Выделение общих психологических типов к юнг. Описание психологических типов

Главная / Измена мужа

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат.

Психологические типы по К.Г. Юнгу.

Факультет: ФПМИ

Группа: ПМ-75

Преподаватель:

Студент: Lic.

Новосибирск 1999г.

1. Введение

2. Общие типы установки

3. Основные психологические функции

4.

4.1. Экстравертный тип

4.1.1. Экстравертный мыслительный тип

4.1.2. Экстравертный чувствующий тип

4.1.3. Экстравертный ощущающий тип

4.1.4. Экстравертный интуитивный тип

4.2. Интровертный тип

4.2.1. Интровертный мыслительный тип

4.2.2. Интровертный чувствующий тип

4.2.3. Интровертный ощущающий тип

4.2.4. Интровертный интуитивный тип

5. Заключение

Введение.

Современная наука соционика берет свое начало из работы известного американского психолога К.Г. Юнга. Типология К.Г. Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей иклассификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, ане наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки изавершения.

Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе «Психологические типы» схематического распределения типов.

Общие типы установки.

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления , ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

Основные психологические функции.

Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям . Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов, среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием. Этим 8 психологическим типам Юнг дал описание в своей работе «Психологические типы», которое мы рассмотрим более подробно с точки зрения самого Юнга.

Описание психологических типов.

Экстравертный тип.

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.

Татьяна Прокофьева

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы» , вышедшей в 1921 году.

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,– писал Юнг .

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собственные мысли, чувства, привычки, вкус.

Знание своего типа личности при этом помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов. По мнению составителя хрестоматии , «юнговская типология помогает нам понять, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях».

Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

« Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» .

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» .

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» .

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций . Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» .

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа» .

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий . Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

« Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».

Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» .

И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга

Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» .

Литература:

1. К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.

2. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «Бахрах», 1996.

Юнг Карл Густав

Психологические типы

Карл Густав Юнг

Психологические типы

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский

Предисловие. В. В. Зеленский

От редактора русского издания 1929 г. Э. Метнер

Предисловие к первому швейцарскому изданию

Предисловие к седьмому швейцарскому изданию

Предисловие к аргентинскому изданию

Введение

I. Проблема типов в истории античной и средневековой мысли

1. Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген

2. Богословские споры в раннехристианской Церкви

3. Проблема пресуществления

4. Номинализм и реализм

5. Спор Лютера и Цвингли о причастии

II. Идеи Шиллера о проблеме типов

1. Письма об эстетическом воспитании человека

2. Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии

III. Аполлоническое и дионисийское начало

IV. Проблема типов в человековедении

1. Общий обзор типов Джордана

2. Специальное изложение и критика типов Джордана

V. Проблема типов в поэзии. Прометей и Эпиметей Карла Шпиттелера

1. Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера

2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете

3. Значение объединяющего символа

4. Относительность символа

5. Природа объединяющего символа у Шпиттелера

VI. Проблема типов в психопатологии

VII. Проблема типических установок в эстетике

VIII. Проблема типов в современной философии

1. Типы по Джемсу

2. Характеристические пары противоположностей в типах Джемса

3. К критике концепции Джемса

IX. Проблема типов в биографике

X. Общее описание типов

1. Введение

2. Экстравертный тип

3. Интровертный тип

XI. Определение терминов

Заключение

Приложения. Четыре работы о психологической типологии

1. К вопросу об научении психологических типов

2. Психологические типы

3. Психологическая теория типов

4. Психологическая типология

Карл Густав Юнг и аналитическая психология

Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, аналитическая, точнее - глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали "строительные элементы", впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1. С.1-84; 2- С.225-330/ легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную "Allgemeine Zeitschrift fur Psychiatrie".

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально "заряженных") мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие "комплекс", чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/

Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.

Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.

Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.

Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.

К.Г. Юнг – праотец соционики

В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.

К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.

У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.

Эти функции были разделены на две группы:

  • рациональные, к которым принадлежат мышление и чувство;
  • иррациональные (ощущение и интуиция).

В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.

Рождение соционики

Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .

Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.

Формирование названий


Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия или интроверсия ), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.

Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.

Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.

Основные соционические типы

Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.

  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), «Джек Лондон», «Предприниматель». Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к и близкому общению с людьми.
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), «Штирлиц», «Администратор». Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), «Гамлет», «Наставник». Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широко спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), «Гюго», «Энтузиаст». Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ), «Робеспьер», «Аналитик. Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), «Максим Горький», «Инспектор». Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), «Достоевский», «Гуманист». Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ), «Драйзер», «Хранитель». Распознает наигранность и фальш в отношениях, делит людей на своих — чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.
  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), «Дон Кихот», «Искатель». Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), «Жуков», «Маршал». Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), «Гексли», «Советчик». Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), «Наполеон», «Политик». Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более
    слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), «Бальзак», «Критик». Этот тип — эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя пошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ), «Габен», «Мастер». Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальш. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), «Лирик», «Есенин». Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ), «Дюма», «Посредник». Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры