Весна в творчестве композиторов и музыкантов. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников

Главная / Чувства

Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.

Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».

Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…

Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский»Апрель. Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С. Рахманинов»Весенние воды»,

Э. Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….

Авторы: Чернуха Эльмира Рафиковна, Удовиченко Олеся Риммовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин,преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Филиал МБУДО ДШИ "Свирель"ДШИ с Кубанка
Населённый пункт: с Кубанка Оренбургская обл
Наименование материала: интегрированный открытый урок
Тема: "Весна в произведениях художников и композиторов"
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Интегрированный открытый урок музыки и изобразительного искусства

«Весна в произведениях художников и композиторов»

1кл-«Беседы об искусстве»1кл-«Слушание музыки»

Данный урок подготовили:

Преподаватель теоретических дисциплин – Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительного искусства- Удовиченко О.Р.

Разделы: Преподавание музыки. Преподавание ИЗО .

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи

Воспитательные:

обогатить духовный мир учащихся.

Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.

Обучающие:

Обобщить и закрепить знания произведений великого русского

композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.

Отразить, посильными для данного возраста средствами

художественной выразительности, своего видения окружающего мира;

Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и

музыкальной тональности.

Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и

живописи.

Развивающие::

Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать,

обобщать;

Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность

учащихся;

Учить вокально-хоровому пению.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями

искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования

особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя

свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений

живописи.

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для

решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической

формой коммуникации;

адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой

деятельности

1.Звучит фоновая музыка В.А. Моцарт «Ночная серенада»

Учитель изобразительного искусства.

3.Психологический настрой

Оглянитесь вокруг. Попробуйте назвать тему урока…

Да,сегодня мы будем говорить о весне. Весна: Одно из красивещих времен

года. Она кажется яркая даже в унылые дождливые дни, когда все таит и

промозглые холодные дни. Но все равно после зимних мало солнечных дней

и морозов нам она пахнет сочными красками, птицы поют солнышко светит

ярче и запах становится как будто чище… Прогулки наши становятся всё

длинней, Солнышко поднимается высоко и нам не хочется заходить домой.

Деревья распускают листочки. Вся природа оживает. Многие художники и

композиторы писали свои произведения именно о ней.

Учитель теоретических дисциплин :

4.Сообщение целей урока

Мы будем учиться передавать осеннее музыкальное настроение красками.

Сегодня у нас урок необычный. Мы на уроке будем рисовать, танцевать,

слушать музыку, повторим музыкальную грамоту.

(Раздаётся стук в дверь, заходит девочка)

Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?

Меня зовут песенка.

Ты пришла с нами петь?

Я бы с радостью пела с вами, но сильный осенний ветер разбросал мои

нотки(плачет)

Мы тебе поможем. Наши ребята соберут все нотки.

Где находится нотка ре,фа,ля,до,ми,соль,си.

(Дети по очереди расставляют нотки. Песенка улыбается.)

Спасибо вам, ребят а. Теперь я снова могу петь!

Сколько нужно нот, чтобы написать музыку?

А сколько надо цветов,чтобы написать картину?

Ребята поглядите наши нотки не простые а цветные. У каждой нотки свой

цвет и настроение.

Учитель ИЗО:

Давайте повторим основные цвета. В этом нам поможет предложение

«Каждый –(красный)охотник желает знать,где сидит фазан»

Сколько цветов мы повторили? Посмотрите, как интересно! Нам известно

семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут

музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

Изучение нового материала

Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят –

не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

Словарик художника:живопись.

вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей

зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую

поверхность.

Рассматривание картин

Учитель . Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из

них передано

радостное настроение?

Дети . На картине Исаака Левитана «

"Весна. Большая вода"

» – яркий цвет,

радостное настроение.

– На картине

"Март"

– яркий цвет, радостное настроение.

– На картине

А. Саврасов "Грачи прилетели"

– тусклые цвета, грустное

настроение.

– На картине

Ф. А. Васильев"Оттепель"

тусклые цвета, грустное настроение.

Преподаватель теоретических дисциплин

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант

описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые

сборники произведений из цикла "Времен года". Такие как

А. Вивальди "Времена года". Весна

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

Выход

Весны

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Сейчас мы прослушали 4

произведения. Какие из них были грустные а какие веселые?

Как мы называем музыку грустную а как веселую?

Учитель ИЗО

Знакомство с оттенками.

Какой первый весенний месяц приходит к нам в гости?

Март

Какими цветами мы можем описать этот месяц?

Предлагаю вам сделать маленький цветовой набросок на листочках.

А какой май?

Давайте сделаем небольшую маленькую закладку цветов

Преподаватель теоретических дисциплин:

Посмотрите к нам пришли в гости два гнома.

(Слайд 10)

Гном мажор и Гном минор. Гном мажор пишет весёлую музыку, а Гном

минор -грустную.

Словарик музыканта:

Мажор и минор . А теперь я предлагаю вас спеть со мной распевки, что бы

услышать Мажор и Минор, ученики с преподавателем поют распевки: «Как

светло..», «Добрый день»

Анализ произведения.

Много известных композиторов посвящали свои произведения Весне.

У меня в руках, друзья,

Шкатулка музыкальная.

Только я её открою-

Сразу музыка звучит-

Всех чарует, веселит

(звучит два отрезка с музыкой мажор и минор.) Располагаем нотки на нотной

доске минор и мажор

ПреподавательИЗО

Итог урока

Скажите - сумели ли вы «увидеть» музыку? Почувствовали ли связь

между музыкой и изобразительным искусством? Сегодня мы хотела помочь

вам понять истину: искусство- литература, музыка, изобразительное

искусство тесно связаны между собой

Мы сегодня с вами нарисовали музыку и смогли прочуствовать картины в

настроених.

Скажите ребята теперь вы можете связать два великих искусства Живопись и

Можем ли мы сказать что это две сестры которые не разлучны и помогают

друг другу услышать и увидеть?

8.Рефлексия

Какой бывает весна? (Грустной и весёлой)

Какая весна Вам больше нравится? Почему?

С каким настроением вы уходите с урока?

(смайлики)

Преподаватель теоретических дисциплин:

Предметы «ИЗО» и «музыка», глубоко интегрированные. Проводя такие

уроки, учителя помогают понять учащимся, что все предметы

общеобразовательного цикла связаны между собой. Эта связь представляет

одну из конкретных форм общего методологического принципа системности

Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» с.Кубанка

Интегрированный Открытый урок по предмету «Слушание

музыки» и «Беседы об искусстве»1кл

«Весна в произведениях

художников и композиторов»

Подготовили и провели:

преподаватель теоретических дисциплин Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительных искусств Удовиченко О. Р

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Музыка весенней природы даёт возможность почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года". В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром». Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня. Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином."

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу. Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль. Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон. Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом. Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача - настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни - безоблачной и радостной весне. На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив - так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него - к нежному сопрано Ганны. Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки. Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон. Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Природа и музыка: Весна

Пётр Ильич Чайковский. Весна
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник
Александр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский

Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)

Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)

Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…

А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласково, немного грустно.

П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.

П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.

П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе «Весной». (Звучит фрагмент.)

В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)

В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег - и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, - а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними -
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами...
И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...
А. Майков.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются... Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

Написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон...

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. Чайковский. Весна, mp3;
А. Гречанинов. Подснежник, mp3;
П. Чайковский. Апрель. Подснежник - Времена года, mp3;
А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

" type="hidden"/>

Вивальди Весна

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майко

" type="hidden"/>

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

" type="hidden"/>

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

" type="hidden"/>

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro

" type="hidden"/>

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.


Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры