Shocking blue перевод названия группы. Подборы аккордов группы Shocking Blue

Главная / Ссоры

Эта команду основал в 1967 году гитарист Робби Ван Ливен (р. 29 октября 1944), ветеран известной голландской рок-группы "The Motions". Название "Shocking Blue" было навеяно песней Эрика Клэптона "Electric Blue". Кроме Ван Ливена в стартовый состав вошли барабанщик Кор Ван Дер Бик (р. 8 апреля 1948), басист Клаасье Ван Дер Вал (р. 1 декабря 1949) и вокалист Фред Де Вайлд. Первый сингл, "Love Is In The Air", не произвел особого впечатления, но второй, "Lucy Brown Is Back In Town", уже занял 21-е место в голландском Топ 40. Однажды менеджер коллектива, присутствовавший на вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес (р. 1 октября 1947), решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking Blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличавшимся от других исполнителей.

Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре. До приглашения в "Shocking Blue" она успела записать сольный сингл ("Topkapi") и поднабраться опыта в различных группах. Верес сменила Вайлда и со своим звонким голосом и красивой внешностью сразу же стала центром внимания, как в аудио-, так и в визуальном плане. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска, все сразу закрутилось, и один из первых синглов ("Venus") стал великим хитом".

В Голландии "Венера" заняла третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking Blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказалась на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как ее записи также имели очень хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл, "Mighty Joe", стал номером один в Нидерландах и, как и его предшественник, присутствовал во множестве других чартов.

Миньон "Never Marry A Railroad Man" также возглавлял вершину голландских списков популярности, а за ним последовали такие хиты как "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". В своем творчестве "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с психоделикой и звучанием индийского ситара. Полнометражки следовали одна за другой, поэтому Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько каверов, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой.

В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с командой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Кор и Клаасье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетала ограниченность успеха команды, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры. Сначала ушел Клаасье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973-м сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк.

Без Робби "Shocking Blue" еще как-то держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. Попытки возродить проект предпринимались в 1979-м и 1984-м, но эти реюнионы являлись кратковременными. В 90-х Мариска получила от Робби разрешение использовать имя "Shocking Blue" и на протяжении нескольких лет гастролировала под этой вывеской с музыкантами, не имевшими отношения к оригинальному составу. 2 декабря 2006 года Верес скончалась от рака.

Last update 28.05.08

Группа была основана в 1967 году гитаристом Робби ван Леувеном, ветераном известной голландской рок-группы The Motions. Название «Shocking Blue» было навеяно словами Эрика Клэптона Electric Blue из песни «Strange Brew». Кроме ван Леувена, в группу входили барабанщик Корнелиус ван дер Бек, басист Клааше ван дер Вал и вокалист Фред де Вилде. Второй сингл группы «Lucy Brown Is Back in Town», занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле Pink Elephant. Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа Bumble Bees с поразительной вокалисткой Маришкой Вереш, и решил, что она будет совершенным дополнением к Shocking Blue (Робби согласится с ним на первом же прослушивании). Маришка, у которой отец был венгерским цыганом, а мать уроженкой Германии французского- русского происхождения, часто пела со своим отцом, игравшим на скрипке в цыганском оркестре. До приглашения в Shocking Blue она записала сольный сингл под названием «Topkapi» и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Фреда де Вилде, и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось, и один из первых синглов - Venus - стал великим хитом».
Следующий сингл группы «Mighty Joe» стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.
Shocking Blue успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.
Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. «Мы всё делали сами, а диджеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному». В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео ван де Кеттерей. Маришка, Робби, Корнелиус и Клаше были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби ван Леувен впал в депрессию. Его угнетала ограниченность успеха группы, в результате чего внутри Shocking Blue начали происходить ссоры.
Сначала ушёл Клааше, сменённый в 1971 году Хенком Смитскампом. В 1973 году сам ван Леувен на время покидал группу, а его место занимал Мартин ван Вейк, до этого игравший в двух голландских группах - «Fairy Tale» и «Jupiier». Он стал лидером «Shocking Blue», и новый материал уже был результатом его изысканий, внеся в музыку «Shocking Blue» некоторую долю глэм-рока и фанка.
Без Робби Shocking Blue ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Маришка, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. В 1975 году вышел последний сингл «Gonna Sing My Song». В 1979 году Робби хотел возродить группу, была даже записана песня «Louise». Тем не менее, песня не была выпущена, а воссоединение не состоялось. Однако в конце 1984 Shocking Blue воссоединились и дали два концерта на фестивале «Back-to-the-Sixties».

Робби ван Леувен - гитара, ситар, бэк-вокал (1967-1973)
Фред де Вилде - вокал (1967-1968)
Клаше ван дер Вал - бас-гитара (1967-1971)
Кор ван дер Бек - ударные (1967-1974)
Маришка Вереш - вокал (1968-1974)
Лео ван де Кеттерей - гитара (1970-1971)
Мартин ван Вейк - гитара (1973-1974)
Хенк Смитскамп - бас-гитара (1971-1974)

Робби ван Лeувен (Robbie van Leeuwen; 29 октября 1944, Гаага, Нидерланды) - гитара, ситар,
бэк-вокал (1967-1973)
Маришка Вереш (Mariska Veres; 1 октября 1947 - 2 декабря 2006, Гаага, Нидерланды) - вокал (1968-1974)
Клаше ван дер Вал (Klaasje van der Wal, 01 февраля 1949, Ла Хайе, Нидерланды) - бас-гитара (1967-1971)
Кор ван дер Бек (Cornelius van der Beek; 06 июня 1948, Роттердам, Нидерланды) - ударные (1967-1974)
История "Shocking Blue" неразрывно связана с Робби Ван Леувеном (Robbie van Leeuwen), родившимся 29 октября 1944 в Гааге. В первой половине 60-х, будучи под влиянием британского рока, Робби серьёзно углубился в музыкальные изыскания, а лучшего места для этого, чем группа "Motions", на тот момент в Голландии найти было просто невозможно (до "Motions" Робби промелькнул в "Ricochets" и "Atmospheres"). Большинство голландских групп первой половины 60-х, таких, как "Johnny Kendall & The Heralds", "ZZ & The Maskers", "The Hunters" и даже "Golden Earring", исполняли бит-рок, и только единицы, среди которых и были "Motions", гордо "нарезали" ритм-энд-блюз, в данном случае - в духе британских "модов". Но из-за конфликта с вокалистом группы Руди Беннетом в 1967 году Робби уходит и приступает к поиску единомышленников. Первым проектом на этом тернистом пути был "Six Young Riders", где вместе с Ван Леувеном играли Хенк Смитскамп (Henk Smitskamp) и Рене Ноделейк (Rene Nodelijk). Век его был недолгим, и в том же 1967 году Робби собрал новых музыкантов: вокалиста Фреда Де Вилда (Fred De Wild, ex.-"Hu & Hilltops"), басиста Клааше Ван Дер Вала (Klaasje van der Wai) и ударника Корнелиуса Ван Дер Беека (Cornelius van der Beek, ex.- "Sect", в некоторых источниках его имя пишется Cornelis, а чаще всего - просто Cor). На мысль о названии "Shocking Blue" Ван Леувена невольно натолкнул Эрик Клэптон. Некогда он имел неосторожность написать вещь "Electric Blue", которая и вдохновила нашего героя на подвиги. В этот период начались изменения в облике голландской рок-сцены. "Golden Earring" стали постепенно отходить от бит-рокового звучания в сторону блюза, а чуть позднее и хард-рока, начали приобретать широкую известность "Cuby & Blizzards" и "Q65", появились такие "крутые" в недалёком будущем группы, как "Harpers Bizarre", "Livin` Blues", "Ekseption", "Brainbox". Главные события этого рок-водоворота происходили в городе Гаага, из которого начинали свой путь и наши герои. Здесь следует заметить, что через несколько лет критики назовут Гаагу "голландским Ливерпулем" и "европейским Сан-Франциско".
В 1967 году вышел первый альбом "Beat With Us" (по другим сведениям, он назывался просто "The Shocking Blue"). По старой привычке выдержанный в "модовском" ритм-энд-блюзовом ключе, он чем-то напоминает музыку британских групп "The Who" и "Small Faces". Впрочем, для тех лет это было естественно. Нужно отметить оригинальную аранжировку песни, с которой началась карьера Элвиса Пресли - "That"s All Right (Mama)". Но это была ещё не та музыка, которую хотел играть Робби Ван Леувен, потому как взгляды его были устремлены западнее Лондона - в далёкий город Сан-Франциско. А там творилось что-то непонятное - хиппи, психоделия, рок-н-ролл, марихуана, ЛСД... Из этого коктейля, как грибы после дождя, начали появляться группы с новой, непривычной музыкой - "Grateful Dead", "Quicksilver Messenger Service", "Moby Grape", "Country Joe & The Fish" и, конечно же, непревзойденные "Jefferson Airplane". На этих калифорнийцев и решили равняться Робби и его команда.
В 1968 году был записан всего один сингл "Lucy Brown Is Back In Town" / "Fix Your Hair Darling", выдержанный, скорее, в традициях "Move" (и отчасти "Tomorrow"). Но основным событием года для группы стал уход Фреда Де Вилда. У того возникли проблемы, связанные со службой в армии, и Фред расстался с группой.
Ван Леувен давно втайне мечтал о женском вокале. Подходящую кандидатуру менеджер "Shocking Blue" Цeec Ван Леувен (Cees van Leeuwen) присмотрел на джазовом фестивале в Лусдрехте, а окончательно вопрос решился на тусовке, устроенной "Golden Earring" в честь их первого "хита №1". До этого замечательного события Маришка Вереш (Mariska Veres), а именно так звали новую участницу группы, успела поработать с "Blue Fighters", "Danny & Favourites", "Motowns", "Mysteres", "Bumble Bees". Из последней ее и переманили более ловкие "Shocking Blue". С переменами в составе пришла и новая стилистика: мелодические ходы в лучших традициях "Jefferson Airplane", мощная ритм-секция в духе "Rolling Stones", a Маришка своим голосом творила просто чудеса и спокойно могла конкурировать с Грэйс Слик или Дженис Джоплин. Нужно сказать, что дама сия была очень колоритной фигурой: дочь немки и венгерского цыгана, она воплотила в своём облике и голосе все лучшие качества этих народов. Кстати, её внешняя привлекательность сыграла не последнюю роль в успехе группы.
В 1969 году вышел альбом "At Home", с которого сами музыканты ведут отсчёт своей дискографии. Ко всем достоинствам группы прибавился ситар, которым Ван Леувен мастерски владел. Наибольший успех выпал синглу "Venus" - в феврале 1970 года он стремительно ворвался на верхние строчки хит-парадов в Англии, США и многих европейских стран. Это была серьёзная заявка на успех, но, к сожалению, триумф "Venus" оказал медвежью услугу "Shocking Blue". Многие - и совершенно напрасно - начали считать их "героями одного хита". Но в целом удача сопутствовала группе.
В 1970 году из-под пера "Shocking Blue" вышла очередная пластинка "Scorpio`s Dance", которую благодаря одноименной двухчастной композиции можно назвать квазиконцептуальной. Фирменный саунд охватывал самый широкий стилистический диапазон: это и хард-роковые риффы в "Send Me A Postcard", психоделик-блюз - "California Here I Come", "Demon Lover" и, наконец, фолк-психоделия "I Love Voodoo Music".
В январе 1971 года "Shocking Blue" начали запись следующего альбома. Здесь появляется новый персонаж - второй гитарист Лео Ван Дер Кеттери (Leo van der Kettery). Вышедший в марте 71-го, "The Third Album" стал подлинным шедевром европейского варианта "рока западного побережья". Интересно, что, в отличие от большинства своих коллег, музыканты "Shocking Blue" не имели никакого отношения к культу наркотиков, царившему в те времена. Это, конечно, не шло на пользу имиджу, но зато "Shocking Blue", как и Тед Ньюджент, Майк Пинера, или, скажем, музыканты "Jethro Tull", больше сил и времени уделяли творчеству, а не попойкам и оргиям. Правда, случилось так, что творческий взлёт совпал с первыми трудностями: устав от гонки последних лет, из группы ушел Ван Дер Вал (в "Antilope"), а вместе с ним и Ван Дер Кеттери. Их место занял старый знакомый группы, бывший басист групп "Willy & Giants", "Motions", "Sandy Coast", "Six Young Riders" и "Livin` Blues" - Хенк Смитскамп. Он придал группе новый заряд созидательной энергии, которая в 72-м материализовалась в виде двух новых студийных альбомов ("Inkpot" и "Attila") и "живом" "Live In Japan". Концертник отлично показывает работу группы без студийных наворотов - как говорится, что умеем, то и играем. А нужно сказать, они были способны на многое, и удивительно, что этот альбом до сих пор застрял в списке раритетов. К этому моменту "Shocking Blue" объехали фактически весь цивилизованный мир - от США до Индонезии и Южной Америки.
К примеру, в Штатах "Shocking Blue" выступали в одной связке со тогдашними звёздами первой величины - "Sly & The Family Stone" и "Three Dog Night".
В 1973 году вышел очередной альбом "Dream On Dreamer", принёсший явный крен в фолк-роковое звучание. И в это же время у "Shocking Blue" случился первый большой провал: критики просто разорвали на кусочки новый сингл с песней "Let Me Carry Your Bag". Внутри группы резко возросло напряжение, Ван Леувен был на пределе, ведь он писал весь материал - четыре альбома за полтора года, масса синглов, многочисленные гастроли, плюс ко всему давление со стороны фирмы звукозаписи... В общем, вконец умотавшись, капитан покинул корабль. О сольном плавании экс-лидера группы - чуть позднее, а пока продолжим сагу о "Shocking Blue".
В 1974 году на место гитариста заступил Мартин Ван Вийк (Martin van Wijk), известный своей работой в двух голландских группах - "Fairy Tale" и "Jupiier". Он на удивление быстро стал лидером "Shocking Blue", и новый материал уже был результатом его изысканий. Нужно сказать, что Мартин успешно внёс в музыку "Shocking Blue" некоторую долю глэм-рока и фанка. И хотя на первый взгляд эти стили не совсем вписывались в традиции группы, назвать альбом "Good Times" белой вороной язык просто не поворачивается. На память об отколовшемся Ван Леувене в новый альбом включили песню "Nashville Rebel" - одну из последних его записей для группы. Процесс распада, вызванный уходом патриарха группы, остановить не удалось. В 1974 году Маришка начала сольную карьеру, Хенк перебрался в "Livin` Blues", а Кор и Мартин затеяли совместный проект "Lemming". Чуть позднее Кор последовал примеру Смитскампа и также влился в ряды "Livin` Blues", которые от этого приобретения только выиграли. После года работы с "Livin` Blues" Кор переместился в "Headline".
В 75-м вышел последний сингл "Gonna Sing My Song", который поставил жирную точку в истории "Shocking Blue". Робби Ван Леувен собрал новую экспериментальную группу "Galaxy Lin". Следующей остановкой на творческом пути Робби в конце 70-х стал проект "Mistral". Результат его - три сингла, и на всех трёх пели разные вокалистки - Сильвия Ван Астен, Маришка Вереш и на самом знаменитом - "Starship 109" - Мариан Шаттеляйн.
В 1984 году "Shocking Blue" собрались, чтобы выступить на фестивале "Back-To-The-Sixties-Festival" в Ден Босх, вместе с "Q65" и другими менее известными голландскими группами. Вдобавок к старым хитам "Shocking Blue" "нарезали" два легендарных номера: "Somebody To Love" и "White Rabbit" - самые известные хиты "Jefferson Airplane". В честь возрождения группы музыканты записали новый сингл "Jury And the Judge" / "I`m Hanging On To Love", который вышел в 1986 году. После чего группа исчезла с горизонта.
В начале 90-х Маришка Вереш возобновила музыкальную деятельность в джаз-роковом ключе со своей группой "Mariska Veres Shocking Jazz Quintet". В течение четырёх дней с 10 по 13 ноября 1992 года, музыканты записали альбом, который можно было послушать уже в начале 1993 года. Над названием долго голову не ломали: "Shocking You!" - одна из лучших песен в репертуаре "Shocking Blue" отлично подошла на эту роль. В альбоме рядом со старыми боевиками "Shocking Blue", удобно расположились кавер-версии песен "Golden Earring", "Jefferson Airplane", "The Zombies", "The Kinks" (все выполненные в стиле легкого джаза). Воодушевленная собственной удачей, а 1993 году певица заручилась поддержкой Robbie van Leeuwen`a и собрала новую версию "Shocking Blue". Компанию ей составили: гитарист Андре ван Гелдорп (Andre van Geldorp), клавишник Михаел Эсхаузир (Michael Eschauzier), Берт Мёлинк (Bert Meulink, бас-гитарист из "джаз-квинтета" Вереш), на ударных играл Гербен Де Брюйн (Gerben de Bruijn). Группа активно выступала по всей Европе, особенным успехом их концерты пользовались в Германии, Англии и Бельгии, и, естественно, в Голландии. Не обошлось и без изменений состава: 1994 году появился новый басист Пол Хеппенер (Paul Heppener), а через четыре года поменялся ударник. Вообще-то с апреля по ноябрь 98-го это место делили Джеф Ван Вин (Jeff van Veen) и Михаел Шрёдер (Michael Schreuder), но в конце концов остался последний. Не обошлось и без нового материала - в 1994 вышел сингл группы "Body And Soul"/"Angel". Robbie van Leeuwen решил тряхнуть стариной и присоединился к группе, но только в роли продюсера. Маришка периодически выступала на Олди-Фестивалях в Голландии и даже записала несколько синглов с Питером Теттероо, лидер-вокалистом другой знаменитой голландской группы 60-х, "Tee Set". Легендарная солистка "Shocking Blue" умерла от рака в возрасте 59 лет, дома в Нидерландах. Случилось это 3 декабря 2006 года...

По материалам «Рок-энциклопедий»

Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес, и решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в "Shocking Blue" она записала сольный сингл под названием "Topkapi" и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Вайлда и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска все сразу закрутилось, и один из первых синглов - "Venus" - стал великим хитом".

Shocking blueВ Голландии "Venus" занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы "Mighty Joe" стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.


"Never Marry a Railroad Man" также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Shocking blueРобби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Корнелиус и Клаассье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры.


Сначала ушел Клаассье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973 году сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк. Без Робби "Shocking Blue" ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984-го "Shocking Blue" воссоединились и дали два концерта на фестивале "Back-to-the-Sixties".

Команда была основана в 1967 году гитаристом Робби Ван Ливеном, ветераном известной голландской рок-группы "Motion". Название "Shocking blue" было навеяно песней Эрика Клэптона "Electric Blue". Кроме Ван Ливена в группу входили барабанщик Корнелиус Ван Дер Бик, басист Клаассье Ван Дер Вал и вокалист Фред Де Вайлд. Первый сингл группы "Lucy Brown Is Back In Town", занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле "Pink Elephant".

Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес, и решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в "Shocking Blue" она записала сольный сингл под названием "Topkapi" и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Вайлда и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска все сразу закрутилось, и один из первых синглов - "Venus" - стал великим хитом".

В Голландии "Venus" занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы "Mighty Joe" стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.

"Never Marry a Railroad Man" также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Корнелиус и Клаассье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры.

Сначала ушел Клаассье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973 году сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк. Без Робби "Shocking Blue" ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась.

В середине семидесятых Робби вернулся в музыкальную индустрию с группой "Galaxy Lyn", более ориентированную на фолк и джаз, чем "Shocking Blue". Он также стал продюсером сольного сингла Маришки под названием "Too Young". Впоследствии Робби выпустил несколько хитов на студии "Mistral". Команда распалась в начале восьмидесятых, а в 1983 году гитарист переехал из Гааги в Люксембург, где и жил вдалеке от музыкального бизнеса. В 1996 году он вернулся в Голландию.

В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984-го "Shocking Blue" воссоединились и дали два концерта на фестивале "Back-to-the-Sixties". Они доказали, что достойны нашей памяти: ван Льювен всё ещё держит свой стиль, а Маришка обладает одним из самых замечательных женских голосов. А их интерпретация песен "Somebody To Love" и "White Rabbit" группы "Jefferson Airplane" - настолько же сильны, как и их собственные.

В сентябре 1993 года Маришка Верес решила вдохнуть в "Shocking Blue" новую жизнь. Но из бывших музыкантов в группу не вернулся никто. Робби ван Льювен разрешил Маришке оставить название "Shocking Blue" для её новой группы и даже стал продюсером CD-сингла "Body & Soul", выпущенного в 1994 году. Группа выступала на многих фестивалях шестидесятых и семидесятых годов, в основном в Германии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры