в воде мне совсем не хотелось.
- Филя, иди искупайся, - говорила Вера.
- Не хочу, медузы жгутся.
- Они не жгутся, они маленькие и милые, - говорила Вера, похлопывая ладошкой маленькую медузку.
- Они скользкие и противные, - говорил я и был сам себе противен, потому что считал себя другом всех зверей.
- И совсем они не противные, они гладенькие, - говорила Вера, поглаживая медузку на ладони.
- Их просто очень много, - сказал я и решил, что никогда не буду купаться.
Как-то раз я сидел на берегу, читал книгу о морских животных и мечтал встретиться с ними в море. Рядом копошился в воде какой-то мальчишка и громко орал. Я сначала никак не мог понять, чем он занят. Оказалось, он вылавливает медуз, подносит их ко рту и громко кричит. Я не выдержал и спросил:
- Что ты орёшь?
- Я медузам ору в самое ухо, чтобы они сдохли от страха, - сказал мальчишка.
Этого ему показалось мало. Он стал зарывать медуз в горячие камни. Тут уж я заорал:
- Ты что делаешь?! Прекрати сейчас же!
- А чего? - не поворачиваясь, буркнул мальчишка.
- А то! Они живые! Им больно!
- Они плохие, они склизкие.
- Они гладкие, им так легче плавать, - сказал я и почувствовал, что начинаю любить медуз.
- Они не гладкие, а гадкие, - продолжал мальчишка.
- Сам ты гадкий, а медузы очень красивые, они - морские бабочки, - сказал я, пытаясь разгрести камни и выбросить медузу в море.
- Да ладно тебе, их там и так полно, они купаться мешают. И никакие они не бабочки. Бабочки вот так летают, а эти вот так: бэ-э-э, - и он, растопырив руки-ноги, показал, как плавают медузы.
- Вовсе не так. Они красиво плавают. И тебя не трогают. А ты вообще плавать не умеешь, - сказал я.
- Я-то умею плавать. А вот ты не умеешь, потому что сам медуз боишься, - сказал мальчишка, противно ухмыляясь.
Мне было ужасно неприятно это слышать. Слишком уж было похоже на правду.
- Это я-то боюсь? Сейчас посмотрим, кто чего боится! - Я со всей силы толкнул его в воду.
Он быстро поднялся и стал злобно на меня надвигаться. Я не стал его ждать и с разбегу плюхнулся в море. Я стал грести руками, как краб, а ногами, как лягушка. И вдруг почувствовал, что плыву! Это оказалось так просто. И очень помогли мне медузы, тем, что совсем не мешали. Как будто чувствовали, что теперь я их лучший друг.

В поисках жабы

Однажды к нам прибежал наш приятель Сашка в большом волнении.
- Филя! Филя! У нас гигантская жаба завелась! Говорят, величиной с добермана! Она всю ночь квакала. Никто не мог спать. Она квакала, как динозавр...
- Да-а-а? Интересно. Никогда ещё не слышал, как квакает динозавр.
- Да, как динозавр! Утром мы побежали туда, где квакало, и нашли там следы... Огромные... Знаешь, какие? Как у страуса!
- Да-а-а... Это очень интересно. - Я мысленно пролистывал свою любимую энциклопедию по зоологии, которая осталась в Москве. Как бы она мне сейчас пригодилась! - Значит, говоришь, жаба. Ростом с добермана. Квакает, как динозавр, и следы у неё, как у страуса. Что-то ничего похожего я ни в одной книге не видел. Это, наверное, какой-то новый вид жабы, мутант какой-то, - заключил я.
- Да-да, мутант! Точно мутант! - радостно запрыгал Сашка.
- Хотелось бы её увидеть, - сказал я и почувствовал, что стою на пороге великого открытия.
- А побежали, - с готовностью сказал Сашка, и мы побежали. И Вера, конечно, с нами.
Сашка отдыхал в вагончиках на горе. Он привёл нас к вагончику, откуда доносилось кваканье динозавровой жабы. Место было пустынное и мрачноватое. В ржавом вагончике уже давно никто не жил. Он весь зарос травой. На ступенях, в окнах и на крыше буйно росла трава и какие-то цветочки. Это показалось мне крайне подозрительным. Видимо, земля вокруг вагончика была чем-то особенным посыпана. Это и могло привести к возникновению нового вида жабы.
- Точно-точно, - радостно закивал Сашка.
Он показал нам несколько толстых стеблей, сломанных на высоте моего пупка и сказал:
- Это жаба скакала и траву помяла.
Мне стало не по себе. Если жаба примяла траву на высоте моего пупка, то что же это за жаба...
Мы обошли вокруг вагончика. Тут и там попадалась примятая трава и сломанные стебли тростника.
- А вот эти цветы она схапала, - гордо сказал Сашка и показал на куст золотых шаров. Золотых шаров на нём не было, остались одни стебли. Зрелище было жуткое.
- Вера, почеши мне спинку, - сказал я, потому что по спине у меня поползли мелкие… эти, как их, мурашки. А Вера, будто не слыша меня, стала грызть ворот своей майки.
- А где же следы? - спросил я, пытаясь самостоятельно почесать себе спину.
- Сейчас покажу, - ответил Сашка, и лицо его стало серьёзным. - Только осторожно идите, а то следы затопчете.
Между вагончиками была небольшая песочная площадка величиной с пляжное полотенце. Сашка ткнул в неё пальцем и сказал:
- Вот, даже больше, чем у страуса.
Следы и вправду были похожи на лягушачьи, хотя мне, честно говоря, давно не приходилось встречать.лягушачьи следы. Величиной же они были со слоновью ступню и только по форме отдалённо напоминали страусиные.
Не успел я почувствовать, что ноги мои становятся ватными, как вдруг совсем рядом раздалось удивительно мерзкое кваканье. Жаба-мутант была совсем близко. Мы с Верой быстро переглянулись, и я понял, что она совершенно не хочет встретиться с жабой, так же, как и я.
Со всех ног бросились мы с горы, подальше от этого вагончика. Я даже забыл, что у меня ватные ноги и что я стоял на пороге великого открытия. К тому же я ещё не всё прочёл о жабах. Может быть, эта жаба уже давно открыта. А впрочем, ни в одной книге не услышишь крика жабы-мутанта, да ещё так близко. Это счастье для настоящего учёного. Остаётся только один вопрос: что делала жаба на горе, вдалеке от воды, которую обычно жабы так любят.
Все эти мысли не давали уснуть, и я долго ворочался в кровати.
Проснулся я от громкого шёпота:
- Филя! Филя! - шептал под нашим окном Сашка. - К нам сегодня ночью огромная летучая мышь залетела и форточку сломала! Побежали, посмотрим!
"Не такой я дурак, чтобы бегать по всяким пустякам", - подумал я и притворился спящим.

Золотая рыбка

Мама сказала, что на волнорезе надо вести себя хорошо, а то можно упасть в море. Получается, надо просто стоять посреди этой железобетонной плиты и не двигаться. Тогда и ходить на волнорез незачем. А хочется посмотреть, как там рыбы и крабы.
Один мальчик, Игорь, удил рыбу. У него была отличная удочка и очень хорошие червяки. Я ходил вокруг него и громко вздыхал, хотел попросить подержать удочку и всё не решался.
- Везёт же тебе, - сказал я, - у тебя и удочка, и червяки...
- Удочку бабушка подарила, а червяков сам накопал. Долго копал, земля сухая, они глубоко заползли, ещё выниматься не хотели. Я их прямо руками выковыривал, - с гордостью сказал Игорь.
- Здорово, - сказал я.
Конечно, жаль червяков. Не знаю, смог бы я вытаскивать их из земли руками, а вот о такой удочке я давно мечтал.
- Да, везёт тебе, - опять сказал я.
- Чего везёт? - не понял Игорь. - Вон только одну поймал. Другие только червяков объедают.
Маленькая серебряная рыбка плавала в пластмассовой коробке. Интересно, как же объедают червяков другие рыбки?
Я лёг на волнорез и свесил голову вниз... Вот, оказывается, как надо вести себя на волнорезе! Совсем не опасно, и всё прекрасно видно.
Я увидел множество мальков. Они стайками носились туда-сюда, как школьники на перемене. Вон первый класс выплыл на прогулку, это совсем маленькие. А вон второй, покрупнее и поменьше числом. В третьем классе всего несколько толстеньких малёчков.Чем они старше, тем самостоятельнее. Ой... ой, а это ясли! Целая куча мальков, похожих на мелкие гвоздики, ринулась куда-то. А где же воспитатель? Вот он, еле поспевает за ними. Какая красивая рыбка-воспитатель! Чешуйки так и сверкают... Да ведь это же золотая рыбка, самая настоящая! Она плыла медленно и вдруг остановилась прямо подо мной. Может быть, она хочет выполнить какое-нибудь скромное желание одного хорошего мальчика или девочки? Рыбка вильнула хвостиком и спряталась за камень. Я загадал: если она выплывет снова, то выполнит все мои желания.
Прибежали Кира, Аня и Вера. Они тоже легли на живот и увидели рыбку. Рыбка была рада с ними познакомиться. Она то и дело выплывала из-за камня и выслушивала наши желания. Желания у нас были очень простые.
Например, Кира хотел, чтобы у него была змея, ну, можно даже не ядовитая. Ещё игуана, ну, можно даже не очень большая. И ещё скат, можно даже не электрический, а простой морской скат.
Игорь, у которого рыбки съели всех червяков, лёг рядом с нами и сказал:
- Хочу, чтобы бабушка подарила мне удочку-донку, чтобы из проруби ловить. А то я в Новособирске живу. У нас всё время зима. Лето маленькое. Или пусть я сюда к бабушке перееду, в Феодосию. Здесь лето большое.
- Я бы тоже переехала, - сказала Вера, - но вообще-то у меня уже сбылось желание, у меня уже есть собака Ватсон. Я пока не знаю, чего хочу.
- А вот моё желание никогда не сбудется, - уверенно сказала Аня. - Я хочу настоящую лошадь, но мама никак не разрешает её завести. - Аня стала очень грустной и чуть не заплакала.
- Смотрите, смотрите! - закричала Вера. - Рыбка вильнула хвостиком... Значит, всё сбудется!
Аня посмотрела на рыбку, раздумала плакать и стала надеяться.
Теперь была моя очередь загадывать желание, и я сказал:
- На Новый год я загадал желание - научиться летать. Так и не сбылось. Может, ты мне поможешь, рыбка? Я очень хотел бы летать, я готов даже стать для этого бабочкой. На некоторое время. Ещё я хочу быть героем-одиночкой и всех спасать, но не адвокатом, как хочет мама, а просто властелином мира, и отменить все войны. Ещё я хочу изобрести таблетку, чтобы навсегда остаться маленьким. Она будет состоять из детской крови, детского плювка и детского дыхка...
Все задумались. Рыбка изумлённо таращила золотые глазки. Она не ожидала, что будет столько желаний. И это было ещё не всё.
- А я хочу стать врачом, - сказала Вера. - И не просто врачом, а ветеринаром.
- Я тоже хочу стать ветеринаром, но не просто, а лечить только лошадей, - сказала Аня.
- А я буду моряком, только в южных морях плавать, - сказал Игорь.
- А я буду холостяком, - тихо сказал Кира.
С берега послышался пронзительный крик мамы Ани и Киры:
- Аня, где Кира? Кира, где Аня? Идём обедать!
Рыбка махнула нам хвостиком и уплыла. Наверное, тоже обедать. Но я знаю, она к нам ещё приплывёт...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры