Упражнения на развитие умения импровизировать. Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Главная / Психология

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Слово "импровизация" (лат. improvisus) означает "неожиданный, непредвиденный, внезапный". Импровизация чаще всего рассматривается в рамках творчества, особенно музыкальной деятельности. Исследование импровизации вне творчества невозможно, так как она является одновременно и видом, и компонентом творчества. Развитию творческих способностей педагога посвящены труды многих известных отечественных ученых (Ю. П. Азаров, Д. Б. Богоявленская, К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и мн. др.). Одни труды посвящены разработке понятийно-терминологического аппарата проблемы творчества как специфического акта человеческой деятельности, изучению его особенностей и механизма (Т. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн и др.). Другой комплекс исследований направлен на изучение личности как субъекта творческой деятельности и формирование творческой индивидуальности (Ю. П. Азаров, В. И. Загвянский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.).

Важным качеством, которым должен обладать человек для умения импровизировать, является воображение.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Значит, воображение является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии. А развивается она особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как их роль - помочь овладеть учащимся познавательными, регулятивными, коммуникативными и другими навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров, а также приемы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации .

Приведенные ниже упражнения можно применить на уроке музыки для развития творческого воображения, мышления и фантазии.

Упражнение 1.

Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

Слова: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

Слова: Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс "Венецианская ночь");

Слова: сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

Упражнение 2.

Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.

  • а) Моцарт - солнечный, праздничный - сочиняет, творит, вдохновляет - мы любим его музыку - классик;
  • б) оркестр - симфонический, камерный - играет, гастролирует, выступает - четыре группы музыкальных инструментов - коллектив;
  • в) квартет - вокальный, инструментальный - импровизирует, гастролирует, музицирует - Иван Крылов написал басню - ансамбль;
  • г) барокко - причудливый, вычурный - увлекает, вдохновляет, завораживает - перламутровая жемчужина неправильной формы - стиль.

Упражнение 3.

На исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три-четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Найдите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков, тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты лишние, они должны быть исключены. Целью упражнения является нахождение как можно большего количества вариантов, объединяющих сходные объекты и исключающих "лишний" объект.

Пример: Даны четыре картинки с изображением музыкальных инструментов (рисунок 1):1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. скрипка. Какая картинка лишняя? На всех четырех картинках изображены музыкальные инструменты. Лишняя - картинка со скрипкой, потому что она одна относится к струнно-смычковой группе инструментов, а остальные инструменты на картинках из медно-духовой группы.

Рис. 1. 1

Упражнение 4.

Задача. В симфоническом оркестре есть духовые инструменты: кларнет, флейта, туба, труба.(рисунок 2). Реши задачу и выбери правильную картинку.

Кот Василий не играет ни на кларнете, ни на тубе. И кот Мурзик не умеет играть на кларнете. Бурундучок Хома не умеет играть на флейте, на которой играет мышонок Фома. На каком инструменте играет бурундучок Хома?

Рис. 2. 1

Упражнение 5.

Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Пример: Патетическая соната Бетховена - трагическая - драматическая - взволнованная - бурная - стремительная - увлекающая - героическая - победа - ликование.

Упражнение 6.

Определи звучащий инструмент.

Заранее раздаются карточки с изображениями музыкальных инструментов. При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и поднимают карточку с его изображением.

Упражнение 7.

Найди карточку соответствующую музыкальному образу. Заранее раздаются карточки с изображениями. Например: музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит"). При прослушивании ребята поднимают нужную карточку.

Упражнение 8.

Создание звуковых картин

Пример: звуковая картина "В зимнем лесу"

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

"Идём по снегу" - дети равномерно хрустят целлофаном.

"Бежим" - хрустят в быстром темпе.

"Остановились, прислушались" - пауза.

"Зашумели ветви деревьев" - дети шуршат листами бумаги.

"Сосульки" - звучит треугольник или металлофон.

"Дятел стучит" - карандашами по столу.

Упражнение 9.

Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке "Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук - музыкальный образ - способ его воплощения.

Упражнение 10.

Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

Упражнение 11.

Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки могут писать сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также можно сочинять сказки и рассказы.

Упражнение 12.

"Перевод на язык другого вида искусства". Можно предложить несколько творческих заданий, основанных на этом приеме - после прослушивания и анализа музыкального произведения "перевести" его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Вокальная импровизация позволяет развитию даже самых слабых учеников, очень часто дети без особых музыкальных способностей начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все ученики класса.

Рассмотрим подробнее виды и приемы вокальной импровизации, используемые на уроках музыки (автор Рачина Б.С.) :

Первая импровизация - диалогическая, состоящая из двух строчек: вопрос - ответ.

Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задает учитель, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.

Импровизация на эмоционально-образную ситуацию. Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Можно сочинить целый "музыкальный спектакль", в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку "Мы гуляем в поле и в лесу", где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.

Импровизация на жанр. Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.

Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца польки, сложнее дело обстоит с вальсом - там надо обязательно связать мысленно мелодию с трехдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, учитель должен перед началом пения дать метрическую настройку (весь класс отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчеркивая сильную долю и проговаривая: "ма-моч-ка").

Импровизация на определенное настроение. Дать задание спеть веселую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Этот вид импровизаций очень хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.

Импровизация на стихотворный текст с целью создания яркого эмоционального музыкального образа - распространенный и очень полезный для музыкального развития ребенка вид импровизации.

Импровизация в заданном ладу: спеть мелодию в мажоре или миноре. Игра-переодевание: учитель поет мелодию в мажоре - детям надо спеть ее вариант в миноре. Подобная игра возможна только в очень сильных классах.

Сочинение мелодий на предложенный стихотворный текст в определенном ладу.

Импровизация в заданном размере как вокализом, так и на выбранный текст. Можно предложить детям путем ритмизации выбрать тексты любимых стихотворений для сочинения песенки в двухдольном или трехдольном размере (задание только одно).

Импровизация мелодии на заданный ритм. Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определенных ритмических мотивов, например: пунктирного ритма, ритма вальса, ритма мазурки, ноты с точкой и так далее.

Очень интересна работа по импровизации на определенную интонацию. Вначале дети должны хорошо освоить интонации (полутон, чистая кварта, интонация квинты - V-I, интонация трезвучия и так далее). Затем им предлагается спеть мелодию, которая начинается с предложенной интонации. Постепенно, по мере овладения интонацией, дети сочиняют мелодии (вокализом), в которых предложенная интонация может находиться и в начале, и в середине, и в конце мелодии. Мелодия при этом должна быть ладово осмысленна, и иметь ясную структуру. Очень интересно проходит игра, когда класс делится на тех, кто сочиняет, и тех, кто проверяет, выполнены ли условия импровизации (есть ли заданная интонация в спетой мелодии). Этой работе стоит уделить особое внимание в третьем классе - так закрепляется интонация нисходящего полутона, чистая кварта, трезвучие. В импровизациях с чистой квартой можно ввести и второй этап: предложить сочинить мелодию марша (импровизация на жанр), в которой звучит интонация чистой кварты.

Очень важна роль вокальной импровизации в процессе формирования ладового чувства, ощущения устойчивости и неустойчивости (завершенности и незавершенности мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники. Здесь полезны диалоги учителя и учеников вопросно-ответной структуры, исполняемые вокализом. Фразу, оканчивающуюся на V ступени или на II-VII ступенях, надо повторить, закончив ее тоникой. Постепенно усложняется интонационный строй фраз, объем вопроса доводится до предложения - дети соответственно изменяют свои ответы. Дети сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. Этот вид импровизации был подготовлен импровизацией на тексты диалогической структуры. Теперь можно вернуться и к текстам диалогической структуры, осознанно сочиняя вопросительную и утвердительную интонации, заканчивая на тонике. Эта работа также начинается в третьем классе, а продолжаться может еще несколько лет, пока дети не подрастут настолько, что им это станет неинтересно.

Импровизация в определенной форме - итог всей работы первых трех лет в области вокальной импровизации. Этим видом импровизации следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трехчастную форму, форму рондо, вариационную форму. Сочинять легче всего в трехчастной форме. В процессе работы по определению формы музыкальных произведений дети уже усвоили, что изменение характера музыки связано с изменением выразительных средств музыки, поэтому, давая первые задания, надо обусловить изменение одного из них: жанра, лада, темпа. Например: можно предложить детям сочинить марш в первой части, песню - во второй, а в третьей - повторить марш. На первых порах дать такое задание двум ученикам: один сочиняет марш, а другой - песню, по мере приобретения учащимися определенных навыков можно требовать выполнения данного задания уже с одного ребенка. Перенося опыт музыкального анализа художественных музыкальных произведений на импровизацию, дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двухчастной и трехчастной форме. По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен - марш - поручается исполнять одному из самых способных детей, а эпизоды импровизируют два других ученика, также вначале отталкиваясь от жанра.

Приемы с использованием вокальной импровизации:

Первые шаги в импровизации - "Приветствие", где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Но это не должно вызывать тревоги: начальный этап освоений навыков импровизации обычно строится на подражательности учеников своему учителю. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения. Для начала учитель поет свое приветствие на одной ноте на слова:

Дети, добрый день. (Везде в импровизациях будут нотные примеры.)

В хоровом ответе дети повторяют высоту его интонации и ритмический рисунок:

Добрый день, добрый день.

Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.

Второй вариант приветствия учитель поет в движении по нисходящему звукоряду (соль-до):

Здравствуйте, ребята.

Ответ детей строится на нисходящем тоническом трезвучии:

Здравствуйте.

Чтобы развить эмоциональный заряд, полученный от такого приветствия, его можно несколько продлить, добавив приветствие "по ролям". Тогда учитель еще дополнительно обращается, пропевая тот же мотив, сначала к девочкам со словами "здравствуйте, девочки", а затем - к мальчикам со словами "здравствуйте, мальчики". В каждом случае нужные группы детей поют прежний ответ: " Здравствуйте".

Если сделать ответы на музыкальное приветствие учителя индивидуальными, по желанию школьников, то можно добавить к вокальной импровизации инструментальное сопровождение. Скажем, учитель "комментирует" свою фразу звоном треугольника, а дети - колокольчиков. Как правило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и будет являться первым шагом к инструментальной импровизации.

Музыкальное приветствие сразу вводит детей в нужный рабочий настрой, способствуя тому, что дети с первых шагов готовятся к предстоящей необычной деятельности.

Интересным для детей является "омузыкаленное" обозначение окончания урока, когда прощание педагога с детьми и их ответ также поются, а не проговариваются.

Например, учитель поет слова прощания на мотив нисходящего звукоряда (соль - до):

До свидания.

Ответ детей повторяет фразу педагога:

До свидания.

Мотив прощания можно разнообразить, используя мелодии, только что изученные ребятами на уроке.

К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: "Как тебя зовут?"

Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

После того как все дети произнесут нараспев свое имя, на следующих занятиях задание можно усложнить, потребовав "полного ответа" на просьбу учителя. Теперь ответ должен выглядеть так:

меня зовут + имя.

Следующий этап ответа:

меня зовут + имя + фамилия.

Эпизод "Знакомство" можно использовать на уроках в течение всей первой четверти первого класса. Целесообразно совместить его с некоторыми игровыми добавлениями. Например, прием под названием "Эхо". Весь класс хором повторяет ответ одного школьника, формируя тем самым внимательность восприятия и интонационную чуткость. Или к распеву имени добавляются хлопки и звуки шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования длительностей. В качестве задания для самостоятельной работы можно порекомендовать ребятам подобрать "мелодию" своего имени на разновысотных инструментах - металлофоне, дудочке, фортепиано.

Первые попытки учащихся еще не представляют большой объективной ценности, но они имеют существенное значение для детского музыкального развития.

Вот другие задания, в которые включается вокальная импровизация. При этом вместе с умением импровизировать дети получают практику расширения вокально-певческого диапазона.

"Диалог учителя и ученика". Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть "на свободную тему" (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

импровизация творческий психологический память

Список использованной литературы

Многие мыслители прошлого размышляли о таланте и творчестве, но только в XX веке ученые и вплотную подошли к изучению этого вопроса. Принцип самоактуализации личности пропагандировали А. Маслоу и сторонники гуманистической психологии. Они выделили основные черты талантливого человека:

  • аффективное (эмоциональное) переживание действительности: такой человек ярко и не предвзято воспринимает окружающую мир, и, при этом, адекватно реагирует на происходящее;
  • непосредственность, т.е. он не подвержен силе стереотипов, мнение окружающих не является для него авторитетным;
  • свежесть восприятия;
  • умение сосредоточиться на деле;
  • независимость суждений, самостоятельность;
  • чувство общности с другими людьми и обществом в целом;
  • Принятие себя и других, не желание кого-то изменить для своих нужд;
  • чувство юмора;
  • «творческое начало» проявляется в желании выражать себя, быть понятым, а также искать новые пути и методы для этого.

Следующие упражнения взяты из монографии Н.В. Рождественской «Креативность. Пути развития и тренинги.» Она считает, что необходимо развивать способность к импровизации через общение с вдохновляющими педагогами, дружественную атмосферу в коллективе, а также при помощи специальных упражнений на развитие мышления, восприятия, чувств.

«Ассоциации». Участники сидят в кругу. Цель всех создать цепочку связанных ассоциаций (в другом варианте несвязанных). Упражнение усложняется тем, что ведущий отбивает ритм хлопками или карандашом по столу. Кто не успел — выбывает из игры.

В первом варианте ассоциации идут по кругу, во втором, более сложном, участники показывают рукой на следующего, кто будет говорить. Необходимо достичь полного автоматизма возникновения ассоциаций.

Упражнение развивает спонтанность и быстроту возникновения ассоциаций, что необходимо для развития креативности.

«Привязанная ассоциация». Ведущий называет какой-нибудь предмет, например, «стол». Задача участников сохранить в сознании мысль об этом предмете, не уводя его в сторону. Необходима внутренняя мотивация, чтобы сохранить внимание на предмете. Через заданное время ведущий спрашивает о видениях, которые неизбежно возникали при этом упражнении.

Развивает произвольное внимание и образность мышления.

«Уходящие ассоциации». Как и в предыдущем упражнении, ведущий называет предмет, например, «лампа». Но теперь участники должны отпустить свое внимание и поддаться ассоциациям, которые приходят в голову. Через несколько минут ведущий просит участников восстановить цепочку ассоциаций.

Упражнение развивает непроизвольное внимание и абстрактное мышление.

«Шляпа». Необходимы две шляпы с широкими полями. На площадку выходят два участника. Ведущий задает ситуацию, например, «теперь вы два работника ЖЕКа». Задача играющих изящно снять шляпу с противника. Дается одна попытка — если один попытался и у него не получилось, то он проигрывает. Важно вплести это в канву истории, сделать артистично и непринужденно.

Упражнение тренирует органичность в диалоге, умение рисковать, не избегать встречи. Наряду с тренировкой распределения внимания, это упражнение помогает в развитии спонтанности: не планировать будущее, а действовать в зависимости от обстоятельств и своего чутья.

«Монолог вещи». Первый участник выбирает любой предмет, находящийся в комнате, с которым он себя идентифицирует. От имени этого предмета необходимо произнести короткий монолог. Не важно, если и другие участники будут выбирать этот же предмет. Можно, чтобы следующие участники продолжали монолог.

Это упражнение позволяет объединить поток ассоциаций в единый непрерывный рассказ. Тренировка произвольного и непроизвольного внимания, умение создавать ленту ассоциаций, переключаться с одного видения на другое обеспечивают пластичность нервной системы.

Другой вариант — работа в паре. Четверо участников объединяются по двое. Теперь это как 2 человека. Они движутся, реагируют и разговаривают вместе. Важно настроиться на партнера, чтобы отвечать вместе. Ведущий задает ситуацию, например, «в магазине», «на остановке» или другое.

Важны рождение совместного мышления, чувство единства, общности к группе или человеку, умение угадывать мысли партнера.

«Если птичка, то какая?». Доброволец выходит за дверь. В это время оставшиеся участники загадывают кого-то из присутствующих. Входит водящий. Он каждому задает вопрос такого типа: «Если машина, то какая?», «Если фрукт, то какой?», «Если книга, то какая?». По названным ассоциациям он должен угадать человека.

Эта игра требует изобретательности, метафоричности мышления, наблюдательности.

«Море волнуется!». Для этой игры необходимы стулья. Причем стульев должно быть на единицу меньше, чем количество участников. Их необходимо расставить в хаотичном порядке по комнате, но так, чтобы между ними можно было легко пройти. Выбирается ведущий. Он стоит в центре комнаты. Другие участники рассаживаются. Каждый из них загадывает слово (существительное или прилагательное), говорит его ведущему. Ведущий начинает рассказ и вплетает туда слова других участников. Тот, чье слово было произнесено, становится за ведущим и идет за ним дальше. Когда ведущий «собрал» всех участников, он должен органично закончить свой рассказ словами «Море волнуется!». Все бросаются к стульям, чтобы сесть на свободные места, а ведущий пытается захватить место зазевавшегося игрока. Оставшийся без стула становиться водящим.

Выход есть!

Количество игроков: любое. Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Участникам предлагаются затруднительные ситуации, из которых им необходимо найти оригинальный выход. Игроки наугад вытаскивают по одной карточке, вслух читают написанные там вопросы, либо это делает ведущий. Для подготовки им дается немного времени.

Примеры ситуаций:

  • Вы проиграли зарплату своих подчиненных (общественные деньги) в казино. Ваши действия?
  • Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?
  • Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?

Примеры ситуаций для женщин:

Побеждает игрок, который окажется самым находчивым, а степень находчивости определяется аплодисментами зрителей.

Телефонный разговор

Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Ведущий: В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных переговоров очень важно умение слушать (и слышать!), четко формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т.д. Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного разговора. Оцениваются фантазия и юмор!

Итак, в конкурсе участвуют два игрока. По условию игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок. Условия разговора указаны в карточках:

1-й вариант карточек

1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте собеседника выслушать вас.

2) Вы - злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым. Трубку класть запрещается.

2-й вариант карточек

1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно: рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о моде и т.д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае прекращать разговор.

2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом. Первой заканчивать разговор нельзя.

Красноречивая картина

Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин.

Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для того, чтобы войти в образ, примите позу, в которой находится персонаж на полотне и… говорите, что вы думаете и чувствуете!

Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»:

  • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
  • «Аленушка» Васнецова
  • «Юдифь» Джорджоне
  • «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • «Три богатыря» Васнецова
  • «Охотники на привале» Перова и т.д.

Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора). Побеждает самый красноречивый участник.

Рекламный ролик

Участники делятся на пары, им на выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, шоколад, чайник, часы, утюг и т.д.). Задача игроков – за 10-15 минут отведенного времени придумать рекламный ролик выбранного предмета. Оцениваются смекалка, юмор, артистичность. Победителей определяют зрители аплодисментами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры