Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас)Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя. Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб

Главная / Психология

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху - рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса - Холщовый (Спас на холсте) - было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

Ореховый (Хлебный) Спас - народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы - это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Что за праздник

Ореховый Спас, как и первые два - Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

© photo: Sputnik / Алексей Мальгавко

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Приметы

Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

© photo: Sputnik / Валерий Шустов

По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права - по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В церковном календаре

В народном фольклоре

Народные названия праздника:

  • «Спас на холстах », «Спас на полотне »;
  • «орешный » или «ореховый Спас », так как к этому времени созревает лесной орех и разрешается его собирать в лесах;
  • «хлебный Спас » - заканчивается уборка хлеба.

См. также

Ссылки

  • Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Официальный сайт МП.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хлебный Спас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Хлебный Спас - Хл ебный Сп ас (праздник) … Русский орфографический словарь

    Хлебный Спас - (праздник) … Орфографический словарь русского языка

    - (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи … Википедия

    Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи. Содержание 1 Образы иконографии Христа 2 Праздники … Википедия

    I м. 1. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2. Название церкви в честь Спасителя. II м. Название каждого из трех летних православных церковных праздников, посвященных Спасителю: Медовый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Спас - (сокращенное от Спаситель) имя Иисуса Христа, предреченное архангелом Гавриилом при благовещении. В народном быту Спасами называются три православных праздника, связанных с Христом: Первый Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего… … Православный энциклопедический словарь

    спас - СПАС, а, м (С прописное). Общее название трех православных праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу: первый Спас (называется в народе медовый, так как он совпадает со временем вырезки сотов из ульев) отмечается 1 (14 по новому стилю)… … Толковый словарь русских существительных

    Спас (Суп на кислом молоке) - Кухня: Армянская кухня Тип блюда: Первые блюда Продукты: Мацони 200, вода 400, рис 30, яйцо 1/2 шт., мука пшеничная 10, лук репчатый 15, масло топленое 10, зелень мяты, соль. Рецепт приготовления: В текущей категории (Армянская кухня) … Энциклопедия кулинарных рецептов

В летнее время православные люди придерживаются который продолжается ровно три недели. Заканчивается он наступлением трех Спасов. Самый первый - это который празднуется 14 августа. Через пять дней, 19 августа, приходит пора Самый последний, третий - это Ореховый Спас, в народе его также называют Хлебным. Отмечается он перед наступлением осени - 29 августа.

История возникновения

Ореховый и Хлебный Спас впервые отмечался еще в 944 году. Именно 29 августа, по приказу византийского императора Константина, Образ Спасителя появился в Константинополе. Служащие перенесли его из древнейшего города Эдессы.

Православные традиции

В России Ореховый и Хлебный Спас не принято отмечать как-то по-особенному. Обычно этот день почитают только глубоко православные люди. Что нельзя сказать о который в нашей стране достаточно популярен.

С древних времен 29 августа было принято трудиться. Никто не устраивал себе выходных дней, не позволял себе расслабляться и праздновать. Как правило, все вокруг были заинтересованы в сборе урожая и работе на полях.

Единственное, что происходило в этот день - устраивались народные ярмарки. Существовало поверье, что именно в этот день торговля будет как никогда плодотворной. На тот момент каждый человек брал во внимание следующую формулу:

  • Первый, Медовый Спас стоит на воде.
  • Яблоками довольствуются на второй Спас.
  • Третий Спас - хлеба припас.

После тяжелого рабочего дня крестьяне баловали себя праздничным ужином.

Что должно быть на столе в этот день?

Третий принято отмечать за столом круглой формы в кругу самых близких людей. Домохозяйки тщательно готовились к ужину и старались удивить своих гостей пирогом с орехами. Обязательным атрибутом на столе был хлеб. Предварительно его относили освящать в церковь. Божий «подарок» нельзя было резать ножом, все гости отламывали от него небольшой кусочек и съедали.

Такая условная традиция существует и сегодня. Но хлеб нельзя покупать в магазине, его хозяйка должна испечь самостоятельно.

Еще один важный атрибут на праздничном столе - это ореховая ветка. Она выступала как символ этого священного дня. Их также предварительно относили в церковь. Считалось, что после освящения они наделялись мощной силой. Эту ветку необходимо было занести в дом в Ореховый и Хлебный Спас и оставить её там на весь год. Согласно древней традиции, этот оберег приносит в дом счастье.

Мужчины отмечали этот праздник крепким пивом, но выпивали за праздничным столом не более одного большого бокала. Они растягивали его на весь вечер. В этот день также было принято ходить в гости к близким людям с праздничным пирогом. Считалось, что если человек не съест в данный день ломоть такого каравая, то будущий год у него пройдет неудачно.

Обычаи

Существует несколько примет, которые принимают свою силу в Ореховый и Хлебный Спас.

  • Считается, что именно после Орехового Спаса больной человек может излечиться, а здоровый - укрепить свое здоровье. Для этого в дом необходимо принести веник, изготовленный из орешника, и повесить его на дверь.
  • Именно 29 августа принято очищать и освящать воду. К каждому колодцу в деревнях подходил священник и осуществлял свой обряд. Со следующего дня подземную воду считали целебной.
  • Накануне священного праздника было принято очищать душу и тело. Вечером, перед сном, люди ходили в баню и парились с веником. Днем же было принято ходить в церковь замаливать грехи. Очищенные изнутри и снаружи, православные люди встречали праздник.
  • Рекомендуется именно в этот день сеять рожь на зиму, тогда урожай будет богатый. Старую же рожь снимают и делают из неё муку.
  • Утром, перед завтраком, произносилась домашняя молитва. Как правило, женщины оставались дома, а мужчины уходили работать в поля.
  • Бабушки в праздник готовили лекарство на всю зиму - специальную ореховую настойку против простудных заболеваний. После чего на три недели они ставили её в темное прохладное место.

Приметы

Наступление Орехового Спаса можно узнать и по нескольким народным приметам:

  • Было замечено, что в этот день последний раз дают о себе знать самые красивые птицы - ласточки и журавли. Считалось, что если они улетят, то зима будет морозной. Если после этого дня они останутся еще на некоторое время, зима будет теплой.
  • Если 29 августа Ореховый Хлебный Спас сопровождается дождем с сильной грозой, урожай будет большим.
  • Считалось, что если в этот день стоит сухая жара, осень и зима будут бедными.

В первый, второй и третий Спас было принято крестить детей. Люди верили, что если сделать эту процедуру именно в священный праздник, то кроха будет находиться под защитой Спасителя. Хорошей приметой считалось и строительство нового колодца. Люди, желающие укрепить свое здоровье, делали веники из орешника и ходили с ними в баню.

Как празднуют сейчас?

Конечно же, многие традиции уже утеряны, и этот священный праздник давно уже не отмечают так, как отмечали раньше. Никто не приносит в дом ореховые ветки и не ходят в церковь для того, чтобы освятить хлеб. Многие в этот день продолжают работать и заниматься земельными делами. Однако остались еще глубоко православные люди, которые помнят о существовании праздника. Они пекут пироги и угощают ими своих соседей, родственников и друзей. Люди собираются в теплом семейном кругу за чашечкой чая.

Плейкаст "Ореховый и Хлебный Спас" отправляет друг другу молодежь в социальных сетях. Одновременно с этим они изучают особенности праздника. В некоторых школах проводят познавательные классные часы.

Поздравления

Практически в каждом доме звучат в Ореховый Хлебный Спас поздравления. Люди желают друг другу хороших урожаев, тепла и добра. Молодым парам, которые не так давно вступили в брачный союз, было принято дарить ситцевую пеленку, желая им скорейшего появления наследника.

Также звонко звучат в Ореховый и Хлебный Спас стихи собственного сочинения. Обычно их произносят в храмах и на тематических классных часах в школах. Например, можно услышать такие:

Хлебный Спас пришел в наш дом,

Он принес уют и радость.

И оставит на потом

Все несчастья и утраты!

Можно поздравить и в прозе, например, сказать близким людям: "В этот священный праздник мы хотим пожелать, чтоб ваш дом был полон любви, добра и понимания".

Уже прошло более десяти столетий, как появился этот праздник. Конечно, многие традиции, существовавшие ранее, уже утеряны и не соблюдаются, так же как и народные приметы. Однако в церковном календаре Ореховый Спас по-прежнему считается Поэтому каждый верующий человек должен поздравить с этим великим днем своих близких людей.

Несмотря на то что данный праздник уже не пользуется такой популярностью, как несколько столетий назад, в этот день по-прежнему двери храмов открыты для православных людей. 29 августа проводятся службы и священные обряды.

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры