Шпаргалка: История развития культуры и искусства. История культуры и искусств: Конспект лекций

Главная / Ссоры

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра "ДИЗАЙН" Конспект лекций дисциплины "История культуры и искусств" (Федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) Шифр дисциплины по учебному плану: ЗФ.01 ТУЛА 2006 г. 2 Конспект лекций дисциплины "История культуры и искусств" Введение Искусствоведение как комплекс наук о всех видах художественного творчества, их месте в общей системе человеческой культуры и как наука с пластических искусствах (в более специальном смысле). Основные разделы искусствоведения и специфические направления. Теория, история и критика искусства. Иконология, структурализм, знаточество, формальный метод, социология, психология и экология искусства. Проблема стиля как один из важнейших предметов искусствоведения. Стилистический анализ и его цель. Школы современного искусства. Классификация видов искусств. Специфика и сущность различных видов искусств. Пластические искусства: тектонические и изобразительные. Архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн Архитектура: взаимосвязь функционально-технических и духовно- эстетических начал. Специфические художественные средства архитектуры: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм.; пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных и отделочных материалов, синтез искусств, архитектоника как выражение главной образной идеи произведения искусства, сооружения, как основной принцип построения, конструкция, текстура. Архитектура как один из основных (наряду с изобразительным и декоративными искусствами) видов пространственных искусств; 1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим присутствием, расположением и функционированием; 3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства и организующих его объектов, которыми являются постройки (культовые, жилые, административные, промышленные, общественные и т.д.), открытые 3 городские пространства (площади, улицы, парки), а также комплексы построек и открытых пространств (районы города и т.д.), которые оформляются как ансамбли. Функциональные свойства построек: неприступность, открытость, вместимость, уют. Декоративно-прикладное искусство как вид искусства. Бифункцинальность: декоративность, утилитарность. Орнамент как структурная основа изделия, как узор. Классификация декоративно-прикладного искусства. Функциональность и материал (металл, керамика, стекло, серебро, золото, фарфор, бронза, фаянс и т.д.). Декоративно-прикладное искусство наряду с архитектурой и дизайном - постоянно действующий фактор эстетической организации среды и эстетического воздействия. Дизайн - новый вид эстетической деятельности в сфере промышленного производства; его задачи, его значение в жизни общества. Живопись, скульптура, графика, фотоискусство. Живопись как вид изобразительного искусства. Жанры: портрет, пейзаж, натюрморт; исторический, бытовой, мифологический, батальный, анималистический жанр. Основные разновидности живописи - станковая и монументальная (каменная, керамическая, смальтовая мозаика, витраж, фреска и другие виды росписи). Особые виды живописи: иконопись, миниатюра, декорационная живопись (театральная декорация и кинодекорация), диорама и панорама. Выразительные средства: композиция, рисунок, колорит; тон, цветовые градации, локальный цвет, красочная гамма, валёры, рефлексы, фактура, линейная и воздушная перспектива, светотеневая моделировка. Основные технические разновидности живописи. Основные инструменты: кисти,- мастихин, аэрографы. Скульптура как вид изобразительного искусства. Жанры, Разновидности - круглая скульптура и рельеф. Станковая, монументальная и монументально- декоративная скульптура. Скульптура малых форм. Технология и материалы. 4 Графика как вид изобразительного искусства. Жанры: пейзаж (в т. ч. путевые зарисовки), портрет (в т. ч. зарисовка с натуры); карикатура, (сатирический рисунок, шарж), плакат, газетная графика и т.д..Уникальная, печатная, компьютерная графика. Графика письма (шрифт, эпиграфика, каллиграфия). Графический дизайн. Технические разновидности графики (монотипия, коллаж, акватипия, акварель, гуашь, пастель, тушь, фотомонтаж, ксилография, линогравюра, цинкография, литография, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и т.д.). Художественно-выразительные средства. Фотоискусство как вид пластических искусств; использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии; Жанры. Этнографическая, географическая, батальная, репортажная фотография. Художественная фотография и гиперреализм. Теория искусства Художественный метод как исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве. Художественный метод и художественное направление в искусстве. Понятие стиля. История больших художественных стилей, эпохи их зарождения, расцвета и упадка от античности до начала XX века. Романтизм, классицизм и реализм, модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и. символизм, критический реализм, веризм, риджионализм и натурализм, модернизм (сюрреализм, гиперреализм, авангардизм, абстракционизм, кубизм, фавизм, экспрессионизм, конструктивизм, беспредметное искусство, абстрактный экспрессионизм, ташизм, акционизм, информальное искусство, поп-арт), импрессионизм и неоимпрессионизм, барокко и необарокко, готика и неоготика, неорусский тиль, неоренессанс, неореализм и т.д. Критика искусства как раздел искусствоведения 5 Критика - один из видов научной творческой деятельности, оперативный анализ художественных произведений в контексте современной культуры. П. Аретино - "отец" художественной критики; 16 век. "Салоны" Дени Дидро во Франции - жанр критического обзора выставок; 18 век. Ш. Бодлер, Т. Готье, Э. Золя во Франции, Д. Рёскин-в Англии, В. В. Стасов в России; 19 век. А.Н. Бенуа в России - начало 20 века. Значение критики; ее влияние на движение искусства, на вкусы, оценки, миросозерцание зрителей. Иконология, иконография и формальный метод Иконология как направление в искусствоведении. Э. Кассирера (немецкий философ-неокантианец). Иконография (раздел искусствоведения, изучающий темы, символы и сюжеты искусства) и иконология. Принципы иконологии и формальный метод. К. Фидлер. А. Хильдебранд. Ханс фон Марэ. Г. Вёльфлин. Понятие структурализма; взаимодействие иконологии и структурализма. Социология искусства Теории социально-экономического развития, сложившиеся в русле историко- культурных концепций Г.Гегеля. Основоположник социологии искусства - французский философ И. Тэн. Линии развития социологии искусства: общефилософская, теория и история искусства, практическая социология искусства. Психология искусства Психология искусства как раздел искусствоведения.и как искусствоведческое направление. Психоанализ (3. Фрейд); идеи "коллективного бессознательного" (К.Г. Юнг); закономерности зрительного восприятия - (В. Арнхейм). Значение психологии искусства в конце 20 века. Художественная деятельность и художественная культура Зарождение художественной деятельности. Художественное и религиозное 6 сознание в мифологическом контексте. Диалектика устойчивого и изменчивого в истории искусства. Искусство в художественной культуре. Духовное содержание искусства: гносеологический и аксиологический аспекты. Система образов как внутренняя форма произведения искусства. Материально-конструктивная грань художественной формы. Структура художественно-творческого процесса. Художественное произведение как органическая целостность. Психологическая структура восприятия художественного произведения. Функции искусства в его отношений к человеку, обществу, природе, культуре. Художественное развитие человечества в контексте художественной культуры. Общие закономерности художественно-исторического процесса: 1. Художник как субъект творчества; 2. Диалектика преходящего и непреходящего в истории искусства; 3. Диалектика прогресса и регресса в художественном развитии. Социокультурные детерминанты художественного развития: общественное сознание и художественное творчество, искусство и сословно-классовая структура общества, национальная структура общества и искусство. История искусства. Взаимосвязь всемирной истории и истории искусств. История и развитие искусства от древности до наших дней. Общие и уникальные для каждого региона и страны историко-художественные, социальные и национальные свойства искусства. Уровень развития художественной жизни различных регионов мира, взаимосвязь и совпадение отдельных эпох истории искусств с эпохами всемирной истории. Особенности развития искусства в различных регионах мира. Культура первобытного общества Особенности мифологического мышления. 7 Аналогия как принцип объяснения мира (по Э.Б. Тайлору). Анимизм - древнейшее мировоззрение человека. Родственные отношения членов первобытного родового общества как причина возникновения идея всеобщей одушевленности (А.Ф. Лосев). Мир как универсальная родовая община. Вещь как единство сущности и явления. Первобытный образ мира. Магические представления первобытного человека. Два основных принципа магии (Дж. Фрэзер). Л. Леви-Брюль о первобытной мифологии как принципе выражения первобытного мышления и видения мира. Бессистемность первобытной мифологии. Прелогичность первобытного мышления. Миф как тайна и священная собственность племени. Миф как комплекс представлений о сверхъестественном. Мифологическое время и его свойства. Партиципация и ее роль в функционировании первобытного общества. Искусство в восприятии первобытного человека. Периодизация искусства первобытного общества. Искусство палеолита. Общая характеристика периода. Сложение родовой организации, появление первых религиозных воззрений. Разнообразные по форме орудия. Основа экономического существования - загонная охота. Появление первых предметов искусства - изображения животных. Период Ориньяк-Солютре. Ареал распространения предметов искусства. Рисунки начала периода - «макароны», отпечатки рук, обведенные в круг. Эволюция изображений от первых несовершенных рисунков животных до изображений с правильными пропорциями и четким контуром. Статика как основа стилистики изображений периода. Особенности мелкой пластики. «Палеолитические венеры», их предназначение, основная художественная задача и стилистика (сочетание условных форм и преувеличений с натуралистическими подробностями). Период Мадлен. Наивысший расцвет искусства эпохи палеолита. Ареал распространения росписей. Расположение росписей в пещере: загадка первобытного мировоззрения. Техника росписей и специфика колорита. Художественные особенности изображений: позы и 8 движения, масштаб изображений, стремление к передаче объема, экспрессия и убедительность, натурализм. Отсутствие композиционных взаимосвязей между отдельными персонажами (сцена из пещеры Ляско как уникальная попытка создания связной повествовательной композиции). Искусство мезолита. Общая характеристика периода. Начало современной геологической эпохи Небольшие коллективы родственников как основа социальной организации. Родовые могильники как свидетельство ее укрепления. Появление лука и стрел, лодки, плетения тканей, деревянной утвари. Место расположения наскальных росписей. Увеличение общих масштабов изображения. Художественные особенности изображений: появление сюжетной композиционной структуры, главный персонаж которой -человек. Схематизм человеческой фигуры. Основная художественная задача - передача экспрессии человека, восприятие последнего как действия, а не предмета («Охота на оленей» в ущелье Валлторта). Искусство неолита. Общая характеристика периода. «Неолитическая метаморфоза» (П. Тейяр де Шарден). Расселение человечества на обширной территории. Переход к скотоводству и земледелию. Переход к оседлому существованию. Патриархат как основа социальной организации. Появление гончарного производства, ткачества, зачатков металлургии. Усложнение представлений о мире и его функционировании. Художественная практика эпохи неолита. Исчезновение монументальных наскальных росписей (исключение - неолитическая культура Сахары). Наиболее распространенные виды искусства - декорирование керамических сосудов и петроглифы. Появление условно-орнаментальных форм в искусстве, основой изображения становится символ, знак, а не образ (развитие абстрактного мышления). Повсеместное распространение одних и тех же знаков - общность неолитической культуры при одновременном появлении локальных особенностей и отличий. Изучение неолитическим 9 художником ритмических закономерностей орнамента. Органическая связь орнамента с формой сосуда. Стилистический анализ керамики Трипольской культуры. Искусство эпохи бронзы. Общая характеристика периода. Появление литейного дела. Развитие орудий труда и улучшение обработки земли. Появление культа военных вождей. Укрепление патриархальной организации. Мегалитическая архитектура, ее связь с усложнившимися религиозно- культовыми идеями и потребностями. Распространение мегалитов. Формы и способы украшения менгира. Дольмен - результат использования стоечно- балочной архитектурной конструкции. Виды и предназначение дольменов. Кромлех, его устройство и связь с солярными и лунными культами. Кромлех как первобытная обсерватория. Кромлех в Стоунхендже, его композиция и история. Художественная практика эпохи бронзы. Углубление локальной дифференциации отдельных культурных традиций. Развитие торевтики. Технический уровень исполнения изделий из бронзы и других металлов и их художественные особенности. Появление гончарного круга и усложнение форм керамических сосудов. Художественные изделия из металлов в курганах Майкопской и Кобанской культур. Искусство эпохи железа. Общая характеристика периода. Улучшение обработки земли железными орудиями. Усиление имущественного расслоения. Усложнение духовной культуры. Специализация представителей художественного творчества. Появление локальных вариантов в пределах одной и той же археологической культуры, различия стилистических приемов между ними. Художественная практика эпохи железа. Декоративность и орнаментальность, стремление к пышности и роскоши, усложненность и перегруженность композиции - стилистические черты художественных изделий периода. Развитие гончарного производства, появление 10 усовершенствованных форм керамики. Усложнение орнаментального декора керамической посуды, появление изображений животных и людей - персонажей мифов. Культура Гальштаттского периода. Особенности художественных изделий. Искусство Скифской культуры. Искусство и предметная культура Древнего Египта Периодизация. Общая характеристика древнеегипетской культуры. Относительная географическая замкнутость. Ирригационная система земледелия, требующая централизованного управления. Широкое распространение различных пород камня, месторождения золота в Нубии, почти полное отсутствие дерева, привозное серебро. Раннее зарождение культуры, базирующейся на мировоззрении первобытного человека эпохи неолита. Замедленное развитие древнеегипетского общества, длительное сохранение магических первобытных представлений. Искусство додинастического периода (кон. 5-4 тыс. дон.э.). Формы захоронений, определяемые спецификой веры в загробное существование. Мелкая пластика из захоронений. Стенные росписи в захоронениях: поиск выразительности в передаче наиболее существенного. Отбор изобразительных приемов. Росписи из гробницы вождя в Иераконполе. Рельефы на плитках для растирания краски. Плитка фараона Нармера. Тематика сюжетов. Обилие иероглифов, связь изображения с приемами пиктографического и более позднего иероглифического письма. Оформление характерных особенностей изобразительного канона: построчность композиции, разномасштабность фигур фараона и подданных, чертежность изображения (использование метода ортогональных проекций для повышения информативности изображения - по Б.В. Раушенбаху). Искусство Древнего царства (XXX - XXIII вв. до н.э.) Искусство I - II династий. Развитие заупокойного культа, разработка и усложнение гробницы. Возникновение и распространение мастабы. Устройство и оформление мастабы. Некрополи в Саккаре и Абидосе: черты архитектуры и

Классификация видов пространственных искусств. Временные, пространственно-временные (синтетические) и пространственные виды искусств. Изобразительное искусство. Станковое, монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. Технические искусства.

Основные теории происхождения искусства. Магические и мифологические представления как основа возникновения искусства. Социальная функция искусства. Теория художественного инстинкта. Эстетические воззрения И.Канта, Ф. Шиллера и Г.В. Плеханова. Первобытное искусство – формы, функции, специфика.

Искусство древнего Египта – типологическая характеристика, периодизация, основные типы архитектурных сооружений, монументальная и мелкая пластика, скульптурный рельеф и живопись. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Типология египетской мебели. Выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно - культурных рамках. Использование египетских стилистических признаков в произведениях искусства других исторических эпох.

Периодизация крито-микенской цивилизации (рубеж III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Позднеминойский период - 1600-1200 гг. до н.э. Своеобразие архитектурной композиции и художественного облика критских дворцов на примере Кносского дворца: вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, чередование открытых дворов с замкнутыми помещениями; сложность маршрута; живописно-декоративный характер интерьера; художественные и тектонические особенности критской колонны. Живописная смена освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса. Росписи Кносского дворца.

Периодизация искусства Древней Греции. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Ментальность и система ценностей греческой культуры (антропоцентризм и т.п.). Роль личности художника в греческом искусстве. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Искусство гомеровского времени (XI - VIII в. до н.э.). Искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.). Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)

Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные элементы архитектурной композиции храма. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, толос. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Роль скульптуры в греческом храме. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа. Особое значение цвета в архитектуре.

Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей. Дорический и ионийский ордера: основные элементы конструкции. Коринфский ордер. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Понятие архитектоники. Введение системы соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.

Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Роль цвета в скульптуре архаики. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. Зарождение и эволюция групповой статуарной композиции (Мосхофор). Скульптурное надгробие. Скульптурное оформление храмов - пластическая передача конкретного мифологического сюжета.

Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя. Равновесие компонентов композиции - единство свободной компоновки и порядка как в элементах зданий, так и в композиции ансамбля. Соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как вершина в развитии греческой архитектуры и скульптуры. Эрехтейон: асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры. Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.

Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.). Стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и показ состояния действия или способности к нему. Ранняя классика - постепенное овладение конкретной передачей пластическими средствами мотива движения (Дельфийский возничий, статуя Посейдона (Зевса),“Тираноубийцы”). Зрелая классика - творчество Мирона (“Дискобол”, Афина и Марсий). Канон Поликлета и его применение в скульптуре. “Дорифор” и система хиазма. Скульптура Фидия (Афина Парфенос, Зевс Олимпийский). Поздняя классика. Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений, вызванных утратой идеалов полиса. Творчество Скопаса - разрушение целостного и гармоничного пластического образа в сторону передачи острых, взволнованных мотивов. (Менада). Аполлон Бельведерский скульптора Леохара. Скульптурное оформление храмов.

Вазопись периода архаики. Расширение сферы используемых сюжетов и форм сосудов как черта архаической вазописи. Чернофигурная вазопись: особенность художественно-содержательной программы. Творчество Экзекия (килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора). Краснофигурная вазопись и ее мастера (Евфроний, Евфимид). Вазопись периода классики. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи (“строгий стиль”). Изысканная линия, передача подвижного покоя, гармоничный баланс в показе мифологического сюжета через реальный, “бытовой” эпизод как основные черты “строго стиля”. Мастер Бриг - килик с изображением последствий пирушки. Особенность формально-образной структуры белофонных лекифов. Фигурные сосуды.

Искусство эллинистического времени. Хронологические и территориальные рамки эллинистической эпохи. Интенсивное развитие всех художественных форм, их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Утрата архитектурой цельности и органичности содержания и выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Алтарь Зевса в Пергаме: особенность художественно-образной программы, пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Мавзолей в Галикарнассе - композиция сооружения, скульптура Усложнение композиции построек и появление темы напряженного преодоления пути в ансамблях эллинистической архитектуры.

Существование в эпоху эллинизма различных скульптурных школ. Ника Самофракийская и Венера Милосская скульптора Александра: два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность). Появление в эллинистическое время статуй правителей, философов, интерес к возрастным особенностям. Аллегория в эллинистической скульптуре. Лаокоон.

Периодизация искусства этрусков. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов - государств. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по экстерьеру и интерьеру. Монументальные росписи. Сюжеты росписей этрусских гробниц. Погребальный культ и его влияние на сложение художественно-образной программы этрусских гробничных росписей. Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.) Введение композиции в гробничные росписи и принципа организации пространства (цоколь, сюжетная зона, фронтон, ложная дверь). Развернутые повествовательные циклы, сохранение яркой декоративности цветовой гаммы, использование жесткого контура, статичность, застылость поз, большое количество “пейзажных” тем, возможность тематических вариаций в рамках общей содержательной системы как отличительные черты монументальной живописи эпохи архаики (Гробницы Львиц, Авгуров в Тарквинии). Эпоха классики (около 460-380 гг. до н.э.). Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры, широта палитры, выразительность контура, в конце периода классики - стремление к повышенной декоративности, усложнение композиционных схем, увеличение орнаментальности (Гробница Леопардов, гробница Триклиния). Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII- нач. VI вв. до н.э. - крышки, украшенные специально изготовленной бронзовой маской, кон. VI - пер. пол. VI вв. до н.э. - с крышками в виде человеческой головы). Выразительность черт лица и жеста, отсутствие идеализации и своеобразие каждого образа. Урна-канопа, украшенная глиняной маской из Кьюзи, урна-канопа из Сартеано. Слабая расчлененность формы, строгая фронтальность позы, как характерные черты погребальных урн в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа урны в виде прямоугольного ящика с рельефами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего на ложе умершего и сидящей рядом женской фигуры. Саркофаги. Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI до н.э. Саркофаг супружеской четы из Черветери. Вторая половина VI в. до н.э. - новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Саркофаг с изображениием умершей четы на крышке из Бостонского музея. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа (общего для урн и саркофагов) в виде ящика, украшенного рельефами и изображением пирующего умершего, постепенный рост внимания к портретным чертам.

Периодизация древнеримского искусства. Искусство Древнего Рима периода Республики. Древнейшая (VIII -V вв. до н.э.) и республиканская (V в. до н.э.-I в. н.э.) эпохи как периоды становления римского искусства. Отличное от греков, “римское“ понимание ордера: ордер как рама, оформляющая архитектурное пространство, система наложенного ордера. Применение арки и свода. Иное идейное содержание архитектуры: грандиозность, масштабность, прославление величия империи и императора, монументальность, большой пространственный размах, стандартизация элементов архитектуры и декора. Формирование в эпоху Республики основных типов сооружений: форумы, базилики, храмы, термы, театры, жилая архитектура - виллы. Использование техники бетона. Применение ордерной аркады как функциональное и художественное решение. Искусство Римской империи.Важность для архитектуры империи проблем эволюции основных типов архитектурных сооружений. Формирование римской триумфальной арки и ее художественно-образная структура. Широкое распространение римской архитектуры по всей территории империи.

Раннереспубликанский портрет - ведущий жанр изобразительного искусства Рима. Выработка основных типов портретов: бюст, стоящие статуи ораторов, полководцев. Соотношение индивидуального и типического: четкая конструктивность пластического объема, точность в изображении реальных деталей. “Оратор”, портрет Брута. Эволюция портрета от Ранней и зрелой республики к Поздней республике, переход к портретам политических деятелей, выход личности изображаемого за рамки республиканских представлений. Портрет Юлия Цезаря.Портрет Августа из Прима Порто - “программный” характер парадных статуй, идеализация личности под влиянием новых эстетических норм, официальное направление в римском скульптурном портрете. Многообразие направлений в развитии скульптурного портрета, постепенная замена идеализирующей трактовки более точной передачей черт лица и характера человека. Время домината - эпоха глубокого кризиса античных пластических форм. Переход к уплощенной форме, постепенный отказ от объема, часто застылость, схематизм и гипертрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Портрет Константина.

Живопись. I Помпеянский стиль (II в. до н.э. - 80-ые гг. I в. до н.э.) - слитность росписи с пластикой архитектурных элементов, подчеркивание конструктивности формы, преобладание теплых тонов (красного, коричневого, желтого). II Помпеянский стиль (80-15 гг. до н.э.) - большая иллюзорность, принципиально новое понимание архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружающим здание пространством, прорыв стены (введение иллюзорных архитектонических элементов, использование видов природы). Вилла Мистерий в Помпеях. Росписи III Помпеянского стиля (15-г. до н.э. - 50 -е гг. н.э.)- отказ от декораций, нарушавших плоскость стены, интерес к торжественной статике, включение клейм с пейзажными видами, натюрмортами, портретами. Крупные композиции сюжетного характера. Альдобрандинская свадьба. Четвертый помпеянский стиль - использование приемов иллюзорного прорыва пространства, фантастических архитектурных композиций, динамичность, выбор в сюжет напряженных, драматических композиций, тяготение к пространственной широте. Росписи дома Веттиев, Золотого дома Нерона.

Программа Колизея: предельная простота и экономичность конструкции, замкнутость, отгороженность объемов и в силу этого интерес к внутреннему пространству, система ордерной декорации (наложенный ордер, применение одновременно всех трех ордерных систем, использование большого ордера) для различного осмысления и эмоционального восприятия ярусов. Широкое использование ордерной аркады, пластических элементов для оживления архитектурной массы стены. Колизей как самое значительное сооружение I в. н.э.

Пантеон - как наивысшее выражение инженерной и архитектурной мысли античного Рима. Художественно-образная программа Пантеона: пример перекрытия большепролетного купольного пространства, приоритет в развитии интерьерного пространства.

Периодизация искусства Древней Руси. Влияние Византийской культуры и искусства. Формирование композиции крестовокупольного храма. Отличительная черта искусства домонгольской поры – монументализм форм (храм Софии Киевской и Софии Новгородской). Одноглавные четырехстолпные храмы Новгорода и Москвы. Храмы с зальным пространством интерьера (Московский Успенский собор). Шатровое зодчество (церковь Вознесения в Коломенском).

Развитие местных художественных центров Древней Руси в XIII - XIV вв. Архитектура Новгорода XIV в. Приходская церковь как новый вид храма (первая из этой серии церковь Спаса на Нередице). Влияние изменения материала и строительной кладки на композицию и внешний облик храмов. Церкви Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице. Монументально-декоративное убранство храмов – сюжеты и символика. Фрески Феофана Грека.

Венец – основной конструктивный элемент в деревянном сооружении русского зодчества. Каноническая схема, лежащая в основе композиции деревянного храма. Трехчастная форма простейшего клетского храма (церковь Лазаря XVI века). Восьмерик – новый плановый прием в архитектуре. Появление восьмериковой церкви с четырьмя прирубами. Ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера. Шедевр деревянного зодчетва XVII века – двадцатидвухглавая Преображенская церковь.

Четырехугольный бревенчатый сруб – основа деревянных построек. Простейшая форма жилья с печью – изба. Особенности освещения. Композиция традиционного русского жилища, применение принципа разделения на отдельные части и модульного построения. Комбинация жилой и хозяйственной зон. Эволюция жилища городского типа в XVI – XVII веках. Связь с природным окружением и сезонное использование некоторых помещений. Различное назначение палат. Формирование теремного ансамбля построек. Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Значение монастырей в государственной и социальной жизни Московской Руси XIV – XVII веков. Влияние Сергия Радонежского на развитие православия. Формирование нового типа монастыря с общежитийным уставом. Троице-Сергиева Лавра как центр православной философии и национальной культуры. Участие монастырей в освоении и укреплении рубежей Северо-Восточной Руси. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Мирожский и другие монастыри. Творческая деятельность Андрея Рублева и Дионисия. Развитие книжной миниатюры.

Формирование художественных школ русских земель. Язык и содержание иконы. Иконопись – основной вид изобразительного искусства. Новгородские иконы XIII-XV вв. Лаконичность и простота композиции, точность рисунка, красочный колорит, неповторимая трактовка изображений. (Чудо Георгия о змие; Чудо о Флоре и Лавре). «Житийные» иконы. Иконы «северного письма». Псковские иконы XIII-XV вв. Монохромная палитра, тяжеловесные фигуры, контрастная гамма. Московские иконы XIV - XV вв.

Андрей Рублев. Биографические данные. Работа в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творческая школа Феофана Грека. Участие в формировании композиции православного «высокого» иконостаса. Фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин». Икона «Троица» - взаимосвязь авторского замысла и оригинальной композиции. Влияние Андрея Рублева на Московскую школу иконописи.

Определение места декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества. Культурные связи с Византией и Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой, резьба по белому камню. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII вв. и новгородской школы древнерусского шитья. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI вв. Ювелирное дело. Лицевое шитье Москвы и Новгорода. Мастерские Троице-Сергиева монастыря и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости. Резьба по дереву в церковной утвари и храмовом убранстве. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций в декоративно-прикладном искусстве Москвы. Лицевое шитье, влияние иконописной школы Дионисия. Шитье середины и второй половины XVI в. Ювелирное дело (скань, эмаль по скани, чеканка и резьба по серебру, чернь по золоту). Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды. Резьба по дереву. Развитие сквозной и рельефной резьбы. Растительный («травный») орнамент в резьбе и росписи по дереву. Связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды). Ажурная и рельефная резьба по кости. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Медное литье и кузнечное дело.

Барокко - система художественного видения и стиль. Особая форма синтеза искусств, основанного на взаимопроникновении и переходе одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность. Итальянское барокко – зарождение и формирование стилистических особенностей. Архитектура римского барокко – характеристика, мастера, памятники. Бернини и Борромини. Монументальная и станковая живопись эпохи барокко – направления и мастера. Развитие жанров. Караваджо. Итальянская скульптура эпохи барокко – мастера и памятники. Бернини. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство итальянского барокко. Основные черты стиля барокко - слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, богатство интерьера, декоративность композиции.

Варианты ар-нуво в разных национальных школах. Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Национальные школы и мастера (Уильяма Морриса, Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди,). Русская школа модерна (Федор Шехтель). Живопись ар - нуво. Модерн (Ар – нуво) – характеристика стиля. Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуальной манеры архитектора и специфики национальных традиций. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции. 4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные...

Перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на...

Подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до...

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: Тексты пирамид, Книга мертвых, Тексты саркофагов, Песня арфиста.

5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, Мальчик, вынимающий занозу. Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый Дискобол, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности культуры Древнего Рима

Наследником эллинской цивилизации становится Рим. В Отличии от Афин, Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания как город – страна. Римская мифология была примитивней чем грецкая. Только под влиянием греков стали изготовляться изображения богов и строится храмы. Как пример были взяты грецкие боги.

9. Взаимодействие Византийской и Древнерусской культуры

В последние годы историками, философами, филологами, искусствоведами активно разрабатывается широкий спектр тем по проблеме диалога культур. В их числе вопрос о стилевой соотнесенности древнерусского искусства. Тезис о том, что сложившаяся в Византии восточно-христианская цивилизация имела большое значение и длительный период влияния на становление, развитие культур славянских народов, сегодня считается общепринятым. Изучение восприятия и переработки этого наследия - особенно в сфере искусства - необходимо для уяснения многих процессов и явлений, происходивших как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.

Исследования о византийско-русских контактах в художественно-эстетической области проводились отечественной и зарубежной наукой более двух столетий, в течение которых был накоплен значительный объем сведений о византийских реминисценциях в русском средневековом искусстве. Спектр мнений достаточно широк. До последнего времени идут споры вокруг терминологии для обозначения культурных взаимоотношений Византии и Руси (влияние, трансплантация, мимесис, диалог и т.д.), обусловленные типичным для гуманитарного знания полисемантизмом понятий. Учеными выясняется интенсивность этого процесса в конкретные хронологические периоды, степень византийского воздействия на древнерусскую архитектуру, живопись, иконографию, декоративно-прикладное.

10. Основы мировоззрения Византии и ее роль в развитии культуры

Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос, басни, фольклорные песни, языческие празднества. Отличие византийской культуры от западной - слабое культурное влияние варваров.

Центры византийской культуры - Константинополь, провинциальные центры, монастыри, феодальные поместья. Через Византию, бывшую до XII в. самым культурным государством Европы, до нас дошли римское право, античные литературные источники, утерянные на Западе. Греческие ученые и художники внесли весомый вклад в мировой культурный процесс, его развитие. Византийская ремесленная техника, архитектура, живопись, литература, естествознание, гражданское каноническое право способствовали формированию средневековой культуры других народов.

11. Основные формы Византийского искусства

1. Архитектура.

2. Храмовая живопись(мозаика, фреска).

3. Иконопись

4. Книжная миниатюра.

12. Исторические условия формирования культуры европейского Средневековья

Условием формирования культуры европейского средневековья стало христианство в форме капитализма. Это уже не было первобытное христианство, характерное для периода распада Римской империи.

13. Формирование художественных принципов средневекового искусства

Религия относится к женской красоте более чем настороженно. В христианстве телесная красота традиционно признается иллюзорной и обманчивой, а инквизиторы вообще видели в красивом женском лице почти такой же верный признак ведовства, как полет на метле.

Между тем отношение к женской красоте самой по себе в иудаизме, пожалуй, даже еще более строгое, нежели в христианстве. Слушать женское пение, любоваться женским лицом запрещено. А в Талмуде можно встретить немало высказываний вроде следующего: «Тот, кто передает женщине деньги из рук в руки с намерением посмотреть на нее, не избегнет ада, даже если он полон Торы и добрыми делами, как Мошерабейну» (Ирувин 18).

Но все же в продолжение затронутой ранее темы «Дня любви» я бы хотел поговорить сегодня о «непопулярном» альтернативном подходе. Я бы хотел рассмотреть вопрос, имеется ли в женской красоте положительный религиозный смысл, и если да, то в чем он заключается.

Культ женской красоты по существу известен лишь одной единственной культуре – европейской. Этот культ если не зародился, то во всяком случае сформировался под небом Прованса в творчестве трубадуров, открывших так называемую «куртуазную любовь», т.е. - бескорыстное преклонение перед Дамой. Этот культ, разумеется, имел смысл лишь в более широком контексте рыцарского служения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры