Когда появляется страсть. Что сильнее: любовь или страсть

Главная / Любовь

Священник Иоанн Павлов

52. Что такое страсти

Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

Итак, что такое страсти? Страсти - это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но увы, любые, даже самые высокие Божии дары можно извратить, и тогда они вместо добра приносят зло и вместо пользы - вред и разрушение. Старец Паисий Святогорец говорит, что если человек не будет к себе внимательным и не употребит свои силы и способности во благо, то к нему приходит диавол, который эти способности извращает и начинает их использовать для своих целей. Вот тогда наши природные свойства и становятся страстями.

Приведем примеры. Человек имеет от природы способность и необходимость питаться, принимать извне пищу для поддержания жизни. В этом нет ничего плохого и предосудительного. Плохое и предосудительное начинается тогда, когда человеком овладевает болезненное пристрастие к еде, когда он становится ее рабом, когда начинает жить для того, чтобы есть. Вот тогда еда из безгрешной потребности становится страстью чревоугодия.

Другой пример: в человеке есть способность к плотской любви и размножению. И в его организме имеются все силы, для этого необходимые. Если их использовать в законном браке и по назначению, то никакого греха в этом нет. Но увы, часто люди извращают Богом установленный порядок и начинают их использовать для блуда, прелюбодеяния, извращений, излишеств и тому подобного. И в этом случае природные силы оборачиваются самыми скверными страстями и пороками.

Чревоугодие и блуд, о которых мы сказали, - это страсти, относящиеся к телесной составляющей человеческой природы. Однако у человека есть еще и душа, и у нее также имеются свои силы и способности. При их извращении они тоже становятся страстями.

Например, в душу человека вложено стремление к совершенству, к высоким состояниям, к большим возможностям. В своем правильном и чистом виде это стремление является законным. Однако очень часто диавол извращает его, и тогда оно становится самой опасной и гибельной страстью - гордостью, самомнением, высокоумием. Известный духовник схиигумен Савва писал одному из своих духовных чад: «Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства! Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны! Но… бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству… тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности…»

Так работает враг нашего спасения, сбивая и запутывая человека и незаметно насаждая в него семена гибельных страстей. А ведь гордость, братия и сестры, наносит человеческой душе страшное повреждение, она поражает смертоносным ядом самые глубокие и таинственные источники ее жизни. Гордость поистине является «глубинами сатанинскими».

Приведем еще примеры страстей. Человеку свойственно стремление к тому, чтобы иметь доброе имя, пользоваться любовью и признанием. Уродливым извращением этого стремления является страсть тщеславия. Человек, больной тщеславием, подменяет свое реальное состояние мнением о нем других людей. Он старается всеми способами заслужить одобрение и похвалу от окружающего его общества. И ради этого он бывает готов даже и на вещи неприглядные, на безрассудство, на грех.

Пойдем далее. В душу человека вложена некоторая энергия, некоторая особая сила, позволяющая ему твердо держаться нужной линии поведения, преодолевать препятствия, отталкивать все злое, неправильное, нехорошее, доводить начатое до конца, отстаивать правильную позицию и тому подобное. Эта энергия есть как бы внутренняя сила характера, и дана она в качестве оружия и защиты - чтобы мы могли обороняться от воюющего против нас зла. Направлять эту силу следует на невидимых врагов, на препятствия в добродетели, на все злое, греховное, скверное. Но мы с подачи диавола часто извращаем эту силу, направляем ее не туда, куда нужно, и тогда она становится страстью гневливости и раздражительности. Гневливый человек направляет природную энергию души не на зло, не на препятствия в добродетели, а на людей, на своего ближнего. Такое ее использование равносильно, как если бы какой-нибудь солдат в бою начал стрелять не по врагу, а по своим товарищам.

Приведем еще пример. Человеку от природы свойственно стремление к благосостоянию, к обеспеченности различными благами. На земле средством достижения благосостояния является материальное богатство. И если человек не остережется, но будет чрезмерно к этому богатству привязываться, то безгрешное природное стремление становится болезнью и извращением. Имена этой болезни всем известны: жадность, скупость, сребролюбие.

Итак, мы видим, что страсти есть не что иное, как извращение стремлений, способностей и сил человеческой природы. Сами эти силы и способности при правильном их использовании не являются грехом. Грехом они становятся от злоупотреблений. «Не пища зло, а чревоугодие, - говорит преподобный Максим Исповедник, - не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие».

Каждая страсть является болезнью, и потому она приносит человеку вред. Приносимый страстями вред может быть малым, а может быть и великим. Иногда он бывает смертельным. Вред от страстей происходит по той причине, что, как и всякая болезнь, страсти разрушают порядок и устройство созданной Богом человеческой природы, нарушают ее правильное состояние. «Так как страсти не естественны человеческой душе, - говорит святитель Феофан Затворник, - а входят в нее вследствие грехолюбия нашего, то по причине сей неестественности они будут томить и мучить душу. Это все то же, как кто примет яд. Яд сей жжет и терзает тело, потому что противен устройству его; или как если бы кто змею посадил в себя, и она, живою оставаясь, грызла его внутренности. Так и страсти, как змея и яд, внутрь души принятый, будут грызть и терзать ее».

Терзание страстей не оставляет человека, даже когда умирает его тело. Наоборот, при переходе души в вечность оно становится несравненно страшнее, чем было на земле. По словам Аввы Дорофея, «находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, душа его остается одна со страстями своими и потому всегда мучится ими; исполненная ими, она опаляется их мятежом и терзается ими».

Одним из опаснейших свойств страстей является то, что они овладевают человеком и превращают его в раба. Подтверждений этому можно видеть в жизни сколько угодно. Сплошь и рядом люди бывают не в состоянии справиться со своими страстями. Всем известно, например, что пьяница является рабом бутылки, и от ее власти он своими силами освободиться не может. Еще более несчастными рабами являются наркоманы или, например, люди, пристрастные к игре. Иногда приходится ужасаться, как какой-нибудь взрослый, солидный человек, отец семейства, будучи одержим игровой страстью, проигрывает на каких-нибудь совершенно безмозглых автоматах не только все свои сбережения, но и машину, и дачу, и квартиру. Совершая это, он прекрасно знает, что подставляет под удар собственную жену, детей и пускает под откос свою жизнь, однако ничего поделать с собой не может, потому что страсть владеет им.

Следует сказать и еще об одном чрезвычайно опасном свойстве страстей - они умеют хорошо прятаться и принимать вид добрых дел и качеств. Приведенные примеры алкогольной, наркотической и игровой зависимости - это внешние, грубые и для всех очевидные проявления страстей. Однако существуют гораздо более тонкие случаи, когда распознать в себе ту или иную страсть бывает очень непросто. «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, - говорит святитель Игнатий Брянчанинов, - по большей части они удовлетворяются ими, по большей части оправдываются, - часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели».

Или еще пример: человек часто ездит в паломнические поездки по святым местам. Многие его за это хвалят и считают благочестивым. Однако далеко не всегда причиной частого паломничества является благочестие. Бывает, что человек паломничает, просто желая сменить обстановку, отдохнуть от своих домашних, послушать церковные новости и слухи. А иногда бывает, что он ездит в эти поездки из того же тщеславия - чтобы люди думали и говорили о нем хорошо.

Приведем еще пример. Часто такие страсти, как гнев, злоба, неприязнь к людям, изливаются под предлогом заботы о соблюдении порядка, законности, каких-то правил и тому подобного. Внешне, с точки зрения закона и человеческих правил, мы как будто правы: радеем, чтобы все было как положено, исправляем беспорядок, восстанавливаем справедливость. Однако по Божию суду оказываемся виновными, потому что главной действующей силой при этом являются именно наши страсти: гнев, раздражение или неприязнь. Например, такая ситуация. Какой-нибудь человек нарушил установленный в храме порядок: не так поставил свечку, или поет вместе с хором, или женщина пришла без платка. И вот мы спешим к этому человеку с обличением. Нам кажется, что мы поступаем правильно: заботимся о соблюдении порядка в Божием храме. Однако на самом деле почти всегда через такие обличения находят себе выход не что иное, как наши страсти. Ведь святые вели себя в подобных ситуациях совершенно по-другому. К преподобному Пимену Великому однажды пришли некоторые старцы и спросили: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?» Он же сказал им: «Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его». Так поступают люди, в сердце которых вместо страстей пребывает любовь Божия.

И еще пример: нередко наши страсти выходят наружу под предлогом такого важного и доброго дела, как воспитание детей. Бывает, что мы гневаемся на детей, кричим на них или даже бьем. Нам, может быть, кажется, что этим мы их воспитываем, но на самом деле очень часто в таких случаях мы просто срываем на них свою гневливость, раздражительность и плохое настроение. И именно эти страсти, а вовсе не забота о воспитании, являются действующей причиной такого нашего поведения.

Святые отцы учат, что через страсти над человеком приобретает власть диавол. И наша цель заключается в том, чтобы, пока живем на земле, от его власти освободиться. Чтобы от нее освободиться, нужно очистить себя от страстей, достичь так называемого состояния бесстрастия. В наше духовно беспризорное время люди обычно неправильно понимают, что такое бесстрастие. Для современного человека это слово ассоциируется с какой-то холодной отрешенностью и ледяным безразличием. Такое представление, конечно, не имеет ничего общего с тем, что понимали под бесстрастием святые отцы. Бесстрастие для них есть, во-первых, отсутствие страстей, а во-вторых, наличие противоположных этим страстям добродетелей. То есть бесстрастный - это тот, кто не имеет в себе гордости, жадности, зависти, злобы, блуда, чревоугодия и тому подобного, а имеет смирение, щедрость, великодушие, любовь, чистоту. Отсюда видно, что человек, достигший христианского бесстрастия, не находится в состоянии ледяного безразличия, но, напротив, бывает полон любви, участия, сострадания.

Итак, все христиане призваны к тому, чтобы бороться со своими страстями. И для того, чтобы начать эту борьбу, им нужно сначала свои страсти распознать. Из всего сказанного мы видели, насколько тонкими и незаметными могут быть в человеке действия страстей. Поэтому для того, чтобы распознать страсти, от нас требуется внимательная христианская жизнь - мы должны не спать, но духовно бодрствовать. По словам святителя Игнатия, «только истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в Законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять Евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти».

Постараемся же быть внимательными в духовной жизни, братия и сестры! Будем смотреть в глубину своего сердца, будем наблюдать, что там происходит, какие причины побуждают нас к той или иной деятельности. Ибо только в этом случае мы сможем увидеть тайные болезни нашей души, а увидев, сотворить с ними брань и победить. Аминь.

Психология

Безрассудно, нелепо, безумно, волшебно… Мы с юности мечтаем о такой всепоглощающей любви. Она способна в одно мгновение перевернуть всю жизнь, заставить расстаться с прошлым, осчастливить, захватить, ослепить. Нам кажется, что ради такого чувства мы были бы готовы на многие жертвы, ведь именно страсть, думаем мы, – главное мерило истинной глубины чувств. Но так рассуждают те, кто не испытал ее разрушающее действие на себе. Тот, кто попал под ее огонь, еще очень долго восстанавливал свою опустошенную душу, собирая себя по частям, заново строил жизнь, через мучения освобождаясь от наваждения. Сегодня мы попробуем разобраться, что такое страсть, может ли она перерасти в любовь или она и есть это чувство? Почему мы, несмотря на риск раствориться и пропасть в безумии влечения, все равно стремимся испытать эти безумные чувства? И можно ли противостоять силе страсти?

Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Еще один смысл, в котором часто используется слово «страсть» – для обозначения высокой степени сексуального возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнеру. В этом смысле это чувство порой необдуманно отождествляют с любовью. Объясняет эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая: «Главное отличие отношений, основанных на страсти, это то, что у партнеров удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. Отсюда очень ярко проявляется эгоизм и преследование прежде всего своих целей. Страсти может поддаться каждый из нас, такова уж природа человека! Другое дело – придаваться страстям, и это уже вопрос этического характера и психологических особенностей и заболеваний».

Любовная химия
Уже известно, что часть причин возникновения наших страстей лежит в области биохимии нашего организма. Но, в отличие от животных, сексуальная активность которых регулируется непосредственно гормонами, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Безусловно, «любовная химия» влияет на регуляцию полового поведения человека, но нельзя забывать об индивидуальном опыте, который имеет не меньшее значение. Врожденные и приобретенные факторы действуют совместно на сознательном и бессознательном уровнях, и однозначно определить, когда и какой из них берет верх над другим, невозможно. Поэтому наше сексуальное поведение нельзя рассматривать по формуле «стимул–реакция», в отрыве от смысла, который эти действия имеют для конкретного человека. У нас всегда есть выбор: поддаться страсти, разрешить ей овладеть собой или же задуматься о цене собственного порыва.
Психолог продолжает: «Наука не одну сотню лет бьется над загадкой, как возникает страсть, но точный ответ до сих пор неизвестен. Первое, что «цепляет» в объекте нашего влечения, это телесная симпатия. Второе – запах, вырабатываемый феромоном. Человек не располагает органом, определяющим феромон, но такой орган есть на стенке, разделяющей носовые пазухи. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «свой», другой же наоборот отталкивает. Сама по себе страсть – это чувство, порождающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которых так не хватает в нашей повседневной жизни. Поэтому нам так нравится испытывать влечение. Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю ощущений, ажиотажа, мотивации. Страсть действует, как наркотик».

Это ведет к одиночеству…
Страсть принято считать высшей формой любви. Парадоксально, но она, напротив, может помешать нам любить: когда мы одновременно хотим испытывать яркие любовные эмоции, но в то же время не привязываться ни к кому, желая оставаться независимыми и свободными. Эти противоположные желания объединяет одно – внутренний барьер, не позволяющий ни дать любовь, ни принять любовь другого. Такие крайности в итоге ведут к одиночеству.Бывает, что человек не принимает любовь из-за того, что мечты о страсти мешают ему найти и ценить тепло и заботу. Независимый, не желающий ни к кому привязываться человек, как ни странно, тоже является жертвой страсти: некогда отношения принесли ему боль и разочарования, и теперь пережитая страсть мешает ему испытать настоящую любовь.

Обесцененные ценности
Любить – значит пройти до конца весь опыт соединения одной человеческой жизни с другой. Страсть захватывает и бросает в совершенно иной мир, где обычные человеческие ценности не имеют никакой цены. «Как правило, отношения, построенные на страсти, долго не длятся, в отличие от союза, основанного на любви, где заложены свои, обоюдно-семейные ценности. И любовь, и страсть сходны в одном: они толкают человека на сильные, противоестественные в обычной жизни поступки. Но отношения, построенные на основе пылкой страсти, могут продлиться не дольше двух лет. Именно столько в человеческом организме сохраняется высокий уровень определенного вида протеинов–нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые безумные чувства постепенно исчезают», – резюмирует Татьяна Корецкая.Если мы не можем уклониться от страсти, когда она обрушивается на нас, можно постараться прожить, довести ее до того момента, когда она преобразуется в любовь. В самом начале отношений нередко главенствует именно страсть, но потом для нее надо найти определенное место: если же она заполняет отношения целиком, это приведет их к разрушению.
Возможен путь, когда сильные чувства человек направляет не только на возлюбленного, но использует их и в других делах, превращая свою страсть в дополнительную энергию. Если же вся страсть отдана только партнеру, это может привести к внутреннему опустошению.
Даже если вы попали под жернова страсти и она вас выжгла дотла, воспримите это как испытание, ставшее для вас уроком. Слишком сильная любовь – это своего рода перерождение, после которого, испытав всю боль и отчаяние, мы становимся сильнее.

Страсть всегда проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого и отказываемся от самих себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает. А раз другой отнимает у меня мою индивидуальность, то и я в отместку низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания. «Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»

Стремление обойтись без страстей носит имя «смерть». Любовь не всегда является болезнью, но в ней всегда присутствует нечто причиняющее боль, некий аффект. Ведь любить кого-то – значит дать ему и право причинять нам страдания. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно. Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя.

Страсть – это чрезвычайно сильное чувство, возникающее на уровне интуиции. Выражается оно как увлечение, тяга или склонность к чему-либо или кому-либо. Объектом страсти выступают как люди, так и предметы, идеи и даже мысли. О том, в чем же проявляется страсть, какой вид она принимает в той или иной ситуации, а также как ее распознать в современном мире, и пойдет речь ниже.

Что такое страсть: отвечают психологи

Психологи и философы современности характеризуют страсть как сильнейший эмоциональный всплеск, который берет верх над разумом, действиями и остальными чувствами человека. Правда, они убеждены в том, что страсть – чувство нейтральное, и только сам человек, испытывающий ее, способен придать этому чувству положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Дело в том, что человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, иногда сомнение. Эти эмоции приводят к тому, что человек начинает вести себя в некотором смысле неадекватно, иначе говоря, он совершает поступки, которые окружающим будут казаться необдуманными или попросту глупыми. Происходит это из-за выброса в организме гормонов: серотонина, эндорфина и адреналина.

Как уже отмечалось ранее, страсть чаще всего выступает в роли чувства разрушающего. Но человек способен превратить негативную энергию в позитивную.

Так, например, психологи рекомендуют именно в порыве подобных эмоций, начинать саморазвиваться. Стоит заняться тем, о чем давно мечтали, но не решались этого сделать по тем или иным причинам, например, начать изучать иностранный язык или отправиться путешествовать. Этот процесс способен захватить все мысли, переключить внимание и, в итоге, привнести в жизнь новые знания и впечатления. Однако не всегда человеку хватает самообладания и сил, чтобы самостоятельно управлять своей волей, изначально испытывая страсть и тягу к чему-либо другому.

Хотя у понятия "страсть" известно несколько значений, большинство людей отождествляют ее исключительно с сексуальным возбуждением к партнеру или даже с любовью (используя при этом понятие «страстная любовь»).


Однако психологи отрицают отождествление понятий «любовь» и «страсть», а большинство и вовсе противопоставляют их. Они убеждены, что отношения, построенные на сексуальном влечении, эгоистичны, в отличие от любви. Каждый партнер, мужчина это или женщина, преследует в таких отношениях свою цель, используя при этом другого.

Страсть в этих отношениях действует как наркотик, она захватывает человека с головой, но так же быстро отпускает. Ученые даже установили срок таким отношениям – не больше двух лет. Они считают, что ровно столько времени в человеческом организме сохраняется повышенный уровень определенного вида протеинов – нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые чувства, принятые за любовь, постепенно исчезают.

Как узнать, испытывает ли человек страсть?

Никто не хочет быть «игрушкой» в отношениях. А вот быть «объектом страсти» намного почетнее, хотя итог для такого рода отношений все равно один. И тут возникает вопрос, а можно ли понять по человеку, испытывает он страсть или это более глубокое чувство. Психологи выделяют следующие признаки, характерные для людей, испытывающих к партнеру только страсть, которая выражается исключительно в сексуальном интересе:

  1. Человек испытывает жадный интерес к телу избранника, ему важны манеры и другие внешние проявления.
  2. Флирт и соблазнение доминируют над душевными разговорами.
  3. Повышенная, временами патологическая ревность. Проявляется из-за безудержного желания обладать объектом страсти и контролировать его.
  4. Человек не склонен разговаривать о своих истинных чувствах, его мысли сосредоточены только на собственных фантазиях.
  5. Кроме сексуальных контактов и веселого проведения времени, другие совместные мероприятия малоинтересны.

Признаки страсти определяются и физически, только не спешите делать выводы, опираясь на них. Помните, что страсть присуща всем, а человек изредка поддается ей, поскольку это заложено в его природе. Другое дело – когда он систематически испытывает сильную страсть, переставая себя контролировать. Физически это будет выражено так:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Частое перемещение по комнате;
  • Непроизвольное расширение зрачков;
  • Частое пребывание в состоянии сексуального возбуждения;
  • Легкое дрожание рук;

Перед тем, как вступить с новым партнером в отношения, понаблюдайте за его поведением и манерами. Даже неглубокий анализ поможет вам понять истинные мотивы и принять верное решение.

Виды страсти

Классифицировать страсть можно по разным признакам. Например, классификацию проводят по объекту, на который она направлена.


  • Сексуальная страсть – описание ее признаков было раскрыто ранее.
  • Страсть к увлечению. В этом случае на второй план уходят остальные мысли и чувства. Подобная страсть мобилизует силы человека и делает его способным совершать поступки почти на грани физических и умственных возможностей. К примеру, у творческих людей рождаются шедевры или появляются новые замыслы и идеи.
  • Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. Во втором случае происходит изменение чувствительности нервной системы, при котором человека уже не интересуют стандартные удовольствия и радости.
  • Страсть к работе. Она делает из людей с повышенным чувством ответственности и долга истинных фанатов своего дела. Как правило, такая страсть сопровождается нерегламентированным перечнем обязанностей и ненормированным рабочим днём.

Гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние – все это тоже виды страстей, в совокупности представляющие «семь смертных грехов» в православии.

Страстью в этом случае называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством – настолько, что человек не способен избавиться от страсти, даже когда поймет, что она уже не приносит ему удовольствия, а доставляет мучения. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.


А смертными эти грехи называются потому, что они влекут за собой смерть души. Не сумев остановиться, душа человека в итоге теряет связь с Богом, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном существовании.

Страсть – понятие неоднозначное. С одной стороны, она несет разрушение, поскольку затмевает человеческий разум и не дает оценивать ситуацию трезво, даже приводит к непоправимым последствиям. С другой стороны, страсть побуждает людей к творчеству и действию, дает силы воплотить в жизнь смелые масштабные проекты. Даже трудно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя. Умение направлять страсть в правильное русло приводит к развитию, отсутствие же этого навыка способно разрушить судьбы и жизни.

СТРАСТНЫЙ

СТРАСТНЫЙ

СТРА́СТНЫЙ [страсный ]

стра́стная, стра́стное; стра́стен, страстна́, страстно́.

1. Проникнутый сильным, напряженным и энергически выраженным чувством, чрезвычайно сильный. «При страстном желании можно добиться всего, можно преодолеть все.» Сталин . Никто так страстно (нареч.) «не любит своей родины, как русский человек.» Салтыков-Щедрин . «Он страстно (нареч.) любит музыку.» Чехов . «Страстные споры шли до глубокой ночи.» Н.Островский . «Исписан лист… порывистым и страстным языком.» Некрасов . Страстный характер .

2. Целиком, с крайним увлечением отдающийся какому-н. делу, влечению, страсти. «Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком.» Пушкин . «Вы, страстные к чинам, желаю вам дремать в неведеньи счастливом.» Грибоедов . Страстный оратор. Страстный любитель музыки. Страстный игрок. Страстный рыболов .

3. Крайне чувственный, весь проникнутый чувством любви, физического влечения. «На волшебные напевы переложил ты страстной девы иноплеменные слова.» Пушкин . «Уж я не тот любовник страстный, кому дивился прежде свет.» Пушкин . «Я страстно (нареч.), я отчаянно в вас влюблен.» Тургенев . Страстный поцелуй. Страстный взгляд .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТРАСТНЫЙ" в других словарях:

    страстный - страстный болельщик страстный борец страстный защитник страстный игрок страстный коллекционер страстный охотник страстный патриот страстный поклонник страстный почитатель страстный приверженец страстный призыв страстный… … Словарь русской идиоматики

    См. усердный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страстный горячий, пылкий, пламенный; жаркий; жгучий, знойный; усердный; раскаленный, огневой, чувственный, кипучий,… … Словарь синонимов

    СТРАСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Проникнутый сильным чувством. С. порыв. Страстная речь. 2. Увлечённый чем н., целиком отдающийся какому н. занятию. С. шахматист. С. охотник. 3. Проникнутый страстью 1 (в 1 знач.), чувством любви; чувственный. С.… … Толковый словарь Ожегова

    страстный - страстный, кратк. ф. страстен, страстна (устаревающее страстна), страстно, страстны; сравн. ст. страстнее и страстнее. Произносится [страсный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: страстен, страстна и страстна, страстно, страстны; страстнее; нар. страстно 1. Страстным называют очень сильное чувство. Страстная надежда. | Страстная любовь. 2. Страстным называют слова, речь и т. п.,… … Толковый словарь Дмитриева

    страстный - [сн], ая, ое; тен, тна/ и тна, тны 1) Сильно и пылко чувствующий, остро и сильно воспринимающий и переживающий все. Он [Добролюбов] был человек чрезвычайно впечатлительный, страстный, и чувства его были очень порывисты, глубоки, пылки… … Популярный словарь русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. страсть I, связанный с ним 2. Проникнутый сильным, напряженным чувством; чрезвычайно сильный. 3. Целиком и с крайним увлечением отдающийся какому либо делу, влечению, страсти. 4. Весь проникнутый чувством любви; крайне… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Страстный, страстная, страстное, страстные, страстного, страстной, страстного, страстных, страстному, страстной, страстному, страстным, страстный, страстную, страстное, страстные, страстного, страстную, страстное, страстных, страстным, страстной … Формы слов

    страстный - стр астный; кратк. форма тен, астн а, тно … Русский орфографический словарь

    страстный - кр.ф. стра/стен, стра/стна/, стра/стно, стра/стны; страстне/е … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Страстный разум , Крамер Джоэл. "Чтобы наилучшим образом использовать дар мышления, важно понимать природу того или иного мировоззрения и осознавать его последствия, знать, как связаны с ним мораль и духовность. Для этого…
  • Страстный разум. Расширение личной и социальной осознанности , Джоэл Крамер, Дайана Олстед. `Чтобы наилучшим образом использовать дар мышления, важно понимать природу того или иного мировоззрения и осознавать его последствия, знать, как связаны с ним мораль и духовность. Для этого…

СТРАСТЬ

СТРАСТЬ 1.

1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок?» Гончаров . «Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина?» Некрасов . «Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям.» Тютчев .

|| к чему, с инф. и без доп. Сильное влечение к чему-нибудь, постоянная склонность. «В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть?» Пушкин . «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.» Л.Толстой . «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» Крылов . «Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть.» Кокорев . «У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет.» Крылов .

2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. «Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.» Пушкин . «Наука страсти нежной, которую воспел Назон.» Пушкин . «Ты ему отдаешься со страстию.» А.Блок .

4. Страх, ужас, нечто страшное (прост.). - Развоевался так, что на поди. «Страсти, да и только! Посуду колотит.» А.Островский . «Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол.» А.Н.Толстой .

❖ До страсти (прост.) - крайне, очень. «Он до страсти любил карты.» А.Тургенев . «Любит до страсти свой низменный край.» Некрасов .

2.

СТРАСТЬ 2 , нареч. (прост.). Очень, крайне, весьма. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.» Гончаров .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТРАСТЬ" в других словарях:

    страсть - страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    страсть - Страсть … Словарь синонимов русского языка

    Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля

    - [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева

    Страсть - Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля

    1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова

    СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова

    См. горячность, любовь, очень пылать страстью... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры